Научная статья на тему 'Предпосылки модернизации организационного устройства аграрного сектора экономики России'

Предпосылки модернизации организационного устройства аграрного сектора экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / AGRICULTURAL SECTOR / ORGANIZATIONAL STRUCTURE / SYSTEM APPROACH / MANAGEMENT / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Франциско О.Ю., Молчан А.С.

В рассматриваемой статье на основе системного подхода проведена оценка организационного устройства аграрного сектора страны. Анализ организационного устройства АПК позволил выявить субъект управления, который представлен несколькими уровнями управления (государственное управление, управление местных органов власти, хозяйственное управление), и объект управления, представленный агропромышленным комплексом в части сельского хозяйства, перерабатывающей и пищевой промышленности. Важной составляющей анализа системы является выявление взаимоотношений и взаимодействий между элементами организационного устройства аграрного сектора, которые формируются и раскрываются через основные категории управления: принципы, функции, методы. В статье отобраны те принципы управления, которые наиболее точно отвечают современным условиям хозяйствования и могут быть использованы при организации управления АПК страны. Кроме того, выделены основные функции системы управления аграрным сектором, способные раскрыть сущность и содержание процесса управления агропромышленным комплексом, повысить его эффективность. Рассмотрена современная структура управления АПК страны на основе эволюции структуры системы управления АПК, выделения подходов к ее формированию. Проведенное в статье системное исследование организационного устройства аграрного сектора страны дало возможность определить его недостатки, узкие места, связанные с утратой целостности объекта управления, отсутствием четкой вертикали государственного управления АПК, неопределенным состоянием органов управления аграрным сектором районного уровня. Выявленные недостатки позволили сформулировать предпосылки необходимости модернизации организационного устройства АПК, что позволит нивелировать их негативное влияние и повысить эффективность функционирования системы управления аграрным сектором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Франциско О.Ю., Молчан А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRECONDITIONS OF MODERNIZATION OF THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF THE AGRICULTURAL SECTOR OF ECONOMICS OF RUSSIA

On the basis of a systematic approach the authors carried out the assessment of the organizational structure of the agricultural sector of the country. The analysis of the organizational structure of the agroindustrial complex made it possible to identify the agent of management, which is represented by several levels of management (public administration, management of local authorities, economic management), and the control object, represented by the agro-industrial complex relating to agriculture, processing and food industry. An important component of the analysis of the system is to identify the relationships and interactions between the elements of the organizational structure of the agricultural sector, which are formed and disclosed through the main categories of management: principles, functions, methods. The article selected the management principles that most accurately meet modern conditions of management and can be used in the organization of management of agriculture of the country. In addition, the article singled out main functions of the system of management of the agricultural sector able to reveal the essence and content of the process of management of agro-industrial complex, improve its efficiency; studied current management structure of AIC on the basis of the evolution of the structure of the management system of AIC, selection of approaches to its formation. The systematic study of the organizational structure of the agricultural sector of the country made it possible to identify its shortcomings, bottlenecks associated with the loss of the integrity of the control object, the lack of a clear vertical of state management of agriculture, the uncertain state of the agricultural sector of the town level. The revealed deficiencies allowed us to formulate the preconditions of the necessity of modernization of the organizational structure of agriculture, which will neutralize the negative impact and increase the efficiency of functioning of system of management of agrarian sector.

Текст научной работы на тему «Предпосылки модернизации организационного устройства аграрного сектора экономики России»

15. Rural Development [Электронный ресурс], URL: https://www.soas.ac.uk/cedep-demos/000_P530_RD_K3736-Demo/module/ topindex.htm, свободный (дата обращения: 18.06.2018).

16. Erjavec, E. CAP Reform: CAP strategic planning: scope and implications [Электронный ресурс], URL: http://capreform.eu/cap-strategic-planning-scope-and-implications/, свободный (дата обращения: 22.06.2018).

