Научная статья на тему 'Предпосылки развития поликультурной направленности образования студентов вуза'

Предпосылки развития поликультурной направленности образования студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпосылки / перестройка политико-экономической системы / смена ценностей / переход на уровневую систему подготовки кадров / компетенции / качественные изменения образовательной системы / поликультурная направленность образования / инновационный педагогический опыт / основные направления концепции / Prerequisites / change of the Russian political and economic system / spiritual crisis of society / moral potential of the society / change of values / competences / qualitative change in the educational system / multicultural directivity of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафиуллина Л. М.

Статья посвящена рассмотрению ключевых предпосылок развития поликультурной направленности образования студентов вуза. Перестройка политико-экономической системы в России привела к обновлению и дальнейшему развитию системы образования, так как, являясь открытой системой, последняя не может не реагировать на происходящие в обществе изменения. Смена мировоззренческой парадигмы способствует углублению контактов с представителями иноязычных культур и интенсивному росту интереса к традициям других народов. Современное российское общество выдвигает целый комплекс проблем, связанных с решением задачи мирного сосуществования и взаимообогащения различных культур, составляющих его. Особое место в системе повышения эффективности российского образования отводится проблеме развития поликультурной направленности образования студентов вуза. Названная проблема актуальна также и для автора статьи. На основе теоретического анализа философской и психолого-педагогической литературы, изучения инновационного педагогического опыта на кафедре немецкой филологии Сибайского института (филиала) ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет» разрабатывается концепция развития поликультурной направленности образования студентов вуза. Согласно данной концепции автор ищет новые пути образования современного специалиста, способного свободно ориентироваться в поликультурном мире, понимая его ценности и смыслы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the key conditions in developing polycultural education of students. The change of the Russian political and economic system has brought to the modernization and further development of the education system, because as far this system is open, the latter cannot ignore the changes in society. There is a necessity to transfer the priorities of high education. The change of ideological paradigm contributes to deepening contacts with representatives of foreign language cultures and intensive increase of interest to traditions of other nations and their cultures. Modern Russian society raises a number of issues, which are connected with solving the problem of peaceful coexistence and mutual enrichment of different cultures that make it. The head purposes in the sphere of education deal with overcoming social and economic and spiritual crisis of society, national security, Russian recovery in the global community as a great power in the sphere of education, culture, science and high technologies. The main attention in this system of Russian education efficiency is paid to the problem of developing multicultural directivity of higher education.

Текст научной работы на тему «Предпосылки развития поликультурной направленности образования студентов вуза»

УДК 378+811.112.2

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

© Л. М. Сафиуллина

Башкирский государственный университет, Сибайский филиал Россия, Республика Башкортостан, 453830 г. Сибай, ул. Белова, 21.

Тел.: +7 (34775) 5 12 51.

E-mail: [email protected]

Статья посвящена рассмотрению ключевых предпосылок развития поликультурной направленности образования студентов вуза. Перестройка политико-экономической системы в России привела к обновлению и дальнейшему развитию системы образования, так как, являясь открытой системой, последняя не может не реагировать на происходящие в обществе изменения Смена мировоззренческой парадигмы способствует углублению контактов с представителями иноязычных культур и интенсивному росту интереса к традициям других народов. Современное российское общество выдвигает целый комплекс проблем, связанных с решением задачи мирного сосуществования и взаимообогащения различных культур, составляющих его. Особое место в системе повышения эффективности российского образования отводится проблеме развития поликультурной направленности образования студентов вуза. Названная проблема актуальна также и для автора статьи. На основе теоретического анализа философской и психолого-педагогической литературы, изучения инновационного педагогического опыта на кафедре немецкой филологии Сибайского института (филиала) ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет» разрабатывается концепция развития поликультурной направленности образования студентов вуза. Согласно данной концепции автор ищет новые пути образования современного специалиста, способного свободно ориентироваться в поликультурном мире, понимая его ценности и смыслы.

Ключевые слова: предпосылки, перестройка политико-экономической системы, смена ценностей, переход на уровневую систему подготовки кадров, компетенции, качественные изменения образовательной системы, поликультурная направленность образования, инновационный педагогический опыт, основные направления концепции.

