ФИЛОЛОГИЯ ——=— -
А.И. САЛОВ
аспирант кафедры русской литературы XX-XXI вв. и истории зарубежной литературы Орловского государственного университета E-mail: kitap_as@mail.ru Тел. 8 909 237 86 36
ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЩЕНИЯ ДЖОНА АПДАЙКА К ТЕМЕ ТЕРРОРИЗМА
В статье рассматриваются художественные предпосылки обращения Джона Апдайка к теме терроризма. Отмечается преемственность в реализации писателем его ведущих тем в изображении личности, анализируется логика трансформации этих аспектов творчества и принципы их воплощения в новом для Апдайка тематическом контексте - человек в условиях терроризма.
Ключевые слова: литературный герой, тема, преемственность, автобиографизм, семья и взаимоотношения полов, отцы и дети, одиночество и отчужденность человека, жизнь и смерть, вера и религия, фанатизм, терроризм.
Прозаическое наследие Джона Апдайка, признанного классика американской словесности XX века, отличает преемственность в реализации устоявшегося круга тем, их тесная и глубокая взаимосвязь. Тема терроризма в художественном мире писателя выглядит, на первый взгляд, неожиданной. Однако при ближайшем рассмотрении ее присутствие в общем контексте идейных поисков Апдайка представляется вполне закономерным: если не в момент возникновения темы терроризма в романе «Переворот» (The Coup, 1978), то на этапе ее углубления и детализация в эссе «11 сентября 2001 года» (September 11, 2001), рассказе «Многообразие религиозного опыта» (Varieties of Religious Experience, 2002) и романе «Террорист» (Terrorist, 2006).
Какие факторы определили внимание Апдайка к терроризму? Абсолютно ли нов при разработке этой темы подход писателя к изображению героя? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо проанализировать, какие акценты расставляет Апдайк в аспекте темы личности, каковы общие характеристики апдайковских персонажей, исследовать основную проблематику творчества писателя, нашедшую отражение и в произведениях, затрагивающих тему терроризма.
Для Апдайка характерна устремленность к вечным темам: семья и взаимоотношения полов; одиночество и отчужденность человека; жизнь и смерть; вера и религия. Темы семьи и любви подробно реализуется писателем, в частности, в тетралогии о Кролике, романах «Кентавр» (The Centaur, 1963), «Ферма» (Of the Farm, 1965), «Супружеские пары» (Couples, 1968); «Давай поженимся» (Marry Me, 1977); «Россказни Роджера» (Roger's Version, 1986). В рамках темы семьи Апдайк отражает кризис института брака, утрату традиционных семей-
ных ценностей, разрыв преемственности между поколениями, проблемы взаимоотношений мужчин и женщин, отцов и детей.
В романах писателя нет по-настоящему счастливых семей. Между супругами возникают постоянные трения (Джордж и Хэсси Колдуэлл в «Кентавре), они обоюдно изменяют друг другу (Г арри и Дженис Энгстром в тетралогии о Кролике; Роджер и Эстер Ламберт в «Россказнях Роджера»). Союзы распадаются, заключаются новые: во втором браке состоит Роджер Ламберт, а также Джой Роббинсон из романа «Ферма». Отцы на время или навсегда уходят из семьи: раз за разом оставляет свою жену и сына Нельсона Гарри Энгстром («Кролик, беги»); без отца растет герой романа «Бразилия» (Brazil, 1994) Тристан. Все это накладывает серьезный отпечаток на взаимоотношения родителей и детей, разрушает их или превращает в формальность.
Между представителями разных поколений одной семьи постоянно увеличивается пропасть: эмоциональная, географическая. Джой Роббинсон («Ферма») приезжает с новой женой и ее сыном Ричардом на ферму к матери, где он долго не был, отделываясь дорогими безделушками в качестве подарков на праздники. При этом в Канаде живут и не видят его самого трое маленьких детей от первого брака. Так на фоне неурядиц в мире взрослых остро проявляется трагедия подрастающего поколения. В романе она сконцентрирована в образе маленького Ричарда, который то и дело шутит над самим собой, «пробуя избавляться от недетской серьезности, навязанной ему годами безотцовщины» [5, с. 762].
