рассуждений, Руссо, безусловно, являлся сторонником принципа «разделения властей» и в то же время выступал противником теории «делимости суверенитета», которая господствовала в трудах большинства писателей Нового времени.
Таким образом, в рамках теории делимости суверенитета, развитой в трудах юристов «школы естественного права», возникает идея баланса властей (Бюрламаки и Монтескье), а с появлением теории народного суверенитета Руссо (во многом являющейся развитием идей Гоббса) возникает идея разделения властей (законодательной и исполнительной), дальнейшее развитие которой прослеживается в «Федералисте».
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Ивонина Е.В.*
ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ЭПОХИ ПРАВЛЕНИЯ ПАВЛА I - АЛЕКСАНДРА I - НИКОЛАЯ I (1797-1855 гг.)1
Ломая учреждения Екатерины II, Павел 12 для поправления финансов сжег 6 ООО ООО рублей бумажных денег3 и решил бумажных денег больше не выпускать4. 18 октября 1797 г. Павел I при Государственном Ассигнационном банке для развития экспортных операций русского купечества учредил три Учетные или Эсконтные конторы: учетная контора на векселя, учетная контора на товары и страховая учетная контора. Согласно Уставам, Конторы организовывались «к усилению и всепомоществованию ремесел и торговли преимущественно русским купцам, заводчикам и фабрикантам»5.
* Старший преподаватель кафедры предпринимательского (хозяйственного) права Института (филиала) МГЮАв г. Кирове.
1 Продолжение. См.: Ивонина Е.В. Актуальные проблемы становления и правового регулирования банковской деятельности Российской империи (1729 г. — сер. XVIII в.); Актуальные проблемы становления и правового регулирования банковской деятельности Российской империи: от новелл кредитного дела Елизаветы Петровны к новой эре организации кредитного дела Екатерины Великой (1758—1797 гг.).
2 Энциклопедия российской монархии. М.: ЭКСМО, 2003. С. 363—368.
3 Там же.
4 Ивонина Е.В. Из истории происхождения денег // Научная жизнь. Научно-образо-вательный журнал. М., Наука, филиал ЗАО «АЛКОР». 2007. № 6. С. 28—35.
5 Романовы. 300 лет служения России. М.: Белый город, 2006. С. 366.
6 Ламанский Е.И. Исторический очерк денежного обращения в России с 1650 по 1817 г.// Сборник статистических сведений о России: В 2-х кн. СПб., 1854. Кн.П. С. 147.
Ссуды под векселя в этих конторах выдавались сроком не более чем на 9 месяцев. При этом, чтобы не подорвать кредит купцов, отказ от учета векселя или факт несвоевременности погашения ссуды хранился в тайне. Ссуды под товары подвергались самой жесткой регламентации. Устанавливалась точная номенклатура товаров, срок кредита, а также максимальный размер ссуды. В перечне товаров значились все основные предметы русского вывоза (кроме хлеба, который через Санкт-Петербургские порты почти не вывозился). В наиболее благоприятные условия были поставлены экспортеры железа и меди, которым предоставлялись 6-месячные кредиты в размере 75% стоимости вывозимых товаров. Для экспортеров тканей (полотна, равендука, коломянки) также предусматривался 6-месячный кредит, но только в размере 9/16 стоимости экспортируемых товаров. Экспортерам кожи и растительного масла предоставлялся кредит сроком до одного месяца и в размере 3/5 стоимости товаров. В 1817 г. к моменту преобразования учетных контор в Государственный коммерческий банк на их балансе числилось около 17 млн руб., из которых под залог товаров и учет векселей было выдано ссуд на 14 млн руб. (более 82%). При этом общий объем операций в учетных конторах за 1817 г. составил 49 млн руб.1 В 1806 г. Учетные конторы были организованы в Москве, Архангельске, Одессе, Таганроге и Феодосии.
