Ши Цзя
Аспирант. Московский государственный университет.
Предпосылки развития женщин-профессиональных музыкальных педагогов в Китае в первой половине 20 века*
Аннотация. история китайских женщин-музыкантов неотделима от истории их образования, а также тесно связана с историей китайского общества и культуры. Уровень образования женщин в Китае напрямую связан с их способностями и возможностями в области музыки. В истории китайского общества существовали традиционные гендерные понятия. однако со временем, особенно в 20 веке, китайское общество претерпело колоссальные изменения. В ходе этого процесса китайские женщины постепенно начали завоевывать более равный статус и возможности. образование женщин является одним из ключевых факторов, способствующих этим изменениям. В результате профессиональное музыкальное образование в Китае постепенно начало идти по образцу, полному китайской специфики, и китайские женщины начали проявлять выдающиеся таланты в области музыки.
начиная с опиумных войн влияние западных военных держав на экономику и старую культуру Китая вынудило Китай принять западную колониальную культуру. В цин-ском правительстве и интеллектуальном классе возникла группа способных людей, стремившихся обогатить страну и укрепить армию, которые пытались вырастить таланты для управления страной, создавая новые виды образования и изучая западную науку, технику и культуру. Поэтому после опиумных войн музыкальное образование как одно из направлений образования в сфере культуры имело не только специфику западной колониальной культуры, но и претерпело активные изменения с китайской спецификой, вносимые китайским народом с целью преобразования старой культуры. Музыкальный обмен этими двумя различными культурными атрибутами способствовал возникновению и развитию нового типа музыкального образования в Китае.
Ключевые слова: Китай, музыкант, образование, культуры, история, образование женщин, музыкальное образование.
Shi Jia
PhD. Moscow State University.
Prerequisites for the development of women professional music teachers in China in the first half of the 20th century
Abstract. The history of Chinese women musicians is inseparable from the history of their education, and is also closely related to the history of Chinese society and culture. The level of education of women in China is directly related to their abilities and opportunities in the field of music. In the history of Chinese society, there have been traditional gender concepts. However, over time, especially in the 20th century, Chinese society has undergone tremendous changes. In the process, Chinese women have gradually begun to gain more equal status and opportunities.
* © Ши Цзя, 2024.
Предпосылки развития женщин-профессиональных музыкальных педагогов в Китае в первой половине 20 века
Women's education is one of the key factors contributing to these changes. As a result, professional music education in China gradually began to follow a pattern full of Chinese characteristics, and Chinese women began to show outstanding talents in the field of music. Beginning with the Opium Wars, the influence of Western military powers on China's economy and old culture forced China to adopt Western colonial culture. Within the Qing government and intellectual class, a group of capable people arose who sought to enrich the country and strengthen the army, who tried to cultivate talents to run the country by creating new types of education and studying Western science, technology, and culture. Therefore, after the Opium Wars, music education as one of the areas of education in the field of culture not only had the specifics of Western colonial culture, but also underwent active changes with Chinese characteristics introduced by the Chinese people in order to transform the old culture. The musical exchange of these two different cultural attributes has contributed to the emergence and development of a new type of music education in China.
Key words: China, musician, education, culture, history, women's education, music education.
1. Эпоха церковного Просвещения
В феодальном обществе Китая общество настаивало на том, что «добродетель женщины заключается в отсутствии талантов» и «женщины не должны получать образование», и это социальное требование сохранялось до конца 19 и 20 вв. После Первой опиумной войны (после 1842 года) в Китай хлынуло большое количество западных миссионеров, которые принесли в Китай западную «доктрину гражданских прав» и «равенство между мужчинами и женщинами». В результате традиционная концепция «предпочтения сыновей перед женщинами» в феодальном обществе Китая подверглась резкой критике. Западные миссионеры, пропагандируя буржуазно-демократические идеи среди женщин, стали создавать школы для девочек. В 1844 году британская миссионерка Мэри Энн олдер-си основала первую в Китае школу для девочек в нинбо, в 1850 году американский миссионер Р.с. Маклай и его жена сперри основали школу для девочек в фучжоу, а в 1864 году американцы основали школу для девочек Бэймань в Пекине. Это первая группа церковных школ для девочек, созданная в Китае. После восьмидесятых годов девятнадцатого века некоторые школы стали
превращаться в церковные гимназии для девочек. например, Школа для девочек Бэймань превратилась в «среднюю школу для девочек Бэймань». создание церковной средней школы для девочек позволило китайским женщинам получить не только начальное, но и среднее образование [1, с. 113].
