Научная статья на тему 'Предоставление жилья молодым людям, временно или постоянно лишенных семейного окружения, на примере Социалистической Республики Вьетнам и Республики Сингапур'

Предоставление жилья молодым людям, временно или постоянно лишенных семейного окружения, на примере Социалистической Республики Вьетнам и Республики Сингапур Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети / дети-сироты / право на жилище / социальное жилье / государственная поддержка / сертификаты / children / orphans / the right to housing / social housing / state support / certificates

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Наталия Александровна, Рамзаева Лариса Юрьевна

Введение: крайне актуальными проблемами в современном мире являются вопросы, связанные с осуществлением жилищных прав детей, лишенных семейного окружения. Нормы международного права гарантируют защиту интересов несовершеннолетних детей. В ст. 20 Конвенции о правах ребенка закрепляется, что несовершеннолетний, лишенный семейного окружения, имеет право на защиту и помощь от государства. Государство по национальному законодательству обязано обеспечить уход за несовершеннолетним ребенком. Несмотря на это, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сталкиваются с проблемой реализации их права на жилье. Цель — рассмотреть законодательства Социалистической Республики Вьетнам и Республики Сингапур, предлагающих свои пути решения жилищных проблем детей и граждан, имеющих право на такие льготы. Методологическая основа: совокупность общенаучного метода познания и метода сравнительного анализа, обобщение опыта правоприменения. Результаты: проанализировано законодательство об обеспечении жильем молодых граждан, временно или постоянно лишенных семейного окружения, сформулированы выводы о необходимости государственной поддержки в таких ситуациях. Выводы: государственно-правовое обеспечение рассматриваемой категории граждан жилищными сертификатами выступает в ряде стран действенной гарантией реализации их права на жилье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванова Наталия Александровна, Рамзаева Лариса Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Housing for Young People Temporarily or Permanently Deprived of a Family En-vironment, the Case of the Socialist Republic of Viet Nam and the Republic of Singa-pore

Background: issues related to the realization of the housing rights of children deprived of a family environment are extremely relevant problems in the modern world. The norms of international law guarantee the protection of the interests of minor children. Article 20 of the Convention on the Rights of the Child stipulates that a minor deprived of a family environment is entitled to protection and assistance from the State. The State is obliged under national law to provide care for a minor child. Despite this, orphans and children left without parental care face the problem of realizing their right to housing. Objective — analysis of the legislation of the Socialist Republic of Vietnam and the Republic of Singapore, which offer their own ways of solving housing problems of children and citizens entitled to such benefits. Methodology: a combination of the general scientific method of cognition and the method of comparative analysis, generalization of the experience of law enforcement. Results: the legislation on housing provision for young citizens temporarily or permanently deprived of a family environment is analyzed, and conclusions are formulated about the need for state support in such situations. Conclusions: based on the conducted research, it is believed that providing the considered category of citizens with housing certificates that will allow orphans to become owners of residential premises.

Текст научной работы на тему «Предоставление жилья молодым людям, временно или постоянно лишенных семейного окружения, на примере Социалистической Республики Вьетнам и Республики Сингапур»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

DOI 10.24412/2227-7315-2024-1-131-138

УДК 365

Н. А. Иванова, Л.Ю. Рамзаева

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛЬЯ МОЛОДЫМ ЛЮДЯМ, ВРЕМЕННО ИЛИ ПОСТОЯННО ЛИШЕННЫХ СЕМЕЙНОГО ОКРУЖЕНИЯ, НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ И РЕСПУБЛИКИ СИНГАПУР

