Научная статья на тему 'Предпосылки и особенности создания виртуальных организационных форм'

Предпосылки и особенности создания виртуальных организационных форм Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и особенности создания виртуальных организационных форм»

ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ И.В. Логунова, ассистент Воронежский государственный технический университет

Переход к постиндустриальному обществу обусловил изменения всех сфер жизни общества, в т.ч. и экономики, которая не получила пока однозначного определения и содержания в новых условиях. Так, имеют место следующие термины: «новая экономика» /1/, «сетевая экономика» /16/ и «е -экономика» /10/. Р. Вайбер наряду с «сетевой экономикой», предлагает использовать термины «информационная» и «высокотехнологичная» /2/.

A. Шевченко /16/ определяет новые условия как «сетевую экономику», основной сущностью которой становятся предприятия, не имеющие фиксированной и территориальной структуры, - виртуальные предприятия. Сетевая экономика, по мнению А. Шевченко, имеет следующие специфические характеристики:

- ценность товара или услуги вырастает из изобилия и возрастает по мере повсеместного распространения («эффект факса» - аппараты приобрели ценность, когда их стало много);

- инверсионное (обратное) ценообразование, т.е. снижение цены товара или услуги по мере их совершенствования /16/.

Новая экономика в узком смысле - это инфо-коммуникационный сектор всей экономики, охватывающий электронную коммерцию, фондовый рынок, финансы, средства массовой информации и некоторые другие сферы (образование, здравоохранение, связь и т.д.). Основой новой экономики в данном случае являются компьютеры, Интернет, коммуникационные системы, информационные технологии. Новая экономика в широком смысле - это закономерный результат эволюции общего технологического развития, наступление его очередного, постиндустриального этапа, ведущего к созданию информационного общества. Ее основу составляют высокотехнологичные компании и производства прежде всего, реального сектора экономики, опирающиеся на информационные возможности глобальных телекоммуникаций. Определяющее значение имеет наука и вся ее инфраструктура, которая позволяет превращать идеи в конкретные достижения /1 /.

B. В. Пономарев определяет новые условия как «глобально - виртуальную экономику» или «е - экономику». Особенностью е - экономики является то, что «успеха достигают те предприятия, которые способны генерировать знания, адаптироваться к глобальным изменениям и вводить постоянные инновации» /10/.

Разнообразие перечисленных терминов объясняется, прежде всего, относительно недавним интересом к проблемам постиндустриального общества, нового уклада экономики и особенностям ее организации и функционирования. В условиях новой экономики особо остро выделяется проблема поиска соответствующих организационных форм, обеспечивающих получение прибыли и конкурентоспособности продукции и предприятий в целом. В этом контексте автор солидарен с В.В. Пономаревым /10/, согласно мнению которого «е -экономика является идеальным местом ведения бизнеса».

В процессе перехода к информационному обществу и новой экономике сформировались условия, принципы и характеристики организационных форм, соответствующих направлению развития организаций, что представлено на рис. 1. В качестве новых организационных форм в условиях перехода к постиндустриальному обществу специалистами предлагаются сетевые и виртуальные образования (структуры). Сетевым организационным формам уделяется достаточно большое внимание в специализированных публикациях, авторы которых затрагивают ключевые вопросы формирования сетевых структур /8, 9, 11, 12, 13/.

Однако не все специалисты определяют новые организационные формы как сетевые или виртуальные. Так, согласно мнению Сердюк В.А. /14/, необходимо выделять бизнес - системы (бизнес - структуры), функционирование которых определяется принципами работы Интернет. В качестве таких бизнес -структур выделяются стабильные и динамические. Стабильные бизнес - системы представлены как отдельными компаниями, так и группами компаний, объединенных в долгосрочные взаимоотношения с внешними поставщиками. Партнеры организуются вокруг отдельных крупных фирм. Динамические бизнес - системы представлены временными альянсами фирм. Они организуются вокруг лидирующей фирмы, каждый из партнеров этой группы обладает самостоятельностью, и сотрудничество определяется на основе специфического проекта или взаимодействия /14/.

Стоит согласиться с мнением специалистов /4, 5/ относительно того, что виртуальная форма организации не существует сама по себе, а является одним из элементов виртуального пространства наряду с виртуальным рынком и виртуальной реальностью, что представлено на рис. 2.

Виртуальное предприятие не имеет однозначного термина для определения, и существующее множе-

ство однозначно не определяет содержание этого понятия. Так, имеют место следующие термины: «виртуальное предприятие» /4, 5, 6 7, 14/, «виртуальная организация» /10/, «виртуальная команда» /14/, «вир-

туальная корпорация» /4, 7, 14/, «квазипредприятие» /4/, метапредприятие /6/, «виртуальные товарищества» /6/.

Адаптивность Самообу чаемость Гибкость

Рис. 1. Условия, принципы функционирования и характеристики организаций нового типа

А. Манюшис рассматривает виртуальное предприятие в абстрактном смысле как «наиболее передовую и эффективную форму организации предприятия из ряда «мысленно возможных», наилучшую с точки зрения имеющихся технических и экономических условий /6/. По его мнению, виртуальное предприятие - сетевая, компьютерно-интегрированная организационная структура, объединяющая неоднородные ресурсы, расположенные в различных местах.

Вютрих А. Ханс, Филипп Ф. Андреас /4/ считают, что виртуальное предприятие - это добровольная временная форма кооперации нескольких, как правило, независимых партнеров (предприятий, институтов, отдельных лиц), обеспечивающая благодаря оптимизации системы производства благ большую выгоду клиентам.

