ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ МЕТОДОМ
САНАЦИИ
Накарякова Вера Ильинична, старший преподаватель Российский государственный профессионально-педагогический университет, г.Екатеринбург
В статье представлены направления деятельности предприятия: инновационное и маркетинговое, позволяющие ему провести санацию для предотвращения банкротства.
В Федеральном законе «О банкротстве (несостоятельности) предприятий» используется понятие «досудебная санация», суть которой заключается в единовременном выделении денежных средств внешним инвестором на оздоровление и предотвращение банкротства предприятия. По мнению многих специалистов антикризисного управления, данное определение имеет ограниченный характер, поскольку основной целью санации в нем является удовлетворение требований кредиторов, а не развитие предприятия. Кроме того, зависимость от одного инвестора значительно снижает управленческую маневренность предприятия, и найти крупного внешнего инвестора для неплатежеспособной фирмы очень проблематично. Упование предприятия только на помощь извне порождает у его руководителей и персонала иждивенческие настроения, снижает мотивацию к самостоятельному поиску путей выхода из кризиса, сужает диапазон возможных действий и направлений антикризисного управления.
Поэтому целесообразно использовать более широкое понятие санации, которая может проводиться на любом этапе развития предприятия, в том числе и при процедурах банкротства (финансовом оздоровлении и внешнем управлении). К санации должно быть привлечено как можно больше инвестиционных источников, как внешних, так и внутренних, для периодического пополнения средств и снижения общего инвестиционного риска.
Санацией называется комплекс реорганизационных мероприятий по восстановлению платежеспособности предприятия, его жизнестойкости, предупреждению банкротства. Санация нацелена на сохранение предприятия путем разработки и реализации комплексной программы его оздоровления и развития и включает систему ревизионных мер, направленных на выявление и устранение неэффективных структурных элементов и зон неблагополучия, на выявление и использование скрытых резервов и дополнительных стимулов для эффективной финансово-хозяйственной деятельности организации.
Основная цель процедуры санации - организационное обеспечение разработки и реализации программы антикризисных мероприятий. Процедура санации представляют собой ряд действий, осуществляемых менеджером по плановому выводу предприятия из кризиса (рисунок). Каждая процедура способствует решению некоторого комплекса задач. Подробная конкре-
тизация процедуры и ее длительность зависят от характера стоящих перед менеджером задач.
Рисунок.1. Общая схема основных процедур санации предприятия
Предприятие, отслеживающее свою экономическую безопасность, способно своевременно распознавать кризисные симптомы и последовательно разрешать возникающие проблемы. Критическая ситуация значительно ограничивает срок проведения санации. Поэтому перечисленные санацион-ные процедуры следует осуществлять с максимальной степенью параллельности работ. Все три процедуры санации тесно связаны между собой, взаимодополняют и взаимообеспечивают друг друга. Но прежде чем приступить к разработке программы санации необходимо определиться с объемом ресурсов, направляемых на оздоровление предприятия.
Под инвестиционным потенциалом предприятия понимаются все потенциальные возможности финансирования антикризисной программы. Приступая к проведению санации, менеджер должен проанализировать все явные и неявные источники ее финансирования, включая самые невероятные и труднодоступные, составить их структуру, проранжировав по стоимости финансовых ресурсов, условиям предоставления, возможным последствиям, приоритетности использования. Перечень источников следует сделать максимально альтернативным, чтобы избежать риска устранения одного основного инвестора. Источники инвестиций для предприятия условно можно разделить на внутренние и внешние (таблица). Изучив все внутренние резервы финансирования и по возможности реструктурировав их, антикризисный управляющий может обратиться к следующим внешним инвестиционным источникам.
Бюджетное кредитование зависит от статуса предприятия, его роли в экономике страны и региона. Проведя первичную санацию инвестиционного потенциала и определив круг предполагаемых к использованию источников финансирования оздоровительных мероприятий и общий размер инвестиций, антикризисный менеджер непосредственно приступает к планированию конкретных действий по повышению жизнестойкости своего предприятия.
Основные направления антикризисной программы должны составить мероприятия по повышению качества продукции (услуг) и снижению затрат.
