Научная статья на тему 'ПРЕДПОЧТЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП НА РЫНКЕ ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТИ Г. ТЮМЕНИ'

ПРЕДПОЧТЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП НА РЫНКЕ ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТИ Г. ТЮМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
314
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ / ЭЛЕМЕНТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ВЫБОР ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / REAL ESTATE MARKET / INFRASTRUCTURE ELEMENTS / SOCIAL PROGRAMS / CONSUMER CHOICE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баикина Юлия Олеговна

В статье анализируется потребительское поведение населения на рынке жилой недвижимости. Делается заключение, что в условиях рыночного хозяйства особое значение приобретают глубокие знания рынка недвижимости и способность быстро и эффективно реагировать на изменение нужд и запросов потребителей, умело применять инструменты воздействия на их потребительское поведение. В связи с этим автором актуализируется исследование предпочтений потребителей различных социальных групп на рынке недвижимости. Выявляются предпочтения потребителей относительно типов построек, районов города, где расположено жилье, числа комнат, наличия ремонта и другое. Обозначены критерии, определяющие выбор объектов городской недвижимости и инфраструктуры района проживания различными социальными группами. Определяются механизмы приобретения жилья для различных социальных групп. Составлен портрет среднестатистического потребителя рынка жилья г. Тюмени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Баикина Юлия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREFERENCES OF SOCIAL GROUPS IN THE RESIDENTIAL REAL ESTATE MARKET OF TYUMEN

The article analyzes the consumer behavior of the population in the residential real estate market. It is concluded that in a market economy deep knowledge of the real estate market and the ability to quickly and effectively respond to changing needs and demands of consumers, skillfully apply tools to influence their consumer’s behavior are of particular importance. In this regard, the author actualizes the study preferences of consumers of various social groups in the real estate market. Consumer’s preferences are revealed regarding the types of buildings, the areas of the city where the housing is located, the number of rooms, the availability of repairs, and more. Criteria that determine the choice of urban real estate and infrastructure of the area of residence by various social groups are defined. The mechanisms for acquiring housing for various social groups are determined. A portrait of the average consumer of the Tyumen housing market has been compiled.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПОЧТЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП НА РЫНКЕ ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТИ Г. ТЮМЕНИ»

УДК 316.728

ПРЕДПОЧТЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП НА РЫНКЕ ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТИ Г. ТЮМЕНИ

Юлия Олеговна Баикина1

1Кафедра маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Российская Федерация

Аннотация. В статье анализируется потребительское поведение населения на рынке жилой недвижимости. Делается заключение, что в условиях рыночного хозяйства особое значение приобретают глубокие знания рынка недвижимости и способность быстро и эффективно реагировать на изменение нужд и запросов потребителей, умело применять инструменты воздействия на их потребительское поведение. В связи с этим автором актуализируется исследование предпочтений потребителей различных социальных групп на рынке недвижимости. Выявляются предпочтения потребителей относительно типов построек, районов города, где расположено жилье, числа комнат, наличия ремонта и другое. Обозначены критерии, определяющие выбор объектов городской недвижимости и инфраструктуры района проживания различными социальными группами. Определяются механизмы приобретения жилья для различных социальных групп. Составлен портрет среднестатистического потребителя рынка жилья г. Тюмени.

Ключевые слова: рынок недвижимости, элементы инфраструктуры, социальные программы, выбор потребителей.

Preferences of Social Groups in the Residential Real Estate Market of Tyumen

Yulia O. Baikina1

department of Marketing and Public Administration, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation

Abstract. The article analyzes the consumer behavior of the population in the residential real estate market. It is concluded that in a market economy deep knowledge of the real estate market and the ability to quickly and effectively respond to changing needs and demands of consumers, skillfully apply tools to influence their consumer's behavior are of particular importance. In this regard, the author actualizes the study preferences of consumers of various social groups in the real estate market. Consumer's preferences are revealed regarding the types of buildings, the areas of the city where the housing is located, the number of rooms, the availability of repairs, and more. Criteria that determine the choice of urban real estate and infrastructure of the area of residence by various social groups are defined. The mechanisms for acquiring housing for various social groups are determined. A portrait of the average consumer of the Tyumen housing market has been compiled.