В дополнение к традиционным курсам китайской культуры, школы для девочек также предлагали курсы естественных наук. Почти во всех церковных школах для девочек музыка являлась частью основной учебной программы, поэтому с этого периода китайские женщины стали получать более профессиональное музыкальное образование. Это было важным способом проникновения западной музыки и западного музыкального образования в Китай, так прокладывался путь для взращивания группы выдающихся музыкальных талантов в современном китайском музыкальном образовании. В 1881 году Чжан Чжидун нанял японских преподавателей в педагогический колледж саньцзян, что подтверждает, что самое раннее музыкальное образование в Китае давала церковная школа. Церковная школа повлияла на музыкантов-мужчин сяо Юмэя и Ма сыкуна, а также на известных в современном Китае жен-
щин-музыкантов Чжоу Шуань и Ши фэнчжу. Учреждение церковных школ нарушило тысячелетнюю традицию в Китае, согласно которой женщины не получали образования, и с тех пор стимулировало спрос на образование среди китайских женщин и увеличивало осведомленность о женских школах в Китае [3, с. 299]. Что еще более важно, музыкальное образование в ранних церковных школах сыграло определенную роль в содействии развитию музыкального образования в современных китайских учебных заведениях. 2. Сто дней реформ В 1898 г., стремясь разрешить проблему национального кризиса, буржуазные реформаторы в лице Кана Ювэя, Ляна Цичао и Тань Сытуна подвергли резкой критике традиционную китайскую феодальную идею о том, что «отсутствие у женщины таланта есть добродетель», и выдвинули просветительское предложение о «продвижении женских школ», а Лян Цичао в 1896 г. в работе «о женских школах» [4, с. 30] подчеркнул важное значение женского образования. Кроме того, Тань сытун в своей книге «Полное собрание сочинений Таня Сы-туна» также предположил, что общество должно относиться к мужчинам и женщинам одинаково, и что женщины могут обладать теми же талантами и мудростью, что и мужчины, но именно феодальная социальная система подавляет способности женщин, и женщины, не получившие образования, не могут вносить свой вклад в общество [5].
однако в сентябре 1898 года реформаторское движение потерпело неудачу, и школы для девочек были закрыты из-за потери финансовых ресурсов и политической поддержки. Тем не менее, первая официальная школа для девочек, основанная самими китайцами, была открыта в Шанхае в 1898 году под
патронажем иностранцев. Эта «Женская школа Цзинчжэн» (также известная как «Китайская женская школа») положила начало современному женскому образованию в Китае и создала новый социальный фон женского образования в Китае. Столкновение и интеграция китайской и западной культур подтолкнули китайское образование к трансформации в этот период. отмена императорской экзаменационной системы и багувэнь также положила начало новой академической системе и различным новым школам в Китае в начале 20-го века. В Китае последовательно открывались женские школы, такие как «Школа для девочек Убэнь», «Патриотическая женская школа», «Женская школа Чэндун» и «Женская школа Цзунмэнь», среди которых большее влияние имела «Патриотическая женская школа», основанная г-ном Цай Юаньпэем. Г-н Цай Юаньпэй выразил надежду на то, что китайские женщины смогут развить независимую и самостоятельную личность благодаря школьному образованию [6, с. 78].
3. Период до двадцатых годов ХХ века
В 1903 году Цзинь Тяньси написал первую монографию об эмансипации женщин в Китае «Женский колокол» [7, с. 107]. Эта монография критикует уже не только феодальный строй, но и с точки зрения свободы и равенства поддерживает борьбу женщин за права личности и поощряет женщин к получению образования. С тех пор появляется все больше журналов, монографий, посвященных женскому пробуждению и призывающих к повышению статуса женщин. Среди них наиболее влиятельным женским изданием в этот период была «Китайская женская ежедневная газета», основанная Цю Цзинем, известным лидером женского движения, согласно
которой «освобождение женщин должно сочетаться с антиимпериализмом и антифеодализмом», и призывала женщин к объединению сил. она также написала «Первую песню освобождения женщин» [8, с. 25-35]. В 1907 году, начиная со слов Цю Цзиня к школьной песне «Поощрение прав женщин», один за другим стали издаваться профессиональные журналы, которые поощряли участие женщин в музыкальной деятельности, такие как «Женщины и музыка» [9, с. 304], «Женщины и музыка (минимальные требования к женщинам в Китае)» [10, с. 10-40] и «Женский пол и музыка» [11, с. 28-37]. Эти труды были опубликованы для того, чтобы призвать женщин изучать музыку. Впоследствии были созданы различные женские объединения, такие как «федерация женщин», «Ассоциация китайских женщин» и «Ассоциация участия женщин», и началось женское освободительное движение.