ГРНТИ 06.71.07

Франциско О. Ю., канд. экон. наук, доцент

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина,

E-mail: fricsoolga@mail.ru

Молчан А. С., д-р экон. наук, доцент

Кубанский государственный технологический университет E-mail: molchan.alexey@gmail.com г. Краснодар, Кранодарский край, Россия

ПРЕДПОСЫЛКИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО УСТРОЙСТВА АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ

В рассматриваемой статье на основе системного подхода проведена оценка организационного устройства аграрного сектора страны. Анализ организационного устройства АПК позволил выявить субъект управления, который представлен несколькими уровнями управления (государственное управление, управление местных органов власти, хозяйственное управление), и объект управления, представленный агропромышленным комплексом в части сельского хозяйства, перерабатывающей и пищевой промышленности. Важной составляющей анализа системы является выявление взаимоотношений и взаимодействий между элементами организационного устройства аграрного сектора, которые формируются и раскрываются через основные категории управления: принципы, функции, методы. В статье отобраны те принципы управления, которые наиболее точно отвечают современным условиям хозяйствования и могут быть использованы при организации управления АПК страны. Кроме того, выделены основные функции системы управления аграрным сектором, способные раскрыть сущность и содержание процесса управления агропромышленным комплексом, повысить его эффективность. Рассмотрена современная структура управления АПК страны на основе эволюции структуры системы управления АПК, выделения подходов к ее формированию. Проведенное в статье системное исследование организационного устройства аграрного сектора страны дало возможность определить его недостатки, узкие места, связанные с утратой целостности объекта управления, отсутствием четкой вертикали государственного управления АПК, неопределенным состоянием органов управления аграрным сектором районного уровня. Выявленные недостатки позволили сформулировать предпосылки необходимости модернизации организационного устройства АПК, что позволит нивелировать их негативное влияние и повысить эффективность функционирования системы управления аграрным сектором.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АГРАРНЫЙ СЕКТОР, ОРГАНИЗАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО, СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД, УПРАВЛЕНИЕ, МОДЕРНИЗАЦИЯ

УДК 338.43

DOI: 10.24411/1999-6837-2018-13073

© Франциско О.Ю., Молчан А.С., 2018

UDC 338.43 DOI: 10.24411/1999-6837-2018-13073

Frantzisko O.Yu., Cand. Econ. Sci., Associate Professor

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin,

E-mail: fricsoolga@mail.ru

Molchan A.S., Dr Econ. Sci., Associate Professor

Kuban State Technological University

E-mail: molchan.alexey@gmail.com,

Krasnodar, Krasnodar krai, Russia

PRECONDITIONS OF MODERNIZATION OF THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF THE AGRICULTURAL SECTOR OF ECONOMICS OF RUSSIA

On the basis of a systematic approach the authors carried out the assessment of the organizational structure of the agricultural sector of the country. The analysis of the organizational structure of the agro-industrial complex made it possible to identify the agent of management, which is represented by several levels of management (public administration, management of local authorities, economic management), and the control object, represented by the agro-industrial complex relating to agriculture, processing and food industry. An important component of the analysis of the system is to identify the relationships and interactions between the elements of the organizational structure of the agricultural sector, which are formed and disclosed through the main categories of management: principles, functions, methods. The article selected the management principles that most accurately meet modern conditions of management and can be used in the organization of management of agriculture of the country. In addition, the article singled out main functions of the system of management of the agricultural sector able to reveal the essence and content of the process of management of agro-industrial complex, improve its efficiency; studied current management structure of AIC on the basis of the evolution of the structure of the management system of AIC, selection of approaches to its formation. The systematic study of the organizational structure of the agricultural sector of the country made it possible to identify its shortcomings, bottlenecks associated with the loss of the integrity of the control object, the lack of a clear vertical of state management of agriculture, the uncertain state of the agricultural sector of the town level. The revealed deficiencies allowed us to formulate the preconditions of the necessity of modernization of the organizational structure of agriculture, which will neutralize the negative impact and increase the efficiency offunctioning of system of management of agrarian sector.

KEYWORDS: AGRICULTURAL SECTOR, ORGANIZATIONAL STRUCTURE, SYSTEM APPROACH, MANAGEMENT, MODERNIZATION

Введение. В условиях непростой экономической и политической ситуации, сложившейся в настоящее время у России с рядом западноевропейских развитых стран, на первый план выходят задачи, связанные с обеспечением экономической безопасности, в особенности, продовольственной безопасности и независимости, страны.

Гарантом продовольственной безопасности выступает эффективно функ-

ционирующий аграрный сектор экономики. Поддержание должного уровня его развития и активности является одной из первоочередных задач деятельности государства на современном этапе. Эффективность аграрного сектора во многом обуславливается его организационным устройством, совокупностью субъектов, объектов, их взаимодействием и взаимозависимостью, поэтому вопросы поиска такого организационного устройства АПК, которое помогло

бы преодолеть существующие проблемные ситуации, приобретают особую актуальность и выходят на первый план.

