Предотвращение сговора участников размещения государственного и муниципального заказа: методические подходы*
А.А. Храмкин
директор Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий (Институт госзакупок) Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ), председатель Ассоциации экспертов по государственным закупкам, кандидат экономических наук (г. Москва)
Андрей Александрович Храмкин, [email protected]
Развитие и становление системы размещения государственных и муниципальных заказов в Российской Федерации, помимо положительных проявлений в виде повышения эффективности расходования бюджетных средств, развития реальной конкурентной среды, стимулирования экономики, рынка занятости и т. п., имеет и отрицательную сторону. К «болезням роста» системы государственных закупок можно отнести расширение практики недобросовестной конкуренции и сговора поставщиков товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Надо признать, что явление это интернациональное и имеет место во всех странах с рыночной экономикой. Вместе с тем определенная специфика, связанная с российскими условиями все же есть. Это вызвано и существующим в нашей стране законодательством и тем, что многие отрасли российской экономики еще находятся в стадии формирования и становления.
В статье рассмотрены наиболее часто встречающиеся примеры недобросовестной конкуренции и даны некоторые практические рекомендации по защите от недобросовестных поставщиков. Основное внимание уделено сговору поставщиков и манипулированию с заявками на торгах в силу широкой распространенности этого явления и сложности решения проблемы.
Рассмотрение методических подходов к осуществлению мер по защите государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных поставщиков начнем с нормативно закрепленных в российском законодательстве базовых постулатов.
Первое, о чем необходимо упомянуть, -это то, что в целях развития добросовестной конкуренции и эффективного расходования бюджетных средств Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [1] (далее - Закон № 94-ФЗ) допускает к участию в государственном заказе достаточно широкий круг лиц - участников размещения заказов. К таким лицам относится любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (часть 1 статьи 8 Закона № 94-ФЗ) . Более того, в отличие от большинства развитых стран в российском законодательстве не установлено изначальное квалификационное требование к потенциальным поставщикам о наличии подтвержденного опыта работы на рынке в течение нескольких лет, что еще больше
Материал был представлен автором статьи на VI Всероссийской практической конференции-семинаре «Государственные и муниципальные закупки - 2011». Ш1_: www.roszakupki.ru
*
расширяет круг потенциальных претендентов на государственный заказ.
Участники размещения заказов имеют право на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом в Российской Федерации не допускается осуществлять экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34 Конституции Российской Федерации, статья 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; далее - Закон № 135-ФЗ [2]).
Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия лиц, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим лицам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона № 135-ФЗ).
Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, участие в нем или осуществление согласованных действий, а также координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, считаются административным правонарушением и влекут за собой административную ответственность (пункты 1-2 статьи 14.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [3]).
Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, если эти
деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере, относятся к уголовным преступлениям (статья 178 Уголовного кодекса Российской Федерации [4]).
К числу наиболее распространенных проявлений недобросовестной конкуренции в сфере государственных заказа обычно относят следующие действия:
1) сговор или манипулирование с заявками на торгах;
2) предоставление в составе заявки на участие в торгах или запросе котировок недостоверных, ложных или искаженных сведений о предлагаемых товарах (работах, услугах), об условиях их поставки (выполнения, оказания) либо о правоспособности участника размещения заказа;
3) заключение контракта с заказчиком без участия в торгах и запросах котировок;
4) шантаж заказчика через злоупотребление правом на обжалование;
5) неисполнение или ненадлежащее исполнения контракта.
Сговор и манипулирование с заявками относятся к категории наиболее распространенных и сложных нарушений, которые очень тяжело доказать. Однако именно такие нарушения наносят наибольший экономический и репутационный урон государству. В большинстве случаев конечной целью сговора участников размещения заказа является повышение цен или снижение качества товаров, работ или услуг, предлагаемых государственным или муниципальным заказчикам по итогам процедур размещения заказов. Сговор поставщиков и манипуляции с заявками возможны не только в ходе проведения конкурсов и аукционов, но и в ходе размещения заказов по процедуре запроса котировок. Но в силу того что по итогам запроса котировок не заключаются крупные государственные контракты1, рынки закупаемой продукции более конкурентные, поэтому наносится относительно небольшой урон.
1 Цена государственного или муниципального контракта не может превышать 500 тысяч рублей (часть 2 статьи 42 Закона № 94-ФЗ).
Рассмотрим эти явления на примере процедуры торгов.
Наиболее распространенные формы манипуляций с заявками
Сговор, имеющий целью манипуляции с заявками при проведении торгов, может принимать множество форм, однако любой сговор препятствует заказчику получить товар, работу и услугу по минимально возможной цене при оговоренном в документации уровне качества [5]. Обычно недобросовестные поставщики заранее договариваются о том, кто из них подаст заявку, позволяющую победить в проводимой процедуре. Цель сговора, предусматривающего манипуляции с заявками, - повышение цены победившей заявки и таким образом увеличение выгоды, которую получает победитель.
Схемы манипуляций с заявками при проведении торгов обычно включают механизмы пропорционального раздела и распределения среди участников сговора дополнительных прибылей, полученных за счет повышения итоговой цены контракта. Например, участники размещения заказа, которые соглашаются не подавать заявки или подают заведомо проигрышную заявку, могут стать субподрядчиками или поставщиками комплектующих по выигранному государственному контракту, заключив соответствующие договоры с участником, признанным победителем. Это позволяет участникам торгов скрытно разделить между собой выгоды от незаконно полученной высокой цены. Долговременные соглашения о манипуляциях с заявками при проведении торгов могут включать гораздо более изощренные схемы распределения побед участников сговора. Также манипуляции с заявками при проведении торгов могут
включать денежные выплаты со стороны участника, признанного победителем, одному или нескольким участникам сговора. Как правило, такие «компенсационные» выплаты осуществляются, когда фирмы подают заявки «прикрытия» - заявки с заранее завышенными ценами2.
Заранее спрогнозировать использование недобросовестными поставщиками той или иной мошеннической схемы бывает достаточно сложно, тем не менее все они обычно укладываются в ряд известных стратегий [6]. Необходимо отметить, что применяемые методики не являются взаимоисключающими. Например, подача заявок прикрытия может использоваться в сочетании со схемой ротации победителей. Для реализации этих стратегий используются различные способы, и если должностные лица, занимающиеся закупками, смогут их распознать, это поможет им в разоблачении схем манипуляций с заявками на проводимых торгах.
