АПК и сельское хозяйство
УДК: 338.43 ЖАМОЛАТОВА ЗУЛЬФАРИНИГМАТУЛАЕВНА
аспирантка кафедры «Экономика и управление в АПК»ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный аграрныйуниверситет им. М.М. Джамбулатова»,
e-mail: [email protected]
ИСПАГИЕВА АСИЯТДАЛГАТОВНА
аспирантка кафедры «Экономика и управление в АПК» ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный аграрный университет им. М.М. Джамбулатова»,
e-mail: [email protected]
МАГОМЕДОВА МАДИНА АБДУСАЛАМОВНА
старший преподаватель кафедры математического моделирования, эконометрики и статистики факультет управления ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
ХИДИРОВА С АИДА ЗАКИРОВНА
аспирантка кафедры «Экономика и управление в АПК» ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный аграрный университет им. М.М. Джамбулатова»,
e-mail: [email protected]
МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ АПК РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Аннотация. Целью работы является обоснование предложений, направленных на снижение воздействия дестабилизирующих факторов риска на агропромышленное производство и деятельность предприятий АПК. Метод или методология проведения работы.
Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Основой данной работы являются исследования отечественных учёных по теме минимизации рисков агропромышленного производства. Результаты. В настоящем исследовании рассматривается два направления комплекса адаптационных мероприятий по выявлению и смягчению дестабилизирующих элементов внешней среды агропромышленного производства. Одно из них — совершенствование государственной поддержки предприятий АПК. Важными направлениями совершенствования механизма государственной поддержки предприятий АПК являются разработка и внедрение стратегии организационно-экономической стабилизации предприятий отрасли. Её результаты выражаются в повышении эффективности субсидирования, льготного государственного инвестиционного кредитования и страхования сельскохозяйственного производства; в разработке и осуществлении последовательной кадровой политики; совершенствовании системы информационного обеспечения аграрного сектора. Второе — совершенствование внутреннего механизма управления на предприятиях АПК. Основные направления включают в себя внедрение стратегического управлении на предприятиях АПК; интенсификацию использования маркетинговых инструментов; совершенствование прогнозирования и бизнес-планирования; повышение инновационной активности предприятий; внедрение риск-менеджмента в систему управления предприятиями АПК и др. В качестве ещё одного направления минимизации рисков агропромышленного производства рассматривается укрупнение сельскохозяйственных предприятия: формирование холдинговых компаний с включением в них унитарных предприятий. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут использоваться в управлении развитием АПК региона. Выводы. На современном этапе минимизация рисков агропромышленного производства является одним из важнейших факторов развития АПК. Для этого следует провести комплекс адаптационных меро-
приятий, одновременно обеспечивая баланс между двумя направлениями — совершенствованием государственной поддержки и внутренним механизмом управления предприятий АПК.
Ключевые слова: агропромышленное производство, риски, предприятия АПК, механизм управления, государственная поддержка, АПК региона.
ZHAMOLATOVA ZULFARINIGMATULAEVNA
post-graduate student of the Department of Economics and management in agribusiness ""Dagestan state agrarian University. M. M. Dzhambulatova»,
e-mail: [email protected]
ISPAGIEVA ASIYATDALGATOVNA
post-graduate student of the Department of Economics and management in agribusiness "Dagestan state agrarian University. M. M. Dzhambulatova»,
e-mail: [email protected]
MAGOMEDOVA MADINA ABDUSALAMOVNA
senior lecturer, Department of mathematical modeling, econometrics and statistics, Department of management, Dagestan state University», e-mail: [email protected]
HIDIROVA S AIDA ZAKIROVNA
post-graduate student of the Department of Economics and management in agribusiness "Dagestan state agrarian University. M. M. Dzhambulatova»,
e-mail: [email protected]
MINIMIZATION OF RISKS OF AGRO-INDUSTRIAL PRODUCTION AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Abstract. The purpose of the work is to substantiate the proposals aimed at reducing the impact of destabilizing risk factors on agro-industrial production and activities of agricultural enterprises. Method or methodology of the work. The research is based on a General scientific methodology, which provides for a systematic approach to solving problems. The basis of this work is the research of domestic scientists on the topic of minimizing the risks of agricultural production. Results. This study considers two directions of the complex of adaptation measures to identify and mitigate the destabilizing elements of the external environment of agro-industrial production. One of them is the improvement of state support for agricultural enterprises. Important directions of improvement of mechanism of state support agricultural enterprises are to develop and implement the organizational-economic stability of the industry. Its results are expressed in increasing the effectiveness of subsidies, preferential state investment lending and insurance of agricultural production; in the development and implementation of a consistent personnel policy; improving the information system of the agricultural sector. The second is to improve the internal management mechanism at agricultural enterprises. The main directions include the introduction of strategic management at agricultural enterprises; intensification of the use of marketing tools; improvement of forecasting and business planning; increase of innovative activity of enterprises; introduction of risk management in the management system of agribusiness enterprises, etc. as another direction of minimizing the risks of agricultural production, the consolidation of agricultural enterprises is considered: the formation of holding companies with the inclusion of unitary enterprises in them. The scope of the results. The results of the study can be used in the management of agricultural development in the region. Summary. At the present stage, minimizing the risks of agro-industrial production is one of the most important factors in the development of agriculture. To do this, a set of adaptation measures should be carried out, while simultaneously ensuring a balance between two areas — improving state support and the internal management mechanism of agricultural enterprises.
