9. Кобышева Л.И. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения студентов вуза // Общество: социология, психология, педагогика. - 2014. - №4. - С. 40-46.
10. Кобышева Л.И. Психолого-педагогическое сопровождение формирования личностных качеств социального педагога в условиях вузовского социума // Научное мнение. - 2013. - .№4. - С. 142-145.
11. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2008.
12. Молодцова Т.Д., Гура В.В, Ефремова О.И. и др. Психолого-педагогические аспекты социализации личности. Таганрог. Издательство ТГПИ. 2006.
13. Молодцова Т.Д., Кобышева Л.И., Шалова С.Ю. Подготовка студентов вуза к работе с дезадаптированными детьми и подростками. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 148 с.
14. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М., 2008.- 320 с.
15. Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей и подростков в образовательных учреждениях / Отв. ред. О.И. Ефремова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед ин-та, 2008. - 247 с.
16. Становление готовности будущих педагогов-психологов к профессиональному труду на этапе вузовского образования / Отв. ред. О.И. Ефремова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед ин-та имени А.П. Чехова, 2011. - 299 с.
17. Шаповалова, В.С. Нормативно-правовые и этические основы деятельности педагога-психолога: учебное пособие / В.С. Шаповалова. - Таганрог, 2013. - 71 с.
18. Шаповалова, В.С., Челышева, И.В. История, теория и методика профориентационной работы в школе/ под ред. В.С. Шаповаловой.- Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2011. - 207 с.
О.А. Липовая, А.А. Корниенко ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА
Аннотация. В статье рассматривается терроризм как одна из глобальных проблем современной действительности, а также профилактика терроризма как одно из основных направлений борьбы с террористическими актами в социальной среде. Описываются характерные черты терроризма с точки зрения различных авторов. Представлены основные психопрофилактические подходы к предупреждению проявлений терроризма.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, террористический акт, характерные признаки терроризма, борьба с терроризмом, профилактика терроризма.
O.A. Lipovaya, A.A. Kornienko PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF WARNING OF TERRORISM
Abstract. The article considers terrorism as one of the global problems of modern reality, as well as the prevention of terrorism as one of the main directions of combating terrorist acts in the social environment. The characteristics of terrorism are described from the point of view of various authors. The main psycho-preventive approaches to the prevention of manifestations of terrorism are presented.
Key words: terrorism, extremism, terrorist act, characteristic signs of terrorism, fight against terrorism, prevention of terrorism.
Интерес к данной теме объяснен тем, что терроризм во всех его проявлениях и формах, по своей жестокости и масштабности преобразился на сегодняшний день в одну из самых злободневных и острых проблем всеобщей значимости. Проявление терроризма влекут за собой многочисленные человеческие жертвы, разрушаются материальные, духовные, культурные ценности, которые впоследствии невозможно восстановить веками. Он порождает недоверие и ненависть между национальными и социальными группами. Террористические акты повергли к необходимости основания международной системы борьбы с ним. Для большинства людей, организаций, групп терроризм стал методом решения политических, религиозных, национальных проблем. Терроризм принадлежит к тем типам преступного насилия, жертвами какового могут стать вовсе невинные люди.
Исследуемая тема актуальна, так как одним из основных направлений борьбы с террористическими актами в социальной среде выступает именно их профилактика. Наиболее важно осуществление подобной профилактической работы в молодежной среде, потому что именно эта среда в силу ряда разнообразных факторов является одной из особо уязвимых в смысле подверженности негативному влиянию различных криминальных и антисоциальных групп. Материальная и социальная незащищенность молодежи, многократный максимализм в суждениях и оценках, психологическая незрелость, существенная зависимость от чужого мнения - это всего лишь некоторые причины, позволяющие говорить о вероятности легкого распространения конкретных идей среди российской молодежи. Однако данные идеи в молодежной среде обретают значительное распространение. Бесспорно, осуществлять профилактику терроризма среди молодежи куда выгоднее, чем устранять последствия аналогичных явлений.
