Научная статья на тему 'Предпосылки и преимущества социально-экономической интеграции России и Беларуси'

Предпосылки и преимущества социально-экономической интеграции России и Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1415
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федосов Виталий Анатольевич

The author considers the reasons for the integration tendency between the Russian Federation and Belarus Republic; he analyses the advantages for the countries in case the Union State is created, as well as the major problems of the integration process. The factors which can provide more effective performance of the Union State are estimated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socioeconomic integration of Russia and Belarus: background and advantages

The author considers the reasons for the integration tendency between the Russian Federation and Belarus Republic; he analyses the advantages for the countries in case the Union State is created, as well as the major problems of the integration process. The factors which can provide more effective performance of the Union State are estimated.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и преимущества социально-экономической интеграции России и Беларуси»

ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА

В. А. ФЕДОСОВ'

Виталий Анатольевич ФЕДОСОВ — выпускник кафедры финансов и кредита Белорусской государственной сельскохозяйственной академии (2003 г.).

В настоящее время — аспирант кафедры финансов СПбГУЭФ, работает над диссертацией на тему «Стратегия и развитие бюджетных отношений России и Беларуси».

Имеет 7 публикаций по теме.

Область научных интересов: интеграция России и Беларуси, бюджет Союзного государства.

❖ >

ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРЕИМУЩЕСТВА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ И БЕЛАРУСИ

Россия и Беларусь занимают особое место в интеграционных процессах на территории СНГ. Это определяется отличием их интеграционного объединения от других субрегиональных группировок. Если при образовании последних речь идет, как правило, только об экономической интеграции, то при формировании российско-белорусских отношений стороны продекларировали единение двух стран в Союзное государство.

Еще задолго до подписания Договора о создании Союзного государства было образовано СНГ, однако на протяжении всего периода своего существования оно не доказало своей эффективности ни в экономическом, ни в военно-политическом плане. Эта международная организация оказалась аморфной и рыхлой, постоянно находилась в стагнации, поскольку у руководства государств — членов СНГ по сути отсутствовали общие интересы, в том числе и в сфере экономики.

В условиях кризисных тенденций в СНГ начался поиск наиболее действенных форм интеграции, постепенно стали образовываться межгосударственные объединения. СНГ начинает уступать место региональному сотрудничеству. Возник Таможенный Союз, преобразовавшийся в конце мая 2001 г. в ЕврАзЭС, в который первоначально вошли Россия, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, а с 25 января 2006 г. к ним присоединился Узбекистан. Появилась и другая межгосударственная организация —

© В. А. Федосов, 2006

ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова). Но функционирование этих двух объединений также не было особенно результативным.

В рамках СНГ наиболее тесные интеграционные процессы происходят между Россией и Беларусью. В апреле 1996 г. они образовали Сообщество, через год оно было преобразовано в Союз двух стран, а сегодня уже идет становление российско-белорусского Союзного государства.

Одним из самых важных вопросов в отношениях двух стран является вопрос о причинах стремления к интеграции. И здесь можно отметить множество мнений известных политиков и ученых, как из России, так и из Беларуси. Одни делают упор на братстве славянских народов, говоря, что их роднят исторические судьбы, близость культурной и духовной жизни, социальных отношений, другие склоняются в пользу того, что главное — экономические выгоды, третьи — геополитические, военные.

Историческая и культурная близость двух народов, т. е. культурологический аспект создания российско-белорусского союза (несомненно, очень важный и необходимый), не является основным императивом при реализации двусторонней модели. Эмоциональный акцент на этой стороне объединительного процесса затушевывает реальные побудительные мотивы интеграции. С нашей точки зрения, гораздо более важными являются экономический и политический вопросы взаимоотношений Республики Беларусь и Российской Федерации.

Говоря о значимости экономического развития Союзного государства, С. Жалнин1 приходит к выводу, что сегодня все-таки важнее политический аспект объединения. В первую очередь — это разработка главного политического документа, которым является Конституционный акт, где должны быть определены государственное устройство и правовая система Союзного государства.

Но, на наш взгляд, в строительстве Союзного государства ведущая роль принадлежит именно экономической интеграции, на основе которой легче и быстрее можно содействовать выводу двух стран из кризиса и поднять на более высокую ступень качество жизни граждан. «В двусторонней интеграции России и Беларуси во главу угла ставится создание единого экономического пространства на принципах рыночной экономики. Существование его может определить сближение... национальных хозяйств, когда обеспечивается концентрация и переплетение капиталов, свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы... проведение согласованной экономической политики государств — участников интеграции»2.

Какие же экономические выгоды получат страны?

