СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИИ РЕГИОНА
УДК 005.21(470.345)
предпосылки формирования стратегии устойчивого развития региона
с. м. вдовин,
кандидат экономических наук, ректор E-mail: rector@mrsu. ru Мордовский государственный университет им. н. П. огарёва
В статье раскрываются предпосылки формирования стратегии устойчивого развития региона. По мнению автора, к ним относятся мониторинг, анализ и оценка реальной социально-экономической ситуации в регионе. В качестве объекта исследования рассматривается социально-экономическая ситуация в Республике Мордовия — одном из субъектов Приволжского федерального округа.
Ключевые слова: регион, устойчивость, социально-экономическая система, мониторинг, анализ, оценка, индикаторы, показатели, стратегия.
Идея устойчивого развития возникла в развитых странах в конце 1960-х — начале 1970-х гг. В России на нее обратили внимание несколько позже. В 1996 г. вышел Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». В нем отмечалось, что переход к устойчивому развитию РФ в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов РФ, что предопределяет необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона, а также дальнейшей интеграции этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития [2].
Несмотря на то, что данная концепция была принята полтора десятилетия назад, анализ и диа-
гностирование устойчивого развития регионов в настоящее время находятся на начальном этапе.
Диспропорциональное развитие регионов РФ является одним из наиболее важных факторов, нарушающих устойчивость социально-экономической системы страны. Это обусловлено колебаниями и волнами, положительной и отрицательной динамикой в развитии регионов в связи с их индивидуальными особенностями экономического, социально-культурного, природного, инновационного и инфраструктурного потенциалов. Следовательно, при формировании стратегии устойчивого развития региона необходимо учитывать, с одной стороны, цели и задачи устойчивого развития России, а с другой — особенности развития самих регионов. До сих пор в РФ фактически нет национальной стратегии развития, объединяющей в одно целое социальную, экономическую и экологическую политику, интегрирующей усилия нации по достижению социальной справедливости, экономической эффективности и экологической безопасности [3]. Общество и власть склонны недооценивать соотношение будущего потребления с экологическими возможностями. Закономерно и отсутствие региональных стратегий устойчивого развития.
Предпосылками для формирования стратегий устойчивого развития являются мониторинг, анализ и оценка реальной социально-экономической ситуации в регионе. Мониторинг как специфи-
ческая технология управления предназначена для систематического отслеживания и контроля над изменением факторов внутренней и внешней среды региона. Он позволяет не только отслеживать сложившуюся конкретную динамику и сигнализировать об отклонениях от запланированной траектории развития, но и корректировать соотношения желаемого и фактического, добиваясь качественно новых результатов повышения устойчивого развития региона.
Мониторинг представляет собой специально организованную и постоянно действующую систему сбора и систематизации социально-экономической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы, анкетирование населения, наблюдения и т. п.). Главной целью мониторинга является обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления необходимой и достоверной информацией, адекватно отражающей наиболее значимые параметры социально-экономического развития региона, для принятия и анализа управленческих решений. Это обусловливает две особенности,
Формирование целей и задач мониторинга устойчивого социально-экономического развития региона
Формирование системы взаимосвязанных показателей (индикаторов), предусматривающих всесторонность мониторинга и характеризующих
Экономическое развитие региона
Социальное развитие региона
Экологическое развитие региона
Инновационное развитие региона
Разработка желаемых (плановых) значений показателей, увязанных с реализуемыми на территории региона стратегией и программами социально-экономического развития
I
Определение и утверждение регламента проведения мониторинга
Реализация процесса проведения мониторинга устойчивости социально-экономической системы региона (сбор и обработка данных)
Анализ результатов мониторинга
Принятие управленческих решений, разработка рекомендаций, мер по коррекции социально-экономического развития региона
Алгоритм функционирования системы мониторинга устойчивого социально-экономи ческого развития региона
которым должен удовлетворять мониторинг как система сбора и обработки информации: целевая направленность информационных процессов и максимальная объективность получаемых выводов на каждой стадии обработки данных. Основными функциями мониторинга устойчивости социально-экономического развития региона являются:
— организационная (определение состава респондентов, выбор методов сбора, система показателей, установление периода оценки объекта и др.);
— информационно-диагностическая (формирование информационной базы, необходимой для точной диагностики состояния и динамики изменений объекта);
— контрольная (выявление отклонений параметров объекта от плановых, нормативных);
— аналитическая (выявление причин, условий, факторов, влияющих на состояние и динамику изменений объекта);
— коммуникационная (передача информации, отражающей состояние и динамику развития объекта, а также результаты диагностики, заинтересованным потребителям).
