Научная статья на тему 'Предпосылки развития хирургической помощи Приамурья в дореволюционный период (1858-1917 гг. )'

Предпосылки развития хирургической помощи Приамурья в дореволюционный период (1858-1917 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
121
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки развития хирургической помощи Приамурья в дореволюционный период (1858-1917 гг. )»

Пчелина И.В.

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПРИАМУРЬЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (1858-1917 гг.)

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПРИАМУРЬЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (1858-1917 гг.)

Пчелина И.В. УДК 617-082 (571.61) «18»

Дальневосточный государственный медицинский университет, Хабаровск

BACKGROUND OF SURGICAL CARE AMUR IN THE PRE-REVOLUTIONARY PERIOD (1858-1917)

Pchelina I.V.

Становление и развитие хирургической помощи в Амурской области неразрывно связано с организацией системы здравоохранения Приамурья и уходит корнями в период освоения Дальнего Востока. Спустя два года после начала переселения на амурские земли 8 июля 1858 г. был подписан договор между Россией и Китаем о закреплении границы между государствами, так Приамурье окончательно вошло в состав России. Сторожевой пост в месте впадения реки Зеи в Амур, а впоследствие Усть-Зейская станица была переименована в город Благовещенск (5 июля 1858 г.) с функциями административного и культурного центра Амурской области [14].

В штате образованной административной единицы предусматривалось содержание областного врача, старшего и младшего лекарского ученика, старшей повивальной бабки. В соответствии с положением об управлении Амурской области «заведование медицинской частью в области поручается областному врачу». Среди чиновников Управления Амурской области в 1860 г. значится имя врача, доктора медицины Эдуарда Федоровича Шперка (1837-1894 гг.), бригадного лекаря Д.С. Викула [1].

Уровень развития и культурная отсталость дореволюционной России негативно отразились на организации медицинской помощи населению Приамурья. К 1863 г. на Амуре проживало 13 879 душ в составе 3098 семей, а медицинской помощи практически не существовало [1]. Распространенность различных заразных болезней принимала эпидемических характер, постоянным бичом были социальные болезни (туберкулез, венерические болезни, трахома, алкоголизм).

Зачатки учреждений здравоохранения возникли в казачьих станицах по пути следования переселенцев. В станице Черняевой, Амурском и Уссурийском батальонах были устроены лазареты по 18 коек. Кроме того, в промежуточных станциях были фельдшера с аптеками [1]. Малочисленные

медицинские учреждения были подчинены различным ведомствам, благотворительным обществам и учреждениям. Первыми медицинскими учреждениями были больницы и лекарские пункты тюремного ведомства, обслуживающие ссыльных, затем появились медицинские службы других ведомств: Амурского казачьего войска (1862 г.), водного и железнодорожного транспорта (1898-1912 гг.) [10].

Единственное лечебное учреждение в конце XIX века - Бригадный военный лазарет Амурского казачьего войска (с 1800 г. Военный местный лазарет) с количеством от 72 до 100 коек в разное время оказывал медицинскую помощь не только казачьему, но и гражданскому населению. В 1899 г. было выделено 10 мест для женщин [5, 12, 18]. Врачи лазарета оказывали самые различные виды помощи (терапевтическую, хирургическую, психиатрическую, гинекологическую), «пользуя» и от кожных и венерических болезней [7]. В 1895 г. получили медицинскую помощь в стационаре 1046 больных, амбулаторно пролечено 30222 человека. Лечение в лазарете было платным, по мере образования благотворительных обществ за лечение бедных расплачивались благотворители [14]. Для комплектования лазаретов кадрами при бригадной школе в 1870 г. было открыто отделение для подготовки медицинских фельдшеров. В целом, в войсках оказывали медицинскую помощь 17 врачей и 26 фельдшеров на 456 койках [1].

