Научная статья на тему 'Предпосылки гуманистической ориентации экономики России'

Предпосылки гуманистической ориентации экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петросян Д.С.

Рассмотрены концептуальные положения гуманистической ориентации экономики России. Предложены направления гуманистической ориентации экономики, включая выбор модели национальной экономики и критериев эффективности хозяйствования, формирования кадрового потенциала экономики, институционализа-цию социальной справедливости в экономических отношениях, создание системы государственно-общественного регулирования экономики и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conception of Humanistic Economy as the New Paradigm of Managing and Economic Policy of Russia

Fundamental principles of the humanistic direction in economic science are considered. The major problem of humanistic economy: construction of integrative models of a person's behavior as an economic subject is set. Conceptual bases of a humanistic economy, methods and mechanisms of state regulation and economic policy based on them are considered.

Текст научной работы на тему «Предпосылки гуманистической ориентации экономики России»

ПРЕДПОСЫЛКИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Д. С. Петросян

Рассмотрены концептуальные положения гуманистической ориентации экономики России. Предложены направления гуманистической ориентации экономики, включая выбор модели национальной экономики и критериев эффективности хозяйствования, формирования кадрового потенциала экономики, институционализа-цию социальной справедливости в экономических отношениях, создание системы государственно-общественного регулирования экономики и др.

Неудачи экономических реформ в России во многом обусловлены игнорированием значения нравственных и социальных факторов. В результате до настоящего времени мы наблюдаем преобладание краткосрочных интересов, неверие в демократические преобразования и упование на прежние директивные и авторитарные методы руководства. По мнению академика Д.С. Львова, «...нравственная экономика и по эффективности не будет уступать современной капиталистической экономике. Она, как представляется, резко снизит потери общества от отвлечения ресурсов на под держание жизнедеятельности различного рода теневых и криминальных структур, освободит общество от опасных для его здоровья новообразований, ликвидирует многочисленные метастазы, порождаемые ими» (Львов, 2002, с. 139).

Как показывает мировой и российский опыт, стремление решить отдельные насущные хозяйственные проблемы не приносит должного успеха, если остаются нерешенными фундаментальные проблемы экономического поведения людей во всех сферах общест-

венной жизни страны. Суть проблемы состоит в создании условий, способствующих наиболее полному вовлечению не только квалификационного, но и личностного, и в особенности нравственно-этического, потенциала человека в экономическую деятельность.

В данной работе на основе положений гуманистического направления в экономической науке рассмотрен гуманистический подход к развитию экономики России. Гуманистический подход в экономике, согласно которому человек есть одновременно высшая цель и средство социально-экономического развития, позволяет сформулировать необходимые предпосылки для определения условий повышения эффективности и социальной ориентации экономики страны - создание гуманистически ориентированной институциональной среды и квалифицированных высоконравственных людей, которые разрабатывают и практически реализуют экономическую политику государства.

В статье сформулированы предпосылки и показаны пути гуманистической ориентации хозяйствования и управления в российской экономике, направленные на создание необходимых условий социально-экономического развития России.

К ОБОСНОВАНИЮ КОНЦЕПЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

В экономической науке выделилось гуманистическое (социально-экономическое) направление, в котором преобладает междисциплинарный анализ экономических явлений, а экономические понятия, процессы и проблемы рассматриваются с позиций этики и социологии (Автономов, 1998, с. 199-200). В основе гуманистического направления экономической теории лежит понятие «гуманизм» (от лат. Ьишапиз - человеческий, человечный). Понятие гуманизма, которое мы взяли за основу в настоящей работе, охватывает систему воззрений, признающую «...ценность челове-

ка как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающую благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы справедливости и человечности желаемой нормой между людьми» (Философский энциклопедический словарь, 1983, с. 130).

Другое базовое понятие, характеризующее гуманистическое направление в экономике, - нравственность, или мораль. Нормативы нравственности - это один из основных способов регуляции действий человека в обществе и предмет специального изучения этики. Согласно А. Сену в экономической теории можно выделить два подхода: этический и инженерный, при этом «...роль этического подхода по мере развития современной экономической теории существенно ослабилась... Если проследить расстановку акцентов в публикациях, то трудно не заметить пренебрежения влиянием этических соображений при описании и анализе реального человеческого поведения» (Сен, 1996, с. 22-23).

