Научная статья на тему 'ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ'

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
557
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФАС РОССИИ / АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ОРГАН / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чорновол Е.П.

Статья посвящена анализу процедуры согласования антимонопольным органом предоставления публично-правовыми образования государственных и муниципальных преференций хозяйствующим субъектам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

УДК 347.71

Чорновол Е.П.

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса.

Уральский институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Россия, г. Екатеринбург)

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация: статья посвящена анализу процедуры согласования антимонопольным органом предоставления публично-правовыми образования государственных и муниципальных преференций хозяйствующим субъектам.

Ключевые слова: антимонопольная политика, антимонопольное регулирование, ФАС России, антимонопольный орган, государственные и муниципальные преференции, хозяйствующие субъекты.

В настоящее время конкуренция является элементом конституционного строя и основой рыночной экономики России (п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 34 Конституции РФ, ст. 10. bis и 10.ter Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 (изменена 02.10.1979) [1], абз. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ, Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» [2] (далее - Закон о защите конкуренции). При этом конкуренция - это не только действенный стимул для инноваций и снижения издержек, но и важная составляющая качественного экономического роста.

Сообразно этому антимонопольная политика России [3] предусматривает комплекс экономических, организационных и правовых мер по обеспечению

эффективного функционирования конкурентного рынка [4, с. 295], предупреждения, ограничения и пресечения недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности, а также недопущения злоупотребления отдельными предпринимателями доминирующим положением на рынке. Особое место в системе правовых мер стимулирования развития конкуренции занимает конкурентно-правовой институт преференций. В связи с этим исследование порядка предоставления государственных и муниципальных преференций хозяйствующим субъектам имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение.

Согласно п. 20 ст. 4 Закон о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий. Следовательно, сущность преференции заключается в создании преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, обеспечивающим им более выгодные условия для осуществления поименованной в законе деятельности, направленной на извлечение прибыли или дохода, по сравнению с иными участниками такой же деятельности, вследствие передачи им за счет публично-правовых образований (России, субъектов РФ, муниципальных образований) благ, имеющих экономическое содержание и стоимостную оценку. При этом, когда предоставление хозяйствующим субъектам преференций законодатель связывает с категорией цели, то последнюю он рассматривает в качестве того результата, которого стремится достичь публично-правовое образование в той или иной сфере жизнедеятельности общества - охраны здоровья граждан,

обеспечения обороноспособности страны, патриотического воспитания молодежи, развития малого предпринимательства и т.п. Поскольку практически это может быть осуществлено посредством деятельности конкретного хозяйствующего субъекта, постольку законодатель в порядке исключения из общего запрета в условиях рыночной экономики разрешает публично-правовым образованиям оказать для этого безвозмездную имущественную помощь такому субъекту. Формирующиеся при этом правовые связи базируются на корреляции результата (цели), к достижению которого стремится публично-правовое образование, предоставляющее преференции, и предмета (уставной или профессиональной) деятельности хозяйствующего субъекта, которому предоставляется такая преференция, ибо только с учетом характера деятельности последнего могут быть достигнуты те или иные социально значимые цели. В связи с этим нельзя согласиться с М. С. Красевич о том, что «Действующая сегодня система преференций не позволяет справедливо перераспределять ресурсы в пользу наиболее нуждающихся в помощи субъектов. Преференции предоставляются чаще всего по категориальному принципу, независимо от материального положения потребностей их получателей» [5, с. 22].

Преференции могут выражаться исключительно в трех формах:

1) передаче хозяйствующим субъектам государственного или муниципального имущества и иных объектов гражданских прав. В соответствии со ст. 128 ГК РФ в данную группу входят вещи (движимые и недвижимые), включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага, имеющие экономическое содержание и стоимостную оценку (так называемые нематериальные активы);

2) предоставлении хозяйствующим субъектам имущественных льгот,

снижающих издержки их деятельности по сравнению с иными предпринимателями, к примеру, снижение ставки по арендной плате;

3) предоставлении хозяйствующим субъектам государственных или муниципальных гарантий, предполагающих солидарную ответственность по их обязательствам публично-правовых образований (ст. 6 БК РФ). Согласно п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» [6] государственная (муниципальная) гарантия представляет собой не поименованный в главе 23 «Обеспечение исполнения обязательств» ГК РФ способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, при котором публично-правовое образование дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами полностью или частично (п. 1 ст. 115 БК РФ, п. 1 ст. 329 ГК РФ). Статья 115 БК РФ в п. 1 указывает, что государственная или муниципальная гарантия может предоставляться в обеспечение как надлежащего исполнения принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства), так и возмещения ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера.