Рассмотрим процедуру санации предприятия ООО «Уральские локомотивы» (ООО «УЛ») - это крупнейшее современное предприятие железно-
дорожного машиностроения. Расположено в городе Верхняя Пышма в 7 км к северу от города Екатеринбурга (Свердловская область).
Развитие России исторически опирается на железнодорожную инфраструктуру, которая является кровеносными сосудами экономики нашей страны. Железнодорожный транспорт обеспечивает более 80% грузоперевозок (без учета трубопроводного транспорта), свыше 40% пассажирских перевозок. В 1990-е оды произошла болезненная структурная перестройка экономики, сопровождавшейся разрушением целых отраслей народного хозяйства. Это коснулось и транспортного машиностроения, когда в отсутствие спроса на подвижной состав случился кризис. Однако с 1995г. по 2008г. грузооборот железнодорожного транспорта России показал устойчивые темпы роста, в связи с экономическим ростом промышленного производства. При этом уровень износа подвижного состава в стране приблизился к критическим значениям 70-80%, что явилось основным фактором роста внутреннего спроса на локомотивы. Предприятия транспортного машиностроения, традиционно выпускающие локомотивы для железных дорог России и стран СНГ не имели технологической возможности производственного роста, к тому же, выпускаемые образцы локомотивов уже не соответствовали современным потребностям отрасли. Из-за прекращения финансирования в НИОКР, технологическое отставание отрасли от мировых лидеров, по оценкам экспертов, достигало 20 лет - российские машиностроители производили технику и пользовались технологиями, разработанными в 70-80-х годах. Из-за продолжительного выбытия производственных мощностей и технологического отставания ООО «УЛ» остро нуждалось в санации деятельности предприятия.
Основными факторами, способствующими оздоровлению предприятия ООО «УЛ» послужили: рост объема перевозок, способствующего увеличению потребного парка, сформировался значительный дефицит подвижного состава; целью ликвидации дефицита ОАО «РЖД» была принята программа оздоровления парка локомотивов, согласно которой разработаны два направления: модернизация локомотивов с продлением срока службы и закупка новых локомотивов; утверждение в сентябре 2007 года Министерством промышленности и энергетики РФ «Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года», а также утверждение.
Правительством РФ «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года»,согласно которой потребность железнодорожного транспорта общего пользования в обновлении подвижного состава составляет: 21,753 тыс. локомотивов, 777,3 тыс. грузовых вагонов, 21,8 тыс. пассажирских вагонов, 21,5 тыс. единиц мотор-вагонного парка. Заявленная потребность ОАО «РЖД» в локомотивах всех классов в период с 2008 года по 2015 год составляет 11,675 тыс. единиц.
Таблица 1. Основные источники инвестиций для санационных _мероприятий (авторская разработка)_
Внутренние источники Внешние источники
Наименование источника Сущность источника Наименование источника Сущность источника
Продажа и аренда оборудования и помещений Для этого необходимо собрать информацию о производственных потребностях соседних предприятий, предпринимателей. Кредитование партнером по бизнесу Финансирование предприятием-кредитором, нуждающемся в получении от компании псециализио-ванной продукции.
Факторинг Стоимость факторингового обслуживания зависит от вида услуг, финансового положения клиента и т.п. Размер комиссионных в российских банках до 30%. Банковский кредит В России процентные ставки по кредитам (2025%) значительно превышают рентабельность промышленных предпри-ятий(7-17%).
Вексельные программы Банки оказывают услуги по организации финансирования путем выуска векселей компа-нии-клиента, авалирова-нных банком. Бюджетная субсидия, реструктуризация обязательных платежей Проектное финансирование предусматривает инвестиции банка в отдельный проект, реализуемый клиентом.
Франчайзинг Реализация интеллектуальной собственности и нематериальных активов с помощью франчайзинга -соглашения о продаже предприятию торговой марки, технологиии, лицензии на право открытия торговых предприятий Лизинг оборудования Лизинговыми операциями занимаются специализированные посреднические фирмы, в том числе созданные при крупных коммерческих банках. Фирма приобретает право собственности на оборудование и сдачи в аренду.
