общительность (р < 0,001), эмоциональная устойчивость (р < 0,001), независимость (р < 0,001), социальная нормативность и организованность (р < 0,001), эмоциональная чувствительность (р < 0,01), подозрительность (р < 0,001), дипломатичность (р < 0,001), восприимчивость к новому (р < 0,001), самостоятельность (р < 0,01), самооценка (р < 0,05). По шкалам интеллектуальность, беспечность, смелость, мечтательность, тревожность, самооценка статистически значимых различий не обнаружено.
Сотрудники МЧС России со стажем профессиональной деятельности свыше 10 лет в условиях Арктического региона и в г. Воронеже имеют статистически значимые различия по шкалам общительность (р < 0,001), эмоциональная устойчивость (р < 0,05), независимость (р < 0,001), беспечность (р < 0,001), социальная нормативность и организованность (р < 0,05), смелость (р < 0,01), эмоциональная чувствительность (р < 0,001), подозрительность (р < 0,001), дипломатичность (р < 0,001), тревожность (р < 0,001), самоконтроль (р < 0,001), напряженность (р < 0,001). Статистически значимых различий по шкалам интеллектуальность, мечтательность, восприимчивость к новому, самостоятельность, самооценка не выявлено.
Таким образом, результаты исследования показали, что для сотрудников МЧС России, профессиональная деятельность которых проходит в условиях Арктического региона, характерны такие общие положительные личностные факторы, как открытость, развитое мышление, эмоциональная стабильность, высокий самоконтроль, напряженность, адекватная самооценка.
Интересным является тот факт, что у сотрудников МЧС России со стажем профессиональной деятельности до 5 лет в условиях Арктического региона, в отличие от их более опытных коллег, прослеживаются такие отрицательные личностные факторы, как беспринципность, застенчивость, прямолинейность, конформизм. Это говорит о том, что в силу своей «малоопытности» у них отсутствуют стойкие моральные ценности. Поэтому в коллективе могут проявлять чрезмерную откровенность, прямолинейность, бестактность, эмоциональность. Зависят от чужого мнения, предпочитают принимать решения вместе с другими людьми, даже имея при этом свое мнение, ориентированы на социальное одобрение.
Сотрудникам МЧС России со стажем профессиональной деятельности свыше 10 лет в г. Воронеже, в отличие от коллег, чья профессиональная деятельности проходит в условиях Арктического региона, не свойственны такие положительные личностные факторы, как открытость и напряженность. Это говорит о том, что при выполнении служебных задач в суровых климатических условиях Арктического региона (низкие температуры и высокая влажность воздуха, резкие колебания атмосферного давления и скорости ветра; летом -полярный день, сильная облачность, туманы, заморозки; зимой - полярная ночь, метели, снегопады, сильные морозы и т.д.), сотрудники МЧС России нуждаются в своего рода «компенсации», а именно в поддержке друзей, близких, родных, коллег и потребности в открытых, дружелюбных, гармоничных, доверительных отношениях с ними. Поэтому их характеризуют доброта, открытость, собранность, энергичность, повышенная мотивация, готовность помогать другим и принимать помощь.
УДК 159.9.075
Е.В. Горячева
ФГБУ «ВНИИ ГО ЧС МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий)
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕГИОНОМ ПРОЖИВАНИЯ
В статье рассмотрены предпосылки формирования синдрома эмоционального
выгорания у сотрудников МЧС России с различным стажем профессиональной деятельности в условиях Арктического региона и в г. Воронеже.
Ключевые слова: сотрудники МЧС России, синдром эмоционального выгорания, синдром полярного напряжения, стаж профессиональной деятельности, Арктический регион.
Е. V. Gory acheva
PREREQUISITES FORMING THE EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME OF EMPLOYEES OF EMERCOM OF RUSSIA WITH VARIOUS EXPERIENCE OF PROFESSIONAL ACTIVITY AND THE REGION OF ACCOMMODATION
The article considers the prerequisites for the formation of the emotional burnout syndrome in the EMERCOM of Russia employees with various professional experience in the Arctic region and Voronezh.
Key words: EMERCOM of Russia employees, the emotional burnout syndrome, the polar tension syndrome, professional experience, arctic region.
