ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
АПК и сельское хозяйство
УДК 338.24 БАЛИЯНЦ КАРИНА МИХАИЛОВНА
к.э.н., научный сотрудник Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН,
e-mail: [email protected]
ДОХОЛЯНСЕРГЕИ ВЛАДИМИРОВИЧ
д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН,
e-mail: [email protected]
ЭМИНОВА ЭЛЬНАРА МИГАЖИДИНОВНА
к.э.н., доцент, доцент кафедры «Экономика и управление в АПК» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М.Джамбулатова»,
e-mail: [email protected]
DOI:10.26726/1812-7096-2020-04-5-17 КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (СКФО) В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ1
Аннотация. Цель работы заключается в исследовании теоретических и практических аспектов по формированию концепции устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий в условиях экономических санкций и возможностей импортозамещения. Метод или методология проведение работы. Исследование построено на принципах системного подхода, при обосновании теоретико-методических положений и выводов использованы общенаучные приемы и методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования явились научные труды ученых-экономистов в области управления устойчивого развития агропромышленного комплекса региона. В процессе работы использовались такие научные методы как: аналитический, статистический, логический, сравнительный. Выводы и результаты. Устойчивость аграрного сектора, повышение его уровня, эффективность производственной деятельности являются критериями оценки аграрной политики, подобно тому, что сельское хозяйство оценивается такими критериями как рост доходов трудоспособного населения и объем прибыли в отрасли. Рост доходов и занятости сельского населения, результативное использование трудовых ресурсов, оптимальная реализация принципов развития аграрного сектора, его устойчивое развитие возможно при таком научном подходе. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы органами управления агропромышленным комплексом при формировании системы управления устойчивым развитием региональных агропромышленных комплексов.
Ключевые слова: концепция, устойчивое развитие, сельское хозяйство, сельские территории, сельскохозяйственное производство, импортозамещение, стратегия, аграрный сектор, инвестиции, инновации, импорт.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект №20-010-00965 А
BALIYANTS KARINA MIKHAILOVNA
Ph.D. of Economics, Researcher, Institute of Socio-Economic Research, DPRC RAS e-mail: [email protected]
DOKHOLYANSERGEY VLADIMIROVICH
Dr.Sc. of Economics, Professor, chief research officer of the Institute Socio-Economic research Institute, DPRC RAS,
e-mail: [email protected]
EMINOVA ELNARA MIHAILOVNA
Ph. D. in Economics, associate Professor of the Department of Economics and management in agriculture Dagestan state agrarian University named after M. M. Dzhambulatov,
e-mail: [email protected]
CONCEPT OF SUSTAINABLE AGRICULTURAL DEVELOPMENT AND RURAL TERRITORIES OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT DISTRICT (NCFD) IN TERMS OF IMPORT SUBSTITUTION
Abstract. The purpose of the work is to study theoretical and practical aspects of the formation of the concept of sustainable development of agriculture and rural areas in the conditions of economic sanctions and import substitution opportunities. Method or methodology for conducting the work. The research is based on the principles of a systematic approach.General scientific methods and methods of research are used to substantiate theoretical and methodological provisions and conclusions. The theoretical and methodological basis of the research was the scientific works of scientists-economists in the field of sustainable development management of the agro-industrial complex of the region. In the process of work, such scientific methods as analytical, statistical, logical, and comparative were used. Conclusions and results. The stability of the agricultural sector, increasing its level, and efficiency of production activities are the criteria for evaluating agricultural policy, just as agriculture is evaluated by such criteria as the growth of income of the working population and the volume of profits in the industry. The growth of income and employment of the rural population, effective use of labor resources, optimal implementation of the principles of development of the agricultural sector, its sustainable development is possible with this scientific approach. Scope of the results. The results of the research can be used by the management bodies of the agro-industrial complex in the formation of a management system for the sustainable development of regional agro-industrial complexes.
Keywords: concept, sustainable development, agriculture, rural territories, agricultural production, import substitution, strategy, agricultural sector, investment, innovation, import.
Введение. В современных условиях все большее значение приобретает развитие аграрной сферы экономики. Развитие сельских территорий, безопасность страны, обеспечение сырьем пищевой и легкой промышленности, производство продуктов питания, все это обеспечивается сельским хозяйством, которое занимает ведущее место среди отраслей экономики России. Продовольственная независимость России от других стран зависит от развития сельского хозяйства и поэтому государственная политика, проводимая в нашей страна должна основываться именно на этом.
В условиях современности Россия и ее регионы должны развивать собственного производство, для того чтобы выстоят в условиях, когда страны ЕС, США и ряд других стран нарушили соглашение ВТО в отношении России и ввели санкции.
В связи с введенным Россией эмбарго на импорт отдельных видов продовольствия из ряда стран мира правительство корректирует государственные программы с целью увеличения собственного сельхозпроизводства
Успешное решение проблем в сельском хозяйстве производственного, экономического и социального значения, сокращение бедности, усиление продовольственной безопасности страны, увеличение ВВП зависит от результативного импортозамещения, эффективного устойчи-
вого развития аграрного производства в сложившихся условиях, когда в отношении России были введены международные санкции.
Методы исследования. Уровень жизни населения, социально-экономическое положение страны, определяется сельским хозяйством, которое является жизненно важным вид экономической деятельности.
