Научная статья на тему 'Предотвращение профессионального выгорания сотрудников образовательных учреждений как фактор повышения производительности труда'

Предотвращение профессионального выгорания сотрудников образовательных учреждений как фактор повышения производительности труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Парадигма
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / PROFESSIONAL BURNOUT / EDUCATION / UNIVERSITY / LABOR PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аседач О.Ю.

Профессиональное выгорание совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы, включающие в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. В статье описывается влияние профессионального выгорания сотрудников образовательных учреждений на производительность труда. Проведено исследование в Юридическом институте правосудия и адвокатуры на факт обнаружения у сотрудников эмоционального выгорания. Описаны причины выгорания у сотрудников образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of professional burnout of employees of educational institutions as a factor of increasing productivity

Professional burnout is a set of negative experiences associated with the work, the team and the entire organization. Professional burnout syndrome is one of the phenomena of personal deformation and is an adverse reaction to working stress, including psychological, psychophysiological and behavioral components. The article describes the impact of professional burnout of employees of educational institutions on productivity. A study at the Law Institute of justice and advocacy on the fact of detection of employees emotional burnout. The causes of burnout in employees of educational institutions are described.

Текст научной работы на тему «Предотвращение профессионального выгорания сотрудников образовательных учреждений как фактор повышения производительности труда»

www.paradigma.science

УДК 378

Аседач О.Ю.

Предотвращение профессионального выгорания сотрудников образовательных учреждений как фактор повышения производительности труда

Asedach O.

Prevention of professional burnout of employees of educational institutions as a factor of increasing productivity

Аннотация: Профессиональное выгорание — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы, включающие в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. В статье описывается влияние профессионального выгорания сотрудников образовательных учреждений на производительность труда. Проведено исследование в Юридическом институте правосудия и адвокатуры на факт обнаружения у сотрудников эмоционального выгорания. Описаны причины выгорания у сотрудников образовательных учреждений.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, образование, вуз, производительность труда

Abstract: Professional burnout is a set of negative experiences associated with the work, the team and the entire organization. Professional burnout syndrome is one of the phenomena of personal deformation and is an adverse reaction to working stress. including psychological, psychophysiological and behavioral components. The article describes the impact of professional burnout of employees of educational institutions on productivity. A study at the Law Institute of justice and advocacy on the fact of detection of employees emotional burnout. The causes of burnout in employees of educational institutions are described.

Keywords: professional burnout, education, University, labor productivity

Реализация национальных проектов в России началась с 2006 года в целях социально-экономического развития страны. В мае 2018 года Президент России В.В. Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», устанавливающий и утверждающий национальные проекты России. Новые национальные проекты разработаны по трём направлениям, это «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост» [1].

Наибольший интерес был вызван проектом «Образование», входящий в направление «Человеческий капитал». Данный проект нацелен на выравнивание условий получения образования для всех регионов страны, а также способствует внедрению новых механизмов управления. После

подписания Президентом «майского» указа, в сфере образования планируется реализация амбициозных целей - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение российского образования в десятку лучших мировых систем по качеству образовательных услуг и воспитание грамотного населения на основе культурных традиций. Перечисленные цели являются основой девяти федеральных проектов национального проекта «Развития образования», паспорт которого был утвержден Советом по стратегическому развитию и приоритетным проектам 3 сентября 2018 года. В структуру проекта вошли:«Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Цифровая образовательная среда», «Современные родители», «Учитель будушего»,«Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования»[1, 2].

Итак, поскольку сегодня образование является одним из ключевых объектов развития Российской Федерации, рассмотрим такое явление как профессиональное выгорание сотрудников образовательных учреждений, влияющее на повышение производительности труда. Выгорание является довольно серьезным психологическим явлением, которое пагубно влияет на человека. Наличие в трудовом коллективе синдрома профессионального выгорания оказывает непосредственное влияние на уровень производительности труда, что в последствие отражается на общем уровне эффективности организации.

