Научная статья на тему 'Предпосылки и пути развития открытого аукциона в электронной форме как инструмента закупок для государственных нужд'

Предпосылки и пути развития открытого аукциона в электронной форме как инструмента закупок для государственных нужд Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный заказ / аукцион / электронная цифровая подпись / public procurement / Auction / Digital signature

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Геллер Александр Яковлевич

Исследуются предпосылки и характер изменений, вносимых в процедуру открытого аукциона в электронной форме для государственных нужд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The background and nature of changes to the procedure of an open auction in electronic form for public use are investigated.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и пути развития открытого аукциона в электронной форме как инструмента закупок для государственных нужд»

аграрной, внешнеэкономической, кадровой и пр.). При этом важно учитывать влияние экономической и социальной политики государства на разработку и реализацию территориальной инвестиционной политики.

Библиографический список

1. Лафта Дж.К. Менеджмент. М., 2004.

2. Короткое Э.М. Концепция менеджмента. М., 1997.

3. Мишин В.М. Исследование систем управления: учебник для вузов. М., 2003.

A.Ya. Geller

Background and the Development of an Open Auction in Electronic Form as a Tool for Public Procurement

The background and nature of changes to the procedure of an open auction in electronic form for public use are investigated.

Key words and word-combinations: public procurement, auction, digital signature.

Исследуются предпосылки и характер изменений, вносимыге в процедуру открытого аукциона в электронной форме для государственных нужд.

Ключевые слова и словосочетания: государственный заказ, аукцион, электронная цифровая подпись.

УДК 658.71 ББК 65.41

А.Я. Геллер

ПРЕДПОСЫЛКИ И ПУТИ

РАЗВИТИЯ

ОТКРЫТОГО АУКЦИОНА

В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

КАК ИНСТРУМЕНТА

ЗАКУПОК

ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

НУЖД

I I ринятие в 2005 г. Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [1] положило начало одной из наиболее радикальных реформ второй половины 2000-х годов, затронувшей массу экономических агентов на стороне государства и частного сектора. Сегодня проходит очередной этап реформирования государственного заказа - активное внедрение открытого аукциона в электронной форме.

Направление развития электронного аукциона для государственных нужд было задано Президентом РФ. 22 октября 2010 г. в блоге главы государства появилась видеозапись с Третьего съезда социальных работни-

186 2011 •

ВЕСТНИК ПАГС

ков и социальных педагогов, где Д. Медведев подверг критике предусмотренные Законом № 94-ФЗ инструменты закупок, позволяющие определять победителя исключительно по критерию цены контракта. Президент РФ акцентировал необходимость помимо ценового вводить иные критерии.

Действительно, в госзаказе встречаются, например, такие виды недобросовестной конкуренции, как демпинг, то есть чрезмерное занижение цены товара с целью нейтрализации конкурентов или создания у потребителя обманчивого впечатления предоставления ему возможности покупки на необычайно выгодных условиях. Правильная оценка экономии средств в государственном заказе связана не только и не столько с разницей между начальной (максимальной) и конечной ценой закупки. Экономическая эффективность - это разница между запланированными тратами, предусмотренными в бюджете на текущий год и учтенными соответствующим финансовым ведомством, и фактическими понесенными расходами на закупку продукции. Таким образом, если бюджетная организация закупает, например, томограф, по цене, которая, по мнению контрольных органов, превышает среднерыночную, то в этом случае проблема кроется не столько в процедуре размещения заказа и проведения закупки, сколько в планировании и бюджетировании [2].

Фактически определение объема и предельной стоимости закупаемых для государственных нужд товаров, работ, услуг происходит при формировании государственными заказчиками бюджетных заявок на соответствующий (плановый) период в процессе бюджетного планирования. Законом № 94-ФЗ не предусмотрена разработка универсальной методики определения начальной цены государственного контракта, что заставляет Министерство экономического развития РФ неоднократно возвращаться к разъяснениям по этому вопросу. Принципиально значимой представляется позиция Министерства, согласно которой «в соответствии с положениями Закона при проведении конкурса в конкурсной документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта. При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг)» [3]. В контексте сказанного очевидно влияние определения начальной цены контракта на составление бюджетных заявок и планирование расходов бюджетными учреждениями.

