Научная статья на тему 'Общественно-политическая деятельность остк и процесс создания институтов государственности Приднестровья'

Общественно-политическая деятельность остк и процесс создания институтов государственности Приднестровья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
818
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕДИНЕННЫЙ СОВЕТ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ / НАРОДНЫЙ ФРОНТ МОЛДОВЫ / СОВЕТ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ / ДВУЯЗЫЧИЕ / РЕФЕРЕНДУМ / ПРАВО НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ / ИНФОРМАЦИОННО-РАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / МОЛДО-ПРИДНЕСТРОВСКИЙ / JOINT COUNCIL OF LABOR COLLECTIVES / POPULAR FRONT OF MOLDOVA / COUNCIL OF LABOR COLLECTIVES / BILINGUALISM / REFERENDUM / RIGHT OF NATIONS TO SELF-DETERMINATION / THE COUNCIL OF PEOPLE''S DEPUTIES / OUTREACH / THE EXECUTIVE AND THE LEGISLATURE / MOLDOVAN-TRANSDNIESTRIAN CIVIL CONFLICT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Слободянюк Г. Е.

В статье анализируется общественно-политическая деятельность рабочей организации Объединенный Совет трудовых коллективов Приднестровского региона Молдавской ССР, чьи действия были связанны с организацией и реализацией процесса создания нового государственного образования Приднестровской Молдавской Республики. Автор останавливается на рассмотрении этапов общественно-политической деятельности данной организации, начиная с проведения референдумов, выборов и съездов народных депутатов Приднестровского региона до формирования основных институтов государственной власти самоопределившейся республики, способствующих становлению и развитию ее государственности. Особое внимание уделяется роли ОСТК в формировании институтов исполнительной и законодательной власти в Приднестровье, заложивших основу для дальнейшего самостоятельного развития Приднестровского государства на территории Республики Молдова. Полученные данные могут служить дополнительным источником сведений о периоде создания новых государств на постсоветском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Слободянюк Г. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political activity UCWC and the process of creating the institutions of statehood of Transnistria

The article analyzes the political activity of the working of the United Council of Labour Collectives of the Transnistrian region of the Moldavian SSR, whose actions were connected with the organization and implementation of the process of creating a new state the Pridnestrovian Moldavian Republic. The author dwells on the consideration stage of social and political activities of the organization, starting with the holding of referendums, elections and Congresses of People's Deputies of the Transnistrian region until the formation of the main institutions of state authority of the republic self-determined, contributing to the establishment and development of its statehood. Particular attention is paid to the role of institutions in shaping UCWC executive and legislative authorities in Transnistria, which laid the foundation for further independent development of the Transnistrian state on the territory of the Republic of Moldova. These data can serve as an additional source of information about the period of the creation of new states in the former Soviet Union.

Текст научной работы на тему «Общественно-политическая деятельность остк и процесс создания институтов государственности Приднестровья»

9. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф. 752. ОП. 1. Д. 4. Л. 21.

10. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф. 752. ОП. 1. Д. 4. Л. 137.

11. МАУК ИИХМ. Научно-вспомогательный фонд. С. 58.

12. МАУК ИИХМ. Научно-вспомогательный фонд. С. 59.

13. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф. 752. ОП. 1. Д. 4. Л. 152.

14. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф. 752. ОП. 1. С. 61.

15. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф. 752. ОП. 1. С. 61.

16. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф. 752. ОП. 1. Д. 5. Л. 132.

17. Здравоохранение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945: сборник документов и материалов. М., 1977. С. 189.

18. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф. 752. ОП. 1. Д. 5. Л. 192.

19. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф. 752. ОП. 1. Д. 5. Л. 92.

20. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф. 752. ОП. 1. Д. 6. Л. 146.

21. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф. 752. ОП. 1. Д. 6. Л. 50.

22. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф. 752. ОП. 1. Д. 9. Л. 56.

Notes

1. Davydova Y. A. Struktura i dinamika mediko-sanitarnoj seti v gorodah Sibiri v gody Velikoj Otechestvennoj vojny 1941-1945 gg. [Structure and dynamics of the health network in the cities of Siberia during the Great Patriotic war of 1941-1945] // Vestnik MGOU: ehlektronnyj zhurnal - Herald of the MSRU: electronic journal. Available at: www.evestnik-mgou.ru. 2013, No. 3, p. 14.

2. MAUK IIHM. Nauchno-vspomogatel'nyj fond - Municipal Automomous Institution of Culture "Ishim Museum of History and art". Scientific-auxiliary Fund. P. 56.

3. State Bugetary Institution of Tyumen Region (GBOTO) "State archive in Ishim". F. 752. Sh. 1. File 3. Sh. 235.

4. GBOTO "State archive in Ishim". F. 752. Sh. 1. File 3. Sh. 235.

5. GBOTO "State archive in Ishim". F. 752. Sh. 1. File 3. Sh. 263.

6. GBOTO "State archive in Ishim". F. 752. Sh. 1. File 3. Sh. 295.

7. GBOTO "State archive in Ishim". F. 752. Sh. 1. File 4. Sh. 21.

8. GBOTO "State archive in Ishim". F. 752. Sh. 1. File 4. Sh. 67.

9. GBOTO "State archive in Ishim". F. 752. Sh. 1. File 4. Sh. 21.

10. GBOTO "State archive in Ishim". F. 752. Sh. 1. File 4. Sh. 137.

11. MAUK IIHM. Nauchno-vspomogatel'nyj fond - Municipal Automomous Institution of Culture "Ishim Museum of History and art". Scientific-auxiliary Fund. P. 58.

12. MAUK IIHM. Nauchno-vspomogatel'nyj fond - Municipal Automomous Institution of Culture "Ishim Museum of History and art". Scientific-auxiliary Fund. P. 59.

