АПК и сельское хозяйство
УДК 338.24 БАЛИЯНЦ КАРИНА МИХАИЛОВНА
к.э.н., научный сотрудник Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН,
e-mail: [email protected]
ДОХОЛЯНСЕРГЕИ ВЛАДИМИРОВИЧ
д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН,
e-mail: [email protected]
ЭМИНОВА ЭЛЬНАРА МИГАЖИДИНОВНА
к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление в АПК» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М.Джамбулатова», e-mail: [email protected]
DOI: 10.26726/1812-7096-2020-07-25-35 ПРЕДПОСЫЛКИ И ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (СКФО) В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ1
Аннотация. Цель работы заключается в исследовании предпосылок устойчивого развития АПК и основных регулирующих факторов для формирования эффективной стратегии аграрного развития АПК и выбора научно-обоснованных мер по её реализации. Метод или методология проведения работы. В работе используется системный подход к решению проблем. В основе работы фундаментальные труды отечественных и зарубежных учёных по вопросам устойчивого развития агропромышленного комплекса страны и регионов. Область применения результатов. Результаты проделанной работы могут быть использованы органами власти в управлении АПК при формировании системы управления устойчивым развитием региональных агропромышленных комплексов. Выводы и результаты. Переход к устойчивому аграрному развитию возможен путем анализа проблем в АПК, факторов его устойчивого развития и условий их проявления. Обеспечение устойчивого развития АПК возможно лишь на основе системного подхода. Предпосылки, факторы, пути развития АПК их взаимная связь при этом учитывается. В качестве основных регулирующих факторов выделены: инновационное обеспечение устойчивого развития, способствующее формированию инновационной стратегии развития АПК; увеличение материально-технической базы АПК; наличие квалифицированных специалистов в АПК. Среди основных факторов выделены этические нормы общества и его морально -нравственное состояние, местные обычаи, национальные традиции, географическое расположение, политическая ситуация, которые непосредственно влияют на организационно-экономические факторы и механизм развития АПК в целом.
Ключевые слова: устойчивое развитие, агропромышленный комплекс, факторы, предпосылки, Северо-Кавказский федеральный округ, сельское хозяйство, сельскохозяйственное производство, аграрная политика.
BALIYANTS KARINA MIKHAILO VNA
Ph. D. in Economics, researcher At the Institute of socio-economic research of the Russian Academy of Sciences,
e-mail: [email protected]
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект №20-010-00965 А.
DOKHOLYANSERGEY VLADIMIROVICH
Dr.Sc. of Economics, Professor, chief research officer of the Institute socio-economic research Institute of the Russian ACADEMY of Sciences,
e-mail: [email protected]
EMINOVA ELNARA MIGAZHIDINOVNA
Ph. D. in Economics, associate Professor of the Department of Economics and management in agriculture Dagestan state agrarian University named after M. M. Dzhambulatov,
e-mail: [email protected]
PREREQUISITES AND FACTORS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT (NCFD) IN CONDITIONS MODERN ECONOMY
Abstract. The aim of this work is to explore the prerequisites for sustainable development of agriculture and the main controlling factors for the formation of effective strategies agrarian agribusiness development and selection of evidence-based measures for its implementation. Method or methodology of the work. The paper uses a systematic approach to problem solving. The work is based on the fundamental works of domestic and foreign scientists on sustainable development of the agro-industrial complex of the country and regions. The scope of the results. The results of this work can be used by the authorities in the management of the agro-industrial complex in the formation of a management system for the sustainable development of regional agro-industrial complexes. Conclusions and results. The transition to sustainable agricultural development is possible by analyzing the problems in the agro-industrial complex, the factors of its sustainable development and the conditions for their manifestation. Ensuring the sustainable development of the agro-industrial complex is possible only on the basis of a systematic approach. Prerequisites, factors, ways of development of the agro-industrial complex and their mutual connection are taken into account. As the main regulating factors are highlighted: innovation for sustainable development, promote the formation of innovative strategy of agricultural development; increase the material-technical base of agriculture; availability of skilled professionals in agribusiness. Among the main factors identified are the ethical standards of society and its moral state, local customs, national traditions, geographical location, political situation, which directly affect the organizational and economic factors and the mechanism of development of the agro-industrial complex as a whole.
Keywords: sustainable development, agro-industrial complex, factors, prerequisites, North Caucasus Federal district, agriculture, agricultural production, agricultural policy.