Введение: крайне актуальными проблемами в современном мире являются вопросы, связанные с осуществлением жилищных прав детей, лишенных семейного окружения. Нормы международного права гарантируют защиту интересов несовершеннолетних детей. В ст. 20 Конвенции о правах ребенка закрепляется, что несовершеннолетний, лишенный семейного окружения, имеет право на защиту и помощь от государства. Государство по национальному законодательству обязано обеспечить уход за несовершеннолетним ребенком. Несмотря на это, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сталкиваются с проблемой реализации их права на жилье. Цель — рассмотреть законодательства Социалистической Республики Вьетнам и Республики Сингапур, предлагающих свои пути решения жилищных проблем детей и граждан, имеющих право на такие льготы. Методологическая основа: совокупность общенаучного метода познания и метода сравнительного анализа, обобщение опыта правоприменения. Результаты: проанализировано законодательство об обеспечении жильем молодых граждан, временно или постоянно лишенных семейного окружения, сформулированы выводы о необходимости государственной поддержки в таких ситуациях. Выводы: государственно-правовое обеспечение рассматриваемой категории граждан жилищными сертификатами выступает в ряде стран действенной гарантией реализации их права на жилье.

Ключевые слова: дети, дети-сироты, право на жилище, социальное жилье, государственная поддержка, сертификаты.

© Иванова Наталия Александровна, 2024 S

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права (Саратовская государственная юри- ^

дическая академия); e-mail: ivn_na@mail.ru © Рамзаева Лариса Юрьевна, 2024

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: l.ramzaeva@yandex.ru © Ivanova Natalia Alexandrovna, 2024

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Civil Law (Saratov State Law Academy) © Ramzayeva Larisa Yurievna, 2024

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Civil Law (Saratov State Law Academy) 131

N. A. Ivanova, L.Yu. Ramzayeva

HOUSING FOR YOUNG PEOPLE TEMPORARILY OR PERMANENTLY DEPRIVED OF A FAMILY EN-VIRONMENT, THE CASE OF THE SOCIALIST REPUBLIC OF VIET NAM AND THE REPUBLIC OF SINGA-PORE

Background: issues related to the realization of the housing rights of children deprived of a family environment are extremely relevant problems in the modern world. The norms of international law guarantee the protection of the interests of minor children. Article 20 of the Convention on the Rights of the Child stipulates that a minor deprived of a family environment is entitled to protection and assistance from the State. The State is obliged under national law to provide care for a minor child. Despite this, orphans and children left without parental care face the problem of realizing their right to housing. Objective — analysis of the legislation of the Socialist Republic of Vietnam and the Republic of Singapore, which offer their own ways of solving housing problems of children and citizens entitled to such benefits. Methodology: a combination of the general scientific method of cognition and the method of comparative analysis, generalization of the experience of law enforcement. Results: the legislation on housing provision for young citizens temporarily or permanently deprived of a family environment is analyzed, and conclusions are formulated about the need for state support in such situations. Conclusions: based on the conducted research, it is believed that providing the considered category of citizens with housing certificates that will allow orphans to become owners of residential premises.

Keywords: children, orphans, the right to housing, social housing, state support,

0 certificates.

tjD 1Л

f Потребность в жилье — это она из важнейших естественных нужд человека:

| без удовлетворения ее немыслимо существование и функционирование челове-t ческого общества. «Люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище >| и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, | искусством, религией и т.д. ...» [1, с. 350]. В современном мире это право не по-| теряло своей актуальности. Напротив, наличие жилья выступает основой всей 2 жизнедеятельности человека, начиная с момента его рождения и на протяжении

1 всей его жизни [2, с. 18].

г Одним из приоритетных направлений развития системы социальной защи-

| ты современного общества является процесс организации жизни детей-сирот

0 и детей, оставшихся без попечения родителей. Пути социализации, вхождения ! в полноценную жизнь такого ребенка сложны и очень разнообразны. Междуна-° родное сообщество уделяет значительное внимание проблеме сиротства и спо-S- собам ее решения.

1 Исследовав международную практику в данной социальной сфере, было | установлено, что максимально близким к российскому опыту жизнеустройства

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является опыт некоторых стран Юго-Восточной Азии, таких как Социалистическая Республика Вьетнам (далее — Вьетнам) и Республика Сингапур (далее — Сингапур).

