УДК [373.3.016:811.116.1]:37.025.7 ББК 74.261.3 Р 98
Т.В. Рябцева
ПРЕДПОСЫЛКИ ОВЛАДЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ В
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
(Рецензирована)
Аннотация. Статья посвящена установлению характера овладения лингвистическими понятиями в начальных классах. На основе изучения специальной литературы дается определение лингвистического понятия, соотношения понятия и термина, последовательности работы над понятием, специфики усвоения понятия младшими школьниками.
Ключевые слова: понятие, лингвистическое понятие, деятельность, вид деятельности, ведущая деятельность, научное понятие, учебное понятие, термин, формирование понятия.
T.V. Ryabtseva
Preconditions of mastering linguistic concepts at primary classes
Abstract. The paper is devoted to an establishment of the character of mastering linguistic concepts at primary classes. On the basis of studying the special literature, the author defines a linguistic concept, a correlation between a concept and the term, a sequence of work on the concept and specificity of mastering the concept by younger pupils.
Key words: concept, linguistic concept, activity, a kind of the activity, conducting activity, scientific concept, educational concept, the term, formation of concept.
Ко времени поступления в школу ребёнок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению. При этом в изучении развития ребёнка, считал А.Н. Леонтьев, следует исходить из анализа развития его деятельности так, как она складывается в данных конкретных условиях его жизни. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют важное значение для дальнейшего развития личности, другие - менее значимы. Одни играют главную роль в развитии, другие подчинённую. При этом развитие ребёнка зависит от деятельности. В соответствии с этим следует заметить, что каждая стадия развития характеризуется определённым, ведущим на данном этапе соотношением ребёнка и деятельности, определённым ведущим типом его деятельности. Каждому возрастному периоду, подчеркивает А.Н. Леонтьев, соответствует определённый вид деятельности, который влияет на развитие и формирование всех черт личности ребёнка и её познавательных возможностей, характерных именно для этого периода. На каждом этапе происходит формирование новой ведущей деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития. Каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста, а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода. Поэтому признаком перехода от одной стадии к другой является именно изменение ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребёнка к действительности. В младшем школьном возрасте внимание ребёнка уже относительно длительно и устойчиво. Он приобрёл некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организации [3, 82].
В начальных классах начинается работа над формированием лингвистических понятий. Для управления процессом формирования понятий необходимо правильно организовывать познавательную деятельность учащихся, следует правильно
представлять себе, что такое лингвистическое понятие, каковы особенности процесса овладения им, при каких условиях протекает более результативное его усвоение.
Формирование научных понятий - длительный и трудоёмкий процесс, который включает восприятие точной информации, овладение приёмами работы по применению понятий, словесное воспроизведение усвоенного. Большую роль в формировании понятия играет работа с терминами.
Пополнение словарного запаса учащихся является одной из главных проблем обучения русскому языку в начальной школе и играет важную роль в решении общей задачи широкой языковой подготовки учащихся. Школьной программой предусмотрен раздел «Лексика» как теоретическая основа. Лексика русского языка всегда была предметом особого внимания. Этому вопросу были посвящены работы Л.В. Щербы, В.В. Виноградова, Э.В. Кузнецовой, М.И. Фоминой и др. Однако в школьной практике лексика как раздел науки о языке получила возможность становления лишь в 60-е годы двадцатого столетия после осознания многими методистами теоретического и практического значения словарного состава языка. Данный раздел знакомит учащихся с определёнными понятиями и терминами, включёнными в программу «Русский язык», а также с отвлечёнными понятиями, способствующими формированию речевой культуры личности, воспитанию сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному орудию общения и получения знаний в разных сферах деятельности [4,31]. Термин - это слово или подчинительное словосочетание, имеющее специальное значение, выражающее и формирующее профессиональное понятие и применяемое в процессе познания и освоения научных и профессиональных объектов и отношений между ними. В логике такой вид определения понятий называется номинальным. Отсюда следует, что, проводя терминологическую работу, нужно выяснить смысловое содержание термина, так как это способствует выделению существенных признаков изучаемого понятия.
Понятие - очень сложная логическая, гносеологическая категория. Это результат некоторого этапа в развитии знаний о тех или иных объектах материального мира. Возникнув, понятие уже само становится объектом познания. Понятие является одной из форм мышления, и в этом смысле оно выступает как средство познания, гипотез и теорий. Понятие играет важную роль в познании.
Мышление может протекать в различных формах: понятий, суждений,
умозаключений, отражения материальной действительности. Но понятие является не просто формой отражения действительности. Оно является такой формой отражения, которая раскрывает сущность вещей, внутренние, коренные, определяющие свойства предметов, их внутреннюю противоречивую природу. Поэтому понятие есть знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающей действительности, знание существенных связей и отношений между ними (Е.К. Войтило). При этом процесс развития понятий происходит в двух направлениях:
1) прежние понятия углубляются, уточняются и поднимаются на более высокий уровень обобщения;
2) прежние понятия отбрасываются, как не научные, вместо них возникают новые понятия.
Для осознания процесса усвоения лингвистических понятий необходимо рассмотреть, в чём разнятся научное и учебное понятие. Как в научном, так и в учебном познании формирование и развитие понятий представляет собой сложный, противоречивый процесс. Учащиеся не сразу овладевают понятием, а постепенно их «присваивают»: усваивают его содержание, объём, связи и отношения с другими понятиями. Овладение понятием осуществляется на основе преодоления противоречия между установленными научными фактами и имеющейся понятийной базой, которая оказывается недостаточной для объяснения новых языковых фактов.