Введение. Научно-обоснованные меры внедрения эффективной стратегии аграрного развития, ее формирование возможно, только если правильно будут установлены и исследованы предпосылки устойчивого развития АПК. Роль предпосылок заключается в представлении базы с целью определения реальной картины будущего развития и его факторов. Исходное состояние АПК, экономические условия аграрного производства, задачи АПК, интерес со стороны государства к решению этих задач отражаются в возможностях устойчивого аграрного развития.
Определение путей устойчивого развития аграрной экономики возможно при системном исследовании текущей ситуации.
Методы исследования. Производство продуктов потребления и сельскохозяйственного сырья, обеспечивающееся совокупность отраслей, во взаимосвязи образует агропромышленный комплекс. Многие отрасли народного хозяйства влияют, прямо или косвенно, на производство продукции АПК. Динамичное развитие АПК обеспечивается только при достижении устойчивого воспроизводства, как в каждом его структурном подразделении, так и в отрасли в целом.
В решении задач АПК заинтересовано государство, что является главной предпосылкой развития АПК. Развитие агропромышленного производства немыслимо без заинтересованности государства в экспорте, а не импорте продовольственных товаров без учета интересов
сельскохозяйственных производителей [3, 7, 10].
Иностранные инвесторы имеют широкие возможности для проведения своего бизнеса в РФ [5]. Достижения НТП и высокопроизводительная техника внедряются в сельскохозяйственное производство, создав инвестиционную основу и отойдя от неконкурентоспособных технологий, благодаря улучшению кредитной политики, активизации частного бизнеса. Государственная поддержка АПК России заключается в стимулировании приобретения новой техники, предоставлении субсидий за счет средств федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам [8].
Аграрный комплекс в настоящее время развивается благодаря активной деятельности инвестиционных компаний, численность которых составляет несколько десятков. Однако приоритет отдается инвестиционным проектам, которые связаны с реконструкцией и строительством животноводческих комплексов. Новые рабочие места и увеличение объема выпуска продукции сельхозпредприятий обеспечиваются реализацией этих проектов. Привлечение молодых специалистов к работе на селе, выделение денежных средств на то, чтобы поддержать школы, детские сады, учреждения культуры, а также социально незащищенные слои населения относятся к принципам социально ответственного ведения бизнеса.
Российская поставка продуктов питания на мировой рынок, учитывая ресурсный и биоклиматический потенциалы государства, может стать ключевой статьей экспорта продукции [2, 6, 19]. Однако отечественная продукция будет конкурентоспособной только тогда, когда будет эффективное производство и будут непосредственно снижены затраты на единицу продукции. Рост производительности труда будет обеспечен путем вливания новых инвестиций в модернизацию производства, а инвестиционная привлекательность отрасли и ее рентабельность станут основными задачами.
Условия функционирования определяют устойчивое развитие АПК наряду с общественно значимыми задачами, решение которых поддерживается органами власти.
Предпосылки устойчивого развития АПК подразделяются на три группы (рис. 1).
Рис. 1. Предпосылки устойчивого развития АПК
Природно-климатические факторы создают первую группу условий, поэтому они неподвластны влиянию человека, и, соответственно, их можно только ослабить, но не устранить. Природные и экономические факторы создают вторую группу условий, которые уже могут регулироваться человеком. Определенные меры формируют третью группу условий, которые от этих мер зависят.
Рассмотрим ряд показателей, которые отражают современное положение в субъектах Северо-Кавказского федерального округа и позволяют проанализировать вышеуказанные факторы (табл. 1-3).
Таблица 1
Распределение земель сельскохозяйственного назначения в субъектах Северо-Кавказского федерального округа (на 1 января 2018 г., тыс. га) [23]
Регион Общая площадь Сельскохозяйственные угодья
Всего В т. ч.
