Научная статья на тему 'Предположения о перспективах развития мер процессуального принуждения имущественного характера в уголовном судопроизводстве'

Предположения о перспективах развития мер процессуального принуждения имущественного характера в уголовном судопроизводстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
248
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА / УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / PROCEDURAL COERCION PROPERTY CHARACTER / CRIMINAL PROCEEDINGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тутынин Игорь Борисович

Предлагаются вероятные основные общие направления развития мер процессуального принуждения имущественного характера в уголовном судопроизводстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The assumptions about the perspectives of coercive procedural measures property character in the criminal proceedings

The article suggests the possible directions of development of the coercive procedural measures property character in the criminal proceedings.

Текст научной работы на тему «Предположения о перспективах развития мер процессуального принуждения имущественного характера в уголовном судопроизводстве»

Представляется, что с учетом ранее изложенных факторов существует объективная предпосылка дополнительного изучения в рамках сравнительного правоведения проблем задержания лица по подозрению в совершении преступления с целью использования полученных результатов для совершенствования отечественного уголовно-процессуального закона.

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 18 декабря 2011 г. № 174-ФЗ (в ред. от 8 марта 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

2 Автор не разделяет мнение ряда ученых о том, что «захват» лица по подозрению в совершении преступления является по своей сути административно-правовым. В рамках данной статьи отсутствует возможность развернутого обоснования позиции автора, однако тезисно можно указать на то, что административное задержание никак не может иметь отношения к подозрению в совершении преступления, поскольку административное задержание является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении (п. 2 ч. 1 ст. 27.1 КоАП России), а не о преступлении; Федеральный закон от 12 августа

1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 29 июня 2015 г.) «Об оперативно-разыскной деятельности» вообще не предусматривает такого ОРМ, как задержание, а ст. 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.) «О полиции» говоря о праве применения такой меры принуждения, в части задержания по подозрению в совершении преступления, содержит отсылку к УПК России (п. 1 ч. 2), а в части административного задержания — к КоАП России (п. 5 ч. 2).

3 Crimes Act 1914 // Сайт Австралийского института правовой информации (Australasian Legal Information Institute). URL: http://www.austlii.edu.au/au/legis/cth/consol_act/ca191482/.

4 Código Processo Penal — Decreto-lei 3689/41. // Сайт правовой информации Бразилии (JusBrasil) http://presrepublicajusbrasil. com.br/legislacao/91622/codigo-processo-penal-decreto-lei-3689-41#art-301.

5 Сайт правовой информации КНР. URL: http://www. lawinfochina.com/display.aspx?lib=law&id =9247&CGid=].

6 Code de procédure pénale // Официальный сайт правовой информации Правительства Франции. URL: http://www.legifrance. gouv.fr/affichCodeArticle.do?idArticle=LEGIARTI000006575113 &cidTexte=LEGITEXT000006071154&dateTexte=20100705&old Action=rechCodeArticle

7 Strafprozeßordnung // Правовая информационная система ФРГ (Informationssysteme «dejure.org»). URL: http://dejure.org/ gesetze/StPO/127.html.

8 Официальный сайт правовой информации Правительства Японии. URL: law.e-gov.go.jp/htmldata/S23/S23HO131.html.

УДК 343.13 ББК 67.410.2

ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ МЕР ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

ИГОРЬ БОРИСОВИЧ ТУТЫНИН,

доцент кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.09—уголовный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Предлагаются вероятные основные общие направления развития мер процессуального принуждения имущественного характера в уголовном судопроизводстве.

Ключевые слова: процессуальное принуждение имущественного характера, уголовное судопроизводство.

Annotation. The article suggests the possible directions of development of the coercive procedural measures property character in the criminal proceedings.

Key words: procedural coercion property character, the criminal proceedings.

114

Вестник Московского университета МВД России

№ 4 I 2016

Процессуальное принуждение имущественного характера (далее по тексту — ППИХ) в уголовном судопроизводстве — правовой феномен, характеризующийся специфичными целями, объектом и средствами воздействия, обеспечивающий реализацию назначения уголовного судопроизводства. При этом внешнее воздействие на внутреннее побуждение принуждаемого осуществляется посредством преобладающего использования ограничений имущественных прав и интересов. Такое воздействие направлено на то, чтобы заставить его либо совершать предусмотренные законом правомерные деяния, либо подчиниться установленным правоограниче-ниям.

Считаем, что в ближайшей и долгосрочной перспективе значение и применение мер ППИХ в уголовном судопроизводстве не уменьшится, произойдет переосмысление его преимуществ, а затем и более активное его использование.

Полагаем, что развитие таких мер будет обусловлено влиянием политических, социальных, экономических, исторических факторов, наглядно показывая векторы движения отечественного уголовного процесса и всего права.

Констатируем доминирование политического фактора, поэтому в большей степени развитие уголовного судопроизводства и ППИХ будет происходить под воздействием так называемой правовой политики — системной деятельности государства, его институтов, а также представителей негосударственных образований, состоящей в выявлении и реализации теоретических основ и векторов развития организации и осуществления уголовного судопроизводства, с учетом в той или иной степени юридически значимых интересов участников уголовного процесса и иных вовлеченных лиц. Именно от устремлений политической элиты будет зависеть распределение полномочий и переустройство положения сторон, что неизбежно приведет к переустройству механизма применения ППИХ.