Оптимизация налогообложения Процесс нахождения наилучшего варианта уплаты налогов из всех возможных по критерию максимального снижения налогового бремени на предприятие: переоценка основных фондов с альтернативным выбором независимого, валифициро-ванного оценщика. Эмиссия ценных бумаг В развитых странах эмиссия ценных бумаг позволяет предприятию аккумулировать более 50% инвестиционных ресурсов. В России недостаточно развит фондовый рынок. Эмиссия ценных бумаг целесообразна только при ранних признаках неблагополучия.
Реализация непрофильных услуг Непрофильные услуги: обучение, юридические услуги, консалтинг, изготовление технологической оснастки, ремонт бытовой техники. Иностранные инвестиции Для иностранного инвестора интересны добывающая и пищевая отрасли, который требует участия в капитале компании.
В результате принятых государственных программ развития железнодорожного транспорта, отечественное транспортное машиностроение стало демонстрировать устойчивую динамику роста производства и, в том числе,
предприятия ООО «УЛ». Оживление на внутреннем рынке позволило предприятиям увеличить объемы выпускаемой продукции, сформировать финансовые источники и реализовать начальные этапы программ реструктуризации и технического перевооружения, освоить несколько новых современных видов продукции. Спрос на многие виды железнодорожной техники превышал предложение.
В связи со сложившейся в 2008 году негативной конъюнктурой рынка, связанной с общим финансовым кризисом в стране и мире, произошло масштабное падение промышленного производства практически во всех отраслевых секторах экономики, что вызвало снижение объемов грузоперевозок, что вынудило основного покупателя российской железнодорожной техники - ОАО «РЖД» значительно сократить объем своей инвестиционной программы на 2009 год, в связи с этим, закупки локомотивов в 2009 г. по сравнению с 2008 годом сократились в 1,2 раза с 455 до 355. Возможности расширения рынков сбыта за счет экспорта также были ограниченными: так, в 2009 году экспорт не превысил 5% от объема выпуска и составил 23 единицы; частные операторы в 2008-2009 годах вообще прекратили закупку локомотивов.
В сложившейся экономической ситуации предприятию ООО «УЛ» вновь потребовалось оздоровление ее деятельности.
В настоящее время, после появления позитивной динамики развития в экономике, спрос на подвижной состав стабилизировался.
Завод выпускает грузовые магистральные электровозы постоянного тока с коллекторными тяговыми двигателями серии 2ЭС6 (позволяют водить составы повышенного веса - до 8,5 тыс. тонн, эксплуатируются на Свердловской, Южно-Уральской и Западно-Сибирской железных дорогах) и грузовые магистральные электровозы с асинхронными тяговыми двигателями «ГРАНИТ» серии 2ЭС10 (позволяют водить составы весом до 8-10 тыс. тонн). Ведутся работы по расширению модельного ряда тягового подвижного состава, в части реализации проекта городского электропоезда постоянного тока серии ЭС2Г и перспективного грузового электровоза переменного тока серии 2ЭС7. На 01.10.2013 года выпущено 315 электровозов серии 2ЭС6, произведено 72 электровоза «ГРАНИТ» серии 2ЭС10. Заключен контракт между ООО «УЛ» и ОАО «РЖД» на поставку 1200 вагонов электропоездов.
Производственный комплекс предприятия составляет свыше 480 единиц технологического оборудования от ведущих мировых производителей; производственная мощность - выпуск 120 двухсекционных локомотивов в год. После дооснащение завода производственная мощность вырастет до 150-170 локомотивов в год.
На предприятии применяются передовые технологии машиностроения, создана отличная база для выпуска высокотехнологичного подвижного состава (в том числе действуют трансбордер для транспортировки электрово-
за, участок термической обработки элементов колесных пар с цементационным комплексом, испытательная станция электровозов и т.д.).
Модульность конструкции выпускаемых электровозов позволяет производить монтаж оборудования и компонентов вне электровоза, что существенно сокращает время и трудоемкость обслуживания.
Электровозы оснащены спутниковой системой навигации и аппаратурой, позволяющей в режиме реального времени вести оперативный контроль за параметрами движения локомотива (место дислокации, скорость, данные о функционировании всех основных систем) и передавать их посредством системы цифровой технологической радиосвязи по каналу GSM на пульт диспетчера.