13. GBOTO "State archive in Ishim". F. 752. Sh. 1. File 4. Sh. 152.

14. GBOTO "State archive in Ishim". F. 752. Sh. 1. P. 61.

15. GBOTO "State archive in Ishim". F. 752. Sh. 1. P. 61.

16. GBOTO "State archive in Ishim". F. 752. Sh. 1. File 5. L. 132.

17. Zdravoohranenie v gody Velikoj Otechestvennoj vojny 1941-1945: sbornik dokumentov i materialov -Health in the great Patriotic war of 1941-1945: collection of documents and materials. M., 1977. P. 189.

18. GBOTO "State archive in Ishim". F. 752. Sh. 1. File 5. Sh. 192.

19. GBOTO "State archive in Ishim". F. 752. Sh. 1. File 5. Sh. 92.

20. GBOTO "State archive in Ishim". F. 752. Sh. 1. File 6. Sh. 146.

21. GBOTO "State archive in Ishim". F. 752. Sh. 1. File 6. Sh. 50.

22. GBOTO "State archive in Ishim". F. 752. Sh. 1. File 9. Sh. 56.

УДК 941/949(478)+323(478)

Г. Е. Слободянюк

Общественно-политическая деятельность ОСТК и процесс создания институтов государственности Приднестровья

В статье анализируется общественно-политическая деятельность рабочей организации Объединенный Совет трудовых коллективов Приднестровского региона Молдавской ССР, чьи действия были связанны с организацией и реализацией процесса создания нового государственного образования - Приднестровской Молдавской Республики. Автор останавливается на рассмотрении этапов общественно-политической деятельности данной организации, начиная с проведения референдумов, выборов и съездов народных депутатов Приднестровского региона до формирования основных институтов государственной власти само-

© Слободянюк Г. Е., 2016

определившейся республики, способствующих становлению и развитию ее государственности. Особое внимание уделяется роли ОСТК в формировании институтов исполнительной и законодательной власти в Приднестровье, заложивших основу для дальнейшего самостоятельного развития Приднестровского государства на территории Республики Молдова. Полученные данные могут служить дополнительным источником сведений о периоде создания новых государств на постсоветском пространстве.

The article analyzes the political activity of the working of the United Council of Labour Collectives of the Transnistrian region of the Moldavian SSR, whose actions were connected with the organization and implementation of the process of creating a new state - the Pridnestrovian Moldavian Republic. The author dwells on the consideration stage of social and political activities of the organization, starting with the holding of referendums, elections and Congresses of People's Deputies of the Transnistrian region until the formation of the main institutions of state authority of the republic self-determined, contributing to the establishment and development of its statehood. Particular attention is paid to the role of institutions in shaping UCWC executive and legislative authorities in Transnistria, which laid the foundation for further independent development of the Transnistrian state on the territory of the Republic of Moldova. These data can serve as an additional source of information about the period of the creation of new states in the former Soviet Union.

Ключевые слова: Объединенный Совет трудовых коллективов; Народный фронт Молдовы; совет трудовых коллективов; двуязычие; референдум; право наций на самоопределение; Совет народных депутатов; информационно-разъяснительная работа; исполнительная и законодательная власть; молдо-приднестров-ский гражданский конфликт.

Keywords: Joint Council of labor collectives; Popular Front of Moldova; Council of labor collectives; bilingual-ism; referendum; the right of nations to self-determination; The Council of People's Deputies; outreach; the executive and the legislature; Moldovan-Transdniestrian civil conflict.

Перестроечный курс на демократизацию и гласность, открывший путь распространения национализма в союзных республиках, оказался губительным для неподготовленного советского общества, обострив в нем межнациональные и языковые отношения. В конечном итоге данные тенденции стали основными причинами распада СССР. Главным противником роста националистических идей в Молдавской ССР выступила интернациональная рабочая организация Объединенный Совет трудовых коллективов (ОСТК), созданная 14 августа 1989 г. на основе трудовых коллективов городов Тирасполя, Рыбницы, Бендер (а к 1990-1991 гг. в ее состав вошли все трудовые коллективы Приднестровского региона).

В рамках статьи предпринимается попытка проанализировать деятельность рабочей организации ОСТК Приднестровья, ставшей инициатором и главным организатором осуществления процесса создания нового самостоятельного государственного образования на территории республики Молдова - Приднестровской Молдавской ССР (позже ПМР). Одной из первостепенных задач является раскрытие не только причин, методов и процесса реализации общественно-политической деятельности ОСТК по формированию первых институтов государственности Приднестровья, но и определение его значения как главной движущей общественной силы протест-ного движения в Молдове, которой удалось образовать собственное самостоятельное государство. То, что трудовые коллективы возглавили и реализовали процесс по созданию Приднестровского государства, является свидетельством и успешным примером построения демократического государства путем «снизу».

ОСТК как общественная организация рабочего движения в Молдавии объединил вокруг себя не только рабочих, но и инженерно-технических работников, служащих, интеллигенцию разных национальностей в единое протестное движение, вступившее в политическую борьбу за конституционные и гражданские права русскоязычного населения, а также за сохранение молдавской культурно-исторической самобытности и государственности, подвергшейся насильственной румынизации со стороны руководства республики и Националистического народного фронта (НФМ).

Следует отметить, что республиканское руководство МССР под влиянием НФМ пошло по пути полного заимствования «прибалтийского сценария» по принятию дискриминационных законов о языках, символике, гражданстве, ущемляющих права русского языка и русскоговорящего населения, а также собственно молдавского народа. Стремительное общественно-политическое наступление националистов практически не встречало серьезного сопротивления ни со стороны ЦК Компартии Молдавии, нисо стороны Верховного Совета (ВС) МССР. ОСТК, отстаивая принципы целостности республики и Союза в целом, выступил против НФМ, призывавшего к выходу Молдавии из состава Союза и обретения ею полного государственного суверенитета. В целом, руководство республики не согласились пойти на компромисс с представителями протестного

рабочего движения. Их предложения сохранить принцип «двуязычия» (наделение статусом государственного языка молдавский и русский языки), равноправия народов, населявших республику, учтены не были. Также осталось без внимания действующей власти нежелание большей части молдаван отказаться от национальной самобытности и государственности, переводя молдавский язык на латинскую графику и признавая языковую идентичность молдавского и румынского языков. Таким образом, 30 августа - 1 сентября 1989 г., несмотря на проведение общереспубликанской забастовки под руководством ОСТК, на XIII сессии ВС МССР принял законы о языках, а также закон о переводе молдавской письменности на латинскую графику* [1]. Это положило начало гражданскому конфликту в МССР.