С точки зрения политической психологии, терроризм - это форма, метод социально-политической борьбы, исполняемые путем регулярного применения безграничного насилия или угрозы его применения, вплоть до убийства, в целях уничтожения, подавления, и устрашения политических и других противников [1, 154]. Эти все определения необходимо понимать как преступное деяние, которое состоит в применении насилия или в угрозе насилием в отношении отдельных лиц либо группы лиц и сопровождается устрашением населения, и преднамеренным созданием обстановки страха, подавленности, напряженности. Главной целью при этом является оказание воздействия на принятие решений, которые выгодны террористам и отличаются повышенной общественной опасностью и публичным характером его совершения.
В нынешней юридической литературе осведомленной проблемам терроризма, В.Л. Васильев выделяет некоторые характерные признаки терроризма как преступного деяния [4, 285].
По первому признаку отличительной чертой терроризма представляется то, что он вызывает высокую общественную опасность, образующую в результате совершения общеопасных деяний или же угрозы таковыми. В то же время, умыслом террориста охватывается причинение смерти лицам, каковые захватываются в качестве заложников, пребывают неподалеку от места взрыва и т.п.
Во втором признаке В.Л. Васильев говорит о том, что терроризм отличает публичный характер его исполнения. Иные преступления, как правило, совершаются без претензии на огласку, а при уведомлении лишь тех лиц, в действиях каковых имеется интерес у виновных. Терроризм же без широкого разглашения, без открытого предъявления условий не существует.
По третьему признаку, характерной чертой терроризма является преднамеренное образование обстановки напряженности, подавленности и страха. При всем при этом, основывается эта обстановка напряженности и страха не на отдельном или узкогрупповом уровне, а на уровне социальном, и выступает в роли объективно сложившегося социально-психологического фактора, воздействующего на других лиц и вынуждающего их к каким-либо действиям в заинтересованностях террористов или признанию их условий. Игнорирование отмеченных обстоятельств, повергает то, что к терроризму иногда относят всевозможные действия, породившие беспокойство и страх в общественной среде. Впрочем, терроризм тем и различается от иных порождающих страх преступленных деяний, что здесь страх появляется не сам по себе, в следствии возымевших публичный резонанс деяний и создается виновными не ради самого страха, а из-за других целей, и служит самостоятельным объективным двигателем направленного воздействия, при котором формирование обстановки страха выдвигается не в качестве цели, а в качестве средства достижения цели. Следовательно, формирование обстановки страха есть выражение терроризма, выражение его сути, а не его окончательная цель.
В четвертом признаке, с точки зрения В.Л. Васильева, особой чертой терроризма выступает то, что при его свершении общеопасное насилие используется касательно одних лиц или собственности, а психологическое воздействие с целью склонения к обусловленному поведению оказывается на других лиц, т.е. насилие здесь воздействует на принятие решения потерпевшим не непосредственно, а опосредованно - через выработку (хотя и вынужденно) волевого решения самим потерпевшим лицом (физическим или юридическим или группой лиц) в следствии созданной обстановки страха и выраженных на этом фоне стремлений террористов [4, 235].
Следует отметить, что в отечественной юридической литературе терроризм рассматривался как крайняя форма проявления экстремизма [12, 56]. Под экстремизмом в российской правовой доктрине понимается:
1) деятельность физических лиц и разнообразных организаций по распределению организации, совершению и подготовке действий, сориентированных на насильственную переделку основ конституционного строя и развала целостности России, подрыв безопасности РФ, завоевание или приписывание властных полномочий, разработка незаконных вооруженных формирований, проведение террористической деятельности и т.д.;
2) публичная демонстрация и пропаганда нацистской и схожей с ней символики или атрибутики;
3) общественные призывы к показанной деятельности;
4) оплачивание указанной деятельности [12, 43].
Следовательно, объяснение понятия терроризма представляет собой одну из самых сложных проблем практики борьбы с преступностью и мировой науки. В данный момент существует большое количество понятий терроризма, ни одно из которых не признано общепринятым. Таковое положение обуславливается как сложностью явления, каковым является терроризм, так и условиями субъективного характера, имеющимися на международном и внутригосударственном уровнях.
