Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ'

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное образование / модернизация / инновационные методы / истоки / исполнительское искусство / конфуцианство / европейская модель / music education / modernization / innovative methods / origins / performing arts / Confucianism / European model

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Насу

Подготовка учителей музыки в Китае имеет давнюю историю, и всегда она была основана на традиционных ценностях этой страны. Однако с течением времени музыка и музыкально-педагогическое образование в Китае стали обогащаться идеями из Европы, что привело к синтезу опыта китайских и европейских специалистов с приоритетом национальной культуры. В результате была сформулирована официальная доктрина развития системы музыкального образования в Китае. Эта доктрина основывается на нескольких ключевых концепциях. Во-первых, важно обеспечить всестороннее развитие каждой личности, включая комплексное формирование ее умственных, этических, эстетических и физических качеств. Это означает, что учитель музыки должен стремиться не только к развитию музыкальных навыков учеников, но и к их общему развитию как личностей. Во-вторых, в процессе образования важно использовать лучшие педагогические теории и практики из-за рубежа. Китайские педагоги активно изучают и адаптируют зарубежный опыт, чтобы улучшить свои методы обучения и создать более эффективные программы музыкального образования. В-третьих, несмотря на влияние западных идей, китайские преподаватели также стремятся сохранить и использовать достижения традиционной китайской педагогики. Они признают ценность наследия своей культуры и стараются интегрировать его в учебный процесс, чтобы ученики получили более полное представление о китайской музыкальной традиции. Наконец, преподаватели музыки в Китае также должны соблюдать основные принципы и положения национальной идеологии страны. Это включает в себя уважение к китайским ценностям, культуре и истории, а также поддержку государственной политики в области образования. Таким образом, система подготовки учителей музыки в Китае сочетает в себе как традиционные китайские ценности, так и передовой опыт из-за рубежа. Она стремится формировать гармонично развитых личностей, которые ценят и понимают как наследие своей нации, так и международные музыкальные традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND HISTORICAL PREREQUISITES FOR THE EMERGENCE OF MUSIC EDUCATION IN CHINA

The training of music teachers in China has a long history, and this training has always been based on traditional Chinese values. However, the gradual enrichment of music and music and pedagogical education in the PRC with European musical and pedagogical ideas intensified the synthesis of the experience of Chinese and European specialists, provided that national culture was given priority. Gradually, China formulated an official doctrine for the further development of the system of music education, which was based on the following conceptual provisions: ensuring the comprehensive formation of each individual, involving his comprehensive mental, ethical, aesthetic and physical education; application of the best foreign pedagogical, theoretical and practical developments in the organization of the educational process; maximum use of the achievements of traditional Chinese pedagogy; observance by teachers of the basic provisions and principles of the national state ideology of the country.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

УДК 378.6

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

Насу

Хулунбуирский университет Хайлар, Внутренняя Монголия, КНР e-mail: 450382671@qq.com

Подготовка учителей музыки в Китае имеет давнюю историю, и всегда она была основана на традиционных ценностях этой страны. Однако с течением времени музыка и музыкально-педагогическое образование в Китае стали обогащаться идеями из Европы, что привело к синтезу опыта китайских и европейских специалистов с приоритетом национальной культуры. В результате была сформулирована официальная доктрина развития системы музыкального образования в Китае. Эта доктрина основывается на нескольких ключевых концепциях. Во-первых, важно обеспечить всестороннее развитие каждой личности, включая комплексное формирование ее умственных, этических, эстетических и физических качеств. Это означает, что учитель музыки должен стремиться не только к развитию музыкальных навыков учеников, но и к их общему развитию как личностей. Во-вторых, в процессе образования важно использовать лучшие педагогические теории и практики из-за рубежа. Китайские педагоги активно изучают и адаптируют зарубежный опыт, чтобы улучшить свои методы обучения и создать более эффективные программы музыкального образования. В-третьих, несмотря на влияние западных идей, китайские преподаватели также стремятся сохранить и использовать достижения традиционной китайской педагогики. Они признают ценность наследия своей культуры и стараются интегрировать его в учебный процесс, чтобы ученики получили более полное представление о китайской музыкальной традиции. Наконец, преподаватели музыки в Китае также должны соблюдать основные принципы и положения национальной идеологии страны. Это включает в себя уважение к китайским ценностям, культуре и истории, а также поддержку государственной политики в области образования. Таким образом, система подготовки учителей музыки в Китае сочетает в себе как традиционные китайские ценности, так и передовой опыт из-за рубежа. Она стремится формировать гармонично развитых

личностей, которые ценят и понимают как наследие своей нации, так и международные музыкальные традиции.

