Научная статья на тему 'Предотвращение распространения баллистических ракет: международно-правовые вопросы'

Предотвращение распространения баллистических ракет: международно-правовые вопросы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
217
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОСМОС / РЕЖИМ КОНТРОЛЯ РАКЕТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ГААГСКИЙ КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ / БАЛЛИСТИЧЕСКИЕ РАКЕТЫ / РАКЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERNATIONAL LAW / INTERNATIONAL SECURITY / SPACE / MISSILE TECHNOLOGY CONTROL REGIME / INTERNATIONAL CODE OF CONDUCT AGAINST BALLISTIC MISSILE PROLIFERATION / BALLISTIC MISSILES / MISSILE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Солнцев Александр Михайлович, Есенбаева Гулжан Серик Кызы

Статья подготовлена при поддержке грантового финансирования «Вклад Республики Казахстан в совершенствование национального и международно-правового режима контроля за ракетными технологиями и использование космических технологий в мирных целях» (AP05135405).В статье анализируется Гаагский кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет 2002 г., который объединяет сегодня 139 государств мира. Авторы детально рассматривают генезис разработки Кодекса, указывают основные вехи становления этого международного режима, подчеркивают роль России и Казахстана в развитии режима. Авторам отмечается, что хотя Кодекс вначале развивался как самостоятельный международный документ, но впоследствии он стал активно поддерживаться со стороны Организации Объединенных Наций (ООН), в том числе в форме принятия резолюций Генеральной Ассамблеей ООН. В статье делается прогноз о дальнейшем развитии Гаагского Кодекса, которое должно быть направлено на расширение членского состава и универсализацию режима (прежде всего, за счет присоединения к нему ракетно-значимых стран, таких как Израиль, Китай, КНДР, Бразилия, Пакистан), укрепление доверия между государствами путем обмена предварительными уведомлениями о пусках баллистических ракет и представления ежегодных деклараций о национальных ракетных программах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preventing the proliferation of ballistic missiles: international legal issues

The article analyses the International Code of Conduct against Ballistic Missile Proliferation 2002, which unites 139 states of the world today. The authors examine in detail the genesis of the development of the Code, indicate the main milestones in the formation of this international regime, and note the role of Russia and Kazakhstan in the development of the regime. It is noted that although the Code initially developed as an independent international document, it was subsequently actively supported by the United Nations (UN), including through the adoption of resolutions by the UN General Assembly. The article makes a forecast on the further development of the Hague Code, which should be aimed at expanding the membership and universalisation of the regime (primarily through the accession of rocket-significant countries such as Israel, China, Democratic People's Republic of Korea, Brazil, Pakistan), the strengthening of trust between States through the exchange of advance notifications of ballistic missile launches and the submission of annual declarations on national missile programmes.

Текст научной работы на тему «Предотвращение распространения баллистических ракет: международно-правовые вопросы»

УДК 341.229

Солнцев Александр Михайлович

кандидат юридических наук, доцент Российский университет дружбы народов, г. Москва

a.solntcew@gmail.com

Есенбаева Гулжан Серик кызы

Российский университет дружбы народов, г. Москва Магистрант РУДН (Москва, Российская Федерация), Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана, Казахстан

gul.serikkyzy@mail.ru

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ

Статья подготовлена при поддержке грантового финансирования «Вклад Республики Казахстан

в совершенствование национального и международно-правового режима контроля за ракетными технологиями и использование космических технологий в мирных целях» (AP05135405).

В статье анализируется Гаагский кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет 2002 г., который объединяет сегодня 139 государств мира. Авторы детально рассматривают генезис разработки Кодекса, указывают основные вехи становления этого международного режима, подчеркивают роль России и Казахстана в развитии режима. Авторам отмечается, что хотя Кодекс вначале развивался как самостоятельный международный документ, но впоследствии он стал активно поддерживаться со стороны Организации Объединенных Наций (ООН), в том числе в форме принятия резолюций Генеральной Ассамблеей ООН. В статье делается прогноз о дальнейшем развитии Гаагского Кодекса, которое должно быть направлено на расширение членского состава и универсализацию режима (прежде всего, за счет присоединения к нему ракетно-значимых стран, таких как Израиль, Китай, КНДР, Бразилия, Пакистан), укрепление доверия между государствами путем обмена предварительными уведомлениями о пусках баллистических ракет и представления ежегодных деклараций о националь-ныхракетных программах.