Функционирование системы мониторинга устойчивого социально-экономического развития региона должно осуществляться в виде ряда последовательных действий (см. рисунок).
Согласно данному алгоритму необходимо формирование системы взаимосвязанных показателей (индикаторов), обеспечивающих всесторонность мониторинга и характеризующих устойчивость системы социально-экономического развития региона. Базовые показатели для мониторинга уровня устойчивости данной системы можно объединить в пять групп, характеризующих экономическое, социальное, экологическое, инновационное и институциональное развитие. Они служат предпосылкой для проведения анализа сло-
Институциональное развитие региона
жившейся в регионе социально-экономической ситуации.
Объектом исследования уровня устойчивости социально-экономического развития послужила Республика Мордовия, входящая в Приволжский федеральный округ (ПФО). Она относится к индустриально-аграрному типу регионов РФ и обладает значительным производственно-экономическим, научным и интеллектуальным потенциалом. Конкурентными преимуществами Республики Мордовия являются: выгодное географическое положение, близость к основным центрам потребления продукции; развитые производственная и социальная инфраструктура, а также системы информационных технологий и коммуникаций.
Экономика региона специализируется на выпуске электротехнической продукции (включая светотехническое производство, электронное, оптическое оборудование), широкого спектра кабельной продукции, продукции транспортного машиностроения (вагоностроения), производстве строительных материалов, а также продукции промышленного комплекса.
В настоящее время в экономике Республики Мордовия формируются три кластерные структуры:
1) производственные «локомотивы», к которым прежде всего относятся производство электротехнической продукции, индустрия строительных материалов (производство цемента) и транспортное машиностроение (вагоностроение);
2) кластер в сфере аграрно-промышленного комплекса;
3) инновационный кластер, связанный с производством наукоемкой и высокотехнологической продукции.
Промышленность региона специализируется на выпуске электротехнической продукции (включая светотехническое производство, электронное, оптическое оборудование), широкого спектра кабельной продукции, продукции транспортного машиностроения (вагоностроения), производстве строительных материалов, а также продукции агропромышленного комплекса. Крупнейшими предприятиями республики являются холдинг «Оп-тик-Энерго», ООО «Сарансккабель-оптика», ОАО «Электровыпрямитель», ОАО «Саранский завод «Резинотехника», ОАО «Саранский телевизионный завод», ЗАО «Рузаевский стекольный завод», ОАО «Орбита», ОАО «Биохимик» и др.
В области индустрии строительных материалов одним из крупнейших в России производителей фасованного и нефасованного цемента является ОАО «Мордовцемент», а производителем шифера, асбестоцементных и хризотилцементных труб — ОАО «Лато». Крупнейшим предприятием в отрасли транспортного машиностроения является ОАО «Вагоностроительная компания Мордовии».
Кластерообразующим видом экономической деятельности в аграрно-промышленном комплексе Республики Мордовия является сельское хозяйство. Ее ведущими подотраслями являются животноводство мясомолочного направления и птицеводство. Предприятия растениеводства специализируются на производстве зерна, сахарной свеклы, зеленого горошка. Площадь сельхозугодий составляет 1,7 млн га, в том числе пашни — 1,1 млн га. Доля посевных площадей сельскохозяйственных культур республики составляет 43,7 % от общей площади сельскохозяйственных угодий и пашни, что выше среднего уровня по ПФО и по России (50,8 и 46,0 % соответственно).