Пашня Залежь Многолетние насаждения Сенокосы Пастбища
Россия 1712519,1 222012,6 122727,4 4896,4 1909,6 24016,2 68463
Северо-Кавказский федеральный округ 17043,9 12094,2 5626,1 23,2 172,4 554,1 5718,4
Республика Дагестан 5027 3348,2 520,1 4,8 72,4 162,3 2588,6
Республика Ингушетия 362,8 222 111 4,7 9,7 96,6
Кабардино-Балкарская Республика 1247 696,4 300,7 0 30,1 56,3 309,3
Карачаево-Черкесская Республика 1427,7 663,9 161,1 3,8 4,9 140,9 353,2
Республика Северная Осетия - Алания 798,7 400,8 202,4 0,4 5,1 23,2 169,7
Чеченская Республика 1564,7 975,4 332,2 0,2 11 56,8 575,2
Ставропольский край 6616 5787,5 3998,6 14 44,2 104,9 1625,8
Земли сельскохозяйственного назначения СКФО составляют 5,4% от земель данной категории Российской Федерации (табл. 1). Наибольшая доля из них в регионе приходится на Ставропольский край - 47,9% и Республику Дагестан - 27,7%. Остальные субъекты округа в значительно меньшей степени обеспечены сельхозугодьями, наименьшим ресурсом располагает Республика Ингушетия - чуть более 1,8%.Распределение земельного фонда по категориям земель по субъектам СКФО показало, что преобладание земель сельскохозяйственного назначения наблюдается в Ставропольском крае - 92,2%, в Республике Дагестан - 86,4%, в меньшей степени - в Чеченской Республике - 63,4%, Карачаево-Черкесской Республике - 57,2%, Кабардино-Балкарской Республике - 57%, в Республике Северная Осетия - Алания - 52%. Наименьшая доля земель сельскохозяйственного назначения приходится на Ингушскую Республику - 41,3% [23].
Существенным ресурсом в увеличении площади сельхозугодий и получении дополнительных урожаев за счет расширения посевных площадей является мелиорация и орошение земель (табл. 2).
В целом по СКФО 67% подлежащих орошению земель находятся не в хорошем состоянии: в удовлетворительном - 27% и в неудовлетворительном состоянии - 40% земель. Из субъектов физически наибольшее количество земель в неудовлетворительном состоянии больше всего приходится на Республику Дагестан - 404,4 тыс. га, в Чеченской Республике - 104, Северной Осетии-Алании - 35,9 тыс. га.
Таблица 2
Состояние мелиорированных земель СКФО (на 1 января 2019 г., тыс. га) [23]
Регион Орошаемые земли Осушаемые земли
Общая площадь Из них: Общая площадь Из них:
хорошее удов-летвор. неудов-летвор. хорошее удов-летвор. неудовлетвор.
Россия 4639,9 2164,2 1321,5 1154,2 6599,3 892,0 3201,9 2505,4
СКФО 1007,3 329,8 273,1 404,4 20,1 0,0 18,2 1,9
Республика Дагестан 395,6 83,0 101,1 211,5 0,0 0,0 0,0 0,0
Республика Ингушетия 23,1 2,6 1,9 18,6 0,0 0,0 0,0 0,0
Кабардино-Балкарская Республика 130,8 55,3 62,1 13,4 0,3 0,0 0,0 0,3
Карачаево-Черкесская Республика 19,9 19,8 0,1 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Республика Северная Осетия - Алания 77,2 0,0 41,3 35,9 18,4 0,0 16,8 1,6
Чеченская Республика 136,7 3,5 29,2 104,0 1,4 0,0 1,4 0,0
Ставропольский край 224,0 165,6 37,4 21,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Таблица 3
Распределение земель Российской Федерации по формам собственности в разрезе субъектов Российской Федерации [23] (на 1 января 2019 г., тыс. га)
Код субъ екта Федеральные округа, субъекты Российской Федерации Общая площадь В собстве нности граждан В собстве нности юридических лиц В гос. и му-ницип собственности Из них
В собственн ости Российской Федерации В собстве нности субъекта Российской Федерации В муни-цип. соб-ственнос ти
Северо-Кавказский ф.о. 17043,9 4115,8 709,9 12218,2 1827,0 2495,9 1236,7
5 Республика Дагестан 5027,0 43,2 2,1 4981,7 542,9 1829,7 1002,9
6 Республика Ингушетия 362,8 11,7 0,9 350,2 86,6 16,3 0,1
7 Кабардино-Балкарская Республика 1247,0 18,4 10,5 1218,1 169,3 57,8 1,6
9 Карачаево-Черкесская Республика 1427,7 266,7 6,8 1154,2 340,9 48,8 83,9
15 Республика Северная Осетия - Алания 798,7 11,7 7,4 779,6 293,7 45,5 0,0
20 Чеченская Республика 1564,7 22,5 0,5 1541,7 75,7 212,2 3,5
Первая и третья группы факторов, частично вторая группа, указанные на рис. 1, обеспечивают устойчивое развитие АПК. «И в той мере, в какой имеет место или возможно количественное и качественное изменение исходных условий, предпосылки становятся факторами устойчивого развития АПК» [13].