Ключевые слова: международное право, международная безопасность, космос, режим контроля ракетных технологий, Гаагский кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет, баллистические

ракеты, ракетные технологии.

Гаагский кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет (далее Гаагский кодекс поведения, Кодекс), ранее известный как «Международный кодекс поведения», был принят на международной конференции, состоявшейся 25-26 ноября 2002 года в Гааге [3]. Гаагский кодекс поведения объединяет сегодня 139 государств мира на основе свода добровольных правил с целью предотвращения и сдерживания распространения систем баллистических ракет [1, с. 101]. Кодекс является единственным многосторонним международным документом в области разоружения, который был принят в последние годы, единственным нормативным инструментом для сдерживания распространения баллистических ракет. Кодекс не требует уничтожения каких-либо ракет, а является соглашением между государствами о том, как они должны «вести» свою торговлю баллистическими ракетами [10, с. 623].

Гаагский кодекс поведения, в первую очередь, нацелен на предотвращение роста количества и сокращение распространения баллистических ракет, способных обеспечивать доставку оружия массового уничтожения и подобные технологии. Кодекс предназначен для дополнения режима контроля ракетных технологий (далее РКРТ), но его членство не ограничено [5, с. 240]. Он предназначен для дополнения, а не вытеснения режима контроля ракетных технологий, и осуществляется совместно

всеми странами-участниками [8, с. 76]. Несмотря на отсутствие в нем юридически обязывающей составляющей, на сегодняшний день этот Кодекс является универсальным инструментом по данной тематике. Как многосторонний инструмент политического характера, он предлагает целый комплекс мер укрепления доверия и транспарентности.

Подписавшие Кодекс государства обязуются не способствовать распространению баллистических ракет и проявлять максимально возможную сдержанность при разработке, испытании и развертывании баллистических ракет, способных обеспечивать доставку оружия массового уничтожения. Также одной из мер является присоединение государств к Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию кос -мического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 год), Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972 год), и Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1975 год).

Главная цель Кодекса состоит в повышении уровня прозрачности отношений между подписавшими его государствами и укреплении атмосферы доверия благодаря ежегодной публикации деклараций с изложением основных направлений их политики в отношении баллистических ракет, а также благодаря уведомлениям о планируемых пусках и испытаниях баллистических ракет и кос -

© Солнцев А.М., Есенбаева Г.С., 2018

Вестник КГУ ^ № 3. 2018

261

мических ракет-носителей. Как таковой, Кодекс не запрещает ни одну из категорий оружия. И что еще важнее, он вполне совместим с разработкой амбициозных программ, направленных на мирное освоение космоса.

Таким образом, Гаагский Кодекс поведения ни в коем случае не запрещает владеть баллистическими ракетами и не лишает государства возможности извлекать пользу из освоения космоса в мирных целях. Не призывает Кодекс и к уничтожению ракет. Главная цель Кодекса заключается в укреплении доверия и транспарентности [9, с. 53-54].

Преимуществом Кодекса является то, что воплощение в жизнь его положений отличается просто -той, не требует затрат и не влечет за собой никаких принуждений. В Кодексе не содержится никаких юридических обязательств, все действия его участников добровольны и основаны на доброй воле.

Ежегодно государства-участники проводят регулярные встречи, которые начались в 2003 году. Очередное семнадцатое заседание прошло 2829 мая 2018 г. в Швеции, а в следующем 2019 г. Такая совместная встреча будет в Вене (Австрия). На первой конференции Австрия была назначена административным центральным контактным центром (Исполнительный секретариат), который является местом обмена информацией между государствами [2].

Россия является одним из соучредителей Кодекса. При его разработке были использованы элементы российской инициативы о создании Глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий, выдвинутой на встрече лидеров стран «Группы восьми» в 1999 г.