Импорт продовольствия, который резко вырос в России, обусловленный развалом российского сельского хозяйства в начале 90-х годов сильно повлиял на деятельность сельскохозяйственных производителей.
Доля сельского хозяйства в структуре экономики РФ может быть увеличена за счет им-портозамещения, поскольку импортозамещение, именно в сельском хозяйстве, может увеличить объем производство продукции и соответственно ускорить сам развитие аграрного производства.
Развитие сельского хозяйства в том или ином регионе зависит от того, насколько регион обеспечен прогрессивными технологиями, наличием природных ресурсов и плодородных земель, сложившимися традициями ведения сельского хозяйства. Рыночные аспекты, социальные и экологические проблемы предприятия должны учитываться при разработке стратегии развития сельского хозяйства.
Как показывает практика, процесс импортозамещения должен быть постепенный и последовательный, т.е. сперва, должны выпускаться простые товары, а затем высокотехнологичная продукция. Такой переход должен сопровождаться повышением уровня образования и профессиональной подготовкой сельского населения, увеличением уровня путем повышения уровня развития производства. Для того, чтобы национальная политика импортозамещения была результативной следует расширить доступ к закупкам госкомпаний малым и средним предприятиям. [2, 8, 12, 15]
Поскольку экономическая и институциональная системы общества взаимодействуют между собой, то только органичное их взаимодействие может обеспечить устойчивое развитие сельского хозяйства. То есть сохраняя природное богатство страны, улучшение социальной сферы в селе, применяя инновационный подход к развитию сельского хозяйства, проводя только оправданные технологические сдвиги.
Современная модель развития аграрного сектора экономики[1, 16], обеспечивающая высокие темпы развития представлена на Рис. 1.
Система экономика - социальная сфера - экология в концепции устойчивого развития имеет свои отличия. Так в экономической сфере это заключается в сведении отходов к минимуму, бережному использованию природных ресурсов, применению ресурсосберегающих технологий. В социальной сфере основной ориентир на человека, его духовное и культурное развитие. В экологической сфере сохранение и преумножение природной среды. Все эти составляющие, взаимодействуя между собой, также могут создать новые проблемы.
Комплекс мер по продовольственному обеспечению населения и подсистема макроуровня с одной стороны и совокупность структурообразующих элементов с другой образуют сложную многоуровневую и многоцелевую систему, которая и является устойчивостью развития аграрного сектора, в основе которой качественный переход из одного состояния в другое под влиянием внешних и внутренних факторов среды. Экологическая безопасность, социальная направленность, эффективная хозяйственная деятельность, решение их целей и задач выполняется свойствами и способностями системы. Устойчивость развития сельского хозяйства в современных кризисных условиях делает важным проведение его комплексного анализа, основное направление которого заключается в позиционировании ее составляющих с учетом протекающих процессов в сельском хозяйстве. Метод комплексной оценки, создание системы взаимосвязанных показателей позволят осуществить такое позиционирование. [6].
Экономическая составляющая устойчивости развития аграрного сектора определяется следующие показателями:
- самообеспеченность отечественными продуктами питания;
- необходимый объем переходящих запасов продукции сельского хозяйства;
- производство продукции на душу населения;
- устойчивые темпы роста аграрного производства и рост доли сельского хозяйства в ВВП.
Современная модель развития аграрного сектора
( \ поикаомгельная под ерш или и аграрного сектира шш ыи няфапяенм
ни [илд.сшаис лфф«;шикиПИ конкурдт.чшчмкч ш. ои^икчшмщшил
дшсрсЕфкадпо структуры жокоижи и ипчктепкйЛ р«т п^т^нига'пл^ эффектнуюннтегряцтав эемномлеоюе1фК1рввст»<>,Вхяго11>ия1ный 1пчксс Т1IIV |'.-.>иыГ| II фЩфМил^спинй ВВМГГ
\
поттэптое повышен котел»г»и с ел к схогогасежнобсакчннющк р 1тпе 1-ти1С£>^ЕЭ1>-стеГ1 кпждого человека, у пуч ш (+п !е у слон л жггси [ ] I клчестш соцыльной среды с тем, щбн ци 1 бмННЙШКН1 ср^пешмиурят II тк^-ейчлетям гп ц>у сьроЛ Фгрирной ЭКОНОМИТ
Рис. 1. Современная модель развития аграрного сектора
Социальная составляющая определяется:
- соотношением средней заработной платы сельского труженика и заработной платы в экономике;
- экономической доступностью материальных благ для тружеников сельского хозяйства;
- соотношением индекса потребительских цен и индекса средней заработной платы; сведение качества жизни сельского труженика к городским показателям.
Комплекс основных индикаторов экономической составляющей устойчивости состоит из:
- доли прибыльных сельскохозяйственных предприятий в общем объеме;
- уровня рентабельности продаж;
- коэффициента текущей ликвидности;
- коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами;
- доли продукции собственных производителей на внутреннем рынке продовольствия;
- доли импортных продуктов в общем объеме потребления.
Рассмотрим современное состояние Северо-Кавказского федерального округа по некоторым показателям.