Сегодня, в условиях жесткой конкуренции, организациям приходится бороться за наивысшее место на рынке предоставляемых услуг, одним из методов такой борьбы является повышение качества. Юридический институт правосудия и адвокатуры (ЮИПА), который был выбран в качестве объекта исследования, занимается предоставлением образовательных услуг, следовательно, для него методом конкурентоспособности является повышение качества сервиса. Сотрудники института вынуждены много контактировать с обучающимися вуза, являясь при этом вежливыми, приветливыми и находится в хорошем расположении духа. Перечисленные аспекты являются одним из факторов риска возникновения у них синдрома профессионального выгорания. Данный синдром наиболее часто возникает у сотрудников организаций типа «человек-человек», Юридический институт правосудия и адвокатуры, как раз таким является. Исходя из этого, была проведена оценка уровня выгорания у сотрудников данного учебного заведения. На сегодняшний день существует множество методик по выявлению уровня профессионального выгорания, для исследования образовательной организации Юридического института правосудия и адвокатуры была выбрана методика В.В. Бойко. Данный опросник является методикой, которая предназначена для диагностики наличия и уровня эмоционального выгорания у сотрудников

организаций. Выбранный опросник содержит 84 вопроса, с их помощью возможно вычисление по трём шкалам. Это такие уровни формирования истощения, как:

1. Фаза напряжения - является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания.

2. Фаза «резистенции» -сопротивление нарастающему стрессу начиная с момента появления напряжения. Человек стремится к психологическому комфорту и поэтому старается снизить давление внешних обстоятельств.

3. Фаза истощения - характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. «Выгорание» становится неотъемлемым атрибутом личности [4].

Исследование в Юридическом институте правосудия и адвокатуры проводилось на двух группах персонала, это профессорско-преподавательский состав (25 человек) и учебно-вспомогательный персонал (25 человек). После подсчета полученных данных были выявлены следующие результаты:

Фаза «Напряжение» - у 60% преподавателей данная фаза не сформировалась, 30% профессорско-преподавательского состава находятся на стадии формировании фазы, а у 20% педагогов фаза сформирована. Если же говорить про учебно-вспомогательный персонал, то у 40% данная фаза не сформирована, 30% сотрудников на стадии формирования, и у 30% фаза сформировалась.

Итак, сотрудники, у которых данная фаза сформирована, испытывают переживания, у них накапливаются отчаяние и негодование. В результате неспособности повлиять на происходящие ситуации, такие люди испытывают недовольство собой, профессий, конкретными обязанностями. В ЮИПА, как видно из результатов фаза сформирована у 20% преподавателей и 30% учебно-вспомогательного персонала. Не устранив наличие данной фазы, произойдет переход в следующую фазу, что ещё в большей степени окажет влияние на производительность труда.

Фаза «Резистенция» - у 60% опрошенных преподавателей фаза не сформирована, 10% имеет формирующуюся стадию, и у 30% фаза сформировалась. У 30% респондентов учебно-вспомогательной группы фаза не сформировалась, 30% на стадии формирования, а у 40% опрошенных фаза сформирована.

Для данных сотрудников характерно неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, появляются признаки начальной стадии депрессии, повышенная чувствительность к критике. Сотрудники начинают экономить на эмоциях, ограничивают эмоциональную отдачу. Симптомы эмоционального выгорания проявляются не только в профессиональной деятельности, но еще дома, в общении с друзьями и знакомыми. В исследуемом институте как видно, у 30% преподавателей и 40% сотрудников

деканата фаза сформирована, следует привнести изменения по отношению к данным сотрудникам, например, предложить психологическую помощь или дать небольшой отпуск для смены обстановки.

Фаза «Истощение» - у 60% преподавателей фаза не сформировалась, 20% находятся на стадии формировании и 20% опрошенных имеют сформированную фазу. 40%сотрудников учебно-вспомогательной группы имеют не сформировавшуюся фазу, у 30% фаза формируется, и у 30% опрошенных фаза сформирована.

Итак, у сотрудников ЮИПА 20% преподавателей и 40% учебно-вспомогательного персонала наблюдается фаза «Истощение», это говорит о том, что у таких работников наблюдается ощущение, что они эмоционально иссякли, они не могут помогать своим подопечным и сопереживать им. Человек постепенно начинает работать как бездушный автомат.