Россия рассматривает Гаагский кодекс поведения как первый шаг на пути к выработке юридически обязывающей договоренности о глобальном режиме ракетного нераспространения и считает, что государства, не присоединившиеся к Кодексу на начальном этапе, должны иметь возможность участвовать в его дальнейшей доработке. Еще в 2004 г. Россия предложила внести поправки, нацеленные на создание условий для присоединения к Гаагскому кодексу поведения государств, которые в нем не участвуют [3].

Россия ежегодно предоставляет через Центральный контактный пункт в Австрии информацию в отношении программ создания баллистических ракет, в том числе - основных направлениях своей политики в области космических ракет-носителей, а также заблаговременных уведомлений о предстоящих запусках баллистических и космических ракет.

Необходимо обозначить предысторию разработки Гаагского кодекса поведения. Так, в октябре 2000 года на пленарном заседании в Хельсинки государства-участники Режима контроля за ракетными технологиями выпустили проект Между-

народного кодекса поведения, согласно которому государства-участники обязывались проявлять максимально возможную сдержанность в разработке, испытаниях и развертывании баллистических ракет, способных доставлять оружие массового уничтожения. В проекте кодекса содержались принципы, обязательства, стимулы и меры укрепления доверия, в том числе объявление о планируемых запусках ракет, а также меры прозрачности, касающиеся политики и запасов ракет. Государства-участники проекта Кодекса согласились готовить и присылать депозитарию ежегодную декларацию в отношении программ баллистических ракет, в том числе схему их баллистических ракет и космических средств. Проект Кодекса предлагал всем странам, не входящим в РКРТ, возможность участвовать в более широких общих усилиях по согласованию международно-обязательного Кодекса. Согласно Кодексу, совместные меры должны проводиться в каждом конкретном случае между странами, запрашивающими сотрудничество, и теми странами-участниками, которые желают и могут его предоставить.

На совещании в феврале 2002 года в Париже более 80 государств согласовали несколько пересмотренный проект Международного кодекса поведения, надеясь завершить его к концу 2002 года. К числу вопросов, которые рассматривались, относятся призывы к делегитимизации ракет и содействие ракетному разоружению, вопрос о том, как сохранить мирное использование технологии баллистических ракет в космосе (космические ракеты-носители) без содействия распространению баллистических ракет, а также вопрос о крылатых ракетах большой дальности.

17-19 июня 2002 года делегации из почти 100 стран собрались в Мадриде для продолжения переговоров по разработке Международного кодекса поведения по предотвращению распространения баллистических ракет. На Мадридской конференции страны представили дополнительные замечания и предложения по пересмотренному тексту. Число стран, присутствовавших на совещании, превысило число участников встречи в Париже, и включало государства с хорошо развитыми ракетными программами, такие как Китай, Индия, Израиль и Пакистан. Однако Иран, который активно участвовал в парижском совещании, решил не присутствовать в последнюю минуту [4].

Второе ежегодное совещание состоялось 1-3 октября 2003 года в Нью-Йорке и проходило под председательством Чили. Члены согласились продолжить работу по универсализации Кодекса, а также по вопросам реализации его положений. Также обсуждались ежегодные заявления о политике в области космических и баллистических ракет. Третья регулярная конференция состоялась в Вене в ноябре 2004 года. На этом заседании было

262

Вестник КГУ ^ № 3. 2018

решено, что Международный кодекс поведения будет называться Гаагским кодексом поведения.

В 2005 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (далее ООН) на своей 60-й сессии приняла резолюцию 60/62, в которой Гаагский кодекс поведения был представлен как «практический шаг против распространения оружия массового уничтожения и их доставки», и предложила неприсоединившимся государствам присоединиться к Кодексу [11]. 10 сентября этого же года в Маниле прошел информационно-пропагандистский семинар, направленный на повышение осведомленности о Кодексе и поощрение большего числа азиатских государств к подписанию Кодекса.