Желая доставить русскому дворянству большие возможности по выкупу своих родовых имений из залога частным лицам (ростовщикам), Указом 18 декабря 1797 г.2 Павел I учреждает Вспомогательный банк для дворянства, особенностью которого была выдача долгосрочных ипотечных ссуд не деньгами, а банковскими билетами с принудительным курсом. Они были обязательны к приему как частными лицами, так и казначейством по принудительной стоимости и приносили определенный годовой доход. В Манифесте об образовании банка говорится, что банк оказывает помощь дворянским фамилиям, имеющим собственность в недвижимых имениях, обремененных долгами и тягостными процентами.
Создание Вспомогательного банка для дворянства было апогеем практически бесконтрольной раздачи государственных средств заемщикам, не отвечающим критериям кредитоспособности. В результате отвлечения громадных сумм для кредитования дворянства не было возможности выделять средства на кредитование промышленности и торговли. Зарождающийся класс капиталистов проявлял недовольство условиями кредитования в стране. Практика показала, что банковские билеты не могли приобрести до-
1 Боровой С.Я. Кредит и банки в России (сер. XVII в. — 1861 г.) М., 1958. С. 124-126.
2 Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. XXIV. № 18.274, 18.275. С. 823-845.
верия самостоятельных, реально обеспеченных кредитных обязательств. 19 июля 1802 г. Вспомогательный банк был присоединен к Государственному Заемному банку под названием 25-летней Экспедиции , а «с 1818 г. последняя влилась в Государственный коммерческий банк, начавший свою деятельность годом раньше»2.
Помимо Ассигнационного банка, функция которого уже заключалась исключительно в эмиссии бумажных денег, ведущими банками общегосударственного значения в то время стали Государственный Заемный банк, осуществлявший долгосрочное кредитование преимущественно дворянского сословия под залог недвижимости, Вспомогательный банк для дворянства, предоставлявший ссуды на срок до 25 лет для выкупа имений.
Значительную роль в организации государственных финансов до возникновения двухуровневой системы национальных банков сыграла Контора придворных банкиров (1798—1811 гг.), частных лиц, обеспечивавших правящую элиту иностранными кредитами. Фактически их функцию — банка правительства — в современных условиях выполняет центральный банк страны.
По инициативе Павла 1,15 января 1798 г.3 была учреждена особая Контора придворных банкиров с целью организации внешнеторговых переводов казенных сумм, платежей и комиссий правительственных структур и частных лиц. За время существования Конторы придворных банкиров (1798—1816 гг.) «было передано за границу 67 млн руб. Доход от этих операций составил 1.9 млн руб.»4.
Контора придворных банкиров официально просуществовала до середины 1811 г., однако ее влияние значительно упало уже к 1807 г. С образованием Министерства финансов (1802 г.) и такого ее важного подразделения, как Особая канцелярия по кредитной части, операции, связанные с международными расчетами, почти целиком перешли в это ведомство.
Развитие кредитования в России на основе четких и ясных критериев кредитоспособности заемщика во многом зависело от позиции министров финансов. Так, граф Д.А. Гурьев, занимавший пост министра финансов до 1823 г., выступал принципиальным сторонником развития промышленности на основе кредитования. Он предлагал направлять свободные средства на кредитование надежных и кредитоспособных предприятий промышлен-
1 Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Том XXVII. № 20.236. С. 196-198.
2 Печерин Я.И. Исторический обзор правительственных, общественных и частных кредитных установлений в России. СПб., 1904. С. 21.
3 Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Том XXV. № 18.326 а. С. 33-39; № 18.331. С. 40-41.
4 Боровой С.Я. Кредит и банки в России (сер.ХУП в. — 1861 г.) М., 1958. С. 128.
ности и торговли. В его идеях отчетливо видна попытка ограничить монополию дворян на использование дешевого и льготного кредита в непроизводительных целях.