Keywords: real estate market, infrastructure elements, social programs, consumer choice. Введение

Индивидуальные различия людей (ценности, убеждения и предпочтительные поведенческие паттерны) сказываются на принятии ими решений и их потребительском поведении. Каждый человек принимает решения, исходя из имеющихся в его распоряжении трех основных ресурсов: времени, денег и возможностей получения и обработки информации [1]. Потребительское поведение — это активность, проявляющаяся людьми при выборе, оплате товаров и услуг, которая прекращается при удовлетворении человеческих потребностей и желаний [2]. Под потребительским поведением также понимают решение потребителей о распределении дохода между товарами и услугами, которые он собирается приобрести [3]. Современный экономический словарь приводит следующее определение потребительского

поведения — это совокупность признаков и показателей, характеризующих действия потребителей, включая их потребительские предпочтения, спрос на товары и услуги, структуру потребления, способы использования доходов [4].

Рассматривая потребление и потребительское поведение с точки зрения социологии, можно отметить, что эти понятия изучаются как в экономической социологии, так и в социологии потребления. В. Ворона, В. Пилипенко, В. Тарасенко отмечают, что социология потребления изучает деятельность в сфере потребления в системе ее разнообразных связей с социальными институтами, взаимодействием потребителей и их групп, функционированием системы ценностей, типов культур, а также культуру потребления; исследует социальные условия, типы и формы потребления, социально-экономические особенности функционирования домашних хозяйств как базы потребления и так далее.

В свою очередь экономическая социология рассматривает потребление как процесс удовлетворения потребностей, который непременно включен в систему экономических отношений, экономической деятельности потребителя, то есть сферу экономики семьи, домашнего хозяйства [5]. Потребительское поведение, а также социальные отношения и взаимодействия, возникающие в процессе потребления, изучаются посредством социологических исследований. Внимание социологов фокусируется на выявлении социальных факторов, влияющих на принятие потребительских решений, на выражении социальной и персональной идентичности в процессе потребления, изменениях потребительского поведения во взаимосвязи с социальными процессами, происходящими в обществе.

Наша статья посвящена исследованию потребительского поведения населения на рынке жилой недвижимости. Очевидно, что жилье играет важную социальную функцию — это место проживания, «среда обитания» людей, и, в частности, семьи как социальной ячейки общества. Оно является одним из важнейших условий существования человека, то есть жизненно необходимым и первостепенным для него. Гражданский кодекс Российской Федерации определяет недвижимость (недвижимые вещи) как земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства [6]. Рынок недвижимости представляет собой определенную систему сложившихся экономических отношений, благодаря которым через динамику изменения спроса и предложения осуществляется передача прав собственности от продавца к покупателю напрямую или опосредованно, образуются цены и стимулируется конкуренция между различными вариантами использования недвижимости [7]. Тюменский региональный рынок недвижимости представляет собой динамично развивающийся сектор. Характеризуя ситуацию на рынке недвижимости в Тюменской области, И. Хусаинов отметил рекордный (более 40 %) рост числа предложений на рынке вторичного жилья в 2019 году — с 10 тысяч квартир в январе до 14,5 тысяч квартир к началу августа [8]. Экспертами компании UP consAllt зафиксирован рост предложений в новостройках при среднем увеличении стоимости приобретаемого жилья в среднем на 15 % по сравнению с аналогичным периодом 2018 года [9].