В разрыве между поколениями Апдайк прослеживает четкую преемственность: Роджер Ламберт не находит общий язык со своим двенадцатилетним
© А.И. Салов
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
сыном Ричи, и причина этого, очевидно, кроется в его собственном отце, который, как признается герой, «бросил мою мать и меня, менял одно место работы на другое, <...> понимание дружеской беседы сводилось [у отца - А.С.] к пересказу очередного скабрезного анекдота.» [3, с. 21]. Насилие в романах Апдайка, как справедливо замечает М. Банерджи, редко выражается в открытой физической форме [11, с. 15]. Гораздо чаще оно проявляется и травмирует личность на эмоциональном, духовном уровнях. Так, отсутствие должного взаимопонимания в кругу родных развивает боязнь ответственности у Гарри Энгстрома; страх перед конфликтами, постоянное самоедство - у Джоя Роббинсона; замкнутость и болезненное восприятие собственной персоны - у Питера Колдуэлла.
Разлад в отдельно взятых семьях сказывается и на разрыве социальных связей. Между директором богадельни Коннером («Ярмарка в богадельне» / The Poorhouse Fair, 1959) и его верным молодым помощником Бадди существует важнейшее различие: «механическое» поколение Бадди «так и не научилось смеяться, поколение Коннера - последнее, владеющее этим искусством» [6, с. 110].
Другая важнейшая тема в творчестве Апдайка -отношение человека к жизни и смерти - решается, как правило, на уровне противоречий между внешним укладом существования и внутренним состоянием героев. К этой теме писатель приходит уже в дебютном романе «Ярмарка в богадельне». Его герои, престарелые люди, неспособные ухаживать за собой самостоятельно, как никто другой заинтересованы в благах цивилизации, которые предположительно сделают их счастливыми. Однако, как замечает Н. Абиева, «этого совсем не достаточно: накормленные, живущие в чистоте и покое, старые люди безмерно страдают от страха близкой смерти» [1, с. 908].
Когда речь заходит об основных темах творчества Апдайка, некоторые американские литературоведы склонны полагать, что это «триумвират великих секретов» (подробнее об этом: Hunt, George W. John Updike and Three Great Secret Things. -Grand Rapids, Eerdmans, 1980 - 232p.). Этот триумвират составляют секс, религия и искусство. Апдайк, как подчеркивают многие западные исследователи (Р. Детвайлер, Д. Дж. Грайнер, Г.В. Хант, Дж. Ньюман и др.), традиционен в акцентах на «эротике, боли и скрытой борьбе» - все это переплетается в его творчестве «с жестким реализмом повседневной жизни» [9, с. 30]. Разумеется, эротические мотивы, характерные для большинства произведений Апдайка (тетралогия о Кролике, «Давай поженимся», «Россказни Роджера», «Бразилия»,
«Деревни» (Villages, 2004), не составляют все их содержание.
По поводу второй составляющей апдайков-ского «триумвирата» А. Аствацатуров замечает: «Стержнем, централизующей силой, сводящей все нюансы мировидения Джона Апдайка в единое целое, является религиозное чувство. Христианская вера, протестантская в своем основании, явственно ощущается в его текстах, причем во всех без исключения» [7, с. 6]. Но наиболее важной представляется мысль Апдайка о том, что в недрах религиозных доктрин может крыться обман. В романе «Кентавр» Венера, богохульствуя перед Хироном, срывая маски с богов, давая им уничижительные, «людские» характеристики («Синий чулок, болтливая сорока, грязная карга, от которой воняет самогонкой, разбойник с большой дороги...» [2, с. 505]), отражает острый тезис Апдайка: у красивых мифов бывает неприятная изнанка.
Наметив проблему не подкрепленной разумом веры еще в «Кентавре», Апдайк возвращается к ней неоднократно. Вот пример рассуждений из романа «Россказни Роджера»: «Недавняя история и, если уж на то пошло, сегодняшние фюреры и аятоллы, говорят, что <.> дьявол там, где нет места сомнению. Дьявол - то, что толкает людей строить лагеря смерти и кидать бомбы, взрываясь вместе с ними. Сомнение придает еде особый привкус, но убивает вера, слепая вера» [3, с. 99].