Таблица 4
Рабочая сила и среднегодовая численность занятых, тыс. чел (по данным выборочных обследований рабочей силы) [22]
Регион Численность рабочей силы Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство,
2017 2018 2017 2018
Северо-Кавказский федеральный округ 4577 4665 707,7 707,7
Республика Дагестан 1363 1385 254,5 254,5
Республика Ингушетия 256 253 27,2 27,2
Кабардино-Балкарская Республика 438 451 70,3 70,3
Карачаево-Черкесская Республика 211 215 23,3 23,3
Республика Северная Осетия - Алания 334 354 31,4 31,4
Чеченская Республика 623 629 103,3 103,3
Ставропольский край 1354 1377 197,8 197,8
Как видно из данных табл. 4, численность рабочей силы в целом по региону выросла на 1%. Однако данные по среднегодовой численности занятых в сельском хозяйстве, за год не изменились и составили 15,5%, которые создают 25% ВРП СКФО. В то время как в КЧР -10% занятого населения создают 40% ВРП сельского хозяйства, а в КБР - 36%. (табл. 5) Интересно, что на Дагестан в сельском хозяйстве и сопутствующих отраслях приходится почти 36% от общей занятости в этой сфере всего СКФО, в то время как в КЧР заняты в сельском хозяйстве 3% от рабочей силы субъекта, а в КБР - эта доля составляет 10%. Из этого можно сделать вывод, что производство в отраслях сельского хозяйства КБР и КЧР более эффективно и связано это, вероятно, с большей его производительностью.
Таблица 5
Доля валового регионального продукта сельского в хозяйства в валовом региональном продукте, млн руб. [22]
Регион Годы
2016 2017 2018
ВРП ВРП СХ Доля ВРП СХ в ВРП,% ВРП ВРП СХ Доля ВРП СХ в ВРП,% ВРП ВРП СХ Доля ВРП СХ в ВРП,%
Северо-Кавказский Федеральный округ 1704330,8 450671 26 1797972,3 437938,6 24 1864722,9 461495 25
Республика Дагестан 559673,1 113363 20 597096,7 119983,6 20 623392,6 124371 20
Республика Ингушетия 54330,4 8590 16 50882,9 9031,3 18 55614,3 10392 19
Кабардино-Балкарская Республика 125393,1 43697 35 132706,9 45570,2 34 138489,2 49385 36
Карачаево-Черкесская Республика 67355,2 32164 48 73151,3 27468,6 38 74670,6 29513 40
Республика Северная Осетия - Алания 127543,9 24484 19 125498,3 21926,6 17 128221,6 24198 19
Чеченская Республика 160503,2 21291 13 166711,2 25966,9 16 178912,2 27778 16
Ставропольский край 609531,9 207082 34 651925,0 187991,3 29 665422,4 195858 29
Таблица 6
Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности в 2018 г. [22] (без субъектов малого предпринимательства, млн руб.)
Регион Всего В т. ч. по видам экономической деятельности
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство Деятельность в области информатизации и связи
Северо-Кавказский федеральный округ 227651,7 24534,8 9286,3
Республика Дагестан 29744,8 2037,0 1684,1
Республика Ингушетия 11785,5 4,3 344,9
Кабардино-Балкарская Республика 16123,5 1926,9 776,4
Карачаево-Черкесская Республика 15728,6 935,1 430,0
Республика Северная Осетия - Алания 18825,2 17,8 859,6
Чеченская Республика 51328,0 2484,8 1302,0
Ставропольский край 84116,0 17128,9 3889,3
Рассмотрев данные табл. 6 по инвестициям в основной капитал сельского хозяйства и родственных отраслей в 2018 г., надо отметить, что они составили 11% от всего объема региональных инвестиций. Большая доля их (70%) приходится на Ставропольский край, доля других субъектов крайне мала: Чеченская Республика - 10% и Республика Дагестан - 8,3%, остальные еще меньше.
Учитывая, что в РФ взят курс на цифровизацию, можно отметить, что инвестиции в информационную деятельность составляют только 4%, и большая часть их также приходится на Ставропольский край - 41%, в то время как этот показатель для Республики Дагестан составляет 18%, для других субъектов СКФО - еще ниже.