Данные таблицы 1, выполненные автором по упрощенной методике (без учета переходящих остатков) расчета обеспеченности населения СКФО основными продуктами питания показывают, что субъекты СКФО в подавляющем большинстве позиций являются самообеспеченными по основным продуктам питания. Вызывают беспокойство низкая самообеспеченность картофелем, овощами, мясом и яйцами Республики Ингушетия, а также Чеченской республики. При этом надо отметить, что собственное производство овощей за указанный период
выросло почти в двое, однако остается недостаточным. В то же время за последние три года наметилась тенденция к спаду практически по всем показателям, особенно про производству зерновых. Такое положение в СКФО может стать источником снижения поставок излишков произведенного продовольствия в другие регионы РФ, что негативно скажется как на политике импортозамещения, так и на уровне питания населения.
Таблица 1
Обеспеченность населения СКФО основными продуктами питания* [3],[24]
Обеспеченность,% По хлебу и х/б изделиям По картофелю По овощам По мясу По молоку По яйцам
Годы 2016 2017 2018 2016 2017 2018 2016 2017 2018 2016 2017 2018 2016 2017 2018 2016 2017 2018
СКФО 1094 1080 971 128 123 120 142 148 145 107 106 110 117 113 113 72 71 71
Республика Дагестан 101 108 94 120 129 124 192 192 189 96 96 96 105 106 107 48 48 45
Республика Ингушетия 186 80 147 122 84 65 15 5 7 12 12 14 91 94 96 15 16 22
Кабардино-Балкарская Республика 1327 1325 1303 220 225 213 250 324 300 123 126 122 194 199 203 96 105 99
Карачаево-Черкесская Республика 793 786 717 244 236 233 153 152 152 108 108 107 159 160 179 83 80 81
Республика Северная Осетия - Алания 836 863 1041 128 104 153 34 26 37 69 49 45 117 100 110 53 41 40
Чеченская Республика 167 228 142 30 30 23 28 39 38 27 26 25 86 88 86 48 48 43
Ставропольский край 2703 2653 2368 121 115 114 81 87 86 160 167 174 114 96 91 97 98 103
*Рассчеты автора на основе данных Росстата
Таблица 2
Доля валового регионального продукта сельского в хозяйства в валовом региональном продукте, млн. руб.* [4],[24]
2015 2016 2017 2018
ВРП ВРП СХ доля ВРП СХ в ВРП ВРП ВРП СХ доля ВРП СХ в ВРП,% ВРП ВРП СХ доля ВРП СХ в ВРП,% ВРП ВРП СХ доля ВРП СХ в ВРП,%
СКФО 1704331 408625 24 1704330,8 450671 26 1797972,3 437938,6 24 1864722,9 461495 25
Республика Дагестан 559673,1 99541 18 559673,1 113363 20 597096,7 119983,6 20 623392,6 124371 20
Республика Ингушетия 54330,4 6691 12 54330,4 8590 16 50882,9 9031,3 18 55614,3 10392 19
Кабардино-Балкарская Республика 125393,1 38992 31 125393,1 43697 35 132706,9 45570,2 34 138489,2 49385 36
Карачаево-Черкесская Республика 67355,2 30487 45 67355,2 32164 48 73151,3 27468,6 38 74670,6 29513 40
Республика Северная Осетия -Алания 127543,9 26653 21 127543,9 24484 19 125498,3 21926,6 17 128221,6 24198 19
Чеченская Республика 160503,2 17704 11 160503,2 21291 13 166711,2 25966,9 16 178912,2 27778 16
Ставропольский край 609531,9 188556 31 609531,9 207082 34 651925,0 187991,3 29 665422,4 195858 29
*Рассчеты автора на основе данных Росстата.
Рассматривая данные таблицы 2 и таблицы 3, можно отметить, что ВРП сельского хозяйства стабильно растет в абсолютных величинах по всем субъектам СКФО, однако доля этого показателя в ВРП региона либо остается на том же уровне и имеет незначительный рост, либо и вовсе снижается, что позволяет сделать вывод о том, что темпы роста сельхозпроизводства в регионе отстают от роста экономики других отраслей, что на наш взгляд не способствует
устойчивому развитию страны в целом и самого региона, в котором производство сельхозпродукции является традиционным, и обусловлено природно-климатическими особенностями и менталитетом населения.
Данные таблицы 3 показывают последовательный стабильный рост производства продукции сельского хозяйства во всех субъектах СКФО, что подтверждает данные и выводы по таблице 2.
Таблица 3
Продукция сельского хозяйства субъектов СКФО (в хозяйствах всех категорий; в фактически действовавших ценах; миллионов рублей)
2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Северо-Кавказский федеральный округ 104073 205337 246424 258231 299940 341517 408625 428066 436752 461495
Республика Дагестан 25197 48701 57182 66054 76814 87915 99541 108473 118960 124371
Республика Ингушетия 1958 3218 4476 3903 4640 5464 6691 8518 9031 10392
Кабардино-Балкарская Республика 13581 24136 27738 30286 32699 34330 38992 42424 45710 49385
Карачаево-Черкесская Республика 6633 16225 19197 19722 22430 23837 30487 26802 27580 29513
Республика Северная Осетия - Алания 7639 17801 21464 23448 25877 25719 26653 22165 22291 24198
Чеченская Республика 4552 10993 12897 13605 14706 15250 17704 21123 25997 27778
Ставропольский край 44513 84263 103470 101214 122775 149001 188556 198563 187182 195858
Таблица 4
Индексы средней заработной платы по региону Северо-Кавказский федеральный округ в 2005-2018 гг.* (по всем формам собственности.) [25]
СКФО 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
В среднем по всем отраслям 111 120 116 108 104 106 106 111
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 116 106 116 110 123 113 119 106
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 105 116 110 111 113 103 111 116
*Расчеты автора на основе данных о средней зарплате за 2005-2016 гг. С 2017 года с некоторыми измененииями кодов видов деятельности по ОКВЭД.