Изучение структуры терроризма, как преступления по отношению к социуму, является важным и необходимым для результативной работы по раннему выявлению, и что достаточно
важно, предупреждению появления возможностей любых проявлений агрессии. Исследование психологии терроризма дает возможность успешно создавать профилактическую работу среди населения, в частности молодого поколения, по разъяснению крайней социальной опасности терроризма, противостоять данной преступной деятельности, пресекать ее всеми методами, способами и средствами, своевременно обнаруживать террористов и террористические угрозы. Успех борьбы с этим социально-опасным явлением в большей степени зависит от понимания его причин возникновения и сущности [12, 110].
Как известно, политичский терроризм является разновидностью политического насилия. Политический терроризм за последние несколько лет стал одной из основных проблем мирового сообщества. Основной мишенью для политического терроризма служат символы государства, наиболее значимые социальные нормы и государство в целом. С точки зрения политической психологии, терроризм — это борьба легитимной власти против нелегитимной власти с применением неограниченных методов и средств давления на психическое состояние противника для фальсификации смысла, ценностей и целей противника на свой смысл, ценности и цели [9, 365].
Стратегия терроризма, согласно М.И. Еникееву, формируется на непризнании так называемых цивилизованных норм ведения борьбы: соблюдения «права войны» (правовые ограничения, которые наложены международным правом на воюющих в деле применения средств подавления противника), «международного военного права», «обычаев войны», «законов войны» (ограничений, которые устанавливает международное право, в их рамках возможно применение силы для поражения неприятеля) [11, 211].
Борьбой с терроризмом является борьба за сознание человека в обстановке всеобъемлющих изменений в мире. Цель терроризма, по М.И. Еникееву, - это психолого-политическая дестабилизация социума, которая способна привести к финансовым коллапсам, сменам власти, сокращению производства, остановкам транспортных потоков - всего, что материально воплощает отвергнутый для террористов мир других людей [8, 327]. Терроризмом называется заражение других психолого-политической нестабильностью, которой террорист страдает сам. В связи с этим, диагностика терроризма, его «лечение», прогноз заключается не только в уничтожении и выявлении его военизированных структур, но и в оптимизации и точном знании причин его существования: причин его психолого-политического дисбаланса [7, 164].
В XX веке впервые в истории человечества терроризм приобрел статус глобальной проблемы современности. Поэтому необходимо детальное изучение данного явления. Прежде всего, надо разобраться в мотивах участия в террористической деятельности.
Мнение большинства исследователей базируется на том, что личность террориста отличает психологическая ущербность. Очень вероятно, что такой человек испытывает дефицит чего-либо в жизни, причем с самого детства. Поэтому, психологическая стабилизация и гармонизация семейных отношений является в настоящий момент одной из главных составляющих профилактики терроризма и вовлечения в террористическую деятельность всё большего количества молодежи.
Терроризм — это явление как психологическое, так и политическое. Террористы, по мнению Р.С. Тамаева, способны самым серьезным образом трансформировать социальную атмосферу, посеять неуверенность, страх, недоверие к государственным аппаратам [15, 189]. Р.С. Тамаев также считает, что террористов можно и необходимо наказывать и обезвреживать, но победить терроризм как явление можно будет только в том случае, когда в социуме будет создана такая атмосфера, что все, в том числе и сами террористы, осознают, что даже для единомышленников их политических и религиозных взглядов, они, в лучшем случае, являются опасными сумасшедшими. Бороться с террористами, говорит Тамаев Р.С, - это задача государства, но победить их способно только общество [15, 191].
Согласно В.Ю. Бельскому профилактика (предупреждение) терроризма выполняется по трем основным направлениям [2, 255]. Согласно первому направлению, должно осуществляться формирование системы противодействия идеологии терроризма. Ко второму направлению, по мнению этого автора, относится осуществление мер организационного, правового, административного, оперативного, режимного, технического и военного характера, которые направлены на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств. Третье направление должно заниматься усилением контроля над соблюдением административно-правовых режимов [2].