Предполагая, что СКФО относится к регионам России, занимающим существенное положение по обеспечению продовольствием не только ближайших регионов, но и РФ в целом, думается, что сельскому хозяйству региона как важной, но низкоприбыльной сфере производства должно уделяться повышенное внимание государственных структур.
Группа указанных на рис.1 предпосылок устойчивости АПК региона и каждый из них в отдельности воздействуют на те или иные параметры развития АПК. Одни факторы влияют на другие и взаимосвязаны между собой. Регулирующие факторы представлены на рис.2.
Оишвиы*1
Р«1Т,111|Н шпик
факторы
р-I
¡нныцтасюгохфакгфв ирциплрпша
-
увратаСМк мэтсриэлыы-тсти^сскап ы сельского
^учпкние м^спскншлн
- ЛГО- ИРМ||||ф'1 пищ 1.1МИ
ВДрМа]
I_I
Рис. 2. Основные регулирующие факторы
Инновациям на современном этапе отводится важное место при переходе к устойчивому развитию АПК. Осуществление инновационной стратегии требует усиления приоритетов общественного развития [4, 15, 17, 21].
Замещение применения природных ресурсов на современные инновационные методы производства с целью сохранить окружающую среду лежит в основе актуальной трактовки понятия устойчивого развития, которое современные ученые связывают с инновационными технологиями.
Достижения передовой техники и науки внедряются в АПК благодаря инновационной стратегии, которая является важным фактором развития и роста эффективности аграрного производства[20].
Аграрный бизнес, взаимодействуя с наукой, укрепляет свои связи, что позволит внедрить инновационные разработки в производство. Результаты исследовательской работы продвигаются государством благодаря созданию благоприятных инновационных условий. Технопарки, банк данных аграрных инноваций, специализированный центры по продвижению инновационных аграрных технологий, являясь элементами производственно-технологической инфраструктуры, могут регулироваться государством. Такое регулирование может быть представлено венчурным финансированием, поддержкой со стороны органов власти малым инновационным предприятиям, выделением денежных средств [9, 11, 16].
Элитное семеноводство, поддержка плодородия земель, химическая и биологическая защита растений, племенное дело можно сохранить путем внедрения инноваций в аграрную сферу. Эффективная деятельность в регионе может быть обеспечена развитием и созданием благоприятных условий для внедрения инноваций.
Приоритеты инновационной стратегии развития АПК представлены на рис. 3.
Рис. 3. Приоритеты инновационной стратегии развития АПК
Повышение конкурентоспособности аграрного производства, достижение надлежащего уровня его эффективности, формирование инновационной инфраструктуры, воспроизведение природных ресурсов возможны при формировании стратегии, которая будет способствовать
инновационному развитию регионального АПК.
Сельскохозяйственное общество, в частности, сельскохозяйственное производство, перейдя к инновационной деятельности, позволят добиться эффективной инновационной деятельности в сельском хозяйстве в целом.
Устойчивое социально-экономическое развитие региона, создание благоприятного климата можно достичь, если будет реализованы предложенные мероприятия [1, 12, 18].
Сельскохозяйственные предприятия своим неустойчивым финансово-экономическим состоянием сдерживают рост материально-технической базы сельского хозяйства. Необходимые результаты в производстве не могут быть достигнуты, если не будет обновлена техника, что на данный момент невозможно, поскольку со стороны государства нет действенной поддержки в защите интересов сельскохозяйственных предприятий на рынке материально-технических ресурсов.
Кадровому обеспечению отводится особая роль в развитии факторов АПК. Позитивные морально-нравственные устои общества, возможность повышения квалификации и переподготовки кадров, благоприятная социальная среда позволят остановить отток квалифицированных специалистов из села.
Развитие АПК обеспечивается управляемыми факторами развития. Эти факторы являются элементами сложноорганизованной системы управления и влияют на аграрное развитие.
Эффективного развития и снижение отрицательного влияния условий можно добиться воздействием со стороны органов управления.
На факторы развития влияют условия, которые, с одной стороны, имеют разную направленность, а с другой - одинаковую природу возникновения. Учет таких факторов, как ликвидация последствий переувлажнения почвы, сохранность плодородия почв позволят добиться успешного функционирования инноваций, материально-технической базы, организационно-экономического механизма.