Прошло более 20 лет со времени прихода к власти в России человека, с именем которого связана известная во всем мире «перестройка». Россия стремительно продвигается сегодня к цели, название которой - «третий мир». Эта та сторона «мировой цивилизации», о которой более 15 лет назад народы России - СССР не могли и думать, так как благополучно жили в стране, всем миром признанной в качестве сверхдержавы [1].

На современном этапе перехода к демократическому обществу Россия, постепенно возвратив утраченные позиции в политической, экономической и социальной сферах, приближается к тому, чтобы занять свое достойное место на международной арене.

Специфические особенности России в условиях перехода к демократическому обществу с рыночной экономикой заключаются, прежде всего, в смене ценностей, социальных приоритетов, роста социальной и экономической напряженности, обусловленной расслоением общества.

Перестройка политико-экономической системы в России привела в том числе к обновлению и дальнейшему развитию системы образования, так как, являясь открытой системой, последняя не может не реагировать на происходящие в обществе изменения.

Интеграция в мировое сообщество и процесс построения открытого демократического общества ставят перед российской системой образования новую цель - воспитание поликультурной личности обучающихся, обладающих общепланетарным мышлением, то есть способных рассматривать себя не только как представителей национальной куль-

туры, проживающих в конкретной стране, но и в качестве граждан мира, воспринимающих себя субъектами диалога культур и осознающих свою роль, значимость, ответственность в глобальных общечеловеческих процессах.

Смена мировоззренческой парадигмы, приоритетной и долгосрочной целью которой является человек, расширяет социокультурную среду деятельности будущих специалистов, умеющих работать в системе «человек - человек»: углубляются контакты с представителями иноязычных культур; наблюдается интенсивный рост интереса к традициям других народов и их культурам.

Путь к общечеловеческому пониманию, по Н. А. Бердяеву, лежит через национальное, чем больше в явлениях культуры подлинно национального, тем глубже его общечеловеческое содержание. Известно, к общечеловеческим ценностям относят ценности, присущие всем народам, всему человеческому роду, независимо от времени и места их проявления. Сегодняшнему образованию предстоит решить вопросы подготовки студентов к жизни в поли-культурном социуме, готовности к межкультурному диалогу, толерантного сосуществования.

Россия является многоэтническим и многокультурным государством. Народы, населяющие современное российское общество, различаются по своим экономическим и социальным характеристикам, уровню политической организации, языку, духовному складу, национальному характеру и т.д. Данное многообразие порождает немало проблем и конфликтов. На улицах российских городов часты

проявления вражды к людям иных национальностей, которые нередко приводят к кровавым разборкам на национальной или религиозной почве. Современная молодежь нередко демонстрирует невежество в знании особенностей национальных культур народов мира, их истории, обычаев и традиций, что приводит к усилению в обществе расовой нетерпимости.

Принято считать, что образование несет свою долю ответственности за подобные явления. Ведь именно образование предопределяет личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззрение, поведение, а, следовательно, нравственный и духовный потенциал общества. Между тем, такое качество, как поликультурность, не закладывается на генетическом уровне, оно должно быть воспитано.

Следовательно, современное российское общество выдвигает перед педагогической наукой целый комплекс проблем, связанных с решением задачи мирного сосуществования и взаимообога-щения различных культур, составляющих его.

Именно образование должно воспитывать в людях прогрессивное мышление, поведение и образ жизни, гуманизировать и объединять общество.

В Декларации принципов толерантности подчеркивается: «Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. Воспитание молодежи в духе толерантности следует рассматривать как безотлагательный императив; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения» [2]. Поэтому политика и программы в области образования студентов должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

Размытость ценностно-духовных, воспитательных, социализирующих ориентаций не формирует социально-личностные качества, востребованные у специалистов на современном этапе. Некоторые авторы справедливо отмечают, что отсутствие полноценных связей профессионального образования с научно-исследовательской и практической деятельностью приводит к тому, что содержание образования и образовательные технологии становятся все менее адекватными современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг [3].

В «Законе об образовании» образование провозглашено приоритетной сферой развития эконо-

мики и народного хозяйства [4]. Основные цели современной государственной политики в сфере образования тесно связаны с проблемами развития российского общества и направлены на преодоление социально-экономического и духовного кризиса общества, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики; создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России [5]. Бесспорно, высокий уровень образования представляет собой важнейшее конкурентное преимущество страны в мировой экономике. Поэтому в качестве важной задачи образовательной политики рассматривается создание условий для реализации новых социальных требований к системе образования, направленных на повышение роли образования в развитии российского общества [6, с. 6].