Экономическая интеграция выгодна России и Беларуси, она отвечает интересам двух стран, как в ближайшей, так и отдаленной перспективе. Благодаря объединению можно более эффективно использовать преимущества сложившегося государственного разделения труда, кооперирования и специализации производства, научно-технического потенциала и квалифицированных кадров.

В ходе интеграции формируется единое экономическое пространство, производственно-технические связи становятся более устойчивыми, совместно используются ресурсы, объединяются капиталы, создаются более благоприятные условия для хозяйственной деятельности предприятий обоих государств, снимаются разного рода барьеры между ними. Кризисное состояние народного хозяйства России и Беларуси диктует необходимость интеграции на уровне национальных экономик, регионов и предприятий. Экономическая интеграция оттесняет на второй план геополитические и другие задачи, поскольку их успешное решение напрямую зависит от уровня экономического потенциала двух стран. Хотя и геополитические, и геостратегические задачи не могут не влиять на объединительные процессы, замедляя или ускоряя их.

В чем стратегический интерес Беларуси? Республика Беларусь в экономической сфере вплотную зависит от стран СНГ и, прежде всего России, что обусловлено:

— исторически сложившимся разделением труда и территориальной специализацией хозяйства, разветвленной системой кооперации на уровне предприятий;

— заинтересованностью белорусских товаропроизводителей в емком и относительно непритязательном рынке сбыта их готовой продукции, которая в значительной степени менее конкурентоспособна на мировом рынке;

— сохраняющейся необходимостью доступа к топливно-энергетическим ресурсам (нефть, газ), по которым она полностью зависит от России (100 % в общем объеме импорта этих ресурсов), к прокагсу черных металлов (51 %), сырью для химической и нефтехимической промышленности (апатитовый концентрат, циклические углеводы), синтетическому каучуку (76 %), кальцинированной (40 %) и каустической соды (72 %), машинному и технологическому оборудованию для различных отраслей народного хозяйства, которые в Беларуси не производятся, зерну (35 %)3;

— возможностью привлечения крупных российских инвестиций в белорусскую экономику, что должно стать фактором устойчивого роста экономического потенциала республики, модернизации структуры производства и активизации рыночных реформ4.

В целом Беларусь рассчитывает, интегрировавшись с экономически более мощной Россией, ускорить решение своих хозяйственных проблем.

О необходимости экономической интеграции России и Беларуси, создающей благоприятные условия и возможности для создания общего рынка, свободного передвижения капитала, рабочей силы, услуг, говорят многие факты. Как подчеркнул А. Батыгин5, в России и Беларуси над реализацией совместных программ работают сегодня 8 тыс. предприятий, на которых трудятся около 300 тыс. человек. Например, в 1999 г. 9 из 10 моторов для МАЗа поставлялись из Ярославля6. В настоящее время благодаря российско-белорусскому сотрудничеству МАЗ полностью перешел к выпуску автомобилей только по стандартам «Евро-2» и «Евро-3». В Россию направляется порядка 80 % продукции завода, в России завод закупает до 70 % всех комплектующих для автомобилей7. Такие крупные предприятия, как «Полимер», Минский тракторный и автомобильный заводы создают примерно 1,2 млн рабочих мест в России8. Если они остановятся, сотни тысяч россиян окажутся безработными. Одно рабочее место в автомобильной промышленности Беларуси на начальном этапе интеграции создавало 8 рабочих мест в смежных отраслях9 (которые уже в 2001 г. трансформировались в 12-1410).

В настоящее время на белорусско-российское предприятие «Брестгазоаппарат» приходится 25-27 % российского рынка".Суперкомпьютер «СКИФ К-1000», разработанный совместными усилиями российских и белорусских ученых при финансовой поддержке из бюджета Союзного государства, занял шестое место в мировом рейтинге ^р.сгипсЬ высокопроизводительных ЭВМ12.

Создать альтернативные производства в России из-за недостатка финансовых средств достаточно трудно. Около 80 % тракторного парка России изготовлено Минским заводом. Он поддерживает тесные кооперационные связи со 120 российскими предприятиями и закупает у них порядка 60 % комплектующих13. Поэтому его остановка или работа не на полную мощность может отрицательно сказаться на смежных отраслях промышленности в России. Если бы удалось восстановить в полном объеме поставки сырья из России Новополоцкому объединению «Полимер», то можно было бы обеспечить занятость свыше полумиллиона россиян, которые трудятся на предприятиях трикотажной и текстильной промышленности.