Ключевые слова: музыкальное образование, модернизация, инновационные методы, истоки, исполнительское искусство, конфуцианство, европейская модель.

Понимая значение музыки в китайской цивилизации, Л.Н. Толстой в романе «Крейцерова соната» посредством диалога персонажей отмечает ее особенность: «В Китае музыка - государственное дело! И это так должно быть» [7, с. 61]. Музыка в нашей жизни способствует не только развитию личности, но и выступает средством гармонизации общества. Современная система музыкального образования в Китае характеризуется существенными модернизационными изменениями, предусматривающими поиск инновационных методов решения учебно-воспитательных задач. Поэтому актуализируется потребность в обновлении содержания и качества профессиональной подготовки будущих музыкантов, что обусловлено программными изменениями в организации обучения в системе многоуровневого образования в целом, и в высшем образовательном звене современного Китая, в частности. Актуальной проблемой педагогической науки становится обогащение педагогических знаний инновационными технологиями, освещением лучших достижений в области подготовки будущих музыкантов-исполнителей. Инновационные технологии, являющиеся новшеством в педагогической деятельности, предусматривают изменения в содержании обучения и воспитания, их целью является повышение ее эффективности: «Инноватика характеризуется более высоким уровнем технологичности и реализуемого образовательного потенциала процесса обучения, по сравнению с предшествующим временем» [3]. Укрепление авторитета Китая и конкурентоспособности музыкантов на международной арене в большой степени зависит от применения новейших технологий в образовательном процессе.

Вопрос исторических истоков всегда интересовал ученых, среди которых следует выделить Ю. Тавровского, Г. Шнеерсона, В. Виноградова. Среди китайских ученых, занимавшихся исследованием культуры Китая, следует отметить С. Судзуки, Л. Ляня, С. Чжэя и других.

В Древнем Китае инструментальная и вокальная музыка развивались параллельно, причем роль музыки в жизни общества

постоянно росла. Это вызвало необходимость в организации специальной вокально-музыкальной подготовки будущих певцов и музыкантов. Особое внимание уделяли музыкальному образованию наследников императора, поскольку будущие правители должны были получить знания, касающиеся не только вопросов государственного управления, но и музыкальной культуры. Кроме того, профессиональное обучение музыке и пению было важным компонентом образования, которое получали другие юноши аристократического происхождения как будущие государственные служащие и чиновники.

Для удовлетворения новых общественных требований по осуществлению музыкальной подготовки молодежи в Древнем Китае были созданы первые вокально-музыкальные школы, которые можно считать своеобразным прообразом современных консерваторий. Качество образования в этих школах контролировало специальное придворное ведомство, свидетельствующее о незаурядной заинтересованности и внимании императора к этому вопросу.

В эпоху династий Ся и Шан (XXI-XI вв. до н. э.) в Китае появились первые музыкальные школы. Они были разделены на два типа: государственные, которые в основном находились в городах, и частные, которые предпочтительно располагались в сельской местности. Главной целью этих школ было исполнение музыки, прежде всего, в качестве средства для получения наслаждения и релаксации. Важным моментом стало появление письменности в Китае в эпоху династии Шан (около 1600 г. до н. э.). Это дало возможность сохранять и передавать образцы традиционной китайской музыки, включая музыку, предназначенную для детей. Великая школа (Да Сюэ) и Малая школа (Сяо Сюэ) были созданы во времена правления этой династии для обучения молодежи искусству вокала, музыке и танцам. Высшая школа (Да Сюэ) учила талантливых и перспективных учеников, которые имели возможность получить более глубокое образование в области музыки. Здесь они изучали сложные музыкальные композиции, развивали свои навыки исполнения и погружались в искусство музыки. Младшая школа (Сяо Сюэ), хотя и имела более низкий статус, все же предоставляла возможность обучения молодежи основам музыки, пению и танцам. Обе школы играли важную роль в развитии музыкальной культуры Китая. Они способствовали сохранению и передаче традиционных музыкальных знаний, а также

стимулировали творческое развитие молодых музыкантов. Благодаря этим школам музыка стала неотъемлемой частью жизни китайского общества и культуры. Таким образом, эпоха династий Ся и Шан в Китае ознаменовалась появлением первых музыкальных школ. Создание Высшей и Младшей школы способствовало развитию музыкального образования и культуры, а также позволило сохранить и передать традиции китайской музыки. Эти школы стали основой для формирования будущего поколения музыкантов и способствовали расцвету музыкального искусства в Китае.