В научном познании возникновение и развитие понятий являются результатом творческих поисков учёных. В учебном познании осуществляется формирование понятий у учащихся под руководством учителя, в результате его целенаправленной работы, определяемой учебными программами, учебными пособиями и состоянием теории и практики обучения. Учитель организует процесс формирования понятия, наполняет содержанием отвлеченные категории. В учебном процессе происходит формирование у учащихся понятий, уже принятых в науке, широко используемых в научных исследованиях и в практической деятельности. В научном познании выделение существенных свойств предметов и явлений, отражаемых в сознании с помощью понятий, является результатом творческой деятельности учёных.
Существуют различные точки зрения об особенностях процесса усвоения понятий учащимися. Заслуживает внимания точка зрения М.Н. Шардакова, который предлагает проводить работу по формированию понятий по следующим этапам:
1. Организация наблюдения явлений. Учащимся дается наглядное представление о явлении, при этом новые понятия даются в тесной связи с уже известными учащимся понятиями. В процессе всей работы по усвоению понятия учитель обращает внимание учащихся на общие, существенные признаки изучаемых явлений.
2. Обогащение наблюдений. С целью обогащения наблюдений учащихся организуется наблюдение большего количества разнообразных явлений, относящихся к изучаемому понятию. В процессе наблюдения учащиеся легко обнаружат как общие существенные признаки и свойства, связи и отношения, так и второстепенные индивидуальные признаки.
3. Выделение общих и существенных признаков изучаемых предметов и явлений. Когда знания учащихся обогатятся достаточным количеством наблюдений разнообразных признаков и свойств предметов и явлений, связей и отношений, они начинают выделять общие существенные признаки и отношения. Этот мыслительный процесс происходит при помощи абстрагирования и анализа отдельных признаков предметов и явлений, отношений между ними, сравнения сходных признаков и связей, синтезирования и обобщения их. В результате такой работы мышления школьники выясняют общие и существенные признаки понятия.
4. Уточнение. Для того чтобы приобретённые понятия учащимися о предметах и явлениях действительно были точными и определёнными, необходимо уточнить их и, пользуясь приёмом сравнения, отличить их от родственных или сходных понятий. Такое сравнение делает знания учащихся об изучаемых явлениях более чёткими, и понятие о нём становится ясным и определённым.
5. Определение понятий. После проделанной работы по формированию понятий рекомендуется дать определение понятий. Определение - это указание общих существенных черт, образующих содержание понятий. Определение должно включать все общие существенные признаки понятия. В то же время оно не должно включать частное и второстепенное. При этом определение должно быть выражено в краткой форме. В определении указывается: а) к какой группе, роду принадлежит данный предмет; б) каковы его отличительные признаки.
6. Упражнения по практическому применению понятий и проверка их усвоения. Когда учащиеся уже ознакомились с общими существенными признаками понятия, необходимо проверить, насколько сознательно они усвоили понятие и научились оперировать им.
7. Расширение и углубление понятий. В процессе дальнейшего обучения учащиеся глубже знакомятся с содержанием понятий и изучают связи и отношения между различными понятиями одной и той же науки, а затем и разных наук [6, 127].
Путь формирования понятий, предложенный М.Н. Шардаковым, не исчерпывает всех случаев формирования понятий в процессе обучения. Он может быть реализован лишь при формировании таких понятий, когда возможна опора на конкретный
наглядный материал, на чувственно воспринимаемые предметы и явления, что при изучении русского языка практически невозможно. В связи с этим в процессе обучения русскому языку учащихся начальных классов чаще всего изучаются понятия, при формировании которых невозможна опора ни на непосредственный опыт учащихся, ни на наглядные образцы и чувственно воспринимаемые объекты, ни на реконструируемые воображением представления о явлениях и предметах, ни на знания, усвоенные ранее и естественно ни на донаучные представления учащихся. На наш взгляд, для более эффективного овладения понятием необходимо дополнить путь формирования понятия, предложенный М.Н. Шардаковым, вариантом, который предлагается В.В. Давыдовым. По мнению В.В. Давыдова, формирование понятий у учащихся должно начинаться со второй формы обобщения, при этом последовательность формирования понятий должна чётко определяться построением учебных программ, которые должны способствовать движению понятий «от абстрактного - к конкретному, от всеобщего к частному» [2].
Для обеспечения высокого уровня усвоения учащимися лингвистических понятий нужно знать не только особенности процесса усвоения, но и способы его осуществления и в зависимости от конкретных условий и этапа обучения выбирать наиболее рациональный способ формирования понятий. А усвоенные понятия будут способствовать овладению умением оперировать ими в решении разнообразных задач познавательного и практического характера.
Примечания:
1. Войтило Е.К. Понятие. М., 1967.
2. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М., 1962. 287 с.
3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1. М., 1983. 285 с.
4. Львов М.Р. Исторический взгляд на методы обучения родному языку // Начальная школа. 2004. № 9. С. 31-36.
5. Николаев И.В. Происхождение понятий. СПб., 1995. 23 с.
6. Шардаков М.Н. Мышление школьников. М., 1963. 189 с.
References:
1. Voitilo E.K. Concept. M., 1967.
2. Questions of psychology of educational activity of younger pupils / ed. D.B. Elkonin, V.V. Davydov. M., 1962. 287 p.
3. Leontiev A.N. Selected psychological writings. V. 1. M., 1983. 285 p.
4. Lvov M.R. A historical view on methods of native language training // Elementary School. 2004. N 9.
P. 31-36.
5. Nikolaev I.V. Origin of concepts. SPb., 1995. 23 p.
6. Shardakov M.N. Pupils’ thinking. M., 1963. 189 p.