Актуальные страницы политической истории
В.А. СИЗИКОВА кандидат политических наук, заместитель руководителя отдела по управлению операционными, рыночными рисками и рисками мошенничества ООО «Фольксваген Банк РУС»
Предпосылки формирования китайского концепта социалистической модернизации
Начиная с середины XX в. проблемы развития регионов Азии, Африки, Латинской Америки в условиях распада европейских колониальных империй исследовались учеными в качестве альтернативы коммунистического пути развития. Во многом это послужило важнейшим фактором формирования модернизационной парадигмы.
Классические работы по модернизации были представлены такими учеными, как О. Конт, Г. Спенсер, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис. Кроме того ценность, на наш взгляд, представляют труды С. Хантингтона, Т. Парсонса, У. Рос-тоу, М. Леви, Ш. Эйзенштадта, С. Блэка, И. Валлерстайна, Г. Терборна., предложивших ряд альтернативных подходов к исследованию данной проблематики.
В своей первоначальной интерпретации модернизация (это слово можно буквально перевести на русский язык как «осовременивание») представляла собой движение от «традиционного» к «современному» обществу по образцу США и включала в себя такие процессы, как индустриализация, урбанизация, рационализация, демократизация, распространение индивидуализма и т.д.
Постепенно эволюционируя, теория модернизации перестала противопоставлять понятия «традиция» и «совре-
* Сизикова Виктория Александровна, е-таП: [email protected]
менность», отходя от «вестернизации» как универсальной модели модернизации. При этом такие факторы модернизации, как политическая стабильность, политическая культура, взаимодействие элит в обществе, выходили на первый план. В результате сторонники теории модернизации (А. Турен, С. Хантинготон, Ш. Эйзенштадт) представили концепцию политического развития, основанную на сохранении национальных социокультурных традиций.
В этой связи китайский вариант модернизации, который, безусловно, учитывает последние научно-теоретические разработки мировой политической мысли, представляется совокупным теоретико-методологическим концептом, обновленной стратегией модернизации государства, включающей в себя и западные, и советские, и национальные китайские научные разработки. Однако акцент все-таки делается на национальной специфике, что позволяет автору данного исследования сконцентрироваться именно на этом аспекте теоретико-методологических разработок китайской науки.
Правительство КНР, которое Запад именует «деспотией», успешно увеличивает благосостояние и политическую стабильность четверти мирового населения. Значит, капитализм и сильное правительство могут сочетаться способами, которые не выглядят очевидными для Запада? Для многих стран третьего мира нынешний Китай олицетворяет заманчивую противомодель - ту, которая в дальнейшей перспективе составит реальную конкуренцию западной
1
демократии .
Согласно официальным заявлениям руководителей страны новый курс - результат тридцатилетнего опыта политики реформ и открытости, итог комплексного анализа внутренних и внешних факторов развития КНР. Особенность этой стратегии в приоритете интересов человека, повышении уровня жизни рядовых граждан, а также гармонизации внутреннего развития и внешней открытости.
Все это говорит о том, что по прошествии нескольких десятилетий реформ, фактически изменивших облик Китая и поставивших это государство в один ряд с наиболее перспективными и эффективно развивающимися странами мирового сообщества, руководство КНР осознало необходимость заняться исправлением ошибок, в том числе и тео-
1 См.: Нейсбит Джон и Дорис. Китайские мегатренды. М., 2012, с. 20.
ретического характера, проявившихся в ходе ряда в целом успешно проведенных преобразований.
Обратимся к истокам формирования теории социалистической модернизации КНР, государства, которое сумело создать свой особый тип общества, в котором экономическая эффективность сочетается с государственным регулированием под управлением Коммунистической партии Китая (согласно статистическим данным Организационного отдела ЦК КПК на конец 2012 г. общее число членов КПК составило более 85 млн. человек).
Еще в 1949 г. Китай представлял собой страну с более чем полумиллионным населением, из которого большинство были неграмотные крестьяне, жившие в бедности, когда по историческим свидетельствам наличие риса и чашки чая в семье уже считалось достатком. Промышленность страны была слабо развита, доминировало кустарное производство. Китайские города были, как правило, одноэтажными. Даже столица Китая была в основном малоэтажным городом, по улицам которого двигались тысячи пеших людей.