Значительный шаг в реализации государственной политики - принятие Национальной доктрины образования на период до 2025 года. Она определяет первоочередные задачи модернизации образования: а) реализацию конституционного права и равных возможностей на получение бесплатного образования высокого качества; б) сохранение и развитие единого образовательного пространства России; в) создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования; г) осуществление нормативного финансирования образовательных учреждений; д) привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству, организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда; ж) развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки, новых технологий; з) оказание поддержки различным формам самоорганизации обучающихся как неотъемлемой части всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи. Национальная доктрина РФ определяет пути перехода к образованному, динамично развивающемуся обществу, которое характеризуется высоким уровнем духовной, правовой, профессиональной культуры, умелым использованием достижений цивилизации для экономического роста, повышения уровня благосостояния граждан и страны в целом [7].

Особое внимание в настоящее время уделяется проблемам реформирования высшего образования с целью его модернизации, главной целью которой является повышение качества обучения. Актуальность проблемы, связанной с образованием специалистов нового типа, обусловлена нарастающими изменениями в характере образования - в его направленности, содержании, задачах, ориентирующих его на мобильность будущих специалистов, их самостоятельность, конкурентоспособность и по-

ликультурность. Имеются все основания считать проблему разработки и внедрения модели вузовского языкового поликультурного образования недостаточно исследованной, требующей более глубокого рассмотрения. И, как отмечают многие исследователи данной проблемы, эти изменения означают, по сути, процесс смены образовательной парадигмы [8-10].

В связи с этим, перед высшим образованием встает комплекс проблем и соответствующих задач, которые включают следующие вопросы: развитие способности обучающихся к межкультурной коммуникации, повышение статуса студента в учебном процессе, понимание обучающими самодостаточности и самобытности культур, осознание роли личностно-ориентированной парадигмы в языковом образовании, восприятие себя субъектом диалога культур, рассмотрение толерантности как ценности современного общества, развитие поликуль-турной направленности в эпоху глобальноориентированного мира.

Данные проблемы, преломляясь через контекст глобализации и культурной динамики, ставят в центр внимания новых стандартов высшего профессионального образования, а также - Болонских реформ личностно-ориентированную стратегию обучения, студентоориентированный подход, обучающую миссию высшей школы. Основная цель, которую преследуют новые стандарты, сводится к тому, чтобы помочь студентам сформировать компетенции, необходимые в условиях изменяющегося рынка труда, и заложить фундамент для становления их активными и ответственными гражданами. И эта цель оправдана. Вузам всего мира приходится работать в новых экономических условиях, так как на сегодняшний день мы имеем дело с новой экономикой, требующей постоянного обновления знаний. В свою очередь, спрос на высококвалифицированных работников, обладающих специфическими для XXI века умениями, диктует переосмысление таких традиционных понятий, как «преподавание», «учение» и «навыки». В создавшихся условиях расширение международного сотрудничества требует от современного специалиста владения иностранным языком на принципиально новом уровне. Так, в основе переосмысленного понятия «знание» заложено ключевое отличие от его традиционного понимания, а именно: знание как инструмент для эффективных действий, а не просто знание как информация. А современный подход к «навыкам» и «умениям» предусматривает в них понятия, включающие комплекс общекультурных и профессиональных компетенций.

Анализируя процесс повышения качества высшего образования и обобщая отечественную и зарубежную практику, В. А. Трайнев, С. С. Мкртчян, А. Я. Савельев считают, что если оставаться в пределах только ныне действующих (разрядка наша) парадигм, то мы рискуем оказаться в плену прошлого,

хотя образование должно быть обращенным в будущее, носить опережающий характер [11, с. 267].