Приведенные примеры свидетельствуют не только об экономической зависимости Беларуси от России, но в определенной степени — второй от первой. Полное снятие ог-

раиичений во взаимной торговле позволит России обеспечить свободный доступ своих товаров на белорусский рынок, улучшив тем самым финансово-экономическое положение сотен предприятий и целых отраслей; поддерживать тесные связи с контрагентами из Беларуси; способствовать проникновению российского капитала в Беларусь. К тому же нужно учитывать, что на территории Беларуси находится важнейший транспортный коридор для России. Республика занимает геостратегическое положение в Центрально-Восточной Европе и располагает крупной системой нефте- и газопроводов. Поэтому Беларусь для торговли с Западной Европой также экономически выгодна России.

О взаимовыгодности экономической интеграции двух стран говорят и позитивные результаты соглашения о Таможенном союзе. Хотя в таможенной политике обоих государств много нерешенных проблем, все же эксперты различных российских федеральных ведомств уже в 1996 г., по оценке бывшего министра по странам СНГ А. Тулеева, установили: выигрыш для России составил примерно 2800 млн долл. США от Таможенного союза, а для Беларуси — 2700 млн долл. Потери поступлений в бюджеты из-за отмены таможенных пошлин перекрывались за счет того, что оба государства не стали параллельно затрачивать огромные средства на обустройство границы протяженностью 1239 км. К тому же снятие таможенных пошлин способствовало оживлению хозяйственных связей между предприятиями.

По мнению П. Бородина14, Союзное государство уже существует и действует в экономической сфере, а белорусы и россияне живут в едином экономическом пространстве. Ведь топливно-энергетический комплекс Беларуси и России интегрирован на 95 %, машиностроительный — на 85, сельскохозяйственный — на 65, строительная индустрия — на 80 %.

В Москве по инициативе Совета по внешней и оборонной политике, влиятельной неправительственной организации, прошла конференция «Россия и Беларусь в мире XXI века». В ней участвовали политики и эксперты двух стран, представлявшие позиции официальных властей и негосударственных аналитических центров.

В выступлении президента фонда «Политика» В. Никонова прозвучало, что Республика Беларусь все больше выпадает из глобального общемирового и общеевропейского контекста. В подтверждение своих слов он привел краткий анализ положения России и Беларуси по пяти основным параметрам:

— вступление в постиндустриальную фазу общественного развития;

— вхождение в процессы глобализации;

— соответствие страны критериям моделей успешного и неуспешного развития;

— распространение демократических ценностей и институтов;

— участие в региональной интеграции.

По всем основным показателям, считает аналитик, Республика Беларусь отстает от Российской Федерации.

Важным моментом в интеграционных процессах между Россией и Беларусью являются перспективы вступления в ВТО. Чрезвычайно актуален вопрос: как идти в ВТО — вместе или порознь? К. Холопик11 отметил, что по уровню подготовки к вступлению в ВТО Беларусь также отстает от России. Актуален вопрос таможенных пошлин. Если условия вступления в ВТО для двух стран будут различными, то рушится Таможенный союз как таковой. Очевидно, что для России вступление в ВТО является приоритетным, даже если при этом будет ликвидирован Таможенный союз.

Одним из условий вступления России в ВТО является повышение внутренних цен на газ, что скажется, соответственно, и на экспортных пошлинах. России и Беларуси удалось договориться по всем вопросам топливного сотрудничества, руководители «Газпрома» и «Белтрансгаза» подписали несколько соглашений. По итогам состоявшихся 19

декабря 2005 г. в Москве двусторонних переговоров и заседания Совета Министров Союзного государства была достигнута договоренность о поставках Россией в 2006 г. белорусской стороне 21 млрд куб. м газа по цене 46,68 долл. за 1 тыс. куб. м. Однако одним из условий вступления России в ВТО является повышение внутренних цен на газ, соответственно, поставки газа в этом случае будут производиться по гораздо более высокой цене. К этому остается добавить, что совсем недавно Соединенные Штаты предложили членам ВТО к 2010 г. снизить импортные пошлины до 8 %, а к 2015 г. — отменить их полностью16. И хотя трудно согласиться с некоторыми журналистами и политиками, считающими, что эти решения выводят российско-белорусскую интеграцию на качественно новый уровень, но следует признать, что они дают импульс для развития интеграционных процессов.

В целях реализации положений Договора о создании Союзного государства 8 декабря 1999 г. подписана Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства17. Задача программы — определение этапов, сроков и осуществление комплекса взаимосвязанных мероприятий в экономике, правовой и иных сферах.

В ней обозначен комплекс мер, направленных на поэтапное объединение двух стран, сближение и унификацию их хозяйственных систем. Предполагается, в частности:

— проведение единой структурной политики, связанной с реформированием бюджетной, налоговой и производственной сфер, решением проблемы неплатежей и с реструктурированием банковской системы;

— осуществление единой налоговой политики на основе унифицированного законодательства;

— развертывание единой политики в области ценообразования;

— формирование единой торговой и таможенно-тарифной политики в отношении третьих стран, международных организаций и объединений.