По мере возрастания социальной значимости государственного заказа усиливается необходимость в создании правил и норм регулирования формирования начальной цены контракта. Такие документы разработаны в субъектах России (например, действует постановление Правительства Москвы «Об утверждении Методики формирования начальной цены государственного контракта на строительную продукцию государственного заказа» [4]). Особое значение государственного оборонного заказа послужило причиной принятия соответствующих актов на федеральном уровне [5].

В настоящее время проходят апробацию Методические рекомендации по порядку расчета начальной (максимальной) цены контракта. В целом они могут быть использованы и до издания соответствующего распорядительного до-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

187

кумента теми заказчиками, которые стремятся к действительному обоснованию предстоящих расходов на приобретение товаров, работ и услуг на базе формирования заявки бюджетных расходов планируемого периода как интегрированной суммы начальной цены контрактов. Однако сегодня фактически невозможно объективно определить, была ли завышена или занижена начальная (максимальная) цена или же она выставлена с учетом реалий и конъюнктуры рынка.

Важность снижения цены при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд не может быть проигнорирована или названа второстепенным фактором. Не менее значимым фактором является качество поставляемой продукции. На этапе размещения заказа ему невозможно дать оценку, поскольку эту продукцию поставщику еще только предстоит поставить и ей еще только предстоит пройти процедуру приемки заказчиком. Однако уже можно установить характеристики поставляемой продукции, условия поставки и приемки, штрафные санкции.

На этом этапе наблюдается несовпадение интересов: с одной стороны, есть бюджетная организация, уже получившая деньги на закупку продукции, и вопрос цены для нее не так важен - гораздо важнее приемлемый результат; с другой стороны, есть поставщик, для которого основной вопрос заключается в цене. Определение поставщика только на основании ценового критерия, без анализа конкретных характеристик поставляемой продукции, является неверным шагом. Существующие способы размещения заказа не могут удовлетворить современные потребности государственных заказчиков, что и привело к существенным законодательным изменениям правил проведения открытого аукциона в электронной форме.

В настоящее время действует только один способ закупки - запрос котировок, где победитель отбирается исключительно на основе цены предлагаемого им товара. В последние годы доля запроса котировок в общем объеме размещенных заказов в регионах и на федеральном уровне составляет в среднем 70% [6]. Предполагается, что в ближайшем будущем данный инструмент будет отменен; освободившуюся нишу должен занять новый электронный аукцион, проводимый по правилам главы 3.1 «Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме» Закона № 94-ФЗ.

Процедура размещения заказа усовершенствована в 2010 г. Заявка участника должна была иметь обязательное обеспечение, что становилось своеобразной гарантий «серьезности намерений» поставщика. Новое требование не позволяет участвовать в процедуре так называемым фирмам-однодневкам, заниматься спекуляциями и демпингом, использовать другие формы недобросовестной конкуренции. Содержание самой заявки разделено на продуктивную и квалификационную части, что обеспечивает заказчику возможность получить представление о предлагаемой поставщиком (подрядчиком) продукции и тем самым повлиять на выбор победителя. Введение усовершенствованной процедуры открытого аукциона в электронной форме во многом было обусловлено фактором внедрения электронного документооборота с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП) при проведении закупки.

188 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

Однако наряду с преимуществами у нового способа закупки отмечаются и недостатки.