Выбор этих стран обусловлен различиями в социальных стандартах и инструментах решения схожих проблем сиротства: постинституциональное сопрово-132 ждение детей-сирот, предоставление им жилья в дальнейшем.

Активный процесс интеграции России и стран Юго-Восточной Азии предопределяет необходимость изучения не только особенностей развития экономики указанных стран, но и специфики их правовых систем, которые сложились под влиянием колонизации европейских стран, что предопределило отношение части из них к романо-германской группе (Вьетнам), а других — к англосаксонской правовой семье, признающей судебный прецедент важным источником права (Сингапур). Указанные страны являются участниками Международной Конвенции ООН о правах ребенка, поэтому интересным представляется анализ правовых средств, повышающих уровень гарантированности прав детей-сирот.

Вьетнам — одна из немногочисленных стран Юго-Восточной Азии с формой правления — социалистическая республика. По состоянию на 2021 г. Вьетнам находится в дипломатических отношениях со 189 странами и является членом многих международных организаций, таких как Организация Объединенных Наций, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) и Всемирная торговая организация (ВТО). Благодаря успешно проведенным реформам Республика Вьетнам входит в число развивающихся стран, способных ускорить быстрый экономический рост в мире. Тем не менее государство продолжает сталкиваться с различного рода проблемами, среди которых бедность, преступность, недостаточное социальное обеспечение.

Дети — наивысшая ценность, а забота об их благополучии — приоритетная задача политики каждого государства, в том числе и Вьетнама. Однако ввиду большой смертности и бедности среди населения страны растет и количество детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а вместе с этим актуализируется проблема обеспечения жильем данной категории граждан. Министерство труда, инвалидов и социальных дел предложило провинциям и городам уделять первоочередное внимание организации и поддержке детей, осиротевших в результате пандемии COVID-19. Дети-сироты из приютов, расположенных в городах, особенно пострадавших от пандемии, например Хошимин, передаются родственникам под опеку, чтобы дети могли жить в семейной среде1.

Согласно Конституции Социалистической Республики Вьетнам, каждый имеет неотъемлемое право на жилище (п. 2 ст. 22). Наряду с этим граждане наделены правом на социальное обеспечение (ст. 34)2. Дети, оставшиеся без родительского внимания, после наступления совершеннолетия могут воспользоваться государственной поддержкой путем получения социального жилья3.

В п. 7 ст. 3 Закона «О жилищном строительстве» 2014 г. поясняется, что «социальное жилье — это жилье с государственной поддержкой для субъектов, имеющих право на жилищную политику в соответствии с Жилищным законом»4

1 См.: Письмо № 3234 / LDTBXH-TE «О своевременном осуществлении мер по уходу за деть- 1 ми-сиротами в период пандемии COVID-19». URL: https://huunghivietnga.thoidai.com.vn/detail- ) article-20898.html (дата обращения: 01.10.2023). 2

2 См.: Конституция Социалистической Республики Вьетнам от 1 января 2014 г. URL: https:// S www-chinhphu-vn.translate.goog/portal/page/portal/chinhphu /NuocCHXHCNVietNam/ThongT * inTongHop?categoryId=920&articleId=10053009&_x_tr_sl=vi&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_ tr_pto=nui,sc&_x_tr_sch=http (дата обращения: 03.10.2023).

3 См.: Гражданский кодекс Вьетнама от 24 ноября 2015 г. URL: https://luatduonggia-vn. translate.goog/bo-luat-dan-su-2015/?_x_tr_sl=vi&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=nui,sc (дата обращения: 09.10.2023).

4 См.: Закон Социалистической Республики Вьетнам от 25 ноября 2014 г. «О жилищном строительстве». URL: https://fblaw-vn.translate.goog/luat-nha-o-2014-moi-nhat/?_x_tr_sl=vi&_x_tr_ tl=ru&_ x_tr_hl= ru &_ x_tr_pto=nui,sc (дата обращения: 09.10.2023). 133

(далее — Закон о жилищном строительстве). Государство вводит в действие механизмы и политику освобождения от налогов и снижения налогов, сборов за землепользование, ренты за землю, долгосрочного кредита с преференциальными процентными ставками, других финансовых стимулов и поддержки из государственных источников капитала для реализации политики поддержки социального жилья (п. 3 ст. 13 Закон о жилищном строительстве).