На сегодняшний день актуальной является проблема перехода российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. В Европейской рамке квалификаций выделены восемь квалификационных уровней. В качестве универсальных ключевых названы определенные компетенции, которыми должен обладать каждый специалист в современных условиях: это компетенция в области родного языка, компетенция в области иностранных языков, математическая и фундаментальная, естественная и техническая компетенция; компьютерная компетенция, учебная компетенция (способность и готовность к непрерывному образованию); межличностная,

межкультурная и социальная компетенция, а также гражданская компетенция; компетенция предпринимательства и культурная компетенция. Эти компетенции поддерживаются определенными способностями, к которым причисляются во всех жизненных областях такие необходимые аспекты, как критическое мышление, креативность, «европейское измерение» и активная жизненная позиция. Совместно эти способности содействуют развитию личности, активному взаимодействию и улучшению трудоустраиваемости [12].

Рассмотрение предпосылок и объективной необходимости развития поликультурной направленности образования российских студентов вуза позволило сделать вывод о том, что оптимальным средством повышения эффективности образования являются инновационные процессы как результат научных поисков, передового педагогического опыта отдельных людей и целых коллективов. Основные пути решения проблем развития поликуль-турной направленности российского образования осуществляются через программные мероприятия, направленные на получение организационного, экономического, педагогического, инновационного эффектов. В частности, речь идет о внедрении моделей непрерывного профессионального образования; введении нового перечня направлений подготовки (специальностей) и профессий; внедрении новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса; внедрении федеральных государственных стандартов на основе компе-тентностного подхода. Особое место в этой системе повышения эффективности российского образования отводится проблеме развития поликультурной направленности образования студентов вуза.

Данная проблема актуальна также и для преподавателей и студентов Сибайского института (филиала) ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет». На основе теоретического анализа философской и психолого-педагогической литературы, изучения состояния современного образования, изучения инновационного педагогиче-

ского опыта на кафедре немецкой филологии названного вуза разрабатывается концепция развития поликультурной направленности образования студентов вуза. Согласно данной концепции определяются новые пути образования современного специалиста, способного свободно ориентироваться в поликультурном мире, понимая его ценности и смыслы. Разработанное методическое руководство для преподавателей в работе над образованием студентов поликультурного типа, рабочая программа спецкурса «Развитие поликультурной направленности образования студентов вуза в процессе изучения иностранного языка» и, наконец, сам апробированный спецкурс представляют собой попытку перейти к новой модели высшего профессионального образования с целью формирования у обучающихся межкуль-турного опыта, мысли и ощущения и развития их умений уважать ценности и нормы других культур, относиться к ним с пониманием, а при необходимости -и уметь жить в их условиях [13].

Таким образом, к наиболее важным предпосылкам развития поликультурной направленности образования российских студентов вуза мы относим:

- организацию борьбы с проявлениями расизма, этнического эгоизма и шовинизма;

- становление демократии и гражданского общества;

- интеграцию России в мировое культурное и образовательное пространство.

Обобщая проблему поликультурности с учетом перечисленных предпосылок, мы определяем сущность поликультурной направленности образования российских студентов вуза как инновационный процесс, направленный на качественное изменение образовательной системы, ее целей и содержания, ориентирующих будущих специалистов на

самостоятельность, конкурентоспособность и мобильность в условиях поликультурного и полилин-

гвального мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лактионова Н. М. Из «тюрьмы народов» в «свободный мир»? // Наш современник. 2006. №1. С. 250-257.

2. Гуров В. Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. М., 2004. С. 59.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. 350 с.

4. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском образовании» // Российская газета. 1996. 29 августа.

5. Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ: учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1989. 367 с.

6. Федеральная целевая программа «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 20092013 годы: Постановление № 568 от 28 июля 2008 г. URL: http ://www.kadryedu.ru

7. Национальная доктрина образования в РФ // Российская газета. 2000. 11 октября. URL: http://www/rg/ru\2000\10\11\doktrina-dok.html

8. Байденко В. И., Джерри вам Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. М.: Высшая школа, 2003. 243 с.

9. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня. М.: Высшая школа, 2003. С. 34-42.

10. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. М.: Высшая школа, 2000. С. 167.

11. Трайнев В. А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. 392 с.

12. Богословский В. А., Караваева Е. В., Ковтун Е. Н. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты. М.: Университетская книга, 2010. 248 с.

13. Лешер О. В., Сафиуллина Л. М. Поликультурное образование студентов вуза: методический аспект. // Методическое руководство для преподавателей иностранного языка: электрон. издание. № гос. регистрации 0321001092. Магнитогорск, 2010 г.

Поступила в редакцию 12.12.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.