ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ И ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ НЕПРИЗНАННОГО ПРИДНЕСТРОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
DOI: http://dx.doi.Org/10.14420/ru.2018.1.4
Галинский Илья Николаевич, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой политологии и государственного управления Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко (Молдова (Приднестровье), г. Тирасполь), e-mail: 55stalker77@ mail.ru.
Галинский Ярослав Олегович, аспирант Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко (Молдова (Приднестровье), г. Тирасполь), e-mail: [email protected].
Аннотация. В статье рассматривается процесс политического образования
и становления Приднестровской Молдавской Республики, объективные и субъективные предпосылки её создания. Большое внимание уделяется таким новым формам организации масс, как Объединённый Совет Трудовых коллективов, съезды народных депутатов всех уровней, референдумы и их роль в создании Приднестровской Молдавской Республики. Авторы, на основе анализа типологизации Приднестровского государства, предложенной известными учёными, формулируют свой научный подход к периодизации Приднестровья, останавливаются на сущностных характеристиках предложенных этапов периодизации, связанных с лидерской деятельностью ключевых фигур политического процесса, носителей высшей власти, а именно, президентов Приднестровья.
Ключевые слова: Приднестровье; Приднестровский регион; съезды всех уровней;
референдумы; Верховный Совет; Президент; типологизации; периодизация; этапы; двойные стандарты; Девятков; Осипова.
Образование Приднестровской Молдавской Республики в 1990 г., не было каким-то спонтанным актом или случайным изобретением чьего-либо изощрённого пытливого ума. Оно явилось результатом совмещения целого комплекса объективных и субъективных факторов, которые подготовили почву для осмысления и выражения жизненных устремлений жителей
«Предпосылки образования и этапы становления...»
Приднестровского региона по реализации своего права на самоопределение и образование независимого государства.
Безусловно, изначальным катализатором этого процесса стали стремительно нарастающие в СССР центробежные тенденции и слабеющая на глазах власть союзного центра, которые привели к возрождению и оживлению в Молдавии дремлющих националистических сил и формированию общественных структур, ориентированных на выход из Советского Союза, вытеснение русского языка и русских из Республики, а также на объединение с Румынией. Коммунистическая партия Молдавии, в этих условиях, начала стремительно терять авторитет, постепенно отдавая свои полномочия Народному Фронту Молдовы, который превратился в ведущую политическую силу Молдавии - Молдовы, в двигатель национально-унионистских общественно-политических преобразований.
Своеобразной реперной точкой кардинальных политических изменений в Молдавии стало июньское, 1990 года, решение Верховного Совета Молдавской ССР (МССР) об изменении названия республики. Так Советская Молдавия превратилась в Республику Молдова. Вслед за этим 23 июня Верховный Совет Молдовы принимает Декларацию о суверенитете, которая де-факто вывела республику из состава СССР А 28 июня, большинством голосов принимается Заключение комиссии Верховного Совета о политико-юридической оценке советско-германского договора о ненападении и дополнительного секретного протокола к нему, в котором фиксируется незаконность образования в 1940 г Молдавской ССР путём присоединения Бессарабии к Молдавской Автономной Советской Социалистической Республике (МАССР)1.
Другими словами, молдавская власть, в лице своего высшего законодательного органа, Верховного Совета РМ, признала незаконность нахождения Приднестровского региона (Левобережья Днестра, Приднестровья) в составе Республики Молдова и юридически вернула политическую ситуацию ко времени до 2 августа 1940 года, когда существовала МАССР и, не имеющая государственного статуса, Бессарабия в составе королевской Румынии.
Многочисленные попытки приднестровской стороны, каким-то образом, обратить внимание новых молдавских властей на принципиально иную политическую обстановку и общественные настроения в Приднестровском регионе и заставить учесть в государствостроительном процессе интересы и менталитет приднестровцев, успехом не увенчались. Молдавские власти в ультимативной форме потребовали от приднестровцев полностью подчиниться унитарным требованиям властей республики, под угрозой применения силовых санкций.
