ПРЕДПОСЫЛКИ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ КОМПАНИЙ И БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ХОЛДИНГОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Зезюлин В.В., к.э.н., доцент ГОУДПО ГАСИС
Рассмотрены этапы эволюции вертикальной интеграции компаний. Определены базовые принципы формирования системы стратегического управления развитием холдинговых образований.
Ключевые слова: вертикальная интеграция, стратегическое управление, холдинговые образования
PREREQUISITES FOR THE VERTICAL INTEGRATION OF COMPANIES AND THE BASIC PRINCIPLES OF STRATEGIC MANAGEMENT SYSTEM DEVELOPMENT
HOLDING ENTITIES
Zezyulin V., Ph.D., Senior Lecturer, GOU DPO GASIS
Stages of evolution of vertical integration of the companies are considered. Base principles of formation of system of strategic management are defined by development of holding formations.
Keywords: vertical integration, strategic management, holding formations.
Для эффективного функционирования российского промышленного комплекса крайне важным является создание заинтересованности в соединении усилий предприятий по добыче сырья, его переработке и сбыту в целях экономии на издержках производства и на базе внедрения новых технологий. Одной из форм обеспечения такой взаимной заинтересованности является образование вертикально интегрированных компаний в форме акционерных обществ, холдинговых структур и т.д.
Основная причина вертикальной интеграции предприятий в виде слияний и поглощений кроется в стремлении получить и усилить синергетический эффект, то есть взаимодополняющее действие активов двух или нескольких хозяйствующих субъектов, совокупный результат которого превышает сумму результатов отдельных действий этих компаний. Синергетический эффект в данном слу-
чае может возникнуть благодаря экономии, обусловленной масштабами деятельности, комбинированию взаимодополняющих ресурсов, минимизации транзакционных издержек, возросшей рыночной мощью из-за снижения конкуренции (мотив монополии), взаимодополняемостью в области НИОКР.
Интеграция позволяет закрепить хозяйственные связи, усилить стимулы для получения наиболее эффективного конечного результата, сконцентрировать ресурсы по наиболее эффективным направлениям технической политики, использовать наиболее эффективно систему взаиморасчетов (в том числе за счет применения расчетных цен), повысить конкурентоспособность российских производителей на внешнем (мировом) рынке, а также наиболее рационально решать задачи использования производственной, социальной и инновационной инфраструктуры.
Таблица 1. Наиболее ярко выраженные волны вертикальной интеграции в ХХ - начале ХХ! века
№ Волна интеграции Характеристика волны
1 волна слияний в 1887—1904 гг. Укрупнение предприятий было вызвано изменением законодательной базы и неблагоприятными условиями для ведения бизнеса в традиционных на тот период отраслях, в связи с развитием авиа-, автомобилестроения, химии, радио, электроэнергетики и т.д.
2 Волна слияния компаний в 1916— 1929 гг. Объединение усилий ослабших в ходе мирового экономического кризиса компаний. Создание конгломератов, инициированное задачами милитаризации экономики
3 Волна конгломератных слияний в 1960— 1970-х годах Формирование конгломератов происходило на чисто коммерческой основе. Активная деятельность крупных компаний по диверсификации, обусловленная, прежде всего, стремлением приобретения активов в сферах электроники и телекоммуникаций на фоне экономического кризиса в энергетической сфере
4 Волна слияний в 1980-х годах Преобладание поглощения конкурентов путем покупки их акций, в том числе враждебные поглощения в условиях насыщенного рынка. Активное осуществление горизонтальной интеграции, обусловленное смягчением антимонопольного законодательства.
5 Слияния в конце 1990-х годов -начале 2000-х годов Интеграция как стремление обеспечить стабильность в условиях меняющихся рынков, ужесточения конкуренции и роста неопределенности внешней среды. Распространение горизонтального типа слияния в сфере услуг, на финансовом рынке как следствие избытка предложений при распространении среды Интернет и развитии процессов глобализации в экономике.
Следует отметить, что вертикальная интеграция компаний имеет достаточно продолжительную историю и носит волнообразный характер. Описание наиболее ярко выраженных волн вертикальной интеграции в ХХ - начале ХХ1 века приведено в табл.1.