Keywords: agro-industrial production, risks, agribusiness enterprises, management mechanism, state support, agribusiness in the region.
Введение. В последнее время значительно вырос интерес к проблеме управления рисками агропромышленного производства, что привело к появлению значительного числа публикаций в экономической науке, посвященной данной проблеме. На сегодня повышение эффективности функционирования аграрного сектора экономики является одной из важнейших стратегических задач. Стремительные изменения деловой среды, связанные с интенсивным развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, предопределяют необходимость постоянного совершенствования механизмов управления агропромышленным производством. К одному из таких инструментов относится управление рисками.
Методы исследования. Многофункциональность, свойственная агропромышленному комплексу, дает возможность занять ключевую позицию в процессе реализации региональных интересов и усилении роли потенциала региональной экономики. К примеру, уровень жизни населения является не только важным региональным интересом, но и интегральным показателем, характеризующим состояние всего регионального потенциала.
Аграрный сектор экономики является системообразующим, в значительной степени определяющим состояние всего народного хозяйства и социально-экономический уровень подавляющей части населения Республики Дагестан.
По официальным статистическим данным, сельское хозяйство республики функционирует устойчиво, среднегодовые темпы развития за последние 3 года составили 5,0 процентов при 3,2 процента в среднем по России и 3,5 процента по СКФО (табл. 1).
Отчасти этому способствовала государственная поддержка, оказываемая АПК из федерального и республиканского бюджетов, хотя в последние годы имеет место ее снижение.
Таблица 1
Индексы физического объема продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в % к предыдущему году)
Категория Годы
2015 2016 2017
РФ СКФО РД РФ СКФО РД РФ СКФО РД
Сельское хозяйство, всего 102,6 103,5 105,1 104,8 105,9 104,7 102,4 101,1 105,1
Растениеводство 103,1 105,2 106,8 107,6 107,9 104,7 102,1 103,5 105,4
Животноводство 102,2 101,6 103,6 101,5 103,2 104,6 102,8 100,4 104,8
В 2017 г. на поддержку агропромышленного комплекса республики выделено 2748,4 млн руб. бюджетных средств. На 2018 г. предусмотрено выделить бюджетные средства в объеме 3013,9 млн руб. В целом государственная поддержка увеличится на 267,0 млн руб. или 9,7 процентов (табл. 2). Это результат совместной работы специалистов Минсельхозпрода РД и Минсельхоза России.
Таблица 2
Государственная поддержка АПК Республики Дагестан, млн рублей
Источник Годы
2015 2016 2017 2017 к 2016, %
Всего 3405,1 2967,3 2748,4 92,6
ФБ 2536,5 2648,5 2300,6 86,9
РБ 868,6 318,8 447,8 140,4
Технический уровень действующих предприятий АПК не дает возможности их полностью загружать, увеличивать объемы важнейших видов питания, что ведет к значительным потерям сельскохозяйственного сырья. Кроме того, неразвитая рыночная инфраструктура, нехватка
инвестиций приводят к снижению конкурентоспособности продукции АПК республики.
При этом крайне низким остается коэффициент использования перерабатывающей промышленностью собственной сырьевой базы. Сегодня на промышленную переработку поступает менее 1 процента валового сбора овощей, 5 процентов валового сбора плодов, 12 процентов производимого молока и мяса (табл. 3).
Таблица 3
Доля переработки продукции сельского хозяйства от объема ее производства Республики Дагестан, %
Наименование Годы
2015 2016 2017
Виноград 65,5 58,4 63,2
Овощи 0,61 0,68 0,85
Плоды 5,1 5,2 5,2
Молоко 12,6 12,5 12,5
Мясо 11,6 11,3 12,1
Одно из важных приоритетных направлений развития АПК Республики Дагестан состоит в том, чтобы удовлетворить потребности населения республики в продуктах питания и добиться этого насыщением регионального рынка продукцией высокого качества, выпускаемой предприятиями, которые действуют на территории республики. [17, 19].
Для того чтобы предприятия АПК Республики Дагестан на современном этапе эффективно работали, следует провести комплекс адаптационных мероприятий. Одновременно обеспечить баланс между двумя направлениями - совершенствованием государственной поддержки и внутренним механизмом управления предприятий АПК [13, 18, 24].
Важными направлениями совершенствования государственной поддержки предприятий АПК, которые позволят предприятиям на современном этапе успешно адаптироваться, являются разработка и внедрение стратегии организационно-экономической стабилизации предприятий отрасли [21, 25].
