время постепенно идет; -
время бежит очень быстро и т.д.
Среди китайских фразеологизмов группа, рассматривающая «время» с точки зрения его поспешности/медлительности, является также достаточно распространенной (8%), частотность употребления данного понятия среди русских единиц является практически такой (6%). Например: поспешишь -людей насмешишь; поспешность нужна при ловле блох; в час по чайной ложке. Из китайских фразеологизмов к данной группе относятся следующие единицы: Щ^Щ - в час по чайной ложке; ^ - не терпящий промедления.
Одной из самых малочисленных групп в китайском языке является группа, рассматривающая «время» с точки зрения бесцельности, безрезультатности (3%), в то время как в русском языке данная группа не является узкой (7%). Например: решетом воду измерять - только время потерять; когда рак на горе свистнет; метать бисер перед свиньями (впустую тратить время) и т.д. Китайские фразеологизмы, относящиеся к данной группе: Щ ^ЦИ- в неопределенно отдаленный период (никогда); Й®^- впустую говорить (тратить время) и т.д.
Группа, содержащая фразеологизмы, описывающие беспрерывность рассматриваемого нами понятия, в русском языке является одной из самых узких (2%), что нельзя сказать о китайском языке (5%), хотя к широкой она, безусловно, также не относится. Например: капли в море сливаются, из минут года получаются; день да ночь - сутки прочь. Среди китайских фразеологизмов: ШДШШН - и днем и ночью, круглые сутки; - время бе-
жит без остановки; - время не ждет нас и
т.д.
Самой последней является группа, описывающая понятие «время» с точки зрения запоздалости действий. В русском языке данная группа - достаточно узкая (3%), в китайском - более широкая (6%), хотя и нераспространенная. Самыми яркими примерами являются: лучше поздно, чем никогда; после драки кулаками не машут. В китайском языке: ШШШ - слишком поздно спохватиться; Ш ^10 Ж - сводить старые счеты; -
слишком поздно (время припекает зад) и т.д.
61_
Полученные данные позволяют установить наличие универсальной семантической структуры концепта «время» и его национально-детерминиро-ваннной актуализации в сознании носителей языка. Так, например, группы, рассматривающие данное понятие с точки зрения его ценности и быстротечности/мимолетности, являются самыми широкими как в русском (27% и 10% соответственно), так и в китайском языке (16% и 18%). Самое же большое расхождение, как показало наше исследование,от-мечается в фразеологизмов со значением восприятия последовательности времени, так как в русском языке данная группа - одна из самых широких (22%), а в китайском языке - самых узких (2%).Та-ким образом, как показало данное исследование, китайцы рассматривают «время» прежде всего с точки зрения его продолжительности, быстротечности, русские же - с точки зрения ценности, последовательности.
4.Заключение
Таким образом, и русская, и китайская культура имеет свой собственный язык времени. В ходе сопоставительного анализа ФЕ, отражающих время в русском и китайском языках, мы выяснили, что отношение ко времени неоднородно и имеет большое значение в культурах двух стран.
Список литературы
1. Крылов И.А. Басни / И.А. Крылов. - М.: Детгиз, 1985. - 142 стр.
2. Крюков В.М. Дары земные и небесные (к символике архаического ритуала в раннечжоуском Китае). Этика и ритуал в традиционном Китае/В.М. Крюков. - М.: Наука, 1988. - 187стр.
3. Баруздина С.А. Время как лингвокультур-ный концепт. Электронный документ: http://www.lib.csu.ru/vch/093/20.pdf
4. Жуков В.П. Жуков А.В. «Школьный фразеологический словарь русского языка» - М.: Просвещение, 1989.
5. ' Й^Ш ±№тм± ' 2009 ¥07 Я
6. Словарь китайских фразеологизмов и пословиц
[Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.zdic.net/cy
ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ МЫСЛИ О ПРЕДВЫБОРНОМ ДИСКУРСЕ И СОВРЕМЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДАННОЙ _ОБЛАСТИ_
Полякова Алина Андреевна,
ассистент кафедры немецкой и французской филологии,
БашГУ, г. Уфа
АННОТАЦИЯ
Наше исследование посвящено предвыборному дискурсу, который непосредственно связан с политическим дискурсом. Для комплексного изучения предвыборного дискурса необходимо обратиться к основным этапам научной мысли, посвященной политическому дискурсу и понять, когда внимание ученых об-
ратилось к проблеме предвыборного дискурса. В исследовании мы используем метод сбора и анализа информации. Изучение развития политической мысли приводит нас к выводу о влиянии некоторых факторов, которые имеют прямое воздействие на развитие научной мысли о предвыборном дискурсе.