С целью изучения степени выраженности симптомов переживания психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенности собой, тревоги и депрессии, неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственной дезориентации, редукции профессиональных обязанностей, эмоционального дефицита, эмоциональной отстраненности, деперсонализации у сотрудников МЧС России была использована методика эмоционального выгорания В.В. Бойко.
Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [1].
Развитие «синдрома эмоционального выгорания» зависит от множества факторов, как внешних (условия материальной среды, специфика работы, социально-психологические условия труда, дезорганизация при планировании труда, недостаток материально-технической базы, недостаток информации, высокая степень профессиональной ответственности, неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе), так и внутренних (эмоциональная ригидность, переживания за результат профессиональной деятельности, слабая мотивация профессиональной деятельности, социально-личностные конфликты, дезориентация личности) [2].
В исследовании приняло участие 226 сотрудников МЧС России, которые были разделены на четыре группы в зависимости от длительности стажа профессиональной деятельности и региона проживания: первая группа - 56 сотрудников МЧС России со стажем профессиональной деятельности до 5 лет в условиях Арктического региона; вторая группа -73 сотрудника МЧС России со стажем профессиональной деятельности от 5 до 10 лет в условиях Арктического региона; третья группа - 47 сотрудников МЧС России со стажем профессиональной деятельности свыше 10 лет в условиях Арктического региона; четвертая группа - 50 сотрудников МЧС России со стажем профессиональной деятельности свыше 10 лет в г. Воронеже.
Для оценки достоверности полученных данных был применен U-критерий различий Манна-Уитни. Так наиболее выраженные различия между сотрудниками МЧС России со стажем профессиональной деятельности до 5 лет и от 5 до 10 лет в условиях Арктического региона по шкалам переживание психотравмирующих обстоятельств (р < 0,001), неудовлетворенность собой (р < 0,001), тревога и депрессия (р < 0,001), напряжение (р < 0,001), неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (р < 0,001), эмоционально-нравственная дезориентация (р < 0,001), расширение сферы экономии эмоций (р < 0,001), редукция профессиональных обязанностей (р < 0,001), резистенция (р < 0,001), эмоциональный дефицит (р < 0,001), эмоциональная отстраненность (р < 0,001),
деперсонализация (р < 0,001), психосоматическое и психовегетативное нарушения (р < 0,001), истощение (р < 0,001), синдром эмоционального выгорания (р < 0,001). По шкале загнанность в клетку статистически значимых различий не выявлено.
Между сотрудниками МЧС России со стажем профессиональной деятельности до 5 лет и свыше 10 лет в условиях Арктического региона выявлены статистически значимые различия по всем шкалам: переживание психотравмирующих обстоятельств (р < 0,001), неудовлетворенность собой (р < 0,001), загнанность в клетку (р < 0,001), тревога и депрессия (р < 0,001), напряжение (р < 0,001), неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (р < 0,001), эмоционально-нравственная дезориентация (р < 0,001), расширение сферы экономии эмоций (р < 0,001), редукция профессиональных обязанностей (р < 0,001), резистенция (р < 0,001), эмоциональный дефицит (р < 0,001), эмоциональная отстраненность (р < 0,001), деперсонализация (р < 0,001), психосоматическое и психовегетативное нарушения (р < 0,001), истощение (р < 0,001), синдром эмоционального выгорания (р < 0,001).
Сотрудники МЧС России со стажем профессиональной деятельности от 5 до 10 лет и свыше 10 лет в условиях Арктического региона имеют значимые различия по всем шкалам: переживание психотравмирующих обстоятельств (р < 0,001), неудовлетворенность собой (р < 0,001), загнанность в клетку (р < 0,001), тревога и депрессия (р < 0,001), напряжение (р < 0,001), неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (р < 0,001), эмоционально-нравственная дезориентация (р < 0,001), расширение сферы экономии эмоций (р < 0,001), редукция профессиональных обязанностей (р < 0,001), резистенция (р < 0,001), эмоциональный дефицит (р < 0,001), эмоциональная отстраненность (р < 0,001), деперсонализация (р < 0,001), психосоматическое и психовегетативное нарушения (р < 0,001), истощение (р < 0,001), синдром эмоционального выгорания (р < 0,001).