Задачи данной стратегии заключаются в следующем:
- повысить эффективность субсидирования, льготное государственное инвестиционное кредитование и страхование сельскохозяйственного производства;
- разработать и осуществить последовательную кадровую политику;
- усовершенствовать систему информационного обеспечения аграрного сектора.
Основное условие, для того чтобы достичь достижения максимизации эффективности данных мероприятий, состоит в системности и последовательности их внедрения. Меры поддержки со стороны государства сельскохозяйственного производства Республики Дагестан должны быть комплексными.
Эффективность субсидирования сельскохозяйственных предприятий республики недостаточна высока. Чтобы решить эту проблему, следует повысить уровень субсидирования и одновременно с этим оптимизировать систему распределения субсидий. Это заложено и регламентируется Постановлением Правительства Республики Дагестан от 13 декабря 2013 г. № 673 «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 г."». [4] Конечно, текущий уровень субсидирования сельского хозяйства РД, безусловно, не может положительно влиять на работу отдельно взятого предприятия. Более того, ограниченные средства республиканского бюджета не позволяют масштабно увеличить государственные расходы на то, чтобы субсидировать сельскохозяйственное производство в качестве одной из мер по преодолению в нем кризиса. Однако если государство не увеличит капитальные вложения в сельское хозяйство, не стоит надеяться на положительный результат. Без субсидирования отечественные предприятия АПК успешно функционировать могут толь-
ко фрагментарно.
Система распределения государственных субсидий требует немедленной реформы. В настоящее время, для того чтобы получить государственные субсидии, предприятиям АПК в большинстве случаев следует выполнить ряд условий: продукция должна быть реализована в определенном объеме и только перерабатывающим предприятиям, которые зарегистрированы и работают на территории РД; данные о производстве и объемах продажи сельскохозяйственной продукции должны отражаться в отчетах органов местного самоуправления; корма для животных должны приобретаться по фиксированным ценам у определенных предприятий. Также необходимо изменить и сам процесс получения субсидий.
В условиях когда внешние факторы риска оказывают негативное влияние на функционирование предприятий агропромышленного комплекса, наиболее существенным методом, который дает возможность успешной адаптации этих предприятий, можно считать страхование [15, 16, 23]. Ввиду того что влияние ряда факторов риска, которые свойственны агропромышленным предприятиям, является катастрофическим, страхование этих предприятий требует особых условий, которые связаны с определенными мерами, которые страховщик принимает с целью обеспечения своей финансовой безопасности. В связи с этим затруднительно представить себе такую страховую компанию, для которой страхование рисков в агропромышленной системе не было бы равносильно высокому уровню риска. Поэтому государственная концепция развития агропромышленного комплекса должна предшествовать масштабному внедрению программ поддержки в области кредитования, страхования и т. д. Те приоритеты социально-экономического развития, которые сегодня выбраны государством, свидетельствуют о наличии такой концепции, которая нуждается в том, чтобы для её эффективной реализации были разработаны конкретные практические мероприятия. Почти во всех развитых странах в страховании урожая, являющегося самым распространенным видом страхования, ведущая роль принадлежит государству.
В частности, в странах-членах ЕС государству принадлежит право предоставления фермерам по своему усмотрению субсидий на сельхозстрахование. Во Франции, например, для того чтобы оказывать сельхозпроизводителю в широком масштабе государственную поддержку при страховании, учрежден Национальный гарантийный фонд, который призван компенсировать ущерб от крупных бедствий, которые могут произойти в сельском хозяйстве. В этом фонде аккумулируются средства из государственного бюджета и страховые взносы фермеров в равной доле. Размер компенсационных выплат по произведенным страховым платежам фермерам устанавливает федеральное Министерство сельского хозяйства совместно с Министерством финансов Франции [9, 22].
В Канаде при страховании сельхозкультур 50% оплачивается фермером, 25% федеральным правительством и 25% - правительством провинции. При страховании доходов фермеров бюджетные субсидии составляют 67%.
В США еще с 1938 г. действует Федеральная корпорация страхования урожая Департамента сельского хозяйства (ФКСУ). Частные страховые компании участвуют в федеральной программе страхования и перестраховываются в ФКСУ. Минимальный уровень страхования полностью покрывается средствами бюджета, что дает фермерам гарантированную минимальную компенсацию ущерба, если объемы урожая будут ниже, чем на 50% от ожидаемых. При этом, если фермер несет ущерб, ему возмещается из расчета 60% фиксированной цены. Расширить застрахованный риск по сравнению с минимальным является добровольным страхованием
[23].