Особая роль в профилактике (предупреждении) терроризма принадлежит эффективному осуществлению административно -правовых мер, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Исходя из этого, Я.Д. Вишняков выделяет следующие направления в работе по предупреждению терроризма и экстремизма в процессе образования [5, 121]:
-анализ социокультурной, исторической, философской стороны процессов, происходящих в сфере молодежной культуры;
-необходимые обществу и государству научно-обоснованные практические рекомендации по предупреждению терроризма и экстремизма;
-профилактическая работа по борьбе с проявлениями экстремизма среди молодежи; -структурная разработка профилактических мер, в состав которой войдут общественно -культурные условия становления толерантности в учебно-воспитательном процессе; -модернизация системы культурно-досуговой деятельности в молодежной среде; -значительный рост доступных для большого количества молодежи культурных благ; -создание авторитетных социальных массовых молодежных организаций, объединяющих и воспитывающих подрастающие поколения на основе положительных образцов; -творческая реализация и консолидация личности в среде ровесников;
-интенсификация профессиональной подготовки молодёжи, способной к воплощению жизненных перспектив;
-учет качественной профессиональной подготовки подрастающего поколения в системе профилактических мер по борьбе с экстремизмом в молодёжной среде;
-воплощение нужд личности в самоопределении, культуре межнациональном общении [5, 95].
Профилактика экстремизма и терроризма должна проводиться в системе образования. Такого вида работа по профилактике, прежде всего, начинается с формирования у работников образовательной сферы навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о культуре и идеологии толерантности, толерантной городской среде. Таким же образом следует внедрить и разработать в учебно-воспитательный процесс комплексов образовательных программ, направленных на профилактику экстремизма и терроризма, укрепление установок толерантного поведения и сознания в молодежной среде. Важной считается работа над формированием социальных, в том числе и межнациональных, отношений. В связи с этим, наиболее актуальным становится проведение тематических мероприятий, которые будут направлены на развитие народных традиций и национальных культур, совершенствование методов и форм работы с молодёжью по пропаганде принципов толерантности, этнических культур.
Молодёжь во многом определяет направление дальнейших преобразований российского социума. В связи с этим наиболее актуальной становится работа по расширению идей толерантности в молодежной среде, как наиболее активной общественной группой, которая призвана в будущем установить диалог между разными культурами и народами [6, 136].
Интересной, на наш взгляд, является точка зрения исследователя О.А. Липовой, которая считает, что развитие критического мышления у студентов высшей школы поможет снизить вероятность проявления террористической деятельности [10].
Эффективное противостояние экстремизму, по мнению И.Н. Сорокотягина, должно опираться на познание закономерностей развития и становления субъекта экстремистской деятельности, прогнозирование перспектив и интенсивности экстремистских действий [14, 174].
Профилактикой экстремистской деятельности в среде молодежи, с точки зрения М.К. Ар-чакова, является область практики и науки общественной работы, интенсивно связанной с профилактикой психического здоровья, с вопросами эффективной приспособленности к жизни и окружающей среде, с проблемами воспитания, педагогики, общения и в целом понимания людьми самих себя и друг друга [1, 56].
Во многих странах профилактика экстремистской деятельности осуществляется в основном силовыми и юридическими методами, потребность в которых очевидна, однако они не могут заменить полностью психопрофилактические меры.
На сегодняшний день выделяют несколько основных психопрофилактических подходов к предупреждению проявлений экстремизма [16,43].
Первый психопрофилактический подход основан на распространении информации об организациях экстремистского толка и об экстремизме в целом. Данный подход является самым распространенным типом превентивных стратегий. Он основан на предоставлении информации об экстремистских организациях и об опасности их националистических, религиозных, политических идей, приведении фактов жизненных трудностей, мотивах и ситуациях членов данных организаций. Социальные работники создают проекты и устраивают акции для информирования молодежи об экстремистской деятельности.