Цены на жилье (как вторичное, так и в новостройке) в исследуемом регионе за последний год выросли на 11-14 %. Средняя стоимость квадратного метра жилья сегодня составляет 62,5 тысяч рублей, а по прогнозам экспертов к концу 2019 года она увеличится на 10 тысяч рублей [8]. Тем не менее по доступности жилья Тюменский регион находится на высоком уровне даже по европейским меркам. Можно предположить, что спрос на квартиры увеличивается не из-за повышения покупательской способности жителей области и других регионов России, а благодаря доступной ипотеке. Так, А. Смирнов, начальник управления по работе с партнерами Абсолют Банк, отмечает, что доля сделок с ипотекой при покупке строящегося жилья в 2019 году составила 65 % (для сравнения 56 % в 2018 году) [10]. В то же

время при кажущейся доступности жилья существуют социальные группы, для которых покупка квартиры остается неразрешимой проблемой. Например, пенсионеры, молодежь и другие социально уязвимые слои населения. Для таких категорий государство разработало

программы поддержки, представляющие собой систему мероприятий, направленных на

оказание помощи гражданам в улучшении условий жилья посредством покупки комнаты в

коммуналке, собственной квартиры или частного домовладения (его строительства) [7].

Учитывая динамичность рынка недвижимости, а также неустойчивость потребительского

поведения различных социальных групп, целесообразным представляется составление портрета потенциального покупателя с учетом взаимосвязанных характеристик: демографических, социальных, психографических [11]. В статье предпринята попытка составить портрет среднестатистического потребителя на рынке жилой недвижимости г. Тюмени, а также выявить предпочтения потребителей жилой недвижимости.

Материалы и методы

Материалами для исследования послужили научные работы, нормативно-правовые акты в исследуемой сфере, экспертные аналитические обзоры руководителей агентств недвижимости г. Тюмени и ипотечных центров, банковских работников, таких как АН «Этажи», Объединения риэлторов г. Тюмени, ВТБ-банка, Абсолют Банка, а также эмпирические материалы, полученные автором в процессе проведения социологического исследования. Следует отметить, что в работах российских и зарубежных ученых, в силу специфики исследовательских задач, стоящих перед ними, преобладает традиционный, узкодисциплинарный подход к изучению рынка жилья, как правило, с позиций экономики.

В трудах отечественных ученых рынок жилья рассматривается как один из элементов рыночной экономики и рыночных отношений. При этом в работах Л. Абалкина, Н. Волгина, А. Гальчинского, П. Ещенко, Г. Климко, А. Пенкина, В. Петюха, Г. Слезингера и других авторов в рамках разработки теории рыночного реформирования определены лишь общие черты целостной научно обоснованной модели рынка жилья как отражения закономерностей рыночной среды без выявления всего комплекса внутренних причинно-следственных связей. Попытки создания целостной теории рынка жилья, разработки ее научного инструментария были предприняты В. Булановым, С. Дятловым, С. Кузьминым, С. Мочерным, А. Никифоровой, Л. Шевченко. Несомненный интерес представляют исследования аналогичной тематики западных ученых Р.Дж. Эренберга и Р.С. Смита.

В отечественной литературе региональные аспекты формирования, функционирования и анализа рынка недвижимости представлены трудами Е. Анимицы, А. Гранберга, А. Новоселова, Р. Шнипера, В. Горемыкина, В. Ресина, Л. Белых, В. Прорвича, Г. Стерника, П. Юнацкевича. При этом одним из глубоко проработанных направлений в работах отмеченных авторов являются исследования инвестиционной привлекательности регионов. Наиболее известными методиками по оценке регионального инвестиционного климата являются разработки Совета по изучению производительных сил, периодического издания «Эксперт», Института экономики РАН, а также Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН. В российской литературе по социологии, экономике и менеджменту последних лет уделяется достаточное внимание анализу современного положения в жилищной сфере. Особенности формирования рынка жилья рассматриваются В. Субботиной, Т. Белкиной, Е. Сабуровой. Социальные проблемы на рынке жилья подробно проанализированы А. Гузановой, О. Пчелинцевым.

При бесспорной ценности предпринятых исследований для концептуальной проработки различных аспектов рынка жилья в них содержится немало противоречивых результатов, что затрудняет раскрытие социологического содержания понятийных категорий рынка жилья, механизмов его функционирования, потребительского поведения на рынке недвижимости.