Сформировавшаяся в 60-70-е гг. прошлого века в нашей стране Система обязательного страхования на протяжении 20 лет служила гарантированным механизмом возмещения потерь от засухи, градобитий, наводнений и других стихийных бедствий. В настоящее время система страхования в сельском хозяйстве требует воссоздания, что обусловлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ о развитии сельского хозяйства [3] и Постановлением Правительства РФ от 31.03.2017 № 396 (ред. от 06.09.2018) «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.» [4], в основе принципиальных положений которого лежат условия обязательного (действовавшего в СССР) страхования уро-
жая сельскохозяйственных культур. Однако сегодня совершенно другая ситуация.
Анализируя отечественную и зарубежную практику, напрашивается вывод о целесообразности возобновления обязательного страхования урожая сельскохозяйственных культур.
Для того чтобы стабилизировать аграрный сектор РД, необходимо разработать и осуществить последовательную кадровую политику. Аппарат управления предприятием АПК должен иметь компетентный персонал, способный мгновенно реагировать на изменения рыночных условий и быстро принимать решения. Для этого необходимо привлечь в сельское хозяйство специализированные кадры. Внедрение следующих мероприятий позволит решить данную проблему:
- для того чтобы молодые специалисты остались работать в сельском хозяйстве, строить и предоставлять им служебное жилье;
- ввести специальные коэффициенты, с помощью которых будет повышаться оплата труда;
- ввести стопроцентную государственную подготовку специалистов для сельского хозяйства.
В организациях АПК необходимо проводить различные обучающие семинары с целью повышения квалификации работников агропромышленных предприятий. Для выполнения данной функции в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РД целесообразно создать специальное подразделение1. Очень полезным представляется изучение в этом плане опыта американцев по консультированию фермеров и руководителей аграрных предприятий по вопросам, связанным с финансированием и кредитованием сельскохозяйственных предприятий. В США такие обучающие семинары и программы для фермеров и руководителей аграрных предприятий периодически организовывают финансовые институты, которые занимаются кредитованием сельскохозяйственных предприятий. На этих мероприятиях фермеры и руководители аграрных предприятий изучают вопросы финансирования аграрного производства, что позволяет им самостоятельно давать оценку необходимости привлечения заёмных банковских денег, для того чтобы финансировать деятельность собственного предприятия.
В настоящее время в РД существует необходимость введения целевого обучения по различным сельскохозяйственным специальностям, поскольку многие выпускники сельскохозяйственных вузов работают не по специальности, полученной за годы учебы. Из этого можно сделать вывод о нерациональном использовании средств в сфере образования, с одной стороны, а также о нехватке квалифицированных кадров на агропромышленных предприятиях - с другой. В связи с этим считаем, что улучшение положения с кадровым обеспечением сельского хозяйства региона невозможно без целевого обучения. Практическая реализация данной идеи заключается в том, что с выпускниками школ, изъявившими желание учиться в сельскохозяйственном вузе, заключается договор (соглашение), в соответствии с которым они обязуются по окончании учебного заведения отработать какое-то количество лет в региональном сельскохозяйственном предприятии. Если выпускник нарушит условия данного соглашения, он обязан возместить средства, которые государство потратило на его обучение. Хотя до сих пор уровень оплаты труда в сельском хозяйстве в разы ниже, чем в других отраслях экономики, надо отметить все-таки улучшение в последнее время ситуации в этом плане., что в немалой степени связано с выделяемыми на оплату труда работающих в агропромышленной отрасли государственными субсидиями [11, 12, 20]. Государством также принимаются меры по поддержке сельских поселений. [6, 7, 8].
Другим направлением государственной поддержки аграрников является формирование системы, обеспечивающей информационную поддержку аграрному сектору. Этим также должно заниматься выделенное в структуре Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД специальное подразделение, основным направлением деятельности которого должно стать предоставление агропромышленным предприятиям следующей информации:
- состояние рынка сельхозпродукции в данный момент, что подразумевает информацию об уровне цен, поставщиках и т. д.;
- наличие законодательных актов, регулирующих деятельность агропромышленных предприятий и АПК в целом;
- о кредитных учреждениях, организациях, занимающихся кредитованием агропромыш-
1 Например, «Управление повышения квалификации работников АПК».
ленных предприятий, утвержденных государственных программах по кредитованию и предусмотренных в них условиях кредитования.
Работа созданной в вышеупомянутом специальном подразделении (Управлении) Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД централизованной информационной маркетинговой службы призвана быть еще одним направлением в деятельности системы информационного обеспечения сельскохозяйственной отрасли. Перед этой службой должны стоять задачи по представлению информации агропромышленным предприятиям о существующих в Дагестане и других регионах страны рынках сбыта производимой ими сельхозпродукции, поставщиках необходимых для сельского хозяйства сельхозтехники, удобрений, ГСМ и т. п., сложившихся рыночных ценах на средства производства. Работа такой службы информационного обеспечения позволит повысить эффективность деятельности предприятий АПК. В структуре системы информационного обеспечения необходимо выделить службу, которая представляет агропромышленным предприятиям информацию об изменениях в законодательстве, касающихся их деятельности, а также разрабатывает конкретные рекомендации, помогающие предприятиям АПК адаптироваться к изменениям в нормативно-правовой базе, регулирующей их деятельность.