Таблица 4
Индексы потребительских цен региона Северо-Кавказский федеральный округ (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах) [24]
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Северо-Кавказский федеральный округ 105,2 106,6 106,1 109,6 114,7 105,2 102,2 103,7
Рассматривая данные таблицы 3, видно, что индекс заработной платы в целом по региону снижались вплоть до 2017 года (либо оставались на том же уровне), а в 2018 наметился рост (на 5%). В то же время индексы зарплаты по отрасли сельское хозяйство росли до 2017 года, а в 2018 существенно снизились (на 13%). На наш взгляд, это можно связать с тем, что начавшийся экономический кризис в первую очередь бьет по уязвимым отраслям, требующим уча-
стия государства, а сельское хозяйство относится к их числу. При этом, зарплаты на производстве продуктов питания, которое относится к производственным отраслям пищевой промышленности, показали небольшой но стабильный рост (от 1% до 5%). Таким образом, рост в усредненных показателях за весь период, скорее всего связан с ростом заработных плат в высокооплачиваемых отраслях региона и сельское хозяйство в их число не входит. Из таблицы 4 можно сделать вывод, что потребительские цены, с 2011 - 2015 имели тенденцию ежегодного прогрессивного прироста (1,4%, 3,5%, 5%), за значительным понижением в 2016 и 2017 годах ( на 10%), в 2018 вновь стали увеличиваться. Рассматривая эти показатели во взаимосвязи с индексами заработной платы, надо полагать, что в регионе наблюдается тенденция стабилизации в преобладании роста индексов заработной платы над индексом потребительских цен, однако она неравномерна (от 0% до 10% в разброс показателей по годам), что говорит о недостаточной устойчивости экономических процессов, отраженных в указанных показателях
Таким образом, важно рассматривать во взаимосвязи интегральные показатели, частные производственные, экономические и социальные индикаторы, что и предусмотрено комплексной оценкой устойчивости развития аграрного сектора. Это позволит улучшить организацию сельскохозяйственного производства, совершенствовать управление аграрными предприятиями. [8]
Государство со своей стороны должно оказывать поддержку аграрного сектора, поскольку его устойчивое развитие позволит привлечь инвестиции в сельское хозяйство, создать надлежащую социальную среду на селе. [10]
Сельское хозяйство нашей страны инвестиционнопривлекательно. В данной отрасли может выпускаться экспортоориентированная качественная продукция. Биоклиматические условия нашей страны таковы, что есть все возможности для того, чтобы выпускать качественную продукцию таких объемов, которые позволяют обеспечить не только Россию, но и ещё и экспортировать продукцию за рубеж. Это раскрывает перед АПК новые перспективы. Понимая это, со стороны государства оказывается серьезная поддержка сельскому хозяйству. [5, 22]. Так на сегодняшний день завершен этап импортозамещения по производству мяса птицы, свинины, растительного масла, зерна и картофеля.
Таблица 5
Доля импорта отдельных товаров в их товарных ресурсах РФ, в % [24]
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Говядина, включая субпродукты 61,7 61,8 64,5 59,5 59,9 59,0 57,3 48,1 40,0 40,9 40,7
Свинина, включая субпродукты 56,5 41,6 46,8 42,8 41,3 31,0 16,6 12,5 9,6 9,6 2,2
Мясо птицы, включая субпродукты 33,3 26,1 18,2 12,5 14,0 12,8 10,0 5,5 5,0 4,4 4,3
Мука и крупы 4,4 2,2 3,1 3 2,1 3,3 1,4 1,1 2,2 1,5 1,3
Масла растительные 31,2 18,5 23,9 22,0 16,3 19,0 14,4 17,4 16,7 14,7 18,1
Сухие молоко и сливки 30,0 37,3 60,1 40,7 48,4 60,5 49,4 56,4 59,1 52,6 37,4
Сахар 2,7 4,8 5,4 3,7 5,3 8,2 7,4 6,2 5,5 3,9 5,1
Как следует из таблицы 5, внутренний рынок РФ обеспечен данной продукцией. Бесспорно, дальнейшее развитие аграрного производства будет связано с выходом нашей продукции сельского хозяйства на мировые рынки, особенное рынки мяса птицы, зерна и продуктов его переработки.
Поскольку инвестициям отводится важная роль в том, чтобы обеспечить продовольственную безопасность страны, поддержать и увеличить экономический потенциал страны, привлечение инвестиций в АПК стало основным вопросом федерального и регионального значения. В тоже время в российской деловой среде ресурсы в регионы распределяются неравномерно, отдается предпочтение крупным мегаполисам и регионам с богатыми ресурсами, что неблагоприятно для того чтобы привлечь инвестиции.