Так же, как и внимание к теме религии, представления Апдайка о подлинной индивидуальности во многом определились еще в раннем творчестве. В рассказе «Завтра, завтра, завтра и так далее» (Tomorrow and Tomorrow So Forth, 1955) учитель литературы Марк Проссер размышляет об эволюции Шекспира. По его мнению, мрачность центральных шекспировских трагедий сменяется оптимизмом более поздних пьес. Рассуждая о великом драматурге, апдайковский герой имеет в виду и себя самого, и личность вообще. Путь, который проделал Шекспир, от трагического осознания безразличия мира к человеческим чаяниям до принятия жизни должен, по мнению Апдайка, пройти каждый. Это подтверждают судьбы многих героев писателя (Питера и Джорджа Колдуэллов в «Кентавре»; Гарри Энгстрома в тетралогии о Кролике; Тристана в «Бразилии»), поступательная трансформация их мировоззрения и умудренный взгляд на действительность, завоеванный в сложных взаимоотношениях с миром и с самим собой.
«Личность в процессе постоянного преображения» [18, с. 176], - так определил наиболее привлекательную для читателей художественную доминанту в прозе Апдайка литературовед Эдвард
Шэй
ФИЛОЛОГИЯ
П. Варго. В одном из своих последних интервью эту мысль развивает сам Апдайк: «Писателя должны, прежде всего, интересовать не крупные политические кризисы, а маленький мирок, копошащийся в недрах Большого Города, мир экзистенциальных микрокризисов. Мои книги рассказывают о частных жизнях, и мой стиль представляет собой <.. .> попытку передать краски и частности обыденной жизни.» [10].
Индивидуальность нередко возводится Апдайком «к архетипической фигуре библейского Адама, первого человека, пережившего грехопадение» [13, с. 13]. Многие персонажи писателя заново проживают судьбу Адама, при этом некоторые занимают промежуточную позицию, не найдя сил преодолеть собственную греховность: это ситуация Гарри Энгстрома, Джоя Роббинсона, Роджера Ламберта и других.
Апдайк, начиная с первых романов, определяет для себя один из важнейших творческих ориентиров, сформулированный позднее в эссеистике: «Человеческая история буквально забита миллиардами сознаний, и каждое в отдельности - центр вселенной» [17, с. 40]. Следуя этому принципу на протяжении всего творчества, писатель создает многогранную картину жизни «среднего американца» и мироощущение своего поколения, что и дает основания исследователям называть его «чутким барометром американского темперамента» [8, с. 20]. Для Апдайка герои - прежде всего, жертвы времени, несущие на себе также бремя семейных проблем, внутренней дисгармонии, хотя писатель и не снимает с них ответственности за шаткость этических понятий.
Важной характеристикой творчества Апдайка является внимание к историческим фактам, размышлениям о принципах и движущих механизмах мироустройства. В одном из многочисленных эссе, ставя вопрос об актуальности собственной прозы, писатель заметил: «В моих книгах о повседневных занятиях самых обычных людей гораздо больше соотнесенности с современной историей, чем в учебниках и специальных исследованиях по данному предмету» [16, с. 501]. Поэтому нельзя не согласиться с Д. Дж. Грайнером, который считает, что социально ориентированная художественная проза Апдайка является «метафорой Америки середины века» [12, с. 192]. История в художественном мире Апдайка - катализатор социокультурных процессов, импульс, позволяющий углубить традиционную проблематику творчества писателя, заглянуть в будущее страны. Так, в романе «Ферма» находим примечательный диалог героев, поднимающий в середине шестидесятых годов XX века проблему
перенаселенности земли, ставшую особенно актуальной в США к концу прошлого столетия: «К две тысячи сотому году, - сказал Ричард, - на каждого человека будет приходиться около квадратного ярда земли, считая пустыни и горы. - Знаю, сказала мать, и я внутренне шарахнулся от фанатизма, который зазвенел в ее голосе. - Я вижу, как это надвигается. Это видно даже в Олтоне - там люди уже стараются стать поугловатей, чтобы легче было втиснуться в свой жалкий квадратный ярд. А ведь человеку положено быть круглым» [5, с. 814].