В 1817 г. по инициативе графа Д.АГурьева были приняты решительные меры к преобразованию российских государственных кредитных установлений. Для введения гласности и общественного контроля в деле организации государственного кредита России Манифестом от 7 мая 1817 г. Александром I учрежден «Совет кредитных установлений», как для ревизий и проверки всех операций, так и для рассмотрения и заключения всех предположений по кредитной части. Совет стал особым органом наблюдения за кредитной системой страны \ просуществовавший до 1896 г.
Правление Александра 12 отмечено в истории банковского дела развитием учетных контор, их распространением по стране. Однако, в связи со слабым развитием вексельного оборота и отсутствием достаточных средств, они не оказали существенного влияния на торговлю и промышленность России.
В первую половину царствования Александра I правительство, поглощенное военными событиями (наполеоновские войны, нашествие Наполеона на Россию), не имело возможности приступить к преобразованию государственных кредитных учреждений сообразно нараставшим потребностям отечественной торговли и промышленности и нуждам землевладения. Ввиду этого меры, принимавшиеся правительством в этой области, носили характер лишь частичных изменений и улучшений. Из таких мер следует указать на открытие в 1806 г. новых Учетных контор в Москве, Архангельске, Таганроге и Феодосии. Однако в 1817 г. конторы в Москве и Архангельске были преобразованы в конторы Государственного Коммерческого банка.
Одновременно Манифестом от 7 мая 1817 г.3 вместо Учетных контор, «коих действие по маловажности их капиталов и разным неудобствам, в образовании их замеченным, не приносит торговле ощутительной пользы», в Петербурге решено учредить Государственный Коммерческий банк. Ему было передано из Государственного Заемного банка основного капитала на 30 млн руб. и около 4 млн руб. — из 25-летней Экспедиции. Но так как эти средства очень скоро были изъяты правительством, Коммерческому банку пришлось прибегнуть к широкому развитию депозитных (вкладных) операций.
Официально перед этим банком ставилась задача содействовать торгово-промышленному обороту страны. По Уставу Государственному Коммерческому банку разрешалось принимать вклады на хранение с уплатой
1 Энциклопедия российской монархии. М.: ЭКСМО, 2003. С. 18.
2 Там же. С. 10—18.
3 Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. XXXIV. № 26.837.
5% годовых (после 1857 г. — 4%, а затем 3%) и для перевода по текущим счетам. Банк не только принимал вклады, он осуществлял жирорасчеты (бесплатные переводы — трансферты). Среди активных операций этого банка выделялись выдача ссуд и учет простых и переводных векселей. Ссуды предоставлялись под товары сроком до 37 лет. При этом банку были предоставлены определенные привилегии, в частности, капитал и вклады не облагались налогами и не использовались для финансирования государственных расходов. Государство сохраняло определенный контроль над банком путем назначения половины директоров и утверждало решения правления банка, касающиеся активных операций. В действительности значительную часть привлеченных средств банк ссужал помещикам; на учет векселей за время своего существования банк затратил всего 25 млн руб. С открытием провинциальных контор в ряде губерний деятельность банка быстро начинает развиваться.
По своей организации Государственный Коммерческий банк представлял собой «учреждение, отвечавшее нуждам коммерческого и промышленного кредита. В ходе своей деятельности Государственный коммерческий банк с 10 отделениями в главных городах России не оправдал возлагавшихся на него надежд. Из всех разрешенных ему операций широкое распространение получили лишь вклады, другие же операции были ничтожны»1.
Накопившиеся вклады и слабое развитие собственных коммерческих операций побуждали банк искать иных размещений для своих свободных сумм. Но с этой задачей банк не справился. С одной стороны, «эти суммы передавались в Г осударственный Заемный банк, который ими распоряжался неэффективно, направлял их в долгосрочные проекты. С другой стороны, средства Государственного Коммерческого банка заимствовались Госу-дарственным Казначейством в самом широком смысле, что противоречило Уставу банка. К началу 1859 г. долг Государственного Казначейства государственным кредитным установлениям составил 443 млн руб.»2.