Таблица 6
Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности, (без субъектов малого предпринимательства; миллионов рублей) [24]
2013 2014 2015 2016 2017 2018
С/х, охота и лесное хоз-во Рыболовство и рыбоводство С/х, охота и лесное хоз-во Рыболовство и рыбоводство С/х, охота и лесное хоз-во Рыболовство и рыбоводство С/х, охота и лесное хоз-во Рыболовство и рыбоводство С/х, охота и лесное хоз-во Рыболовство и рыбоводство С/х, охота и лесное хоз-во Рыболовство и рыбоводство
СКФО 14405 464 16887 6,4 17934,5 12,9 29503,3 2,6 24070 5834,8 24534,8 5516,5
Республика Дагестан 2564 330 439,2 - 595 - 603,6 - 1199,8 1127,3 2037 1044,8
Республика Ингушетия 510 - 637,1 - 284,4 - 28 - 220,2 - 4,3 -
Кабардино-Балкарская Республика 527 - 2791,2 - 2546,2 - 1332,6 - 2575 - 1926,9 -
Карачаево-Черкесская Республика 440 - 478,3 - 475,3 - 580,1 - 549,8 - 935,1 -
Республика Северная Осетия -Алания 162 0,6 269 - 80,9 - 69,8 - 7,5 39,9 17,8 35,5
Чеченская Республика 690 133 272,4 - 1376,2 - 6713,7 - 4974,4 496,2 2484,8 301,8
Ставропольский край 9512 0,2 12000 - 12576,6 - 20175,5 - 14543,4 3246,6 17128,9 2743,5
Из данных таблицы 6 следует, что за указанный период инвестиции в основной капитал сельского хозяйства СКФО стабильно увеличивался, достигнув своего пика в 2016 году (14% от всего объема инвестиций в регион). В 2017 и 2018 годах он несколько снизился (до 12% и 10% соответственно), однако, в эти же годы были значительно увеличены вложения в рыбоводство (3% и 2,4%), в то время как предыдущие годы они не дотягивали до 0, 01 %.
Продовольственная безопасность страны, наращивание экономического потенциала значительно обеспечивается инвестициями, поэтому вопрос о том, как привлечь в экономику АПК инвестиции стоит особо остро как на федеральном, так и на региональном уровне. Однако на сегодняшний день положение таково, что инвестиционные ресурсы распределяются неравномерно и, как правило, концентрируются в крупных городах и регионах, которые богаты природными ресурсами.
Переход к устойчивому аграрному развитию определяется, анализируя существующие проблемы в АПК, определяя факторы устойчивого развития сельского хозяйства и условия их проявления Особый акцент должен быть к вопросам, связанным с:
- регулированием земельных отношений;
- улучшением организационных форм хозяйствования, которые позволяют использовать преимущества многоукладной формы аграрной экономики;
- финансово-экономическим оздоровлением предприятий АПК;
- усилением инвестиционной деятельности в АПК;
- улучшением условий, связанных с реализацией продукции сельского производства и развитием продовольственного рынка.
Так как аграрное производство является сложной системой, на которую воздействуют определенные факторы, то общее их влияние может привести к стабилизации не только сельского хозяйства, но и на весь воспроизводственный комплекс.
Устойчивое развитие сельскохозяйственного производства заключается к приведению к стабильному положению сфер, которые воздействуют на него. Отсюда вытекает, что устойчивость может быть различных видов: экономическая, финансовая, социальная, экологическая и
т.д. При этом влияние различных видов устойчивости на АПК рассматривается как общее, а не каждого в отдельности.[17]
Развитие аграрного производства в большей части регионов, позволяет сделать вывод о том, что между крупными и мелкими аграрными предприятиями существует оптимальная пропорция, при котором доминирующее положение в валовом производстве принадлежит крупным предприятиям, и лишь в выпуске отдельных видов продукции мелким.
Своевременная оценка внешних и внутренних факторов среды и стабильный расширенный воспроизводственный процесс ускорят решение задач, связанных с устойчивым развитием АПК. В основе устойчивого развития региона лежит организационно-экономический механизм, который представляет собой систему, состоящую из элементов. Рис.2.
Организационно-экономический механизм
Рис. 2. Организационно-экономический механизм
Развитие аграрного производства зависит от факторов, выделить которых позволяет международный и отечественный опыт. Факторы в свою очередь подразделяются на две группы: факторы внешней и внутренней среды. К внешним факторам относятся факторы прямого и косвенного воздействия. Законодательная база, общественные организации, потребители и конкуренты оказывают прямое воздействие, а социальные, культурные, политические, экономические - косвенное. Внутренние факторы это цели, задачи, человеческий потенциал, производственные и организационные факторы.
Комплексная модель влияния ключевых факторов на процесс сельскохозяйственного производства может быть представлена в следующем виде (рис. 3):
Рис. 3. Модель влияния ключевых факторов на процесс сельскохозяйственного производства
Данная модель имеет существенные отличия в отличие от известных моделей. Этими отличиями являются факторы, которые хотя и известны, но зачастую не учитываемы, и которые связаны с: организационно-производственными особенностями, присущими аграрному производству2; специфическими рыночными отношениями, связанными с развитием сельского хо-
3
зяйства , и которые занимают важное место в расширенном воспроизводстве сельскохозяйственной продукции.
Продовольственное обеспечение населения и рост конкурентных преимуществ региона, обеспечивается выявлением и решением проблем устойчивого развития аграрного производства органами управление АПК, путем учета отмеченных особенностей и факторов.
Формирование результативных звеньев инфраструктуры экономики, институционализация села, социальная трансформация также занимают важное место.