Получаемые предприятиями АПК очевидные преимущества оправдывают создание подобных служб при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РД. К этим преимуществам можно отнести, прежде всего, существование кадров, имеющих большой опыт организационной и административной работы в аграрном секторе, хорошо знающих проблемы отрасли и активно участвующих в решении этих проблем вместе с другими специалистами из других структур агропромышленной отрасли, обладающих возможностями для того, чтобы полностью и оперативно решать управленческие, финансовые, организационные и иные связанные с информационным обеспечением вопросы. Наличествующий информационный ресурс дает возможность информационной службе , действующей в структуре управления АПК, работать достаточно эффективно.
Создание информационной системы для сельских товаропроизводителей решит ряд целей:
- консультационная помощь сельхозпроизводителям;
- формирование системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства.
Для того чтобы достичь поставленные цели, следует решить ряд задач:
- обеспечить переподготовку специалистов предприятий АПК, учитывая современные экологически чистые высокоэффективные технологии, оказать консультационную помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям и населению;
- предоставить квалифицированную консультационную помощь, в частности, при составлении кредитов, предоставляющих субсидии в соответствии с законодательством РФ и РД;
- мониторинг, маркетинг и публикация материалов с целью распространить опыт оказания консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;
- создание в сфере агрокомплекса государственных информационных ресурсов, обеспечить доступ к ним органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов АПК и населения.
Значительной поддержкой со стороны государства сельскохозяйственным предприятиям будет своевременное предоставление им информации о государственных программах кредитования сельскохозяйственного сектора, банках, которые выдают кредиты, об условиях кредитования и многом другом.
Увеличение темпов роста в сельскохозяйственном секторе Республики Дагестан может быть связано с реализацией мер по расширению предприятий АПК. Как показывает практика, крупные предприятия АПК, в руках которых сосредоточены значительные финансовые ресурсы, имеют конкурентное преимущество перед мелкими предприятиями. Показатель финансового обслуживания единицы площади сельхозземель у крупных предприятий на порядок выше, чем у мелких. Диверсификация производства, характерная для крупных предприятий, дает им устойчивость и кредитоспособность. Все это делает возможным крупным предприятиям АПК интенсифицировать производство. Они более восприимчивы к достижениям научно -технического прогресса, более устойчивы к отрицательным природным и экономическим фак-
торам, более способны в решении социальных проблем. Основа, для того чтобы интегрированные сельскохозяйственные структуры появились, состоит в следующем:
- единый технологический цикл производства продуктов питания;
- синергический эффект (экономия на масштабах деятельности, дополнительные ресурсы, финансовая рационализация трансакционных издержек, увеличение доли рынка и т. д.);
Государством, для того чтобы укрупнить сельскохозяйственные предприятия, могут использоваться унитарные предприятия.
Государственные унитарные предприятия, в особенности их деятельность, на сегодняшний день - один из самых обсуждаемых вопросов в отрасли сельского хозяйства. Из года в год, несмотря на проводимую работу по координации деятельности ГУПов, не все предприятия, по различным причинам, смогли достигнуть положительных результатов. Существует лишь малое количество предприятий, в которых на сегодняшний день финансово-хозяйственная деятельность ведется эффективно.
Всего в АПК республики 49 ГУПов, из них только несколько функционируют рентабельно, а большинство находится в упадочном состоянии или вообще не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, показывая крайне низкие показатели в своей деятельности [14].
Право использования переданного ГУПам имущества и, в частности, включения его в состав уставного капитала функционирующих обществ при условии наличия согласия на это собственника - в нашем случае РД, закреплено в действующем законодательстве. Это означает, что ГУПы в Дагестане имеют право принимать долевое участие в действующих на территории РД агропромышленных предприятиях. Это не означает, что государство стремится полностью контролировать деятельность предприятий сельского хозяйства. Речь идет о стимулировании государством, таким образом, процесса укрупнения товаропроизводителей, работающих в аграрном секторе. В дальнейшем после достижения поставленной цели может быть осуществлена приватизация холдингов.
Образование управляющей компании может стать, как вариант, моделью расширения агропромышленных предприятий, для чего необходимо приобрести акции малых предприятий и предприятий, имеющих негосударственную форму собственности.
В этом случае функции, связанные с управлением холдинговыми компаниями, должны выполняться управляющей компанией, которая несет ответственность за связь с подразделениями власти, финансовыми учреждениями, разного рода посредниками, а также заниматься реализацией выпускаемой продукции и обеспечением средствами производства для подведомственных предприятий.
При реализации этой модели агропромышленные предприятия, входящие в данную систему, будут заниматься только производством продукции, и это позволит существенно снизить уровень затрат, связанных с содержанием администрации предприятия. Холдинг, в отличие от мелких хозяйств, может платить квалифицированным юристам, специалистам в области финансов и управления, реализовывать социальные программы, в т. ч. строительство нового жилья.