После принятия законов ОСТК Приднестровья, завершив забастовку, не прекратил политическую борьбу и принял вынужденное решение начать процесс создания своей автономии в составе МССР, что рассматривалось как единственный выход по защите русскоязычного населения республики и сохранения молдавского народа как этноса. Этот шаг был оправдан и обусловлен тем, что руководство республики признало незаконным пакт Риббентропа -Молотова, согласно которому в 1940 г. была создана МССР из уже существующей в 1924 г. в составе Украинской ССР Молдавской Автономной ССР и Бессарабии, возвращенной СССР в 1940 г. Таким образом, исторический прецедент государственности на территории Левобережья МССР уже существовал и не опровергался руководством МССР. Правда, в связи с событиями 1989 г. в состав воссозданной автономии вошли правобережные Бендеры. В рамках еще существующего Советского Союза это было достаточно смелое решение, тем более что новую автономию не поддержало не только партийное и республиканское руководство МССР, но и Москва. Однако, являясь сторонниками советского интернационализма, трудовые коллективы Приднестровья считали справедливой свою борьбу против национализма и общественно-политических сил республики, стремящихся к развалу Союза. Опираясь на союзное законодательство, ОСТК инициировал процесс создания приднестровской автономной республики в составе МССР через проведение референдума, выборов в местные и республиканские Советы, а также Съездов народных депутатов Приднестровья. Следует отметить, что секрет успеха ОСТК заключался в том, что члены организации всегда стремились действовать с согласия и при поддержке трудовых коллективов региона. Поэтому ОСТК пользовался авторитетом и доверием среди населения Приднестровья.

Так, в период с декабря 1989 г. по октябрь 1990 г., в Приднестровском регионе проводился референдум по вопросу создания и вхождения в Приднестровскую АССР городов и населенных пунктов Приднестровья. И хотя ОСТК уже обладал опытом политической борьбы, проведение референдума оказалось нелегкой задачей. Главные идеологические противники ОСТК в лице НФМ, ЦК КПМ, ВС МССР предприняли все возможные законодательные и пропагандистско-ин-формационные меры для срыва референдума [2]. Но тщательная разъяснительная и агитационно-пропагандистская работа, проделанная ОСТК накануне, дала свои результаты. Итоги референдума оправдали надежды ОСТК Приднестровья на поддержку приднестровским населением идеи создания автономии и готовности отстаивать ее интересы (таблица) [3].

Итоги референдума в Приднестровье (декабрь 1989 - октябрь 1990 гг.)

Наименование города / района Дата референдума Вопрос о целесообразности создания ПАССР в составе МССР (%)

«за» «против»

Рыбница 3 декабря 1989 г. 91,1 5,5

Рыбницкий район 5 августа 1990 г. 98,6 1,1

Тирасполь 28 января 1990 г. 96 2,3

Бендеры 1 июля 1990 г. 97,4 1,5

Дубоссары и Дубоссарский район 12 августа 1990 г. 97 1,3

Григориополь 9 сентября 1990 г. 99 -

Григориопольский район Сентябрь - ноябрь 1990 г. 96,8 -

Слободзея 9 сентября 1990 г. 97,2 2,76

Слободзейский район Июль - октябрь 1990 г. 98-98,8 1,1-3,3

Каменский район (село Рашков) 25 марта 1990 г. 95,7 -

* Речь идет о законах «О функционировании языков на территории МССР», «О статусе государственного языка МССР», «О переводе письменности молдавского языка на латинскую графику».

Практически параллельно с проведением референдума, с целью введения в органы местной власти своих сторонников, ОСТК организовали и провели выборы в городские Советы народных депутатов. В результате успешной агитации 25 января 1990 г. 80% членов рабочего движения стали депутатами местных Советов*, сыгравших в дальнейшем важнейшие политические роли в становлении и развитии приднестровской государственности [4]. Таким образом, референдум и выборы предоставили ОСТК возможность полностью обрести политическую и социально-экономическую власть на местах в Приднестровском регионе, поддерживали платформу организации. Кроме того, для отстаивания интересов приднестровского региона, в результате республиканских выборов ВС МССР, ОСТК провел в депутаты законодательного собрания почти всех своих кандидатов**. Перед ними ставилась задача продолжить парламентскую борьбу за отстаивание прав русскоязычного и молдавского населения Приднестровья внутри ВС МССР. В этом им оказали помощь и подержали их депутаты от Интердвижения «Унитатя - Единство» города Кишинева П. М. Шорников, В. Н. Яковлев, А. М. Сафонов, В. А. Солонарь. Совместно они вошли в депутатскую группу ВС МССР «Советская Молдавия» [5].

После выборов в местные советы ОСТК организовал и провел 2 июня 1989 г. первый Съезд народных депутатов Приднестровского региона, в работе которого приняли участие 673 депутатов (123 - из Тирасполя, 134 - из Рыбницы, 55 - из Бендер, 30 - из Дубоссар, 48 - из Григориопо-ля, 126 - из Слободзейского района, 116 - из Каменского района) [6]. С целью формирования единого экономического и политического пространства в автономии на съезде был разработан и принят документ «О социально-экономическом развитии Приднестровья». Для реализации данной цели был создан первый самостоятельный институт управления в Приднестровье - Координационный Совет (КС) по управлению социально-экономической ситуацией в Приднестровье в условиях перехода к рыночной экономике. В его состав вошли 26 депутатов - членов ОСТК горсоветов Тирасполя и Рыбницы под руководством председателя Комитета И. Н. Смирнова [7].