В большинстве регионов сельское хозяйство является основополагающей отраслью и от его устойчивого развития зависит развитие всего аграрного сектора. Поэтому рассмотрим особенности устойчивого развития аграрного производства. [11].
В основе устойчивого развития сельского хозяйства, сокращено САРД (САРД - SARD -Sustainable Agriculture and Rural Development), лежит интегрированный социо-эколого-экономический подходе к развитию АПК [7].
Цель САРД формируется триединой концепцией и заключается в выпуске экологически чистой продукции, развитие сельских территорий, сохранение окружающей среды. К самостоятельному направлению относятся меры, связанные с устойчивым развитием сельских территорий.
Основное условие развития российского общества, его социальное и экономическое стабильности и благополучие заключается в устойчивом развитии сельских территорий и решении социальных проблем населения сельской местности. Стимулирование развития бизнеса на селе, рост занятости и доходов сельского населения, развитие сельского самоуправления обеспечивается федеральными программами социального развития деревни на основе стратегии устойчивого развития сельских территорий. [20].
Выводы и результаты. В экономической науке одними из важных направлений являются
2 технологический процесс переработки сырья, сезонность производства, транспортабельность и условия хранения исходного сырья и готового продукта
3 запасы сельскохозяйственной продукции, величина и структура платежеспособного спроса на отдельные продукты, агроуслуги
научные исследования, связанные с устойчивым развитием сельских территорий и рост занятости населения. [13, 14, 16, 17, 19, 21, 23]. Выводы, полученные путем анализа обобщенных научных данных, связанных с устойчивым развитием сельских территорий, заключаются в следующем. Первое, если сельские территории будут устойчиво развиваться и это приведет к тому, что возможные потери при кадровых, экологических и хозяйственных рисках будут сведены к минимуму и при этом не будут нарушены принципы устойчивого развития АПК и результативное использование человеческих ресурсов. Второе, при устойчивом развитии сельских территорий деятельность предприятий будет наиболее эффективной.
Устойчивое развитие села должно быть ориентировано на организационно-экономическое и социально-трудовое развитие села т.е.:
- социально-трудовая сфера должна быть модернизирована, система занятости сельского населения должна быть улучшена;
- должны быть созданы условия для развития сельского самоуправления;
- социально-экономическое разграничение между территориями должно быть минимально;
- ведение хозяйства должно иметь экологическую направленность, а применяемые формы ведения должны грамотно сочетаться;
- развитие аграрной сферы должно иметь рекреационную и природно-охранную направленность.
Позитивное изменение в аграрном секторе определяется влияющими на него природно-экологическими и социально-экономическими факторами:
- отрасли сельского хозяйства динамично и эффективно развиваются;
- в аграрном производстве максимально учитываются природно-климатические факторы;
- переход предприятий семейного типа к аграрно-промышленным;
- сведение напряженности на аграрном рынке труда к минимальному;
- результативное применение трудовых ресурсов.
Устойчивость аграрного сектора, повышение его уровня, эффективность производственной деятельности являются критериями оценки аграрной политики, подобно тому, что сельское хозяйство оценивается такими критериями как рост доходов трудоспособного населения и объем прибыли в отрасли.
Устойчивое развитие аграрного сектора, в котором взаимосвязанные элементы функционируют должно соответствовать такому развитию, которое: Рис. 4.
Устойчивое ра звитие аграрного сек гора предполагает
НОЩПШНЫН ЙСКЮр
нплрмленносш
»ффсКТШМоО ХоцНсТВеННоЦ
деятельности НрсДПрНКШПН орьилп.ищн
сельского хоон к 1Н.1М.1 оттич1гтельн"
ДЧНТСЛКНКСИРСМ)!
соотвеп гипс
ООЩСПрШМШМ |Ц>||||(1.1М
ус М(|<П11оГ о р.тни III |Я «ГрОПрОМЫ ШЛСННОГО
комгтексл.
|<|н||СК ШНН'Ч и,
шнопьтоилнн* трудового
11»ГСТ1)ЫЛЛ 4СЧ1.1Т.1Ч1
местности и том лис леи и перспективе
оощес тленно-ПрПеМЧСМуНЧ! •коном (чес М1 об>Ч ЛОВЛСШуШ
стлонлыпктъ
ДОСТИГНУТОГО ioigi.HII.Hoto II
шлого-жономнческого урошм р.ИНИИМ
.НроНроМТ.|11Г1СТВ1о| О КОКОТЛеКСЛ II
цепом
мниимнмнню ПОТСр|> ОТ ВОТМОЖТЫХ Х1т(ктвстм.1х
кадровых н «олоппмнк рисков
соошеишне коне пуклшым Трсоов.лОИМ .1|р.1р1|о|| ПОЛИТИКИ
не нщ>\ имя о.п.иклр.шнпш НроШВОДс шейных
и 1рудоаых нроцсчюшм се'1е
Рис.4. Устойчивое развитие аграрного сектора
Рост доходов и занятости сельского населения, результативное использование трудовых ресурсов, оптимальная реализация принципов развития аграрного сектора, его устойчивое развитие возможно при таком научном подходе.
Литература
1. Авезов А.А., Эминова Э.М. Методические аспекты преодоления инновационных барьеров на агропромышленных предприятиях //Региональные проблемы преобразования экономики. - 2015. - №. 5 (55).
