А. П. Матросова
ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК УЧЕБНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ «БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Работа представлена кафедрой социальной безопасности. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. П. Соломин
В статье рассматривается возможность разработки и внедрения в практику общеобразовательных школ современных методик учебно-исследовательской работы учащихся при обучении «Безопасности жизнедеятельности». Данные методики предполагают использование средств новых информационных технологий.
The article deals with the opportunity of development and introduction of the modern teaching methods of pupils’ research work at the lessons of «Living safety» to secondary school. These methods propose using of new information technologies in the course of education.
Современное общее образование вступило на путь интенсивного развития, что обусловливает необходимость его мод ер -низации. На данном этапе образование принимает принципиально новый, лично-
стно-ориентированный характер обучения, воспитания и развития школьников. Важнейшим системообразующим принципом естественно-научного образования становится интегративность знаний, которая предусматривает их комплексность, а также обеспечивает реализацию связи содержания образования с потребностями прак-тико-преобразовательной деятельности человека'. Под интеграцией следует понимать отражение в содержании учебных дисциплин диалектических взаимосвязей, объективно действующих в природе, процесса познания основ современных наук путем создания целостной системы структурно-логических связей между отдельными знаниями2. В связи с переходом на парадигму развивающего обучения модернизация содержания
образования предполагает использование
новых образовательных технологий,
ориентированных на самостоятельное приобретение новых знаний и способов действий, а также усиление практической ориентации и инструментальной
направленности среднего общего образования3.
«Безопасность жизнедеятельности»
представляет собой комплексную дисциплину, в которой помимо наличия специфичных ей понятий имеет место интеграция
385
достижений охраны труда, гражданской обороны, охраны окружающей среды, таких фундаментальных наук, как психология, физиология, химия, физика, биология, гигиена и ряд других дисциплин4. Учебный курс «Безопасность жизнедеятельности», с одной стороны, является пропедевтическим, подготавливающим учащихся к изучению различных фундаментальных наук в школе, с другой стороны, расширяет и углубляет знания учащихся по смежным наукам. Так, уже в начальной школе на уроках безопасности жизнедеятельности учащиеся знакомятся с основами биологических и медицинских знаний. В средней школе особенно ярко прослеживаются межпредметные связи с курсом биологии. Значительно расширяются возможности интеграции содержания курсов в старшей школе. Учет возможностей интеграции содержания различных школьных предметов, в частности биологии и безопасности жизнедеятельности, будет способствовать улуч-шению качества знаний учащихся по данным предметам5.
Интегративные связи стимулируют развитие системного и диалектического мышления, гибкости ума, познавательной активности и интересов учащихся и способствуют приведению получаемых знаний в большее соответствие с достижениями современной науки. Использование гибких форм взаимодействия участников педагогического процесса по реализации интегративных связей способствует формирова-
нию единой научной картины мира, объединяя гуманитарное и естественно-научное мировоззрение, программирует готовность человека к преодолению опасностей окружающей действительности. Таким образом, наличие высокой степени интеграции знаний из разных дисциплин в курсе «Безопасность жизнедеятельности» дает возможность применения разнообразных современных методов, форм и средств обучения, значительно повышающих эффективность учебного процесса.
Задача усиления практической направленности дисциплин естественно-научного блока в общеобразовательной школе может быть решена за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся (УИРУ), обеспечивающей единство теории и практики в обучении, формирование и развитие общеучебных и исследовательских умений и навыков учащихся. Под учебно-исследовательской работой учащихся понимают активную учебно-познавательную деятельность, направленную на открытие нового знания, в которой доминирует самостоятельное применение приемов научных методов познания и в результате которой учащиеся овладевают знаниями, развивают свои исследовательские умения, навыки и способности. Учебно-исследовательская деятельность направлена на решение учебноисследовательских задач, требующих поиска объяснения и доказательства закономерных связей и отношений, экспериментально наблюдаемых или теоретически
анализируемых фактов, явлений, процессов, в результате решения которых учащиеся открывают новое знание об объекте исследования, способе или средстве деятельности.