Методологической основой оценки организационного устройства аграрного сектора, поиска путей его развития и оптимизации должен послужить системный подход. Он позволяет получить единое, полное представление об организационном устройстве АПК и процессе управления им, учитывать все взаимоотношения с окружающей средой. Суть системного подхода такова, что он дает возможность каждую выявленную проблему рассмотреть в деталях, что позволяет определить все имеющиеся методы и пути ее решения. Для данной методологии характерны некоторые особенности, что обуславливает разумность его применения для анализа организационного устройства аграрного сектора [1]. Так, использование данного подхода наиболее эффективно при решении каких-то крупных важных проблем высшего уровня. Анализ и выявление недостатков существующего организационного устройства АПК страны, а также поиск решений по их преодолению и является проблемой высшего уровня. Кроме того, его целесообразно применять, когда отсутствуют какие-то стандартные алгоритмы по поиску проблемных мест в анализируемой системе, а также по определению направлений по их преодолению, при этом, как правило, используются методы, учитывающие при анализе некоторую долю неопределенности и риска.

Результаты исследования. Анализ любой системы, в том числе и организационного устройства аграрного сектора целесообразно начинать с выявления и анализа включенных в него элементов (субъекта и объекта), рассмотрения сущности и содержания деятельности основных действующих участников процесса управления, их взаимосвязи и взаимозависимостей. Это поможет в обнаружении недостатков, узких мест в его организации.

В качестве субъекта управления могут выступать либо отдельные лица, наделенные соответствующими полномочиями, либо отдельные институты (различного рода организации, предприятия, органы государственной и муниципальной власти и т. п.). При этом государство в лице государственных органов управления является одним из наиболее масштабных институтов, выступающих в роли субъекта управления. Важно подчеркнуть особенность данного субъекта управления, которая заключается в специфике осуществления им своей деятельности, подмеченной еще А. Линкольном, говорившим, что «разумная цель государства состоит в том, чтобы делать для людей то, что им требуется, но что они сами своими индивидуальными усилиями не могут сделать вообще или не могут делать должным образом»

[2]. В этой связи функции государства, выполняемые для достижения обозначенной цели, достаточно многообразны. Наиболее значимыми из них, по мнению К. Макконнелла и С. Брю, являются обеспечение эффективного функционирования экономики страны, путем создания нормативно-правовой базы и общественной атмосферы; поддержание и защита здоровой конкурентной среды; осуществление мероприятий по перераспределению доходов и ресурсов в целях стабилизации экономики, выравнивания развития отраслей народного хозяйства, стимулирования экономического роста

[3]. Специфика аграрного сектора экономики как отрасли народного хозяйства должна учитываться государством при осуществлении им управления, только в этом случае можно говорить об эффективности такой деятельности. Государственное управление АПК страны должно координировать вопросы планирования, прогнозирования развития отраслей сельского хозяйства страны, определять приоритетные направления их совершенствования, возможные перспективы; разрабатывать, осуществлять финансирование различных программ

развития АПК; создавать и внедрять систему мер государственного регулирования АПК с использованием экономических инструментов воздействия и т. п.

В настоящее время государственное управление аграрным сектором представлено тремя уровнями: федеральным, региональным (уровень субъектов РФ) и местным, каждый из которых призван выполнять закрепленные за ним функции, что позволяет осуществлять их с минимумом затрат и максимумом эффекта.

Например, на федеральном уровне управления аграрным сектором формируется нормативно-правовая база обеспечения управления АПК, осуществляется разработка и претворение в жизнь направлений аграрной реформы, всевозможных программ развития, поддержки АПК, разрабатываются механизмы применения экономических методов государственного регулирования аграрного сектора и т. п. На региональном уровне функционал схож с федеральным с той лишь разницей, что здесь выполнение функций распространяется строго на определенной территории субъекта РФ и имеет уровневое разграничение.

Становление и развитие местного самоуправления сыграло заметную роль в организации управления АПК на районном уровне. В основе совершенствования управления АПК должно лежать эффективное, научно обоснованное построение системы органов управления, а также технического контроля, максимально приближенного к производству [4], что вполне осуществимо именно на районном уровне, где органы местного самоуправления, выполняющие, в том числе, и функции государственного управления АПК, находятся в непосредственной близости к объектам управления, видят их особенности, специфику условий функционирования, трудности и потребности, которые они могут помочь преодолеть путем осуществления грамотного управления.