Вертикальная интеграция компаний на современном этапе во много определяется основными тенденциями развития международной конкуренции, выделенными М. Портером, включая:
- превращение международных компаний из мультилокальных в глобальные. Это ориентирует всю мировую систему производственных и рыночных отношений на централизованную борьбу глобальной компании со своими конкурентами. Следовательно, разработка стратегии таких компаний может осуществляться только централизовано;
- потенциал для глобальной конкуренции невелик, если растет выигрыш от мировых объемов производства в тех же пропорциях, что и затраты на обслуживание (в том числе и на управление) этих объемов;
- глобальные объемы очень важны для поддержания высокого уровня инвестиций в НИОКР (фактически наукоемкие отрасли имеют тенденцию стать глобальными);
- глобальную конкуренцию отличает широта охвата различных стран отдельными частями «цепочки ценностей». Поэтому важны и конфигурация (географические распределения), и координация (организационные проблемы);
- в глобальной конкуренции источниками конкурентного преимущества, связанного с географическим местоположением, является комплекс взаимосвязи четырех групп факторов («ромб Портера»): условия для факторов производства; состояние спроса; родственные и поддерживающие отрасли; устойчивые стратегия, структура и соперничество местных компаний;
- в глобальной координации возникают огромные организационные проблемы (языковые и культурные различия, расстояния, тяга к автономии, стремление максимально адаптироваться к местным условиям и т.д.).
В современной структуре мирового бизнеса, которая сформировалась еще в 1990-е годы, во многих секторах экономики стали доминировать вертикально-интегрированные компании. Указанная тенденция активно развивалась и в России.
Под вертикальной интеграцией понимают объединение на финансово-экономической основе различных технологически взаимосвязанных производств. В промышленности в вертикально интегрированные компании входят предприятия, относящиеся к последовательным стадиям технологического процесса: добыча сырья, транспортировка, переработка сырья (непосредственно производство) и сбыт готовой продукции.
Тенденция вертикальной интеграции стала следствием повсеместной диффузии в конце 1980-х начале 1990-х годов такой организационной схемы как транснациональные компании (ТНК). ТНК активно используют сочетания преимуществ рынков сырья, рабочей силы, финансов и сбыта, расположенных в различных странах, а также пространственно распределенной системы управления, обеспечиваемой интенсивным развитием информационных технологий.
Исследования основ вертикальной интеграции компаний в условиях глобализации экономики показали, что среди важнейших предпосылок вертикальной интеграции компаний выделяются следующие.
Во-первых, развитие инноваций в области организационных структур, в первую очередь за счет бурного роста информационных технологий.
Во-вторых, стремление компаний к увеличению зон контроля над рынками сбыта конечной продукции.
В-третьих, обусловленная природными, технологическими и экономическими факторами необходимость создания эффективно управляемой организации добычи сырья, производства, сбыта и логистики.
В-четвертых, увеличение эффекта от масштабов производства. Концентрация капитала и производства, наличие единой инфраструктуры, возможности маневра (капиталом, мощностями, потоками сырья и продукции) при увеличении масштабов производства способствуют сокращению удельных затрат в производстве и приводят к приросту сбытовой деятельности, росту массы и нормы прибыли.
В-пятых, обеспечение в рамках вертикально интегрированных структур контролируемых источников стабильного сырьевого обес-
печения.
В-шестых, международный характер бизнеса и его теснейшая связь не только с национальной, но и с наднациональной мировой политикой.
В основе общей концепции формирования стратегий развития компании лежит требование достижения намеченного уровня показателей путем количественной оценки отклонения их текущего значения от проектируемого, и разработки мер по преодолению выявленных отклонений.
Разработка эффективной экономической, финансовой и кадровой политики, адекватных организационно-управленческих структур может принести громадную выгоду любой вертикально интегрированной компании, создав ей бесценные конкурентные преимущества. И напротив, «цена» ошибки при принятии ключевого решения может оказаться очень высокой, причем платить ее придется долгие годы.