Согласно В. Мейтусу /7/, виртуальное предприятие - структура, ориентированная на выпуск конкретного продукта, создаваемая лишь на период его изготовления путем объединения производственных возможностей и ресурсов, предоставляемых другими объектами (предприятиями, предпринимателями, физическими лицами) на договорных условиях в заранее определенном объеме и на фиксированное время.

По мнению А.В. Катаева /5/, виртуальное предприятие - временная кооперационная сеть предприятий (организаций, отдельных коллективов и людей),

обладающих ключевыми компетенциями для наилучшего выполнения рыночного заказа, базирующая на единой информационной системе.

И.П. Пономарев /10/ рассматривает виртуальную организацию как организацию, которая создается для выполнения какой - либо работы или реализации возникающей потребности, что позволяет избежать постоянных изменений и в то же время использовать возникающие возможности.

Виртуальные предприятия, по мнению А. Шевченко /16/, создаются путем отбора требующихся человеческих, организационно-методических и технологических ресурсов разных предприятий и их компьютерной интеграции, приводящей к формированию гибкой, динамичной организационной системы, наиболее приспособленной для скорейшего выпуска новой продукции и ее оперативной поставки на рынок.

Анализ содержания представленных понятий виртуального предприятия позволяет считать данную организационную форму идеальной, наиболее подходящей для новых условий функционирования предприятий.

В исследованиях А. Манюшиса, В. Смольянино-ва и В. Тарасова /6/ встречается такое понятие, как «квазиорганизация» как альтернатива названия виртуального предприятия. Это объясняется тем, что

виртуальное предприятие не существует в реальном физическом пространстве, а создается путем инфор-

Относительно цели создания и функционирования виртуальных форм организации управления также нет единства во взглядах специалистов. Так, А.В. Катаев /5/ считает, что «цель виртуального предприятия - это получение прибыли путем максимального удовлетворения нужд и потребностей потребителей в товарах (услугах) быстрее и лучше потенциальных конкурентов. Немного иной аспект цели прослеживается у Х.А. Вютриха и А.Ф. Филиппа /4/, которые полагают, что «причиной и целью создания виртуальных партнерств выступает взаимная выгода клиента и сетевых партнеров». С одной стороны, «клиент в одном лице приобретает исполнителя своего заказа и благодаря оптимизации системы производства благ извлекает максимальную выгоду». С другой - «сетевые партнеры получают возможность ввести в дело свои ключевые компетенции и участвовать в выполнении самых разнообразных заказов, которые поодиночке они не могли бы реализовать» /4/. И.П. Пономарев /10/ утверждает, что «виртуальная организация

мационной интеграции ресурсов партнеров.

не имеет цели, она сама есть цель; она появляется в нужное время в нужном месте и исчезает после».

Сложность и полиаспектность рассмотренной терминологии, характеризующей предпосылки и особенности формирования новых организационных форм позволяют сделать вывод, что ключевым положением классификации организационных структур управления предприятием следует считать тип организации (предприятия) и соответствующий ему тип организационной структуры. Применительно к рассмотренной области исследования можно выделить новый тип организаций (предприятий), для которых характерны условия, принципы и признаки функционирования, определяемые спецификой информационной экономики и постиндустриального общества, и соответствующий ему новый тип организационных структур, характеризующийся сетевыми и виртуальными организационными формами.

Рис. 2. Элементы пространства виртуализации

Литература

1. Интеллектуальные ресурсы и их роль в новой экономике / М. Бендиков // Консультант директора. 2002. № 9 (165). С. 22 - 30.

2. Вайбер Р. Эмпирические законы сетевой экономики / Р. Вайбер // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 4. С. 82 - 91.

3. Владимирова И.Г. Компании будущего: организационный аспект / И.Г. Владимирова // http://www.cfin.ru.press/management/1999-2/05.shtml

4. Вютрих А. Ханс. Виртуализация как возможный путь развития управления / А.Х. Вютрих, Ф.А. Филипп // http://www.ptpu.rU/issues/5 99/19 5 99.htm

5. Катаев А.В. Анализ особенностей организации и управления виртуальными предприятиями / А.В. Катаев // http://www.aup/ш/articles/maшgement/3.htm

6. Манюшис А. Виртуальное предприятие как эффективная форма организации внешнеэкономической деятельности компании / А. Манюшис, В. Смольянинов, В. Тарасов // http://www.ptpu.ru/issues/4 03/16 4 03.htm

7. Мейтус В. Виртуализация производства / В. Мейтус // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 1. С. 91 - 95.

8. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФА - М., 2002. - 480 с.

9. Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур / Р. Патюрель // Проблемы теории и практики управления. - 1997. - № 3. С. 43 - 57.

10. Пономарев И.П. Виртуальная организация: предпосылки возникновения новой организационной формы / И.П. Пономарев // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 5. С. 16 - 23.

11. Райсс М. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевых организаций / М. Райсс // http://www.ptpu.ru/issues/1 97/17 1 97.htm

12. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник / З.П. Румянцева. -М.: ИНФРА-М, 2001.-304 с.

13. Рюэрг-Штюрм Й., Янг М. Значение новых се-теобразных организационно - управленческих форм для динамизации предприятий / Й. Рюэрг-Штюрм, М. Янг // http://www.ptpu.ru/issues/6 01/18 6 01.htm

14. Сердюк В.А. Сетевые и виртуальные организации: состояние, перспективы развития / В.А. Сердюк // Менеджмент в России и за рубежом. № 5.2002. - С.91 - 104.

15. Тарасов В. Причины возникновения и особенности организации предприятия нового типа / В. Тарасов // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - № 4. С. 45 - 56.

16. Шевченко А. Стандарты третьего тысячелетия / А. Шевченко //

http ://www/do cumenta. spb. ru/uslugi/standart.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.