Среди социально-экономических факторов, предопределяющих стратегию развития ППИХ в уголовном судопроизводстве, выделяем уровень материального обеспечения большинства граждан, общую шкалу ценностей, состояние общественного сознания и готовность

граждан к активной деятельности по отстаиванию своих, в том числе имущественных, прав и интересов.

Немаловажное значение будут иметь демографический, национальный, ценностно-психологический, культурный, организационный и иные факторы.

При перестроении ППИХ в уголовном судопроизводстве будут иметь приоритетное значение: нацеленность на обеспечение надлежащего поведения участников; стремление минимизировать принуждение, особенно физическое; ориентация на самоокупаемость уголовного процесса (извлечение имущественных ресурсов для возмещения расходов на организацию уголовно-процессуальной деятельности).

Применительно к ППИХ в уголовном судопроизводстве «оптимизация» норм и «эффективность» деятельности пойдут по пути развития общества и государства с учетом эволюции как публичных, так и частных отраслей российского права, со значительным этатическим влиянием, а также обусловленностью глобальными (общемировыми) процессами.

Принуждение и ППИХ должны быть построены по схеме: на первоначальном этапе органы предварительного расследования должны иметь быстрые и действенные средства, позволяющие оперативно предотвратить негативные последствия неприменения процессуального принуждения, обеспечить обозначенный законом перечень прав и интересов лиц, установить то, без чего дальнейшее судебное разбирательство будет проблематичным, создать предпосылки для возможного уголовного и иного наказания. В связи с этим приобретает особую значимость вариативность степени и характера принуждения каждой применяемой меры принуждения.

Меры ППИХ обладают таким преимуществом, как возможность восстановления чрезмерного правоограничения. Используя это, законодательство должно предоставлять участникам процесса действенные средства по отстаиванию своих прав и интересов, прежде всего, посредством определения этого чрезмерного принуждения, с возможностью последующего устранения таких последствий.

№ 4 / 2016

Вестник Московского университета МВД России

115

Так как разрешение правового конфликта — специфическая деятельность, основанная на властности, специализации и отстраненности от сторон производства, то она должна быть в полномочии независимого органа — суда. При этом процедура принятия решения об имущественном правоогра-ничении будет стремиться к судебному порядку, то есть ожидаем увеличение перечня мер ППИХ, применение которых будет обосновываться судебным решением.

Среди иных общих тенденций и перспектив развития мер ППИХ в уголовном судопроизводстве отметим следующие:

1) воплощение в законодательстве международно-правовых стандартов правосудия, конституционных и отраслевых принципов, в том числе законности, справедливости, равноправия, экономии принуждения;

2) совершенствование правовых гарантий, обеспечивающих права и интересы личности, общества и государства при применении таких мер, в том числе при регламентации институтов обжалования, соответствующих обязанностей дознавателя, следователя, прокурора, судьи и суда, процессуальных прав заинтересованных лиц, а так же судебного контроля, прокурорского надзора и ведомственного контроля;

3) надлежащее определение оснований мер ППИХ с возможной дифференциацией не только от целей, но и в зависимости от участников, к которым применяется принуждение, а также других обстоятельств уголовного дела;

4) определение в законе порядка реализации отдельных мер (арест имущества, денежное взыскание), а также установление пределов (конкретизации степени и характера) принуждения, выраженного в соответствующем решении и в конкретных действиях правоприменителей по его реализации;

5) установление возможности многовариантного правоприменения путем предоставления развернутого арсенала правовых средств принудительного характера, применение каждого из которых должно быть обусловлено специфическими целями, основаниями и условиями, с возможностью комбинирования способов правового воздействия, а также появление новых мер ППИХ;

6) совершенствование практики применения мер ППИХ за счет повышения строгого соблюдения процессуальной формы (процедуры) при их применении и процессуальном оформлении как этих действий и решений, так и их результатов;

7) перераспределение полномочий (возложение реализации решения о наложении ареста на имущество и временном отстранении от должности исключительно на службу судебных приставов);

8) пересмотр положения уголовно-процессуальной ответственности, в том числе имущественного характера, за счет установления четких критериев процессуальных нарушений, определенности обязанностей (запретов), наступающих последствий, а так же круга лиц, подвергаемых правовому воздействию. Возможно изменение отношения к правовой природе ответственности должностных лиц, ответственных за производство по уголовному делу, применяющих меры процессуального принуждения;

9) определение соотношения и (или) согласование мер ППИХ с представителями других отраслей права (например, денежного взыскания как иной меры процессуального принуждения (ст. 117 и 258 УПК РФ) и административного штрафа (ст. 17.3 КоАП);

10) обеспечение осознания должностным лицом необходимости и нравственной обоснованности применяемого принуждения с точки зрения юридической и моральной правоты своих действий;

11) создание узкой профессионализации и повышение уровня правосознания юристов, для чего предстоит совершенствовать кадровую политику: отбор, подготовку и переподготовку, выдвижение по службе, поддержание дисциплины и т.п. Неоценимую помощь может оказать надлежащее материальное стимулирование правоприменителей и действенность ответственности органов и должностных лиц, а так же построение официальных статистических данных осуществления уголовного судопроизводства и связанное с этим применение мер ППИХ, которые должны давать обобщающий итог выполнения данной государственной услуги в абсолютном (количество случаев), с демонстрацией полезности рассматриваемой деятельности.

116

Вестник Московского университета МВД России

№ 4 / 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.