Все это говорит об исключительной важности разработки и реализации стратегии долгосрочного развития вертикально интегрированных компаний.
Базовой «философией» стратегического управления корпорациями масштаба вертикально-интегрированных компаний является системный анализ.
Во-первых, развитие крупной корпорации обычно рассматривается как эволюция сложной системы, включающей вполне конкретные элементы, взаимосвязи и структуру.
Во-вторых, предполагается наличие определенных целей развития этой системы.
В-третьих, подразумевается, что у корпорации есть множество вариантов (путей) достижения намеченных целей.
В-четвертых, принимается, что развитие любой корпорации происходит во взаимодействии с внешней средой (имеется в виду не только окружающая природная среда, но и политические, и социально-экономические факторы).
На этапе разработки стратегии чрезвычайно важно, как будет сформулирована цель развития вертикально интегрированных компаний. Если бы цель состояла в получении максимальной ежегодной прибыли, то в стратегическом плане в каждой конкретной ситуации руководство корпорации принимало бы наиболее рискованные решения при попытке извлечь максимум прибыли. При этом производственные фонды интенсивно изнашиваются без проведения адекватной инвестиционной политики в инновационную инфраструктуру; экономия на текущих издержках ослабляет мотивацию улучшения качественных показателей, что неизбежно влечет падение «качества» деятельности всей корпорации.
Таким образом, возникает необходимость разработки стратегии устойчивого развития, подразумевающей взаимную адаптацию целей максимизации прибыли и ограничений внешнего и внутреннего характера.
Следующий шаг - конкретизация целевой установки применительно к самой корпорации. Теперь целевая установка понимается как желательное состояние системы по достижению заданного горизонта планирования и может описываться в виде объемных или структурных показателей.
В результате возникают конкретные стратегические задачи и связанные с ними решения, направленные на перераспределение ресурсов вертикально интегрированных компаний. При выработке таких решений важен анализ не только внешних условий (экономических, правовых, социальных, природных), но и текущей деятельности компании.
В свою очередь, реализация этих решении предполагает практическую деятельность, которую хотя и можно отнести к текущей, но уже подпадающей под категорию стратегически управляемой.
Подобные стратегические задачи вертикально интегрированных компаний заключаются в следующем:
- использование наличных ресурсов или их перераспределение для решения тех или иных стратегических задач;
- привлечение внешних (дополнительных) средств, ресурсов в тех же целях;
- расширение или улучшение качества сырьевой базы;
- реконструкция отдельных звеньев вертикального цикла движения сырья и незавершенного производства;
- изменение или расширение географии рынков сбыта продукции;
- защита окружающей среды.
Вместе с тем интеграционные процессы в промышленности в мировом развитии не лишены целого комплекса проблем, связанных с ростом компаний. Одной из ключевых проблем роста является поддержание баланса между увеличением масштабов производства и увеличением масштабов обеспечивающей его инфраструктуры. При этом серьезные проблемы возникают в поддержании на необходимом уровне и развитии инновационной инфраструктуры. Указанные проблемы характерны и для России.
Литература:
1. Бородкин Ф.М. Ценностный фундамент организационных конфликтов в социалистическом обществе. В кн. Социология и перестройка. М. Прогресс, 1989.
2. Как работают японские предприятия. Под ред. Я. Модена и др. М. Экономика, 1989.
3. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М. Прогресс, 1985.
4. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989.
МОДЕЛЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
Торосян С.Г., соискатель ГОУ ДПО ГАСИС
В статье рассмотрен механизм реализации инновационных программ в современной экономике, предложена схема аккумулирования инвестиционных ресурсов для реализации целевых инновационных программ. Основное внимание уделено формированию модели распределения финансирования между конкретными проектами инновационной программы.
Ключевые слова: инвестиционные ресурсы, федеральная целевая программа, финансирование.
MODEL OF THE DISTRIBUTION OF INVESTMENT RESOURCES IN THE IMPLEMENTATION OF FEDERAL TARGET PROGRAMS
Torosyan S., Competitor GOU DPO GASIS
The article discussed the mechanism of implementing innovative programs in the modern economy, proposed a scheme for pooling of investment resources for the implementation of targeted innovative programs. Emphasis is placed on building models of distribution offunding between specific projects of the innovative program.