В соответствии с национальной стратегией жилищного строительства, генеральным планом социально-экономического развития, генеральным планом землепользования, градостроительства, генеральным планом развития зон особого назначения, генеральным планом сельскохозяйственного строительства, Народный комитет провинции Социалистической Республики Вьетнам должен разработать местную программу жилищного строительства, включающую как городские, так и сельские районы, на каждый период в 5 и 10 лет. На основе утвержденной программы жилищного строительства на местном уровне Народный комитет провинции должен организовать разработку и утверждение годового и пятилетнего плана жилищного строительства в населенном пункте, в том числе плана жилищного строительства (ст. 15 Закона о жилищном строительстве).

15 марта 2021 г. Правительство Вьетнама издало Постановление № 20/2021/ ND-CP «О социальной помощи лицам, пользующимся социальной защитой»1, на основании которого, а также согласно ст. 49 Закона о жилищном строительстве субъектами, имеющими право на получение в аренду социального жилья в возрасте от 16 до 22 лет, являются сироты — студенты академий, вузов, колледжей, ПТУ; учащиеся государственной школы-интерната для этнических меньшинств, которым разрешено пользоваться жильем во время учебы; граждане, с низким ежемесячным уровнем дохода не более 11 млн донгов (34 711,79 руб.)2.

Сироты в возрасте 16 лет и старше, которые не проходят дальнейшее обучение в средней школе, в системе профессионально-технической подготовки, в средних профессиональных школах, колледжах и университетах, должны быть возвращены в учреждения социальной помощи по месту жительства. Народный комитет на уровне коммуны бывшего места жительства субъекта отвечает за получение и создание условий для занятости и стабилизации жизни3.

При аренде дома в стоимость аренды включаются все расходы на содержание жилья; расходы на возврат инвестиционного капитала в жилищное строительство на срок не менее 20 лет с момента заключения договора аренды. В дома для студентов, сдаваемых в аренду, включены только затраты на управление

5 1 См.: Постановление Правительства Социалистической Республики Вьетнам № 20/21/ND-

¡5 CP от 15 марта 2021 г. «О социальной помощи лицам, пользующимся социальной защитой».

§ URL: https://tulieuvankien-dangcongsan-vn.translate.goog/he-thong-van-ban/van-ban-quy-pham-" phap-luat/ng hi-dinh-so-202021nd-cp-ngay-1532021-cua-chinh-phu-quy-dinh-chinh-sach-tro-giup-1 xa-hoi-doi-voi-doi-tuong-bao-tro-xa-hoi-7348?xtrsl=vi&xtrtl=ru&xtrhl=ru&xtrpto=nui,sc (дата § обращения: 15.10.2023).

2 Здесь и далее курс валюты по состоянию на 14 сентября 2021 года. URL: https://cbr.ru/ currency base /daily/ ? UniDbQuery.Posted=True&UniDbQuery.To=14.09.2021 (дата обращения: 115.10.2023).

3 См.: Постановление Правительства Социалистической Республики Вьетнам № 20/21/ND-CP от 15 марта 2021 г. «О социальной помощи лицам, пользующимся социальной защитой». URL: https://tulieuvankien-dangcongsan-vn.translate.goog/he-thong-van-ban/van-ban-quy-pham-phap-luat/ng hi-dinh-so-202021nd-cp-ngay-1532021-cua-chinh-phu-quy-dinh-chinh-sach-tro-giup-xa-hoi-doi-voi-doi-tuong-bao-tro-xa-hoi-7348?xtrsl=vi&xtrtl=ru&xtrhl=ru&xtrpto=nui,sc (дата

134 обращения: 08.11.2023).