Доступность медицинского обслуживания для гражданского населения Приамурья была ограничена нехваткой врачебных кадров и разбросанностью населения на огромной территории. На каждого врача приходилось по 4810 человек. В переписке Военным губернатором Амурской области неоднократно отмечалась «неотложная потребность» области в учреждении для гражданского населения (преимущественно сельского), что стало поводом указания Восточно-Сибирским губернатором «сообразить проект больницы» соответственно

уставу лечебных заведений гражданского ведомства. Так, в 1882 г. в Благовещенске на средства Лечебно-благотворительного общества была открыта больница на 20 коек с амбулаторным приемом (1883 г.) для гражданского населения [6, 7, 9]. Больница размещалась в одной комнате деревянного здания, где находились койки и велся амбулаторный прием. В любую погоду больные ожидали приема под открытым небом. Содержалась больница на благотворительные средства и «жертвование разных лиц» [8]. В 1897 г. для больницы выписали рентгеновский аппарат [7]. По мере расширения переселенческого движения создается медицинское обслуживание переселенцев, в селах были открыты 4 б ольницы по 10 коек, их обслуживали фельдшера [1].

В 1892 г. в Управлении Приамурского генерал-губернатора появляется указание на введение во Врачебное Управление для заведования врачебной частью должности областного врачебного инспектора, фармацевта и делопроизводителя. Среди работников, обслуживающих гражданское население, необходимо отметить дивизионного врача, доктора медицины Варфоломеева (1894 г.), старшего врача Благовещенского лазарета, доктора медицины В.А. Юргели-са, городского врача Г.В. Иванова (1895 г.), сельских врачей В.И. Станкевича (2 участка) и Я.В. Таубера (1 участка), окружного врача М.П. Чердынцева (1877 г.), «вольно-практикующего» врача И.М. Хоммера [ 1].

В 1896 г. на средства казны была построена первая городская больница при Благовещенском переселенческом пункте с терапевтическим, хирургическим и венерическим отделениями [7]. Захворавшие люди могли получить как амбулаторную, так и больничную помощь. В аптеке всегда в должном количестве имелись лекарственные средства и хирургические инструменты, медицинскую помощь нуждающимся оказывали фельдшер и врач [1, 14]. Согласно годового отчета за 1899 г. было произведено операций: ампутации - 11, удаление атером - 16, извлечение зу-

Пчелина И.В.

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПРИАМУРЬЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (1858-1917 гг.)

бов - 79, пластические операции глаз - 6, аппендектомии - 5, разрывы культи - 53, снятие катаракты - 15 [8].

В 1903 г. в стационаре лечилось 89 больных, в амбулатории - 6194. Выполнено 774 операции, из них - 749 амбулаторно: 238 вскрытий нарывов, 267 экстракций зубов, 173 «мелких» операций [11].

В 1903 г. в Благовещенске был создан комитет общины сестер милосердия Красного Креста (главный врач - В.А. Павлов), в распоряжении которого находились общежитие для сестер, больница на 5 коек (1904 г. - 25 коек) и амбулатория. Амбулаторный прием (перевязки) велся бесплатно, 12 бедных больных, подвергшихся операциям в стационаре, были освобождены от уплаты.

В конце XIX века городская медицина стала развиваться на началах общеобязательности уплаты больничного сбора. С 1899 г. решением Государственного Совета в Благовещенске был установлен подушный сбор с населения на устройство городской больницы в размере «2 руб. с лица мужского пола и 1 руб. с женского пола» [11]. На собранные средства в 1900 г. была открыта первая Благовещенская городская больница на 40 коек (рис. 1, 2).

Позднее, началось строительство специального больничного здания. Проект, реализованный купцами, имел существенные недоработки: в здании не оказалось операционной, аптеки, кухни, бани, прачечной [2]. Хирургическая помощь больным в городской больнице стала оказываться лишь в 1902 г. врачом Файнбер-гом. В течение этого года им произведено 590 операций, в основном мелких, амбулаторных [8, 11].