По нашему мнению, инженерный подход в экономической теории, включающий ресурсные, технологические и прочие инструментальные аспекты, широко использующий экономико-математические методы и информационные технологии, не учитывает всю сложнейшую гамму интересов человека. Поэтому инженерный подход в экономике должен быть органически увязан с этическим подходом, который, в свою очередь основывается на представлениях о человеке как о психобиосоциальном субъекте экономической деятельности. Именно человек, на наш взгляд, является главной целью, средством, ресурсом, субъектом и одновременно объектом экономической деятельности, участвует во всех ее различных видах и сферах, в частности, при формировании и реализации экономической политики государства.

Таким образом, та система экономических взглядов, которая не только базируется на результатах исследования фундаментальных личностных характеристик человека и нравственных нормативов его поведения, но и ориентирована на создание необходимых условий

их позитивного развития, может, на наш взгляд, называться гуманистической (Петро-сян, 2001, с. 19).

В самом общем виде основную формулу гуманистической экономики можно представить в схематическом виде по аналогии с классической формулой воспроизводственного цикла:

</-> Я...->/Т...

Известная формула (Д-Т-Д' и ее модификации) ведущее место отдает финансовым (деньги) и материальным (товар) факторам и результатам производства. Роль человека в этой формуле сведена к производительным силам или личному фактору производства, действительная природа личности в ней нивелирована, и никак не отражена роль человека как главной цели производства.

В предлагаемой нами формуле ведущим элементом является человек (Ч), который осуществляет процесс производства (77) на основе комбинации факторов и условий производства. К факторам и условиям производства помимо традиционных факторов земли, труда и капитала мы относим также время и пространство, инновации, информацию, менталитет, общую и духовную культуру, качество менеджмента, личностно-квалификационный и нравственно-этический потенциал экономически активного населения, а также институциональную среду, способствующую протеканию социально-экономических процессов.

Результаты труда (РТ) имеют определенную степень общественной полезности. Их создает человек в процессе материального и духовного производства, а затем потребляет в процессе личного материального и духовного потребления, но не только за пределами собственно производства, но также непосредственно в процессе производства. Это в свою очередь изменяет личностные, квалификационные и нравственно-этические качества человека, а также ведет к изменению материального благосостояния, условий жизни и труда человека, что придает ему новые качества в зависимости от общественной полезности ре-

зультатов его деятельности и механизмов мотивации труда. Если же качества человека в ходе этих процессов остаются неизменными, то это свидетельствует о слабом влиянии условий и результатов труда на человека. По мере того, как процесс производства материальных и духовных благ продолжается, получивший новые качества человек (Ч') участвует в нем уже с новым потенциалом. Таким образом, наряду с воспроизводством материальных и духовных благ воспроизводится и растет человеческий потенциал.

Развитие человеческого потенциала и экономическое развитие страны, в частности России, взаимообусловлено и невозможно без смены руководящих идеологических доктрин, достижения баланса всех ветвей власти, обеспечения имущественных прав собственников. Не меньшее значение имеет изменение самой парадигмы экономического мышления. Академик Л.И. Абалкин считает, что при формировании контуров новой парадигмы «...не менее важно вырваться из пут сугубо экономической логики в понимании человека, движущих мотивов его деятельности, социальных структур и образований. При этом речь идет не о том, чтобы механически добавить к чисто экономической материи социальные, политические, нравственные, национальные или религиозные аспекты. Главное состоит в том, чтобы понять их внутреннюю принадлежность природе человека, их неотделимость от экономической составляющей его жизнедеятельности» (Абалкин, 1993, с. 10).

Именно соответствие социальных и нравственных аспектов экономической деятельности и их внутренняя принадлежность природе человека еще раз подтверждают актуальность проблемы этического осмысления социально-экономических процессов и гуманистической ориентации экономической политики российского государства.

Концепция гуманистической экономики призвана предложить исследователям надежный инструмент анализа социально-экономических процессов на стадиях становления и развития в России цивилизованных социально

ориентированных рыночных отношений. Результаты авторитетных исследований указывают на решающую роль гуманистических факторов в развитии национальной экономики, снижении различных форм эксплуатации труда, повышении экономической эффективности производства и социальной справедливости распределения материальных и духовных благ (см. (Гуманистические ориентиры..., 2002); (Федоренко, 2006)).

