Научная статья на тему 'Предпосылки создания стратегических альянсов для реализации программ технического перевооружения и реконструкции (ТПиР) тепловыми генерирующими компаниями'

Предпосылки создания стратегических альянсов для реализации программ технического перевооружения и реконструкции (ТПиР) тепловыми генерирующими компаниями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ / STRATEGIC ALLIANCES / МЕЖФИРМЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ / COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES / ТЕПЛОВЫЕ ГЕНЕРИРУЮЩИЕ КОМПАНИИ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ И РЕКОНСТРУКЦИЯ / TECHNICAL RE-EQUIPMENT AND RECONSTRUCTION / INTERFIRM COOPERATION / THERMAL GENERATION COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заикина Елена Анатольевна

В статье рассмотрены тенденции развития экономики, а также отмечено распространение в последние десятилетия сетевых форм взаимодействия, преимущества гибких форм межфирменного взаимодействия, в том числе для тепловых генерирующих компаний при реализации ТПиР. Целью данной статьи является исследование предпосылок создания стратегических альянсов для реализации программ ТПиР тепловыми генерирующими компаниями в целях повышения конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Заикина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the development trend of the economy, and also noted the spread in the last decades of network forms of cooperation, the advantages of flexible forms of inter-firm cooperation, including thermal generation companies in the implementation of Upgrade. The purpose of this article is to study the prerequisites for the creation of strategic alliances for the implementation of the thermal generation companies Upgrade programs to improve competitiveness.

Текст научной работы на тему «Предпосылки создания стратегических альянсов для реализации программ технического перевооружения и реконструкции (ТПиР) тепловыми генерирующими компаниями»

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ (ТПиР) ТЕПЛОВЫМИ

ГЕНЕРИРУЮЩИМИ КОМПАНИЯМИ

Заикина Елена Анатольевна

главный эксперт ПАО «РусГидро», г. Москва, РФ

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены тенденции развития экономики, а также отмечено распространение в последние десятилетия сетевых форм взаимодействия, преимущества гибких форм межфирменного взаимодействия, в том числе для тепловых генерирующих компаний при реализации ТПиР. Целью данной статьи является исследование предпосылок создания стратегических альянсов для реализации программ ТПиР тепловыми генерирующими компаниями в целях повышения конкурентоспособности.

ABSTRACT

The article describes the development trend of the economy, and also noted the spread in the la& decades of network forms of cooperation, the advantages of flexible forms of inter-firm cooperation, including thermal generation companies in the implementation of Upgrade. The purpose of this article is to &udy the prerequisites for the creation of Srategic alliances for the implementation of the thermal generation companies Upgrade programs to improve competitiveness.

Ключевые слова: стратегические альянсы, межфирменное взаимодействие, конкурентоспособность предприятий, тепловые генерирующие компании, техническое перевооружение и реконструкция.

Keywords: Srategic alliances, inter-firm cooperation, the competitiveness of enterprises, thermal generation companies, technical re-equipment and reconSruction

Следствием происходящих кризисных явлений в России стало падение доходов как населения, так и федерального бюджета, в связи с этим наметилась тенденция по активизации темпов приватизации государственных активов (государство намерено в ближайшее время приватизировать крупнейшие активы, в их числе Сбербанк, Роснефть, ВТБ, РусГидро). Вместе с этим, в текущей экономической ситуации представляется маловероятным расширение участия государства в реализации инвестиционных проектов и повышение заинтересованности в ускорении темпов развития государственно-частного партнерства (ГЧП). В пользу данного факта говорит исследование О.Е. Кузиной, в ходе которого были проанализированы барьеры развития государственно-частного партнерства, к их числу относятся: неразвитая и требующая модернизации производственная и социальная инфраструктура, неэффективность государственного управления предприятиями бюджетной сферы, несовершенство законодательства, низкий уровень квалификации чиновников, изначальное неравноправие участников, короткий горизонт планирования, связанный с высокими рисками политического и экономического характера и т.п. ГЧП в России пока не находит значимого практического воплощения, поскольку примеров успешной реализации проектов государственно-частного партнерства явно недостаточно. Автор отмечает, что основной преградой на пути развития ГЧП является недостаточный уровень квалификации и отсутствие необходимого опыта у чиновников, курирующих проекты ГЧП от лица государства [3, с.88-115].