В условиях назревших преобразований основной целью руководства КНР стала разработка нового политико-экономического курса, способного привести к качественным изменениям в обществе и улучшению общего состояния государства. Необходимо было разработать государственную стратегию развития, которая бы вместе с комплексом реформ сумела превратить Китай в страну с гибкой политической системой, развитой экономикой, а также высокой культурой, наукой и образованием. Формирование концепции политического курса китайского руководства, нацеленного на модернизацию, явилось итогом длительного поиска идей, разработки программ, техник и методов, выразившихся в теории социализма с китайской спецификой.
В исследованиях по истории КНР подчёркивается, что с 1949 г. Китай прошел путь «сочетания марксизма-ленинизма с реальной действительностью Китая» и на этом пути совершил «два исторических скачка», ставших «двумя важными теоретическими достижениями». Первое из них касается теоретических принципов и итогов опыта китайской революции и строительства социализма, связываемых с именем Мао Цзэдуна, второе - «теории социализма с китайской спецификой», главным разработчиком которой является Дэн Сяопин.
Таким образом, концептуальной основой теории социализма с китайской спецификой является наследие К. Маркса, В.И. Ленина и Мао Цзэдуна1. Однако именно теория Дэн Сяопина до сих пор служит основой политического курса, осуществляемого руководством Китайской Народной Республики.
Огромное влияние на развитие КНР на начальном этапе, безусловно, оказала поддержка СССР, повлиявшая на появление лозунга, который стал девизом руководства КНР вплоть до середины 50-х гг.: «Сегодня Советского Союза -завтра Китая». Помощь со стороны СССР, его опыт и поддержка содействовали формированию экономического базиса для решения первоочередных задач жизнеобеспечения КНР. Как отмечал Дэн Сяопин, за это время была успешно проведена работа по восстановлению национальной экономики: осуществлена земельная реформа; упорядочена торгово-промышленная деятельность; в социалистическом духе преобразовано сельское хозяйство, кустарная промышленность, а также капиталистическая торговля и промышленность. В целом 1957 год значится в истории КПК как год
2
успешного перехода от «новой демократии» к социализму .
Однако и в этот период предпринимались попытки учесть в политической практике национальные особенности страны. Еще в 1938 г. Мао Цзэдун выдвинул задачу «китаизировать марксизм». В работе «Место КПК в национальной войне» он впервые обнародовал идею придания марксизму национальной формы: «У нашего народа многотысячелетняя история, у него есть свои особенности, он создал множество ценностей. В овладении всем этим мы пока еще являемся не более как учениками начальной школы. Современный Китай есть продукт всего прошлого развития Китая. Мы - сторонники марксистского подхода к истории, мы не можем отмахиваться от нашего исторического прошлого. Мы должны обобщить все наше прошлое - от Конфуция до Сунь Ятсена - и принять это ценное наследие. Это будет большим подспорьем для руководства нынешним великим движением. Коммунисты являются сторонниками интернационального учения - марксизма, однако
1 См./ Мао Цзэдун. Революция и строительство в Китае: Речи и выступления. М., 2000.
2 См.: Краткая история КПК (1921-1991) / Под ред. Ху Шэн. Пекин, 1993, с. 946-948.
марксизм мы сможем претворить в жизнь только с учетом конкретных особенностей нашей страны и через определенную национальную форму»1.
Китайское руководство во главе с Мао Цзэдуном вплоть до конца 50-х гг. следовало линии сотрудничества и союзных отношений с СССР, в том числе на основе Договора о дружбе, союзе и взаимопомощи, подписанного 14 февраля 1950 г. Однако затем произошло осознание того, что следование советской модели развития не позволяет КНР быстро преодолеть отсталость страны и выйти на передовые позиции в мире. В Китае начался поиск собственного пути развития.
Таким образом, уже в конце 50-х гг. стали происходить перемены в идеологии реформирования. Во время развернутой по инициативе Мао Цзэдуна «великой пролетарской культурной революции» были ликвидированы сторонники прежней советской модели развития, выдвинута задача ускоренного построения «социализма бедности» путем интенсивной идеологической работы с населением и милитаризации страны. Во внешней политике Китай в 19691976 гг. окончательно разорвал отношения сотрудничества с СССР и его союзниками, от тотальной борьбы с империализмом перешел к сотрудничеству с ним и даже созданию антисоветского альянса с США. Однако эта политика, как показала жизнь, также не принесла КНР желаемых результатов. Поиск продолжился. Он привел, в конце концов, к формированию стратегии самостоятельного и независимого развития и невступления в союзнические отношения с большими державами .