Кроме того, формирование единого экономического пространства и функционирование на этой основе Союзного государства требует осуществления следующих экономических мероприятий:

— создание общего рынка товаров и услуг, капитала и труда;

— завершение гармонизации законодательства государств-участников в области не только налогообложения, но и денежно-кредитной, вапютно-финансовой, торговой и инвестиционной политики;

— активизация инновационной и инвестиционной поддержки прогрессивных отраслей материального производства'8.

Все мероприятия, предусмотренные Программой, должны были быть завершены в период с 2000 по 2005 г. Сейчас можно проследить их выполнение. На момент подписания Договора о создании Союзного государства планировалось, что как реформирование национальной экономики России и Беларуси, так и интеграционные процессы будут развиваться значительно более быстрыми темпами. Однако, как показала практика, эти планы не были реализованы в полной мере, даже несмотря на существенный экономический рост в странах за рассматриваемый период.

Значительное внимание во взаимоотношениях между Россией и Беларусью в последнее время уделяется введению единой валюты. Но в ходе этого процесса возникло много проблем, прежде всего — оптимальность валютной зоны Россия — Беларусь, возможные отрицательные эффекты от введения единой валюты, которые не позволили осуществить его в намеченные сроки. На наш взгляд, введение единой валюты будет являться мощным средством интеграции. Но сначала следует создать единые условия хозяйствования, единое таможенное пространство, обеспечить свободу перемещения

рабочей силы, товаров и капиталов. Только тогда идею валютного союза можно воплощать в жизнь.

Координация финансовой деятельности России и Беларуси должна осуществляться в целях создания единого экономического пространства и решения задач межгосударственного характера, к которым относится проведение согласованных мер по поэтапному сближению кредитно-финансовых параметров (темпы инфляции, обменный курс российского и белорусского рубля, ставки рефинансирования центральных банков, процентные ставки по срочным депозитам и кредитам, дефицит государственного бюджета и государственный долг по отношению к ВВП, доходность по государственным ценным бумагам, сальдо торгового баланса) и уровня цен России и Беларуси.

В 1995 г. был подписан и договор о Таможенном союзе Беларуси и России, что сразу принесло ощутимый эффект. Товарооборот после отмены таможенного оформления грузов, направляемых из одной страны в другую, почти сразу возрос на 30-40%19. Важным шагом на пути к унификации налогового законодательства и перехода на международные нормы по исчислению налогов явилось подписание соглашения о взимании НДС в стране назначения20. Данная норма начала функционировать с 1 января 2005 г. Это потребовало разработки и принятия специального порядка расчетов по НДС при трансграничных торговых операциях, поскольку между Россией и Беларусью нет таможенной границы. Соответственно порядок взимания налога регулируется межправительственным соглашением и отличается от того, который используется при сделках с хозяйствующими субъектами других государств. До сих пор Россия и Беларусь сталкиваются с серьезными проблемами в администрировании НДС и многочисленными случаями злоупотреблений, связанными с неправомерным возмещением налога. Это явилось основной причиной снижения товарооборота в 2005 г. до 15 807,5 млн долл., или на 10,7%.

В стадии разработки находятся новые информационные технологии, которые позволяли бы налоговым органам своевременно получать информацию о движении сумм налога по обычным банковским счетам, анализировать ее и оперативно принимать решения о проведении налоговых проверок тех организаций, показатели которых дают основания подозревать их в уклонении от налогообложения.

Основной целью Союзного государства является создание общего экономического пространства, функционирующего по тем же принципам, что и любой национальный рынок. Как известно, фундаментом таких отношений выступает законодательство, которое должно быть унифицированным или максимально сближенным в соответствии с международными нормами. Для достижения этой цели необходимо выполнение двух групп положений, Первая устанавливает принципы, которые страны должны соблюдать как договаривающиеся стороны и запрещать действия, нарушающие эти принципы. Вторая группа должна содержать меры, обеспечивающие и облегчающие реализацию названных принципов путем установления общих норм и гармонизации различающихся национальных законодательств с тем, чтобы последние не противоречили применению этих принципов. Несходство национальных законодательств неизбежно предопределено различиями в направлениях развития экономики в постсоветский период.