Результаты и обсуждение

Социологическое исследование проводилось путем анкетирования посетителей Ярмарки недвижимости 5 января 2019 года во время проведения Выставки недвижимости в г. Тюмени (7-10 февраля 2019 года). Для формирования выборки использован простой случайный отбор. Объем выборки для обеспечения уровня доверительности у = 95 % и предельно допустимой ошибкой 5 % составил 338 человек. Критерии отбора выборки — возрастные ограничения (от 18 до 61 года и старше), наличие цели приобретения жилой недвижимости. В опросе приняли участие 60,3 % мужчин и 39,7 % женщин. Большая часть респондентов в возрасте 26-35 лет (46,8 %); 36-50 лет — 26,4 %; 18-25 лет — 12,3 %; 51-60 лет — 9,3 %; старше 61 года — 5,2 %. Большинство из принявших участие в исследовании (28,2 %) являются представителями сферы услуг; в сфере торговли работают 25,4 %; строительстве — 14,3 %; в государственных органах — 13,7 %; промышленности — 10,9 %; сфере финансов — 7,2 %; сельскохозяйственной сфере — 0,3 %. Безусловно, род деятельности (профессия) накладывает свой отпечаток на покупательское поведение. Человек следует привычкам своего рабочего окружения, стремится подражать более успешным коллегам, руководству. Кроме того, род занятий часто служит указанием платежеспособности покупателя. По результатам исследования в браке живут 52,4 %; респондентов; в разводе — 36,1 %; не женаты и не замужем — 7,4 %; вдовствуют — 4,1 %. Наличие детей и их количество оказывают влияние на предпочтения по количеству комнат в выбираемой квартире, на выбор района проживания и на инфраструктуру. 47,6 % имеют детей в возрасте 4-10 лет, на долю семей с детьми 11-18 лет пришлось 34,8 % опрошенных, а у 17,6 % — дети в возрасте 1-3 лет.

Жизненный цикл семьи позволяет получить более однородные сегменты рынка потребителей. Это понятие включает в себя семейное положение, возраст и наличие детей. По жизненному циклу людей можно классифицировать следующим образом: одинокий молодой человек (мужчина или женщина), живущий отдельно от родителей; молодая семья без детей; молодая семья с детьми, младшему из которых меньше 6 лет; молодая семья с детьми, младшему из которых больше 6 лет; пожилые супруги (старше 45 лет) с детьми; пожилые супруги, дети которых уже покинули родной дом; одинокий пожилой человек (мужчина или женщина), зачастую вдовец или вдова. На каждой стадии жизненного цикла набор из предпочтений у потребителей видоизменяется, что вполне объяснимо. Например, у одиночек и у семей с детьми будут различные представления как о типе жилья и количестве комнат, так и о приоритетах в критериях выбора инфраструктуры. А у пожилых людей и вдовствующих будут как другие материальные возможности при покупке жилья, так и цели его приобретения. От доходов респондентов напрямую зависят предпочтения в покупке жилой недвижимости. Семьи с высоким доходом рассматривают более дорогие варианты квартир, их волнует безопасность двора, где будут играть их дети. Немаловажным фактором для них является социум, с которым придется проживать в одном доме и районе. Семьи со средним доходом отдадут предпочтение большей площади квартиры за меньшую стоимость. Пенсионеров и пожилых людей более волнует доступность жилья по стоимости, низкие этажи, размер будущей квартплаты. В нашем исследовании респондентов, имеющих совокупный доход на одного члена семьи до 20 тысяч рублей, оказалось 24,3 %; с доходом от 20,1 до 40 тысяч рублей — 37,6 %; от 40,1 до 60 тысяч рублей — 20,8 %; свыше 60 тысяч рублей — 17,3 %. Важно также отметить, что из числа респондентов в настоящее время не имеют жилья 38,1 %, имеют жилье в собственности 54,3 %, а 7,6 % живут с родителями.