Кроме того, субъектом управления аграрным сектором являются и конкретные участники агарного рынка (сельскохозяйственные предприятия, агропромышленные объединения, фермерские хозяйства), представляющие хозяйственный уровень управления. Данный уровень достаточно гибок, поскольку наиболее близко контактирует с объектом управления, может своевременно реагировать на малейшие изменения внешней среды, приспосабливаясь к ним и нивелируя негативные воздействия на деятельность аграрного предприятия.

Деятельность субъектов управления аграрным сектором, независимо от их уровня, призвана создавать и обеспечивать функционирование механизмов и методов регулирования, при которых деятельность объектов управления была бы максимально эффективна.

Поскольку мы рассматриваем организационное устройство аграрного сектора, то в качестве объекта управления выступает непосредственно агропромышленный комплекс, представляющий собой ряд связанных между собой отраслей народного хозяйства, которые заняты производством, переработкой и доведением сельскохозяйственных товаров до конечного потребителя. Основной целью деятельности данной производственно-экономической системы является снабжение населения страны высококачественными продуктами питания, отраслей промышленности сельскохозяйственным сырьем в объеме, достаточном для обеспечения продовольственной безопасности государства; поддержание и гарантия устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции; повышение конкурентоспособности и эффективности деятельности участников аграрной сферы.

Для построения эффективной системы организационного устройства АПК важно конкретизировать объект управления аграрным сектором, ведь в настоящее время в состав АПК по раз-

ным оценкам включают до 80-90 всевозможных отраслей, производящих до Уз ВВП страны, и, соответственно, не все они должны выступать объектом государственного управления аграрного сектора экономики. На наш взгляд, к таким отраслям следует отнести, в первую очередь, сельское хозяйство (растениеводство и животноводство), являющееся центральным звеном АПК, именно здесь создаются продукты питания, продовольствие, являющиеся источником жизнеобеспечения населения страны, не поддающиеся замене другими продуктами, произведенными в иных отраслях. А, кроме того, предприятия перерабатывающей, пищевой промышленности, поскольку некоторые виды сельскохозяйственной продукции требуют дальнейшей обработки и переработки и только после этого поступают к конечным потребителям.

Важной составляющей анализа любой системы является выявление взаимоотношений и взаимодействий между ее элементами, без знания которых не представляется возможным проведение эффективной оценки функционирования системы, выявление проблемных мест, разработка направлений их преодоления. Формирование отношений между субъектом и объектом организационного устройства аграрного сектора, их раскрытие опирается на основные категории управления: принципы, функции и методы. Их правильное использование позволяет повысить эффективность осуществления управленческой деятельности в аграрном секторе, ведет к рациональному функционированию организационного устройства АПК.

Принципы управления представляют собой основополагающие правила, нормы поведения, определяемые объективными законами и закономерностями, социально-экономическими условиями функционирования, на которые опираются субъекты управления, осуществляя управленческую деятельность. Важно отметить, что принципы управления -

это не статичная категория, определяемая раз и навсегда, они находятся в постоянном движении, динамично реагируя на малейшие потребности и изменения элементов системы управления, что крайне важно и необходимо в аграрном секторе экономики страны в условиях рыночных отношений. Анализ литературы показал, что за период с начала XX в., когда появилась данная категория, и до настоящего момента разные авторы выделили и обосновали достаточное количество принципов управления. Соотносясь с целями и задачами исследования отберем из всего многообразия представленных принципов только те из них, которые наиболее точно отвечают современным условиям и могут быть использованы при организации управления АПК страны. К таким принципам мы отнесли: принцип цели; принцип иерархии; принцип установления системы правил, норм, инструкций, формальных процедур, нормирования операций; принцип правовой защищенности; принцип обратной связи; принцип построения системы отношений; принцип научности; принцип сочетания отраслевого и территориального управления; принцип подбора и расстановки кадров на конкурсной основе; принцип власти и ответственности; принцип единоначалия и коллегиальности; принцип материального и морального стимулирования работников; принцип планирования; принцип экономичности; принцип разделения труда.