Главным источником экономического роста Союзного государства является сотрудничество в реальном секторе экономики с целью мобилизации внутренних факторов интеграции. Создание единого экономического пространства и общего рынка предполагает объединение воспроизводственных потенциалов Беларуси и России. Объединение сил двух стран в этом направлении позволит решить важные задачи, наиболее перспективными из которых являются:

— повышение эффективности функционирования реального сектора на основе роста конкурентоспособности товаропроизводителей при укреплении их позиций в общем экономическом пространстве и усилении их экспортной ориентации;

— расширение торгово-экономических связей и товарооборота между двумя странами при увеличении платежеспособного спроса в них;

— реализация преимуществ специализации и кооперирования производства за счет концентрации ограниченных инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях.

Для активизации взаимовыгодного сотрудничества двум странам важно выработать долговременную и согласованную экономическую политику. Общий потенциал двух стран задействован еще слишком слабо. Оба государства по-прежнему значительно отстают от развитых стран по производству ВВП на душу населения,

В рамках экономической интеграции обоих государств значительное место занимает развитие производственной кооперации путем разработки и осуществления совместных программ и образования транснациональных финансово-промышленных групп, что помогает проводить единую структурную промышленную политику. Но важно и то, что контакты между странами развиваются не только в политике и экономике, но и по всему спектру человеческих отношений, в том числе в сфере науки, информации и культуры. В рамках создания Союзного государства идет интенсивная работа по формированию единого научного, информационного и культурного пространства, чему способствует подписание межгосударственных соглашений о сотрудничестве в этих областях.

В российско-белорусской экономической интеграции существенное место занимают регионы и межрегиональные ассоциации. Со второй половины 90-х годов сотрудничество именно на межрегиональном уровне стало одним из приоритетных направлений экономической интеграции. С каждым годом оно углубляется и становится заметным компонентом двусторонних производственных связей. В начале 2001 г. Республика Беларусь поддерживала систематические торгово-экономические связи с 70 российскими регионами, а во взаимных поставках продукции участвовали российские предприятия из 79 субъектов Российской Федерации21. Такому крупномасштабному сотрудничеству способствовал ряд факторов. Во-первых, подписание многих межгосударственных и межправительственных соглашений. Во-вторых, в 90-х годах субъекты Российской Федерации получили от федеральной власти больше экономической самостоятельности.

Привести хозяйственные системы России и Белоруссии «к общему знаменателю» планировалось в весьма сжатые сроки, но, как мы уже сейчас видим, это явилось сложной проблемой. Учитывая серьезные различия в подходах к проведению реформ двух стран, ее решение во многом зависит от степени готовности Беларуси унифицировать свою экономическую политику с политикой более мощного партнера — России (в любых интеграционных объединениях ключевую роль в разработке и реализации экономической политики играет более сильный партнер, и рассматриваемое Союзное государство исключением не является).

Активизация рыночных реформ в Беларуси и сближение на этой основе ее экономической системы с экономической системой России предусмотрены рядом российско-белорусских документов, принятых в последнее время. Так, согласно подписанному Соглашению между Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации о мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы22 в Беларуси должно быть прекращено централизованное целевое льготное кредитование предприятий и организаций любых отраслей экономики и обеспечено предоставление кредитов коммерческим банкам только на рыночных условиях. Также документом предусматриваются: прекращение использования кредитов Национального банка Республи-

ки Беларусь для финансирования дефицита госбюджета, мероприятия по поддержанию стабильного обменного курса белорусского рубля к российскому, отмена госрегулирования цен на энергоносители и на ряд других видов продукции и услуг, ускорение процессов приватизации, развитие фондового рынка.

С осени 1999 г. реализуется новая концепция денежно-кредитной политики, предусматривающая ужесточение последней ради снижения инфляции (в том числе резкое ограничение масштабов льготного кредитования экономики), темпы которой, как уже отмечалось, уменьшились со 107,5 % в 2000 г. до 10,2% в 2005 г. Началась либерализация валютного рынка: в сентябре 2000 г. было покончено с множественностью валютных курсов и появился единый курс белорусского рубля. Произошла определенная либерализация ценообразования. Значительно сокращен (в несколько этапов) список социально значимых товаров и услуг, цены на которые регулируются государством: в октябре 2001 г. в этом списке оставалось лишь 13 наименований (хлеб и хлебобулочные изделия, масло, говядина и свинина, соль, сахар, спички и др.).