Электронный аукцион, организуемый ранее по ст. 41 Закона № 94-ФЗ, в этом контексте был наиболее безопасным способом размещения заказа для сотрудников заказчика. Он не предполагал разработки документации и участия комиссии в процессе определения победителя. Действия заказчика ограничивались опубликованием извещения, а поставщик (подрядчик, исполнитель) определялся в процессе анонимного, равнодоступного, открытого аукциона в электронной форме, проводимого в режиме он-лайн. У проигравших участников не было оснований для обжалования действий заказчика по допуску к участию в процедуре или определению победителя.

Глава 3.1 Закона № 94-ФЗ, установив процедуры рассмотрения первых и вторых частей заявок, предусматривает подготовку документации, определяющей требования к содержанию заявок, и двух протоколов по итогам рассмотрения заявок. Кроме того, должна быть создана комиссия для рассмотрения заявок. Вероятность ошибок при составлении документации, а также обжалования действий комиссии участниками размещения заказа в измененной процедуре возрастает: это становится причиной штрафных санкций, накладываемых на членов комиссии и заказчика контрольным органом.

Существует ряд проблем, напрямую не связанных с новыми правилами проведения открытого аукциона в электронной форме, а объясняющихся, скорее, сложностями переходного периода, когда и заказчикам и участникам размещения заказа приходится учиться работать по-новому. В частности, обозначились проблемы, связанные с готовностью представителей государственных структур осваивать актуальный технический уровень. Кроме того, в новых условиях необходимо повышать личную ответственность лиц, проводящих работу по размещению извещений, изменений, разъяснений документации (членов аукционных комиссий, сотрудников заказчика).

Процедура проведения открытого аукциона в электронной форме предполагает, что все взаимодействие заказчиков и участников, вплоть до подписания государственного контракта, происходит в электронной форме. Сделка считается заключенной с момента отправки оператору электронной торговой площадки контракта, подписанного электронной цифровой подписью заказчика; тем самым решается проблема расстояний и времени - обмен бумажными версиями договоров может занять несколько недель. Однако и здесь имеются свои проблемы.

Комиссия заказчика участвует в электронном документообороте лишь отчасти, формируя протоколы изначально в бумажном виде, затем переводя их в электронную форму и подписывая электронной цифровой подписью при размещении на электронной площадке. Обмен документами на электронной торговой площадке заканчивается подписанием контракта в электронной форме, который затем еще необходимо зарегистрировать, причем с регистрацией также могут возникнуть сложности.

Хотя сейчас и региональные и муниципальные заказчики имеют возможность размещать заказы на электронных площадках по главе 3.1 Закона № 94-ФЗ, не

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

189

все органы, занимающиеся регистрацией контрактов, готовы принимать их в виде электронных документов. Кроме того, органы исполнительной и судебной власти, а также контрольные органы не имеют широкой практики работы с электронными документами, заверенными электронной цифровой подписью.

Проблема выбора стандарта самой электронной цифровой подписи возникла у удостоверяющих центров, которые будут выдавать электронную цифровую подпись заказчикам и участникам размещения заказа, еще до ввода в действие первых трех электронных площадок, определенных распоряжением Правительства РФ «О проведении аукционов в электронной форме» [7]. Основная трудность состояла в том, чтобы одна и та же электронная цифровая подпись могла работать на всех электронных площадках, что вызывает необходимость их соответствия единым требованиям, регламентам применения подписи и информационной безопасности. Немаловажна и стоимость самой подписи, варьирующаяся в пределах от четырех до семи тысяч рублей в зависимости от областей ее действия.

Минэкономразвития России и Федеральное казначейство РФ определили, что электронную цифровую подпись для заказчиков будут бесплатно выдавать отделения Федерального казначейства РФ, о чем говорится в его письме «О выдаче сертификатов электронных цифровых подписей государственным заказчикам для работы на электронных торговых площадках» [8]. К моменту окончания отбора и аудита операторов электронных площадок для заказчиков была подготовлена электронная цифровая подпись нового образца, которая не только позволяет работать с любым оператором, но и размещать информацию о заказах на новом общероссийском официальном сайте, начавшем работать с 1 января 2011 г.