В настоящее время этот метод частично комбинируется с другими типами интервенций, так как сам по себе он не является эффективным. Несмотря на то, что информационные программы способствуют повышению уровня знаний, они могут лишь дать толчок к отвращению, всякого рода нетерпимости. Большинство таких программ не включают в себя задач, направленных на изменение поведения молодежи, формирование у них толерантности, национал и веротерпимости, и не отвечают на вопрос, как может самореализоваться молодой человек в настоящее время.
Чаще всего эти программы недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее, совсем отказываться от них преждевременно. Информация об опасности экстремистских организаций должна даваться как можно более подробно и вплетаться в структуру других программ, имеющих более широкие цели [2, 48].
Следующим является подход, основанный на аффективном обучении. В основе данного подхода лежит теоретическое положение о том, что проявлять нетерпимость к «другим» начинают, прежде всего, люди у которых недостаточно развита эмоциональная сфера, зачастую они воспитываются в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций. Аффективное (интенсивное эмоциональное) обучение основывается на понимании того, что нетерпимость чаще развивается у личностей с трудностями в выражении и определении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска — неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию), низкую самооценку. Из этого следует, что у них не развивается умение накапливать чужой и собственный опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в стрессовых сложных ситуациях. Кроме того, люди с плохо развитой способностью открыто проявлять свои эмоции, обычно скованны в проявлении чувств, недостаточно общительны, низко оцениваются ровесниками и в связи с этим готовы любой ценой, даже путем преступлений, включиться в группу ровесников и быть там принятыми. Социальным работникам при этом подходе следует учить клиентов рационально управлять своими эмоциями [13, 125].
Несмотря на то, что данная модель и является эффективной, в современных условиях она не может быть использована изолированно от других, так как идеи экстремизма в настоящее время распространились не только на подростков, имеющих проблемную эмоциональную сферу, но и на многие другие слои этой возрастной группы. Помимо этого, отечественная культура воспитания ребенка предусматривает определенные эмоциональные запреты на чрезмерное эмпатическое сопереживание, что, несомненно, плохо влияет на развитие личности в целом.
Далее выделяется подход, основанный на влиянии социальных факторов. Данный подход основывается на понимании того, что влияние ровесников и семьи играет важную роль, препятствуя или способствуя зарождению экстремистских идей. С точки зрения этого подхода ключевым фактором развития человека является общественная среда, в качестве источника обратной связи, наказаний и поощрений. В связи с этим подчеркивается важность общественно ориентированной интервенции, которая представляет собой специальные программы для родителей, или программы, которые направлены на предупреждение возможного общественного давления экстремистской среды [3, 126].
Одними из популярных программ такого типа являются тренинги устойчивости к общественному давлению. Одним из важных подходов, в этих программах, является работа с молодежными лидерами — подростками, которые проходя определенное обучение, чтобы позже осуществлять профилактическую антиэкстремистскую деятельность в своей среде.
Еще одним является подход, основанный на формировании жизненных навыков. В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации. Основу этого направления составляет теория социального научения Бандуры. В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза экстремистской деятельности может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, т.е. формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, она дает возможность стать участником субкультурального жизненного стиля.
Исследователи этого вопроса описывают множество таких субъективных мотивов и четко устанавливают один факт: агрессия становится основным фактором в поведении молодых людей. На основе данной позиции разрабатываются программы жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям. Обязательной составляющей этого процесса должно быть когнитивное развитие, которое закладывает основы осмысленного формирования собственного поведенческого стиля [7].
Еще один подход основан на развитии альтернативной экстремистской деятельности. Этот подход предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск проявления экстремистской агрессии [7, 320].
В настоящее время тема экстремизма терроризма широко обсуждается в средствах массовой информации, проводятся зарубежные и отечественные исследования в области психологии и социологии. Однако для эффективной борьбы с терроризмом необходима реализация и разработка комплексной программы, которая включают в себя социальный, политический, правовой, эконо-
мический, идеологический, ну и конечно психологический аспекты. В ней непременно должны быть учтены интересы населения, потенциал и проблемы экстремизма во всем мире. Необходимыми факторами также являются координация и взаимодействие всех сил социума, которые заинтересованы в решении этой актуальной проблемы. Данной проблематикой в разное время занимались и занимаются такие ученые как С.А. Гончаров, Д.В. Ольшанский, Е.И. Степанов и др.