Результатом расширения сельскохозяйственных товаропроизводителей может стать решение такой проблемы, как снижение количества убыточных сельскохозяйственных предприятий, число которых на сегодняшний день в Республике Дагестан значительно. Ликвидацию этих предприятий нельзя считать разумной, так как это может привести к росту социальной напряженности в аграрных районах и, наоборот, не приведет к удовлетворению требований кредиторов, ввиду того что в результате сильного износа активы этих предприятий теряют ценность.
Одновременно трудно отрицать тот факт, что учредители функционирующих агропромышленных предприятий во многих случаях готовы к тому, чтобы отдать контроль над своими предприятиями в чужие руки. Статья 121 ГК РФ предусматривает, что коммерческие организации на основе договора, заключаемого между собой в целях координации своей деятельности, единого представления, а также защиты общих интересов в имущественных спорах могут создавать объединения (ассоциации, союзы), которые являются некоммерческими организациями. Их создание не отменяет независимость и право юридического лица, которые присущи членам ассоциаций или союзов и это также отвечает интересам собственников агропромыш-
ленных предприятий, поскольку они, как упоминалось выше, не хотят передавать контроль над своими предприятиями в чужие руки.
В то же время участники ассоциаций и союзов не обладают правами на собственность своего объединения, в связи с чем они не имеют права передавать свой вклад иным участникам или требовать распределения доли в случае выхода их из объединения. Совершенствование внутреннего механизма управления предприятий АПК, основное направление которого состоит в том, чтобы обеспечить адаптацию к современным условиям, предполагает предприятиям использовать современные достижения в области экономики и менеджмента. Основные направления состоят в следующем:
- внедряется стратегическое управление на предприятиях АПК;
- интенсифицируется использование маркетинговых инструментов;
- совершенствуется прогнозирование и бизнес-планирование;
- повышается инновационная активность предприятий;
- внедряется риск-менеджмент в систему управления предприятиями АПК и др.
Для того чтобы подробно рассмотреть эти направления, необходимо выполнить специальные исследования, в связи с чем остановимся на простом их перечислении. Однако необходимо обратить внимание на то, что только комплексное применение мероприятий, призванных совершенствовать их внутренний механизм и государственное регулирование деятельности АПК в целом, позволит добиться успешной адаптации их к негативу, связанному с воздействием факторов риска.
Надо отметить, что самым важным за последние годы национальным проектом, учитывая уделяемое его выполнению внимание со стороны правительства РФ, является национальный проект «Развитие АПК», включающий три направления: первое - «Ускоренное развитие животноводства», второе - «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» и третье -«Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».
Этот приоритетный проект принято считать самым «земным» в сравнении с остальными тремя президентскими инициативами. Данный национальный проект хорошо продуман государством, что позволяет создать благоприятные условия для сельскохозяйственного производства.
Реализация национального проекта «Развитие АПК» позволило увеличить инвестиционные вложения в основной капитал, закрыть в полной мере потребности в кредитных ресурсах, которые испытывает сельское хозяйство в период сезонных работ, продолжить строительные работы по возведению животноводческих комплексов и их модернизации, принять решения, связанные с субсидированием производства свинины и мяса птицы, ограничением импортных поставок сельхозпродукции, ускоренным принятием технических регламентов, соблюдение которых позволит добиться существенного повышения качества продукции.
Выводы. Таким образом, на современном этапе минимизация рисков агропромышленного производства является одним из важнейших факторов развития АПК. Для этого следует провести комплекс адаптационных мероприятий, одновременно обеспечивая баланс между двумя направлениями - совершенствованием государственной поддержки и внутренним механизмом управления предприятий АПК
Литература
1. Указ Президента РФ от 30.01.2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».
2. Доклад о состоянии рынка сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, в Российской Федерации в 2016 году: Информационная брошюра. - М. : ФГБУ «Федеральное агентство господдержки АПК» Минсельхоза России, 2017.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ о развитии сельского хозяйства (с изменениями и дополнениями). Статья 12.
4. Постановление Правительства РФ от 31.03.2017 № 396 (ред. от 06.09.2018) «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.».
5. Постановление Правительства Республики Дагестан от 13 декабря 2013 г. № 673 «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 гг."» (с изменениями на 28 марта 2019 года).
6. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД от 16.05.2019 № 236 «О внесении изменений в извещение о проведении конкурса по отбору участников мероприятия по развитию семейных животноводческих ферм».
7. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД от 13.12.2018 № 414 «Об утверждении Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в т. ч. молодых семей и молодых специалистов, а также выдачи и продления срока действия свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Республики Дагестан».
8. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД от 30.01.2019 № 23 «Об утверждении доли заёмных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках реализации подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 гг. "» в 2019 г.».
9. Балиянц, К. М. Защита аграрного рынка в развитых странах-участниках ВТО // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 1.