Ключевые слова: политическая лингвистика, политический дискурс, предвыборный дискурс, теория дискурса
ANNOTATION
Our research concerns the pre-electional discourse, which closely related to the political discourse. We apply for the main stages of development of political discourse for the complete study of the pre-electional discourse. In our research we use collecting method and method of information analysis. The analysis of the development of political thought proves the influence of some factors, which affect the scientific thought about pre-electional discourse.
Key words: political linguistics, political discourse, pre-electional discourse, theory of discourse.
Мы живем во время перемен, которые касаются практически всех сфер нашей жизни, в том числе и политической: меняются политические устройства государств и их лидеры, идет развитие политических технологий, неоспорима роль различных видов СМИ в политической жизни государства. Поэтому все больше и больше ученых-лингвистов в качестве предмета своего изучения выбирают политическую коммуникацию, которая представляет собой широкий спектр разнообразных направлений. Наше исследование посвящено предвыборному дискурсу, но для комплексного изучения данной проблемы, необходимо рассмотреть этапы развития научной мысли о политическом дискурсе и политической коммуникации в целом,
Среди отечественных работ, посвященных политическому дискурсу, можно выделить следующие работы: «Введение в прикладную лингвистику» (2001) А.Н. Баранова, в которой описывается историческое развитие политической лингвистики и ее современные особенности; «Критический дискурс-анализ в современной зарубежной лингвистике» (2003) М.В. Гавриловой; «Политическая лингвистика. Функциональный подход» (2002) А.А. Романова, «Язык политики. Политика языка» (2003) И.В. Вольфсона,
В нашем исследовании мы опираемся на совместную работу Э.В. Будаева и А.П. Чудинова «Современная политическая лингвистика».
Несмотря на то, что политическая лингвистика зародилась еще в Древней Греции и Риме, ее становление как науки произошло в 20-е годы XX века, когда катастрофические последствия первой мировой войны доказали необходимость серьезного изучения политической коммуникации, ведь ее взаимосвязь с общественными процессами становилась все более заметной и значимой [2, с. 18]. Что касается предвыборной коммуникации, то впервые к ней обратился П. Лазерсфельд. На базе Колумбийского университета он создал «Бюро прикладных социальных исследований», которое являлось единственным институтом, занимающимся вопросами политической и массовой коммуникации. Именно ему принадлежат первые исследования в области предвыборной политической агитации, использовав контент-анализ, П. Лазерсфельд исследовал, как влияет предвыборная агитация в СМИ на поведение электората. Позже ученый и
другие исследователи разработали модель двухуровневой коммуникации, которая доказала, что в любом обществе существует категории людей, восприимчивая к воздействию пропаганды - «лидеры общественного мнения» (opinion leaders), именно они распространяют политическую информацию при межличностном общении. Заслуга П. Лазер-сфельда состоит в том, что его работа увеличила интерес к многоаспектному изучению дополнительных факторов речевого воздействия на электорат [3, с. 36].
В послевоенные годы русло изучения политической лингвистики перешло в область коммуникативной практики демократических государств, особое внимание уделяется языковой манипуляции сознанием человека.
Следует упомянуть французскую школу анализа дискурса, которая отличалась от американской. Ее представители (М. Фуко, П. Серио, Ж.Дюбуа) стремились устранить недостатки контент-анализа, обобщив различные способы выражение сходного содержания и статистический анализ результатов. В качестве предмета исследования французские филологи рассматривали множество текстов, учитывая историческую и социальную обусловленность во взаимосвязи с другими текстами, при этом учитывалась интенция автора, то цель его повествования. Примерно с 80-х годов можно увидеть учебники по политической лингвистике и ее анализа [4, с. 25].
Быстрый темп развития политической лингвистики в конце XX-начале XXI века связан с несколькими факторами:
1. Процесс глобализации.
Период начала всемирной глобализации затронул и политическую лингвистику. После падения «железного занавеса» отечественные лингвисты приступили к исследованию языка политики различных стран, что ранее было недоступно. Появились новые методики и аспекты исследования [2, с. 62].
2. Развитие страны как демократического государства.
Смена политического режима, направление на развитие демократического общества открыл новые горизонты исследования, ученые все больше обращаются к сравнению дискурса тоталитарного и демократического режима, изучают взаимосвязь языка власти и общества [4, c. 37].
3. Открытая научная среда.
«Стирание границ» между странами привело в научной сфере быстрому развитию международного сотрудничества ученых. На этом этапе можно говорить о становлении политической лингвистики как самостоятельного научного направления. В высших учебных заведениях в соответствии с направлением обучения вводится новая дисциплина «Политическая лингвистика» (political linguistics, Politolinguistik). По проблеме изучения политической лингвистики организуются научные семинары, конференции, работы которых приводят к новым результатам исследовании данной проблематики [5, с. 42].