Поскольку в обеих школах уровень профессионального вокально-музыкального образования был очень высоким, сюда приезжали для обучения молодые люди из разных стран [4].

Во времена правления династии Чжоу (около 1026 г. до н. э.) развитие музыкального образования продолжилось. В частности, в эпоху династии Западного Чжоу (Х1-УП вв. до н. э.) в Китае возникли образовательные учреждения, в которых музыка впервые была выделена в специальную учебную дисциплину, причем особенно популярным стало искусство игры на музыкальном инструменте гуцинь (Цисяньцинь (кит. ^ШЩ, китайский семиструнный инструмент, разновидность европейской цитры).

Именно во времена династий Западной Чжоу (около 1050 г. до н. э.) и Восточной Чжоу (770 г. до н. э.) музыку в Китае начали воспринимать как универсальное средство духовного развития и совершенствования личности. В поздний период этой эпохи под влиянием конфуцианской доктрины постепенно начинала складываться система придворных церемониалов с музыкальным участием: «Конфуцианство утверждало, что ритуальная музыка в честь Богов, Святых и Предков должна быть совершенной, гармоничной, ибо Небо, Земля и Человек являются тремя первопричинами бытия Вселенной» [8, с. 157]. При этом на каждом этапе церемониальных действий было предусмотрено исполнение музыкантами и певцами конкретных вокальных и инструментальных композиций в четко определенной последовательности. Строго регламентировался и темп исполнения каждого произведения. Подобная идея о совершенстве Бытия в европейской традиции также имела место: «Идея разумного Бытия, согласно Рене Декарту, в основе которого находится разумное начало, прорастала в почве, подготовленной историей естествознания и

метафизической математикой. В последней числа наделяются уже не формальными, а символическими свойствами скрытых, а потому в то время трактуемых как возможно «потусторонних», мистических связей» [5, а 389].

Однако уже в период правления династии Чжоу для обучения музыкантов, певцов, приобщения к музыкальному образованию чиновников и знати было создано специальное учебное заведение под названием «государственная школа» (Го Сюэ). Центральное место в образовательном процессе этой школы было отведено преподаванию ученикам музыкальной философии, пения и танцев. Как правило, обучение длилось семь лет: ученики начинали учиться в школе с 13 лет, а заканчивали обучение - в 20 лет.

Важное место в истории развития музыкального образования в Китае принадлежит так называемой музыкальной палате (Юэ Фу), которую образовали во времена правления династии Цинь (221 г. до н. э.).

Основными задачами музыкальной палаты были: подготовка профессиональных вокалистов и музыкантов, учителей музыки; проведение исследований в области теории музыки; создание и последующая реализация новых музыкальных произведений. Уже в конце второго века до н.э. император У Ди увеличил состав преподавателей и учащихся музыкальной палаты; их общее количество составляло 829 человек. Император также пригласил преподавать в Юэ Фу профессиональных музыкантов. В целом он внес весомый вклад в развитие музыкального искусства и образования Китая. Однако последний период его правления завершился серьезным экономическим кризисом, а это повлекло закрытие учреждений музыкального образования.

После определенного перерыва музыкальное образование в Китае начало снова интенсивно развиваться, открывались новые образовательные учреждения. В частности, с конца V века н. э. по начало X века н. э. во времена династий Суй и Тан распространение получило искусство «Так Цюй» («великая музыка») - вид сценического искусства, сочетавшего в себе песни и танцы. Причем наиболее распространенными музыкальными инструментами в те времена стали гуцин (струнный

щипковый инструмент) и пипа (четырехструнный щипковый инструмент).