Подача заявок прикрытия
Заявки прикрытия (также именующиеся дополнительными, вспомогательными, формальными или символическими) - наиболее распространенный способ реализации схем манипуляций с заявками на торгах. Он реализуется следующим образом.
Физические или юридические лица договариваются подать заявки при соблюдении по крайней мере одного из указанных условий:
1) участники сговора соглашаются подать свои заявки с ценой, превышающей цену заявки участника размещения заказа, который должен стать победителем;
2) все, кроме одного, участники сговора, подают заявки с ценой, превышающей начальную (максимальную) цену контракта, установленную в этой процедуре3;
2 В большинстве случаев компенсационный платеж осуществляется путем оплаты счета за выполнение работ по субподряду. На самом деле никаких работ не производится, а счет выставляется фиктивный. В этих целях также могут использоваться договоры на оказание фиктивных консультационных услуг.
3 Наличие в заявках участников торгов предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы, установленную в конкурсной документации или документации об аукционе, является основанием для отклонения таких заявок в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона № 94-ФЗ.
3) все, кроме одного, участники сговора, подают заявки, содержащие грубые нарушения условий конкурсной или аукционной документации, приводящие к их отклонению по формальным признакам.
Подача заявок прикрытия призвана создать впечатление настоящей конкуренции, с тем чтобы избежать ответственности фирм-участников за нарушение антимонопольного законодательства или снять подозрения с недобросовестного сотрудника заказчика, участвовавшего в сговоре с поставщиками [7].
Отзыв заявок
Схемы отзыва заявок предусматривают соглашения между участниками размещения заказа, в которых одна или несколько компаний соглашаются воздержаться от подачи заявок или снять ранее поданную заявку, чтобы обеспечить успешное рассмотрение заявки фирмы, выбранной на роль победителя. По сути, отзыв заявок означает, что в итоговом рассмотрении заявок участвует предложение только одного поставщика4.
Ротация заявок
В схемах ротации заявок фирмы, участвующие в сговоре, продолжают подавать заявки, но договариваются о том, чтобы побеждать в торгах по очереди (то есть по очереди становиться квалифицированным участником, предложившим минимальную цену). Методы реализации соглашений о ротации заявок могут варьироваться. Например, участники сговора могут решить распределять между всеми фирмами денежные суммы от определенной группы договоров приблизительно поровну или в соответствии с размерами каждой компании.
Раздел рынка
Недобросовестные поставщики делят между собой рынок и соглашаются не кон-
курировать с определенными клиентами или в определенных географических областях. Например, участники сговора могут распределить между собой конкретных потребителей или определить группы потребителей так, чтобы конкуренты не подавали заявок (или подавали лишь заявки прикрытия) на контракты, предлагаемые определенным видом потенциальных клиентов, закрепленных за конкретной фирмой. Конкурент, в свою очередь, не будет подавать заявку на конкурс, организуемый группой клиентов, закрепленных за другими фирмами - участницами соглашения.
Отраслевая и товарная специфика, способствующая поддержанию сговора
Жизнеспособность и долговременность сговора недобросовестных поставщиков зависит от того, насколько успешно реализуются достигнутые соглашения между его участниками. Это подразумевает договоренность о координации действий по осуществлению соглашения, проведение мониторинга, позволяющего удостовериться в соблюдении соглашения всеми участниками, и о создании действенного механизма наказания участников, которые нарушают его условия. Несмотря на то, что манипуляции с заявками могут происходить в любом секторе экономики, в ряде секторов их появление более вероятно ввиду специфических особенностей соответствующей отрасли или продукции. Такие особенности могут создавать объективные предпосылки появления сговоров и упрощения поддержания договоренностей между недобросовестными поставщиками. В некоторых случаях указанные далее индикаторы повышенного риска появления сговора более очевидны, в каких-то ситуациях они почти не идентифицируются. Также необходимо отметить, что отсутствие одного, нескольких или всех упоминаемых далее индикаторов повышенного риска появления сговора не гарантирует от-
4 В случае если только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или аукционе, признан участником соответственно конкурса или аукциона, такая процедура признается несостояв-шейся и заказчик обязан заключить с таким участником контракт на условиях и по цене контракта, которые предусмотрены заявкой или документацией (часть 5 статьи 27 и часть 11 статьи 41.9 Закона № 94-ФЗ).
сутствие попыток манипулирования заявками недобросовестными поставщиками.
Небольшое число компаний на рынке
Манипулирование результатами размещения государственных или муниципальных заказов более вероятно в тех случаях, когда поставщиками товара, работы или услуги выступает небольшое число компаний. Чем меньше число поставщиков, тем легче им достичь соглашения о том, как они будут манипулировать заявками и делить рынок.
Сложность вхождения на рынок для
новых фирм
В отдельных секторах экономики складываются ситуации, когда вхождение на рынок для новых поставщиков сопряжено со значительными техническими сложностями, требует значительных финансовых и временных затрат. Это приводит к тому, что фирмы, уже работающие на этом рынке, защищены от конкурентного давления со стороны новичков. Такие экономические условия объективно повышают риск возникновения сговора действующих на рынке фирм.
Рыночные условия
Существенные изменения условий спроса или предложения, как правило, дестабилизируют действующие соглашения о манипуляции заявками на торгах. В то же время постоянный, предсказуемый спрос со стороны государственного сектора зачастую повышает риск возникновения сговора. Также необходимо учитывать, что в периоды экономических кризисов у фирм становится больше стимулов для манипуляции с заявками, так как они стремятся компенсировать финансовые убытки на коммерческом рынке выигрышем от сговора на рынке государственного заказа.