Каждая из представленных выше форм преференции обладает собственными характеристиками. Но поскольку всем им присуща гражданско-правовая природа, постольку при их определении необходимо исходить, прежде всего, из норм гражданского права, закрепляющих соответствующие понятия и раскрывающих их содержание, в частности, гл. 2, 4-8, Раздела II, гл. 23, ГК РФ и др. В связи с этим нельзя согласиться с А. Н. Кайль и Н. А. Агешкиной [7], А. В. Максименко и В. Б. Мишеловинтем [8] о том, что объектами государственной или муниципальной преференции не могут являться такие объекты гражданских прав как нематериальные блага, личные неимущественные права авторов произведений литературы, науки и искусства и т.п. Безусловно, такие блага, которые принадлежать личности как таковой и от нее неотделимые (ст. 150 ГК

РФ), о которых идет речь в п. 2 письма ФАС РФ от 12.09.2007 № ИА/16263 «Разъяснения по некоторым вопросам применения главы 5 Закона о конкуренции» [9], не могут позиционироваться в качестве преференции. Вместе с тем закон, безусловно, не исключает возможность предоставления хозяйствующим субъектам в качестве преференции прав на использование результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий как с передачей, так и без передачи на них исключительных прав (Раздел УП ГК РФ). С учетом этого в состав такой преференции могут входить личные неимущественные права авторов произведений литературы, науки и искусства, в частности, право на обнародование произведения. Подобный вывод подтверждается п. 2 вышеназванным Разъяснением ФАС РФ. Отсюда следует, что преференции выступают в качестве материальных или нематериальных благ, имеющих экономическое содержание и стоимостную оценку. Вследствие этого их использование хозяйствующими субъектами в области предпринимательской и иной деятельности, направленной соответственно на получение прибыли и дохода, снижает их собственные издержки, что и создает им преимущества по сравнению с другими участниками рынка (сферы деятельности).

По мнению Д. И. Провалинского, «можно выделить следующие основные условия предоставления преференций:

- их предоставление не должно нарушать конкуренцию среди участников товарного рынка, ввиду чего необходимо предварительное письменное согласие антимонопольного органа;

- они предоставляются на основании актов государственных органов в прядке, определенном антимонопольным законодательством;

- предоставляются исключительно для предусмотренных законом целей;

- могут быть предоставлены только для целей осуществления деятельности, являющейся основной для хозяйствующего субъекта;

- предоставляются в виде передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав или путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий в порядке, установленном законодательством о защите конкуренции» [10, с. 7].

Представляется однако, что здесь необходимо иметь в виду материально-правовые и процедурно-процессуальные правовые связи по поводу представления преференций.

Материально-правовые связи по поводу предоставления преференций при наличии определенных юридических фактов (договор, распоряжение и т.п.) формируются между публично-правовыми образованиями, представленными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами, в качестве которых выступают коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации. При этом Закон о защите конкуренции не регулирует порядок взаимодействия между органами, имеющими намерение предоставить преференцию хозяйствующему субъекту, и хозяйствующими субъектами, претендующими на получение преференции. Они регламентируются правовыми актами, издаваемыми в пределах установленной компетенции непосредственно теми органами, которые такие преференции предоставляют. Так, например, порядок предоставления государственных преференций в Санкт-Петербурге, в том числе порядок принятия решений о предоставлении в аренду или

безвозмездное пользование целевым назначением объектов нежилого фонда, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга, регулируется Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2011 № 111 -р «Об утверждении административных регламентов Комитета по управлению городским имуществом и внесении изменений и дополнений в некоторые распоряжения Комитета по управлению городским имуществом» [11].

Процедурно-процессуальные аспекты предоставления преференций органами, имеющими намерение предоставить преференцию хозяйствующему субъекту, и антимонопольным органом, а, с другой, между антимонопольным органом и хозяйствующим субъектом определены ст. 20 Закона о защите конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, утвержденным Приказом ФАС России от 16.12.2009 № 841 [12] (далее - Административный регламент ФАС России).

Вместе с тем положения вышеназванных актов не распространяются на те или иные формы государственной поддержки хозяйствующих субъектов, которые в силу п. 4 ст. 19 Закона о защите конкуренции не является государственной или муниципальной преференцией, в частности:

1) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, организованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

2) передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий

чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций;

3) закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда;

5) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка.

Согласно ч. 3 ст. 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных ч. 1 этой же статьи указанного закона, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

1) на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу;

4) в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона о защите конкуренции федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом. Форма заявление о даче согласия определена в приложении № 5 к Приказу ФАС России от 16.12.2009 № 841.

