Научная статья на тему 'Идеология "новой эпохи": как трансформируется китайский социализм'

Идеология "новой эпохи": как трансформируется китайский социализм Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
480
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеология "новой эпохи": как трансформируется китайский социализм»

Идеология «новой эпохи»: как трансформируется китайский социализм1

Сергей Александрович Иванов,

заведующий Отделом китайских исследований ЦАТИ ИИАЭ ДВО РАН

Сто лет назад орудийные залпы Октябрьской революции донесли до Китая марксизм-ленинизм2.

Си Цзиньпин, 18 октября 2017 г.

Фраза из выступления Си Цзиньпина на XIX съезде Коммунистической партии Китая специально вынесена в эпиграф к этому небольшому докладу. Она напоминает нам о марксистско-ленинских корнях нынешней власти Китая. В выступлении генсека КПК ещё не раз звучали имена К. Маркса и В.И. Ленина с заверениями твёрдо придерживаться социалистических идеалов. Эти идеалы сильно изменились за столетнюю историю китайского коммунистического движения. Их модифицировали целенаправленно, что никогда не скрывалось китайскими лидерами. Мао Цзэдун заявил о необходимости китаизации марксизма ещё в конце 1930-х гг. В период Дэн Сяопина «практика» стала «единственным критерием

1 Текст доклада подготовлен при поддержке гранта ДВО РАН № 15-I-9-010.

2 = Си Цзиньпин. Доклад на 19-м Всекитайском съезде КПК // CPC.PEOPLE.COM.CN: информационный ресурс «Жэньминь Жибао онлайн». URL: http://cpc. people.com.cn/n1/2017/1028/c64094-29613660-15.html (дата обращения: 03.11.2017).

истины». На прошедшем съезде КПК Си Цзиньпин также продекламировал видоизменённую фразу Цзян Цзэминя о том, что «практика безгранична, теоретические новации также безграничны»3.

Что такое современный китайский социализм?

На съезде была продолжена китаизация социализма. Новации, безусловно, не носили радикального характера. Они маловероятны в условиях быстрого экономического роста, финансового благополучия государства, сохранения социальной стабильности и отсутствия внутриэлитного раскола, когда одна из групп предложила бы иное, отличающееся от доминирующего видение общественного устройства. Степень нынешних межфракционных противоречий в КПК далека от накала внутриэлитной борьбы второй половины 1970-х гг., которая привнесла идеи реформизма и усилила националистическую риторику в официальной идеологии. Тем более что предыдущие лидеры КПК были успешны либо в национально-освободительной борьбе (Мао Цзэдун), либо в деле экономического развития (Дэн Сяопин и последующие поколения). Отказываться от идейного фундамента успешных предшественников было бы политическим безумием. Поэтому, как писал ещё в 2012 г. К. Браун, пятое поколение руководителей Китая «ограничено как необходимостью использовать язык, унаследованный от предыдущих лидеров КПК, так и необходимостью проявлять уважение к истории идеологии КПК и КНР

3 Цзян Цзэминь на 15-м съезде заявил, что «практика безгранична, новации тоже безграничны». См.: Й^Ш^^^Ш+Ж^^

= Цзян Цзэминь. Доклад на 15-м Всекитайском съезде КПК // CPC.PEOPLE.COM.CN: информационный ресурс «Жэнь-минь Жибао онлайн». URL: http://cpc.people.com.cn/GB/64162/64168/ 64569/65444/4429115.html (дата обращения: 03.11.2017).

с 1949 г., не разрушая согласия между группами»4. Оптимальная стратегия для Си Цзиньпина — демонстрация преемственности с дозированным внедрением личного вклада в партийное и государственное строительство.

Современная официальная идеология в Китае — это смесь социалистических, националистических и либеральных концепций. Статистически это проще всего показать на основе частоты упоминаний основных идеологических маркеров в политических докладах на съездах КПК5. В выступлении на XI съезде КПК (1977 г.) присутствовали только социалистические идеологемы («социализм», «марксизм», «ленинизм» 6). В последующие 40 лет маркеры либерализма («рыночная экономика», «реформы и открытость», «научное развитие»/«на-учное отношение к развитию»7) и национализма («китайская специфика», «китайская нация», «китайская мечта») заняли уверенные позиции в докладах партийных съездов (рис. 1). Каждый набор концепций обычно выполняет отдельную

4 Brown K. The Communist Party of China and Ideology // China: An International Journal. Vol. 10. No. 2, August 2012. P. 67.