Следует особо отметить, что, несмотря на то что ОСТК настаивал на создании автономии, его члены не преследовали цели образовать независимое государство вне МССР. Их главной задачей являлось обретение экономической самостоятельности от Кишинева в рамках существующей МССР как гарант защиты Приднестровья от политического произвола и дискриминации со стороны республиканских властей. В этом ключе ОСТК предложили Кишиневу изменить государственное устройство республики, создав федерацию, что могло бы прекратить гражданский конфликт и сохранило территориальную целостность республики. Однако Кишинев отверг данные предложения Приднестровья, расценив их как стремление ОСТК создать альтернативную власть в регионе, обвинив представителей организации в сепаратизме и расколе республики [8]. Вместе с тем нельзя не отметить тот факт, что по мере ужесточения реакции республиканского руководства и активизации действий НФМ на деятельность организации идея создания собственной государственности у членов ОСТК эволюционировала. Политическая борьба ОСТК Приднестровья за равноправие, за право наций на самоопределение, за гражданские права представителей всех национальностей, проживающих в МССР, не имела успеха. Поэтому ОСТК совместно с депутатами горсоветов Приднестровья приняли решение о созыве 2 сентября 1990 г. II Чрезвычайного съезда народных депутатов Приднестровского региона. Данный съезд был организован и проведен ОСТК, взявшим на себя все материальные и организационные расходы, а также проведшим массовую агитационно-разъяснительную и информационную работу среди трудящихся по вопросам созыва съезда. На съезде в присутствии 579 делегатов (из Тирасполя - 92, Рыбницы и Рыбницкого района - 120, Каменки - 62, Дубоссар и Дубоссарского района - 50, Бендер - 77,

* В горсоветах Тирасполя, Бендер, Рыбницы, Дубоссар, Григориополя оказались активисты ОСТК: И. Н. Смирнов, В. М. Рыляков, А. И. Большаков, Д. Д. Неделков, Г. Н. Лещенко, А. М. Бочковский, В. А. Загрядский, Е. Н. Мельникова, А. Б. Васильев, А. В. Гордеев, И. Г. Захаров, Г. Х. Осипов, М. И. Дорох, Ю. К. Иванов, Г. Н. Деревянко, В. Ф. Груценко, В. А. Лесниченко, В. М. Константинов, А. З. Волкова, В. А. Купершмидт, В. Г. Филимоненко, В. М. Иванченков, А. П. Манойлов, Д. Ф. Кондратович, А. Ф. Кокошко, С. Г. Сорокин, О. И. Савидов, В. М. Беркович, А. С. Кузнецов, А. Е. Сайдаков, А. И. Ткаченко, И. М. Баранова, Л. А. Колес-ниченко, Г. С. Андреева, С. Б. Липинский, В. И. Васькин, А. П. Велько, Б. П. Белокопытов, Н. Я. Елгин,

A. Г. Нитецкая, В. Д. Павлюк, В. И. Емельянов, С. В. Фельдман, С. Г. Мигуля, В. Д. Ефимец, В. П. Субботин,

B. Я. Поташев, В. Н. Васильева, А. В. Подуст, А. А. Печул, В. И. Юрченко, В. И. Николюк, В. В. Жуматий, Г. С. Брязу, В. Финагин, А. Порожан, В. В. Дюкарев, С. Ф. Леонтьев, В. Л. Боднар, А. К. Белитченко, Н. А. Богданов, Б. Н. Акулов, Н. Г. Чегурко, М. А. Малай, В. А Гончар, Е. П. Бердников и другие.

** Депутатами ВС МССР стали члены ОСТК В. М. Арестов, А. П. Манойлов, А. Н. Морозов, А. З. Волкова, О. И. Сайдаков, В. М. Константинов, В. Ордин, В. А. Загрядский, А. Г. Радченко, В. И. Емельянова А. Ф. Кокошко, А. И. Большаков, В. М. Рыляков, П. А. Заложков, И. Н. Смирнов, В. М. Дворяну. 46

Григориополь и Григориопольский район - 77, Слободзеи - 93) [9] был принят документ «Политико-правовое обоснование создания ПМССР» [10], провозгласивший создание автономии -Приднестровской Молдавской ССР в составе МССР. Вместе с тем на съезде были приняты документы по формированию первичных структур государственной власти в ПМССР, а именно: «Декрет о государственной власти ПМССР» и «Декларация о суверенитете и независимости ПМССР» [11]. За основу при формировании органов власти республики ОСТК и депутаты горсоветов взяли модель государственного устройства СССР. Решением съезда в ПМССР устанавливалось двойное гражданство: СССР и ПМССР. В экономике был взят курс на развитие рыночной экономики со свободным функционированием различных форм собственности при сохранении банковской, финансовой, ценовой и налоговой систем СССР. В республике признавалось равноправие трех государственных языков (молдавского, русского, украинского); полная свобода развития национальных культур и языков на территории республики; сохранялась государственная символика СССР. Республика провозглашала свободу в выстраивании и осуществлении международных отношений, с использованием представительства союзных органов, а также на основе договоров с союзными республиками и зарубежными странами [12].

25 ноября 1990 г. под руководством ОСТК был создан Временный Верховный Совет (ВВС) в составе 50 депутатов местных горсоветов и райсоветов Приднестровья [13]. Председателем ВВС стал председатель Тираспольского горсовета, член ОСТК, И. Н. Смирнов, его заместителями - депутаты Тираспольского горсовета А. З. Волкова, А. А. Караман и В. И. Глебов. За короткий промежуток времени, с 4 сентября по 20 ноября 1990 г., ВВС принял более 60 законопроектов для организации жизнедеятельности молодой республики и формирования ее государственных органов [14].

В этот же период ОСТК провел референдум в Приднестровском регионе по вопросу вхождения в ПМССР, в результате которого 95,8% населения поддержали создание ПМССР [15]. Вместе с тем дальнейшая работа ОСТК была направлена на консолидацию приднестровской власти и трудовых коллективов, оказания содействия и помощи в работе ВВС, а затем и Верховного Совета ПМССР в государственном строительстве республики. Следует отметить, что на протяжении 1990-1992 гг. ОСТК и руководство ПМССР не прекращали участвовать в переговорном процессе и работе множественных согласительных комиссий между ПМССР и ССРМ при участии представителей Союзного Центра. Однако конфликт только усугублялся, так как Кишинев отвергал идею федерализации республики, предпочитая решать проблему методами экономического и политического давления на ПМССР с целью ликвидации ее самостоятельности.