10. Балиянц, К. М. Маркетинговые проблемы регионального АПК в условиях вступления РФ в ВТО // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 2.
11. Балиянц, К. М. Фермерство и вопросы рационального землепользования // Вопросы структуризации экономики. 2000. №.5.
12. Балиянц, К. М. Основные факторы эффективного использование ресурсного потенциала сельских территорий Республики Дагестан / К.М. Балиянц, А.З. Джамбулатова, С.В. Дохолян, Ю.Д. Умавов // Экономика устойчивого развития. 2019. № 1 (37). С. 92-96.
13. Беспахотный, Г. В. Механизмы государственного финансирования инвестиционного развития сельского хозяйства / Г.В. Беспахотный // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 8. С. 2-7.
14. В Дагестане государственные унитарные предприятия будут оптимизированы [Электронный ресурс]. - URL : https://www.riadagestan.ru/news/economy/
v_dagestane_gosudarstvennye_unitarnye_predpriyatiya_budut_aktsionirovany/ (время обращения 21.07.2019).
15. Вибе, О. В. Проблемы развития агрострахования в России // Проблемы современной экономики. 2010. № 2. С. 451-454.
16. Голубева, Е. А., Хабарова, В. С. Агрострахование - специфика и особенности // Экономика и социум. 2017. № 1-1. С. 416-420.
17. Дохолян, С. В., Умавов, Ю. Д. Ресурсный потенциал аграрной сферы региона // Экономика и предпринимательство. 2012. № 1. С. 37-44.
18. Дохолян, С. В., Умавов, Ю. Д., Эминова, Э. М. Особенности государственного регулирования и управления АПК на региональном уровне // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-2. С. 235241.
19. Ибрагимов, М.-Т.А., Дохолян, С. В. Методические подходы к оценке состояния продовольственной безопасности региона //Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 4. С. 172-193.
20. Курбанов, К. К. Основные направления социальной политики развития сельских территорий Дагестана //Вопросы структуризации экономики. 2009. № 2. С. 136-138.
21. Курбанов, К. К., Юнусов, М. А. Стратегия развития АПК СКФО в условиях модернизации и инновационных преобразований //Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 12 (62).
22. Стадник, А. Т. Зарубежный опыт государственной поддержки сельского хозяйства /А.Т. Стадник, Д.М. Матвеев, Д.В. Меняйкин //Вестник КрасГАУ. 2014. № 10. С. 45-48.
23. Терентьева, А. С. Аграрное страхование в США // США и Канада : экономика, политика, культура. 2010. № 4. С. 114-127.
24. Титова, Е. В. Экономические рычаги государственного регулирования деятельности предприятий агропромышленного комплекса / Н.И. Пыжикова, Е.В. Титова, М.А. Козлов // Успехи современной науки. 2015. № 4. С. 53-57.
25. Юнусова, П. С., Дохолян, С. В. Трансформация отраслевой структуры в аграрном секторе экономики СКФО //Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 3 (77). С. 19-26.
References:
1. Ukaz Prezidenta RF ot 30.01.2010 g. № 120 «Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoj bezopasnosti Ros-sijskoj Federacii».
2. Doklad o sostoyanii rynka sel'skohozyajstvennogo strahovaniya, osushchestvlyaemogo s gosudarstvennoj podderzhkoj, v Rossijskoj Federacii v 2016 godu: Informacionnaya broshyura. - M. : FGBU «Federal'noe agentstvo gospodderzhki APK» Minsel'hoza Rossii, 2017.
3. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2006 g. № 264-FZ o razvitii sel'-skogo hozyajstva (s izmeneniyami i dopolneniyami). Stat'ya 12.
4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31.03.2017 № 396 (red. ot 06.09.2018) «O vnesenii izmenenij v Gosudar-stvennuyu programmu razvitiya sel'skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya iprodovol'stviya na 2013-2020 gg.».
5. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Dagestan ot 13 dekabrya 2013 g. № 673 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Respubliki Dagestan "Razvitie sel'skogo hozyajstva i regulirovanie rynkov sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2014-2020 gg. "» (s izmeneniyami na 28 marta 2019 goda).
6. Prikaz Ministerstva sel'skogo hozyajstva i prodovol'stviya RD ot 16.05.2019 № 236 «О vnesenii izmenenij V izveshchenie о provedenii konkursa ро оАогы uchastnikov тегорпуаПуа ро razvitiyu semejnyh zhivotnovod-cheskih уегт».
7. Prikaz Ministerstva sel'skogo hozyajstva i prodovol'stviya КО ot 13.12.2018 № 414 «ОЬ utverzhdenii Рог-yadka formirovaniya i utverzhdeniya spiskov uchastnikov тегорпуа^ ро uluchsheniyu zhШshchnyh ш^у grazhdan, prozhivayushchih v sel'skoj v t. с^ molodyh semej i molodyh specialistov, а takzhe vy-dachi i prodleniya sroka dejstviya svidetel'stv о predostavlenii social'noj vyplaty па stroitel'stvo (priobretenie) zhil'ya v sel'skoj mestnosti Respubliki Dagestan».