Результаты исследования показали, что 38,1 % респондентов отдают предпочтение приобретению квартир путем долевого участия в новостройках, 25,3 % готовы купить квартиру на вторичном рынке с условием срока эксплуатации дома до 5 лет; вторичное жилье со сроком эксплуатации дома до 20 лет согласны приобрести 20,6 %. Для 2,5 % опрошенных год постройки не имеет значения. А вот 13,5 % будут выбирать из того, что подойдет им по имеющимся в наличии деньгам. К основным достоинствам готового жилья можно отнести его

расположение в обустроенных районах, где в шаговой доступности есть все необходимое для полноценной жизни современного человека: школы, детские сады, поликлиники, аптеки, торговые центры, магазины, кафе и многое другое. В районах возведения новостроек социальная инфраструктура часто недостаточно развита. Кроме того, новые дома в основном находятся довольно далеко от центра города, куда сложно добраться без пробок. Больше других в категорию, желающую приобрести такое жилье, попали молодежь 18-25 лет, для которой не подходит вариант приобретения жилья с привлечением ипотечных средств в силу отсутствия основного места работы со стабильным доходом, и пенсионеры, количество средств у которых очень ограничено, которые используют средства по социальным программам. Выбор района проживания важен для всех респондентов. Здесь все весьма индивидуально: кому-то необходима тишина спального района, люди, для которых важна экологичность района, предпочтут жилье подальше от промышленных предприятий, а для тех, кто покупает квартиру в центре города, зачастую действуют свои приоритеты — престиж новостройки, развитая торговая и развлекательная инфраструктура и прочее. Следует отметить, что от района расположения недвижимости часто зависит не только ее стоимость, но и комфорт проживания жильцов. Наиболее предпочтительными являются Центр (21,3 %), второе по популярности место (рисунок 1) разделили между собой Европейский и Заречные районы (12,4 %), Мыс (12,3 %). В микрорайоны в основном готовы переехать молодежь и пенсионеры. А загородные районы, хоть и набравшие минимальное количество ответов, интересуют категорию людей в возрасте от 51 до 60 лет, но чаще не в сегменте жилой недвижимости в многоквартирных домах, а в сегменте загородной недвижимости в коттеджном исполнении.

Рисунок 1. Распределение респондентов относительно предпочтений по наиболее привлекательным

для проживания районам г. Тюмени

Чуть более половины респондентов (52,1 %) ищут квартиру в домах с этажностью до 16 этажей, 40,5 % хотят жить в домах с этажностью до 25 этажей (преимущественно молодежь, которая предпочитает жить на высоких этажах с открывающимися панорамными видами из окон) и лишь 7,4 % предпочитают малоэтажное строительство — рассматривают покупку квартиры в домах не выше 5 этажей.

Почти половина респондентов (47,7 %) выбирают двухкомнатные квартиры. В основном это молодежь, семьи с детьми. Далее востребованными считаются однокомнатные квартиры (в пользу них высказались 24,3 % респондентов). Их чаще всего ищут одинокие люди и молодые семьи. Они востребованы у категории граждан, которые приобретают жилье по социальным программам и четко ограничены в площади квартир и цене на них. Разведенные респонденты тоже отдают предпочтение однокомнатным квартирам. На третьем месте — квартиры планировки 3+ (13,7 %). Это достаточно новое предложение на рынке недвижимости, интересное вариативностью планировок и удобством проживания. Их любят

как молодые семьи, так и люди предпенсионного возраста. Следующие по востребованности — трехкомнатные квартиры (9,6 %). Квартиры-студии готовы купить лишь 5,2 % респондентов (чаще всего это молодые люди без семей, студенты). Квартиры с количеством комнат от 4 и выше ищут только 1,5 % респондентов.