В 1907 г. цинское правительство обнародовало Устав начальной школы для девочек и Устав педагогического училища для девочек факультета девочек, в которых четко указывалось, что в школах для девочек должна преподаваться музыка [12, с. 29]. Это знаменует собой официальное признание права женщин на образование и первый случай, когда уроки музыки были официально включены в правительственный документ в Китае. Провозглашение этого политического курса ознаменовало собой создание новой современной школьной системы. Всесторонняя трансформация сферы образования Китая также привела к трансформации музыкального образования. Подражание западным моделям музыкального образования и создание музыкальных произведений большим числом китайских студентов за рубежом также способствовали
историческому процессу музыкального образования в Китае и способствовали развитию музыкальных школ [13, с. 73-76]. В 1909 году цинское правительство обнародовало «Устав начальной школы», в котором предусматривались предметы «музыка и пение», а в мае того же года было постановлено, что в средних школах должны также быть созданы уроки музыки и пения. Под лозунгом «избавления от старых привычек, равенства между мужчинами и женщинами и восхваления прав человека» и другими новыми идеями песни исполнялись в массовой форме, что быстро получило широкое признание в обществе, воодушевило китайский народ. В этот период эмансипация женщин предоставила китайским женщинам больше возможностей бороться за права, равенство и свободу благодаря популярности школьных песен.
В то же время Церковная средняя школа для девочек постепенно стала превращаться в Церковный женский университет. В 1905 году на севере Китая был основан «Женский университет северо-Китайского союза», в 1907 году — «Южно-Китайский женский университет» на юге Китая, а в 1915 году — «Женский университет Цзиньлин». Женский университет Цзиньлин придавал большое значение музыкальному образованию и, руководствуясь идеей специализации и элитарности, следовал правилам физического и умственного развития женщин, реализовывал образование в соответствии с гендерными особенностями женщин, установил совершенную модель преподавания, осуществлял научное планирование учебной программы и развивал музыкальное образование как одну из характерных дисциплин Женского университета Цзиньлин [14, с. 45-50]. Появление и развитие Церковного женского универ-
ситета позволило китайским женщинам вырваться из оков семьи и избавиться от традиционных представлений. Поступление женщин в университеты и систематическое обучение в университетах было революцией в традиционном образовании женщин, а также обеспечивало хорошую основу для их появления в обществе [15, с. 190-320].
В июле 1908 года была основана женская педагогическая школа Цзин-ши. В 1912 году она была переименована в «Пекинский женский педагогический колледж». В апреле 1919 года она была снова официально переименована в «Пекинскую женскую высшую педагогическую школу» (или «Женскую высшую педагогическую школу»). В 1920 году зарубежными музыкантами Сяо Юмэем и Яном Цзычжуном был основан музыкальный факультет. В 1925 году он был одобрен Министерством образования правительства Бэйяна и официально назван «Национальным Пекинским женским педагогическим университетом». Это первое женское высшее учебное заведение, созданное правительством, а также первое государственное высшее профессиональное музыкальное отделение в Китае. Музыкальный факультет внес большой вклад в дело музыкального образования в Китае и воспитал большое количество выдающихся женщин-музыкантов в Китае. Среди них Хань Цюаньхуа, первая в Китае женщина-композитор, сочинявшая фортепианную музыку.
4. Период до сороковых годов ХХ века
После Синьхайской революции Цай Юаньпэй, министр образования националистического правительства, выдвинул образовательную идею «эстетического воспитания», важной частью которой было музыкальное образование. В сентябре 1912 года Министерство
просвещения в Уставе начальной школы сделало пение обязательным предметом в каждом семестре, а в декабре того же года пение стало обязательным предметом в обычных школах для мальчиков и девочек. По мере того, как все больше женщин получало музыкальное образование, росла и потребность в более высоком уровне музыкального образования. Поэтому в этот период в женских колледжах и университетах Китая существовало две модели музыкальных отделений: одна была социальной школой, основанной Западной церковью в лице музыкального факультета Цзинь-линского женского университета, а другая — государственной школой, представленной музыкальным отделением Пекинской национальной высшей педагогической школы.