1 Постановление № 149 от 23.06.1990 «О заключении Комиссии Верховного Совета ССР Молдова по политико-юридической оценке Советско-Германского договора о ненападении и Дополнительного секретного протокола от 23 августа 1939 года, а также их последствий для Бессарабии и Северной Буковины». URL: http://lex.justice.md/index.php?action= view&view=doc&lang=2&id=308129.
Следует сказать, что в этот коллизийный период, в Приднестровском регионе усиливаются протестные общественно-политические настроения, происходит отстранение коммунистической партии от власти, формируются новые уникальные общественные движения и организации, такие как, Объединённый совет трудовых коллективов (ОСТК)1, съезды депутатов всех уровней, Рыбницкий забастовочный Комитет и др., которые объединили в своих рядах большинство трудовых коллективов, жителей региона в борьбе за свои права, за отпочкование от Молдовы, за строительство, независимой республики. На центральных площадях городов и сёл Приднестровского региона в эти годы проходят массовые протестные митинги, на которых жители, в подсознании которых сохранилась позитивная память о существовавшей с 1924 по 1940 годы, и не имеющей ничего общего с Молдовой, МАССР требуют решительных действий по защите их прав и жизненных ценностей от агрессивной риторики и действий молдавских властей, претворению в жизнь региональных общественных интересов и значимых политических предпочтений.
Иначе говоря, настоятельной общественной потребностью политического момента становится проблема восстановления своей государственности, строительство второй Республики на Днестре, формирования независимой и востребованной власти Приднестровского региона, взятие общественно-политической ситуации под жёсткий контроль. Инициатива народных масс в этот период бьёт все рекорды. По всему региону проходят сходы граждан, сессии местных Советов депутатов, заседания трудовых коллективов, которые делегируют своих представителей на 1-й съезд Советов народных депутатов всех уровней Приднестровья (депутатов МССР, городских, районных, поселковых и сельских Советов Приднестровья) который состоялся 2 июня 1990 года. По итогам его работы была принята Декларация, в которой были закреплены базисные основы будущей независимой Приднестровской республики. Съезд рекомендовал всем местным Советам Приднестровья провести референдум, на предмет возможности создания Приднестровской Автономной Республики. Эта Декларация участников съезда стала последним предупреждением народофронтовских властей Молдавской ССР в связи с разрушительными последствиями проводимой ими политики и неминуемости последующего самоопределения Приднестровского региона.
Однако, националистическое политическое руководство Республики Молдова, находящееся в плену унионизма и русофобии, спешно готовило сценарий объединения с Румынией, в силу чего данный призыв придне-стровцев к разуму, конструктивизму и договороспособному сотрудничеству не захотело услышать, наоборот, ужесточило свою враждебную риторику и провокационные действия против общественных властей и жителей Приднестровского региона.
1 Начало: сб. воспоминаний / сост. А.З. Волкова. Тирасполь: Мин-во информации и телекоммуникаций, 2010. С. 122.
«Предпосылки образования и этапы становления... »
В июне, августе 1990 года на территории Приднестровского региона повсеместно проходят народные референдумы и сходы граждан, на которых более 90% жителей высказываются за отделение от Молдовы и образование независимого приднестровского государства. Реализуя их политическую волю, открывшийся 2 сентября 1990 года 2-й съезд депутатов всех уровней Приднестровья, провозгласил создание Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики в составе Советского Союза (ПМССР)1. Главным органом государственной власти Приднестровья был избран Временный Верховный Совет, Председателем которого был назначен Игорь Смирнов, активный участник борьбы за самоопределение Приднестровья, директор завода «Электромаш», депутат Верховного Совета МССР. Помимо этого, съездом были приняты Декларация об образовании Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики и Декрет о государственной власти, которые стали прообразом будущей Конституции. На втором заседании 2-го съезда депутатов всех уровней, 30 ноября 1990 года, Верховный Совет назначил Игоря Смирнова Председателем ПМССР2. Именно таким образом произошло учреждение Приднестровья, как нового государства и была легализована и легитимизирована государственная власть.
С точки зрения политической науки, очень важно понять и осознать, как создавалось новейшее государство, как проходило протекание политических процессов в их целостности, через какие этапы и периоды ему пришлось пройти и что из себя, оно представляет сегодня. Следует также уяснить, каким качественным фиксирующим моментом один этап отличается от другого.
