Научная статья на тему 'Особенности передачи прав на государственное и муниципальное имущество путем предоставления преференции'

Особенности передачи прав на государственное и муниципальное имущество путем предоставления преференции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
174
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО / ПРЕФЕРЕНЦИЯ / АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ОРГАН / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Адодина А.О.

В статье рассматривается порядок передачи прав на государственное или муниципальное имущество путем предоставления государственной или муниципальной преференции, также рассмотрен порядок дачи согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности передачи прав на государственное и муниципальное имущество путем предоставления преференции»

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕДАЧИ ПРАВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО ПУТЕМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРЕФЕРЕНЦИИ

© Адодина А.О.*

Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Москва

В статье рассматривается порядок передачи прав на государственное или муниципальное имущество путем предоставления государственной или муниципальной преференции, также рассмотрен порядок дачи согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции.

Ключевые слова государственное и муниципальное имущество, преференция, антимонопольный орган, конкуренция.

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» [1] (далее -Закон). По общему правилу указанной статьи заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения торгов. Исключениями из указанного правила являются случаи заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества, перечисленных в пунктах 1-16 части 1 статьи 17.1 Закона.

Так, из пункта 9 части 1 статьи 17.1 Закона следует, что переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлен без проведения торгов при заключении договоров в порядке, установленном главой 5 Закона, которой установлен порядок и условия предоставления государственных или муниципальных преференций.

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями (далее - органы или организации) отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имуще-

* Магистрант кафедры Предпринимательского и корпоративного права.

ства, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Петров Д.А. [см.: 2] относит предоставление государственных или муниципальных преференций к мерам предупреждения антиконкурентного поведения. На наш взгляд, точнее будет сказать, что скорее дача согласия антимонопольным органом на предоставление преференции относится к предупреждению такого поведения, поскольку само предоставление преференции является своеобразной государственной поддержкой или льготой, предоставляющей более выгодные условия осуществления хозяйственной деятельности лица, которому такая преференция предоставлена. При решении вопроса о даче согласия на предоставление такой государственной поддержки, антимонопольный орган, проверяет соблюдение порядка предоставления государственной или муниципальной преференции, в том числе соответствие целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона, а также устанавливает может ли предоставление такой преференции привести к устранению или недопущению конкуренции, другими словами антимонопольный орган осуществляет меры предупреждения антиконкурентного поведения.

В соответствии с частью 4 статьи 19 Закона государственной или муниципальной преференцией не является: 1) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, организованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд; 2) передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций; 3) закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; 4) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда; 5) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка.

Таким образом, как следует из Закона, передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества может быть реализована путем предоставления государственной или муниципальной преференции.

Следует отметить, что передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества путем предоставления государственной или муниципальной преференции может быть реализована исключительно в целях, поименованных в части 1 статьи 19 Закона, а именно для: 1) обеспечения жизнедеятельности населения в рай-

онах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 2) развития образования и науки; 3) проведения научных исследований; 4) защиты окружающей среды; 5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; 6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей; 7) развития физической культуры и спорта; 8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства; 9) производства сельскохозяйственной продукции; 10) социального обеспечения населения; 11) охраны труда; 12) охраны здоровья граждан; 13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 14) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; 15) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Передача прав в отношении государственного или муниципального имущества путем предоставления преференции в целях, не предусмотренных частью 1 статьи 19 Закона является нарушением антимонопольного законодательства. Так, в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012 по делу № А43-23508/2010 указано, что «администрация, являясь лицом, осуществляющим функции собственника муниципального имущества, передала муниципальное имущество в аренду отдельным хозяйствующим субъектам на цели, не поименованные в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, без проведения торгов (в приоритетном порядке), тем самым лишив иных лиц, занимающихся аналогичной деятельностью, права получить это имущество в пользование на тех же условиях» [3]. Указанным судебным актом установлена правомерность квалификации антимонопольным органом действий администрации по передаче муниципального имущества в аренду на цели, не поименованные в части 1 статьи 19 Закона, а также без проведения торгов, как несоответствующими части 1 статьи 15 Закона, то есть приводящими к ограничению конкуренции. Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 22.08.2012 по делу № А43-23508/2010 [4] данное постановление оставлено без изменения. Определением ВАС РФ от 16.11.2012 № ВАС-14476/12 [5] отказано в передаче дела № А43-23508/2010 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления.

Таким образом, как следует из судебных актов, действия лица, осуществляющего функции собственника муниципального имущества, по предоставлению муниципального имущества в аренду отдельным хозяйствующим субъектам без проведения торгов на цели, не поименованные в части 1 статьи 19 Закона, квалифицируются в качестве правонарушения, поскольку такие действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции, лишив иных

лиц, занимающихся аналогичной деятельностью, возможности получить данное муниципальное имущество в пользование на тех же условиях.