Идея женской эмансипации достигла новой исторической высоты во время Движения за новую культуру, и демократы в лице Чэнь Дусю и Лу Синя яростно атаковали феодальный этикет и религию [16, с. 88-92]. Движение «За новую культуру» стало идеологическим освободительным движением, направленным на распространение марксизма, выступая за эмансипацию женщин и выступая против феодального этикета и старого семейного уклада. Под влиянием движения «За новую культуру» трансформация китайской музыкальной культуры также ускорилась. Зарубежные интеллектуалы и любители современных музыкальных знаний сосредоточились на деле нового музыкального образования в Китае и стали первой партией талантов в области музыкального образования. Школьное музыкальное образование являлось основной сферой музыкально-образовательной деятельности в Китае, и в этот период появилось большое количество новых музыкальных клубов
и школ с профессиональным музыкальным образованием. В основной массе это были музыкальные учебные заведения с профессиональным музыкальным образованием, такие как Шанхайский национальный музыкальный колледж, Музыкальный институт при Пекинском университете и др. создание большого количества музыкальных учреждений и школ подготовило большое количество профессиональных музыкантов и музыкальных педагогов для Китая. Развитие современного профессионального музыкального образования взрастило первую партию профессиональных музыкальных талантов в Китае, таких как Цао Аньхэ, исполнительница на пипе и этномузыковед, Чжоу сяоянь, певица-сопрано и педагог по вокалу, сяо Шусянь, музыкальный педагог и композитор, Чжоу Гуанжэнь, пианистка и педагог, и Чжэн сяоин, дирижер. Таким образом, при поддержке правительства музыкальное образование Китая гарантировало права женщин на участие в музыкальном образовании в системе и законодательстве, способствовало прогрессу женщин в практике современного музыкального образования в Китае.
изменения в политической ситуации в Китае изменили центр культурной жизни народа. Музыкальная деятельность в Китае отвечала веянием времени, стала играть политическую роль и удовлетворять потребности класса. с 1937 года Китай вступил в период войны сопротивления японской агрессии, и все слои Китая были беспрецедентно сплочены идей национальной справедливости и воссоединения страны, а сильный патриотический энтузиазм заставил китайских женщин также посвятить себя национально-освободительной войне. Патриотические чувства китайского народа привели к тому, что музыкальная и культурная деятельность этого
периода стала основным направлением «Движения сопротивления японцам и спасения родины» с широким массовым характером. Музыканты в лице сянь синхая и Хэ Лютина различными способами вели агитационную работу по объединению сил против Лпонии; профессиональные музыканты в разных регионах Китая, такие как Ма сыкун и Жэнь Гуан, также активно участвовали в создании антияпонской музыки; а китайские музыканты во втором поколении, такие как Чжоу Шуань, Цюй сисянь и Гу Цзяньфэнь также сыграли важную роль в музыкальном образовании, создании музыки и пении во время войны против японской агрессии.
Заключение
итак, в первой половине ХХ века в Китае участие женщин в музыкальной образовательной деятельности в значительной степени способствовало процессу женской эмансипации, развитию китайской музыки и культурного общества. Появление новых учебных заведений, исполнение песен на тему женской эмансипации создали социальную атмосферу женского образования и изменили положение женщины в обществе. Участие женщин в мероприятиях по музыкальному образованию способствовало трансформации женского мышления и способствовало повышению статуса женщин в социуме. становление женщин-музыкальных педагогов в Китае в ХХ веке в основном основывалось на концепции образования и женской эмансипации. Пробуждение женского независимого самосознания стимулировало их идеологический и культурный прогресс. Внедрение западных образовательных концепций и музыки также является важной причиной продвижения женщин-музыкальных педагогов в Китае, и роль женщин в
профессиональном музыкальном образовании Китая возросла, что в определенной степени смягчило проблему нехватки педагогов музыкального образования. Все больше и больше женщин-музыкантов изучают музыку за рубежом, что также укрепило обмены в сфере музыки между Китаем и зарубежными странами, что способствует новому импульсу в развитии музыки Китая.
References
[1] Chen Jing. Pedagogical Research, Faculty of Mu-
sic, Jinling Women's University, Art Education, 2011. № 3. 113 p.
[2] Chen Yan. On the reform of modern church school education for girls and the concept of women. Times Education 4. 2011: 2.
[3] Gao Pingshu. Long Chronicles of Cai Yuanpei, Beijing: People's Education Publishing House, 1996. P. 299.