Новый хирургический корпус был построен и оснащен (инструменты, приборы, постельное белье) купцом Глебом Петровичем Лариным в 1905 г. [7]. Хирургическое отделение на 10-15 коек не соответствовало самым элементарным требованиям: опера-

ции делались в приспособленном помещении с печным отоплением, дистиллированная вода доставлялась с электростанции (в связи с ее непригодностью, в дальнейшем использовалась кипяченая речная вода). Стерилизация материала производилась паром в стерилизаторах типа профессора Турнера. Из года в год безуспешно ставился вопрос о пополнении инструментами, шкафами и т.д. В больнице ежедневно находилось 190-200 б ольных, штат состоял из четырех врачей, в том числе одного хирурга. Врачу приходилось вести 35-38 больных. Наркоз при операциях давали поочередно ординаторы других отделений [3, 11].

Первым заведующим хирургическим отделением (1908 г.) был Владимир Леонидович Борман (1869-1937), выпускник Императорского казанского университета (1894 г.), первый детский хирург, доктор медицины (1898 г.), талантливый ученик профессора В.И. Разумовского, с 1911 г. по 1913 г. - главный врач Благовещенской городской больницы (основатель кафедры госпитальной хирургии Омского медицинского института) [1, 11].

Доктор Борман неоднократно писал доклады городской управе и Попечительскому Совету о тяжелых условиях работы врачей. «Продолжительность дневной смены службы необыкновенно велика: служители за исключением часов сна, все время на работе, т.е. 15-16 часов. Не удивительно, если к концу дня жалуются, что голова становится, как дурная и весь расслабленный» [16].

Несмотря ни на что, приамурские хирурги демонстрировали дух творчества и подвижничества, постоянную заботу о людях, изыскание возможностей для лечения больных. В неблагоприятной обстановке, при плохом оборудовании и отсутствии каких-либо диагностических учреждений Борманом проведено 258 операций, в том числе 88 «больших» вмешательств, послеоперационная летальность - 19%. Одна их

операций, костно-пластическая при переломе нижней конечности, выполнена впервые в мире (1910 г.) и носит имя Бормана-Леви [11]. Исследователями-историками упоминается о ведении Борманом амбулаторного приема детей с хирургическими заболеваниями ухо-горло-носа [1].

Описывая состояние хирургической помощи, В.Л. Борман писал: «Я должен упомянуть, к стыду учреждения, что в больнице еще и по сию пору нет лаборатории и рентгеновского кабинета: то не научная роскошь, а нечто насущное для современной медицины, так как пропадает интересный материал в научном отношении и страдает диагностика некоторых заболеваний» [11].

Всего за 1912 г. в хирургическом отделении лечилось 270 больных, умерло 27, смертность составила 10%. Многие больные обращались с ушибами, ожогами и другими заболеваниями, не требующими оперативного лечения. Операций всего сделано 304, из них 166 «больших», 138 «малых» [3, 8, 17]. Постепенно городская больница расстраивалась и к 1917 г. имела уже 150 коек, в том числе хирургическое отделение на 30 коек. В штате было 6 врачей, 8 фельдшеров и 5 сестер милосердия. Более половины пациентов были платными: плата с населения взымалась в форме «больничного сбора», для не уплативших - в сумме от 30 до 100 рублей в месяц [17].

Годовые отчеты отделений свидетельствуют о невысокой хирургической активности, наряду с простыми техниками выполнялись довольно сложные для того времени операции, однако смертность была высокой: при грыжесечении из 17 оперированных умерло 3, при аппендектомии из 4 умер 1. Производились и такие операции, как трепанация сосцевидного отростка, операция мозговой грыжи с костной пластикой, высокое сечение мочевого пузыря, струмэктомия, ампутация по Гритти, га-стростомия по Витцелю, гастроэнтеросто-

И С Т О Р И Я М Е Д И Ц И Н Ы

Пчелина И.В.

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПРИАМУРЬЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (1858-1917 гг.)