В конце 70-х гг., после смерти Мао Цзэдуна, уже под руководством Дэн Сяопина началось коренное переосмысление развития страны за предшествующие 30 лет. Переломным считается декабрь 1978 г., когда было официально закреплено «перемещение центра тяжести работы на осу-
3
ществление социалистической модернизации» .
Вице-президент Академии общественных наук Китая Чжоу Ян на семинаре в 1979 г. признал, что «представления о социализме еще весьма недостаточны. Социализм
1 Мао Цзэдун. Сборник избранных произведений. Пекин, 1972, с. 183-184.
2 См.: Титаренко М.Л. Китай в XXI веке: новые подходы к стратегии развития. М., 2004.
3 См.: Жэньминь жибао, 22.12.1978.
еще в очень большой степени требует от нас изучения, поиска и практики, чтобы путем сравнительного исследования всех форм социализма найти один самый лучший социалистический путь»1.
В Конституции Китая теории социализма с китайской спецификой отводится ведущая роль в становлении китайского государства и его модернизации на современном этапе2.
При рассмотрении деятельности таких значимых для Китая фигур, как Мао Цзэдун и Дэн Сяопин, в контексте политической истории КНР последнего столетия, а также влияния древних традиций, современных западных течений, марксистской теории, возникают различные сопоставления. Так, известный российский специалист-китаевед Л.П. Делюсин, говоря о различиях в методах руководства этих двух лидеров, отмечает: «Мао Цзэдун шел своим путем в обнимку с Марксом и Цинь Шихуаном. В результате вся китайская земля промокла от слез и крови. Собственный путь Дэн Сяопина предлагает союз Маркса с Конфуцием и западными технологиями. И хотя он не останавливается перед применением силы для подавления недовольства, метод Цинь Шихуана не является главным и ти-
3
пичным для его политического поведения» .
Как подчеркивалось в речи Цзян Цзэминя на собрании, посвященном 80-летию КПК, именно с декабря 1978 г. Китай перешел «к реформе и открытости, отрегулировал и реформировал ту часть социалистических производственных отношений, которая не отвечала требованиям развития производительных сил, и ту часть социалистической надстройки, которая не соответствовала экономическому базису, и тоже в интересах дальнейшего раскрепощения и
4
развития производительных сил» .
В резолюции, принятой 3-м пленумом ЦК КПК (декабрь 1978 г.), мы не найдем конкретного плана социально-экономических реформ. И Дэн Сяопина часто упрекали за отсутствие у него детально разработанной программы преоб-
1 См.: Жэньминь жибао, 07.05.1979.
2 См.: Конституция КНР. Преамбула. Пекин, 1982.
3 Цит. по: Зотов В.Д. Дэн Сяопин - реформатор китайского социализма // Социально-гуманитарные знания, 2007, № 2, с. 216.
4 Речь Цзян Цзэминя на торжественном собрании по случаю 80-й годовщины со дня создания КПК // http://russian.china.org.cn-/russian/37221 .htm
разований. И все же решения 3-го пленума положили начало перелому в жизни партии и государства1.
В сентябре 1982 г. Дэн Сяопин сформулировал три общенациональные задачи, ставшие основой формирования теории и практики строительства социализма с китайской спецификой. Это: «ускорение темпов социалистической модернизации, воссоединение Родины, включая объединение с Тайванем, борьба против гегемонизма, за сохранение мира во всем мире»2. Необходимо, говорил он, «сочетать всеобщую истину марксизма с конкретной практикой нашей страны, идти собственным путем и строить социализм со спецификой Китая - таков основной вывод, сделанный нами на основе обобщения длительного исторического опы-та»3. Дэн Сяопин отмечал, что «извилистый путь социалистической революции и социалистического строительства на протяжении более чем двадцати лет после VIII съезда
4
послужил для всей партии серьезным уроком» .
Также в сентябре 1982 г. на XII съезде КПК было провозглашено, что в оставшиеся до окончания тысячелетия почти 20 лет необходимо стремиться к увеличению ВВП в четыре раза, что станет важным шагом на пути к достижению общего благосостояния населения страны.
В апреле 1987 г. Дэн Сяопин заявил, что важнейшей целью является то, чтобы на основе среднего достатка в пятидесятилетний период вновь учетверить годовой совокупный объем промышленного и сельскохозяйственного производства. Это означает, что к середине нового столетия Китай смог бы достичь уровня развитых стран, что позволило бы доказать преимущество социализма над капитализмом.