Многие экономисты и политики главной целью реформ в России видят создание социально ориентированной смешанной рыночной экономики. Перечислим ее характерные черты: «...развитая рыночная система отношений в сочетании с последовательным сознательным государственным регулированием экономики; предпринимательский тип экономики и ее социальная ориентация; формирование на основе естественных преимуществ России системы национального воспроизводства, которая обеспечивает независимое развитие экономики и ее открытость» (Курс экономической теории, 1997, с. 445). При всей полноте этого перечня в нем не указан такой важный признак, как фактор развития человеческого потенциала экономики и его гуманистическая составляющая. Анализ тенденций развития России и возможностей формирования гуманистической модели национальной экономики позволил нам выявить и сформулировать приоритетные направления социально-экономических, организационно-управленческих и институциональных преобразований, способствующих гуманистической ориентации экономики России. Содержание этих направлений приводится ниже.

НАПРАВЛЕНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Выбор модели национальной экономики и критериев эффективности хозяйствования

В настоящее время федеральные органы государственного управления, вырабатывая

экономические программы, руководствуются такими критериями, как макроэкономическая стабилизация, профицит государственного бюджета, рост валового внутреннего продукта и т.п. Очевидно, что достижение подобных критериев - это необходимое, но не достаточное условие реального повышения качества жизни всех слоев населения. Рост экономических показателей не является высшей и конечной целью развития общества. Процессы управления и функционирования национальной экономики России должны быть подчинены некоторому глобальному критерию, который выводится из общенациональной задачи, поставленной, в частности, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. Создание свободного общества свободных людей В.В. Путин назвал главной из общенациональных задач на современном этапе (Путин, 2004, с. 4). Постановка такой задачи будет способствовать социально-экономическому развитию и построению гражданского общества в России. Следует только заметить, что решение этой задачи, к сожалению, возможно лишь в отдаленной перспективе.

На Западе такие известные деятели и философы, как, например, К. Поппер, предложили аналогичную форму социальной организации и назвали ее «открытым обществом» (Поппер, 1992), а Дж. Сорос назвал открытое общество универсальной идеей (Сорос, 1992). Но если К. Поппер выступал против всесилия мощного государства, считая, что все угрозы идут именно от тоталитарных режимов, то Дж. Сорос предупреждает, что открытому обществу грозит опасность с другой стороны -от чрезмерного индивидуализма, когда слишком большая, ничем не стесненная конкуренция и слишком слабое сотрудничество приводят к недопустимому неравенству, социальной нестабильности и социальным конфликтам.

Идея рыночной экономики была воспринята в первые годы перестройки как доктрина бесконтрольного капитализма, когда согласно принципу «невидимой руки» Адама Смита общественное благо достигается ничем

не ограниченным преследованием своекорыстных интересов. В результате идеал либе-рально-демократического общественного устройства уступил место реалиям олигархического капитализма.

На наш взгляд, задача построения гражданского общества должна лечь в основу стратегического государственного управления национальной экономикой России и служить ориентиром при выборе системы приоритетов важнейших для страны социально-экономических целей и оценке допустимых средств их достижения. Нами предлагается осуществить выбор критериев социально-экономической эффективности функционирования экономики России, руководствуясь идеалами и принципами гражданского общества. В систему критериев должны быть включены: повышение качества жизни россиян, обеспечение прав и свобод человека, его физического и психического здоровья, соблюдение принципов социальной справедливости, создание условий самоактуализации личности (Петросян, 2005, с. 13).

Предлагаемая нами модель гуманистической ориентации экономики России отличается от известных моделей развития национальных хозяйств (американской, германской, шведской, японской, китайской) тем, что в ней на первый план выдвигается важнейшая цель: наиболее полное развитие и вовлечение в экономическую деятельность нравственного и личностно-квалификационного потенциала человека.

Формирование кадрового

потенциала экономики

В свое время И. Кант утверждал, что высшее нравственное благо не может быть осуществлено исключительно путем стремления отдельного человека к его собственному моральному совершенствованию, но требует объединения людей в единое целое ради этой цели (Кант, 1980, с. 166). На наш взгляд, главную роль в социально-экономическом развитии России должны сыграть творческие, про-

фессионально подготовленные люди, руководствующиеся принципами трудовой этики. Именно они должны быть наиболее востребованы обществом и добиваться права стать во главе социально-экономических преобразований в России.