Сложность в изучении проблемы экстремизма и терроризма заключается в отсутствии единого подхода к изучению феномена экстремизма и психологических особенностей данного явления. Так же затрудняет изучение психологических закономерностей данного явления то, что экстремизм развивался от древних веков до нашего времени и его задачи и цели уже довольно давно утратили свой первоначальный характер.
Характерными особенностями экстремизма, по словам Я.Д. Вишнякова, как преступного деяния является высокая социальная опасность, которую он порождает, публичный характер его исполнения, преднамеренное создание обстановки напряженности и страха в социуме [5, 255].
Экстремизм, как говорит Ю.С. Варанкина, принято различать на различные виды по своим целям, по характеру субъекта террористической деятельности, по территориальному признаку. Однако при всем многообразии видов терроризма, споры по проблемам его классификации свидетельствует о необходимости дальнейшего его изучения [3, 128].
Основу психологического познания терроризма составляет анализ психологических причин и мотивов этого явления.
Причин, которые порождают экстремизм огромное множество. Важное место среди классификации данных причин занимают психологические причины. Основными общественно-психологическими причинами, как сказала С.С. Галахова, которые порождают экстремизм, являются низкая эффективность работы правоохранительных органов, государственного аппарата и т.д., усиление общественных противоречий [7, 89].
Однако экстремизм не может пройти бесследно и одним из основных видов последствий экстремизма являются психологические последствия, основой которых является травматический стресс, полученный жертвой при террористическом акте.
В связи с этим, их изучение играет огромную роль для ликвидации последствий экстремизма. Психологические последствия, которые наблюдаются у участников террористического акта, проявляются не только в их личности, но и в окружающем обществе, семьях.
Из этого следует, что современное состояние противодействия проявлениям экстремизма выходит на качественно новый уровень и должно носить комплексный характер.
Все вышеперечисленное не должно наводить на людей страх, а должно направить их на поиски решения проблемы экстремизма. Начать здесь необходимо с профилактики экстремизма, поскольку это явление только начинает набирать обороты в обществе. Для этого следует разработать и осуществить комплекс мер по предотвращению террористических актов, оказание помощи жертвам и членам их семей, ведение пропагандистской специальной работы с населением, подготовка специализированных подразделений для ликвидации террористических актов и их последствий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Арчаков, М.К. Политический экстремизм: сущность, проявления, меры противодействия : [монография] / М.К. Арча-ков.- Екатеринбург : Изд.-во Урал. ун-та, 2013. - 296 с.
2. Бельский, В.Ю., Журавлев, Д. А., Репьев, А.М. Терроризм как социально-политическое явление. Противодействие в современных условиях: монография /под ред. В.Ю. Бельского, А.И. Сацуты.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 367 с.
3. Варанкина, Ю.С., Ларичев, В.Д., Скудин, А.С. Правовые меры противодействия экстремизму: монография. М.: Юрли-тинформ, 2012. - 160 с.
4. Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов. 6-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 608 с.
5. Вишняков, Я.Д. Противодействие терроризму : учеб.для студ. учреждений высш. проф. образования / Я. Д. Вишняков, С. П. Киселева, С. Г. Васин; под ред. Я. Д. Вишнякова. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. -256 с.
6. Волченков,В.В.Противодействие преступлениям террористической и экстремистской направленности. Вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности. M.: ЮНИТИ-
ДАНА: Закон и право, 2015. - 432 с.
7. Галахова, С. С., Кубякина, Е.О., Сальникова, Е.В., Тузов, Л.Л. Экстремизм в современном обществе. Социальные и криминологические аспекты: монография / [С.С. Галахов и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 159 с.
8. Еникеев, М.И. Юридическая психология: учебник / М. И. Еникеев. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. - 512 с.
9. Жалилов, М. Терроризм как угроза стабильности в мире, актуальность борьбы с терроризмом // Молодой ученый. — 2013. — № 7. — С. 282.