Именно в период правления династии Тан музыкальное искусство в Китае достигло нового пика своего расцвета, чему способствовало покровительство со стороны Танских императоров. Новая музыкальная школа получил название Тай Чан Шу. В ней работали 549 специалистов, преподававших музыку, танцы и пение. Периодически каждое десятилетие педагоги заведения Тай Чан Шу должны были сдавать серьезный экзамен.

Срок обучения учащихся в школе Тай Чан Шу составлял 15 лет. На протяжении этого времени они должны были сдать 12 экзаменов, из них 5 - высокого уровня сложности, 7 - средней сложности. Выпускники, успешно сдавшие все экзамены, могли претендовать на получение должности преподавателя в этой школе. После окончания обучения ученики, не достигшие высоких результатов в учебе, имели право на работу, но за свою трудовую деятельность они получали лишь треть от установленного по стране минимального заработка. Наряду с этим, происходила и дифференциация структуры образования, например, когда одно учреждение распадается на два. Так появилась правая и левая школы: «правая школа, в которой обучали профессиональному пению (в ней работали профессиональные певцы, в том числе известная певица Сю Хэ Ци), и Левая школа, профилем обучения в которой были танцы» [6, с. 233-234].

Во времена правления танского императора Мин Хуана музыкальная культура и вокально-инструментальное образование на государственном уровне были определены приоритетными для развития видами деятельности. В тот период было основана известная школа «Грушевый сад» («Ли Юань») (она получила свое название от места в императорском саду, в котором был расположен павильон для театральных выступлений). В этой школе осуществляли профессиональную подготовку музыкантов, актеров и танцовщиков. Причем «Мин Хуан не только принимал активное участие в работе школы, собирал музыкальные произведения для библиотеки, но и даже самостоятельно писал гимны и другие музыкальные произведения для различных инструментов, непосредственно проводил занятия в

музыкальной школе, обучая молодых людей игре на струнных и духовых инструментах, а также дирижировал оркестром» [4, с. 6].

Данное учреждение готовила профессиональных певцов, художников-пантомимов (мимов), танцоров, а также исполнителей на музыкальных инструментах. Важно отметить, что в это заведение принимали не только молодых людей из знатных семей, но и талантливых простолюдинов, которые после успешного окончания курса обучения и прохождения дальнейшего строгого отбора могли получить статус придворных музыкантов. Поэтому многие выпускники школы «Грушевого сада» стали известными музыкантами и певцами. В свою очередь, статус «ученика Грушевого сада» воспринимали в Китае как показатель высокой музыкальной квалификации. Самого императора мин Хуана в Китае считают своего рода богом-покровителем и духом театрального искусства, поэтому его портрет нередко размещают на нижней части сцены, чтобы его могли видеть актеры и зрители.

Следует отметить, что в перечисленных музыкальных школах складывались новые методы обучения музыке и пению, основы системы вокально-музыкального образования, что существенно обеспечивало ее дальнейшее успешное развитие. Кроме того, в период правления династий Тан, Ляо, Цзинь, Юань были заимствованы традиции музыкального искусства из Индии, синцзянских и монгольских народов, а также народностей Хань и Ман. Это способствовало обогащению китайской музыкальной культуры. «На основании творческой переработки иностранного опыта в Китае постепенно сформировалась собственная уникальная национальная система музыкального образования, в основу которой было положены традиционные китайские ценности, традиции и обычаи» [4, с. 62].

Когда мы говорим о древности музыкальной культуры и музыкального образования молодежи в Китае, важно отметить специфику образования современной системы музыкально-педагогического образования в начале ХХ века. Так, в 1896 году в Японию прибыла первая группа китайских абитуриентов. В последующие годы количество студентов из Китая в японской Высшей школе начала стремительно расти. Они получали образование по разным специальностям, в том числе вокально-инструментальным. В то время профессионалы, обучавшиеся за границей, адаптировали отечественные и

зарубежные песни для пополнения дидактического материала, используемого при обучении искусству пения. Однако, стоит отметить, что история музыкального образования в Китае насчитывает гораздо более древние корни. Уже в древности музыка играла важную роль в жизни китайского народа. Музыкальные инструменты, такие как гуцзэнь (традиционный китайский струнный инструмент), флейта и барабаны, использовались в различных ритуалах, церемониях и празднествах. Китайская музыка имела свои уникальные особенности, отражающие культурные и исторические аспекты этой великой страны. С течением времени музыкальное образование в Китае эволюционировало и развивалось. Вместе с влиянием западной музыки и культуры, китайские музыканты и педагоги начали внедрять новые методики и подходы в обучении. Были созданы специализированные музыкальные школы и консерватории, где ученики получали профессиональное образование в области музыки. Сегодня система музыкального образования в Китае предлагает широкий спектр возможностей для молодых музыкантов. Существуют различные программы обучения, включающие классическую музыку, народные инструменты, вокал и композицию. Молодые таланты имеют возможность принимать участие в музыкальных конкурсах и фестивалях, где они могут продемонстрировать свои навыки и творческий потенциал.