В зависимости от статуса заявителя определяется и конкретный антимонопольный орган, который рассматривает заявление. Федеральные органы исполнительной власти, органы и организации, осуществляющие их функции должны обращаться с указанным заявлением в Центральный аппарат ФАС России, а территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, органы и организации, осуществляющие их функции, - в территориальные органы ФАС России по месту нахождения органа, имеющего намерение предоставить преференцию (п. 3.2 и 3.3 Административного регламента ФАС России).

Заявление подписывается руководителем (исполняющим обязанности руководителя) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, иного осуществляющего функции указанных органов органа или организации,

имеющего (имеющей) намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию.

К указанному заявлению прилагаются:

1) проект акта, которым предусматривается предоставление преференции, с указанием цели предоставления и размера такой преференции, если она предоставляется путем передачи государственного или муниципального имущества;

2) перечень видов деятельности, осуществляемых хозяйствующим субъектом, которому предполагается предоставить преференцию, в течение двух лет, предшествующих дню подачи заявления, а также копии документов, подтверждающих право на осуществление указанных видов деятельности (лицензии и т.п.);

3) наименование видов товаров, объем товаров, произведенных и реализованных субъектом, которому предоставляется преференция, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, с указанием кодов видов продукции (согласно ОКВЭД);

4) бухгалтерский баланс хозяйствующего субъекта по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления. Форма бухгалтерского баланса и состав включаемых в него сведений определяются в соответствии с Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н (ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [13]. К субъектам, не представляющим в налоговый орган бухгалтерский баланс, согласно положениям ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [14] относятся:

- индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности;

- находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством;

5) перечень лиц, входящих в одну группу лиц с субъектом, которому предполагается предоставить преференцию. Данный перечень предоставляется по форме согласно приложению № 8 к Приказу ФАС России от 16.12.2009 № 841;

6) нотариально заверенные копии учредительных документов хозяйствующего субъекта.

Если преференция предоставляется неопределенному кругу лиц, то к заявлению должна прилагаться пояснительная записка, обосновывающая обстоятельство, что преференция предоставляется не всем участникам товарного рынка, а только ее определенной части.

Все документы представляются на бумажном и электронном носителях. Документы, представленные на бумажном носителе, должны быть пронумерованы, прошиты и заверены подписью руководителя (исполняющего обязанности руководителя) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, иного осуществляющего функции указанных органов органа или организации, имеющего (имеющей) намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию или уполномоченного им лица. К заявлению должна быть приложена опись всех представленных документов.

Заявление, а также прилагаемые к нему документы должны быть представлены на русском языке. К документам, составленным на иностранном языке, должен быть приложен заверенный в установленном порядке перевод на

русский язык (с проставлением апостиля компетентного органа государства, в котором этот документ был составлен).

Согласно ч. 2 ст. 20 Закона о защите конкуренции Управление ФАС России, отдел территориального органа, осуществляющие контроль предоставления государственных или муниципальных преференций (ответственное структурное подразделение) рассматривает поданные заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и, в срок, не превышающий одного месяца с даты получения таких заявлений и документов принимают соответствующее решение. При поступлении заявления и прилагаемых к нему документов в ответственное структурное подразделение его руководитель в течение одного рабочего дня назначает ответственного исполнителя, который в течение 7 рабочих дней рассматривает поступившие заявление и прилагаемые к нему документы на предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства. С учетом положений ч. 3 и 4 ст. 20 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции уполномочен принять одно из следующих решений:

1) о возврате заявления по форме согласно приложению № 7 к Приказу ФАС России от 16.12.2009 № 841 - в случае представления заявления и (или) документов, не соответствующих установленным ч. 1 ст. 20 Закона о защите конкуренции требованиям. Возврат осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии такого решения, при этом заявление считается непредставленным. Срок для вынесения решения о возврате составляет 10 дней со дня получения указанного заявления и документов. При этом срок хранения антимонопольным органом представленных документов, в течение которого заявитель вправе истребовать их, составляет 14 дней с даты получения заявителем уведомления;

2) об отсутствии необходимости согласия антимонопольного органа по форме согласно приложению № 9 к Приказу ФАС России от 16.12.2009 № 841 -в случае, если в ходе рассмотрения заявления будет установлено, что действия, на осуществление которых в этом заявлении испрашивается согласие антимонопольного органа, не являются государственной или муниципальной преференцией. Срок для вынесения такого решения также составляет 10 дней. В день принятия такого решения антимонопольный орган уведомляет об этом заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении, прилагая к нему удостоверенную в установленном порядке копию указанного решения;

3) о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции по форме согласно приложению № 10 к Приказу ФАС России от 16.12.2009 № 841- если государственная или муниципальная преференция предоставляется в целях, указанных в ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции, и ее предоставление не может привести к устранению или недопущению конкуренции;