Для гуманистической ориентации экономической деятельности и процессов руководства ею, на наш взгляд, необходимо сформировать социальный слой меритократии (тегкит (лат.) - заслуга, кга1е1а (греч.) -власть). Представителям этого слоя следует доверить рычаги управления обществом, в том числе формирование экономической политики государства и решение задач макроэкономического регулирования, так как они доказали свое право на это своей репутацией, заслугами и личными достоинствами. Государственные и общественные институты должны способствовать тому, чтобы преимуществом при занятии ответственных постов на микро-и тем более на макроэкономическом уровне пользовались бы именно такие люди.

Важной составляющей кадрового потенциала экономики России являются работники высшего управленческого звена предприятий, корпоративных структур и органов государственной власти. Необходимо разработать и ввести в действие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность управленческих работников различного уровня и обеспечивающие условия повышения эффективности и качества руководства по всей властной вертикали в управленческих структурах. В число таких нормативно-правовых актов предлагается включить следующие два закона.

1. Закон о сертификации лиц, занятых руководящей деятельностью. В законе должны быть определены номенклатура должностей и критерии отбора руководителей, которые будут обязаны проходить процедуру сертификации. Такая сертификация отличается от аттестации кадров: аттестация - внутренняя процедура, осуществляемая силами кадровых служб и специально созданной аттестационной комиссии, а сертификация проводится внешним независимым органом. Для этого,

на наш взгляд, необходимо создать независимые от всех ветвей власти органы кадрового аудита (по образцу Счетной палаты РФ и конт-рольно-счетных палат субъектов Федерации), предназначенные соответственно для сертификации высшего управленческого звена органов государственной власти, государственных предприятий и крупных акционерных обществ с контрольным пакетом, принадлежащим государству.

2. Закон о статусе руководителя. Данный закон предназначается для создания эффективных способов экономической, социальной и правовой защиты руководителей, включая защиту имущества, социального статуса, физического и психического здоровья руководителей. Необходимость принятия данного правового акта обусловлена высокой социальной и материально-финансовой ответственностью руководителя как перед государством и обществом, так и перед отдельными предприятиями-контрагентами и конкретными работниками, а также тем, что руководители подвержены большим физиологическим и психологическим перегрузкам.

Помимо этих двух законов предлагается ввести этический кодекс руководителя организации — самостоятельного юридического лица, который представляет собой аналог известной клятвы Гиппократа. Этический кодекс руководителя - система нравственно-эти-ческих институциональных требований, которые обязуется выполнять человек в случае занятия им должности руководителя.

Институционализация социальной справедливости в экономических отношениях

Исследование социальной справедливости как фактора эффективности в экономических отношениях является одной из фундаментальных проблем в современной экономической теории. Чтобы решить проблему социальной справедливости в экономических отношениях на государственном уровне в России,

необходимо разработать принципы и критерии социальной справедливости, выработать стратегии и правила соблюдения принципов социальной справедливости. В экономической теории преобладают четыре подхода к проблеме социальной справедливости: эгалитарный (уравнительный, когда все члены общества получают равные блага); роулсианский (по имени американского ученого Д. Роулса, предполагающий прежде всего повышение уровня жизни наименее обеспеченных членов общества); утилитарный (максимизируется число обеспеченных членов общества на основе пропорционального распределения благ в соответствии с различными функциями полезности этих благ); рыночный (рыночное распределение доходов в соответствии с полученными от факторов производства предельными продуктами) (см. (Проблемы социальной..., 2002, с. 28)) . Анализ этих подходов подтвердил их теоретический характер и, следовательно, невозможность применения в практике регулирования экономических отношений.