Для гарантийного и сервисного обслуживания электровозов созданы Региональные центры в г. Екатеринбурге, г. Омске, г. Новосибирске, г. Челябинске, обеспеченные всем необходимым оборудованием и инструментами, складами запчастей.
На заводе организован диспетчерский центр, работающий в круглосуточном режиме. В данный центр в любой момент времени при необходимости могут обращаться за консультацией машинисты или ремонтный персонал. Диспетчеры этого центра - опытные машинисты-испытатели.
Также на заводе действует учебный центр, позволяющий проводить обучение эксплуатационного и ремонтного персонала.
Предприятие предлагает работникам широкие возможности для профессионального роста и развития.
Основные технические характеристики перспективных локомотивов:
- применение асинхронных тяговых двигателей, синхронных тяговых двигателей на постоянных магнитах;
- использование тяговых преобразователей с применением биполярных транзисторов с изолированным затвором (IGBT), высоковольтных силовых интеллектуальных модулей (IPM) со встроенной микропроцессорной системой управления; многосистемность тяговых преобразователей;
- применение накопителей энергии в силовой установке;
- питание цепей собственных нужд от статического преобразователя;
- применение цельнокатаных колес;
- модульное сосредоточение тормозного оборудования с микропроцессорным управлением.
Стратегическим направлением в разработке новых типов подвижного состава ООО «УЛ» должно стать создание локомотивов с учетом концепции базовых платформ с применением унифицированного оборудования, что соответствует современным мировым стандартам и в дальнейшем приведет к удешевлению стоимости и уменьшению сроков создания новых типов тягового подвижного состава с учетом индивидуальных требований заказчика и конъюнктуры рынка.
Одним из стратегических направлений ООО «УЛ» - освоение новых рынков сбыта, для достижения следующих целей: увеличение объема про-
даж; снижение зависимости от монопольного заказчика ОАО «РЖД»; завоевание и удержание собственной ниши на новых рынках сбыта.
Ключевые факторы успеха при выходе на новые рынки сбыта [3, с.628]:
• сопровождение финансирования проектов по закупке транспорта подвижного состава в странах СНГ;
• конкурентоспособная цена;
• предоставление обучения персонала заказчика и сервисного обслуживания выпускаемых локомотивов;
• проведение политики продвижения продукции и бренда ООО «УЛ», активная рекламная деятельность в сфере железнодорожных перевозок (отраслевые выставки, конференции, печатные издания).
Таким образом, проведя ряд процедур санации, инновационной и маркетинговой направленности, предприятие может предотвратить банкротство и начать успешно развиваться.
Список литературы
1. Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве)
2. Антикризисное управление: Учебник. - 2-е изд., доп. и перераб./ Под ред. проф. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 620 с
3. Анн Х., Багиев Л.Г., Тарасевич В.М. Маркетинг/ под общей редакцией Багиева Л.Г. - СПб.: Питер, 2010.- 734 с.
4. www. otherreferats. allbest.ru (10. 04. 2015)
5. www.Bibliofond.ru (01.04. 2015)
ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАЦИЙ "SAMSUNG", "APPLE", "MICROSOFT" и "GOOGLE" Нефёдов Виталий Олегович
Научный руководитель - Сураева Мария Олеговна, д.э.н., доцент
Самарский государственный экономический университет, Россия
В современном мире инновации становятся синонимом конкурентоспособности и эффективности. Работа посвящена анализу инновационных моделей развития корпораций "Samsung", "Apple", "Microsoft" и "Google" с целью выявление на их основе особенно важных элементов для компаний, работающих как в IT сфере, так и в отличных от неё. Результатом стал взаимосвязанный комплекс признаков, позволяющий корпорациям удерживать лидирующие позиции на рынке.
Четыре корпорации, которые знает каждый пользователь, хоть как-то разбирающийся в электронике и технологиях. Они правят балом, если не в каждом уголке мира, то, как минимум, в большей его части. По данным "IDC", совокупный объём поставленных мобильных устройств от компаний "Apple" и "Samsung" составил более 37% от общемирового, "Google" со своим поисковиком занял более 68% по показателям портала "liveinternet", а "Microsoft" только с Windows 7 - более 51% по версии счётчика