Республика занимает ведущие позиции среди регионов Приволжского федерального округа, а также входит в первую пятерку лучших регионов Российской Федерации по производству мяса, молока, яиц в расчете на 1 жителя региона. Четыре крупнейших предприятия агропромышленного комплекса — ОАО «Агрофирма «Октябрьская», ОАО «Птицефабрика «Атемарская», ОАО «Птицефабрика «Чамзинская» и ГУП Республики Мордовия «Тепличное» — входят в число 300 лучших предприятий России.
Ядром агропромышленного кластера является пищевая промышленность, на долю которой приходится 27,7 % от общего объема промышленного производства. В республике функционирует более 60 предприятий этой отрасли, в том числе 3 мясоперерабатывающих комплекса и 2 мясокомбината, 17 предприятий молочной промышленности, 2 кондитерские фабрики — ОАО «Ламзурь» и «Ламзурь С», «Саранский филиал ОАО «Сан ИнБев», 7 предприятий спиртовой и ликеро-водочной промышленности, ОАО «Консервный завод «Саранский», ЗАО «Ромодановский сахарный завод».
Одним из крупнейших предприятий данного кластерного образования является агрохолдинг «Талина». Он представляет собой интегрированное объединение компаний, обеспечивающее полный цикл производства, переработки и реализации мяс-
ной продукции. Агрохолдинг «Талина» объединяет 28 сельскохозяйственных предприятий мясоперера-ботки, комбикормового производства, торговли и обслуживающих производств, расположенных на территории Приволжского федерального округа.
В республике реализован уникальный проект федерального значения по строительству сыроваренного завода «Сармич». Его производственные мощности позволяют перерабатывать до 350 т молока в сутки и выпускать более 8 тыс. т сыра в год. Сыроваренный завод «Сармич» входит в агропромышленный холдинг, состоящий из молокопере-рабатывающих заводов и молочных комплексов. После выхода на плановую производственную мощность холдинг войдет в первую тройку крупнейших производителей сыра в России.
В настоящее время в республике формируется уникальная кластерная структура инновационного развития, которая включает технопарк, национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, центр нанотех-нологий, 2 венчурных и другие фонды поддержки инновационного бизнеса, бизнес-инкубатор, Республиканский центр одаренных детей.
Автономное учреждение «Технопарк-Мордовия» специализируется в областях энергосберегающей светотехники, электронного приборостроения, оптоэлектроники, волоконной оптики и информационных технологий. На его базе функционирует высокотехнологичный центр по обработке, защите и хранению данных DATA-центр. Участниками проекта инновационного центра «Сколково» являются ООО «Оптик-Файбер», ООО «Поликомпонент».
Совместно с Физико-техническим институтом имени А. Ф. Иоффе Российской академии наук реализуется проект по созданию мощных высоковольтных полевых транзисторов на основе карбида кремния, который имеет статус проекта в «Сколко-во». Заключено 12 соглашений с крупнейшими научно-исследовательскими центрами, с Российской академией наук для осуществления ряда проектов в области электронного приборостроения и волоконной оптики.
Особое внимание в рамках формирующегося инновационного кластера уделяется развитию сети предприятий малого и среднего инновационного бизнеса.
Введены в строй такие современные предприятия, как ООО «Оптикэнерго», ООО «САРМАТ», ЗАО «Лидер-Компаунд». Совместно с ОАО
«РОСНАНО» осуществляется разработка проекта создания первого отечественного производства оптического волокна. Он ориентирован на замещение импорта комплектующих и материалов, необходимых для кабельной промышленности.
Реализуемая в Республике Мордовия кластерная политика способствует сохранению устойчивых позиций региона на внутреннем и международном рынках.