Учреждение данного банка было одной из мер, направленных на оздоровление кредитных учреждений России, положение которых было подорвано чрезмерными выпусками ассигнаций, выдачами долгосрочных ссуд из бессрочных вкладов и секретными заимствованиями на нужды правительства. Предполагалось «полностью прекратить выпуск ассигнаций; банку придать форму акционерного общества с капиталом в 50 млн рублей; изъять все кредитные учреждения из ведения Министерства финансов и придать им статус независимых организаций»3. Однако в полном объеме
1 Боровой С.Я. Кредит и банки в России (сер. XVII в. —1861 г.) М., 1958. С. 217—222.
2 Мигхлин П.П. Русский государственный кредит (1769—1899 гг.): В 3-х т. Харьков, 1899. Т. 1. С. 206-217.
3 Свиридов О.Ю. Деньги. Кредит. Банки. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. С. 86.
реформы осуществлены не были. Банк просуществовал до 1860 г. и был реорганизован в первый в России Государственный банк \
Система земельных кредитных учреждений, представленных Заемным банком, Сохранной казной и Приказами Общественного Призрения, продолжали действовать на прежних основаниях. Отечественная война 1812 г. приостановила деятельность Заемного банка, так как капиталы его были обращены на подкрепление средств Государственного казначейства. В 1822 г. возобновилась выдача из Заемного банка новых ссуд под залог недвижимых имений, но в незначительных размерах и притом не иначе, как по особым высочайшим повелениям. Лишь в 1824 г. был издан Манифест об открытии вновь займов из Земского банка на основании нового положения, в котором подробно излагались условия и сроки выдачи ссуд. Новое положение Земского банка оказало заметное влияние на расширение операций этого банка. Что касается частной и общественной инициативы в области кредита, то как и раньше, она почти совсем отсутствовала. В роли инициаторов чаще всего выступали купцы, выделявшие необходимые основные капиталы для создаваемых банков. Именно благодаря мерам, принятым еще Екатериной II, кроме государственных банков, создаются неправительственные кредитные учреждения, городские общественные банки. Первыми региональными банками Российской империи явились Городские общественные банки. В 1788 г. был образован Вологодский городской банк, который был организован на средства, собранные от мещан и купцов. 29 октября 1809 г. крупный купец К.А. Анфилатов, участвовавший во внешней торговле России, создал в г. Слободском Вятской губернии специальный банк для кредитования торговых людей и ремесленников2. Такие же банки были созданы в 1819 г. в г. Осташкове Тверской губернии купцом Савиным, в 1836 г. в г. Иркутске Медведниковой, а также ряде других городов. Они действовали под наблюдением городских дум, появившихся в конце XVIII в., которые избирали правление банка. Однако некоторые общественные банки, создание которых обуславливалось в основном не экономическими, а филантропическими интересами, не будучи нацелены на получение частной выгоды, развивались весьма слабо. Это положение подтверждается тем, что из 16 городских банков, существовавших до 1850-х годов, шесть учреждены на пожертвования частных лиц, четыре — из средств благотворительных организаций. На полученные проценты содержались приюты для вдов и сирот, больницы и т.д. В 1857 г. в стране насчитывался только 21 городской общественный банк с капиталом всего 0,5 млн руб. Среди операций
1 Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. XXX. № 23.942. С. 1233-1244.
2 Там же.
городских банков большое место занимали ссуды под залог недвижимости. Эти кредитные учреждения превращались по-существу в зародыши городских ипотечных банков.
Следуя общему направлению политики самодержавия, Министерство финансов отдавало все средства, мобилизованные казенными банками, на поддержку крепостнического землевладения либо использовало их как источник чрезвычайных средств для покрытия бюджетного дефицита. Оно нисколько не заботилось в этот период о частном капиталистическом кредите и не поддерживало его.