В последнее время развитие такой формы межфирменного взаимодействия как стратегический альянс приобретает все более широкое распространение, что связано с процессами глобализации всех сфер хозяйственной деятельности, а также с более быстрой адаптацией гибких форм взаимодействия к современным динамичным рыночным изменениям. Основным критерием создания стратегического

альянса является совпадение стратегических интересов будущих партнеров. К числу основных стратегических вопросов, составляющих основу формирования стратегического альянса международного масштаба, относятся координация стратегии развития, стратегия расширения рынка, поиск экспортной стратегии, возможных совместных проектов, стратегии общих капитальных вложений. Существующие международные альянсы в энергетике можно разделить на отраслевые (генерирующих компаний, газовый, нефтяной и др.), а также межотраслевые (генерация и передача, добыча и переработка, переработка и транспортировка) [5, с. 137141].

Наиболее известные международные альянсы с участием российских компаний - ПАО «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация («КННК») в 2004 г. Между ними было подписано Соглашение о стратегическом сотрудничестве. Целью создания альянса являлось обеспечение конкурентоспособности по отношению к аналогичным международным объединениям ТЭК. В рамках сотрудничества было создано ООО «Восток Энерджи», 51% в СП принадлежит «Роснефти», 49% - китайской компании. Сетевое взаимодействие данных компаний двух стран оказывает влияние на характер конкурентных отношений с другими нефтегазовыми компаниями [2, с. 3-7].

Примером образования стратегического альянса путем создания совместного предприятия в 2007 г. служит ООО «Турбинные технологии ААЭМ» (ООО «ААЭМ»). АО «Атомэнергомаш» (51%) - ведущая российская энергомашиностроительная компания атомной отрасли и концерн АШот (49%) - крупнейший мировой разработчик и изготовитель оборудования машинных залов АЭС создали совместное предприятие в целях обеспечения потребности генерирующих компаний российской атомной отрасли в современных технологиях, широком спектре проектно-кон-структорских и производственных решений, оптимальной

схеме поставок и высоком уровне технической поддержки при строительстве АЭС с российским типом реактора ВВЭР. Основными заявленными направлениями деятельности ООО «ААЭМ» являются:

• производство паровых турбин и генераторов в диапазоне мощности 900-1900 МВт по тихоходной технологии ARABELLE компании АШот;

• интеграция и комплектная поставка оборудования машинного зала АЭС с российским типом реактора ВВЭР на базе тихоходной технологии ARABELLE;

• сервисное обслуживание и модернизация оборудования машинных залов атомных электростанций.

ООО «ААЭМ» находится в Санкт-Петербурге и развивает производственные мощности в г. Волгодонске. Персонал ООО «ААЭМ» укомплектован специалистами для обеспечения поставки оборудования АЭС «под ключ» и включает высококвалифицированных инженеров в области проектирования и изготовления оборудования машинного зала: турбин, генераторов, вспомогательных систем, тепло-обменного оборудования (сепараторов-пароперегревателей, конденсаторов, деаэраторов, подогревателей высокого и низкого давления), трубопроводов и арматуры. При поддержке компаний АШот и АО «Атомэнергомаш» совместное предприятие применяет современное программное обеспечение для расчета тепловых балансов, выполнения прочностных расчетов, 3D-моделирования, что позволяет проводить анализ и предлагать Заказчику наиболее эффективные проектные решения для строящихся и модернизируемых электростанций. Наряду с развитием собственного производства ООО «ААЭМ», запущена масштабная программа локализации оборудования машинного зала на производственных площадках АО «Атомэнергомаш» с участием: ЗАО «АЭМ-Технологии», ОАО «ЗиО-Подольск», ЗАО «Атомтрубопроводмонтаж», обладающих большой производственно-технологической базой и опытным производственным персоналом. Аттестация российских предприятий энергомашиностроительного дивизиона по методике АШот открывает возможности для их участия в поставках оборудования машинного зала АЯАВЕКЬЕ для атомных электростанций с российским типом реактора.