[4] Liang Maochun, Ming Yan. History of modern Chinese music (1901-1949) [M]. Beijing: People's Music Publishing House, 2008. 30 p.
[5] Liang Qichao. General Discussion on Changing the Law: On Women's Studies," from Yinbingshi Wenji, 1896.
[6] Qian Renkang. "The Source of Xuetang Music and Songs," Shanghai Music Publishing House, 2001. 78 p.
[7] Qiao Suling. Education and Women: Women's Education and the Awakening of Women Intellectuals in Modern China (1840-1921) [M]. Tian-jin: Ancient Book Publishing House, 2005. 107 p.
[8] Sun Zhengjuan. Historical trajectory of independent women's emancipatory thought in modern times [D]. Soochow University, 2001. P. 25-35.
[9] Tang Xitong. Complete Works of Tang Sitong, Beijing: Zhonghua Book Company, 1981. 304 pp.
[10] Wang Xiaodan Historical Mirror: Social Change and Women's Lives in Contemporary China [M]. Northeastern Pedagogical University, 2011. P. 10-40.
[11] Wang Yuhe. Review of Contemporary Chinese Musical Literature [J]. Chinese music, 2005. № 1. P. 28-37.
[12] Wang Yu. History of modern Chinese music [M]. Beijing: People's Music Publishing House, 2003. P. 29.
[13] Wu Yongyi. Music education in modern schools in China (1840-1949) [M]. Shanghai: Shanghai Education Press, 1999. P. 73-76.
[14] Yang Heping. Contemporary music education in China in a changing history [J]. 100 Art., 2005. № 1. P. 45-50.
[15] Yang Feng. Women's development in modern China [M]. Beijing: People's Publishing House, 2007. P. 190-320.
[16] Zhang Yuan. Ideological enlightenment and renewal of women's concepts in modern China [J]; Journal of Henan University (social science publication); 1997. № 3. P. 88-92.
Список литературы
[1] Чэнь Цзин. Педагогические исследования, факультет музыки, Женский университет Цзиньлин, Художественное образование, 2011. № 3. 113 с.
[2] Чэнь Янь. О реформе современного церковно-
го школьного образования для девочек и концепции женщин. Times Education 4. 2011: 2.
[3] Гао Пиншу. Длинные хроники Цай Юаньпэя, Пекин: Издательство народного образования, 1996. С. 299.
[4] Лян Маочунь, Мин Янь. История современной
китайской музыки (1901-1949) [М]. Пекин: Народное музыкальное издательство, 2008. 30 с.
[5] Лян Цичао. общая дискуссия об изменении закона: о женских исследованиях», из «Инь-бинши вэньцзи», 1896 г.
[6] Цянь Жэнькан. «Источник музыки и песен Сюэтан», Шанхайское музыкальное издательство, 2001. 78 с.
[7] Цяо Сулин. Образование и женщины: женское
образование и пробуждение женщин-интеллектуалов в современном Китае (1840-1921) [М]. Тяньцзинь: Издательство древних книг, 2005. 107 с.
[8] Сунь Чжэнцзюань. Историческая траектория самостоятельной женской эмансипационной мысли в новейшее время [D]. Университет Сучжоу, 2001. С. 25-35.
[9] Тан Ситун. Полное собрание сочинений Тан Сытуна, Пекин: Книжная компания Чжунхуа, 1981. 304 с.
[10] Ван Сяодань Историческое зеркало: социальные изменения и жизнь женщин в современном Китае [M]. Северо-восточный педагогический университет, 2011. С. 10-40.
[11] Ван Юйхэ. Обзор современной китайской музыкальной литературы [J]. Китайская музыка, 2005. № 1. С. 28-37.
[12] Ван Юй. История современной китайской музыки [M]. Пекин: Народное музыкальное издательство, 2003. С. 29.
[13] У Юнъи. Музыкальное образование в современных школах Китая (1840-1949) [M]. Шанхай: Шанхай Эдьюкейшн Пресс, 1999. С. 73-76.
[14] Ян Хэпин. Современное музыкальное образование в Китае в меняющейся истории [J]. 100 Ст., 2005. № 1. С. 45-50.
[15] Ян Фэн. Развитие женщин в современном Китае [M]. Пекин: Народное издательство, 2007. С. 190-320.
[16] Чжан Юань. Идеологическое просвещение и обновление женских концепций в современном Китае [J]; Журнал Хэнаньского университета (издание социальных наук); 1997. № 3. С. 88-92.