Отраслевые или профессиональные
ассоциации
С одной стороны, отраслевые ассоциа-
ции5 могут использоваться как законный, способствующий развитию конкуренции механизм, посредством которого представители конкретного сектора экономики могут продвигать более высокие стандарты, инновации и стимулировать конкурентную среду на рынке. С другой стороны, возможны ситуации, когда эти ассоциации используются для достижения противозаконных целей, препятствующих развитию конкуренции. Они также могут использоваться должностными лицами недобросовестных поставщиков для проведения встреч и маскировки своих переговоров о путях и средствах достижения и реализации соглашений о манипуляции с заявками на торгах
Повторяющиеся торги
Периодически повторяющиеся закупки повышают риск возникновения сговора. Частота проведения торгов помогает участникам соглашения о манипуляции с заявками распределять контракты между собой. Кроме того, участники сговора могут наказать нарушителя соглашения, лишив его победы на торгах, где он должен был стать победителем. Таким образом, для предотвращения сговора при проведении регулярных и повторяющихся торгов на поставки товаров или услуг могут потребоваться специальные инструменты. В этой ситуации необходимо проявлять особую бдительность.
Идентичные или простые товары или
услуги
В случае если товары или услуги, которые продают физические или юридические лица, идентичны или очень похожи, фирмам легче достичь противозаконного соглашения о единой структуре цен.
Уникальность продукции
Дефицит или отсутствие альтернативных товаров или услуг должного качества, которыми можно было бы заменить необходимые заказчикам товары или услуги, приводит к ситуации диктата условий со
5 Отраслевые или профессиональные ассоциации состоят из физических или юридических лиц, связанных общими коммерческими интересами, которые объединяются для продвижения своих коммерческих или профессиональных целей.
стороны эксклюзивных поставщиков такой продукции и повышению риска возникновения сговора таких поставщиков, направленного на поддержание монопольно завышенных цен.
Отсутствие инноваций и новых технологий в производстве продукции
Отсутствие инноваций и новых технологий в производстве какой-либо продукции со временем приводит к формированию небольшого количества так называемых «традиционных» поставщиков. Такая ситуация на рынке повышает риск возникновения сговора этих фирм и позволяет поддерживать незаконное соглашение о манипуляции с заявками на торгах на протяжении достаточно длительного времени.
Признаки сговора поставщиков
На практике выявление и доказательство наличия соглашения о манипуляциях с заявками может оказаться очень сложной задачей, так как оно заключается тайно и чаще всего официально не оформляется. Тем не менее в отраслях, где сговор стал распространенным явлением, заказчики и поставщики могут знать или догадываться о существовании соглашений о манипуляции с заявками. В большинстве отраслей косвенными показателями, указывающими на наличие сговоров, являются необычные схемы подачи заявок и формирования цен либо слова или действия представителей поставщиков. Следует обращать особое внимание на любые нестандартные действия или поведение поставщиков не только в течение процесса проведения торгов, но и в ходе предварительного исследования рынка закупаемых товаров, работ или услуг.
Признаки сговора при подаче заявок и в процессе участия в торгах
В ряде случаев действия отдельных фирм - участниц торгов на этапе подачи заявок не укладываются в нормальную логику субъектов рыночной экономики. Это признак повышенного риска появления сговора поставщиков и возможности столкнуть-
ся с манипуляциями заявками. Заказчикам следует обращать особое внимание на странности в способах подачи заявок участниками размещения заказа и отслеживать, как часто побеждают или проигрывают на торгах конкретные поставщики. К числу таких нелогичных действий участников или подозрительных результатов торгов можно отнести следующие ситуации:
• один и тот же поставщик всегда подает заявки с самыми низкими ценами;
• победители на торгах распределяются по географическому принципу;
• некоторые фирмы подают заявки, которые побеждают лишь в определенных географических регионах;
• определенные поставщики никогда не принимают участия в торгах некоторых конкретных заказчиков, но всегда подают заявки на участие в аналогичных торгах на ту же продукцию у других заказчиков;
• несколько поставщиков неожиданно отзывают свои заявки с торгов или не являются на аукцион;
• некоторые компании всегда подают заявки, но никогда не выигрывают;
• складывается впечатление, что компании становятся победителями торгов по очереди;
• несколько допущенных до аукциона участников в ходе всей процедуры торга не делают ни одного предложения;
• производитель товара, допущенный до аукциона, в ходе всей процедуры торга молчал, в то время как другой участник с товаром именно этого производителя торговался и выиграл;
• победитель торгов неоднократно привлекает в качестве субподрядчиков проигравших участников тех же торгов;
• победитель торгов отказывается от подписания контракта, а впоследствии оказывается субподрядчиком у участника, получившего государственный контракт;
• участники торгов регулярно общаются или проводят регулярные встречи незадолго до объявления торгов;
• цена на торгах сильно падает, когда появляется хотя бы один новый участник.
Признаки сговора в подаваемых
документах
Признаки, указывающие на согласованные действия по манипулированию с заявками, можно обнаружить в различных документах, представляемых участниками размещения заказа. Хотя компании, являющиеся участниками соглашения о манипуляции заявками, будут пытаться сохранить его в тайне, из-за беспечности, чувства мнимой безнаказанности, самонадеянности или чувства вины участники сговора могут оставить какие-то следы, которые в конечном итоге могут привести к его раскрытию. Необходимо тщательно анализировать поступающие документы, обращая внимание на свидетельство того, что эти заявки были подготовлены одним и тем же лицом или совместно. К признакам сговора в подаваемых на торги документах можно отнести следующее:
• идентичные ошибки в поданных документах или письмах, представленных различными участниками, например характерные одинаковые грубые орфографические ошибки;
• заявки разных компаний визуально схожи - использовалось одно и то же форматирование, размеры шрифтов, поля, отступы, межстрочные интервалы; могут быть один и тот же почерк в рукописных документах, одинаковые формы бланков или идентичные бумага и конверты;
• в заявке одной компании дается явная ссылка на приложения или документы заявки конкурентов, воспроизводятся фирменный бланк или номер факса другого участника; в тексте, вместо названия фирмы, подающей заявку, указывается наименование их конкурента по торгам;
• заявки разных участников содержат одинаковые арифметические ошибки в расчетах;
• в заявках разных участников содержится значительное число идентич-
ных оценок затрат по определенным статьям;
• на упаковочном материале различных компаний одинаковые почтовые марки или следы измерительных почтовых машин; например заявки участников из разных регионов страны отправлены из одного и того же почтового отделения;
• в одних и тех же разделах заявок различных компаний видны многочисленные коррективы, внесенные в последнюю минуту, такие как следы замазывания штрихом или другие физические модификации;
• заявка участника содержит минимум информации или не содержит весь перечень требуемой информации - это указывает на то, что целью ее подготовки является не выигрыш, а формальное участие в торгах;
• в поданных заявках прослеживается четкая закономерность формирования единичных расценок и итоговых цен проигравших участников - их можно получить, умножив единичные расценки победителя на какой-то коэффициент.