Альянсом, широко известным в отечественной энергетике, является Некоммерческое партнерство «Инновации в электроэнергетике» (НП «ИНВЭЛ»). Основной целью деятельности НП «ИНВЭЛ» является создание условий и поддержка инновационного развития российской электроэнергетики в интересах государства и членов Партнерства. НП «ИНВЭЛ» содействует внедрению и использованию передовых технологий и решений, повышению эффективности финансирования научных исследований и экспериментальных разработок в области энергетики. Учитывая курс страны на модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на международном уровне, в тесном взаимодействии с Министерством энергетики России и при поддержке крупнейших игроков энергетического рынка Партнерство выступает инициатором масштабных отраслевых проектов. Системным проектом НП «ИНВЭЛ», направленным на формирование новой организационно-правовой среды в электроэнергетике, является создание единого Центра стандартизации. Совершенствование нормативно-технического регулирования в отрасли становится ключевым условием для ее развития по инновационному пути. Поэтому НП «ИНВЭЛ» концентрирует значительные усилия на реше-

нии вопросов стандартизации в энергетике. Партнерством разработана Концепция нормативно-правового и нормативно-технического регулирования в сфере функционирования, безопасности и надежности ЕЭС России. Частью концепции является предложение о создании Центра стандартизации.

Членами Ассоциации «Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций» являются в основном электросетевые компании. НП ТСО создано в 2011 году при поддержке Министерства энергетики России в целях повышения эффективности деятельности электросетевого комплекса. НП ТСО консолидирует, представляет и защищает профессиональные интересы участников партнерства в органах власти всех уровней, инфраструктурных, некоммерческих и общественных организациях. Площадка партнерства - центр коммуникаций участников партнерства и распространения лучших бизнес-практик в электросетевом комплексе. В Наблюдательный совет НП ТСО входят руководители профильных направлений Комитета по энергетике Государственной думы РФ, министерства энергетики РФ и ФСТ России.

Ассоциация «Объединение строителей Топливно-энергетического комплекса» зарегистрировано 09 июня 2009 г., целью образования которой является создание группы строительных организаций, построенной на взаимовыгодных, доверительных и ответственных партнерских отношениях для участия в масштабных национальных и региональных проектах.

Ассоциация «Совет производителей энергии» была основана в 2008 году и сейчас объединяет интересы всех крупных тепловых генерирующих компаний России, активно участвуя в подготовке важных отраслевых документов на всех уровнях принятия решений. Члены Ассоциации «Совет производителей энергии» объединяют около 70% генерирующих мощностей и более 90% установленной мощности тепловых генерирующих компаний России. В него входят: ООО «Газпром энергохолдинг», ОАО «Генерирующая компания», ОАО «Евросибэнерго», ОАО «Интер РАО-Электрогенерация», ПАО «Квадра», ПАО «Т Плюс», ПАО «ЛУКОЙЛ», ООО «Сибирская генерирующая компания», АО «СИБЭКО», ОАО «ТГК-2», ОАО «Фортум», ОАО «Э.ОН. Россия», ПАО «Энел Россия», ООО «Интертехэлектро -Новая генерация», АО «Норильско-таймырская энергетическая компания».

Основным катализатором технологического и организа--ционного развития генерирующих компаний является преодоление технологической отсталости и борьба за конкурентоспособность, рост задолженности участников рынка. Оптовые генерирующие компании (ОГК) оказались в большей степени готовы к конкурентной борьбе в рыночных условиях (относительно новый парк более мощного оборудования, следовательно, более экономически эффективный, с лучшими удельными характеристиками, что обеспечивает им более уве-ренные позиции по сравнению с ТГК). Несмотря на это, даже ОГК столкнулись со сложными условиями ведения деятельности. На первый план выходит оператив--ное реагирование на изменение условий внешней среды, а также необходимость решения накопившихся внутренних проблем.

Следует отметить повышение интереса руководителей и собственников российских энергетических компаний к стратегическим альянсам, при этом широкого распространения партнерства данного типа еще не приобрели. Целью созда-

ния наиболее крупных партнерств в российской энергетической отрасли является содействие бизнесу - внедрению и использованию современных технологий, повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отрасли в целом, а также формирование единой позиции для взаимодействия с органами власти. Государство также принимает участие в отдельных совместных предприятиях - часть партнерств в энергетической сфере (наиболее крупные) образованы при поддержке федеральных органов власти. Кризисные явления вынуждают хозяйствующих субъектов искать новые пути повышения конкурентоспособности через организацию сетевых форм сотрудничества.