Данные принципы в зависимости от совершенствования и развития объекта управления, трансформации факторов внешней среды, функционирования и изменения объективных экономических законов и закономерностей могут модифицироваться, наполняться новым содержанием, новой формой, терять свою актуальность и исчезать, а их место займут новые принципы, отвечающие потребностям той или иной системы управления, реалиям ее функционирования. Четкое следование обозначенным выше

принципам и обеспечение их неуклонного выполнения позволяет достичь того уровня управляемости аграрным сектором экономики, который необходим и целесообразен в тех или иных условиях, что дает возможность повышения эффективности функционирования АПК страны, обеспечения ее продовольственной безопасности.

Функции управления возникли вследствие разделения труда и специализации управления, т. е. они являются результатом объективного, закономерного процесса. Функции управления -это совокупность взаимосвязанных действий управляющей подсистемы, призванных воздействовать на какую-то часть управляемой подсистемы и приводящих к достижению цели функционирования системы управления.

Анализ литературы показал, что разные ученые выделяют разное количество базовых функций управления, вкладывая в них различное содержание. Соотносясь с реалиями настоящего времени, мы выделяем следующие основные функции системы управления аграрным сектором: планирование, организация, маркетинг, регулирование, распорядительство, мотивация и контроль. Именно они, на наш взгляд, способны в наибольшей степени раскрыть сущность и содержание процесса управления агропромышленным комплексом, повысить его эффективность, своевременно и динамично реагировать на изменения во внешней среде.

Помимо базовых функций управления различают специальные, которые зависят от управляемой подсистемы, разделения управленческого труда, условий функционирования и т. п. В зависимости от структуры аппарата управления в органах АПК, построенного по тем или иным принципам (территориальный, отраслевой, территориально-отраслевой, функциональный), и выделяются конкретные функции, выполняемые субъектами управления аграрным сектором экономики страны.

Методы управления - это совокупность способов, средств, приемов воздействия субъекта управления на объект управления, осуществляемых для достижения цели функционирования системы управления АПК. Всю совокупность методов управления принято делить на три группы: экономические, административные и социально-психологические, каждая из которых призвана оказывать воздействие на определенную группу отношений (экономические, организационные, правовые, социальные, психологические, моральные).

Рассмотрение взаимодействия элементов организационного устройства АПК, их детальное изучение дает возможность предопределить варианты структуры данной системы, выявить ее недостатки, определить пути и направления их устранения.

Современная структура управления АПК страны сложилась путем проведения ряда трансформаций. На первоначальном этапе становления рыночных отношений, после объявления государственного суверенитета РСФСР, происходили многочисленные образования, объединения, упразднения различных органов управления, поиск их оптимального сочетания и функционирования. Однако можно было наблюдать неэффективное распределение функций и задач, полномочий органов государственного управления различных уровней, закрепление функций по управлению АПК за достаточно большим количеством субъектов управления, что вело отчасти к их параллелизму и дублированию, а также рассеиванию ответственности. Поэтому поиск такой структуры управления аграрным сектором, которая бы учитывала выявленные недостатки, продолжался.

Рассмотренная эволюция структуры системы управления АПК, выделенные подходы к ее формированию позволяют представить современную структуру системы управления агропромышленным комплексом страны (рис. 1).

Структурная составляющая системы управления АПК

Функциональная составляющая системы управления АПК

К

Комитет Государственной Думы по аграрным Л вопросам )

/ N

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

Щ

Президент РФ

подготовка и предварительное рассмотрение законопроектов в агропромышленной сфере

- заключения по федеральным законам в области аграрно-продовольственной политики и природопользованию, принятым Государственной Думой;

предложения, законопроекты, заключения по вопросам аграрно-продовольственной политики и природопользованию .

издание нормативно-правовых актов в области АПК, формирование Правительства РФ

г

Правительство РФ

У

Правительственная комиссия по вопросам АПК и устойчивого развития сельских территорий

Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Федеральное агентство по рыболовству

координация и согласование действии органов исполнительной власти в целях реализации государственной политики в сфере АПК, рыбохозяйственного комплекса и устойчивого развития сельских территорий

- выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства, земельных отношений;

- обеспечение устойчивого развития сельских территорий, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами;

- осуществление управления государственным имуществом на подведомственных предприятиях и организациях и др.

функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв и др.

функции по контролю и надзору в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и др.

Министерства (главные управления, департаменты, комитеты) сельского хозяйства субъектов РФ

разработка и реализация государственной аграрной политики, осуществление государственной поддержки сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности;

- осуществление мероприятий по рациональному использованию имеющихся земельных и других видов ресурсов;

- обеспечение улучшения уровня жизни сельского населения и др.