Эффективность реализации производственного потенциала в значительной мере определяется человеческими ресурсами. В общей численности населения Республики Мордовия, которая в 2010 г. составила 840,6 тыс. чел., на долю экономически активного населения приходится 54,8 %. В структуре занятого населения доля лиц с высшим и средним образованием составляет 33 %. Несмотря на наличие высокого человеческого потенциала, в республике наметились некоторые неблагоприятные тенденции в его развитии. Прежде всего следует отметить ухудшение демографической ситуации. В последние годы в республике наблюдается снижение численности постоянного населения как за счет его естественной убыли, так и вследствие миграционного оттока. Наряду с сокращением численности населения продолжается его старение. В Республике Мордовия доля лиц в возрасте 65 лет и старше составляет 15,3 % при пороговом значении 7 %. Доля зарегистрированных в органах службы занятости безработных в 2010 г. составила 1,6 % в общей численности экономически активного населения.
Коэффициент нагрузки незанятого населения на 1 вакансию составил 2,5 чел. При относительно благоприятной ситуации, сложившейся на рынке труда, наблюдается высокая доля среди зарегистрированных безработных лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование (30,2 %), а также несоответствие профессиональной структуры безработных структуре спроса на рабочую силу.
Ситуация на рынке труда республики оказывает влияние на уровень располагаемых среднедушевых доходов, а также на процесс дифференциации населения. На долю 10 % наиболее обеспеченного населения в 2010 г. приходилось 43,7 % денежных доходов, а на долю 10 % наименее обеспеченного населения — только 6,3 % доходов. Денежный доход в республике в расчете на 1 чел. в этот период составил 10 889,3 руб. в мес. По сравнению с 2006 г. этот доход увеличился на 44,8 %. Вместе с тем доля населения с денежными доходами ниже уровня
прожиточного минимума составила в республике 19,7 %. Это обстоятельство не позволяет решить проблему увеличения среднего слоя населения, снижает устойчивость социально-экономического развития республики.
Республика Мордовия не относится к числу неблагополучных регионов по общему уровню экологических рисков в Приволжском федеральном округе. Это обусловлено сравнительно небольшой численностью промышленных предприятий и автотранспортных средств в республике, являющихся основными источниками загрязнения окружающей среды.
Вместе с тем экологическая обстановка в республике является относительно напряженной. Распространение лесных пожаров начиная с 2007 г. привело к увеличению повреждения лесов. Критического состояния оно достигло в 2010 г. (рост по сравнению с предыдущим годом составил 48 %, или 40 467 га).
Общий уровень загрязнения окружающей среды по выбросам в атмосферу и сбросам в водные бассейны вредных веществ и продуктов переработки промышленных предприятий в республике имеет тенденцию к снижению. В структуре вредных веществ, отходящих от стационарных промышленных источников загрязнения атмосферного воздуха, 80—90 % составляют газообразные и жидкие вещества. Процент твердых веществ невысок и не оказывает существенного влияния на состояние атмосферного воздуха Республики Мордовия. В составе газообразных и жидких веществ более 50 % выбросов приходится на углеводороды (без летучих органических соединений). Использование (утилизация) вредных веществ, уловленных очистными установками, в последние два года снизилось и составило 99 %. Объемы токсичных отходов на протяжении 2006—2010 гг. постоянно снижались.
Уменьшение произошло с 2 996 тыс. т в 2006 г. до 1074 тыс. т в 2009 г. Однако в 2010 г. наблюдалось их увеличение на 238 тыс. т. Следовательно, экологическая обстановка в Республике Мордовия является относительно благоприятной.
Проведенный анализ служит предпосылкой для оценки устойчивости социально-экономического развития региона. В научной литературе представлено два основных методических подхода к оценке устойчивости социально-экономических систем:
• формирование интегрального агрегированного показателя;
• построение системы частных индикаторов, отражающих отдельные аспекты устойчивого развития социально-экономической системы [4]. Проведенная на основе этих подходов оценка
двух групп показателей позволяет определить уровень устойчивости конкретной социально-экономической системы (национальной, региональной, муниципальной) исходя из пороговых значений базовых параметров устойчивости (табл. 1).