и эксплуатацию, а также затраты на содержание, за исключением затрат на возмещение инвестиционного капитала в жилищное строительство.

Арендуемое социальное жилье впоследствии можно выкупить. Так, при аренде-покупке дома в арендную-выкупную цену включается полная стоимость возмещения инвестиционного капитала в жилищное строительство в течение как минимум пяти лет с даты подписания договора аренды-купли-продажи. Законодательством предусмотрено отсутствие платы за землепользование и арендной платы за земельные участки под строительство социального жилья.

Цена дома определяется следующим образом.

1. Стоимость аренды социального жилья устанавливается инвестором на основании полного расчета затрат на содержание жилья, учета расходов на возмещение инвестиционного капитала в жилищное строительство, процентов по кредиту (при их наличии). Сумма кредита может составлять до 80 % от стоимости дома, аренды или договора купли-продажи. При строительстве нового дома или ремонте дома максимальная сумма кредита составляет 70 % от оценочной стоимости или договора ссуды и не должна превышать 70 % от стоимости имущества, предоставленного в качестве обеспечения ссуды.

Кредит предоставляется на срок минимум 15 лет. Если клиентам необходимо получить заем на срок ниже минимального срока кредита, они могут договориться с банком о меньшем сроке кредита.

2. Цена, по которой продается социальное жилье, определяется инвестором проекта на основе расчета всех затрат на возмещение инвестиционного капитала жилищного строительства, процентов по ссуде (если таковые имеются) и нормативной прибыли.

3. Инвестор социального жилья несет ответственность за строительство дан- П ной категории домов и отчитывается перед Народным комитетом провинции, | на территории которой находится жилье (ст. 60-61 Закона о жилищном стро- а ительстве). С

Минимальный срок договора аренды социального жилья равен пяти годам | с момента подписания договора. у

Арендатор или покупатель социального жилья не имеет права продавать, р

п

сдавать в субаренду в течение периода аренды или аренды с выкупом. В случаях, Н

когда арендатору или покупателю больше не нужно арендовать или покупать |

дом в аренду, договор прекращается, и дом должен быть возвращен. и

Арендатор или покупатель социального жилья не может перепродавать дом Ч

в течение как минимум пяти лет с момента полного внесения арендной платы О

и покупной цены. К

т» а

В случае, если в течение пяти лет с даты, когда покупатель или арендатор е полностью оплатил покупку и желает продать этот дом, он может только пере- | продать его подразделению управления социальным жильем или продать субъ- ¡5 ектам, имеющим право на покупку такого имущества (ст. 62 Закона о жилищном 5 строительстве). ~

Квартира в многоквартирном доме должна быть спроектирована и построена 8 автономно, с соблюдением строительных норм и правил, а стандарты полезной площади каждой квартиры должны быть 25-70 м2.

В зависимости от конкретной ситуации в местности Народный комитет провинции может увеличить стандарт максимальной полезной площади квартиры, но это увеличение не должно превышать 10 % от максимальной полезной площади квартиры. Комитет должен следить за тем, чтобы доля квартир в проекте 135

с полезной площадью более 70 м2 не превышала 10 % от общего количества квартир социального жилья в проекте. В случае домов: стандартная площадь строительной земли каждого дома не должна быть больше 70 м2, коэффициент землепользования должен соответствовать строительному плану и не превышать показатель вдвое.

Сироты, достигшие совершеннолетия, но относящиеся к категории бедных граждан, должны иметь постоянную регистрацию по месту жительства в провинции или городе, где расположено социальное жилье. В случае отсутствия постоянной регистрации должна быть временная регистрация по месту жительства на один год или более в провинции или городе, где расположено социальное жилье, за исключением сирот-студентов.