Такие же закономерности могут идентифицироваться и при формировании других ключевых для выбора победителя параметров, например сроков.
Признаки сговора в ценообразовании
предложений участников
Сговор можно выявить и до этапа детального рассмотрения заявок - по моделям ценообразования предложений участников торгов. Главным и наиболее наглядным признаком сговора является увеличение цен всех поступающих предложений по сравнению с предыдущими периодами, не базирующееся на росте затрат компаний -участниц торгов. Также очень показательным является существенный отрыв цены победителя (более чем на 10 процентов) от цен всех остальных участников. Обычно это иллюстрирует использование участниками сговора схемы подачи заявок прикрытия. На сговор также может указывать поступление заявок с ценами, превышающими
начальную (максимальную) цену контракта, указанную в конкурсной или аукционной документации, или существенно превышающими цены этого же участника в аналогичных торгах в предыдущие периоды. В целом подозрение в сговоре могут вызывать следующие действия фирм - участниц торгов:
1) внезапные и идентичные повышения цены или диапазона цен всеми участниками торгов, которые невозможно объяснить повышением затрат;
2)неиспользование в ценовых предложениях всех участников действующих на момент проведения торгов сезонных и оптовых скидок, продекларированных компаниями для других сегментов рынка. Это особенно показательно, когда единичные расценки для государственного сектора оказываются выше единичных расценок для розничного рынка;
3) одинаковые или близкие цены заявок всех участников могут сигнализировать о сговоре, особенно если известно следующее:
• ранее цены поставщиков оставались неизменными в течение длительного периода времени;
• ранее цены поставщиков существенно отличались;
• поставщики повысили цену, и это повышение не может быть оправдано ростом затрат;
• поставщики отказались от своих традиционных скидок, особенно на рынке, на котором в течение длительного времени в прошлом такие скидки предлагались;
4) большая разница между ценой заявки победителя и другими заявками;
5) в один и тот же период поставщик предлагает на торгах одному из заказчиков цену, значительно превышающую его же ценовое предложение по аналогичному контракту для другого заказчика;
6) в результате участия нового поставщика произошло существенное снижение
цены государственного контракта по сравнению с ранее проводимыми аналогичными закупками. В этом случае есть основания полагать, что новый участник разорвал действовавшее картельное соглашение между «традиционными» поставщиками;
7) местные поставщики предлагают более высокие цены за местные поставки по сравнению с поставками в другие регионы;
8) в поступивших заявках указываются одинаковые или близкие по цене затраты на транспорт у местных поставщиков и поставщиков из других регионов;
9) использование участниками необычных цен в ходе проведения электронного аукциона6. Например, неожиданное представление участниками сложных и подробных ценовых предложений, когда можно было бы ожидать округления цен до сотен или тысяч, может указывать на то, что соискатели используют заявки как средство сговора, обмениваясь через них информацией или сигнализируя о своих предпочтениях.
Признаки сговора в заявлениях,
разъяснениях и объяснениях
представителей поставщиков
Работая с представителями поставщиков, необходимо тщательно отслеживать любые заявления, указывающие на то, что компании, возможно, заключили соглашение либо координируют свои цены или тактику продаж на рынке государственных закупок. В частности:
• устные или письменные ссылки на соглашения между потенциальными поставщиками;
• заявления, которыми участники размещения заказа оправдывают свои цены, ссылаясь на цены, предлагаемые отраслью, стандартные рыночные цены или отраслевые ценовые стандарты;
• заявления, указывающие на то, что определенные фирмы не осуществляют продаж в каком-то конкретном
6 Довольно распространена практика, когда фирмы договариваются идентифицировать себя определенной комбинацией цифр до или после запятой в первых предложениях о снижении цен в аукционе. Например, окончание 153 рубля соответствует фирме «А», 0,98 рубля - фирме «Б», 0,21 - рубля фирме «С».
регионе или каким-то конкретным потребителям;
• заявления, указывающие на то, что какой-то регион или потребитель «принадлежит» другому поставщику;
• заявления, указывающие на то, что заявителю была заранее известна не объявленная публично информация о ценах конкурентов или о деталях их заявок, а также об успехе или неудаче фирмы на конкурсе, результаты которого еще не были опубликованы;
• заявления, указывающие на то, что какой-то поставщик подал солидарную, вспомогательную, формальную или символическую заявку или заявку прикрытия;
• использование различными поставщиками одинаковой терминологии при обосновании повышения их цен;
• сопроводительные письма от участников размещения заказа, оспаривающие определенные условия проводимых торгов, и в которых есть ссылки на результаты обсуждений в рамках торгово-промышленных палат, отраслевых или профессиональных ассоциаций.
Признаки сговора в поведении и
действиях поставщиков
Перед проведением крупных торгов следует обратить особое внимание на публичную информацию о встречах или мероприятиях, на которых у поставщиков может иметься совершенно официальная возможность обсудить цены. Также вполне определенным сигналом наличия сговора могут быть действия участника, объективно невыгодные или неудобные для него, но идущие на пользу другим фирмам. Подозрительное поведение может принимать следующие формы:
• в период, близкий ко времени подачи заявок на торги, поставщики проводят частную встречу, иногда поблизости от того места, где заявки принимаются;
• поставщики регулярно общаются друг с другом, или известно, что они проводят регулярные встречи;
• потенциальный участник запрашивает конкурсную документацию для себя и конкурента;
• участник размещения заказа подает заявку на торги за себя и конкурента;
• заявка подается компанией, явно объективно неспособной успешно выполнить контракт;
• участник конкурса приходит на процедуру вскрытия конвертов с несколькими заявками и выбирает, какую заявку подать, выяснив (или попытавшись определить), кто еще участвует в торгах.