Keywords: investment resources, the federal target program funding.
В условиях перехода на инновационный тип развития, когда обостряется необходимость формирования национальной инновационной системы, именно реализация инновационных программ, по нашему мнению, является отправной точкой активизации инновационных процессов во всех отраслях российской экономики. При этом, как свидетельствуют результаты проведенного анализа, в целях обеспечения максимальной эффективности реализуемых инновационных программ необходимы новые механизмы управления ресурсами, способствующие инновационному развитию российской экономики.
Учитывая результаты аналитического исследования особенностей развития инновационной деятельности в российской экономике, разработан необходимый методический инструментарий, определяющий критериальную базу отбора инновационных проектов для включения в перечень финансируемых программ, информационно—логическую модель взаимодействия всех управленческих служб при подготовке к рассмотрению предлагаемых к реализации проектов и принятии соответствующих решений.
Главным принципом построения методического инструментария является упорядоченность формирования и обновления минимально необходимого строго целеориентированного и эффективно управляемого перечня объектов инвестирования, обеспечивающих оптимизацию производственно—технологической кооперации, поддержание и развитие материально—технической базы развития экономики.
Упорядоченность формирования и обновления инвестиционного реестра инновационных программ, выстраивается на использовании интегральной оценки инвестиционных проектов по трем группам критериев, оценивающих:
- инновационную и производственно—техническую кооперацию единого цикла создания конечной продукции: разработку, изготовление и поставку наукоемкой продукции, отвечающей современным требованиям надежности и безопасности;
- создание новых рабочих мест, завоевание новых рынков с новой продукцией и видами услуг, повышение устойчивости и влияния предприятий в регионах;
- высокую эффективность, быструю окупаемость инвестиций, имеющих широкие коммерческие перспективы.
Интегральная оценка каждого конкретного инновационного проекта утверждается координационным советом федеральной целевой программы (ФЦП) по представлению рабочей группы, осуществляющей экспертизу материалов по реализации инновационных программ.
Порядок проведения инвентаризации форм и условий финансирования действующих инновационных программ и ревизии инвестиционного реестра устанавливается органами управления ФЦП на основании материалов инновационных программ, подготовленных соответствующими дирекциями, и экспертных заключений с интегральными оценками проектов, представленными рабочей группой.
В связи с выделенными критериями наиболее эффективными формами участия государства в финансировании инновационных программ являются следующие:
а) предоставление бюджетных средств на возвратной и платной основе для финансирования расходов по осуществлению высокоэффективных инновационных проектов с установлением срока возврата и барьерной ставки дисконтирования.
б) предоставление инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в собственности государства части акций или доли в уставном капитале субъекта инновационной деятельности;
в) предоставление средств с последующим приобретением права собственности на объект инвестирования.
Барьерные ставки дисконтирования определяются координационным советом ФЦП по представлению рабочей группы индивидуально по объектам инвестирования и субъектам инновационной деятельности на основе средневзвешенной цены капитала.
Участие государства в высокорисковом финансировании инновационных наукоемких проектов рекомендуется осуществлять только с учетом гарантированного возврата средств за счет последующей реализации интеллектуальной собственности. Основанием для финансирования НИОКР является их включение в федеральные целевые программы инновационного характера.
Особая роль в аккумулировании ресурсов для реализации инновационных проектов и программ принадлежит венчурному фонду и венчурным компаниям. Венчурный капитал предоставляется формальным и неформальным секторами.
В формальном секторе преобладают «фирмы (или фонды) венчурного капитала» (venture capital firms; далее - ФВК), являющиеся по организационно-правовой форме партнерствами (private partnership) и объединяющие ресурсы ряда инвесторов: частных и государственных пенсионных фондов (на них в Европе приходится свыше 50% всех инвестиций венчурного капитала), благотворительных фондов, корпораций, частных лиц и самих венчурных капиталистов - владельцев ФВК. Как правило, институциональные инвесторы распределяют 2 - 3% своего инвестиционного портфеля в