Исследователи Элис и Кеннет Хэмильтоны, анализируя «реальный подтекст» творчества Апдайка, отмечают, в том числе, что автобиографический материал, часто воспроизведенный писателем до мельчайших деталей, не порабощает художественную мысль. То есть, Апдайк «изображает ситуации с позиции писателя, а не просто торгует сплетнями о себе, своих друзьях и родственниках» [13, с. 51]. В то же время нельзя отрицать существенную роль, которую играет автобиографизм в творчестве Апдайка. В этом отношении заслуживает внимания раздел First Person Singular («От первого лица») в книге эссеистики Апдайка Assorted Prose («Избранная проза», 1965). Факты, почерпнутые из этого раздела, помогают «заземлить» многие эпизоды романов и рассказов, определить их «историю» и «географию», жизненные прототипы. Так, воспоминания Апдайка об отце-учителе отсылают к герою его романа «Кентавр» Джорджу Колдуэллу, а информация о богадельне, располагавшейся недалеко от дома Апдайков в Шиллингтоне, - к выбору места действия «Ярмарки в богадельне».
Перечисленные акценты и принципы творческого подхода Джона Апдайка нашли воплощение в его романах «Переворот» и «Террорист», рассказе «Многообразие религиозного опыта» и эссе «11 сентября 2001 года», были по-новому интерпретированы в них в контексте разрабатываемой писателем темы терроризма.
Продолжая художественно осмысливать кризис института брака, утрату традиционных семейных ценностей и преемственной связи между поколениями, Апдайк вновь создает героев, изменяющих своим супругам (Джек Леви в «Террористе»); растущих без отцов, которые бросили своих женщин и детей (судьбы Хакима Эллелу в «Перевороте» и Ахмада Ашмави в «Террористе»). Традиционно у Апдайка разлад внутри семьи определяет многие жизненные неурядицы или душевные кризисы героев. Хаким Эллелу («Переворот»), не знавший родительской заботы, в свою очередь проявляет себя плохим семьянином и отцом; Ахмада Ашмави терзает болезненное восприятие собственной лич-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
ности, Джека Леви - неотступный страх смерти (еще одна ведущая тема Апдайка). Симптоматично, что мысли о бренности существования посещают не только пожилого школьного наставника, но и юного Ахмада: условия терроризма, в которых они существуют, накладывают отпечаток на мировоззрение вне зависимости от жизненного опыта.
Семейные конфликты, в свою очередь, предопределяют сложность в социальных взаимоотношениях героев, кризис доверия младшего поколения к старшему. Поэтому в романе «Террорист» так долго ищет путь к сердцу восемнадцатилетнего Ахмада Джек Леви, перешагнувший шестидесятилетний рубеж. Герои Апдайка нередко чувствуют себя изгоями и в среде сверстников, особенно остро это проявляется как раз в ситуации Ахмада: цвет кожи этого мальчика, его трогательное отношение к исламу подчас становятся причиной конфликта, вызывают у одноклассников недоумение или насмешки. Это логично приводит Апдайка к другой существенной проблеме, затронутой им уже в ранних романах, - одиночеству и отчужденности личности, ее попыткам найти себя и обрести внутреннюю гармонию вне искренних человеческих взаимоотношений. При этом героями нередко овладевают навязчивые идеи, что для Хакима Эллелу и Ахмада Ашмави оборачивается уходом в религиозный фанатизм и подталкивает к терроризму.