Китайская музыкальная культура продолжает развиваться и вносить свой вклад в мировую музыкальную сцену. Молодежь, обучающаяся музыке в Китае, имеет возможность изучать не только национальную музыку, но и принимать влияние западных стилей и жанров. Это позволяет им расширять свои горизонты и создавать уникальные музыкальные произведения, объединяющие в себе элементы разных культур. Несмотря на то, что история музыкального образования в Китае насчитывает древние корни: «Первыми китайскими учебниками, по которым учеников обучали пению, стали «Сборник для школьного пения» Шеня Синьгуна и «Сборник классического вокального пения» Ли Шутуна. Указанные учебники имели важное значение для осуществления музыкального образования школьников» [6, с. 75]. Сегодня молодые музыканты в Китае имеют широкие возможности для развития своих талантов и создания уникальной музыки, отражающей их национальную культуру и влияние западных стилей. Особо стоит отметить жанр, так

называемой, «школьной песни». В частности, Ли Шутун в «школьных песнях» впервые в китайской музыке использовал полифонию и ввел ансамблевое исполнительство. Кроме того, этот известный композитор создал много других хоровых композиций.

В первой четверти ХХ в. в Китае были открыты новые заведения в области высшего музыкального образования, а также отдельные музыкальные факультеты, где обучали профессиональных музыкантов и вокалистов, проводили подготовку педагогов для обучения детей и молодежи музыке и пению.

Так, в 1919 году при Пекинском университете усилиями Цая Юаньпэя и Сяо Юмея занятия проводили по европейской системе обучения. С 1920 года в этом институте был организован музыкальный факультет, а в 1927 году была открыта консерватория в Шанхае. В 1929 году в Яньцзинском и Хуцзянском университетах были созданы музыкальные факультеты. В следующем году в Китае было открыто еще несколько музыкальных факультетов в разных учебных заведениях, например, такой факультет был открыт в частном «Учжанском профессиональном институте искусств». К данному учреждению относилась и школа искусств, осуществляющая образование в рамках СПО (среднее профессиональное). Областной женский педагогический институт в Хэбэе также расширил перечень образовательных услуг при создании музыкального факультета. С 1934 года открылся музыкальный факультет в Государственном Пекинском институте искусств. В Музыкальном доме провинции Чжэцзян расширен педагогический состав: «Педагогами были многие иностранные музыканты: главный дирижер Симфонического оркестра Шанхайского промышленного министерства - Маэстро Пачи (Италия), первый скрипач Арииго Фоа (Италия) и певец Владимир Шушлин (Россия)» [2, с. 161]. Эти специалисты способствовали привлечению китайских студентов к европейской музыке и европейской модели исполнительного искусства.

Кроме того, «важным событием в жизни Китайской республики стало принятие в 1939 году стандарта музыкального педагогического образования, что свидетельствовало о введении стандартизированного подхода к ее осуществлению» [6, с. 37].

В 1949 году образовалась Китайская народная республика. «Вследствие централизации образования учреждения высшего

образования перешли под юрисдикцию Министерства просвещения КНР. В 50-70-х годах ХХ в. в Китае ощущалась острая нехватка школьных педагогов, поэтому по распоряжению правительства в стране начали создавать сеть новых педагогических учреждений, причем в каждой провинции требовали открыть хотя бы одно такое заведение. Одновременно начали укрупнять учреждения высшего педагогического образования» [4, с. 34]. Модернизация высшей школы в Китае, проводимая с 1977 года, привела к увеличению сроков обучения и установлению стандартизированных условий поступления. С целью выработки целостной концепции дальнейшего совершенствования высшего музыкально-педагогического образования в 1979 году в Чжэнчжоу было проведено совещание руководителей соответствующих заведений. Участниками этого совещания были определены следующие основные направления совершенствования такого образования: составление учебных планов на основе учета существующих образовательных потребностей; написание современных учебников и учебных пособий; повышение профессионального уровня педагогов высшей школы; проведение научных исследований по актуальным проблемам музыкального образования.

