Научная статья на тему 'Предоставление информационных услуг органами государственной власти во Франции'

Предоставление информационных услуг органами государственной власти во Франции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
381
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ / THE ADMINISTRATIVE INFORMATION / INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ELECTRONIC SERVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стащенко С. П.

Анализируется развитие информационных услуг, предоставляемых французскими государственными органами. Рассматривается предоставление информации при помощи информационно-коммуникационных технологий во Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Granting information service which given French state structures

The summary: article is devoted development of the information services, given French state structures at the development present stage. In it granting of the information by means of information communication technologies in France is considered

Текст научной работы на тему «Предоставление информационных услуг органами государственной власти во Франции»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ВО ФРАНЦИИ

С.П. СТАЩЕНКО,

преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.14 — административное право; финансовое право; информационное право

E-mail: arlik13@inbox.ru

Научный руководитель и рецензент доктор юридических наук, профессор Ю.А. Тихомиров

Аннотация. Анализируется развитие информационных услуг, предоставляемых французскими государственными органами. Рассматривается предоставление информации при помощи информационно-коммуникационных технологий во Франции.

Ключевые слова: административная информация, информационно-коммуникационные технологии, электронные услуги.

GRANTING INFORMATION SERVICE WHICH GIVEN FRENCH STATE STRUCTURES

S.P. STASHENKO,

lecturer of the Department of Administrative Law University of Moscow Russian Interior Ministry

Annotation. The summary: article is devoted development of the information services, given French state structures at the development present stage. In it granting of the information by means of information communication technologies in France is considered.

Keywords: the administrative information, information communication technologies, electronic services.

Власть, служащая интересам своих граждан, должна быть открытой, и таковой линия французской администрации была всегда. Однако только в 1970-е гг. происходит переход к праву на административную информацию1.

Одно из направлений работы с административной информацией — распространение публичных данных органами власти. Этому направлению уделяется наибольшее внимание в условиях административной реформы. Было предложено издавать практический гид гражданина, информирующий о правах и обязанностях, законодательстве. Однако дальнейшее развитие информационных технологий преподнесло государству поистине роскошный подарок — концепция электронной администрации позволила упростить и систематизировать административные процедуры, в том числе доступ к административной информации2.

Постановлением от 6 июля 1999 г. был создан интернет-сайт «Лежифранс» для бесплатного распространения публичной юридической информации. 7 августа 2002 г. был принят декрет о публичной службе распространения права через интернет. Согласно этому декрету бесплатно предоставляются издание «Законы и декреты», официальные бюллетени министерств и пр.

Все данные размещаются на публичном сайте «www.legifrance.gouv.fr», который эксплуатируется дирекцией официальных журналов. Кроме того, при премьер-министре действует Комитет публичной службы распространения права через Интернет, созданный по декрету от 7 августа 2002 г. Согласно цирку-

1 Бачило И.Л. Информационное право: актуальные проблемы теории и практики. М. 2009. С. 367.

2 Талапина Э.В. Становление информационного общества во Франции // Гос-во и право. 2004. № 7. С. 68.

НАУКИ

ляру от 17 декабря 1998 г. в интернете на бесплатной основе размещаются все официальные доклады (отчеты).

Проблема доступа к административной информации в условиях электронной администрации изменяет саму проблематику: теперь не гражданин должен просить документ, а администрация берет на себя инициативу и готовность быть открытой. Это, безусловно, прогресс, но есть и проблемы, требующие решения. Так, обязательство публиковать на линии основные публичные данные должно быть «лимитировано». Этот вопрос был решен в законопроекте об информационном обществе, который предлагался в 2001 г., но так и не был принят. Законопроект содержал обязанность для служб и публичных учреждений административного характера предоставлять бесплатно на сайты основные данные. В первой версии закона основные данные определялись следующим образом:

• совокупность актов и решений, принятых от имени публичного лица, управляющего публичной службой, которые должны быть гласными в силу законов или регламентов;

• информация об организации и функционировании публичных служб с целью облегчения «ориентации» в них граждан;

• отчеты и доклады этих служб3.

Но и Национальная комиссия по информатике и свободам, и Комиссия по доступу к административным документам были обеспокоены широким характером этого определения, которое в числе прочих подразумевает такие документы, как кадастр или налоговую информацию, для которых не предусмотрены гласность и бесплатное использование (книга налоговых процедур предусматривает предоставление информации по налогам и сборам в виде извлечения, касающегося только обратившегося лица).

Правительство изменило текст закона. Основные данные были ограничены информацией, отчетами и докладами по организации и функционированию публичных служб и актами и решениями, в отношении которых действует не обязательство гласности, а обязанность публикации. При этом должны быть исключены из размещения на линии документы, наносящие ущерб секретам (тайнам), имеющим отношение к публичному интересу (тайна правительственных совещаний, тайна национальной обороны, безопасность государства), или ущерб охраняемым частным интересам.

К недостаткам законопроекта относит и то, что обязанности опубликования на линии отнесены только к государству, тогда как процесс децентрализации требует распространить такое обязательство и на локальные общности, и на частных лиц, управляющих публичными службами. В нашей стране высказываются мнения о передаче некоторых функций по предоставлению информационных услуг частным лицам или организациям.