Апдайк воспринимает любовь как важнейшую основу родственных отношений (подробнее об этом: Мулярчик, А. Послевоенные американские романисты. М.: Худож. лит., 1980. С. 230). Это чувство в его романах становится «решающим фактором, удерживающим семьи от окончательного распада» [14, с. 186]. Такой нравственный ориентир писателя объясняет, почему герой-повествователь «Переворота» Хаким Эллелу, имеющий нескольких жен и поначалу весьма неразборчивый в сексуальных связях, оказывается не лишенным преданности и получает в награду за все испытания и страдания скромное семейное счастье с одной из своих избранниц. По этой же причине герой рассказа «Многообразие религиозного опыта» Дэн Кэллог после терактов 11 сентября 2001 года находит в себе силы пересмотреть взгляды на жизнь и обрести, таким образом, утраченную близость с дочерью и внучками. Наконец, именно любовью объясняется потребность в материнской ласке, которую невольно испытывает Ахмад Ашмави во время подготовки к теракту, хотя в другое, «мирное» время его отношения с матерью были далеки от доверительных.
Внимание Апдайка к интимным отношениям героев - едва ли не единственной области, в которой они могут почувствовать себя по-настоящему
свободными, - всегда позволяло писателю углублять другие идейные аспекты. Эта тенденция сохраняется в романе «Террорист», где общая атмосфера - предощущение зарождающейся катастрофы - оказывается закодированной в имени матери Ахмада - Тереза. Джек Леви, ставший с течением времени ее любовником, замечает: «Она была дикаркой, вне правил. Терри-бля. Священный Терр-ор» [4, с. 171].
В рамках одной из главных тем апдайковской прозы - темы веры и религии - обращение писателя к терроризму потребовало внимания и к мусульманской культуре: в «Перевороте», «Многообразии религиозного опыта», «Террористе» Апдайк активно цитирует священный Коран и подчеркивает особое мировоззрение героев, исповедующих ислам. Впервые наметив в «Кентавре» проблему не подкрепленной разумом веры, писатель в указанных произведениях демонстрирует, что грань между осмысленной религиозностью и фанатизмом может оказаться очень тонкой, если личность морально неустойчива, если герой ищет в области ярких метафор то, чего он лишен в реальности. Таким образом, проблема перехода от религиозности к фанатизму становится в романах «Переворот» и «Террорист» сюжетообразующей.
Многие персонажи Апдайка, как было указано ранее, заново проживают судьбу Адама и занимают промежуточную позицию в жизни, оказываясь не в состоянии преодолеть собственную греховную природу. В «Перевороте» и «Террористе» писатель впервые создает героев (Хаким Эллелу и Ахмад Ашмави), которые идут до конца, следуя путем искупления и смирения. Однако и те, и другие «в определенный момент ощущают отпадение от Бога, утрату связи с Абсолютом» [7, с. 6]. Даже при попытке глубокого обращения к возвышенным и непреходящим ценностям (в частности, религии) апдайковский герой оказывается заложником мирских желаний. Это иллюстрирует ситуация Ахмада Ашмави. Его фанатичную преданность императивам ислама, по справедливому замечанию Дж. Рэбана, корыстно используют террористы, преследующие приземленные цели обогащения [15, с. 10]. Но трагическое осознание безразличия мира и окружающей лжи не мешает Ахмаду принять их в конечном итоге как трудно преодолимую данность и глубже заглянуть внутрь себя в попытке обрести гармонию с обществом. Уместно предположить, что Апдайк в данном случае руководствуется желанием подкрепить важный тезис, озвученный еще в раннем рассказе «Завтра, завтра, завтра и так далее»: принятие жизни как итог нравственного взросления. Возможно, это решающий фактор, определяющий оптимистичный финал всех без исключения
шэй
ФИЛОЛОГИЯ
произведений писателя, в которых поднимается тема терроризма.
В романе «Кентавр», одном из главных произведений Апдайка, ведущее место отводилось стоическим поискам подлинных ценностей во времена нарастающей духовно-нравственной апатии, обретению героями смысла собственной жизни, скованной комплексами и неуверенностью, во многом стереотипной, но все равно уникальной и поэтому драгоценной. Эти мотивы нашли частичное отражение и в анализируемых произведениях Апдайка: жажда обретения внутренней гармонии, цельности, поиск путей, способных внести перелом в общее однообразное, безвольное существование отличают, в частности, Хакима Эллелу («Переворот») и Ахмада Ашмави («Террорист»). Однако в случае этих героев жажда действий оборачивается активной конфронтацией с миром и приобретает опасные формы (религиозный фанатизм, терроризм). В таком художественном обрамлении новое, углубленное прочтение получает трагедия будничного существования обычного человека, которая, по словам Апдайка, уже в начале творческой карьеры выросла у него «в ведущую тему творчества» [цит. по: 8, с. 20].