В настоящий момент учеными выделяется несколько основных аспектов изучения в рамках политической лингвистики:
1) дискурсивные феномены (лексика, фразеология, синтаксис);
2) система метафор современного политического языка и ее свойства (архетипичность/вариа-тивность)
3) общие закономерности политической коммуникации с учетом идиостилей политических лидеров и партий
4) подробное исследование различных видов политического дискурса (институционального, медийного, предвыборного)
5) сопоставительный анализ политической коммуникации разных стран [6, с. 24].
Комментируя основные аспекты изучения политической лингвистики, стоит сказать, что в начале XXI века особый интерес и важность приобретает исследования предвыборного дискурса.
Значительный вклад в изучение предвыборного дискурса внес В.Л.Бенуа, который разработал функциональную теорию дискурса предвыборной кампании. Основу теории составляют шесть аксиом, которые ученый изначально применил к избирательным кампаниям США. Но ввиду всемирной глобализации, унификации средств массовой информации, эти положения были позже использованы для изучения предвыборных кампаний и других стран. Подробно рассмотрим положения теории:
1) Голосование - это акт сравнения.
В процессе голосования каждый избиратель отдает свой голос за понравившегося ему кандидата из числа представленных. Естественно избиратель делает выбор в пользу того или иного кандидата в процессе сравнительного суждения. Также избиратель может проголосовать против всех кандидатов, если ни один из них не внушит ему доверие. Каждый избиратель выбирает того кандидата, с позицией которого он будет согласен.
2) Кандидаты должны выделяться среди оппонентов.
На основе первого положения о том, что голосование есть акт сравнения, основывается следующее положение о том, что кандидаты должны отличаться друг от друга. Если кандидаты не будут отличаться друг от друга, то и нет смысла голосования, поэтому каждый кандидат создает
63
четкую предвыборную программу, которой отличается от оппонента, а также стремится донести до электората свою правоту. Стоит отметить, что пункты предвыборных программ кандидатов могут быть сходными, но средства достижения разными.
3) Сообщения политической кампании - важнейшая движущая сила для различения кандидатов.
В свою очередь, посредством различного вида сообщений кандидат старается выгодно подчеркнуть свое отличие от оппонента. Кроме различных способов передачи информации через СМИ (новости, журналы, теледебаты), в продвижении того или иного кандидата могут быть заинтересованы отдельные лица или организации. Кандидаты многократно участвуют в телевизионных дебатах, могут создавать многочисленные рекламные ролики, принимать участие в ток-шоу. При этом у избирателей есть доступ ко всем средствам СМИ, стоит так же учитывать, что избиратели, общаясь друг с другом, обмениваются мнения о кандидатах, что в свою очередь вполне может повлиять на отношение избирателя к кандидатам.
4) Восхваление, нападение и защита - методы создания предпочтительного образа кандидата.
Естественно, кандидат должен отличаться от своих оппонентов и быть привлекательным для избирателей. В.Л. Бенуа выделяет три потенциальные функции сообщений избирательной кампании: восхваление, нападение или критика оппонента, защита. Восхваление кандидата проявляется в демонстрации положительных качеств кандидата, в информационных источниках кандидата представляют в лучшем свете, зачастую он олицетворяет взгляды и идеи, которые соответствуют взглядам избирателей.
Критика оппонента направлена на выявление его «слабых сторон» в предвыборной программе. Данная тактика определяется следующим логическим объяснением: чем хуже будет выглядеть мой оппонент, тем лучше на его фоне буду выглядеть я. Тем не менее, данная тактика может иметь обратный эффект. Не всем избирателям нравится агрессивное поведение кандидата, это может неблагоприятно повлиять на отношение избирателя к «агрессору». В.Л. Бенуа изучил предвыборные телевизионные теледебаты и сделал вывод о том, что к тактике нападения прибегают чаще всего кандидаты с наименьшими шансами на победу в выборах [1].
При активной критике кандидата им применяется тактика защиты или отрицания. При вовремя задействованной тактике защиты кандидат имеет возможность вернуть утраченное доверие и предпочтительность избирателей. Тем не менее тактика защиты обладает некоторыми недостатками. Во-первых, защита от нападения может занимать продолжительное время, тем самым кандидат становится защищающимся лицом, что не очень выгодно для предвыборной гонки. Во-вторых, объектом нападок оппонентов служат слабые места кандидата, защита которых может продемонстрировать его некомпетентность в некоторых вопросах. В-третьих, кандидату необходимо четко определить
64
аспекты нападения, а позже их защищать. Следует отметить, что сообщения о нападении на кандидата показывают избирателям лишь его слабость.