В 2001 г. вступил в силу Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, по мнению ряда специалистов, — один из самых либеральных в СНГ. Данным документом, в частности, регламентируются надежные гарантии сохранности имущества инвесторов (в том числе зарубежных); впервые в СНГ предусматривается возможность предоставления госпредприятий в концессию иностранцам на срок до 99 лет. В соответствии с Законом РБ «О свободных экономических зонах», принятым в 1998 г., ныне в Белоруссии действуют несколько таких зон, где иностранным инвесторам предоставляются ощутимые налоговые и иные льготы. В 2003 г. сокращено количество видов деятельности, подлежащих лицензированию, с 165 до 48, а в ближайшем будущем планируется довести эту цифру до 10-12 (для сравнения — в России в 2005 г. количество видов деятельности, подлежащих лицензированию, было сокращено со 123 до 103), ускорить приватизацию и реально запустить процедуру банкротства неэффективных предприятий, развернуть преобразования в аграрном секторе и жилищно-коммунальную реформу.

Важную роль в развитии белорусской экономики призвана сыграть амнистия капиталов, вывезенных из Белоруссии за рубеж (за исключением капиталов криминального происхождения). Амнистированные капиталы планируется использовать для стимулирования приватизационных процессов.

Как можно охарактеризовать перспективы Союзного государства в ближайшем будущем, по мнению П. Бородина23, это в немалой степени зависит от того, каким будет основополагающий документ Союза — Конституционный Акт. Одной из основных проблем является то, что действующие документы Союзного государства не дают четкого определения природы созданного объединения, соответствующего международному праву. С другой стороны, по ряду признаков это Союзное государство — не такое аморфное объединение. В качестве конечной цели Союза его учредители четко определили создание единого государства, однако оставили открытым вопрос о его конкретной форме.

Это может быть федерация по примеру СССР, в которой вся социально-экономическая и политическая жизнь в отдельных частях-регионах должна идти на основе решений единых федеральных органов. Другой сценарий — договорная федерация — предусматривает паритетное представительство, основанное на принципе суверенного равенства Беларуси и России. Этот сценарий связан с преобразованием нынешнего Союза Беларуси и России в двухсубъектное государство с сохранением существующей многоуровневой асимметричности России и Беларуси в виде Союза Суверенных Республик. Еще более мягкой формой является кооперативная федерация, основанная на экономическом сотрудничестве между федеральным центром и субъектами федерации.

Интересна точка зрения Ю. Князева24, который считает, что на данный момент существует три варианта российско-белорусского объединения: полная интеграция в единое государство, негосударственное образование на примере Евросоюза и объединение на основе положений Договора о создании Союзного государства.

Политики, ученые, аналитики высказывают различные мнения о будущем государственном устройстве Союзного государства, но большинство из них сходятся на том, что самой оптимальной моделью интеграции России и Беларуси является объединение на основе положений Договора о создании Союзного государства. Эта модель наиболее понятна и поддерживаема обеими сторонами.

Интересное исследование провел В.Качалов25. Автор смоделировал перспективы интеграции России и Беларуси и пришел к выводу, что наиболее реальным является конфедерация двух государств (рыхлая структура, по мнению многих авторов). Однако, по его мнению, Россия и Беларусь в своем интеграционном взаимодействии приступили к созданию совершенно нового, уникального типа Союзного государства, обладающего как конфедеративными, так и федеративными признаками при одновременном наличии в этом уникальном государственном образовании особенностей, свойственных международным организациям.

Обобщая результаты дискуссии, можно сделать вывод, что предпочтительным представляется вариант конфедеративного устройства Союзного государства с элементами федерации. По словам Ю. Князева, несколько десятилетий развитие России и Беларуси в составе СССР осуществлялось на основе их особого статуса, собственного национального развития, равенства республик между собой, самостоятельного представительства на международной арене. В проекте Конституционного Акта должны содержаться принципы первичности суверенитета государств — участников Договора, суверенности Союзного государства в пределах полномочий, делегированных ему Россией и Беларусью, добровольности передачи части властных полномочий. Кроме того, должны быть изложены принципы уважения и неукоснительного соблюдения прав и свобод человека и гражданина в соответствии с взятыми международными обязательствами по Договору, настоящему Конституционному Акту и иным международным соглашениям.

Сейчас есть основания заключить, что процесс по созданию Союзного государства перешел в фазу практики, идет процесс формирования новых общественных отношений, в том числе и производственных. Однако существуют проблемы интеграционного процесса, а именно:

— объективные, которые заключаются в различиях политических структур, подходов к экономическим преобразованиям, частичной ориентации на страны дальнего зарубежья, несовпадение текущих интересов государств, в том числе с интересами хозяйствующих субъектов, неэквивалентность хозяйственных отношений между двумя странами;

— субъективные, которые проявляются в сохраняющемся национальном патриотизме, трудностях, появившихся в процессе интеграции, неэффективность созданных интеграционных механизмов, неработоспособности договоренностей, противоречии между стремлением Беларуси к сотрудничеству и одновременно к сохранению своего полного национального суверенитета.