Управления сельского хозяйства районов, городских округов и т. п.

- осуществление мероприятий по повышению эффективности производства сельскохозяйственной продукции, ее конкурентоспособности;

- формирование и развитие эффективного рынка продукции, сырья и продовольствия для обеспечения роста доходности сельхозтоваропроизводителей;

- создание благоприятного инвестиционного климата для увеличения объемов привлекаемых в агропромышленную сферу инвестиций и др.

Рис.1. Современная структура системы управления АПК страны*

* составлено авторами

Выводы. Методология системного подхода позволила выявить целостность исследуемого объекта (агропромышленный комплекс страны), рассмотреть его как систему, включающую в себя управляющую, управляемую подсистемы, а также связи между ними и внешней средой, определить место этой системы, среду ее функционирования, системы более высокого по отношению к анали-

зируемой уровня; выделить и проанализировать сущность отношений взаимосвязанных и взаимодействующих элементов системы управления АПК, раскрываемых через принципы, функции и методы управления; обосновать эволюционные и структурные трансформации системы управления АПК, в результате которых была сформирована современная структура управления агропромышленным комплексом (рис. 2).

Системы более высокого уровня

(институты власти, институты нормы)

Командная информация

Информация о состоянии системы

Система управления АПК

Управляющая подсистема (субъект управления)

Управляющие воздействия

- Федеральный уровень управления (Министерство сельского хозяйства РФ);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Региональный уровень управления (министерства (главные управления, департаменты, комитеты) сельского хозяйства субъектов РФ);

- Районный уровень управления (управления сельского хозяйства районов, городских округов и т. п.).

Информация о результатах реализации управляющих воздействий

Принципы управления

Функции управления

Методы управления

1 1 1У 1

Управляемая подсистема (объект управления)

Отрасли АПК, непосредственно

участвующие в производственном процессе по созданию конечного продукта АПК (сельское хозяйство, перерабатывающая, пищевая промышленности)

Информация о состоянии среды, факторы

Внешняя среда (институциональная среда)

(институты по разработке, внедрению достижений науки, образования, техники, технологии, инноваций; институты контракты; институты социальной инфраструктуры; неформальные институты).

Рис. 2. Предпосылки модернизации организационного устройства АПК* * разработано авторами

Применение системного подхода дает возможность изучить предмет с различных сторон, выявив имеющиеся в его деятельности недостатки. Проведенное системное исследование позволило выделить узкие места, недостатки функционирования современной системы управления агропромышленного комплекса, в частности: утрата целостности объекта управления, отсутствие четкой

вертикали государственного управления АПК, неопределенное состояние органов управления аграрным сектором районного уровня.

Для повышения эффективности функционирования аграрного сектора страны необходимо разрабатывать направления преодоления обозначенных недостатков.

Библиографический список

1. Спицнадель, В. Н. Теория и практика принятия оптимальных решений. - Санкт-Петербург: Бизнес-пресса, 2002. - С. 192.

2. Самуэльсон, П. Экономика / П.Самуэльсон. - Т. 1. - Москва: НПО «Алгон», Машиностроение, 1997. - С. 163.

3. Макконнелл, К. Р., Брю, С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика I К. Р. Макконнелл. -В 2 т. - Пер. с англ. 11-го изд. - Т. 1. - Москва: Республика, 1992. - С. 94.

4. Мацкуляк, И., Панченко, В. Управление в региональном АПК I И. Мацкуляк II АПК: Экономика, управление. - 1995. - №1. - С. 43.

References

1. Spitsnadel, V. N. Teoriya i praktika prinyatiya optimalnyih resheniy (Theory and Practice of Taking Optimal Decisions), Sankt-Peterburg, Biznes-pressa, 2002, P. 192.

2. Samuelson, P. Ekonomika (Economics), T.l., Moskva, NPO «Algon», Mashinostroenie, 1997, P. 163.

3. Makkonnell, K. R., Bryu S. L. Ekonomiks: Printsipyi, problemyi i politika (Economics: Principles, Problems, and Politics), V 2 t., per. s angl. ii-go izd., T. 1., Moskva: Respublika, 1992, P. 94.

4. Matskulyak I., Panchenko V. Upravlenie v regionalnom APK (Management in Regional AIC), APK: Ekonomika, upravlenie, 1995, No i, P. 43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.