Наиболее популярными по площади являются квартиры от 51 до 70 м2 (29,4 %), на втором месте — квартиры общей площадью от 71 до 100 м2 — за них высказались 27,9 % опрошенных, далее идут квартиры с площадью 31-50 м2 (23,7 %). 14,9 % респондентов в поисках квартир более 100 м2.

43,6 % респондентов отдают предпочтение домам в кирпичном исполнении, на втором месте монолитно-каркасные конструкции домов (26,3 %), в домах в панельном исполнении готовы жить 24,8 %. И лишь для 5,3 % не имеет значения, из какого материала будет построен их дом, лишь бы для них было приемлемо предложение по цене. Относительно предпочтений поиска и покупки квартиры с черновой отделкой высказалось 44,1 % опрошенных, на втором месте по популярности стоят квартиры с улучшенной черновой отделкой. 23,9 % респондентов отдали свои голоса за уже выполненные в квартирах черновые работы по отделке. Необходимость наличия чистовой отделки «под ключ» является важным критерием выбора у 22,6 % опрошенных. И лишь 9,4 % заявляют обязательным условием в отделке отделку по индивидуальному дизайн-проекту. Это чаще всего касается категории обеспеченных семей и пенсионеров с накоплениями.

Квартира, ограниченная стенами и квадратурой, прописанной в договоре долевого участия, становится далеко не единственным требованием, предъявляемым к среде: это также безопасность, комфорт, раздельные зоны для автомобилистов и пешеходов, зоны для детей и спорта. Можно выделить две группы покупающих недвижимость: те, что это делают впервые, и те, что это делают на основе предыдущего опыта. Даже при покупке одного и того же вида недвижимости представители этих групп будут вести себя по-разному, так как они имеют различные приоритеты в характеристиках покупки. Респондентам было предложено проранжировать по степени значимости для них элементы инфраструктуры в районе их проживания. В лидерах по важности оказались детские сады (23,6 %), школы (22,3 %) — преимущественно у семей с детьми, продуктовые магазины (15,7 %). Дальше по степени убывания расположились спортзал — этот критерий важен для 9,6 % опрошенных, детская студия (5,8 %), кафе, рестораны — 5,7 %, салоны красоты, парикмахерские, аптека (7,9 %), и кинотеатр на последнем месте по важности — он набрал лишь 2,3 % голосов. В категории «Другое» 2,2 % опрошенных респондентов указали наличие поликлиники, СПА-комплексов, катка (рисунок 2).

Рисунок 2. Распределение ответов респондентов относительно степени значимости для них элементов инфраструктуры района проживания

Ответы на вопрос о значимости критериев респондентов при выборе ими квартиры распределились следующим образом: самым важным оказался район, в котором квартира должна располагаться — 23,5 %. Этот критерий оказался самым значимым и для молодежной группы, и для пенсионеров. Цена квартиры на втором месте по важности — 18,8 %, площадь квартиры стоит на третьем месте у респондентов — 17,2 %. Здесь мнение пенсионеров высказывалось в пользу квартир с меньшей площадью, молодежь из-за расширения семьи, наоборот, ищет квартиры с площадью, большей предыдущего жилья. Далее по степени убывания идут тип жилья (11,3 %), материалы отделки дома (8,8 %). На престижность жилья обращают внимание 5,9 % респондентов. В основном это респонденты из возрастной группы 35-50 лет. Улице проживания отдано предпочтение 4,6 % опрашиваемых. Здесь пенсионеры указывают на то, что этот критерий для них важен в связи с близостью расположения от квартир детей. Молодежь аналогично подбирает улицу проживания в зависимости от близости к школам, садикам, родителям и месту работы. Важность расположения остановок общественного транспорта отметили 3,8 % респондентов (рисунок 3). В эту категорию попали в основном молодежь до 25 лет, у которой еще нет своего автомобиля, и пенсионеры, которые тоже отмечают отсутствие личного автотранспорта. Замыкают рейтинг конструкция дома (2,6 %) и графа «Другое», где 3,5 % респондентов указали высоту потолков, благополучное соседство, наличие вместительной парковки во дворе, хороший вид из окна. Паркинги в основном респонденты хотят получить в качестве бонуса к приобретаемой квартире. Для многих это не столь важный критерий при выборе жилья.