В 80-х годах в школах катастрофически не хватало дипломированных специалистов по музыкальному искусству, поэтому происходило активное расширение приема количества студентов на музыкально-педагогические специальности высшей школы. В частности, в 1980 году Министерством образования КНР был издан «Учебный план подготовки специалистов в области музыки для высших педагогических заведений с четырехлетним сроком обучения» [1, с. 176].

Кроме того, из-за нехватки школьных учителей в Китае также проводили подготовку будущих учителей по различным предметам по сокращенным программам. В частности, открывали факультеты с 2-3-летним сроком обучения с целью повышения образовательного уровня учителей музыкального искусства для начальных и средних школ.

Важной вехой для дальнейшего развития педагогической системы в Китае стало принятие в 1991 году закона о «последипломном образовании учителей начальной школы». В нем, среди других важных положений, были определены принципы и требования к функционированию, а также дальнейшему развитию последипломного

образования учителей, и нормативные правила к организации и деятельности центров последипломной подготовки педагогов.

Постепенно в Китае сложилась система музыкального образования, во многом аналогичная образовательной системе Советского Союза, основанной, в свою очередь, на русской музыкальной педагогической школе, вобравшей в себя черты европейской музыкальной культуры и педагогики; тем не менее, китайская система музыкального образования сохранила верность национальным педагогическим и мировоззренческим традициям и установкам.

Список литературы

1. Атаян, А. М. Дидактические основы формирования информационной культуры личности в условиях информатизации общества : 13.00.01 : дис. ... канд. пед. наук / Атаян Ануш Михайловна. - Владикавказ, 2001. - 177 с.

2. Вэй, Яо. Вокальное профессиональное образование в Китае в 20-30 годы XX века / Яо Вэй // Ценности и смыслы. - 2012. - № 3 (19). - С.159-164.

3. Кобозева, И. С. Музыкальное исполнительство и образование сквозь призму подготовки учителя / И. С. Кобозева, А. В. Плохов, Н. И. Чинякова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnoe-ispolnitelstvo-i-obrazovanie-skvoz-prizmu-podgotovki-uchitelya (дата обращения: 24.09.2023).

4. Кравцова, М. Е. История культуры Китая / М. Е. Кравцова. - Санкт-Петербург : Лань, 1999. - 416 с.

5. Кузнецов, А. В. Концептуализация рациональной картины мира в абдукции антропологического опыта / А. В. Кузнецов // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. - 2022. - № 2. - С. 389-393.

6. Лю, Цансун. Теория современного качественного образования / Цансун Лю. -Ухань : Изд. педагогического университета Центрального Китая, 2007. - 398 с.

7. Толстой, Л. Н. Крейцерова соната ; Избранное / Л. Н. Толстой. - Москва : Комсомольская правда, 2007. - 358 с.

8. У, Ген-Ир. O «совершенной музыке» в странах Дальнего Востока / Ген-Ир У // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2009. - № 103. - С. 156-162.

CULTURAL AND HISTORICAL PREREQUISITES FOR THE EMERGENCE OF MUSIC EDUCATION IN CHINA

Nasu

Hulunbuir University Hailar, Inner Mongolia, China e-mail: 450382671@qq.com

The training of music teachers in China has a long history, and this training has always been based on traditional Chinese values. However, the gradual enrichment of music and music and pedagogical education in the PRC with European musical and pedagogical ideas intensified the synthesis of the experience of Chinese and European specialists, provided that national culture was given priority. Gradually, China formulated an official doctrine for the further development of the system of music education, which was based on the following conceptual provisions: ensuring the comprehensive formation of each individual, involving his comprehensive mental, ethical, aesthetic and physical education; application of the best foreign pedagogical, theoretical and practical developments in the organization of the educational process; maximum use of the achievements of traditional Chinese pedagogy; observance by teachers of the basic provisions and principles of the national state ideology of the country.

Keywords: music education, modernization, innovative methods, origins, performing arts, Confucianism, European model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.