2. Балиянц К.М. Импортозамещение и продовольственная безопасность Республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2017. - №. 1 (75). - 39-45
3. Балиянц К.М. Продовольственное обеспечение как фактор развития агропромышленного комплекса регионов Северо-Кавказского Федерального округа / К.М. Балиянц, И.М. Гасанов, М.А. Магомедова, С.С. Рамазанова // Экономика устойчивого развития. 2019. №3
4. Балиянц К.М., Дохолян С.В., Эминова Э.М., Рамазанова С.С. Ресурсный потенциал региона как фактор формирования продуктовых подкомплексов в аграрно-промышленном комплексе СевероКавказского федерального округа // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2018. Т. 5. - № 9. -С. 45-54.
5. Боговиз А.В., Рагулина Ю.В., Шкодинский С.В., Продченко И.А. Оценка действующих мер государственной поддержки сельского хозяйства в условиях импортозамещения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2017. - №4. - С. 13-18.
6. Векленко В.И. и др. Проектирование базы данных системы моделей оптимального планирования сельскохозяйственного производства //Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - №. 1. - С. 33-36.
7. Глазовский Н. Ф. и др. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. - 2002.
8. Гончаров В.Д., Селина М.В. Импортозамещение в агропромышленном комплексе России //Экономика и управление: проблемы, решения. - 2017. - № 7. - С. 36-45
9. Дохолян С.В., Вартанова М.Л. Перспективы развития сельского хозяйства в субъектах СевероКавказского федерального округа // Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17. - №. 22. - С. 3107-3128.
10. Дохолян С.В., Джамбулатова А.З., Белан А.И., Эминова Э.М. Модель механизма управления ресурсным потенциалом аграрного сектора экономики региона // Проблемы развития АПК региона. 2018. № 3 (35). С. 232-239.
11. Ерёменко О.В., Руденко Д.В. Концептуальные подходы к прогнозированию развития сельского хозяйства региона // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 9. -С. 29-31.
12. Камилов М.К., Камилова П.Д., Камилова З.М., Эминова Э.М. Интеграция в агропромышленном комплексе и перспективы её развития в условиях импортозамещения // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2017. - №. 2 (76). - С. 37-50
13. Коваленко Е.Г. Модернизация механизма устойчивого развития сельских территорий: монография / Е.Г. Коваленко, Т.М. Полушкина, О.Ю. Якимова [и др.]; под ред. Е.Г. Коваленко. - М.: Изд. дом Академии естествознания, - 2014. - 166 с.
14. Коленченко И.А. Развитие сельских территорий: функции управления и институты / И.А. Колен-ченко //Аграрная наука. - 2014. - № 8.
15. Маслова В. Инвестиции в АПК в условиях импортозамещения / В. Маслова // АПК: экономика, управление. - 2014. - № 12. - С. 41-47.
16. Меренкова И.Н., Новикова И.И. Инновационный подход к исследованию устойчивого развития сельских территорий //Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2015. - №. 1. - С. 79-84.
17. Пантелеева О.И. Концептуальные подходы к государственной поддержке развития сельских территорий в мире / О.И. Пантелеева, А.В. Шулдяков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2015. - № 2. - С. 68-71
18. Петросянц В.З., Дохолян С.В., Ниналалова Л.Г. Модель устойчивого экономического роста субъектов Северо-Кавказского федерального округа //Региональные проблемы преобразования экономики. -2014. - №. 5 (43). - С. 33-42
19. Рафаилов М.К. Стратегическое планирование развития сельских территорий: межотраслевые взаимосвязи // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2017. - №2. - С. 38-41.
20. Шатохин М.В., Новосельский С.О., Дуплин В.В. Планирование комплексного устойчивого развития АПК региона // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - №3. - С. 13-16.
21. Шумакова О.В. Устойчивое развитие сельских территорий: понятие и сущность / О.В. Шумакова, М.А. Рабканова // Фундаментальные исследования. - 2014. - №8-7. - С.1643-1646
22. Эминова Э.М. Государственное регулирование аграрного сектора в Республике Дагестан: проблемы и направления совершенствования // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - №. 8. С. 214-218.
23. Юнусова П.С., Дохолян С.В. Трансформация отраслевой структуры в аграрном секторе экономики СКФО //Региональные проблемы преобразования экономики. - 2017. - №. 3 (77). - С. 19-26
24. Регионы России. Социально-экономические показатели. URL:[Электронный ресурс], http:// www.gks.ru/bgd/regl/b16_14p/Main.htm (время обращения 20.09.2018)
25. Средняя заработная плата по региону Северо-Кавказский федеральный округ. Электронный доку-мент/https://www.audit-it.ru/inform/zarplata/index.php?id_region=685 (время доступа 30.06.2020)
References:
1. Avezov A.A., Eminova E.M. Metodicheskie aspekty preodoleniya innovacionnyh bar'erov na agropromysh-lennyh predpriyatiyah //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - 2015. - №. 5 (55).