Рисунок 3. Распределение ответов респондентов относительно важности критериев выбора

квартиры

Прежде чем покупать интересующую квартиру, большинство респондентов (52,3 %) планируют сначала продать свое жилье, в котором проживают на данный момент. Привлекут кредитные средства банка (ипотека) 25,8 % респондентов. Воспользуются накоплениями лишь 12 % опрошенных. 8,4 % приурочат покупку квартиры к использованию средств, предоставленных им по государственным программам. Распределение отметивших этот источник оплаты логично: социальная группа от 18 до 35 намеревается воспользоваться программой «Молодая семья», в категории респондентов в возрасте 61 и старше были респонденты, у которых есть возможность воспользоваться Программой по приобретению

жилья для участников и ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий. В группе респондентов в возрасте от 51 до 60 лет встречались те, у кого есть сертификаты по программе «Государственная помощь бюджетникам в приобретении объектов жилой недвижимости». И лишь у 1,5 % респондентов есть возможность занять недостающие средства у знакомых. Таким образом, треть опрошенных не в состоянии решить свою проблему без помощи государства или привлечения кредитных средств. Доступное жилье интересует почти всех респондентов, вне зависимости от того, представителями какой социальной группы они являются. Люди с невысоким достатком рассматривают такую покупку с целью улучшения жилищных условий; со средним достатком — как второе, альтернативное жилье либо жилье для детей или родителей; обеспеченные граждане — чаще всего в целях инвестиций и сохранения финансовых средств.

Для жилья квартиру хотят приобрести большинство (70,5 %) опрошенных. В комментариях были указаны ответы: чтобы оставить в будущем детям (у пенсионеров), чтобы улучшить свои жилищные условия (у группы «молодежь»). Для сдачи в аренду — 27,2 % респондентов. 2,3 % считают покупку квартиры выгодной инвестицией. В основном в эту категорию респондентов попали работающие в возрасте 51-60 лет, желающие вложить имеющиеся у них накопления. Наиболее выгодными квартирами с целью последующей перепродажи являются недорогие маленькие квартиры в отдаленных районах города, а также жилье в центре города.

Выводы

В современной научной литературе исследования, посвященные теме недвижимости, в основном ориентированы на изучение правовых аспектов, конкретно-экономических проблем. В то же время в условиях рыночного хозяйства особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность быстро и эффективно реагировать на изменение нужд и запросов потребителей, умело применять инструменты воздействия на их потребительское поведение. В связи с этим актуализируются исследования предпочтений потребителей различных социальных групп. При анализе полученной в ходе проведенного исследования информации был составлен портрет среднестатистического потребителя рынка жилой недвижимости г. Тюмени. Преимущественно это мужчина 26-35 лет, профессия которого относится к сфере услуг. В настоящий момент у него уже имеется в собственности жилье, которое он хотел бы продать и использовать эти средства с доплатой разницы на покупку следующей квартиры. Он в браке, имеет детей в возрасте 4-10 лет. Он выбирает в основном из двухкомнатных квартир общей площадью 51-70 м2 в кирпичном многоэтажном доме, в котором до 16 этажей. Квартира покупается для проживания в ней с семьей. Из районов он предпочитает центральную часть города. Желательно, чтобы это было новое жилье с черновой отделкой, чтобы не переплачивать за чужой ремонт, а сделать все по собственным запросам. Основными критериями при выборе альтернативных вариантов выступают наличие в районе проживания школ и детских садов, продуктовых магазинов. Это объясняется как раз наличием семьи и детей, подходящих по возрасту. Для среднестатистического покупателя городской недвижимости в г. Тюмени не важна покупка парковочного места, но крайне важными критериями выступают район, цена и площадь квартиры.