В сфере образования причинами профессионального выгорания могут послужить множество различных факторов, некоторые из них, это:

- потеря ценности работы. На определенном периоде жизни происходит этап детального анализа и переоценки профессиональной деятельности, который происходит именно во взрослом зрелом возрасте. Основными причинами переоценки профессиональной карьеры является осознание, того, что карьерный рост происходит не так динамично, как это было запланировано, кроме того, выполняемая работа оказывается недостаточно привлекательной.

- высокая насыщенность рабочего дня общением. Этот фактор связан с общением с большим количеством людей, негативными эмоциями, различным настроением студентов и руководства. Как сотрудники учебно-вспомогательных отделов высших учебных заведений, так и профессорско-преподавательский состав за день проводят через своё внутреннее состояние множество людей, и не всегда обучающиеся настроены положительно [6].

- слабая организационная культура. Взаимосвязь организационной культуры и выгорания указывает на наличие факта воздействия индивидуализма и избегания неопределённости на эмоциональное истощение и редукцию. В результате проявляются симптомы эмоциональной деформации. Это может быть снижение эмоционального фона или же эмоциональное перенасыщение. Что касается деперсонализации, которая является ещё одним симптомом выгорания, то она может проявляться двояко. Это может быть чрезмерная зависимость от отношения и взглядов окружающих, а может быть возникновение негативных установок по отношению к студентам и коллегам. Описанный факт обычно присущ представителям профессий, предусматривающих интенсивное общение с клиентами, учениками, пациентами. Возможно, особенности организационной культуры здесь играют второстепенную роль. Однако полностью их значение игнорировать не следует. Редукция

личностных достижений, являющаяся ещё одним компонентом структурного подхода, также формируется под влиянием организационной культуры. Особенно способствует выгоранию рыночный (капиталистический) тип корпоративной культуры, который повсеместно распространён в современном обществе.

- мотивация. Однозначно существует корреляция между выгоранием и рассогласованием в мотивационной сфере. Иначе говоря, невозможность реализации своих смыслообразующих жизненных установок в профессиональной деятельности способствует возникновению внутреннего конфликта. Для его разрешения включается защитный механизм, который ограничивает задействование эмоций в профессиональном общении.

- негативные отношения с коллегами. Хорошие отношения с коллегами могут предотвратить выгорание. Общение с негативно настроенными людьми, которые только и делают, что жалуются на жизнь, изрядно портит настроение.

- низкая заработная плата.Данный фактор создаёт чувство ненужности, недооценённости, не востребованности.

- высокая ответственность за результат общения. Каждый сотрудник в организации, от директора до уборщицы, отвечает за совершение каких-то действий и достижение соответствующего набора результатов. Умение различать одно от другого требует изменения традиционного образа мышления. Ответственность за результаты требует свободы в принятии решений. Преподаватель как никто другой несет ответственность за результат своих действий, поскольку от этого зависит дальнейшее профессиональное существование студентов.

Таким образом, профессиональное выгорание сегодня является актуальным для изучения, поскольку ему подвергается всё большее количество людей. Наличие данного явления негативно складывается на деятельности любой организации, руководство должно тщательно следить за признаками выгорания, так как работник подверженный выгоранию, значительно снижает производительность труда.

Библиографический список

1. О национальных целях и стратегических задачах развитияРоссийской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

2. Паспорт национального проекта «Образование». URL: http://www.econom22.ru/pnp/natsionalnye-proekty-programmy/Образование.pdf

3. Федорова Е.Н.Развитие национального проекта «Образование» // Синергия наук: межд. науч. журн. -2018.- № 30.

4. Кузьма Т. И. Профессиональное выгорание педагога вуза // Молодой ученый: межд. науч. журн. - 2017. - №20. URL https://moluch.ru/archive/100/22563/

5. Спиридонова С.В. Управление качеством образовательных услуг в системе высшего профессионального образования // Вестник Самарского Государственного Университета. - 2002.- № 2.

6. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика // Педагогические вести. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. - 2003. -№5.

7. Самохвал В.Г. Проблемы возникновения профессиональной деструкции и профессионального выгорания // Территория науки. -2016.- №4.

8. Иванова Л. А. Профессиональное выгорание педагога // Молодой ученый. -2016.- №1.

О.Ю. Аседач

Поволжский институт управления им. Столыпина П.А. - филиал РАНХиГС, г. Саратов, Российская Федерация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.