Действия заказчиков по предотвращению или уменьшению риска сговора или манипулирования с заявками на торгах
Учитывая экономическую и социальную значимость государственных заказов для страны, в своей повседневной деятельности государственные и муниципальные заказчики в том числе обязаны предпринимать различные действия, направленные на развитие конкуренции в области государственных закупок и снижение риска манипулирования с заявками. К таким действиям можно отнести:
1) обследование рынка предмета закупки до начала этапа планирования и подготовки к непосредственному проведению процедур;
2) планирование процесса размещения заказа;
3) четкое формулирование требований спецификации или технического задания;
4) планирование процесса проведения торгов;
5) формирование перечня критериев оценки и выбора победителя;
6) специальная подготовка сотрудников.
Обследование рынка предмета закупки до начала этапа планирования и подготовки к непосредственному проведению процедур
Сбор и анализ рыночной информации о закупаемой продукции, а также инфор-
мации о потенциальных поставщиках дает должностным лицам, занимающимся закупками, больше возможностей для планирования процесса закупок таким образом, чтобы достичь наилучшего соотношения цена - качество. Необходимо сформировать собственное представление о рынке закупаемой продукции и определиться с перечнем внешних независимых экспертов, к которым можно будет обратиться за профессиональными консультациями. Сотрудники заказчика должны как минимум:
• иметь представление о характеристиках рынка, на котором осуществляется закупка, о событиях или тенденциях последнего времени, которые могут повлиять на конкуренцию на планируемых торгах;
• определить, обладает ли рынок, на котором будет осуществляться закупка, характеристиками, которые делают сговор более вероятным7;
• собрать информацию о потенциальных поставщиках, их товарах, ценах и по возможности об их затратах. Следует обратить внимание на сайты поставщиков и представленные на этих сайтах прайс-листы и возможные скидки;
• собрать информацию о недавних изменениях цен, ознакомиться с ценами в соседних регионах и возможных альтернативных товаров. Также полезно посмотреть текущие цены в интернет-магазинах;
• собрать информацию о ранее проводившихся закупках тех же или аналогичных товаров. Также полезно посмотреть цены на закупаемый товар в реестре государственных контрактов;
• наладить взаимодействие с другими государственными заказчиками, которые недавно приобретали аналогичные товары, работы или услуги, чтобы иметь больше информации о рынке и его участниках;
• если для оценки цен или затрат предполагается привлечение внешних экспертов-консультантов, то необхо-
димо провести с ними специальную беседу по вопросам нераспространения полученной ими от вас информации и убедиться в том, что в их контрактах есть отдельный пункт о конфиденциальности.
Планирование процесса размещения
заказа
Значимым для предотвращения или уменьшения риска возникновения сговора является планирование закупки таким образом, чтобы обеспечить реальную конкуренцию между участниками процедуры. Повысить уровень конкуренции можно реализацией комплекса специальных мер, к которым можно, например, отнести:
• снижение затрат участников на подачу заявок;
• установление требований к участникам, которые не ограничивают без нужды конкуренцию;
• стимулирование участия в процедуре торгов фирм из других регионов или стран;
• формирование и разбиение заказа таким образом, чтобы привлечь к участию в процедуре мелких поставщиков, которые не могли бы претендовать на выполнение или поставку всего требуемого объема.
Таким образом, на этапе планирования процесса размещения заказа следует:
1) избегать ненужных ограничений, которые могут уменьшить число квалифицированных участников торгов. Предъявляемые требования должны быть пропорциональными объему контракта и сложности закупаемой продукции;
2) помнить о том, что установление максимального размера обеспечения заявки на участие в торгах может воспрепятствовать участию небольших, но квалифицированных поставщиков. Размер обеспечения заявки не должен превышать минимальный уровень, который необходим для достижения желаемой цели, он должен гарантировать заключение контракта с победившим участником;
7 См. раздел «Отраслевая и товарная специфика, способствующая поддержанию сговора».
3) по мере возможности создавать условия для стимулирования участия поставщиков из других регионов или иностранных компаний;
4) предпринимать меры, направленные на недопущение согласованных действий групп участников до начала процедуры торгов. До начала размещения заказа должен сохраняться высокий уровень неопределенности, чтобы фирмы не знали точного числа потенциальных участников и кто именно уже проявил заинтересованность;
5) снижать затраты на подготовку заявки. Этого можно достичь несколькими способами:
• посредством использования единых требований и типовых форм для предоставления информации в заявках участников торгов. Таким образом, один раз подготовив заявку и приняв участие в торгах, фирма по этому образцу быстро и с минимальными затратами сможет готовить заявки и на другие торги, проводимые вашей организацией;
• путем равномерного планирования крупных торгов для распределения фиксированных затрат участников, связанных с подготовкой заявки. Например, существенным фактором, объективно ограничивающим число участников, может стать необходимость предоставления обеспечения заявки и исполнения контракта - одновременное участие в нескольких крупных торгах потребует от каждого поставщика очень больших единовременных финансовых затрат;
• посредством предоставления участникам размещения заказа соответствующего времени для подготовки и подачи заявки, например заблаговременно спланировав все свои закупки и разместив разработанные планы-графики на официальном сайте Российской Федерации в сети Ин-
тернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд и на сайте организации-заказчика. Время, предоставляемое на подготовку заявки, должно быть достаточным для ее квалифицированной подготовки любым потенциальным участником торгов;
• путем размещения заказа по процедуре открытого аукциона в электронной форме;
6) по возможности заказчик должен разбивать крупные заказы на относительно небольшие лоты с тем, чтобы на них могло претендовать большее количество потенциальных поставщиков, в том числе малые и средние предприятия8.