Более того, в соответствии с данными ФАС России [6, с. 132-133], основное количество нарушений антимонопольного законодательства, выявленных при контроле предоставления преференций, связано именно с передачей государственного и муниципального имущества без проведения торгов и в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона.

Государственная или муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 19 Закона.

Так, органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, направляют в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, которое оформляется по форме согласно Приложению № 5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 16 декабря 2009 г. № 841 [7] (далее - Административный регламент) с указанием цели и размера предоставления государственной или муниципальной преференции и подписывается руководителем (исполняющим обязанности руководителя) органа или организации, имеющего (имеющей) намерение предоставить преференцию. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные частью 1 статьи 20 Закона.

Следует отметить, что на практике встречаются случаи подачи в антимонопольный орган в составе одного заявления о даче согласия на предоставление преференции проекта (проектов) акта (актов), предусматривающих несколько случаев предоставления преференции одному хозяйствующему субъекту, однако это является ненадлежащим оформлением заявления. Поскольку на основании положений пункта 20 статьи 4, части 1 статьи 20 Закона, заявление о даче согласия на предоставление преференции и, соответственно, проект акта о предоставлении органом власти преференции должны подаваться в антимонопольный орган в отношении каждого случая предоставления имущественных льгот в отношении государственного или муниципального имущества [см. 8].

Отметим, что дача согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции является государственной функцией антимонопольного органа и не является государственной услугой, оказываемой в порядке установленном Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Порядок дачи согласия на предоставление преференции содержится в Административном регламенте.

При этом следует разграничить полномочия органов или организаций, имеющих намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию и антимонопольных органов при осуществлении действий, связанных с предоставлением государственной или муниципальной преференции.

Поскольку само принятие решения о возможности предоставления преференции конкретному хозяйствующему субъекту возложено на органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, то и проверка достоверности сведений и документов, представленных хозяйствующими субъектами, в отношении которых у органа власти имеется намерение предоставить преференцию, является обязанностью данного органа власти. А в обязанности антимонопольного органа в соответствии со статьей 20 Закона, входит проверка полноты представленных документов на соответствие требованиям, установленным частью 1 указанной статьи, определение соответствия преференции целям, установленным в части 1 статьи 19 Закона, а также определение возможности устранения или недопущения конкуренции в случае предоставления государственной или муниципальной преференции.

Результатом исполнения рассматриваемой государственной функции является, принятое антимонопольным органом в срок, не превышающий одного месяца с даты получения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, одно из следующих решений:

1) о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции;

2) о продлении срока рассмотрения этого заявления. Указанный срок не может превышать два месяца;

3) об отказе в предоставлении государственной или муниципальной преференции;

4) о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и введении ограничения в отношении предоставления государственной или муниципальной преференции.

В случае если антимонопольный орган принимает мотивированное решение о даче согласия на предоставление преференции и введении ограничений, то такими ограничениями могут являться предельный срок предоставления государственной или муниципальной преференции; круг лиц, которым может быть предоставлена государственная или муниципальная преференция; размер государственной или муниципальной преференции; цели предоставления государственной или муниципальной преференции; иные ограничения, применение которых оказывает влияние на состояние конкуренции.

При подаче заявления о даче согласия на предоставление преференции следует учитывать, что если антимонопольному органу в процессе кон-

троля за предоставлением и (или) использованием преференции станет известно о предоставлении органом власти в составе заявления о даче согласия на предоставление преференции недостоверных сведений, антимонопольный орган рассматривает такие действия на предмет наличия признаков административного правонарушения в соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [9].

Список литературы:

1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 31 (1 ч.). -Ст. 3434.

2. Петров Д.А. Конкурентное право: теория и практика применения: Учебник для магистров / Под общ. ред. В.Ф. Попондопуло. - М.: Юрайт, 2013. - 377 с.

3. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012 по делу № А43-23508/2010 [Электронный ресурс] // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.08.2012 по делу № А43-23508 / 2010 [Электронный ресурс] // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Определение ВАС РФ от 16.11.2012 № ВАС-14476/12 по делу № А43-23508/2010 [Электронный ресурс] // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fas.gov.ru/netcat_files/225/ 164/h_2271e43fe5c850d00d548b089288cc2e (дата обращения: 15.02.2015).

7. Приказ ФАС РФ от 16.12.2009 № 841 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.02.2010 № 16361) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 05.04.2010. -№ 14 (прил. 4-7, 8-13, 15-18 к Регламенту не приводятся).

8. Методические рекомендации по антимонопольному контролю за предоставлением государственных или муниципальных преференций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/netcat_files/File/ Razyasnenia_gos_mun_preferencii.pdf (дата обращения: 11.02.2015).

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1 (ч.1). - ст. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.