Помимо предоставления социального жилья, во Вьетнаме насчитывается порядка десяти программ SOS-деревень (временный интернат), созданные с целью воспитания, ухода и обучения беспризорных детей и детей-сирот. Деревня заботится о детях, пока им не исполнится 18 лет, затем будут подаваться заявки на стипендии для детей, которым необходимо продолжить обучение в колледжах и университетах или искать работу, чтобы обеспечить себе стабильную жизнь после отъезда из деревни1.

Сегодня многие дети во Вьетнаме живут так, как себе и представить не могли вьетнамцы предыдущих поколений. Вьетнам первая страна в Азии и мире, ратифицировавшая Конвенцию о правах ребенка в 1990 г. Государство продолжает демонстрировать четкое лидерство и стремится к тому, чтобы каждый ребенок, независимо от того воспитывается он в семье или лишен родительского внимания и заботы, был здоров, находился в безопасности, имел кров, получил образование и имел возможность развивать в полной мере свой потенциал.

Лидирующие позиции в мире по обеспечению своих граждан жильем, занимает Сингапур — город-государство, одно из самых процветающих в Юго-Восточной Азии.

Вся государственная политика Сингапура направлена на человека, на создание оптимальных условий для его личностной, социальной и профессиональной самореализации. В настоящее время 80 % жилого фонда построено и находится в ведении Совета жилищного строительства и развития (Housing and Development Board, HDB)2. HDB, проектируя социальное жилье, реализует следующие принципы жилищной политики: соответствие доходам граждан, готовность к заселению, достаточный выбор, доступность.

Государственная поддержка жилищного строительства в Сингапуре предлагает гражданам три вида субсидий на жилье:

Enhanced CPF Housing Grant — расширенная жилищная субсидия ЦФ предоставляется гражданам, впервые покупающим новые квартиры или квартиры на вторичном рынке, максимальный годовой уровень дохода которых составляет 9 000 долларов США. Максимальная сумма гранта — 80 000 долларов США;

Family Grant — семейный грант предоставляется гражданам, впервые покупающим квартиру для себя или для последующей перепродажи, максимальный уровень дохода которых за год не должен превышать 14 000 долларов США. Максимальная сумма — 30 000-50 000 долларов США;

1 См.: Благотворительные организации для детей-сирот — Добрые сердца. URL: https://www. vietnam.vn/ru/nhung-trai-tim-nhan-hau/ (дата обращения: 09.10.2021).

2 См.: D. Zhargalsaykham. Singapore: The story of providing everyone with an apartment. URL: 136 https://www.jargaldefacto.com/ (дата обращения: 11.10.2023).

Proximity Housing Grant — субсидия на предоставление льготного жилья рядом с родителями или детьми, находящимися в браке. Данная субсидия распространяется на детей-сирот, а также лиц, оставшихся без попечения родителей (лицо должно достигнуть возраста 21 года и состоять в брачных отношениях). Максимальный уровень дохода — 12 000 долларов США. Сумма гранта — 20 000 долларов США, если покупатель живет в пределах 4 км от места проживания родителей/ребенка; 30 000 долларов США, если покупатель остается жить со своими родителями/ребенком; детям-сиротам — 30 000 долларов США.

Данная программа реализуется Центральным фондом социального обеспечения (Central Provident Fund) или резервным фондом в соответствии с Законом Республики Сингапур от 1 февраля 1960 г. № 11 «О жилищном строительстве и развитии»1.

Дети-сироты в Сингапуре относятся к малообеспеченным гражданам. Реализация жилищных прав из фонда социального обеспечения возможна только при достижении сингапурцем 21 года, находящегося в браке (покупка/аренда). Социальным жильем в Сингапуре занимается Совет жилищного строительства и развития (HDB). В настоящее время социальное жилье можно снять в аренду на срок до 99 лет. Помимо грантовых проектов, рассмотренных ранее, существует система субсидирования и льгот для такой категории граждан. Часто снимая жилье, граждане Сингапура могут его в дальнейшем выкупить при помощи гранта. Поэтому в настоящее время социальное жилье в Сингапуре составляет около 6 %, остальные 94 % выкупаются у государства. Государство стремится к такому уровню развития, чтобы жилье было доступно каждому гражданину Сингапура.