Как показывает практика, оптимальные способы стать кандидату привлекательным для избирателей - это метод восхваления, нападения и защиты.
5) Дискурс выборов разворачивается вокруг двух тем: политики и личности кандидатов.
Для того, чтобы выделятся на фоне оппонентов, большинство кандидатов используют два аспекта: собственную личность, создавая определенный имидж и политическую установку, то есть методы решения проблем. Кандидаты стараются проявить себя мудрыми, справедливыми, понимающими. При этом широко обсуждаются их прошлые политические победы и достижения, но акцент делается на будущие свершения кандидатов.
Тем не менее существует полемика ученых на тему важности этих двух аспектов. Некоторые исследователи, такие как Т.Е. Пэттерсон, Р.Д. Мак-Клюр, С.Р. Хофстеттер, утверждают, что политический аспект имеет гораздо более важное значение, чем аспект личности [2, с. 61]. В.Л. Бенуа провел собственное исследование по данному вопросу, которое показало, что при голосовании большинство американцев ориентировались на политические установки кандидата, а не на его личные качества. Более того, В.Л. Бенуа выявил, что кандидаты, победившие на выборах, в предвыборный агитационный период действительно акцентировали внимание избирателей не на собственную личность, а на политические установки. Это не говорит о том, что личность кандидата на пост главы государства не имеет значение, но политические взгляды кандидата доминируют над особенностями его личности.
6) Кандидат должен получить большинство голосов избирателей, участвующих в выборах [1].
Данное положение кажется очевидным, но оно подразумевает более глубокое значение. Необходимо понимать, что кандидат не может быть привлекательным абсолютно для всех граждан. С одной стороны, пункты его предвыборной программы могут нравится одним избирателям, с другой, вызывать критику и недовольство у других. Поэтому поддержка избирателей дихотомична. Всем изве-
стен тот факт, что в голосовании принимают участие не все возможные избиратели. Для кандидата важно получить голоса всех голосующих граждан. В каждой стране есть слои населения, которые не имеют право голоса или намеренно в них не участвуют.
Среди отечественных ученых, занимающихся проблемой предвыборного дискурса, необходимо упомянуть В.И. Карасика, А.П. Чудинова, Г.Н. Ма-наенко, Н.Г. Левшину, О.А. Ворожцову, Е.Ю. Пи-шкову, О.А. Гайкову, А.Б. Халятян, Е.В. Чернявскую, В.М. Амирова, А.М. Стрельникова, А.А. Фи-линского, А.В. Антонову.
Итак, мы видим, что в рамках политической лингвистики складывается научное направление, занимающееся политическим дискурсом, который впоследствии приобретает новый аспект изучения - предвыборный дискурс.
Если основной этап развития политического дискурса приходится на начало XX века, то проблема предвыборного дискурса начала привлекать активный научный интерес в начале XXI века, чему способствовали многие процессы, один из которых растущая глобализация, стремление демократии и построение демократического общества во многих странах мира.
Список литературы:
1. Бенуа В.Л. Функциональная теория дискурса политической кампании - эл. ресурс -[http://www.philology.ru/linguistics1/benua-06.html. дата обращения: 15.10.2017г.)
2. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Современная политическая лингвистика - эл. ресур -[http://www.philology.ru/linguistics1/budaev-chudinov-06a.htm], дата обращения: 15.10.2017г.)
3. Вольфсон Н.В. Язык политики. Политика языка. Издательство Саратовского университета, 2003. - 125с.
4. Романов А.А. Политическая лингвистика: Функциональный подход. - М.: Тверь: ИЯ РАН, 2002. - 191 с.
5. Чудинов А.П. Политическая лингвистика. -М.: Флинта: Наука, 2006. - 254с.
6. Чудинов А.П. Современная политическая коммуникация: учебное пособие - Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2009. - 292 с.
«ШПИОНСКИЙ РОМАН» БАКУНИНА - СЛЕДОВАНИЕ ЖАНРОВОМУ _КАНОНУ ИЛИ ПОЛЕМИКА С НИМ?_
Пономарёва Юлия Владимировна
Аспирант, Тверской государственный университет, Тверь
АННОТАЦИЯ:
В статье анализируется произведение Б. Акунина, «Шпионский роман», с точки зрения соответствия жанровому канону. Автор статьи также отмечает, что обращение к именно такому жанровому образованию писателем неслучайно и имеет свою логику в структуре всего цикла романов - «Жанры». В статье замечено, что, несмотря на постулирование автором произведения идеи создания жанрового образца шпионского романа, данное произведение в большей степени является полемикой с этим жанровым каноном.