По словам М. Минасова, «Природно-метеорологические риски и риски в целом, функционирование биосистемы, природа, взаимодействуя синхронно с участниками производства, являются хозяйственным механизмом устойчивого развития АПК. Отрасли перерабатывающей промышленности, связанные с направлением повышения эффективности аграрного производства, повысят устойчивость земледелия» [14].
Динамичное развитие агропромышленного комплекса складывается под влиянием стратегии государства и макроэкономической ситуации. Внедрение инновационной стратегии, приоритеты экономического развития, социальная инфраструктура, методы управления влияют на устойчивое развитие АПК региона.
Меры поддержки в качестве налоговых льгот, программ развития АПК, целевого применения бюджетных средств, которые внедряются органами власти как в регионе, так и в РФ в целом, также влияют на факторы устойчивого развития. Производство и экспорт экологически чистой продукции имеет приоритетность и стратегическое преимущество в России вокруг сельского хозяйства.
Решения, принимаемые на муниципальном уровне, также имеют немаловажное значение1.
Факторы устойчивого развития формируются и функционируют под влиянием макроэкономической ситуации.
Этические нормы общества и его морально-нравственное состояние непосредственно влияют на организационно-экономические факторы и механизм развития АПК в целом.
Образование, культура, здравоохранение воздействуют на человеческий фактор, и от их состояния зависит повышение роли человека в обществе Мораль и общественная нравственность были плохо развиты в конце XX в., что было обусловлено снижением материального благосостояния работников сельского хозяйства. Нормы и правила, чуждые человеческим ценностям, вторглись в сознание и быт людей, что было связано с существующим направлением аграрных реформ.
Местные обычаи, национальные традиции, географическое расположение, политическая ситуация воздействуют на рассмотренные группы условий.
Выводы и результаты. Переход к устойчивому аграрному развитию возможен путем ана-
1 Например, вопросы по предоставлению льгот по местным налогам и сборам, по выделению земельных участков, четкость выполнения нормативных документов, принимаемых на федеральном и региональном уровнях.
лиза проблем в АПК, факторов его устойчивого развития и условий их проявления. Обеспечение устойчивого развития АПК возможно лишь на основе системного подхода. Предпосылки, факторы, пути развития АПК, их взаимная связь при этом учитываются.
В качестве основных регулирующих факторов выделены: инновационное обеспечение устойчивого развития, способствующее формированию инновационной стратегии развития АПК; увеличение материально-технической базы АПК; наличие квалифицированных специалистов в АПК.
Среди основных факторов выделены этические нормы общества и его морально-нравственное состояние, местные обычаи, национальные традиции, географическое расположение, политическая ситуация, которые непосредственно влияют на организационно -экономические факторы и механизм развития АПК в целом.
Литература
1. Агибалов, А. В. Теоретические аспекты механизма управления устойчивым развитием сельских территорий. / А.В. Агибалов, Д.С. Клейменов // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2015. № 3 (46). С. 235-239.
2. Балиянц, К. М. Основные факторы эффективного использование ресурсного потенциала сельских территорий Республики Дагестан // К.М. Балиянц, А.З. Джамбулатова, С.В. Дохолян, Ю.Д. Умавов // Экономика устойчивого развития. 2019. №1 (37). С. 92-96.
3. Балиянц, К. М. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности : региональный аспект // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 11. С. 4-14.
4. Гончаренко, Л. П. Инвестирование инновационных процессов в аг-ропромышленном производстве как фактор повышения уровня продоволь-ственной безопасности страны / Л.П. Гончаренко, Т.М. Ге-ращенкова // Вестник финансового университета. 2014. № 2. С. 13-24.
5. Гончаров, В. Д., Котеев, С. В., Подлесная, Л. В. Инновационное развитие агропромышленного комплекса России. - М. : ИНЭК, 2012.
6. Дохолян, С. В., Балиянц, К. М., Эминова, Э. М., Джамбулатова, А. З. Повышение эффективности использования ресурсного потенциала продуктового подкомплекса АПК Северо-Кавказского федерального округа при решении задач импортозамещения // Экономика устойчивого развития. 2018. № 4 (36). С. 157-164.
7. Дохолян, С. В., Вартанова, М. Л. Обеспечение эффективности функционирования продовольственного рынка региона в условиях конкурентной среды // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 17. С. 2153-2178.