Конкретные случаи ограничения свободы публикации в интернете устанавливаются ордонансами, декретами и другими решениями администрации. Важные принципы устанавливает ордонанс от 20 февраля 2004 г. о способах и законной силе публикации законов и некоторых административных актов. Во-первых, предусмотрена обязательная публикация этих актов и на бумаге, и в электронной форме. Официальный журнал Французской Республики должен быть доступен общественности в электронной форме постоянно и бесплатно. Во-вторых, Государственный Совет Французской Республики может определить виды административных актов, для которых публикации в электронной форме достаточно для их вступления в силу. В-третьих, публикация административных актов и документов в официальном бюллетене министерства, распространяемом в электронной форме, имеет те же правовые последствия, что и бумажная публикация.

Начало развития административного интернета было положено циркуляром от 15 мая 1996 г., посвященным коммуникациям, информации и документации государственных служб (структур) в новых телекоммуникационных сетях4. Государство должно было принимать участие в развитии интернета, создавая информационные и документальные продукты за счет кредитов межминистерских фондов модернизации. Координирующую роль выполняла Комиссия по координации административной документации. При создании сайтов в интернете государственные органы должны были использовать приставку «gouv.fr», что позволило изначально унифицировать публичные органы. К сожалению, это не относится к России, которая не имеет единой политики создания сайтов государственных органов.

3 Бачило И.Л. Указ. соч. С. 369.

4 В настоящее время отменен циркуляром от 7 октября 1999 г. «О сайтах публичных служб и учреждений государства».

НАУКИ

Стратегический план электронной администрации был одобрен правительством на четыре года (2004—2007 гг.). Электронная администрация была одновременно и возможностью, и необходимостью, поскольку во Франции достаточно развиты публичные интернет-сайты разных служб и качество такой информации признанно. Сегодня использование интернета при предоставлении информационных услуг в России федеральными органами исполнительной власти среднее по сравнению с европейскими и другими соседями. Каждое министерство действует само по себе без координации.

В настоящее время во Франции существует более 7 тыс. общественных сайтов, доступно более 200 видов электронных услуг, 90% формуляров административных документов, включая больничные листы, можно оформить через сеть «Интернет». В 2004 г. более 1,25 млн граждан декларировало свои доходы посредством услуг е-администрации, что в 3 раза больше показателя 2002 г Количество обращений населения к общественным сайтам достиг уровня 69%, превысив аналогичный показатель Великобритании и Германии. Основным мотивом подобных обращений являлась потребность в получении необходимой информации (47%), использование услуг уплаты налогов и получения формуляров свидетельства гражданского состояния составили 15 и 14% соответственно.

Импульсом со стороны правительства развитию е-администрации стало создание в 2005 г. Агентства по развитию электронной администрации, активная деятельность которого в значительной мере способствовала ликвидации имевшегося в этой области отставания. Дополняя стратегические направления плана RESO 2007 г., Агентством при поддержке со стороны целого ряда участников программ электронной администрации (министерства, местные органы власти, социальные и медицинские организации, Национальная комиссия по информатике и правам, промышленные предприятия и банковские структуры) начата реализация специализированной программы ADELE (Administration Electronique), подготовленной правительством в 2005 г. Программа определяет стратегический план развития е-адми-нистрации на ближайшие четыре года, план действий, включающий в себя более 140 конкретных задач и мер по их реализации, а также связующий план по разным категориям участников (физические

лица, предприятия, ассоциации, государственные агенты, административные инстанции).

Из предлагаемых программой 140 мер по предоставлению электронных услуг населению и организациям 17 услуг уже вступили в строй. Наиболее значимые из них:

• предоставление справок и консультаций по вопросам пенсионного права;

• предоставление информации по дополнительным возможностям системы дошкольного обеспечения (детские сады, осуществление частного присмотра за ребенком и др.);

• телефонная служба 3939 «Alio service public»;

• предоставление частным лицам фискальных счетов для декларирования ими доходов;

• теледекларация и оплата взносов в URSSAF;

• предоставление разной информации посредством официального электронного издания «Journal Officiel».

В ближайшее время ожидается завершение и начало функционирования 13 дополнительных проектов, среди которых:

• единая служба изменения адреса;

• информационные базы по отдельным секторам потребительского рынка;

• служба занятости и вакансий в сфере малых и средних предприятий;

• базы данных по государственным и частным медицинским организациям;

• объединение информации сайтов префектур в единый сайт «service-publique.fr»;

• создание системы S1RH (информационная система по человеческим ресурсам), единой для всех министерств;

• создание портала запросов структурных европейских фондов;

• предоставление справочной и образовательной информации по системе электронной администрации;

• создание полного плана услуг, предоставляемых в рамках е-администрации;

• предоставление информации по законодательным изменениям.

Кроме этого, ожидается, что продолжение реализации мер, предусмотренных в RESO 2010 г., позволит Франции занять в Европейском союзе одну из лидирующих позиций, способствуя тем самым развитию информационных услуг в Европе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.