«Великая практика нуждается в великой теории», — говорилось в докладе Дэн Сяопина XIII съезду КПК осенью того же года. Именно на этом съезде была принята концепция, которая впоследствии, вместе с утвержденными на предыдущих партийных форумах идеями и теоретическими положениями, была преобразована в теорию строительства
1 См.: Делюсин Л.П. Дэн Сяопин и реформация китайского социализма. М., 2003, с. 80.
2 Дэн Сяопин. Строительство социализма с китайской спецификой. М., 1997, с. 193.
3 Материалы XII всекитайского съезда Коммунистической партии Китая. Пекин, 1982, с. 3-4.
4 Там же, с. 7.
социализма с китайской спецификой.
Данная теория официально утверждала стратегию «трех-шагового» развития для осуществления модернизации страны. В соответствии с ней на первом этапе предполагалось удвоить ВВП по сравнению с 1980 г. и решить проблему обеспечения населения питанием и одеждой; на втором этапе, который приходился на конец XX в., вновь удвоить ВВП и вывести жизнь людей на уровень средней зажиточности; на третьем этапе, рассчитанном до середины XXI столетия, модернизация страны должна быть осуществлена: объем ВВП в расчете на душу населения Китая должен достичь уровня среднеразвитых стран, и Китай должен завершить строительство «общества малого благоденствия».
Именно в 80-е гг. Дэн Сяопин связывает возможность новых достижений в социалистической модернизации с углублением познания закономерностей социалистических преобразований с учетом реальной действительности, серьезным и творческим изучением опыта других стран и выработкой на этой основе программы строительства социализма с китайской спецификой.
Таким образом, было положено начало разработке совершенно нового политического курса, ориентированного на проведение независимой и сбалансированной внутренней и внешней политики, а также на подъем экономики страны. В основных моментах он отрицал направление реформ, сформировавшееся в 50-е гг. и нацеленное на ускоренное построение социализма и коммунизма, в течение более чем двух десятилетий подводившее к краху экономику Китая.
Итак, ситуация в КНР с конца 70-х - начала 80-х гг. была связана с ликвидацией последствий «культурной революции» и проведением комплекса преобразований, вызванных кризисным экономическим положением, острой политической борьбой, а также международной обстановкой в целом. С учетом всех этих факторов и выстраивалась новая стратегия, призванная модернизировать страну, привести ее к благополучию и процветанию. Первоначальная общая схема была ориентирована на постепенное построение социализма при самых различных формах хозяйственной деятельности в рамках многоукладной экономики.
Согласно официальным заявлениям китайского руководства того времени «путь революции и строительства должен отыскиваться, прокладываться и определяться са-
мим народом данной страны»1. На новом этапе КНР будет придерживаться «марксистской идеологической линии реалистического подхода к делу» в единстве с отказом от «догматизма» и «восстановлением подлинного облика идей Мао Цзэдуна» , так как идеи Мао Цзэдуна являются «продуктом соединения всеобщих положений марксизма-ленинизма с конкретной практикой китайской революции», «квинтэссенцией коллективной мудрости КПК»3.
Все это означает, что в Китае постепенно шел процесс накопления предпосылок, научно-теоретических идей и концепций для оформления их в теорию социалистической модернизации КНР и ее реализации во внутренней политике Китая. На XVIII съезде КПК в 2012 г. была вновь подчеркнута необходимость следовать теории Дэн Сяопина и концепции научного развития, проводить политику реформ и открытости, неуклонно идти по пути строительства социализма с китайской спецификой.
Сизикова В.А. Предпосылки формирования китайского концепта социалистической модернизации. Автор рассматривает особенности формирования китайского концепта социалистической модернизации, размышляет о влиянии проведенных преобразований на ход модернизации в Китае.
Ключевые слова: Китай, социалистическая модернизация, социализм с китайской спецификой, политические реформы, Коммунистическая партия Китая.
Sizikova У.А. The causes of the Chinese concept of socialistic modernization's formation. The author is analyzing the specifics of the Chinese modernization concept formation, examines how the influence of the taken measures of the development and reforms reflects on the results and future perspectives of the political reforms in China.
Key words: China, socialistic modernization, socialism with Chinese specifics, political reforms, Communist Party of China.
1 См.: Жэньминь жибао, 01.07.1981.
2 См.: Жэньминь жибао, 02.08.1982
3 См.: Жэньминь жибао, 01.07.1981; 26.12.1983.