Появление новых кредитных учреждений немало способствовало развитию торговли. Но трудные обстоятельства заставляли для поправления государственных финансов прибегать, например, к выпуску бумажных денег, или «ассигнаций», чрезмерный выпуск которых повлек за собою сильное падение курса \
В царствование Николая I 2 система государственных кредитных учреждений не подвергалась существенным преобразованиям. Сама деятельность этих учреждений практически не развивалась, пока во главе Министерства финансов стоял граф Е.Ф. Канкрин. Преемник Гурьева на посту граф Канкрин Е.Ф. придерживался противоположной точки зрения, олицетворяя консервативную политику России второй четверти XIX в. Канкрин рассматривал себя не как министра финансов великой державы, а как личного казначея царя. Канкрин любил говорить о себе: «Я — министр финансов не России, а русского императора». Проводя свою политику в сфере финансов, он выступал против создания частных коммерческих банков в России, часто повторяя, что варварская страна, в которой в отличие от высокоразвитых европейских стран коммерческие банки не нужны. Он считал, что «в государстве земледельческом, как российское государство, земельный кредит помещикам должен составлять главную опору всей финансовой системы»3. Говоря о кредитовании промышленности, Канкрин замечал, что такое кредитование едва ли не ведет к большим потерям вследствие рискованности операции. Кредитная политика Министерства финансов сводилась к тому, чтобы сжимать размеры кредита, уменьшать обороты банковской деятельности и пресекать всякую частную инициативу в банковском деле. Граф считал, что частные банки вообще вредны.
Такой политикой отмечена и вторая половина царствования Николая I. Полный застой в развитии старых кредитных учреждений привел к ликви-
1 Романовы. 300 лет служения России. М.: Белый город, 2006. С. 325.
2 Энциклопедия российской монархии. М.: ЭКСМО, 2003. С. 340—347.
3 Бессель Н.Х. Значение правильно устроенного государственного земельного кредита для наших финансов и земледелия. СПб., 1893. С. 2.
дации их, когда они оказались не подготовленными действовать в новых условиях при царствовании Александра II.
При Николае I было издано немало узаконений по кредитной части, но они не вносили ничего существенно нового в деятельность Коммерческого и Заемного банков, Сохранных казен и Приказов Общественного призрения. Единственным новым крупным банковским установлением следует считать образование в 1828 г. Польского банка.
Лишь после выхода в отставку графа Канкрина начали возникать городские банки в различных губерниях России — с 1843 г. по 1849 г. было открыто 15 городских банков. Уходя с поста министра финансов, он утверждал, что «ошибочно думать, что промышленность в России поддерживалась какими-либо жертвами... на протяжении 25 лет для поддержания фабрик не было истрачено каких-либо существенных средств»1.
В царствование Николая I было положено начало деятельности Сберегательных касс для приема мелких вкладов. Первые сберкассы были учреждены в 1841 г.2 при Сохранных казнах в С.-Петербурге и Москве, а затем при некоторых Приказах Общественного призрения Деятельность касс развивалась очень слабо даже в столицах, а вне столиц касс было весьма мало. В 1853 г. всех касс при Приказах было всего 37. Общая сумма вкладов в Сбер-банки была крайне ничтожна и никакого заметного влияния на оборотные средства кредитных учреждений не оказывала.
В период царствования Николая I система государственных и особенно частных кредитных учреждений развивалась очень слабо и не подвергалась существенным изменениям. Крымская война и кризис крепостнической системы привели к банкротству казенных банков Российской империи в конце 1850 гг. Их место займут в дальнейшем современные капиталистические банки.
Кунафина И.Р.*
СУДОУСТРОЙСТВО И СУДОПРОИЗВОДСТВО У БАШКИР В ПЕРИОД КАНТОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Ключевые слова: кантонная система управления, судоустройство, судопроизводство, древний обычай башкир — барымта, суды, кантоны, управление, башкиро-мещерякское войско.
1 Боголепов М.И. Государственный и коммерческий кредит. Киев, 1914. С. 231.
2 Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2. Том XVI. Отделение 1. № 14310. С. 157.
3 Там же. № 14981. С. 883-885.
* Соискатель кафедры истории государства и права Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина. [[email protected]]