Учебно-исследовательская работа в курсе «Безопасность жизнедеятельности»
способствует решению учебно-воспитательных задач предмета и выполняет ряд важных дидактических и методических функций. Также учебно-исследовательская работа связывает познавательную, предметно-практическую деятельности, объединяет их функциональные назначения и предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, использование их личного опыта в процессе обучения 6.
Изучение безопасности жизнедеятельности дает знания о человеке, о его деятельности в среде обитания, о защите человека и окружающей среды от воздействия вредных
факторов и, в соответствии с этим, предполагает владение учащимися основными биологическими и экологическими понятиями. Исследовательская деятельность учащихся в пределах этого курса в значительной степени может быть связана с теоретическим и практическим изучением различных природных объектов, с применением знаний об этих объектах, при освоении раздела экологической безопасности. Организация учебно-исследовательской работы учащихся в курсе «Безопасность жизнедеятельности» способствует
формированию у школьников системных знаний и ценностных ориентации, отражающих жизнь как абсолютную ценность, жизнь и здоровье человека как наивысшую ценность, природу как универсальную ценность, человека как часть природы. Выполнение исследовательских работ влияет на развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений и навыков, профессиональной мотивации, особенно в старших классах.
Для наиболее полной реализации целей, задач учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» учебно-исследовательские работы должны соответствовать ряду общедидактических и методических принципов. Под принципами целостного педагогического процесса понимают исходные положения, определяющие содержание,
формы, методы, средства и характер взаимодействия в педагогическом процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению. Они носят характер общих указаний, правил, норм, регулирующих весь учебно-воспитательный процесс. К дидактическим, методическим принципам, определяющим содержание,
организацию УИРУ, относят: принцип
системности, обучения на высоком уровне трудности, гуманизации, про-блемности, научности и фундаментальности
образования, самостоятельности, развивающего обучения, психологической
комфортности, интеграции, креативности, индивидуализации, проблемности, исследовательский принцип. Опора на дидактические принципы при реализации учебноисследовательской работы учащихся в процессе изучения курса «Безопасность жизнедеятельности» может быть эффективной только в том случае, если учитывать их взаимосвязь и неразрывность, так как каждый из них проявляет свое действие на все этапы, компоненты обучения и способствует
работы..,
систематизации, повышению качества знаний, развитию теоретических, практических и организационно-коммуникативных исследовательских умений учащихся, творческого потенциала и интереса к познанию7.
В настоящее время опубликовано очень мало научно-практических работ, содержащих практические и методические рекомендации для реализации исследовательской деятельности учащихся на уроках по «Безопасности жизнедеятельности». Таким образом, актуальным является детальная разработка и исследование проблемы содержания и организации исследовательской работы учащихся в рамках данного учебного предмета.
Учебно-исследовательская работа учащихся при изучении «Безопасности жизнедеятельности» может быть в определенной степени основана на использовании средств новых информационных технологий. Характер содержания данной учебной дисциплины создает предпосылки для активного использования учебных методик,
предполагающих применение средств мультимедиа. Курс «Безопасность жизнедеятельности» основывается на достижениях современной науки и техники самого широкого спектра, мировой практики сбережения жизни и здоровья людей, организационно-методического опыта. Объекты изучения разноплановы и многочисленны, а также по своему содержанию могут вызывать трудности для восприятия и овладения ими. Компьютерная мультимедиасистема позволяет решать и реализовывать в учебном классе следующие задачи курса: детальный показ и обсуждение различных природных и техногенных явлений, которые в реальных условиях учебного процесса принципиально не могут быть продемонстрированы учащимся (стихийные бедствия, взрывы, аварии, пожары и т. д.); подробное рассмотрение ситуаций, связанных с угрозой жизни и здоровью людей, выполнением реанимационных мероприятий и
квалифицированным оказанием медицинской помощи пострадавшим; представление и анализ диаграмм, обширного статистического материала; демонстрация сложных структурно-логических схем, чертежей, рисунков, фотографий, эскизов, поясняющих обсуждаемый материал; показ защитных сооружений, недоступных образцов оборудования и специального снаряжения, средств индивидуальной защиты, конт-
рольно-измерительной техники, средств подачи сигналов бедствия и примеров их использования; квалифицированная демонстрация приемов самообороны; использование на занятии новостной телевизионной информации, поставляемой СМИ; применение аудиозаписи, вводящей в обстановку решения ситуационной задачи или проведения ситуационной игры; использование возможностей Интернета. Информационные технологии в настоящее время располагают обширным набором технических средств, которые могут успешно использоваться при обучении безопасности жизнедеятельности, в частности в ходе учебно-исследовательской работы учащихся общеобразовательных школ. Применение таких средств обучения значительно расширяет спектр форм взаимодействия учителя и учащихся. Так, например, связь мультимедиапроектора с компьютером позволяет использовать на обширном экране как заранее подготовленный в виде дискеты или лазерного диска учебный материал, так и непосредственно вводимый с помощью клавиатуры или почерпнутый из сети Интернет. Видеокамера передает на экран изображения небольших предметов, находящихся на столе преподавателя, или иллюстраций как из различных источников, так и рисуемых вживую. Аудио- и видеосистемы позволяют использовать заранее сделанные записи.