Седьмое очередное совещание проходило в Вене с 29 по 30 мая 2008 г. под венгерским председательством. 28 октября первый комитет ООН проголосовал по проекту резолюции 63/64, в котором отмечалось, что 130 государств присоединились к Кодексу, и снова было предложено присоединиться к Кодексу государствам, которые еще не сделали этого. Необходимо отметить, что при голосовании за резолюцию только Исламская Республика Иран голосовала против принятия резолюции. Иран выразил протест в связи с тем, что Гаагский кодекс был обсужден за пределами Организации Объединенных Наций и не привлекал к участию все заинтересованные страны в этом процессе.

8 декабря 2010 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 65/73 «Гаагский кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет» [12]. И снова в данной резолюции содержался призыв ко всем государствам, которые еще не присоединились к Гаагскому кодексу поведения, сделать это. В Резолюции также было принято решение включить в предварительную повестку дня шестьдесят седьмой сессии Ге -неральной Ассамблеи ООН пункт, озаглавленный «Гаагский кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет».

В 2012 году на 11-ом пленарном заседании в Вене государства-участники отметили важность того, что Гаагский Кодекс поведения является уникальным многосторонним механизмом укрепления доверия и транспарентности, и согласились содействовать принятию резолюции о Кодексе на 67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Япония была избрана председателем на 2013-2014 годы, и Азербайджан объявил о своей кандидатуре на 2014-2015 годы. Республику Конго и Сингапур приветствовали в качестве новых членов Гаагского Кодекса поведения.

4 января 2013 года Генеральная Ассамблея приняла Резолюцию 67/42 «Гаагский кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет», в которой признавался вклад Кодекса в нераспространение баллистических ракет, и по-

становила включить в предварительную повестку дня своей шестьдесят девятой сессии пункт, озаглавленный «Всеобщее и полное разоружение» с подпунктом «Гаагский кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет».

30-31 мая 2013 года состоялось 12-е очередное заседание Гаагского кодекса поведения. Были поставлены цели на последующие годы, направленные на полное и всестороннее осуществление Кодекса во всех его аспектах и усиление информационно-пропагандистской деятельности. Государства, подписавшие соглашение, вновь подтвердили свою приверженность международному миру и безопасности.

По состоянию на июль 2018 года к Кодексу присоединилось 139 стран. Необходимо отметить, что количество государств-членов Гаагского ко -декса поведения с каждым годом увеличивается. Так, в 2002 году участниками были 93 государства, в 2003 году - 109, а в 2005 году - 119 государств [14]. Кодекс открыт для всех государств, которые могут подписать его, направив дипломатическую ноту в министерство европейских и иностранных дел Австрии, являющееся Центральным контактным пунктом Кодекса.

Республика Казахстан присоединилась к Гаагскому кодексу поведения в 2005 году. В 20162017 гг. Казахстан являлся председателем Гаагского кодекса поведения. Председательство Казахстана в Гаагском кодексе поведения стало очередным признанием вклада Республики Казахстан в укрепление международной безопасности и нераспространение оружия массового уничтожения, что в свою очередь соответствует стратегическим подходам Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и его инициативам по укреплению международной безопасности. Казахстан стал 14-м Председателем Гаагского Кодекса поведения и первой страной евразийского пространства, которая возглавила этот международный режим. За эти годы Республика Казахстан проделала значительную работу по привлечению внимания международного сообщества к Кодексу с целью расширения членского состава и универсализации режима [7].

На сегодняшний момент остается актуальным вопрос присоединения к Кодексу стран, обладающих баллистическим и ракетным потенциалом, особенно таких стран, как Китай, Иран, Пакистан, Индонезия, Бразилия, Мексика и Израиль. Только в 2016 году эти страны провели огромное количество ракетных испытаний, связанных либо с разработкой новых ракет, либо с усовершенствованием уже существующих [10, с. 621]. Необходимо отметить также, что важным итогом Председательства Казахстана явилось решение такого ракетно-зна-чимого государства, как Индия, присоединиться к Гаагскому кодексу поведения в 2016 году. Ранее

Вестник КГУ ^ № 3. 2018

263

Индия в течение длительного времени воздерживалась от этого шага [6].