После проведения выборов в ВС ПМССР в его состав вошли все депутаты - представители рабочего движения региона: от Тирасполя - 18 человек; от Бендер - 13; от Рыбницы и Рыбницкого района - 8; от Дубоссар и Дубоссарского района - 6; от Григориополя и Григориопольского района - 5; от Каменского района - 3; от Слободзейского района - 12 [16]. Совместно с ОСТК они продолжили процесс по созданию органов исполнительной и законодательной власти ПМССР. Он был довольно трудный и долгий, продлившись с ноября 1990 г. по сентябрь 1992 г., неоднократно приостанавливался, а затем вновь возобновлялся. Перерывы были связанны с работой Согласительной комиссии по вопросам государственного устройства Молдавии, в ходе работы которой ВС ПМССР не раз, идя на уступки Кишиневу с целью поиска общего компромисса, накладывал мораторий на процесс формирования институтов исполнительной власти. Однако распад СССР 8 декабря 1991 г. обострил гражданское противостояние между Кишиневом и Тирасполем. В результате этого Приднестровье подверглось со стороны уже суверенной Республики Молдова экономической блокаде, а впоследствии и вооруженной агрессии весной-летом 1992 г. Вместе с тем Приднестровье до последнего дня существования Союза сохраняло надежду на понимание и поддержку со стороны Союзного центра, шло на любые уступки ради подписания договора об обновленном Союзе, который позволил бы сохранить Приднестровье в составе СССР при выходе из него Молдовы. ОСТК даже провел 17 марта 1991 г. на территории Приднестровья союзный референдум, в результате которого 97,9% населения проголосовали за сохранение Союза [17]. Следует отметить, что после ликвидации Союза ОСТК стали возлагать надежду на РФ в вопросе признания существования новой республики, несмотря на то что в большей мере выживание Приднестровья связывалось с собственными самостоятельными общественно-политическими действиями.

К числу проблем по формированию органов власти новой республики можно отнести «кадровый голод», связанный с тем, что именно ОСТК являлся «кузницей кадров» для органов управления республики; недостаточность политического опыта по государственному строительству у бывших рабочих, служащих, части интеллигенции. Однако, несмотря на все трудности, вполне объяснимые и характерные для периода процесса формирования и развития новых государств, ОСТК продолжал оставаться опорой, помощником и защитником государственных органов власти ПМР. Между ОСТК ПМССР (ПМР) и депутатами ВС ПМССР (ПМР) сохранялось понимание того,

47

что они делают общее дело, ведут справедливую борьбу, и сила их - в единстве. Так, в рамках общественно-политической деятельности члены ОСТК участвовали в заседаниях ВС ПМССР (ПМР), осуществляли контроль над деятельностью депутатов и принимали участие в обсуждении кандидатур на государственные посты [18]. Кроме того, при обсуждении социально-экономических и политических проблем ОСТК приглашал с отчетом о проделанной работе на свои заседания представителей государственной власти [19]. Депутаты от ОСТК постоянно информировали президиум и членов организации, как проходят сессии ВС ПМССР (ПМР). Вместе с тем ОСТК активно принимал участие не только в законодательном процессе, но и следил за процессом исполнения законов, опираясь при этом на помощь профсоюзов, СТК и первичных партийных организаций. Без участия ОСТК не был принят ни один закон в республике, касающийся проблем социально-экономического развития региона, в том числе и Основной закон* самопровозглашенной республики [20]. На заседаниях ОСТК неоднократно предлагал создать при нем комиссии по проведению политических и экономических реформ в помощь ВС ПМССР (ПМР). Для каждой из возникающих проблем в развитии республики ОСТК инициировал создание депутатских комиссий по их разрешению и всегда предлагал им конкретную помощь в работе [21]. В целом, проблемы общественно-политического и экономического развития республики ОСТК выносил на обсуждение трудовых коллективов. С целью оказания практической помощи институтам государственного управления в разрешении насущных проблем развития республики ОСТК были проведены конференции трудовых коллективов Приднестровья 16 февраля 1991 г. и 31 октября 1992 г., а также 25 мая 1991 г. - первый съезд рабочих организаций ПМССР [22].

Однако при анализе протоколов заседаний ОСТК нельзя не отметить тот факт, что самым важным вопросом для членов организации являлась проблема формирования эффективных институтов государственной власти. В период с 29 ноября 1990 г. по 8 сентября 1992 г. ОСТК и ВС ПМССР совместно провели ряд заседаний, где обсуждался данный вопрос. Соответственно, работа в данном направлении была продолжена на II (2 сентября и 30 ноября 1990 г.), III (20 января 1991 г.), IV (2 сентября 1991 г.) Чрезвычайных съездах народных депутатов всех уровней Приднестровья. В итоге на 6-м заседании ВС ПМССР от 5 марта 1991 г. формирование структур исполнительной и законодательной власти было закреплено законодательно Постановлением № 27 ВС ПМССР «Об утверждении структуры органов государственного управления ПМССР» [23]. В то же время на 7-м заседании V сессии ВС ПМССР от 12 марта 1991 г. был принят Закон «О Правительстве ПМССР», где окончательно была зафиксирована структура исполнительной власти [24]. Нельзя не отметить тот факт, что состав комиссий и комитетов двухпалатного ВС, а также управлений Правительства состоял из представителей ОСТК*, взявших на себя всю ответственность за обеспечение жизнедеятельности самоопределившейся республики [25].