Проведенный нами анализ социальной справедливости в экономических отношениях по стадиям воспроизводственного цикла и уровням национальной экономики позволил выявить типовые социально-экономические ситуации нарушений требований социальной справедливости в хозяйственной жизни России. Приведем три примера таких типовых ситуаций. На микроуровне это оплата труда, формы и способы материального и морального стимулирования, не соответствующие реальным результатам труда и индивидуальным трудовым вкладам работников предприятия, в частности недопустимое различие в размерах доходов высшего и низшего персонала. На ме-зоуровне - нарушение гарантий социальной защиты экономически активного населения, которые должны поддерживаться за счет средств бюджетов разного уровня, внебюджетных государственных фондов, фондов социальной поддержки, государственного страхования по безработице, страховых средств работодателей общественных и частных благотворительных фондов. На макроуровне - нарушение принци-

пов справедливого распределения льгот, внедрение системы льгот, игнорирующих экономические интересы отдельных групп граждан, получающих льготы.

Для каждой типовой ситуации необходимо разработать практические принципы и критерии социальной справедливости. Например, для оплаты труда на предприятии в качестве принципа социальной справедливости выступает распределение доходов по объективно рассчитанному с учетом всех значимых факторов коэффициенту личного вклада каждого работника, а критерием - минимизация совокупного несправедливо распределенного дохода.

Чтобы повысить уровень социальной справедливости в экономике России, необходимо институционализировать (в виде правовых норм) выработанные для каждой типовой социально-экономической ситуации принципы и критерии социальной справедливости. Нами предлагается по аналогии с действующими Бюджетным, Налоговым, Таможенным и Трудовым кодексами разработать и принять в качестве официального документа Кодекс социальной справедливости в экономике.

В указанном кодексе должны быть перечислены типовые социально-экономические ситуации, в которых возникают нарушения социальной справедливости, приведены соответствующие принципы и критерии социальной справедливости. С учетом положений кодекса следует переработать имеющиеся нормативно-правовые акты и сформулировать новые законы для социально-экономической сферы. Кодекс станет важной предпосылкой регулирования всего спектра социально-экономических отношений и фактором повышения социальной безопасности страны. Однако, как показывает практика, одних законов, в которых заложены принципы и критерии социальной справедливости, недостаточно. Нужны также финансово-экономические и социально-пси-хологические условия, способствующие практической реализации указанных законов. Главное условие - люди, которые будут выполнять законы.

Формирование системы государственно-общественного регулирования экономики

Доминирование государственных структур в системе регулирования экономики России не позволяет обеспечить динамический баланс экономических интересов личности, общества и государства, повысить социальную безопасность страны. Поэтому рассмотрение любого сколько-нибудь существенного вопроса, касающегося социально-экономического развития страны, должно опираться на учет действий и реакции трех основных акторов: государства - как политической организации, осуществляющей управление страной; общества - как совокупности индивидов, проживающих на данной территории, в той или иной степени организованных в группы, коллективы, объединения, партии и т.п.; экономики (бизнеса) - как совокупности производительных сил и производственных отношений (Клейнер, Беченов, Петросян, 2005, с. 19).

Следовательно, чтобы решить назревшие задачи социально-экономического развития страны, необходимо создать систему государственно-общественного регулирования экономики России, в которой важнейшим механизмом должны стать институты независимой социальной экспертизы и контроля, наделенные широкими правами. Главным фактором функционирования этих институтов является своевременное получение объективной информации о качестве жизни, материальных и духовных результатах труда, уровне социальной безопасности страны. Для этого должна быть создана соответствующая система социально-экономического мониторинга индивидуальных, групповых и общественных интересов и получаемых выгод в результате проводимых реформ и потерь от трансформации национальной экономики.

Формирование системы государственно-общественного регулирования экономики требует создания и применения современного научно-методического инструментария. Необходимо создать новые научные дисципли-

ны - макроменеджмент, макромаркетинг и макроэкономическую статистику. На наш взгляд, методы макромаркетинга позволят выявлять ансамбль индивидуальных потребностей населения, а затем агрегировать эти потребности на макроуровне, сохраняя при этом весь спектр индивидуальных различий. При использовании методов макроменеджмента появится возможность разрабатывать стратегию и тактические способы регулирования процессов удовлетворения потребностей населения с учетом индивидуальных потребностей. Методы макроэкономической статистики позволят описать социально-экономические процессы на уровне физических лиц (наноу-ровне) и хозяйствующих субъектов (микроуровне). Для этого понадобится комплекс показателей, агрегированных на макроуровне, но сохраняющих основные характеристики соответственно нано- и микроуровней. Эти показатели должны быть специфицированы и дифференцированы для различных слоев населения таким образом, чтобы за макроэкономической моделью и ее показателями каждый человек мог увидеть ожидающие его позитивные либо негативные перемены. Необходимо создать соответствующую систему учета, статистики и социально-экономического мониторинга.