8. Prikaz Ministerstva sel'skogo hozyajstva i prodovol'stviya КО ot 30.01.2019 № 23 «ОЬ utverzhdenii doli zayomnyh sredstv v procentah ot raschetnoj stomosti (priobreteniya) zhil'ya v ramkah геаШаси podprogrammy "Ustojchivoe razvitie sel'skih territorij" gosudarstvennoj programmy Respubliki Dagestan "Razvitie sel'skogo hozyajstva i regulirovanie rynkov sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya па 2014-2020 gg. "» v 2019 g.».
9. Baliyanc, К. М. Zashchita agrarnogo rynka v razvityh stranah-uchastnikah УТО // Уорго&у strukturizacii ekonomiki. 2012. № 1.
10. Baliyanc, К. М. Marketingovye problemy regional'nogo АРК v usloviyah vstupleniya КГ v УТО //Уорго&у strukturizacii ekonomiki. 2012. № 2.
11. ВаНуапс, К. М. Гегтеп'^о i voprosy racional'nogo zemlepol'zovaniya // Уорго&у strukturizacii ekonomiki. 2000. №.5.
12. ВаНуапс, К. М. Osnovnye faktory effektivnogo ispol'zovanie resursnogo potenciala sel'skih territorij Respubliki Dagestan / К.М. ВаНуапс, А.2. Dzhambulatova, Б.У. Doholyan, YU.D. Umavov // Ekonomika ustojchivogo razvitiya. 2019. № 1 (37). Б. 92-96.
13. Bespahotnyj, G. У. Mekhanizmy gosudarstvennogo fmansirovamya investicionnogo razvitiya sel'skogo ho-zyajstva / G.У. Bespahotnyj //Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. 2015. № 8. Б. 2-7.
14. У Dagestane gosudarstvennye unitarnye predpriyatiya budut optimizirovany [Elektronnyj resurs]. - иКЬ : https://www.riadagestan.ru/news/economy/
v_dagestane_gosudarstvennyeunitarnye_predpriyatiya_budut_aktsionirovany/ ^гетуа obrashcheniya 21.07.2019).
15. Уibe, О. У. РгоЫету razvitiya agrostrahovaniya v Ко&чИ // РгоЫету sovremennoj ekonomiki. 2010. № 2. Б. 451-454.
16. Golubeva, Е. А., Habarova, У. Б. Agrostrahovanie - speciflka i о&'оЬеппо&И //Ekonomika i &'остт. 2017. № 1-1. Б. 416-420.
17. Doholyan, Б. У., Umavov, YU. О. Resursnyj potencial agrarnoj sfery regiona // Ekonomika i predprini-matel'stvo. 2012. № 1. Б. 37-44.
18. Doholyan, Б. У., Umavov, YU. О., Eminova, Е. М. О&'оЬеппо&И gosudarstvennogo regulirovaniya i ^гт-leniya АРК па regional'nom urovne //Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2014. № 12-2. Б. 235-241.
19. Ibragimov, М.-Т.А., Doholyan, Б. У. Metodicheskie podhody k осе^е sostoyaniya prodovol'stvennoj Ье-zopasnosti regiona //Regional'nye ргоЫету preobrazovaniya ekonomiki. 2010. № 4. Б. 172-193.
20. Kurbanov, К. К. Osnovnye napravleniya social'nojро1ШШ razvitiya sel'skih territorij Dagestana // Уорго&у strukturizacii ekonomiki. 2009. № 2. Б. 136-138.
21. Kurbanov, К. К., YUnusov, M. А. Бtrategiya razvitiya АРК БКГО v usloviyah modernizacii i inno-vacionnyh preobrazovanij //Regional'nye ргоЫетуpreobrazovaniya ekonomiki. 2015. № 12 (62).
22. Бtadnik, А. Т. Zarubezhnyj opyt gosudarstvennojpodderzhki sel'skogo hozyajstva /А.Т. Бtadnik, D.M. Mat-veev, О.У. Menyajkin // УestnikKrasGAU. 2014. № 10. Б. 45-48.
23. Terent'eva, А. Б. Agrarnoe strahovanie v ББНА // ББНА i Kanada : ekonomika, роНШа, ЫГ^га. 2010. № 4. Б. 114-127.
24. а, Е. У. rychagi gosudarstvennogo regulirovaniya deyatel'nosti predpriyatij ag-ropromyshlennogo ^тр1е^а /N.1. Pyzhikova, Е.У. а, M.A. Kozlov // Uspekhi sovremennoj nauki. 2015. № 4. Б. 53-57.
25. YUnusova, Р. Б., Doholyan, Б. У. ТгатАзгтаауа otraslevoj struktury v agrarnom sektore ekonomiki БКГО //Regional'nye ргоЫету preobrazovaniya ekonomiki. 2017. № 3 (77). Б. 19-26.