Четкое формулирование требований спецификации или технического задания
Разработка требований спецификации или технического задания относится к категории наиболее коррупциогенных этапов размещения государственных и муниципальных заказов. На этом этапе риски предвзятости, мошенничества и коррупции особенно велики. Предъявляемые требования должны быть разработаны таким образом, чтобы избежать предвзятости. При этом они должны быть, с одной стороны, достаточно четкими и всеобъемлющими, а с другой - не являться дискриминационными. Как правило, при подготовке требований лучше всего ориентироваться на функциональные показатели: что именно должно быть достигнуто, а не как именно это должно быть сделано. Такой подход стимулирует инновационность предлагаемых решений и оптимизирует подготовку заявок поставщиков в части соотношения цена - качество. От того, насколько удачно сформулированы требования к закупаемой продукции, будет
8 Следует учитывать, что на рынках с невысоким уровнем конкуренции, где существует всего несколько возможных поставщиков и вхождение новых фирм затруднено, эта мера может вызвать противоположный эффект. Вместо реальной конкуренции за один контракт между имеющимися поставщиками весьма вероятен сговор. В результате каждая фирма «по-честному» получит свою часть государственного заказа в виде одного или нескольких лотов по соглашению с остальными участниками.
зависеть, сколько и каких поставщиков будут заинтересованы прийти на торги, и, как следствие, это повлияет на весь процесс выбора победителя. При этом надо четко понимать различие между однозначностью требований и предсказуемостью закупки. Чем четче и однозначнее требования, тем легче будет потенциальным поставщикам их понять и тем увереннее они будут себя чувствовать при подготовке и подаче заявок. При этом более предсказуемые закупки при неизменных объемах могут способствовать сговору. На этом этапе заказчикам можно дать такие рекомендации:
• как можно четче устанавливайте требования к закупаемым товарам, работам или услугам в документации. Требования спецификации или технического задания следует отдельно проверить на предмет их однозначности. Не допускайте ситуаций, когда определение ключевых терминов остается на усмотрение поставщиков. Это особенно опасно, когда такая ситуация выявляется уже на этапе исполнения контракта;
• старайтесь не приступать к торгам до полного и однозначного определения всей совокупности требуемых технических характеристик: комплексное понимание и определение потребности - это ключ к успешной и эффективной организации закупок. В тех редких случаях, когда этого нельзя избежать, требуйте, чтобы участники размещения заказа предлагали цену в расчете на одну единицу. В этом случае, если даже будут корректировки количественных характеристик, возможно расторгнуть контракт, оплатив только фактически исполненные обязательства;
• продумайте вероятность появления всех возможных альтернатив закупаемой вами продукции. Специфицируйте технические требования с поправкой на товары-заменители с точки зрения функциональных показателей и требований. Шире применяйте возможности предложений эквивалентной по каким-то опреде-
ленным характеристикам продукции: альтернативные или инновационные источники поставок затрудняют согласованные действия;
• избегайте предсказуемости ваших потребностей и проводимых торгов: рассмотрите возможность укрупнения или разукрупнения контрактов, чтобы варьировать их размеры и сроки проведения процедур размещения заказа;
• в случае небольших объемов заказа сотрудничайте с другими закупщиками государственного сектора и старайтесь осуществлять закупки совместно;
• избегайте разбиения заказа на одинаковые по стоимости лоты - недобросовестные поставщики могут легко поделить их между собой.
Планирование процесса проведения
торгов
При планировании процедуры торгов отвечающие за них должностные лица должны учитывать различные факторы, способствующих сговору. Эффективность процесса закупок будет зависеть как от избранной модели подачи заявок, так и от того, как торги были спланированы и проведены. Напомним, что одним из базовых принципов эффективного размещения государственных и муниципальных заказов является требование прозрачности и информационной открытости, выполнение которого помогает в борьбе с коррупцией. Это неотъемлемая черта правильной процедуры закупок. Но тем не менее и этот принцип должен соблюдаться сбалансировано, чтобы не содействовать коррупции путем распространения информации, выходящей за рамки того, что предусмотрено законом. К сожалению, не существует единого, защищенного от возможности сговора подхода к планированию конкурсов и аукционов при размещении заказов. Торги необходимо планировать с учетом конкретной ситуации, по возможности учитывая следующее:
• приглашая в преддверии проведения торгов заинтересованных потенциальных поставщиков к диалогу по вопро-
сам технических и административных требований к закупаемой продукции, следует постараться не собирать их вместе;
• максимально ограничить обмен информацией между участниками в процессе торгов9. В частности, открытый конкурс, являясь публичной процедурой, дает участникам возможность обмениваться информацией и подавать друг другу сигналы. Право подачи конкурсной заявки участниками непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов10 дает фирмам возможность в последний момент обменяться информацией и заключить соглашение друг с другом. Этого можно избежать, например, организовав подачу заявок через Интернет в форме электронного документа;
• тщательно продумать, какую информацию можно раскрывать участникам размещения заказа в момент публичного вскрытия конвертов. Целесообразно ограничиться перечнем сведений, регламентированных законодательством;
• при публикации промежуточных протоколов и результатов торгов тщательно продумать, какую информацию публиковать, и по возможности не раскрывать сведения, которые могут помочь в создании схем манипулирования с заявками или дать возможность недобросовестного оспаривания. Целесообразно ограничиться перечнем сведений, регламентированных законодательством;
• если закупка проводится на рынке, где велика вероятность сговора поставщиков, то в случае если законодательство позволяет, рекомендуется проводить конкурс. Эта процедура предусматривает подачу предложений в закрытых конвертах и не дает
участникам возможности изменения условий в ходе проведения процеду-
ры11;
• проявлять особую осторожность при использовании услуг внешних экспертов, так как они могут оказаться изначально зависимыми или установить отношения с кем-то из участников размещения заказа в процессе проведения торгов. Целесообразно использовать опыт и знания внешних экспертов на этапе подготовки требований технического задания, при этом процедуру размещения заказа лучше проводить собственными силами;
• если в ходе процесса закупок заказчик обращается за содействием к внешним экспертам, необходимо убедиться в том, что в заключенном с экспертами контракте на оказание консультационных услуг есть пункт о неразглашении ими сведений, полученных в ходе выполняемой работы, и предусмотрены санкции за нарушение требований конфиденциальности;
• не следует раскрывать и ограничивать без необходимости количество потенциальных участников размещения заказа до этапа начала проведения торгов;
• в случае если в проекте государственного контракта допускается привлечение субподрядчиков, целесообразно чтобы в заявках участников с самого начала было указано, намерены ли они использовать субподрядчиков и кого именно. Это важно, так как для организаторов манипуляций с заявками субконтрактация может стать одним из способов раздела прибыли;
• поскольку возможность субподряда может быть средством раздела прибыли между участниками манипуляций с заявками, стоит проявить особую
9 В частности, если участникам размещения заказа требуется посещение объекта, старайтесь не приглашать их одновременно.