Особое значение приобретает традиционное внимание писателя к историческому фону и автобиографическому материалу в художественном тексте. Неудивительно, что предпринятое Апдайком в 1973 году путешествие в Африку - страну с незнакомой культурой и «серьезным потенциалом к открытому проявлению насилия» - дает творческий импульс к созданию «Переворота» (подробнее об этом: Detweiler, Robert. John Updike / Robert Detweiler. -Boston: Twayne, 1984 - P. 5-6). Характерно также, что события 11 сентября 2001 года, свидетелем которых довелось стать Апдайку, послужили для него стимулом к созданию произведений, составивших в итоге канон размышлений на тему терроризма (эссе «11 сентября 2001 года», рассказ «Многообразие религиозного опыта» и роман «Террорист»). Теракты 9/11 стали отправной точкой рассуждений об ответственности за массовое насилие, которая лежит, в том числе, и на самих США; тернистом пути молодого поколения страны, представленном в образах Ахмада Ашмави и его одноклассников («Террорист»); о будущем американской нации.
Таким образом, идейно-тематический план, подход к изображению героя, особенностей его характера, личностных проблем и устремлений, ведущие творческие принципы Джона Апдайка в произведениях, затрагивающих тему терроризма, остаются во многом традиционными. Новыми при этом оказываются, в первую очередь, условия, в
которые помещается герой. В качестве же основных предпосылок, способствовавших частичному обращению писателя к терроризму («Переворот») и полноценному возвращению к этой теме после трагедии 9/11 (малая проза, «Террорист»), можно выделить следующие:
- активное использование писателем автобиографического материала: впечатления от посещения Африки в 1973 году во многом подтолкнули Апдайка к идее романа «Переворот» и потребовали, соответственно, углубленного изучения Корана и проблемы религиозного экстремизма; наблюдение терактов 9/11, невольным свидетелем которых оказался писатель, и сделанные им выводы легли в основу эссе «11 сентября 2001 года», частично воплотились в рассказе «Многообразие религиозного опыта» и романе «Террорист»;
- пристальное внимание Апдайка к вопросам веры, ее возможным проявлениям (вплоть до крайней формы - фанатизма); обращение писателя к священным религиозным текстам (Библии и Корану), которое транслируется не столько в рамках диалога культур, сколько провозглашает оппозицию, в которую встают по отношению к Америке апдайковские герои-мусульмане (Хаким Эллелу в «Перевороте», Ахмад Ашмави в «Террористе»);
- последовательное, тщательное рассмотрение писателем социокультурных процессов в современном американском обществе. Это кризис института семьи; утрата преемственности между поколениями; социальная разобщенность; одиночество и отчужденность личности, тщетные попытки преодоления эмоциональной апатии или духовного кризиса посредством неполноценных суррогатов счастья (беспорядочный секс, бегство от проблем, фанатичная вера); культ потребления и невзыскательных удовольствий; снижение культурных запросов при растущем влиянии телевидения, Интернета. Насыщение художественного пространства особыми условиями терроризма помогает Апдайку наиболее остро высветить перечисленные проблемы;
- отражение писателем важных исторических процессов, накладывающих отпечаток на индивидуальное сознание и общественное устройство. Для Апдайка реальная история никогда не становится доминантой повествования. Она преобразуется в отдельные факты и свидетельства, определяющие пространственно-временной контур произведений и привносящие новое звучание в реализацию традиционных тем. Теракты 11 сентября 2001 года -импульс, позволивший писателю рассмотреть под новым углом зрения, художественно дополнить и укрупнить копившиеся годами и наиболее суще-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
ственные в его представлении проблемы рядового американца и всей нации;
- внимание писателя к молодым героям, одержимым разного рода навязчивыми идеями. При этом прослеживается тенденция от попыток ненасильственного сопротивления среде (герой «Кентавра» Питер Колдуэлл мечтает вырваться из провинциального захолустья; Гарри Энгстром из романа «Кролик, беги» - сбежать от семейных неурядиц и ответственности; Дейл Колер в «Россказнях
Роджера» - утвердиться в глазах университетской элиты, с помощью компьютера доказывая существование Бога) к открытой конфронтации героя с обществом (Хаким Эллелу в «Перевороте» стремится очиститься от негативного западного влияния через террор; Ахмад Ашмави в «Террористе» посредством религии приходит к активному отрицанию американских ценностей и становится оружием в руках террористов).