Как уже было сказано, в Сингапуре действуют различные социальные программы для приобретения жилья. В настоящее время одним из самых доступных способов приобретения квартиры является прямой заказ через HDB. Программа называется «Постройка на заказ» (Build-To-Order — BTO), которая действует с 2001 г. и зарекомендовала себя как наиболее доступная и эффективная. Программа действует параллельно с «Продажей квартир на балансе» (Sale of Balance Flats — SBF), которая позволяет реализовать квартиры из предыдущих проектов BTO, непроданные квартиры по программе замены старых квартир SERS и квартиры, вернувшиеся в собственность HDB.

При таких схемах продажи успешные заявители на новые квартиры BTO, как правило, ждут постройки квартир несколько лет перед переездом, так как строительство начинается только при реализации не менее 65-70 % квартир от будущего дома. Заявители, которые не желают ждать, могут купить квартиры с баланса по программе SBF (хотя некоторые из них могут находиться еще в процессе строительства) или купить квартиру по перепродаже.

Чтобы купить квартиру, кандидат должен отвечать целому ряду требований: покупатель должен быть гражданином Сингапура или иметь вид на жительство, он должен быть старше 21 года и иметь семью. Лица, не имеющие гражданства Сингапура или не состоящие в браке, не могут купить новую квартиру по программе HDB.

1 См.: Housing and Development Act — Singapore Statutes Online (agc.gov.sg). URL: https:// sso.agc.gov.sg/Act/HDA1959#P1IV- (дата обращения: 10.10.2023).

В то время как государственное жилье в XXI в. будет развиваться, чтобы охватить более широкий спектр типов жилья, миссия предоставления малоимущим сингапурцам доступных домов останется главным приоритетом.

HDB регулярно пересматривает типы квартир и формы жилья, которые должны быть построены с учетом меняющейся демографии и потребностей населения в жилье.

В заключение хотим отметить, что сиротство, достаточно распространенное социальное явление. Во всем мире огромное количество детей-сирот — фактически более 140 млн детей — считаются сиротами вследствие различных социальных причин. Каждое отдельное государство определяет собственные пути преодоления сиротства. Принимая во внимание нормы Конвенции о правах ребенка, властями должны предлагаться такие защита и забота молодому человеку временно или постоянно лишенному семейного окружения, которые необходимы для его самостоятельности и благополучия.

В настоящее время проблемы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях радикальных реформ очень актуальны, отличаются новизной и достаточной сложностью, как в теоретическом, так и в практическом отношении. Российская Федерация, как государство, ищущее решение открытых вопросов по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учитывает и внедряет в практику все максимально приемлемые для наших граждан способы решения жилищных проблем, сводя подобного рода проблемы к минимуму. Представляется, что неплохо было бы отечественному законодателю заимствовать опыт в улучшении жилищных условий граждан, особенно молодых людей временно или постоянно лишенных семейной заботы (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей), в рассматриваемых нами странах. Отметим, что сегодня российский законодатель, учитывая крайне нестабильную экономическую ситуацию в государстве, старается найти выход из непростой жилищной проблемы с детьми-сиротами. И таким ярким примером в улучшении жилищной политики в отношении подобной категории граждан является жилищный сертификат (именное свидетельство), который позволил многим сиротам обрести свой очаг.

Библиографический список

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1954. Т. 19. 704 с.

2. Озеров И.Н., Максименко A.B., Колесова Т.С. Право на жилище как одно из основных прав человека // Юристъ-Правоведъ. 2019. № 4(91). С. 18-24.

References

1. Marx K., Engels F. Works M.: State publishing house of political literature, 1954. Vol. 19. 704 p.

2. Ozerov I.N., Maksimenko A.V., Kolesova T.S. The Right to Housing as One of the Basic Human Rights // Jurist-Pravoved. 2019. No. 4(91). Р. 18-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.