8. Дохолян, С. В., Умавов, Ю. Д., Эминова, Э. М. Особенности государственного регулирования и управления АПК на региональном уровне //Экономика и предпринимательство. 2014. №. 12-2. С. 235-241.
9. Закшевская, Е. В. Стратегия инновационного развития агропромышленного комплекса в условиях глобализации экономики / Е.В. Закшевская, В.П. Рябов // Материалы международной научно -практической конференции. - Воронеж : ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2015.
10. Ибрагимов, М.-Т.А., Дохолян, С.В. Методические подходы к оценке состояния продовольственной безопасности региона //Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. №. 4. С. 172-193.
11. Костусенко, И. И. Системный анализ инвестиционно-инновационных процессов в АПК / И.И. Ко-стусенко, Л.Н. Косякова, П.В. Смекалов. - СПб. : Проспект Науки, 2014.
12. Курбанов, К. К. Основные направления социальной политики развития сельских территорий Дагестана //Вопросы структуризации экономики. 2009. №. 2. С. 136-138.
13. Курцев, И. В. Устойчивое развитие агропромышленного комплекса Сибири. - Новосибирск : Сиб. отд. РАСХН, 2005.
14. Минасов, М. Стратегия устойчивого развития агропромышленного комплекса //АПК : экономика, управление. 2004. №. 9. С. 3-11.
15. Мирзоева, С. А., Эминова, Э. М. Основные тенденции развития информационных систем в АПК Республики Дагестан //Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. №. 9 (47).
16. Совершенствование управления в условиях инновационной экономики / С.Н. Буторин, А.В. Боговиз // Экономика сельского хозяйства России. 2017. № 8. С. 9-14.
17. Эминова, Э. М., Баширова, А. А., Белан, А. И. Особенности управления инновационным развитием в АПК региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 5 (67). С. 49-57.
18. Эминова, Э. М., Гасанова, А. Д. Программно-целевой подход к стратегическому планированию АПК региона //Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 11 (61).
19. Эминова, Э. М., Кардашова, М.-А. Г., Далгатова, И.Д. Ресурсный потенциал инновационного развития АПК //Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 3 (77). С. 11-18.
20. Якушкин, Н. М., Шарипов, С. А., Колпаков, П. А., Харисов, Г. А., Сафиуллин, Р. Х Факторы институциональной среды и инновации как инструмент повышения конкурентоспособности сельского хозяйства //АПК : экономика, управление. 2015. №. 4. С. 35-39.
21. Baliyants, K. M., Dokholyan, S. V., Hidirova, S. Z., Zhamolatova, Z. N. The resource potential of the agro-industrial complex of the North-Caucasian Federal district as a factor of innovative development of the macro-region //International Journal of Economics and Business Administration. 2019. Т. 7. No. S1. P. 339-347.
22. Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс]. - URL : http:// www.gks.ru/bgd/regl/b1614p/Main.htm (дата обращения 01.06. 2020).
23. Росреестр : сведения о наличии и распределении земель в РФ [Электронный ресурс]. - URL : https:// rosreestr.ru/site/activity/sostoyame-zemerrossii/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения 01.06.2020).
References:
1. Agibalov, A. V. Teoreticheskie aspekty mekhanizma upravleniya ustojchivym razvitiem sel'skih territorij. / A.V. Agibalov, D.S. Klejmenov // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2015. № 3 (46). S. 235-239.
2. Baliyanc, K. M. Osnovnye faktory effektivnogo ispol'zovanie resursnogo potenciala sel'skih territorij Respu-bliki Dagestan // K.M. Baliyanc, A.Z. Dzhambulatova, S.V. Doholyan, YU.D. Umavov // Ekonomika ustojchivogo razvitiya. 2019. №1 (37). S. 92-96.
3. Baliyanc, K. M. Problemy obespecheniya prodovol'stvennoj bezopasnosti : regional'nyj aspekt // Region-al'nye problemypreobrazovaniya ekonomiki. 2017. № 11. S. 4-14.
4. Goncharenko, L. P. Investirovanie innovacionnyh processov v ag-ropromyshlennom proizvodstve kak faktor povysheniya urovnya prodovol'-stvennoj bezopasnosti strany / L.P. Goncharenko, T.M. Gerashchenkova // Vestnikfinansovogo universiteta. 2014. № 2. S. 13-24.