мия. Информация о характере заживления операционных ран в отчетах не освещалась. Патологоанатомические вскрытия в больнице не производились [3, 8, 17].

С развитием горнорудной промышленности на Дальнем Востоке появляется приисковая медицина. В 1860 г. для рабочих были устроены 2 лазарета на 97 коек, которые обслуживали один лекарский помощник, 4 фельдшера и один врач [1]. По сведениям Средне-Буреинского округа (2400 чел.) к фельдшеру обратилось пострадавших с ушибами - 110, с различными ранениями - 61, с ожогами - 63, мышечной усталостью - 60, цингой - 70, венерическими заболеваниями - 33, с костоедом - 20 [8]. Среди рабочих случались отравления спиртом, опием, другими наркотическими веществами, завозимыми из Китая.

Первая приисковая больница появилась только в 1906 г. при Верхне-Амур-ской золотопромышленной компании на 12 коек, которая к 1912 г. была расширена до 50 коек, развернуты оперативное и заразное отделения, а также амбулаторным приемом [1, 6, 12]. Несмотря на законодательство «О врачебной помощи горнорабочим на частных горных заводах и приисках» (1910 г.) врачебная помощь рабочим за счет владельцев предприятий не предоставлялась. Хорошо оборудованные больницы для рабочих были большой редкостью, а в первые года их существования медицинская помощь оказывалась малограмотными фельдшерами. К 1913 г. население на приисках возросло и достигло 54007 человек, при горных округах работали 8 врачей, 29 фельдшеров, 2 акушерки [1].

Развитие речного флота и строительство средней части Амурской железной дороги послужило толчком для появления транспортной медицины. В 1899 г. открылся приемный покой водных путей на пять коек в Благовещенске, к 1910 г. навигацию водных путей Амурского бассейна обслуживала врачебно-санитарная организация, состоящая из пяти врачей.

В 1910 г. создана медицинская служба железнодорожного транспорта Амурской области. Строившие железную дорогу каторжане должны были обслуживаться в лечебных учреждениях только Тюремного ведомства, которых вдоль строительства дороги не было. Единственная тюремная больница на пять коек, построенная на средства благотворителей, находилась в Благовещенске. Помещение рабочих-каторжан в «вольные» больницы было исключительным случаем по решению Тюремного ведомства [1].

Сельская медицина Амурской области находилась в ведении Медицинского

департамента Министерства внутренних дел. Ассигнования выделялись только на разъезды окружных врачей [12]. Крестьяне близлежащих волостей вынуждены были обращаться за медицинской помощью в городские учреждения Лечебно-благотворительного общества. Фельдшерские пункты размещались в примитивных, неприспособленных для лечения крестьянских избах, содержались в чрезвычайно антисанитарных условиях. Обслуживали такие пункты фельдшера, имеющие начальное образование и примитивную медицинскую подготовку, полученную во время службы в армии (ротные фельдшера) [8].

В начале 90-х годов XIX века сельская медицина Приамурья была представлена четырьмя сельскими больницами по 10 коек каждая, 10 фельдшерскими приемными покоями по три койки каждая. На 10 тыс. жителей села приходилось четыре врача. Расходы на сельскую медицину составляли 12-13 тыс. рублей в год и составляли около 13% всех земских расходов. Для оплаты найма помещений для приемных покоев, приобретения медикаментов врачи и фельдшера были вынуждены обращаться к крестьянам, чтобы те добивались выделения ассигнований из волостных средств, а также собирали частные пожертвования [6, 12, 14]. Медицинская помощь детям отсутствовала, госпитализация больных детей осуществлялась в больницы для взрослого населения [12].