Портрет среднестатистического потребителя жилой недвижимости г. Тюмени вполне логичен. Мужчина — кормилец, глава семейства. Львиная доля доходов в его возрастной группе приходится на него, так как супруга, судя по наличию и возрасту детей, может находиться в отпуске по уходу за ребенком. Женщины в большей степени воспринимают визуальную составляющую предложения и в меньшей функциональность. Покупая квартиру, женщина уже выбирает кухню и расставляет мебель. Мужчина, покупая квартиру, изучает рынок и особенности сделки. По причине наличия детей важными критериями

предпочтительных элементов инфраструктуры района названы школы и детские сады. В

этой возрастной группе значительная доля респондентов, у которых в качестве частичной

оплаты предусмотрены средства по социальной программе поддержки «Молодая семья».

Библиографический список

[1] Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей: учебник. - 10-е изд. -Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 943 с.

[2] Ложкин Г.В. Потребительское поведение // Практическая психология и социальная работа: научно-практический образовательно-методический журнал. - 2009. - № 4. -С. 7.

[3] Ващекин Н.П., Парамонова Т.Н., Самарина С.М. Маркетинг: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. - С. 106.

[4] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубский Е.Б. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. - Москва: ИНФРА-М, 1999. - 479 с.

[5] Ворона В.М., Пилипенко В.Е., Тарасенко В.И. Экономическая социология: научное пособие / Под ред. В.М. Вороны, В.Е. Пилипенко. - Москва: Институт социологии НАН Украины, 1997. - 273 с.

[6] Гражданский кодекс Российской Федерации. 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 25.09.2019).

[7] Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://arb.ru/b2b/news/kabmin_rf_obsudit_proekt_osnovnykh_napravleniy_dkp_na_2020_202 2_gg-10322335/ (дата обращения: 22.09.2019).

[8] Этажи: Агентство недвижимости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.etagi.com (дата обращения: 23.09.2019).

[9] UP consAllt: Студия продаж [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sellstudio.ru/ (дата обращения: 25.09.2019).

[10] Абсолют банк: Банк [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://absolutbank.ru (дата обращения: 27.09.2019).

[11] Алешина И.В. Поведение потребителей. - Москва: Экономистъ, 2016. - 234 с.

References

[1] Blackwell, R., Miniard, P., & Engel, J. (2007). Consumer Behavior. St. Petersburg: Peter.

[2] Lozhkin, G.V. (2009). Consumer behavior. Practical Psychology and Social Work: Scientific and Practical Educational and Methodological Journal, 4, 7.

[3] Vaschekin, N.P., Paramonova, T.N., & Samarina, S.M. (2003). Marketing. Moscow: Publishing House FBK-PRESS.

[4] Rayzberg, B.A., Lozovskiy, L.Sh., & Starodubskiy, E.B. (1999). Modern economic dictionary. Moscow: INFRA-M.

[5] Vorona, V.M., Pilipenko, V.E., & Tarasenko, V.I. (1997). Economic sociology: a scientific guide. Moscow: Institute of Sociology, National Academy of Sciences of Ukraine.

[6] Civil Code of the Russian Federation. November 30, 1994 N 51-ФЗ. http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.

[7] Decree of the Government of the Russian Federation of December 30, 2017 No. 1710 "On approval of the state program of the Russian Federation "Providing affordable and comfortable housing and utilities for citizens of the Russian Federation". Retrieved from https://arb.ru/b2b/news/kabmin_rf_obsudit_proekt_osnovnykh_napravleniy_dkp_na_2020_202 2_gg-10322335/.

[8] Etagi: Real Estate Agency. Retrieved from http://www.etagi.com.

[9] UP consAllt: Sales Studio. Retrieved from http://sellstudio.ru/.

[10] Absolut bank: Bank. Retrieved from http://absolutbank.ru.

[11] Aleshina, I.V. (2016). Consumer behavior. Moscow: Economist.

Получена / Submitted: 01/10/2019 Доработана / Revised: 18/11/2019 Принята к публикации / Accepted: 29/11/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.