5. Goncharov, V. D., Koteev, S. V., Podlesnaya, L. V. Innovacionnoe razvitie agropromyshlennogo kompleksa Rossii. - M. : INEK, 2012.
6. Doholyan, S. V., Baliyanc, K. M., Eminova, E. M., Dzhambulatova, A. Z. Povyshenie effektivnosti ispol'zovaniya resursnogo potenciala produktovogo podkompleksa APK Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga pri reshenii zadach importozameshcheniya //Ekonomika ustojchivogo razvitiya. 2018. № 4 (36). S. 157 -164.
7. Doholyan, S. V., Vartanova, M. L. Obespechenie effektivnosti funkcionirovaniya prodovol'stvennogo rynka regiona v usloviyah konkurentnoj sredy //Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2016. T. 17. № 17. S. 2153-2178.
8. Doholyan, S. V., Umavov, YU. D., Eminova, E. M. Osobennosti gosudarstvennogo regulirovaniya i upravleniya APK na regional'nom urovne //Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2014. №. 12-2. S. 235-241.
9. Zakshevskaya, E. V. Strategiya innovacionnogo razvitiya agropromyshlennogo kompleksa v usloviyah glob-alizacii ekonomiki / E.V. Zakshevskaya, V.P. Ryabov // Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii. - Voronezh : FGBOU VO Voronezhskij GAU, 2015.
10. Ibragimov, M.-T.A., Doholyan, S.V. Metodicheskie podhody k ocenke sostoyaniya prodovol'stvennoj bezopasnosti regiona //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2010. №. 4. S. 172-193.
11. Kostusenko, 1.1. Sistemnyj analiz investicionno-innovacionnyh processov v APK /I.I. Kostusenko, L.N. Ko-syakova, P.V. Smekalov. - SPb. : Prospekt Nauki, 2014.
12. Kurbanov, K. K. Osnovnye napravleniya social'nojpolitiki razvitiya sel'skih territorij Dagestana // Voprosy strukturizacii ekonomiki. 2009. №. 2. S. 136-138.
13. Kurcev, I. V. Ustojchivoe razvitie agropromyshlennogo kompleksa Sibiri. - Novosibirsk : Sib. otd. RASKHN, 2005.
14. Minasov, M. Strategiya ustojchivogo razvitiya agropromyshlennogo kompleksa //APK : ekonomika, uprav-lenie. 2004. №. 9. S. 3-11.
15. Mirzoeva, S. A., Eminova, E. M. Osnovnye tendencii razvitiya informacionnyh sistem v APK Respubliki Dagestan // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2014. №. 9 (47).
16. Sovershenstvovanie upravleniya v usloviyah innovacionnoj ekonomiki / S.N. Butorin, A.V. Bogoviz // Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii. 2017. № 8. S. 9-14.
17. Eminova, E. M., Bashirova, A. A., Belan, A. I. Osobennosti upravleniya innovacionnym razvitiem v APK regiona //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2016. № 5 (67). S. 49-57.
18. Eminova, E. M., Gasanova, A. D. Programmno-celevoj podhod k strategicheskomu planirovaniyu APK regiona //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2015. № 11 (61).
19. Eminova, E. M., Kardashova, M.-A. G., Dalgatova, I.D. Resursnyj potencial innovacionnogo razvitiya APK //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2017. № 3 (77). S. 11-18.
20. YAkushkin, N. M., SHaripov, S. A., Kolpakov, P. A., Harisov, G. A., Safiullin, R. H. Faktory institucion-al'noj sredy i innovacii kak instrument povysheniya konkurentosposobnosti sel'skogo hozyajstva //APK : ekonomika, upravlenie. 2015. №. 4. S. 35-39.
21. Baliyants, K. M., Dokholyan, S. V., Hidirova, S. Z., Zhamolatova, Z. N. The resource potential of the agro-industrial complex of the North-Caucasian Federal district as a factor of innovative development of the macro-region //International Journal of Economics and Business Administration. 2019. T. 7. No. S1. P. 339-347.
22. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.gks.ru/bgd/ regl/b16_14p/Main.htm (data obrashcheniya 01.06.2020).
23. Rosreestr : svedeniya o nalichii i raspredelenii zemel' v RF [Elektronnyj resurs]. - URL : https:// rosreestr.ru/site/activity/sostoyame-zemerrossii/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-rossiyskoy-federatsii/ (data obrashcheniya 01.06.2020).