В декабре 2016 года на 71-й сессии Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, которую поддержали 166 государств-членов (в том числе 34 государства, не являющиеся участниками Кодекса), что является рекордным числом для такой резолюции. 77 государств-членов выступили в качестве соавторов. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН содержится призыв ко всем государствам, не присоединившимся к Гаагскому кодексу поведения, сделать это. Резолюция также призывает изучить дальнейшие пути эффективного решения проблемы распространения баллистических ракет, способных доставлять оружие массового уничтожения, и продолжать расширять взаимоотношения между Гаагским кодексом поведения и ООН [13].

Среди проблем, не позволяющих Кодексу стать эффективным механизмом в сфере предотвращения ракетного распространения - слабая внутренняя дисциплина, неполный характер представления предварительных уведомлений о ракетных пусках, низкая информативность деклараций о ракетно-космической деятельности, неучастие в Кодексе таких ракетно-значимых стран, как Бразилия, Израиль, Иран, Китай и Пакистан.

Таким образом, Кодекс не представляет собой эффективный и поддающийся проверке режим против баллистических ракет. Скорее, это политически обязательный документ, побуждающий государства к принятию ограниченных мер, таких как ежегодная отчетность о своих программах по баллистическим ракетам и предупреждение всех других подписавших сторон перед проведением испытаний баллистических ракет. Попытки взять на себя обязательства по подписанию правовых обязательств не предпринимаются, при этом основное внимание следует уделять широким принципам, а не подробным планам действий. Не существует системы контроля для обеспечения соблюдения Кодекса или санкций за его нарушение [9, с. 54].

Дальнейшее развитие Гаагского Кодекса должно быть направлено на расширение членского состава и универсализацию режима, укрепление доверия между государствами путем обмена предварительными уведомлениями о пусках баллистических ракет и представлении ежегодных деклараций о национальных ракетных программах. Следует всячески поддерживать универсализацию Гаагского Кодекса поведения за счет присоединения к нему ракетно-значимых стран, таких как Израиль, Китай, КНДР, Бразилия, Пакистан и другие.

Библиографический список

1. Барановский В.Г., Топычканов П.В. Россия и дилеммы ядерного разоружения. - М.: Институт мировой экономики и международных отношений РАН, 2012. - 290 с.

2. Гаагский кодекс поведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.hcoc.at (дата обращения 20.08.2018).

3. Гаагский кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.mid.ru/eksportnyj-kontrol/-/asset_publisher/ UhKoSvqyDFGv/content/id/1125444 (дата обращения: 20.08.2018).

4. Гаагский кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.nti.org/learn/treaties-and-regimes/hague-code-conduct-against-ballistic-missile-proliferation-hcoc/ (дата обращения: 20.08.2018).

5. Жуков Г.П., Абашидзе А.Х. Международное космическое право: учебник для бакалавриата и магистратуры. - М.: Юрайт, 2018. - 240 с.

6. Индия присоединилась к Гаагскому кодексу поведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mea.gov.in/press-releases.htm7dtl/26863/ India_Joins_Hague_Code_of_Conduct (датао браще-ния: 20.08.2018).

7. Казахстан поддерживает Гаагский кодекс поведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mfa.kz/ru/content-view/kazakhstan-podderzhivaet-gaagskij-kodeks-povedeniya (дата обращения: 20.08.2018).

8. Корсаков Г.Б. Региональные ракетно-ядерные угрозы: к вопросу об актуальных механизмах сдерживания // Пути к миру и безопасности. - 2014. -№ 2 (47). - С. 65-80.

9. Мизин И.Г. Россия и РКРТ: эволюция подхода и будущее режима контроля. - М.: МГИМО -Университет, 2009. - 88 с.

10. Ознобищев С.К. Эволюция РКРТ и ПРО: региональный аспект // Ежегодник СИПРИ. - 2011. - С. 623.

11. Резолюция ГА ООН. Гаагский кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет. A/RES/60/62. 8 декабря 2005 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/ N05/491/34/PDF/N0549134.pdf?OpenElement (дата обращения: 20.08.2018).

12. Резолюция ГА ООН. Гаагский кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет. A/RES/65/73. 8 декабря 2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/ N10/516/94/PDF/N1051694.pdf?OpenElement (дата обращения: 20.08.2018).