5 Мы уже делали аналогичный анализ текстов докладов о работе правительства Госсовета КНР (Итоги весеннего сезона в КНР: сессии ВСНП и ВК НПКСК в 2016 году // У карты Тихого океана: информационно-аналитический бюллетень. № 44 (242). URL:http://ihaefe.org/files/pacific-ocean-map/44.pdf). Сразу оговоримся, что набор используемых маркеров не идеален и требует дальнейшей корректировки. Он использован нами исключительно в целях визуальной демонстрации тенденций, но не для точного количественного сравнения различных показателей.

6 Мы также учитывали концепцию «четыре основных принципа» (с 1982 г.) и «концепцию трёх представительств» (с 2000 г.) как часть социалистической риторики.

7 В официальном дискурсе Китая понятие «либерализм» не используется. Мы относим такие понятия, как «реформы», «открытость», «рынок» и «научное развитие», к либерализму на основе исследований И. Валлерстайна по истории развития трёх комплексных идеологий — либерализма, социализма и консерватизма. См.: Валлерстайн И. После либерализма / пер. М.М. Гурвица, П.М. Кудюкина, П.В. Феденко; под ред. Б.Ю. Кагарлицкого. М.: Едиториал УРСС, 2003. 256 с.

Рис. 1. Идеологемы в текстах политических докладов на съездах КПК, число упоминаний, 1977—2017 гг.

функцию в идеологии: экономическую политику описывают либеральные термины, вопросы государственного строительства — социалистические, а ориентиры развития страны всё больше — националистические. Интересно, что население Китая, как показало исследование Лу Е и др., в целом придерживается либеральных взглядов8.

Личность Си Цзиньпина и идеология

На XIX съезде новации в официальной идеологии были связаны прежде всего с генсеком КПК. «Идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи» внесены в Устав партии (далее — Устав) — прежде ни один лидер не вносил свои идеи в главный партийный документ всего после пяти лет руководства. Более того, в обновлённом тексте Устава имя Си Цзиньпина упоминается восемь раз, Мао Цзэдуна — десять,

8 Lu Y., Chu Y., Shen F. Mass media, new technology, and ideology: An analysis of political trends in China // Global Media and China. 2016. Vol. 1. No. 1—2. P. 89.

Дэн Сяопина — девять, Ху Цзиньтао и Цзян Цзэминя — по одному разу. Также в своём политическом докладе Си Цзинь-пин реже предшественников упоминал унаследованные иде-ологемы (четыре основных принципа, идеи трёх представительств и концепцию научного развития).

Почему идеи нынешнего генсека КПК стали столь влиятельны? Учитывая исключительно личностный фактор, на этот вопрос можно дать два диаметрально противоположных ответа. Первый — популярный у западных экспертов — Си Цзиньпин сконцентрировал в своих руках политическую власть, которой не было у предыдущих партийных лидеров после смерти Мао Цзэдуна. Соответственно, будучи сильным и харизматичным руководителем, он поставил своё имя почти вровень с Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином. Другой ответ предполагает, что решительный и жёсткий политик Си Цзиньпин — это, прежде всего, политический образ, выгодный партийной верхушке в данный исторический период и эксплуатируемый ею для решения политических задач. Такое видение не предполагает, что Си Цзиньпин — слабый и безвольный руководитель, но и не позволяет утверждать, что политическая система в Китае становится лидерской. В данном случае Китай не выбивается из общемировой тенденции: запрос на политиков-лидеров, способных справиться с последствиями мирового экономического кризиса, растёт во многих странах, и руководство КПК дало китайскому народу такого лидера.