2. Baliyanc K.M. Importozameshchenie i prodovol'stvennaya bezopasnost' Respubliki Dagestan //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - 2017. - №. 1 (75). - 39-45
3. Baliyanc K.M. Prodovol'stvennoe obespechenie kak faktor razvitiya agropromyshlennogo kompleksa re-gionov Severo-Kavkazskogo Federal'nogo okruga / K.M. Baliyanc, I.M. Gasanov, M.A. Magomedova, S.S. Ramazanova //Ekonomika ustojchivogo razvitiya. 2019. №3
4. Baliyanc K.M., Doholyan S.V., Eminova E.M., Ramazanova S.S. Resursnyj potential regiona kak faktor formirovaniya produktovyh podkompleksov v agrarno-promyshlennom komplekse Severo-Kavkazskogo feder-al'nogo okruga //Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. - 2018. T. 5. - № 9. - S. 45-54.
5. Bogoviz A.V., Ragulina YU.V., SHkodinskij S.V., Prodchenko I.A. Ocenka dejstvuyushchih mer gosudar-stvennoj podderzhki sel'skogo hozyajstva v usloviyah importozameshcheniya // Ekonomika sel'skohozyajstven-nyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. - 2017. - №4. - S. 13-18.
6. Veklenko V.I. i dr. Proektirovanie bazy dannyh sistemy modelej optimal'nogo planirovaniya sel'skohozyajst-vennogo proizvodstva //Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skohozyajstvennoj akademii. - 2013. - №. 1. - S. 33-36.
7. Glazovskij N.F. i dr. Perekhod k ustojchivomu razvitiyu: global'nyj, regional'nyj i lokal'nyj urovni. Za-rubezhnyj opyt i problemy Rossii. - 2002.
8. Goncharov V.D., Selina M.V. Importozameshchenie v agropromyshlennom komplekse Rossii // Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. - 2017. - № 7. - S. 36-45
9. Doholyan S.V., Vartanova M.L. Perspektivy razvitiya sel'skogo hozyajstva v subektah Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga //Rossijskoe predprinimatel'stvo. - 2016. - T. 17. - №. 22. - S. 3107-3128.
10. Doholyan S. V., Dzhambulatova A.Z., Belan A.I., Eminova E.M. Model' mekhanizma upravleniya resursnym potencialom agrarnogo sektora ekonomiki regiona //Problemy razvitiya APK regiona. 2018. № 3 (35). S. 232-239.
11. Eryomenko O.V., Rudenko D.V. Konceptual'nyepodhody kprognozirovaniyu razvitiya sel'skogo hozyajstva regiona // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skohozyajstvennoj akademii. - 2013. - № 9. - S. 29-31.
12. Kamilov M.K., Kamilova P.D., Kamilova Z.M., Eminova E.M. Integraciya v agropromyshlennom komplekse i perspektivy eyo razvitiya v usloviyah importozameshcheniya // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - 2017. - №. 2 (76). - S. 37-50
13. Kovalenko E.G. Modernizaciya mekhanizma ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij: monografiya /E.G. Kovalenko, T.M. Polushkina, O.YU. YAkimova [i dr.]; pod red. E.G. Kovalenko. - M.: Izd. dom Akademii estestvoznaniya, - 2014. - 166 s.
14. Kolenchenko I.A. Razvitie sel'skih territorij: funkcii upravleniya i instituty /I.A. Kolenchenko //Agrarnaya nauka. - 2014. - № 8.
15. Maslova V. Investicii v APK v usloviyah importozameshcheniya / V. Maslova // APK: ekonomika, upravlenie. - 2014. - № 12. - S. 41-47.
16. Merenkova I.N., Novikova I.I. Innovacionnyj podhod k issledovaniyu ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij //Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2015. - №. 1. - S. 79-84.
17. Panteleeva O.I. Konceptual'nye podhody k gosudarstvennoj podderzhke razvitiya sel'skih territorij v mire / O.I. Panteleeva, A.V. SHuldyakov //Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. -2015. - № 2. - S. 68-71
18. Petrosyanc V.Z., Doholyan S.V., Ninalalova L.G. Model' ustojchivogo ekonomicheskogo rosta subUktov Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - 2014. - №. 5 (43). - S. 33-42
19. Rafailov M.K. Strategicheskoe planirovanie razvitiya sel'skih territorij: mezhotraslevye vzaimosvyazi // Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. - 2017. - №2. - S. 38-41.
20. SHatohin M.V., Novosel'skij S.O., Duplin V.V. Planirovanie kompleksnogo ustojchivogo razvitiya APK regiona // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skohozyajstvennoj akademii. - 2013. - №3. - S. 13-16.
21. SHumakova O.V. Ustojchivoe razvitie sel'skih territorij: ponyatie i sushchnost' / O.V. SHumakova, M.A. Rabkanova //Fundamental'nye issledovaniya. - 2014. - №8-7. - S.1643-1646
22. Eminova E.M. Gosudarstvennoe regulirovanie agrarnogo sektora v Respublike Dagestan: problemy i napravleniya sovershenstvovaniya //Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. - 2007. - №. 8. S. 214-218.
23. YUnusova P.S., Doholyan S. V. Transformaciya otraslevoj struktury v agrarnom sektore ekonomiki SKFO // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - 2017. - №. 3 (77). - S. 19-26
24. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli. URL:[Elektronnyj resurs], http://www.gks.ru/bgd/ regl/b16_14p/Main.htm (vremya obrashcheniya 20.09.2018)
25. Srednyaya zarabotnaya plata po regionu Severo-Kavkazskij federal'nyj okrug. Elektronnyj dokument/ https://www.audit-it.ru/inform/zarplata/index.php?id_region=685 (vremya dostupa 30.06.2020)