Использование компьютерной мультимедиасистемы уже в настоящее время позволяет приблизить курс «Безопасность жизнедеятельности» к современным инфор-матизационным технологиям и расширить перспективы его дальнейшего развития, значительно повысить интерес учащихся к данной учебной дисциплине, поднять ее статус, а также значительно облегчить работу преподавателя во время проведения занятия8.
Таким образом, сочетание теоретической и практической составляющих в содержании школьного курса «Безопасность
жизнедеятельности», высокая степень интеграции знаний разных научных дисциплин позволяют использовать при его изучении современные технологии и новые методики обучения. В настоящее время перспектива развития образования по пути его модернизации напрямую зависит от разработки и введения в практику преподавания общеобразовательных школ
новых современных методик обучения, предполагающих сочетание учебно-
исследовательской работы учащихся и средств мультимедиа, т. е. построенных на базе передовых образовательных технологий. Специфика содержания учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
позволяет успешно применять в процессе обучения методы научно-исследовательской
работы учащихся, а также средства мультимедиа, что в целом способно обеспечить лучшее усвоение знаний учащимися, развитие творческих и интеллектуальных способностей, повышение их грамотности в области информационных технологий и в общем существенное повышение эффективности учебного процесса.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Соломин В. П. Теоретико-методологические основы и особенности организации образовательного процесса в Институте естествознания педагогического университета: Монография. СПб.: Издательство РГПУ им А. И. Герцена, 1999.
2 Быстрое П. А., Есауленко А., Скворцова Н. Н. Интеграция - необходимое дидактическое условие повышения эффективности обучения безопасности жизнедеятельности // Теория и практика становления и развития школы безопасности: Сб. тезисов докладов Веер оссийской научно-практической конференции 20-21 ноября 2001 г. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. С. 17-18.
5Беспамятных Т. А. Учебно-исследовательская работа учащихся при изучении курса «Безопасность жизнедеятельности» // Безопасность жизнедеятельности - профессия XXI века: проблемы становления и перспективы развития: Сб. трудов Всероссийской научнопрактической конференции 19-20 ноября 2001 г. СПб.: Союз, 2002. С. 14.
4МихайловЛ. А. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. СПб.: Питер,
2005.
ж Шувалова И. В. Возможности реализации интегративного подхода при обучении школьников курсу «ОБЖ» // Направленияи перспективы развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции по проблемам непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности. 17-21 ноября 2003 г. СПб.: Союз, 2003. С. 204-205.
6Беспамятных Т. А. Указ. соч. С. 16.
"Беспамятных Т. А. Принципы отбора содержания и организации учебноисследовательской работы учащихся при изучении курса «Безопасность жизнедеятельности» // Направления и перспективы развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции по проблемам непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности. 17—21 ноября 2003 г. СПб.: Союз, 2003. С. 29-33.
8 А брамов В. В. Опыт применения компьютерной мультимедиа-системы в курсе «Без опасность жизнедеятельности» // Теория и практика становления и развития школы безопасности: Сб. тезисов докладов Всероссийской научно-практической конференции 20-21 ноября 2001 г. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. С. 3-4.