Важно отметить, что завершающий этап формирования институтов государственности Приднестровья был связан с решениями XVIII-XX сессий ВС 10-22 октября 1991 г. о проведении 1 декабря 1991 г. выборов президента республики и референдума о независимости ПМР [26]. Выполнение этой задачи вновь было поручено ОСТК ПМССР. Это были заключительные референдум и выборы, инициированные и организованные ОСТК совместно с депутатами - членами ОСТК. Комиссию по проведению референдума возглавил водитель «Тираспольтранса», депутат ВС ПМР, член Президиума ОСТК А. П. Манойлов. Это была сложная, опасная и трудная работа, на которую мало кто давал согласие. На референдум выносился один вопрос: «Вы за независимость ПМР в политическом и экономическом Союзе Суверенных государств?». ОСТК, уже имея большой организационный и опыт агитационно-информационной работы, успешно провел выборы и референдум и на XXII сессии ВС от 3 декабря 1991 г. подвел итоги. Согласно Протоколу № 14 от 2 декабря 1991 г. ЦИК в референдуме приняли 78% избирателей, из которых 97% высказались «за» независимость республики («против» - 1,3%) [27]. В выборах президента принимали участие также 78% избирателей - из них 65,4% проголосовали «за» И. Н. Смирнова, 30,9% - «за» Г. С. Маракуцу и 1,5% - «за» Г. В. Благодарного [28]. Таким образом, президентом ПМР стал кандидат от ОСТК И. Н. Смирнов.

Следует отметить, что после проведения референдума и выборов 8 сентября 1992 г. произошла последняя реорганизация государственных структур власти согласно Постановлению

* С 2 сентября 1991 г. на XII сессии ВС ПМССР проходило обсуждение текста Конституции ПМССР, который был одобрен на IV чрезвычайном съезде 2 сентября 1991 г. и принят 10 сентября 1991 г.

* В. П. Воеводин, П. А. Заложков, В. М. Арестов, Г. Ф. Пологов, Н. Г. Чегурко В. Н. Яковлев, Н. И. Остапенко, А. П. Ма-нойлов, В. В. Когут, А. И. Мильман, А. З. Большаков, В. И. Емельянов, В. А. Загрядский, Н. А. Богданов, В. И. Кожу-харь, А. К. Белитченко, М. М. Малай, С. Ф. Покотило А. И. Большаков, А. Е. Сайдаков, М. В. Кириченко, Ф. А. Добров, В. А. Финагин, Ю. Н. Затыка, Г. С. Маракуца, А. П. Булычев, О. П. Запольский, В. Л. Боднар, С. И. Мороз, Б. Н. Акулов, А. Н. Ефанов.

№ 221 от ВС ПМР «О совершенствовании структуры государственного управления» от 8 сентября 1992 г. и Указу Президента ПМР № 190 «О статусе республиканских органов государственного управления ПМР» от 14 июля 1992 г. Последовательно, 9 июня 1992 г. было принято решение о переводе и окончательном укомплектовании комитетов и комиссий ВС ПМР на постоянную основу [29]. Вместе с тем необходимо отметить, что реорганизацией структуры органов законодательной власти занимались активные члены ОСТК - заместитель председателя ВС А. З. Волкова и председатель Комитета по вопросам законодательства, законности и правопорядка А. З. Большаков, которые 19 ноября 1992 г. представили на обсуждение новые составы комитетов и комиссий ВС ПМР [30]. Нельзя не отметить тот факт, что состав 10 комитетов и пяти комиссий ВС ПМР* на 90% состоял из членов ОСТК [31]. К этому следует добавить, что при Президиуме ВС ПМР 10 декабря 1992 г. был создан Отдел экономического анализа под руководством члена ОСТК Ю. М. Сафонова, а также продолжал действовать институт Государственного контроля под руководством остэковца А. П. Манойлова [32]. Наконец, в новой структуре законодательной власти появился, согласно Указу Президента ПМР от 12 декабря 1992 г., Политический консультативный совет. Его главной задачей было обсуждение наиболее важных политических вопросов с целью выработки по ним коллективного, а не единоличного решения. Несмотря на то что состав Совета менялся, его постоянными членами были представители ВС, Правительства, президентских структур, ОСТК, ЖЗК, Профцентра. Из членов ОСТК в него входили А. З. Волкова, В. М. Рыляков, В. Н. Яковлев, В. И. Емельянов, В. П. Воеводин, Бут, Атаманенко, Ю. Н. Затыка, В. Л. Боднар, Ф. А. Добров [33].

На основании вышеуказанных постановлений от 8 сентября 1992 г. ряд управлений в Правительстве был реорганизован в министерства, вследствие чего из 14 управлений семь стали министерствами [34]. Соответственно, в состав правительства входили президент (он же председатель правительства), вице-президент, заместитель председателя правительства, руководители министерств, республиканских комитетов, председатели исполкомов Советов. Для оперативности работы был создан Президиум правительства, а также при президенте для решения вопросов политического и государственного управления, экономики и права продолжал действовать Аппарат Государственного секретаря [35] .

В итоге становление в 1990-1992 гг. государственности в Приднестровском регионе Молдавии самым тесным образом было связано с деятельностью рабочей организации ОСТК. В результате этой деятельности, выраженной в организации и проведении выборов, референдумов, съездов, в формировании и осуществлении контроля над работой первых институтов государственности, участии в разработке законодательной базы республики, удалось преодолеть сложный период создания и становления органов государственной власти и управления в Приднестровье. В сферу деятельности ОСТК вошли практически все вопросы социально-экономического и политического развития республики. ОСТК стал «кузницей кадров» для Приднестровского государства. На протяжении 1990-1992 гг. представители ОСТК и депутаты-члены ОСТК приобретали политический опыт строительства и управления государством. Они взяли на себя ответственность в отстаивании интересов народа Приднестровья, до конца борясь за сохранение союзного государства и до последнего пытаясь найти компромисс с республикой Молдовой по вопросу федерализации. Именно ОСТК ПМССР (ПМР) стал главной опорой государственной власти Приднестровья, всегда максимально эффективно и решительно действуя в экстренных ситуациях и осуществляя необходимую общественно-политическую работу по созданию и дальнейшему развитию нового государственного образования - Приднестровской Молдавской Республики.