Для эффективного функционирования системы государственно-общественного регулирования экономики необходимо создать соответствующую институциональную среду. В настоящее время российские ученые уделяют большое внимание теоретическим вопросам институциональной экономики. В гораздо меньшей степени проработаны прикладные методы институциональной экономики, которые нужно ориентировать на решение практических задач государственно-общественного регулирования экономики.

Смена содержания и процедур

экономической политики государства

Практика реформ в России показала, что в государственной экономической полити-

ке с начала 1990-х гг. отсутствовали какие-ли-бо явно выраженные социальные ориентиры. Гуманистические подходы к формированию экономической политики должны учитывать, прежде всего, недопустимость деградации человеческого потенциала национальной экономики, восстановление которого является сложной и долгосрочной задачей.

В проекте Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы) и Проекте плана действий Правительства РФ по реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы) в 2005 г. имеются отдельные элементы гуманистической ориентации экономической политики. Так, в проекте программы:

• поставлена «...задача резкого повышения конкурентоспособности трех составляющих: Человека, Государственных институтов, Бизнеса»;

• в состав основных разделов введен раздел «Создание институтов, способствующих повышению темпов экономического развития», в котором среди важнейшего направления указано развитие человеческого капитала и повышение качества жизни;

• в рамках задач развития человеческого капитала и повышения качества жизни помимо образования, здравоохранения, миграционной политики, сокращения масштабов бедности и развития социальной помощи, рынка труда и системы оплаты труда, пенсионного страхования, рынка доступного жилья, политики в сфере культуры и массовых коммуникаций рассмотрены также вопросы развития институтов гражданского общества.

Конечные результаты экономической политики России во многом зависят от соблюдения определенных требований, которым должны удовлетворять содержание и процесс формирования самой политики. Программный документ должен быть представлен в двух частях. Первая часть предназначена для широких слоев населения, ее необходимо опубликовать в средствах массовой информа-

ции, вторая часть - для специалистов, организаций, которые должны практически выполнять поставленные задачи. Этот документ должен быть одновременно ясным и понятным и для населения, и для профессионалов.

Для реализации экономических программ целесообразно использовать механизм программно-целевого управления. В отличие от принятой в СССР во многом затратной системы тотального контроля всех позиций народно-хозяйственного плана мы предлагаем использовать систему точечного (в том числе превентивного) контроля средствами социально-экономического мониторинга результатов реализации мероприятий программы. Эти результаты должны выражаться в показателях изменения качества жизни и условий труда населения и отдельных его групп, эффективности деятельности предприятий, социально-экономического развития регионов и т.п. При этом данные показатели, агрегированные до макроуровня, должны сохранять индивидуальные доминирующие признаки мезо-, микро- и наноэкономического уровней.

Процедура формирования, согласования и утверждения программного документа должна быть рациональной и служить достаточной защитой от навязывания ошибочных приоритетов экономической политики государства. Для этого необходимо: разработать и внедрить механизмы моральной и материальной ответственности за просчеты в экономической политике, а также способы сужения лоббирования интересов различных финансово-политических групп; законодательно установить общественный и профессиональный контроль над формированием и выбором окончательного варианта экономической политики; создать независимую экспертизу (со стороны бизнеса, профсоюзов, общественных организаций, научной среды, культурной и духовной элиты) и сравнительную оценку альтернативных вариантов экономической политики.

Например, можно организовать подготовку проекта программного документа силами трех рабочих групп специалистов, представляющих интересы трех видов политичес-

ких сил: партий правого фланга, левого фланга и центристов. Соответствующие политические партии формируют такие группы специалистов, независимо от их представительства в Государственной Думе. В рабочие группы подбираются специалисты, которые помимо профессиональной компетентности должны обладать конструктивным творческим мышлением, разумным конформизмом, коллективизмом, самокритичностью и дисциплиной. С помощью такого механизма, во-пер-вых, повышается качество экономической политики, так как изначально ее формированием занимаются не чиновники и политики, а профессиональные специалисты; во-вторых, устраняется государственный монополизм в ее формировании, так как в лице политических партий выступают представители гражданского общества; в-третьих, значительно расширяется спектр концептуальных подходов и мнений, которые основываются на насущных жизненных проблемах широких слоев населения, выраженных их представителями в политических партиях. Не исключается, что финансирование деятельности рабочих групп могут взять на себя те же политические партии. Указанные положения должны быть зафиксированы в новом Законе РФ «О формировании экономической политики государства» (Петросян, 2005, с. 102-106).