Происходящие в настоящее время уточнения и изменения законодательства об электронной цифровой подписи (в первую очередь, выход нового Федерального закона «Об электронной подписи» [8]) ведут к изменениям в требованиях к подписи и в ее формате, что неизбежно повлечет очередную внеплановую замену всех сертификатов, используемых и заказчиками и участниками размещения заказа.

Развитие и распространение процедуры открытого аукциона в электронной форме отвечает веяниям времени и, несомненно, позитивно: она направлена на повышение ответственности участников размещения заказа, учитывая при выборе поставщика наряду с ценовым и квалификационные критерии. В то же время некоторая виртуальность отношений между заказчиком и участниками размещения заказа на электронных ресурсах в сети Интернет требует определенных гарантий с обеих сторон. Введение электронного документооборота с применением электронной цифровой подписи и обязательного обеспечения заявки участником размещения заказа гарантирует подписание контракта и уменьшает риск недобросовестной конкуренции.

Библиографический список

1. О размещении заказов иа поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федер. закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (в ред. от 21 апр. 2011 г.) // СЗ РФ. 2005. № 30. Ст. 3105.

190 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

О.Н. Гримашевич

2. Методические рекомендации по порядку расчета начальной (максимальной) цены контракта. URL: http://burzakup.ru/News/NewsFull. aspx?CID=290

3. Письмо Минэкономразвития РФ от 22 июня 2009 г. № Д05-3115. URL: http://www.businessuchet.ru/ pravo/documshow_documid_155313 .html

4. Об утверждении Методики формирования начальной цены государственного контракта на строительную продукцию государственного заказа: постановление Правительства Москвы от 25 июля 2006 г. № 563-ПП. URL: http://profsmeta3dn.ru/publ/17-1-0-177

5. Об утверждении Правил определения начальной цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем проведения торгов, а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика): постановление Правительства РФ от 4 нояб. 2006 г. № 656 (в ред. постановления Правительства РФ от 10 марта 2009 г. № 219) // СЗ РФ. 2006. № 46. Ст. 4803.

6. Система госзакупок: на пути к новому качеству: доклад ГУ-ВШЭ / A.A. Яковлев (руководитель проекта) [и др.]. URL: http://www.hse.ru/news/hse_pubs/15226770.html

7. О проведении аукционов в электронной форме: распоряжение Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 755-р // СЗ РФ. 2009. № 23. Ст. 2852.

8. О выдаче сертификатов электронных цифровых подписей государственным заказчикам для работы на электронных торговых площадках: письмо Казначейства РФ от 8 окт. 2009 г. № 42-7.4-05/10.1-592. URL: http://irkutsk.roskazna.ru/page/11584

9. Об электронной подписи: Федер. закон от 6 апр. 2011 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2036.

O.N. Grimashevich

Risks of the Glass Industry

Enterprises

Problems of management of the glass industry enterprises risks are considered. The special attention is paid to the analysis of problems of enterprise risks management system.

Key words and word-combinations: risk, risk management, risk management system.

Рассматриваются проблемы управления рисками предприятий стекольной промышленности. Особое внимание уделяется анализу задач системы управления рисками предприятия.

Ключевые слова и словосочетания: риск, управление рисками, система управления рисками.

УДК 338.45 ББК 65.304.9

О.Н. Гримашевич

РИСКИ ПРЕДПРИЯТИЙ

СТЕКОЛЬНОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Тематика управления рисками сегодня приобретает все большую популярность в российской бизнес-среде, так как внедрение технологий комплексного управление рисками, затрагивающими различные аспекты деятельности компании, становится важнейшим конкурентным преимуществом [1, с. 17]. Хорошо зарекомендовавшие себя традиционные методы менеджмента в условиях современной российской экономики, нуждающейся в существенном экономическом росте, оказываются недостаточно действенными. Для

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

191

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.