Примечания

1. Советская Молдавия. 1989. 31 марта. С. 1.

2. Волкова А. З. Референдумы в Приднестровской Молдавской Республике (1989-2006 гг.). Тирасполь, 2006. С. 79.

3. Центральный государственный архив ПМР (ЦГА ПМР). Ф. 1059. Оп. 1. Д. 38. Л. 60-61. Д. 39. Л. 47-50; Непризнанная республика. Очерки. Документы. Хроника. Т. 2. Документы государственных органов Приднестровья / отв. ред. и сост. В. Ф. Грызлов. М., 1997. С. 175-179; Днестровская правда. 1990. 11 сент. С. 1; Днестровская правда. 1990. 20 сент. С. 1; Трудовой Тирасполь. 1990. 19 сент. С. 1; Начало: сб. воспоминаний / сост. А. З. Волкова. Тирасполь, 2010. С. 184.

* В. М. Рыляков, А. К. Белитченко, О. П. Запольский, М. Ф. Кириченко, С. И. Мороз, О. В. Орлов, Ю. М. Левицкий, В. И. Харченко, А. И. Большаков, А. Н. Морозов, В. Я. Поташев, П. А. Заложков, В. П. Воеводин, В. И. Емельянов, В. Д. Ефимец, А. В. Саламандык, И. И. Цынник, В. А. Бабой, А. З. Большаков, В. И. Емельянов, В. Н. Яковлев, В. В. Ко-гут, В. А. Финагин, В. И. Карамануца, В. Ф. Шереметенко, Ю. М. Затыка

4. ЦГА ПМР. Ф. 107. Оп. 1. Д. 2642. Л. 123; ЦГА ПМР. Ф. 1059. Оп. 1. Д. 79. Л. 47-49; Днестровская правда. 1990. 27 февр., 2 марта, 17 апр.

5. ЦГА ПМР. Ф. 1059. Оп. 1. Д. 4. Л. 80.

6. Архив Верховного Совета ПМР (Архив ВС ПМР). Оп. 1. Д. 1. Л. 1-2.

7. ЦГА ПМР. Ф. 1059. Оп. 1. Д. 82. Л. 38-39.

8. Архив Общественно-политических объединений Республики Молдова (АОСПРМ). Ф. 51. Оп. 73. Д. 162. Л. 16.

9. Архив ВС ПМР. Оп. 1. Д. 3. Л. 25.

10. Там же. Д. 2. Л. 55-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Материалы I и II съездов депутатов всех уровней Приднестровья: массово-политическое издание / под ред. А. З. Волковой. Тирасполь, 2010. С. 63-64; Архив ВС ПМР. Оп. 1. Д. 2. Л. 15.

12. Материалы I и II съездов депутатов всех уровней Приднестровья: массово-политическое издание / под ред. А. З. Волковой. Тирасполь, 2010. С. 59-62.

13. Волкова А. З. Временный Верховный Совет ПМССР (сентябрь - ноябрь 1990 года). Тирасполь, 2007. С. 7-8.

14. Там же. С. 21-22.

15. Днестровская правда. 1990. 14 окт. С. 1-2.

16. Днестровская правда. 1990. 29 ноября. С. 2.

17. АОСПРМ. Ф. 51. Оп. 73. Д. 191. Л. 5.

18. ЦГА ПМР. Ф. 1059. Оп. 1. Д. 94. Л. 14-16.

19. Там же. Л. 25-27.

20. Архив ВС ПМР. Оп. 1. Д. 15. Л. 113; Днестровская правда. 1992. 23 янв. С. 1-2.

21. ЦГА ПМР. Ф. 1059. Оп. 1. Д. 84. Л. 64.

22. ЦГА ПМР. Ф. 1059. Оп. 1. Д. 44. Л. 2, Д. 45. Л. 2-3; Трудовой Тирасполь. 1992. 11-18 ноября. С. 2.

23. Архив ВС ПМР. Оп. 1. Д. 14. Л. 57-58, 63.

24. Там же. Л. 77, 81.

25. Там же. Д. 5. Л. 10-12, 23-26; Д. 14. Л. 58-59.

26. Там же. Д. 16. Л. 4, 48.

27. ЦГА ПМР. Ф. 1059. Оп. 1. Д. 16. Л. 149, 151.

28. Там же. Л. 153.

29. Архив ВС ПМР. Оп. 1. Д. 29. Л. 97.

30. Там же. Л. 178-180.

31. Там же. Д. 28. Т. 6. Л. 120, 122-124.

32. Там же. Д. 29. Л. 200.

33. Там же. Л. 186.

34. Там же. Д. 28. Т. 6. Л. 120-124.

35. История государственных учреждений: высшие и центральные органы власти и управления Приднестровской Молдавской республики. 1990-2010 годы / отв. ред. З. Г. Тодорашко. Тирасполь, 2010. С. 210.

Notes

1. Sovetskaya Moldavia. 1989. March 31. p. 1.

2. Volkova A. Z. Referendumi v Pridnestrovskoi Moldavskoi Respublike (1989-2006 gg. ) [Referendums in the Pridnestrovian Moldavian Republic (1989 - 2006 years. )]. Tiraspol, 2006. P. 79.

3. Centralnii gosudarstvenii archive PMR (CGA PMR) [Central State Archive of the PMR (CSA PMR)]. F. 1059. Op. 1. File 38. Sh. 60-61, File 39. Sh. 47-50; Nepriznanaia respublika. Ocherki. Dokumenti. Xronika. T. 2. Dokumenti gosudarstvennix organov vlasti Pridnestrovia [] / Otv. red. i sostavitel V. F. Grizlov. M. , 1997. P. 175-179; Dnestrovskaja Pravda [Dniester true]. 1990. September 11. p. 1; Dnestrovskaja Pravda [Dniester true]. 1990. September 20. p. 1; Trudovoi Tirashjl [Labor Tiraspol]. 1990. September 19. p. 1; Nachalo: Sb. vospominanii [Home: Coll. memories]. / Sost. A. Z. Volkova. Tiraspol, 2010. P. 184.