Развитие системы управления

национальной экономикой

Национальная экономика любой страны, и в частности России, может развиваться по следующим основным направлениям. Первое - эволюционное, которое предполагает постепенное устранение отдельных недостатков, совершенствование отдельных сторон функционирования национальной экономики. При таком подходе обязательно возникают недостатки, а устранение одних приводит к возникновению других, любые нововведения ассимилируются, устраняются или обходятся системой, всегда стремящейся сохранить ста-

тус-кво. Второй путь - радикально-революционный, предполагающий ломку существующей системы управления и, учитывая мировой опыт, в настоящее время неприемлемый в России, так как он приведет к еще большей дезорганизации экономики страны.

Поэтому необходимо обратиться к третьему, инновационному подходу, суть которого состоит в программно-целевом планировании, организации и осуществлении комплексной перестройки сложившихся представлений, принципов, механизмов, структур и методов управления национальной экономикой. Следует не только задать цели, но и указать средства их достижения, необходимые действия, институциональные ограничения и предвидеть последствия предлагаемых преобразований. На практике решение такой задачи мы предлагаем осуществить путем разработки и реализации государственной целевой программы развития и использования управленческого потенциала национальной экономики России (далее - Программа). Отметим, что подобного рода целевые программы с учетом гуманистической ориентации управленческих процессов в экономике России до настоящего времени не разрабатывались. Предлагаемые нами первоочередные мероприятия Программы сгруппированы по четырем разделам. Их краткое содержание излагается ниже.

I. Совершенствование институциональной системы национальной экономики. Совершенствование институциональной системы должно быть направлено на корректировку устаревших положений законов, в которых присутствует управленческая составляющая, в частности, Закона о предприятии. Кроме того, необходимо разработать и ввести в действие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность управленческих работников различного уровня и обеспечивающие условия повышения эффективности и качества руководства по всей вертикали власти в управленческих структурах. С этой целью целесообразно ввести в действие упомянутые выше федеральные законы о сертификации лиц, занятых руководящей деятельностью, о стату-

се руководителя, а также этический кодекс руководителя.

II. Создание научно-методического обеспечения управления национальной экономикой России, включая разработку:

• методики комплексной оценки управленческого потенциала национальной экономики России, стратегических и тактических решений по эффективному и всестороннему его развитию и использованию;

• стандартизированных методик и технологий, предназначенных для практического макроэкономического регулирования на основе упомянутых выше новых методов макроменеджмента, макромаркетинга, макроэкономической статистики и прикладной институциональной экономики;

• методических рекомендаций по ранней диагностике и распознаванию организаторских способностей у студентов вузов и их профессиональной ориентации к руководящей деятельности;

• методики независимого кадрового аудита и сертификации руководителей государственных предприятий и акционерных обществ с контрольным пакетом, принадлежащим государству;

• методических рекомендаций по формированию информационного банка (картотеки) руководителей региона (муниципального района, субъекта Федерации, страны), предназначенного для информационного обеспечения планирования карьеры и эффективного использования руководителей.

III. Формирование и развитие управленческой инфраструктуры. К функциям управленческой инфраструктуры относятся: оказание услуг по формированию и поддержанию основных компонентов системы управления; проведение текущего обслуживания процессов управления (кадровый аудит, переподготовка кадров, консалтинговые услуги, участие в создании и внедрении управленческих нововведений). В числе мероприятий Программы:

• создание при Государственной Думе Федерального Собрания РФ независимого (с представительством различных политических

партий и движений) аналитического центра, специализирующегося на вопросах экспертизы и разработки правового обеспечения управления экономикой страны;

• организация при Секции экономики Отделения общественных наук РАН группы «Управление национальной экономикой» для планирования и координации исследований фундаментальных научных проблем управления национальной экономикой, теоретического обоснования и экспертизы стратегических решений по совершенствованию системы управления национальной экономикой;

• организация региональных многопрофильных консалтинговых центров для всесторонней поддержки и развития предприятий различных форм собственности и отраслей экономики и содействия проведению единой социально-экономической и научно-техничес-кой политики в регионах.