Политические задачи перед нынешним руководством на самом деле стоят серьёзные. С начала 1990-х гг. важнейшую основу легитимности режима составлял быстрый экономический рост. Официальная идеология как минимум преуспела в том, что чётко закрепила в общественном сознании идею о том, что этот рост —результат деятельности исключительно партии и государства. Но как раз с приходом к власти Си Цзиньпина в экономике стали наблюдаться структурные проблемы, с которыми не сталкивались ни Цзян Цзэминь, ни

Ху Цзиньтао. Экономический рост 2017 г. не составит даже половины показателя 2007 г. (14,7%)9, и власти всё чаще говорят о стабильности, а не о ускоренном развитии. Старая модель экономики, основанная на дешёвых трудовых ресурсах, исчерпала свой потенциал. Ей на смену должна прийти инновационная экономика. В подтверждение высокого инновационного потенциала страны перед XIX съездом китайское телевидение активно рассказывало об уникальной системе электронных платежей Zhifubao и социальной сети WeChat, мировом шествии интернет-коммерции Alibaba, высокотехнологичной продукции корпорации «Хуавэй». Но инновации не могут гарантировать светлое будущее китайской экономике, по крайней мере, они не уберегли Японию от крайне низких темпов экономического роста с начала 1990-х гг. Поэтому нынешнее руководство должно активнее, чем его предшественники, заниматься идеологическими нововведениями, объясняющими изменения в жизни общества и государства.

Идеи Си Цзиньпина

Если качественно оценивать идеи Си Цзиньпина, то они далеко не новы10. Как мы уже говорили выше, они либо повто-

9 = Годовые данные // DATA.STATS.GOV.CN: официальный сайт Управления государственной статистики КНР. URL: http://data. stats.gov.cn/easyquery.htm?cn=C01 (дата обращения: 24.10.2017).

10 Китайские эксперты подчёркивали, что особенностью доклада Си Цзиньпина стало обильное употребление слова «новый» (См.:

= Почему родились

идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи // NEWS.XINHUANET.COM: информационное агентство Синь-хуа. Новости. URL: http://news.xinhuanet.com/politics/19cpcnc/2017-10/21/c_1121836343.htm). Но если сравнить тексты политических докладов, например, на трёх последних съездах, то частота и качество упоминаний этого иероглифа сопоставимы. Базовым отличием стало введение понятия «новый» в ключевую идеологему (социализм с китайской спецификой новой эпохи).

ряют, либо развивают старые истины социализма с китайской спецификой. Вкратце его идеи основаны на четырнадцати принципах, которых необходимо «твёрдо придерживаться», и восьми требованиях «новой эпохи». Их можно свести к нескольким базовым посылам:

1. КПК должна оставаться ведущей политической силой Китая, способной проводить эффективный внутренний контроль, а государственное управление должно основываться на принципе законности. Суть идеи: решение всех проблем отношений власти и общества надо искать не в политическом режиме в целом, а конкретно в качестве функционирования государства.

2. Народ — это основа режима, и его потребности должны оставаться в центре партийной и государственной работы.

3. Необходимо продолжать курс реформ, которые отвечают на главный вызов — неравномерное развитие. Последний тезис не нов, но Си Цзиньпин на него сделал особый акцент. Это говорит не только о понимании партией общественных проблем, но и о желании оправдать усиление механизмов распределения общественных благ. И вряд ли последнее можно сделать без централизации и активного проникновения государства в общественные отношения.

4. Китай — держава, продолжающая миролюбивую политику, строящая в оборонительных целях сильную, управляемую КПК армию, не отказывающаяся от прежних обязательств, но стремящаяся формировать более справедливый мировой порядок. Си Цзиньпин по-прежнему называет Китай «даго», большим по физическим характеристикам государством, но не «цянго» — сильным по своим качественным и количественным свойствам государством.

Превращение Китая в «цянго» до середины XXI в. должно стать главной целью работы партии и государства в последующие годы. Постановка этой задачи стала важным результатом работы съезда. В докладе Си Цзиньпин обозначил, что к 2035 г. Китай должен на базе среднезажиточного общества завершить социалистическую модернизацию, а к середине XXI в. — построить «державу, осуществившую социалистическую модернизацию» (в официальном переводе — «модернизированную социалистическую державу»). Если раньше идеология ставила в приоритет «общественные» ориентиры (построить среднезажиточное общество к 2020 г.), то сейчас эти ориентиры смещены на нацию и государство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.