После принципиального решения вопроса об интеграции актуальным становится вопрос о ее этапах. Как известно, существует наработанная последовательность этапов объединения государств. Это — зона свободной торговли, таможенный союз, экономический союз, валютный союз и, наконец, политический союз. Движение от начального этапа к конечному может идти по двум моделям: «мягкая интеграция» и «жесткая». Первая предусматривает поэтапное прохождение пути с относительно долгой останов-

кой на каждом этапе без передачи части своего суверенитета наднациональным структурам (ЕАСТ, НАФТА, МЕРКОСУР). «Жесткая интеграция» (ЕС), наоборот, предусматривает создание наднациональных структур н передачу им части суверенитета.

Развитие интеграции хотя и требует подчинения национальных интересов долгосрочным преимуществам углубления интеграции, частичного отказа от суверенитета в проведении политики регулирования внешней торговли и защиты отечественных производителей, а на более высоких этапах — ив проведении политики в денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и социальной сферах, имеет ряд преимуществ. Основными из них являются следующие:

— расширение объемов торговли между странами-участницами, доступ производителей и потребителей каждой из стран к более обширным рынкам и ассортименту товаров;

— возможность использования объединенных и, как следствие, более значительных ресурсов и рынков для становления новых отраслей, использование преимуществ сотрудничества и внутрирегиональной специализации для развития крупномасштабных производств, позволяющих добиться эффекта масштаба;

— развитие внутрирегиональной конкуренции и, как следствие, повышение конкурентоспособности товаров и услуг на глобальных рынках;

— расширение возможностей более широкого научно-технического обмена и концентрации совместных усилий в развитии науки и технологий;

— создание более сбалансированной инфраструктуры, например транспортной, бан-ковско-финансовой, коммуникационной и др.;

— способность более жестко совместно отстаивать свои интересы в двусторонних экономических отношениях с другими странами, на уровне международных экономических организаций.

Однозначное мнение по оценке интеграции с Россией высказал Президент Республики Беларусь А. Лукашенко: «Самое эффективное и приносящее нам пользу — это сотрудничество с Российской Федерацией в рамках Союза Беларуси и России. Все вопросы, которые нас так или иначе волнуют в сфере социальной, экономической, оборонной, за исключением, может быть, политических, внешней политики — решены в рамках Союза Беларуси и России»26.

Поэтапно реализуется важнейшая задача союзного строительства — интеграция в социальной сфере, которая предполагает создание экономических, политических, организационных и иных условий для комфортной и достойной жизни граждан. По итогам заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства в январе 2006 г. в Санкт-Петербурге Президенты России и Беларуси подписали соглашение, регламентирующее порядок пребывания граждан на территории Союзного государства и порядок оказания медицинской помощи гражданину Союзного государства. Кроме того, были поставлены подписи под соглашением о регулировании вопросов собственности Союзного государства и договором о сотрудничестве в области социального обеспечения.

Наряду с процессом интеграции России и Беларуси решается один из важнейших российских внешнеэкономических вопросов — формирование Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Беларуси, Казахстана и Украины. Соглашение и Концепции о создании ЕЭП, подписанные 19 сентября 2003 г. в Ялте президентами этих стран, стали результатом поиска новых оптимальных путей и вариантов экономической интеграции.

Различие моделей рыночных реформ в России и Беларуси, не будучи непреодолимым препятствием для экономической интеграции двух стран, тем не менее не может не сказываться в негативном плане на ее ходе. Но, как правильно отметил А. Лавров, «ин-

теграция — это не результат, это непрерывный процесс, и он будет идти, замедляясь, ускоряясь»2'. Развитие российско-белорусской интеграции требует синхронизации экономических преобразований. Избранный белорусским руководством вариант «мягкого» вхождения в рынок позволил сохранить сложившуюся структуру экономики, ориентированную преимущественно на выпуск готовых изделий обрабатывающей промышленности. «Шоковая терапия», несомненно, разрушила бы эту структуру. Экономический рост в Белоруссии достигается прежде всего посредством интенсификации использования имеющегося производственного потенциала с помощью активного государственно* го регулирования экономики.

Договор о создании Союзного государства, безусловно, придал новый импульс ускорению экономического сближения двух стран. При этом необходимо учитывать, что образование Союзного государства является не самоцелью, а прежде всего средством реализации преимуществ объединения экономических потенциалов двух стран, вытекающих из межгосударственного и территориального разделения труда, специализации, кооперирования производства, а также объединения и концентрации последних на приоритетных направлениях, объединения усилий на расширение общего внутреннего рынка и рынков в третьих странах.