4) о продлении срока рассмотрения заявления по форме согласно приложению № 11 к Приказу ФАС России от 16.12.2009 № 841- если в ходе рассмотрения заявления будет установлено, что для принятия решения необходимо получить дополнительную информацию в связи с тем, что предоставление преференции может привести к устранению или недопущению конкуренции либо такая преференция не соответствует целям, указанным в ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции. По указанному решению срок рассмотрения этого заявления может быть продлен не более чем на 2 месяца;

5) об отказе в предоставлении государственной или муниципальной преференции по форме согласно приложению № 12 к Приказу ФАС России от 16.12.2009 № 841- если государственная или муниципальная преференция не соответствует целям, указанным в ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции, или ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции. В данном случае однако не ясно, каким образом антимонопольный

орган оценивает ситуацию на рынке и на каком основании делает вывод о том, что предоставление преференции может привести к ограничению конкуренции, т.к. ни Административный регламент ФАС России, ни Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 № 220 [15], не предусматривают процедуру проведения анализ рынка при принятии решения антимонопольным органом о даче согласия на предоставление государственных и муниципальных преференций;

6) о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции с введением ограничения в отношении предоставления государственной или муниципальной преференции по форме согласно приложению № 13 к Приказу ФАС России от 16.12.2009 № 841- если по результатам рассмотрения будет установлено, что для обеспечения соответствия государственной или муниципальной преференции целям, указанным в ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции, и уменьшения ее негативного влияния на конкуренцию необходимо введение ограничения в отношении предоставления такой преференции. При этом в решении в обязательном порядке указывается обоснование применения ограничений. К указанным ограничениям могут быть отнесены: предельный срок предоставления преференции; круг лиц, которым может быть предоставлена преференция; размер преференции; конкретные цели предоставления преференции; иные ограничения, применение которых оказывает влияние на состояние конкуренции. Конкретный перечень ограничений, устанавливаемых в отношении того или иного хозяйствующего субъекта, которому предоставляется преференция, определяется антимонопольным органом в месячный срок с даты предоставления преференции. При этом в случае вынесения решения о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции с ограничением заявитель обязан представить документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений.

Подготовленный исполнителем проект решения в течение 3 рабочих дней визируется руководителем ответственного структурного подразделения. Завизированный руководителем ответственного структурного подразделения проект решения направляется на подпись руководителю (заместителю руководителя) антимонопольного органа. Руководитель (заместитель руководителя) антимонопольного органа подписывает проект решения в течение 2 рабочих дней. В случае отсутствия достаточных оснований для принятия решения проект решения возвращается на доработку в ответственное структурное подразделение поручением руководителя (заместителя руководителя) антимонопольного органа. В случае необходимости доработки проекта решения срок доработки устанавливается в пределах общего срока рассмотрения заявления. Исполнитель осуществляет доработку проекта решения в срок не позднее чем за 5 рабочих дней до окончания срока рассмотрения заявления.

О принятии решения по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган уведомляет заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии указанного решения в течение одного рабочего дня с момента его регистрации.

Анализ процедуры предоставления государственных и муниципальных преференций свидетельствует о необходимости ее реформирования и развития. В этой связи следует согласиться с предложением В.А. Шипунова о замене согласительной процедуры на уведомительную, а также создания сайтов органов власти по размещению информации о «предоставленных преференциях и введении обязательной процедуры отчетности хозяйствующих субъектов по итогам использования преференций. Это позволит, с одной стороны, упростить процедуру получения преференций, с другой - сделать ее максимально прозрачной и гласной» [16. с. 22].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Закон. 1999. № 7.

Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3434; 2019. № 49. Ст. 6962. См.: Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" // Собрание законодательства РФ. 2017. № 52 (ч. 1). Ст. 8111.

Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина и др. М., 2003. С. 295.

Красевич М.С. Содержание преференций и их влияние на формирование правосознания // Проблемы в российском законодательстве. 2012. № 5. Вестник ВАС РФ. 2006. № 8.

Кайль А.Н., Агешкина Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" / СПС ГАРАНТ, 2016.

Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О защите конкуренции" (постатейный) / К.Н. Алешин, А.В. Андросенко, И.Ю. Артемьев и др.; отв. ред. И.Ю. Артемьев. М.: Статут, 2015. СПС Консультант Плюс, 2016.

Провалинский Д. И. Преференции как форма проявления правовых стимулов // Право: история, теория, практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). СПб.: Свое издательство, 2015.

Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 14.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 35.

Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7344; 2013. № 51. Ст. 6677.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 34;

2012. № 17.

Шипунов В. А. Антимонопольное регулирование предоставления государственных и муниципальных преференций // Бюджет. 2012. № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.