Традиционно оценка устойчивости социально-экономических систем проводится по 3-м группам показателей — экономическим, социальным, экологическим. По мнению автора, более объективную оценку устойчивости региона можно получить, дополнив данные группы показателей еще двумя группами: инновационными и институциональными. Базовые индикаторы устойчивого развития региона по обозначенным группам показателей представлены в табл. 2.
Рассмотренные предпосылки формируют аналитико-диагностическую базу для разработки стратегии устойчивого социально-экономического развития региона. Ее формирование должно базироваться на перспективном видении, отражающем контуры стратегического развития региона, модели поведения хозяйствующих субъектов, параметры
Таблица 1
Пороговые значения интегрального индекса устойчивости региональной социально-экономической системы
Область устойчивости Границы интервала индекса Степень устойчивости социально-экономической системы
1 0,9 < I < 1,0 Высокий уровень устойчивости развития
2 0,75 < I < 0,9 Устойчивое развитие
0,5 < I < 0,75 Развитие, близкое к устойчивому
3 0,25 < I < 0,5 Развитие с признаками неустойчивости
0,1 < I < 0,25 Неустойчивое, предкризисное развитие
4 0 < I < 0,1 уст ' Абсолютно неустойчивое развитие, кризис
Источник: составлено автором.
Таблица 2
Базовые индикаторы устойчивого развития для региона
Группы показателей Индикаторы
Экономические ВРП на душу населения, руб.
Общий объем инвестиций, % от ВРП
Степень износа основных фондов, %
Энергоемкость ВРП, т условного топлива / тыс. руб.
Производительность труда в % к предыдущему году
Социальные Индекс реальных денежных доходов населения, %
Индекс человеческого развития
Экологические Удельный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, т / тыс. руб. ВРП
Удельный сброс загрязненных сточных вод, т/тыс. руб. ВРП
Доля утилизируемых токсичных (опасных) отходов, %
Интенсивность образования отходов производства и потребления, т / тыс. руб. ВРП
Образование твердых бытовых отходов на душу населения, кг
Инвестиции в природоохранную деятельность, тыс. руб.
Инновационные Патентная активность (количество патентных заявок в расчете на 10 тыс. чел. населения региона), ед.
Выпуск инновационной продукции (ВИП) на душу населения региона, %
Внутренние затраты на исследования и разработки на 1 чел., занятого в экономике, тыс. руб.
Уровень инновационной активности организаций, %
Технологическая активность (число используемых передовых производственных технологий в расчете на 100 тыс. чел. населения региона), ед.
Исследовательская активность (удельный вес исследователей в общей численности населения региона), %
Затраты на технологические инновации на 1чел., занятого в экономике, тыс. руб.
Институциональные Нормативно-правовое обеспечение
Количество объектов производственной инфраструктуры
Количество объектов инновационной инфраструктуры
Количество объектов социальной инфраструктуры
Информационно-технологическое обеспечение
Источник: составлено автором.
уровня и качества жизни населения, общественные нормы поведения и ценности [1].
Список литературы
1. Вдовин С. М., Гуськова Н. Д., Неретина Е. А. Концептуальные подходы к устойчивому развитию социально-экономических систем // Регионология. 2011. № 3. С. 32—39.
2. Концепция перехода к устойчивому развитию: утверждена Указом Президента РФ от 01.04.1996 № 440. Собр. законодательства РФ от 08.04.1996.
3. Самарина В. П. Социально-экономическое развитие проблемных регионов: теоретико-методологический аспект. Старый Оскол: ТАТ, 2010.
4. Ускова Т. В. Управление устойчивым развитием региона. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009.