Подводя определенный итог, можно отметить, что анализ основных параметров развития России и Беларуси показывает: Республика Беларусь обладает производственно-экономическим потенциалом, особенно специализированных отраслей. Но для дальнейшего развития экономического сотрудничества Беларуси и России в составе Союзного государства необходимо создание:

— законодательно-правовой базы (точнее, ее окончательного варианта), обеспечивающей равные условия субъектам хозяйствования на территории двух государств. Причем нужно принимать во внимание соответствие его положениям, необходимым для развития международного сотрудничества с другими странами, в том числе и для вступления в ВТО;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— общего экономического пространства путем организации единого таможенного пространства и постепенного формирования общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы, единого информационного и научно-технического пространства;

— благоприятных условий для защиты внутреннего рынка, развития экспортоориен-тированных производств, поддержки интересов национальных экспортеров;

— условий для привлечения инвестиций, прежде всего в рамках разрабатываемых совместных проектов и программ с целью повышения конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей;

— эффективной инфраструктуры внешней торговли на основе развития дилерской сети, торговых представительств и пунктов сервисного обслуживания предприятий-экспортеров.

Кроме того, обязательным атрибутом интеграционных процессов должно быть, мы в этом убеждены, расширение сотрудничества на межрегиональном уровне. Для этого потребуется, в том числе, и разработка методологии проведения совместного мониторинга внешних рынков.

Оптимальным, с нашей точки зрения, в сложившихся условиях представляется эволюционный, постепенный подход к сближению экономических систем России и Беларуси. Целесообразно, в частности, установить реальные сроки для проведения Беларусью мероприятий по углублению рыночных реформ. Однако, учитывая объективную логику интеграции, ее значимость для России и Беларуси, искусственно затягивать унификацию экономических систем двух стран также не следует.

ЛИТЕРАТУРА

1 Ж а л н и н С. Г. Союзное государство. Ки. 3. Социально-политические модели / С. Г. Жалнин, В. В. Качалов, П. А. Кохно / Под науч. ред. П. А. Кохно. М., 2004. — С. 142.

2 Парламентская газета, 2001,27 марта.

3 Кохно П.А., Мартысюк С П., Моисеенко А. А. Вклад экономики Беларуси в Союзное государство. — Минск, 2001.

4 Голикова Н. В. Сравнительная оценка основных параметров развития Беларуси и России // Социально-экономические проблемы развития Союзного государства: Сб. научн. трудов. — Минск, 2001, —С. 38.

5 Батыгин А. Каждый делает то, что умеет лучше других // Российская газета, 2006,2 февр.

6 Парламентская газета, 1999,25 нояб.

7 www.soyuzinfb.ru

* Советская Россия, 1999,30 окт.

* Там же, 1996,14 нояб.

10 Союзные программы: на пути к достижению целей. М„ 2001. — С. 14.

" www.soyuzinfo.ru

12 www.soyuzinfo.ru

15 Кузнецова О. Развитие интеграции — через рост экспортного потенциала // Национальная экономическая газета, 2004,23 нояб.

" Медведев П. Павел Бородин: сегодня в наших отношениях бал правит экономика// Российская газета, 2004, 14 июня.

15 Абрамова О. Движение есть, прогресса нет // Национальная экономическая газета, 2003, №31.

14 ДылевскиЙ Г. Интеграция: какое государство мы строим? // Национальная экономическая газета, 2003, № 3.

" Программа действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.

" Беларусь и Россия: организационно-правовые основы интеграции (1996-2001 гг.) / Л. П. Козик, М. В. Мясникович, А. М. Абрамович и др. — Минск, 2001. — С. 152; Дай не ко А. Е. Экономические приоритеты формирования Союзного государства // Социально-экономические проблемы развития Союзного государства: Сб. науч. трудов. Минск, 2001. — С. II.

19 Бибиков В. Груз досмотрят по команде компьютера II Российская газета, 2006,19 янв.

20 Соглашение о взимании косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг в стране назначения от 15 сентября 2004 г.

21 Российская газета, 2001,1 февр., 31 марта.

22 Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации о мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы от 30 ноября 2000 г.

и Союзные программы: на пути к достижению целей. М., 2001.

24 Князев Ю. Интервью РИА «Новости», 2003,27 янв. (Ийр:/^ w w. Iawportal.ru/news/news.asp7newsfD»" 1919).

25 Ж а л я и н С. Г. Указ. соч. — С. 222-250.

24 www.soyuzinfo.ru

27 Социально-экономическая трансформация в странах СНГ: достижения и проблемы: Материалы межд. конф. — М.: ИЭПП, 2004. — С. 135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.