Библиографический список
1. АбиеваН.А. Олинджер и его обитатели: Предисловие. Апдайк, Дж. Кролик, беги: Романы, повести. СПб.: Азбука-классика, 2003. С. 901 - 924
2. Апдайк Дж. Кентавр. Кролик, беги: Романы, повести. Спб.: Азбука-классика, 2003. С. 481 - 758
3. Апдайк Дж. Россказни Роджера: Роман. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2005. 382с.
4. Апдайк, Дж. Террорист. М.: АСТ: АСТ Москва, 2009. 319с.
5. Апдайк Дж. Ферма. Кролик, беги: Романы, повести. - Спб.: Азбука-классика, 2003. - С. 759 - 900
6. Апдайк Дж. Ярмарка в богадельне. Кролик, беги: Романы, повести. СПб.: Азбука-классика, 2003. С. 5 - 164
7. Аствацатуров А. Рассказы Джона Апдайка. Голубиные перья: Рассказы. Пер. с англ. СПб.: Мир книги, 2005. С. 5 - 20
8. Денисова Т.Н. Джон Апдайк. Писатели США. Краткие творческие биографии. Сост. и общ. редакция Я. Засурского, Г. Злобина, Ю. Ковалева. М.: Радуга, 1990. С. 19 - 22
9. Дрэббл М., Стрингер Дж. Апдайк Джон. Путеводитель по английской литературе. М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003. С. 30
10. Занганех Лайла Азам. «Америка как клоака»: [Интервью Джона Апдайка журналу «Le Monde», Франция] ^СМИ^и. URL: http://www.inosmi.ru/world/20090128/246993.html. Проверено: 12.05.2011.
11. BanerjeeM. Whiteness of a Different Color: Racial Profiling in John Updike’s «Terrorist». Neohelicon. Budapest; Amsterdam, 2008. T.35, №2. P. 13 - 28
12. Greiner D.J. The Other John Updike: Poems/Short Stories/Prose/Play. Athens: Ohio University Press, 1981. 297p.
13. Hamilton A.; Hamilton K. The Elements of John Updike. Grand Rapids: Eerdmans, 1970. 267p.
14. Plath J. Conversations with John Updike. Jackson: University Press of Mississippi, 1994. 286p.
15. Raban J. The Good Soldier. New York review of books. New York, Vol. 53, №12. P. 8 - 11
16. Updike J. Picked-Up Pieces.N.Y.: Knopf, 1975. 545p.
17. Updike J. Self-Consciousness: Memoirs. N.Y.: Alfred A. Knopf, 1989. 245p.
18. Vargo Edward P. Rainstorms and Fire: Ritual in the novels of John Updike. National University Publications, Kennikat Press, 1973. 229p.
A.I. SALOV
THE BACKGROUND OF JOHN UPDIKE'S TURNING TO THE THEME OF TERRORISM
The literary background of John Updike’s turning to the theme of terrorism is studied in the article. The continuity of his work is under consideration: namely - in the realization of the writer’s key motives and the depiction of the individual. The attention is drawn to the logic of their transformation and the principles of their existence in the new literary thematic context - man in the circumstances of terrorism.
Key words: literary character; theme; continuity; autobiographism; family and relations between sexes; fathers and sons; man’s loneliness and alienation; life and death; faith and religion; fanaticism; terrorism.