Таким образом, за почти 60-летний период истории в Амурской области была создана разрозненная сеть медицинских учреждений, включающая 72 больницы на 1278 коек, 23 фельдшерских пункта и 10 врачебных участков, которая охватывала все слои населения [6]. Дореволюционный период развития хирургической службы исследователями охарактеризован как зачаточный. На 300 тыс. населения области в Благовещенске имелось одно хирургическое отделение на 30 коек (2 хирурга), а в ряде переселенческих, приисковых больниц и в больнице железнодорожного ведомства были койки с целью приближения хирургической помощи к населению. Доступность хирургической помощи для населения была существенно ограничена вследствие нехватки коечного фонда и хирургов, в периферийных больницах и приемных покоях больным оказывалась самая примитивная помощь при хирургических заболеваниях и травмах [8, 11, 13]. Согласно выводам Межведомственной комиссии по пересмотру врачебно-санитарного законодательства (комиссии Г.Е. Рейна), уровень развития здравоохранения далекой окраины России был одним из самых низких в Империи

[15]. Существенные перемены произошли

в хирургическом обслуживании населения

Приамурья за годы советской власти.

Литература

1. Аксёнова А.Т. История здравоохранения Амурской области в документах и фотографиях 18582008. - Благовещенск: Изд-во «Царское Слово», 2014. - 196 с.

2. Амурская газета. - № 90. - 14 августа 1902. - с. 2391.

3. Белоусов Е.К. Развитие хирургической помощи // Здравоохранение Амурской области. Сборник статей. Под. ред. Б.Н. Палкина. - Благовещенск, 1958. - С. 46-52.

4. Бородина В.А., Шимко В.В., Субботин А.Ю. Первому хирургическому отделению Амурской области - 100 лет // Дальневосточный медицинский журнал. - 2003. - № 3. - С. 37-38.

5. Войт Л.Н. История благотворительного движения в медицине Амурской области (вторая половина XIX века - XX века): Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - Москва, 1995. - 17 с.

6. Войт Л.Н., Тураев Р.Г. Становление и развитие системы здравоохранения Амурской области // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2011. - № 2. - С. 57-58.

7. Войт Л.Н. Благотворительность и милосердие в медицине Амурской области [Электронный ресурс] // Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России - 2011. - № 1.

8. Воронин Н.И. Низкий Вам поклон. - Благовещенск, 1995. - С. 3-13.

9. Государственный архив Хабаровского края. Ф.830. О. 3. Д.38997. Л. 1-7.

10. Здравоохранение Дальнего Востока России в условиях рыночных реформ: монография / В.Г. Дьяченко, В.Б. Пригорнев и др.; под общ. ред. В.Г. Дьяченко.

- Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2003. - 688 с.

11. Иоссет Г.Я., Белоусов Е.К. Из истории развития здравоохранения и хирургической помощи в Амурской области // Здравоохранение в Амурской области. - Хабаровск, 1968. - № 1. - С. 3-10.

12. Исаков А.В. Развитие здравоохранения Амурской области. - Хабаровск, 1967. - 86 с.

13. Кощер И.Н. О некоторых особенностях организации травматологической помощи в Амурской области // Материалы I Межобластной конференции врачей Дальнего Востока и Восточной Сибири по вопросам травматологии и неотложной хирургии.

- Благовещенск, 1968. - С. 5-7.

14. Максимов Ю.Г., Артемчук Н.Л., Фатьянова Н.С. Здравоохранение Амурской области. К 150-летию Амурской области. - Благовещенск, 2008. - 370 с.

15. Материалы к вопросу об устройстве общедоступной врачебной помощи в Империи. Данные из анкет 1913 и 1914 гг. в сопоставлении с нормами Проекта подкомиссии и с данными из Отчета Главного Врачебного инспектора за 1912 г. Т.6. - СПб.,1914.

16. Отчет Благовещенской городской больницы. - Благовещенск. - 1913.

17. Палкин Б.Н. Краткий очерк истории развития здравоохранения Амурской области (1858-1958 гг.) // Здравоохранение Амурской области. Сборник статей. Под. ред. Б.Н. Палкина. - Благовещенск, 1958. - С. 3-36.

18. Приамурские ведомости. - № 263. - 10 января 1899. - С. 6.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.