10 Регламентируется частью 2 статьи 26 Закона № 94-ФЗ.
11 Проведение конкурса не исключает возможность сговора недобросовестных поставщиков до начала процедуры, но очень затрудняет возможность сговора участников размещения заказа в ходе самой процедуры.
бдительность в отношении заявок, подаваемых фирмами, которые антимонопольные органы уже признавали виновными или подвергали штрафам за сговор. Это важный параметр даже в тех случаях, если сговор имел место на других рынках;
• небесполезным может оказаться включение в документацию о торгах предупреждения относительно существующих антимонопольных санкций за сговор и манипуляции с заявками.
Формирование перечня критериев оценки и выбора победителя
В российском законодательстве многокритериальная оценка заявок возможна только при проведении процедуры конкурса. Поэтому при проведении конкурсов необходимо учитывать, что выбор используемых критериев12, их описание и установление их значимости оказывают существенное влияние на уровень конкуренции при размещении заказа и в конечном итоге - на эффективность проводимых торгов в целом. При формировании перечня критериев необходимо учитывать не только конкретные проходящие торги, но и перспективы рынка закупаемой продукции после их проведения. Желательно сохранить пул заслуживающих доверия потенциальных поставщиков, которые проявят интерес к участию в торгах по последующим контрактам. Еще одной важной задачей является формирование таких критериев оценки конкурсных заявок, которые привлекли бы максимальное число добросовестных поставщиков, включая малые и средние предприятия. Для реше-
ния этой задачи советуем воспользоваться следующими рекомендациями:
• при подготовке к крупным конкурсам, на этапе формирования критериев оценки заявок, следует учитывать, как результаты торгов скажутся на конкуренции на рынке закупаемой продукции в будущем;
• необходимо максимально подробно описывать неценовые критерии оценки заявок13 и четко устанавливать их весовые значения, чтобы избежать обжалований после определения победителя. При надлежащем применении такие критерии могут стимулировать предложения инновационных решений и привести к снижению затрат временных и иных ресурсов, в то же время поддерживая конкурентное ценообразование. То, насколько подробно и однозначно будут прописаны критерии оценки заявок, может повлиять на возможности недобросовестных поставщиков скоординировать свои действия;
• желательно избегать любых преференциальных мер для определенного класса или типа поставщиков14;
• не стоит создавать предпочтительные условия для сегодняшних лидеров рынка. Инструменты, обеспечивающие максимальную анонимность на протяжении всего процесса закупок, могут нейтрализовать преимущества таких лидеров;
• при оценке заявок не стоит придавать чрезмерное значение опыту поставщика в одной единственной конкрет-
12 Исчерпывающий перечень критериев регламентирован статьей 28 Закона № 94-ФЗ.
13 В соответствии счастью 4 статьи 28 Закона № 94-ФЗ к таким критериям относятся:
«1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
2) расходы на эксплуатацию товара;
3) расходы на техническое обслуживание товара;
4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг».
14 Исключением могут быть только регламентированные Законом № 94-ФЗ преимущества для субъектов малого предпринимательства, организаций инвалидов, а также учреждений и предприятий уголовноисполнительной системы.
ной области. Более рациональным подходом является рассмотрение всего относящегося к делу опыта;
• в случае выигрыша идентичных заявок от разных поставщиков при проведении конкурса с несколькими лотами необходимо выяснить, по каким причинам заявки победителей оказались идентичными. Также целесообразно проинформировать об этой ситуации антимонопольный орган;
• по возможности надо постараться выяснить, обоснованы ли цены, предлагаемые в заявках. При этом не рекомендуется привлекать к таким обсуждениям представителей участников размещения заказа;
• условия заявок участников, не опубликованные в протоколе вскрытия конвертов15, должны сохраняться в тайне. Все сотрудники, задействованные в процессе размещения заказа (например те, кто занимаются подготовкой документации, оценками и т. д.), должны четко понимать важность соблюдения требований конфиденциальности известной им информации;
• необходимо помнить о своем праве начать судебное обжалование или обжалование в антимонопольном органе вашей обязанности заключать контракт с победителем торгов, если есть подозрения, что исход торгов не был определен в конкурентной борьбе.
Специальная подготовка сотрудников
Обращайте внимание ваших сотрудников на риск возникновения ситуаций манипуляций с заявками. Задействованные в процессе размещения заказов специалисты должны понимать важность поддержания конкурентной среды на рынке и быть обучены противодействовать сговору поставщиков. Наиболее эффективным и действенным инструментом в системе мер по предотвращению манипуляций с заявками может стать сбор информации о том, как
фирмы-участницы действовали на торгах в предыдущие периоды. Это реализуется путем постоянного мониторинга поведения участников торгов и проведения анализа поданных ими ранее заявок. Именно анализ всей совокупности такой информации помогает заказчикам (и антимонопольным органам) с достаточно высокой точностью прогнозировать риск возникновения сговора и выявлять схемы манипуляций с заявками недобросовестных участников. Следует отметить, что довольно часто по результатам одних торгов манипуляции с заявками можно и не заметить. Зачастую схемы сговора выявляются лишь при анализе результатов ряда торгов, проводившихся в течение достаточно длительного времени. В связи с этим можно дать следующие рекомендации:
• проводите для ваших сотрудников регулярные тренинги по определению схем манипуляций с заявками и выявлению признаков сговора поставщиков;
• тщательно храните информацию о ранее проведенных торгах (например, сохраняйте информацию о приобретенном товаре, заявках всех участников, данные о победителе и т. д.). Желательно сводить такую информацию в единый файл в форме, удобной для анализа и сопоставления;
• периодически просматривайте историю торгов по конкретным товарам или услугам, чтобы попытаться выявить подозрительные схемы, особенно в отраслях, в которых появление сговора наиболее вероятно16;
• возьмите за правило периодически проводить обзор отдельных торгов;
• проводите проверочные сопоставления списков компаний, проявивших свой интерес к торгам, и компаний, подавших заявки. Это позволит выявить применение недобросовестными участниками размещения заказа схем отзыва заявок и использования субподрядов;
15 Содержание протокола вскрытия конвертов с заявками регламентируется частью 5 статьи 26 Закона № 94-ФЗ.