13. Резолюция ГА ООН. Гаагский кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет. A/RES/71/33. 5 декабря 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/ N16/418/42/PDF/N1641842.pdf?OpenElement (дата обращения: 20.08.2018).

264

Вестник КГУ Jb. № 3. 2018

14. Список стран, являющиеся государствами-участниками Гаагского кодекса поведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. hcoc.at/?tab=subscribing_states&page=subscribing_ states (дата обращения: 20.0S.201S).

References

1. Baranovskij V.G., Topychkanov P.V Rossiya i dilemmy yadernogo razoruzheniya. - M.: Institut mirovoj ehkonomiki i mezhdunarodnyh otnoshenij RAN, 2012. - 290 c.

2. Gaagskij kodeks povedeniya [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: www.hcoc.at (data obrashcheniya 20.0S.201S).

3. Gaagskij kodeks povedeniya po predotvrashcheniyu rasprostraneniya ballisticheskih raket [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.mid.ru/eksportnyj-kontrol/-/asset_ publisher/UhKoSvqyDFGv/content/id/1125444 (data obrashcheniya: 20.0S.201S).

4. Gaagskij kodeks povedeniya po predotvrashcheniyu rasprostraneniya ballisticheskih raket [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// www.nti.org/learn/treaties-and-regimes/hague-code-conduct-against-ballistic-missile-proliferation-hcoc/ (data obrashcheniya: 20.0S.201S).

5. ZHukov G.P., Abashidze A.H. Mezhdunarodnoe kosmicheskoe pravo: uchebnik dlya bakalavriata i magistratury. - M.: YUrajt, 201S. - 240 s.

6. Indiya prisoedinilas' k Gaagskomu kodeksu povedeniya [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://mea.gov.in/press-releases.htm?dtl/26S63/India_ Joins_Hague_Code_of_Conduct (datao brashcheniya: 20.0S.201S).

7. Kazahstan podderzhivaet Gaagskij kodeks povedeniya [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.mfa.kz/ru/content-view/kazakhstan-

podderzhivaet-gaagskij -kodeks-povedeniya (data obrashcheniya: 20.08.2018).

8. Korsakov G.B. Regional'nye raketno-yadernye ugrozy: k voprosu ob aktual'nyh mekhanizmah sderzhivaniya // Puti k miru i bezopasnosti. - 2014. -№ 2 (47). - S. 65-80.

9. Mizin I.G. Rossiya i RKRT: ehvolyuciya podhoda i budushchee rezhima kontrolya. - M.: MGIMO - Universitet, 2009. - 88 s.

10. Oznobishchev S.K. EHvolyuciya RKRT i PRO: regional'nyj aspekt // Ezhegodnik SIPRI. - 2011. - S. 623.

11. Rezolyuciya GA OON. Gaagskij kodeks povedeniya po predotvrashcheniyu rasprostraneniya ballisticheskih raket. A/RES/60/62. 8 dekabrya 2005 g. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/ N05/491/34/PDF/N0549134.pdf?OpenElement (data obrashcheniya: 20.08.2018).

12. Rezolyuciya GA OON. Gaagskij kodeks povedeniya po predotvrashcheniyu rasprostraneniya ballisticheskih raket. A/RES/65/73. 8 dekabrya 2010 g. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/ N10/516/94/PDF/N1051694.pdf?OpenElement (data obrashcheniya: 20.08.2018).

13. Rezolyuciya GA OON. Gaagskij kodeks povedeniya po predotvrashcheniyu rasprostraneniya ballisticheskih raket. A/RES/71/33. 5 dekabrya 2016 g. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/ N16/418/42/PDF/N1641842.pdf?OpenElement (data obrashcheniya: 20.08.2018).

14. Spisok stran, yavlyayushchiesya gosudarstvami-uchastnikami Gaagskogo kodeksa povedeniya [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www. hcoc.at/?tab=subscribing_states&page=subscribing_ states (data obrashcheniya: 20.08.2018).

Вестник КГУ № 3. 2018

265

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.