4. Centralnii gosudarstvenii archive PMR (CGA PMR) [Central State Archive of the PMR (CSA PMR)]. F. 107. Op. 1. File 2642. Sh. 123; CGA PMR(CSA PMR). F. 1059. Op. 1. File 79. Sh. 47-49; Dnestrovskaja Pravda [Dniester true]. 1990. February 27, March 2, April 17.

5. CGA PMR(CSA PMR). F. 1059. Op. 1. File 4. Sh. 80.

6. Archiv Verchovnogo Soveta PMR [Archives of the Supreme Soviet of the PMR]. Op. 1. File 1. Sh. 1-2.

7. CGA PMR(CSA PMR). F. 1059. Op. 1. File 82. Sh. 38-39.

8. Archive of Socio-Political Organizations of the Republic of Moldova (AOSPRM). F. 51. Op. 73. File 162. Sh. 16.

9. Archiv Verchovnogo Soveta PMR [Archives of the Supreme Soviet of the PMR]. Op. 1. File 3. Sh. 25.

10. Ibid. File 2. Sh. 55-58.

11. Material I i II sezda deputatov vsech urovnei Pridnestrovia [Articles I and II congresses of deputies of all levels of Pridnestrovie: mass political publication] / Pod red. A. Z. Volkovoi [Ed. A. Z. Volkovoy]. Tiraspol [Tiraspol], 2010. P. 63-64; Archiv Verchovnogo Soveta PMR [Archives of the Supreme Soviet of the PMR]. Op. 1. File 2. Sh. 15.

12. Material I i II sezda deputatov vsech urovnei Pridnestrovia [Articles I and II congresses of deputies of all levels of Pridnestrovie: mass political publication] / Pod red. A. Z. Volkovoi [Ed. A. Z. Volkovoy]. Tiraspol, 2010. P. 59-62.

13. Volkova A. Z. Vremennii Verchovnii Sovet PMSSR (sentyabr-noyabr 1990 g. ) [Interim Supreme Council PMSSR (September - November 1990)]. ^raspo! 2007. P. 7-8.

14. Ibid. P. 21-22.

15. Dnestrovskaja Pravda [Dniester true]. 1990. October 14. p. 1-2.

16. Dnestrovskaja Pravda [Dniester true]. 1990. November 29. p. 2.

17. AOSPRM). F. 51. Op. 73. File 191. Sh. 5.

18. CGA PMR(CSA PMR). F. 1059. Op. 1. File 94. Sh. 14-16.

19. Ibid. Sh. 25-27.

20. Archiv Verchovnogo Soveta PMR [Archives of the Supreme Soviet of the PMR]. Op. 1. File 15. Sh. 113; Dnestrovskaja Pravda [Dniester true]. 1992. January 23. p. 1-2.

21. CGA PMR(CSA PMR). F. 1059. Op. 1. File 84. Sh. 64.

22. CGA PMR(CSA PMR). F. 1059. Op. 1. File 44. Sh. 2, File 45. Sh. 2-3; Trudovoi Tirashjl [Labor Tiraspol]. 1992. November 11-18. p. 2.

23. Archiv Verchovnogo Soveta PMR [Archives of the Supreme Soviet of the PMR]. Op. 1. File 14. Sh. 57-58, 63.

24. Ibid. Sh. 77-81.

25. Ibid. File 5. Sh. 10-12, 23-26; File 14. Sh. 58-59.

26. Ibid. File 16. Sh. 4, 48.

27. CGA PMR(CSA PMR). F. 1059. Op. 1. File 16. Sh. 149, 151.

28. Ibid. Sh. 153.

29. Archiv Verchovnogo Soveta PMR [Archives of the Supreme Soviet of the PMR]. Op. 1. File 29. Sh. 97.

30. Ibid. Sh. 178-180.

31. Ibid. File 28. T. 6. Sh. 120, 122-124.

32. Ibid. File 29. Sh. 200.

33. Ibid. Sh. 186.

34. Ibid. File 28. T. 6. Sh. 120-124.

35. The history of public institutions: the higher and central bodies of power and administration of the Prid-nestrovian Moldavian Republic. 1990-2010 years. / The State Service for Document and Records Management PMR. Ans. Ed. Z. G. Todorashko. Tiraspol, 2010. P. 210.

УДК 391(470.342)"17-20 вв."

И. Ю. Трушкова

Экономика восточно-поморского города Лальска: вопросы этноархеологического изучения

В статье анализируются вещественные комплексы из археологических и этнографических коллекций города (поселка) Лальска и его округи. Данные естественных наук и письменных источников дополняют этноархеологическую картину функционирования производственных технологий и торговли в данной местности. Это делает полнее характеристику системы жизнеобеспечения восточно-поморского населения в XVII-XVIII вв.

The article analyzes the material complexes, their archaeological and ethnographic collections of the city (village) Lalsk and its surroundings. The data of natural science and written sources complement ethnoarcheological picture of the industrial technology's functioning and trade in the area. It makes more fully the characteristics of the life-support system of the East-Pomorye population in XVII-XVIII centuries.

Ключевые слова: этноархеологические исследования, Поморье, гончарное, кузнечное и другие производства, обычная, чернолощеная и поливная керамика, изразцы, кузнечные изделия, промежуточная торговля с Архангельском, Сибирью, Китаем.

Keywords: ethnoarcheological researches, Pomorye, pottery, blacksmithing and other industries, "izrazets"/plains, black-glazed and glazed ceramics, tiles, forging products, interim trade from Archangelsk, Siberia, China.

В современный период актуализируются идеи пограничных исследований, на грани различных наук, среди которых - сотрудничество в исследовательском поле двух «экспедиционных историй» - археологии и этнографии. Для Вятского региона применение этноархеологических методов и подходов представляется особо востребованным, в том числе и благодаря длительному существованию крестьянской эпохи.

У данного сотрудничества наук не только на Вятке, но и в Приуралье в целом традиции оформились еще с конца XIX - начала XX в. при взаимном дополнении источников при реконст-

© Трушкова И. Ю., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.