16 См. раздел «Отраслевая и товарная специфика, способствующая поддержанию сговора».
• беседуйте с поставщиками, которые раньше участвовали в ваших торгах, но больше заявок не подают. Также целесообразно проводить беседы с участниками размещения заказа, проигравшими в торгах;
• создайте для поставщиков прозрачный механизм обжалования, чтобы они могли выражать свои претензии по вопросам нарушений конкуренции. Например, четко определите лицо которому следует подавать жалобы (укажите контактную информацию) и обеспечьте надлежащий уровень конфиденциальности;
• создайте механизм эффективного взаимодействия с антимонопольным органом (четко регламентируйте механизм обмена информацией, перечень передаваемых сведений и документов, контактное лицо от вашей организации, возможные совместные действия по разоблачению схем сговора поставщиков и т. д.).
Итоговые положения
Если возникает подозрение, что имеет место манипуляция с заявками, необходимо предпринять ряд практических шагов, чтобы выявить или пресечь эти действия. В частности, в таких ситуациях можно рекомендовать следующее:
• не обсуждайте беспокоящие вас вопросы с участниками, которых вы подозреваете;
• сохраняйте детальное описание всех подозрительных действий и заявлений, включая даты, участников, остальных присутствовавших, того, что именно произошло или что было сказано. Записи следует делать во время события или сразу после него, когда оно еще свежо в памяти должностного лица, чтобы такое лицо смогло дать максимально точное описание происходящего или происходившего;
• вы должны хорошо знать положения Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации в части борьбы со сговором на торгах. Необходимо идентифицировать недобросовестные действия исходя из положений этих нормативных актов;
• сохраняйте все документы, включая заявки участников, всю переписку, конверты, аудиозаписи и т. д.;
• свяжитесь с территориальным управлением Федеральной антимонопольной службы или аналогичной структурой субъекта Российской Федерации.
Особо отметим, что следует проявлять чрезвычайную осторожность в отношении признаков манипуляций с заявками. Учет перечисленных в статье признаков, указывающих на возможные манипуляции с заявками, позволит выявить многочисленные подозрительные схемы подачи заявок и ценообразования, равно как и подозрительные заявления и действия. Тем не менее такие признаки нельзя рассматривать как однозначное доказательство того, что фирмы манипулируют заявками. Например, какая-то фирма могла не подать заявку на торги, поскольку ее сотрудники были в отпусках или слишком заняты подготовкой к участию в торгах, проводимых другими государственными ведомствами. Высокие цены заявок просто могут отражать различные оценки затрат, связанных с выполнением контракта. И все же в случае выявления подозрительных схем подачи заявок или установления цен, а также если ваши сотрудники слышат странные заявления или наблюдают необычное поведение участников размещения заказа, не стоит это игнорировать. Такие сигналы указывают на то, что требуется выяснение ситуации на предмет сговора поставщиков.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИСТОЧНИКИ
1. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд : Федеральный закон от 21 июля 2005
года № 94-ФЗ : в редакции от 3 ноября 2010 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30 (ч. 1), ст. 3105.
2. О защите конкуренции : Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ : в редакции от 29 ноября 2010 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ : в редакции от 7 февраля 2011 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ : в редакции от 29 декабря 2010 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954.
5. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы / пер. с англ. О. А. Алякринского. М. : Логос, 2003.
6. Руководство по борьбе со сговором на торгах при осуществлении государственных закупок // OECD, февраль 2009 года. URL: www.oecd.org/competition/bidrigging
7. Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления / под ред. Э. Кампоса и С. Прадхана ; пер. с англ. М. : Альпина Паблишерз, 2010.
8. Конституция Российской Федерации : принята 12 декабря 1993 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации».
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Предлагаем вашему вниманию книгу Модесто Сеара Васкеса, Игоря Либина, Татьяны Олейник, Хорхе Перес Пераса, Евгения Трейгера «НОВАЯ МОДЕЛЬ УНИВЕРСИТЕТА. Университеты развития. Мексиканский опыт для России».
Москва, МАОК, 2012
Замечательный мексиканский ученый и педагог, юрист и политический деятель, профессор Модесто Сеара Васкес воплотил свои идеи в реальную, действующую Систему государственных университетов SUNEO (штат Оахака, Мексика). На примере создания новой действующей модели университета в книге анализируется ее применимость для развития образования в России.
В предисловии к изданию создатель и ректор университетов SUNEO Модесто Сеара Васкес пишет: «В этой книге приводится концепция того, что должен представлять собой университет XXI века с нашей точки зрения... Естественно, не все согласятся с нашими утверждениями... Если это произойдет, я, конечно, буду разочарован. Однако в свою защиту хочу привести три довода:
• во-первых, мои идеи имеют четкое обоснование, поскольку они являются результатом многолетнего опыта в университетской среде различного масштаба;
• во-вторых, я надеюсь наглядно доказать, что эти идеи работают, а далеко не все университетские теоретики имеют возможность сочетать теорию и практику;
• в-третьих, я выражаю свои идеи с той же свободой, с которой я их применял в последние десятилетия.
Я очень надеюсь, что и другие административные территории и даже страны... смогут извлечь пользу из нашего мексиканского опыта, так как эта модель является, как мне кажется, довольно универсальной, если не для всех, то для многих».
Книга предназначена для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов высшей школы, а также для всех, кто интересуется проблемами образования в России.
По вопросам приобретения книги обращаться в НОУ ВПО «Международная академия оценки и консалтинга» по тел./факс: (495)974-1945, 974-1950, e-mail: [email protected]
одель J ниверситета
VWeepO»1»T*4 рхзолгни Мечгичюм* ОВТ* »*0ССИ*