10. Липовая, О.А. Развитие критического мышления у студентов педагогического вуза. Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. инта имени А.П. Чехова, 2013. - Специальный выпуск N° 1. - С. 142-145.
11. Мохаддам, Фатали М. Терроризм с точки зрения террористов: что они переживают и думают и почему обращаются к насилию. - М.: Форум, 2011. - 287 с.
12. Семехин, Ю.Г. Молодежный экстремизм на Юге России: монография / Ю. Г. Семехин, Г. И. Емельянов. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 378 с.
13. Солодовников, С.А. Терроризм и организованная преступность: монография / С.А. Солодовников. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. — 173 с.
14. Сорокотягин, И.Н., Сорокотягина, Д.А. Юридическая психология : учебник для вузов / 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2014. - 461 с.- Серия : Бакалавр, Базовый курс.
15. Тамаев, Р.С. Экстремизм и национальная безопасность : правовые проблемы; монография / Р.С. Тамаев, — М.: ЮНИТИДАНА: Закон и право, 2015. - 263 с.
16. Чекмезова, Е. И., Пестерева, Ю. С., Рагозина, И. Г. Экстремизм: уголовно-правовые и криминологические аспекты: учебное пособие. - Омск: Омская юридическая академия, 2013. - 72 с.
О.А. Липовая, А.Е. Штенская ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В современном обществе наблюдается все больший рост агрессии, особенно подростковой. Постоянное психологическое напряжение выводит психику человека из равновесия и может привести к агрессивным проявлениям.
Ключевые слова: агрессия, подростковая агрессия, агрессивность.
O.A. Lipovaya, A.E. Shtenskaya
PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF THE APPLICATION OF AGGRESSION IN
ADOLESCENTS
Abstract. In today's society, there is an increasing growth of aggression , especially teenage . Permanent psychological tension displays the human psyche out of balance and can lead to aggressive manifestations.
Key words, aggression, adolescent aggression, aggressiveness.
Проблема агрессивности является одной из самых актуальных и насущных в настоящее время, так как агрессивные проявления свойственны не только взрослым людям, но и подросткам и даже детям.
У отечественных психологов тема агрессии подростков была закрыта долгое время, поэтому многое в этом вопросе еще требует внимания.
Известно, что агрессия является продуктом фрустрационных переживаний. А последствия агрессии проявляются в различных поведенческих аспектах и формах.
Необходимость рассмотрения данной темы вызвана интересом к подростковому возрасту, в котором, по мнению многих авторов, соотношение биологического и социального начала достигает максимума, что и порождает агрессивные проявления.
Сложность в определении агрессии вызвана большим разнообразием ее действий. Причем действия могут быть как доброжелательные, так и враждебные. В большинстве случаев агрессия трактуется как любое враждебное действие или поведение, направленное против других людей. У подростков же агрессия рассматривается как надежный способ контроля над ситуацией [8].
Агрессия - это форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Исходя из этого, агрессия - это поведенческая модель, которая очень часто сопровождается эмоциями. Но последние не являются необходимым условием для ее появления, они, скорее, выполняют роль сопровождения для подобного поведения.
Следует различать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия - это нацеленное причинение физического или психологического вреда, а агрессивность - это устойчивая черта личности, которая выражает готовность к агрессивным действиям, а так же способность интерпретировать действия других людей как враждебные. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.
Принято считать, что агрессивность у подростков интерпретируется как форма протеста. Возникает подобный протест, как правило, из-за непонимания со стороны взрослых, несогласия со своим статусом в обществе, что выражается в соответствующем поведении. Этот способ самозащиты и удовлетворения своих потребностей подобным образом проявляется там, где человек не видит иных выходов из ситуации. Исследователями было установлено, что подростковая агрессия обусловлена противоречивостью их личностного становления [6].
Подростковый возраст признан одним из самых сложных периодов в развитии человека. Это то время, когда психологическая структура перестраивается, возникают новообразования, закладываются основы поведения, формируются нравственные социальные установки и интересы. Поэтому, неудивительно, что все это может сопровождаться и негативными проявлениями. Пове-