IV. Пропаганда эффективного и компетентного управления, включая:

• учреждение и издание еженедельной общенациональной массовой газеты «Национальная экономика и российский менеджмент»;

• организацию на региональном и федеральном уровнях ежегодных конкурсов руководителей предприятий и менеджеров высшего звена управления. В отличие от конкурсов менеджеров и бизнесменов, где оценка проводится по анкетным характеристикам и представленным самим же конкурсантом сведениям о деятельности руководимого им предприятия, мы предлагаем проводить независимую экспертизу на предмет выявления и оценки специальных знаний, компетентности, профессионализма, управленческой культуры и организаторских способностей непосредственно в ходе конкурса. Победители конкурса получают льготы со стороны консалтинговых центров на обслуживание, современную учебно-методическую литературу и обучающие компьютерные программы, направляются на зарубежные стажировки в ведущие западные университеты и пр.;

• организацию и проведение по национальным и региональным каналам телевидения

еженедельных передач об экономике и российском менеджменте, проведение круглых столов с участием политических деятелей, видных

ученых и хозяйственных руководителей. ***

Гуманистическая ориентация экономики направлена на повышение эффективности экономической деятельности на всех уровнях управления за счет активизации личностно-квалификационных и нравственно-этических факторов. Принцип административной системы «человек для экономики» и противоположные ему радикально-либеральные воззрения «экономика для человека» должны уступить место принципу «эффективная экономика для активного нравственного высококвалифицированного человека» в органическом сочетании с принципом «активный нравственный высококвалифицированный человек для эффективной экономики».

Важнейшим условием социально-экономического развития России является развитие процессов самоорганизации, которые имеют место на основе баланса всех ветвей власти и экономической свободы, ограниченной только необходимостью соблюдать права человека. Признание прав и экономических свобод человека - идеологическое ядро гуманистической экономики.

В настоящее время в России со всей остротой ставится задача выбора и согласования эффективных и социально справедливых моделей хозяйствования и развития управленческого потенциала экономики. Предлагаемые в статье предпосылки, направления и способы гуманистической ориентации экономических отношений позволят создать условия для экономического и духовного процветания нашей страны.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Абалкин Л. Экономическая теория на пути к новой парадигме // Вопросы экономики. 1993. № 1. С. 4-14.

Автономов B.C. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998.

Гуманистические ориентиры России / Абалкин Л.И., Барышева A.B., Бурмистрова Т.В. и др. М.: ИЭ РАН: Корпорация «Телевик», 2002.

Кант И. Трактаты и письма: Пер. с нем. М.: Наука, 1980.

Клейнер Г.Б., Беченов А.Г., Петросян Д.С. Национальная безопасность России (экономические и управленческие аспекты) / Под ред. Д.С. Львова. М.: Прима-Пресс-М, 2005.

Курс экономической теории / Под ред. A.B. Сидоро-вича. М.: МГУ: ДИС, 1997.

Львов Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002.

Петросян Д.С. Гуманистическая экономика и управление: новая парадигма хозяйствования и экономическая политика в России. М.: Прометей, 2001.

Петросян Д.С. Управление национальной экономикой России: проблемы теории и практики. М.: Изд-во Всерос. гос. налоговой акад., 2005.

Поппер K.P. Открытое общество и его враги: В 2-х т. Пер. с англ. М.: Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.

Проблемы социальной справедливости в зеркале современной экономической теории / Под ред. Д.Д. Москвина. М.: Эдиториал УРСС, 2002.

Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. Полный текст выступления президента РФ В.В. Путина перед Федеральным Собранием РФ 26 мая 2004 г. // Российская газета. 2004. 27 мая.

Сен А. Об этике и экономике: Пер. с англ. М.: Наука, 1996.

Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1999.

Федоренко Н.П. Гуманистическая экономика. М.: Экономика, 2006.

Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.

Рукопись поступила в редакцию 11.11.2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.