Сегодня в научном дискурсе Приднестровья и России присутствуют разные подходы, мотивации, точки зрения на периодизацию государственности современного Приднестровья. Большинство экспертов, специалистов по Приднестровью, в своей оценке становления и развития Приднестровья как государства, исходят из логики последовательной смены государство-образующих этапов Приднестровья. Так, например, специализирующийся в области приднестровских исследований, российский политолог Андрей Девятков, рассматривая Приднестровскую государственность, как развивающийся и изменяющийся, под влиянием объективных и субъективных факторов, политический проект, выделяет три этапа: первый, до середины 90-х годов прошлого века, второй, до середины 2000-х годов и, третий, продолжающийся по сей день3. Условно, такой подход мы можем классифициро-
ры: Полиграфист, 2010. С. 89.
2 Выборы Президента Приднестровской Молдавской Республики (1991 г., 1996 г., 2001 г.) / под ред. А.З. Волковой. Тирасполь. 2011. С. 15.
3 Девятков А. Де-факто государственность Приднестровья: особенности политического проекта // Platzforma. 2018. 8 ноября. URL: http://www.platzforma.md/arhive/37323.
1 Бомешко Б.Г. Создание и защита приднестровской государственности: 1990 - 1992 гг. Бенде
вать как проблемный, ибо в его основе лежит проблема определения политического статуса Приднестровья.
Анализируя главное содержание этих последовательных этапов, А. Девятков характеризует первый, как концентрацию органов власти и гражданского общества на защите прав и свобод своего населения и отстаивание автономного статуса своей государственности в составе Республики Молдова. Второй этап, по его мнению, это этап построения самодостаточного государства с упором на построение, совместно с Молдовой, современной конфедерации. Наконец, в основе третьего этапа, считает он, лежала убеждённость в недоговороспособности Республики Молдова и необходимости построения полностью независимого от Молдовы Приднестровского государства, которое должно войти в состав России. В этих целях даже был проведён референдум в 2006 г., который подтвердил особый приднестровский менталитет, духовные ценности принадлежности к «русскому миру» и российские геополитические ориентиры приднестровцев.
Иной подход представляет доктор политический наук, известный приднестровский политолог Светлана Осипова1. В основу периодизации приднестровского государства она положила оценку внутренних факторов развития приднестровского государства. А именно, первый этап у неё, выпадает на 1990 - 1995 годы, годы создания центральных органов власти и управления, формирования законодательной и исполнительной власти, института президентства. Второй этап, приходится на 1995 - 2000 годы и характеризуется усилением сотрудничества и взаимодействия всех общественно-политических структур Приднестровья, в первую очередь, органов политической власти и управления. Конституция 1995 года закрепила политические основы приднестровской государственности, вывела страну на новые рубежи. Третий этап, 2000 - 2011 годы, отличается тем, что в 2000 г. были внесены существенные изменения в Конституцию Приднестровья, которые преобразовали его, из президентско-парламентской республики, в президентскую. Был ликвидирован двухпалатный парламент, а правительство (Кабинет министров) стало совещательным органом при президенте. Последний, четвёртый, этап, по её мнению, начался в 2011 г. и продолжается по наше время. Он характеризуется чередой конституционных изменений и серьёзной сменой властной правящей элиты. В течение последних 7 лет в Приднестровье сменилось два президента и дважды, практически сменялась, вся властвующая элита. Именно так, по мнению С. Осиповой, выглядит типологизация приднестровского государства, с точки зрения эволюции политической системы приднестровского общества.
Разделяя правомерность подобных научных подходов, мы полагаем, что весьма плодотворным может быть предложенный нами иной подход к ти-
1 Осипова С.А. Периодизация политической истории и её методологические возможности как инструмента исследования процесса государствообразования // Вестник Приднестровского гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2016. № 1 (52). С. 100-105.
«Предпосылки образования и этапы становления...»