Традиционная модель управления ТПиР исчерпала возможности снижения затрат. Экономическими предпосылками возникновения межфирменных сетей являются не только стремление отдельных фирм к снижению издержек, но и необходимость адаптации фирм к изменениям внешней среды. Более того, ограничения, которые испытывает каждая отдельно взятая фирма в информационных и технологических ресурсах, создают возможность взаимодействия между фирмами в рыночных условиях. Юридическая самостоятельность отдельных фирм, входящих в межфирменную сеть, способствует более успешному развитию межфирменного сотрудничества. Дальнейшее исследование гибких форм межфирменного взаимодействия должно позволить детализировать специфику использования такого сотрудничества, как на уровне отдельных фирм, так и на отраслевом уровне в целом. В этой связи будем рассматривать создание сетевой структуры как возможность повышения конкурентоспособности участников.

Межфирменное взаимодействие генерирующих компаний может быть реализовано несколькими способами: созданием совместного предприятия в форме Общества с ограниченной ответственностью, Некоммерческого партнерства, а также в виде заключения партнерами договора о

совместной деятельности. Стратегические альянсы российских компаний друг с другом должны позволить им в короткие сроки создать необходимые организационные возможности для повышения эффективности деятельности. Выбор наиболее подходящей структуры сетевого взаимодействия оказывает огромное влияние на эффективность партнерства. При этом организационной форма альянса должна соответствовать целям создания альянса, ресурсам партнеров, количеству и составу участников, а также определять ответственность его членов [1, с. 12] [4, с. 127-128].

Для разработки метода управления ТПиР территориальных генерирующих компаний требуется проведение дополнительных исследований для решения следующих задач: разработка принципов и методов построения системы управления ТПиР в составе сети, разработка критериев оценки эффективности реализации программы ТПиР, разработка алгоритма анализа системы управления ТПиР в составе сети и методики управления ТПиР.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильязов И.К. // Автореферат // Организационные формы и экономические отношения современных бизнес-объединений, с. 12

2. Королева Е.В. Международные стратегические альянсы как фактор развития конкуренции // Российский внешнеэкономический вестник. 2009 - №11.

3. Кузина О.Е. Барьеры развития государственно-частного партнерства в России: социальный анализ // Социологический журнал. 2011 - №3.

4. Кузнецов И.А. // Диссертация // Развитие форм стратегического партнерства, с.127-128

5. Станбеков Т.А. Топливно-экономический комплекс России в формировании евразийского энергетического альянса // Россия и АТР. 2007 - №1.

SOCIO - ECONOMIC LEVEL OF DEVELOPMENT OF LATVIA AFTER

JOINING THE EU

Zaitseva Elena Ivanovna

Mg. oec., doctoral student, Baltic International Academy, Riga

ABSTRACT

The article examines the dynamics of some socio - economic indicators which characterize the level of development of Latvia after joining the Sate to the EU. The reasons and factors, contributing to the change of the socio - economic level of the country are shown. Recommendations for the improvement and flabilization of the economic development of Latvia are given.

Keywords: socio - economic indicators, Latvia, EU, development, European funding.

On the of May, Latvia became a member of the European Union. Yearly inflallments of Latvia to the budget of the EU make about 310 -355 million Euro; at the same time by the means of various funds and financial support of Latvia is returned about 850 million of Euro annually. These amounts are divided among the following directions: the development of infraflructure is 38.4%, human resources is 32. 5%, flructural reforms, competitiveness, innovations are 29.0% [10].

Due to the European funding (through the European Regional Development Fund, European Social Fund and Cohesion Fund) which were allocated for the equalization of living flandards, the Latvian entrepreneurs were able to upgrade their equipment, to

enter new markets of sale and to expand production capacities. Latvia gets funds within the frameworks of two communal EQUAL and INTERREG initiatives, from the European Development Fund of agriculture and from the Development Fund of fish culture.

As an economic development is multifactorial process that reflects the changes in all fields of economic life of the country, let's consider the current flate of the Latvian economy through some economic indicators for 2004-2014.

The key indicators of the economic development of the country are GDP per capita. Let's consider the nominal GDP and GDP at parity of purchasing power (PPP) (figure 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.