Сотрудники МЧС России со стажем профессиональной деятельности свыше 10 лет в условиях Арктического региона и в г. Воронеже имеют статистически значимые различия по шкалам переживание психотравмирующих обстоятельств (р < 0,001), неудовлетворенность собой (р < 0,01), напряжение (р < 0,001), эмоционально-нравственная дезориентация (р < 0,001), расширение сферы экономии эмоций (р < 0,01), редукция профессиональных обязанностей (р < 0,01), резистенция (р < 0,001), эмоциональная отстраненность (р < 0,05), психосоматическое и психовегетативное нарушения (р < 0,001), истощение (р < 0,001), синдром эмоционального выгорания(р < 0,001). По шкалам загнанность в клетку, тревога и депрессия, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоциональный дефицит и деперсонализация статистически значимых различий не выявлено.
Результаты исследования показали, что сотрудники МЧС России со стажем профессиональной деятельности свыше 10 лет в условиях Арктического региона находятся в состоянии психоэмоционального напряжения и у них прослеживаются те же признаки, что и у сотрудников МЧС России с аналогичным стажем профессиональной деятельности в г. Воронеже, но при этом более выражены ценности жизни и сохранения здоровья, ответственности за себя и близких. Наличие таких признаков способствует развитию «синдрома полярного напряжения».
Это важное понятие в 1974 году ввел академик В.П. Казначеев, понимая под ним сложный комплекс физиологических, метаболических, психофизиологических и других изменений, возникающих в организме человека в период проживания на Крайнем Севере. Предпосылками развития «синдрома полярного напряжения», является, во-первых, воздействие комплекса климатогеографических факторов среды на жизнь человека, во-вторых, непосредственное воздействие физических факторов среды (низкие и высокие температуры, геомагнитная активность, низкое или высокое атмосферное давление) на клеточные и тканевые структуры организма, играющих в жизни индивида особенно значимую роль [3].
Таким образом, полученные результаты исследования позволяют сделать вывод, что экстремальные климатические условия Арктического региона (низкие температуры и высокая влажность воздуха, резкие колебания атмосферного давления и скорости ветра;
летом - полярный день, сильная облачность, туманы, заморозки; зимой - полярная ночь, метели, снегопады, сильные морозы и т.д.) оказывают влияние на профессиональное долголетие и на формирование «синдрома полярного напряжения» у сотрудников МЧС России со стажем профессиональной деятельности свыше 10 лет в условиях Арктического региона, который проявляется как «синдром эмоционального выгорания», но отличается от него выраженной коммуникативностью, познавательной потребностью, самопринятием и самоуважением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других/ Издательство «Филинъ». - 1996. - 472 с.
2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / СПб.: Питер, 1999. - 278 с.
3. Казначеев В.П. Возможные пути ноосферного освоения приполярных территорий/ В.П. Казначеев// Новая социальная технология освоения Севера, Сибири и Дальнего Востока, 1989. - С. 3-26.
УДК 504.75
Н.Г. Горячева, К. П. Латышенко
ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России»
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЯ»
В работе представлено учебное пособие, предназначенное курсантам и студентам ВУЗов МЧС России для изучения на практических занятиях и выполнения домашних и контрольных работ.
Ключевые слова: учебное пособие, экология, практические занятия, домашние и контрольные работы.
N.G. Gorjacheva, K.P. Lanyshenko
STUDY GUIDE FOR PRACTICAL CLASSES ON DISCIPLINE «ECOLOGY»
The paper presents a textbook designed for cadets and students of universities of the Ministry of emergency situations of Russia to study in practical classes and perform home and control work.
Keywords: textbook, ecology, practical classes, home works and tests.
Согласно ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в РФ законодательно установлено всеобщее обязательное экологическое воспитание и образование подрастающего поколения, учащейся молодежи и экологическое просвещение всего населения РФ [3].
Президентом РФ 30.04.2012 утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», и одна из задач - формирование экологической культуры, развития экологического образования и воспитания (гл. I, п. 20) [1].
Результатом межкафедрального взаимодействия сотрудников кафедры медико-биологической и экологической защиты и кафедры инженерной графики Академии явилось учебное пособие «Практикум по экологии. Часть I» [2], которое посвящено качественной и
178