пологии приднестровского государства, который основан на оценке качества деятельности по созиданию государства, высших представителей политической власти, в данном случае, президентов Приднестровья, как ключевых фигур, носителей верховной власти в государстве. В соответствии с этой логикой, первый этап (1990 - 2011 годы) целиком связан с политической деятельностью первого президента Игоря Смирнова, действующего в этот период в качестве председателя Временного Верховного Совета Приднестровья, затем, председателя Республики и наконец, президента в четырех последующих избраниях (1991, 1996, 2001, 2006 гг.). На этот этап приходится практически создание с нуля, становление и совершенствование всей государственной системы управления, формирование основ государственной политики. Иначе говоря, это наиважнейший этап конструирования и оформления, собственно, Приднестровской Молдавской Республики, как государства. Второй этап (2011 - 2016 годы) приходится на управленческую деятельность амбициозного молодого политика, бывшего председателя Верховного Совета, президента Евгения Шевчука. Он вступил в жёсткую конфронтацию с Верховным Советом, что затруднило управление государством, инициировал проведение в республике целого ряда реформаций как внутри страны, так и во внешней политике, по-новому выстроил отношения с Российской Федерацией и попытался лишить крупнейшую в Приднестровье многопрофильную фирму «Шериф» её влияния, преференций и собственности. Однако, в этом противоборстве с Верховным Советом и фирмой «Шериф», он допустил определённые тактические и имиджевые просчёты и ошибки, и на очередных президентских выборах потерпел поражение, уступив выдвиженцу Верховного Совета. С этого момента (декабря 2016 года) начинается третий этап, характеризующийся видимой внутренней политической стабильностью, ибо, все три ветви власти находятся в согласии и негласном признании главенства президента Вадима Красносельского. Данный этап характеризуется элементами модернизации и реформирования, как институтов политической системы Приднестровья, так и её экономики, при приоритетной роли в жизни государства фирмы «Шериф». Приднестровская Молдавская Республика постепенно переходит в новое качество своей государственности.
Разумеется, данными научными подходами не исчерпываются периодизации приднестровского государства, отдельные учёные, предлагают и другие, которые исходят из конкретного предмета исследования. Так, например, министерство иностранных дел Приднестровья выпустило научный труд «Переговорный процесс между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова в документах», в котором предпринимается попытка, дать периодизацию государственности Приднестровья через призму анализа этапов переговорного молдо-приднестровского процесса1.
1 Переговорный процесс между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова в документах / под ред. Н.В. Штански. Бендеры, Полиграфист. 2014.
Завершая своё исследование, сделаем вывод, что Приднестровская Молдавская Республика сегодня, спустя 28 лет после образования, представляет собой полноценное самостоятельное государство, признанное своим народом, с развитыми политическими институтами, демократической избирательной системой, следующее общепризнанным нормам и принципам международного права. Мы, государственная власть и приднестровский народ, уверены в том, что, несмотря, на действующие в мире двойные стандарты, Приднестровье обязательно станет признанным членом международного сообщества.
Библиографический список
1. Девятков А. Де-факто государственность Приднестровья: особенности политического проекта // Platzforma. 2018. 8 ноября. URL: http://www. platzforma.md/arhive/37323.
2. Бомешко Б.Г. Создание и защита приднестровской государственности: 1990 - 1992 гг. Бендеры, 2010.
3. Выборы Президента Приднестровской Молдавской Республики (1991 г., 1996 г, 2001 г.) / под ред. А.З. Волковой. Тирасполь, 2011.
4. Начало: сб. воспоминаний / сост. А.З. Волкова. Тирасполь, 2010.
5. Осипова С.А. Периодизация политической истории и её методологические возможности как инструмента исследования процесса государствообразования // Вестник Приднестровского гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2016. № 1 (52). С. 100-105.
6. Переговорный процесс между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова в документах / под ред. Н.В. Штански. Бендеры, 2014.
7. Постановление № 149 от 23.06.1990 «О заключении Комиссии Верховного Совета ССР Молдова по политико-юридической оценке Советско-Германского договора о ненападении и Дополнительного секретного протокола от 23 августа 1939 года, а также их последствий для Бессарабии и Северной Буковины». URL: http://lex.justice.md/index. php?action=view&view= doc&lang=2&id=308129.