Научная статья на тему 'К вопросу о полномочиях органов власти на Алтае по предоставлению преференций бизнесу'

К вопросу о полномочиях органов власти на Алтае по предоставлению преференций бизнесу Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поспелов Степан Степанович

В статье подробно излагаются требования к оформлению и порядок предоставления относительно нового вида поддержки хозяйствующих субъектов - государственных и муниципальных преференций, а также дана информация об активности использования такой помощи в Алтайском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Поспелов Степан Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о полномочиях органов власти на Алтае по предоставлению преференций бизнесу»

публичная власть

Г ч

г/

и

Степан Степанович Поспелов, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, государственный советник РФ 2-го класса, почетный работник антимонопольных органов России, выпускник отделения переподготовки и повышения квалификации 2004 г., направление «Государственное и муниципальное управление»

В 2006 г. вступил в силу Федеральный закон РФ №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), которым впервые был введен совершенно новый для российского законодательства правовой институт «государственных и муниципальных преференций». В настоящее время нормы указанного института применяются в новой редакции Закона о защите конкуренции от 17.07.2009 г.

Целенаправленная работа российского законодателя по внедрению в отечественное законодательство данного правового института связана с заключением 24.06.1994 г. (о. Корфу) Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС (далее - Соглашение), ратифицированного Федеральным законом РФ от 25.11.1996 г. №135-Ф3. В соответствии с Соглашением стороны должны совместно определить «строгие правила» по предоставлению преференций некоторых видов, которые нарушают или угрожают нарушить конкуренцию в той мере, в которой это воздействует на торговлю между Россией и ЕС. В целях выполнения данного обязательства, а также учитывая намерения России о присоединении к Всемирной торговой организации, в Закон о защите конкуренции от 08.07.2006 г. была включена глава 5 «Предоставление государственных и муниципальных преференций».

1

В статье подробно излагаются требования к оформлению и порядок предоставления относительно нового вида поддержки хозяйствующих субъектов - государственных и муниципальных преференций, а также дана информация об активности использования такой помощи в Алтайском крае.

к вопросу о полномочиях

органов ВЛАСТИ на АЛТАЕ

по предоставлению преференций бизнесу

Основной целью указанного института является обеспечение законных оснований предоставления органами власти преимуществ на рынке, в том числе путем предоставления имущества отдельным хозяйствующим субъектам, снижение негативного воздействия от действий органов власти (органов местного самоуправления) на конкуренцию посредством специфической формы государственного контроля, обеспечение равенства участников рынка в доступе к ограниченным ресурсам.

В соответствии с Законом о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных структур органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

Преференциями могут быть:

- передача федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами мес-

тного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных структур органами или организациями хозяйствующим субъектам государственного или муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление без проведения публичных процедур;

- предоставление льгот по арендной плате.

Законом о защите конкуренции установлено, что государственные или муниципальные преференции могут предоставляться только в определенных целях (перечень исчерпывающий):

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) развития образования и науки;

3) проведения научных исследований;

4) защиты окружающей среды;

5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

7) развития физической культуры и спорта;

8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

9) производства сельскохозяйственной продукции;

10) социальной защиты населения;

> ■ «Я

алтайский вестник государственной и муниципальной службы

№ О

2010

11) охраны труда;

12) охраны здоровья граждан;

13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации целях.

При этом не являются государственными или муниципальными преференциями:

а) предоставление преимущества отдельному лицу в результате определенных федеральными законами действий уполномоченного органа, на основании вступившего в законную силу решения суда, по результатам торгов или иным способом, определенным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

б) закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

в) передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий и проведения контртеррористических операций;

г) предусмотренное законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год предоставление денежных средств (бюджетного кредита, субсидии, субвенции, бюджетных инвестиций) из бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующий год, местного бюджета на соответствующий год каждому лицу, которое обратилось с просьбой о предоставлении денежных средств и соответствует установленному в указанном законе или нормативном правовом акте требованию к виду деятельности

получателя и месту ее осуществления получателем.

В силу прямого указания в ч. 3 ст. 19 Закона о защите конкуренции преференции предоставляются с предварительного письменного согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

1) на основании федерального закона, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу.

Предоставление преференций осуществляется в следующем порядке (ч. 1-4 ст. 20 Закона о защите конкуренции):

1. Федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных структур органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом. К указанному заявлению прилагаются:

1) проект акта, которым предусматривается предоставление государственной или муниципальной преференции, с указанием цели предоставления и размера такой преферен-

ции, если она предоставляется путем передачи имущества;

2) перечень видов деятельности, осуществляемых и (или) осуществлявшихся хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, а также копии документов, подтверждающих и (или) подтверждавших право на осуществление указанных видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуются и (или) требовались специальные разрешения;

3) наименование видов товаров, объем товаров, произведенных и (или) реализованных хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов видов продукции;

4) бухгалтерский баланс хозяйствующего субъекта, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления, либо, если хозяйствующий субъект не представляет в налоговые органы бухгалтерский баланс, иная предусмотренная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах документация;

5) перечень лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, с указанием основания для вхождения таких лиц в эту группу (представляется по форме, утвержденной приказом ФАС России от 20.11.2006 г. №293 «Об утверждении

1

публичная власть

формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц»);

6) нотариально заверенные копии учредительных документов хозяйствующего субъекта.

2. Антимонопольный орган рассматривает поданное заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и документы и принимает одно из указанных в ч. 3 настоящей статьи решений в срок, не превышающий одного месяца с даты получения заявления (и документов). В случае представления заявления и (или) документов, не соответствующих требованиям, установленным ч. 1 настоящей статьи, антимонопольный орган в течение десяти дней со дня получения указанного заявления принимает мотивированное решение о несоответствии представленных заявления и (или) документов в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, и возвращает заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии такого решения. При этом срок хранения антимонопольным органом представленных документов, в течение которого заявитель вправе истребовать их, составляет четырнадцать дней с даты получения заявителем уведомления. В случае, если в ходе рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган придет к выводу о том, что действия, на осуществление которых в указанном заявлении испрашивается согласие антимонопольного органа, не являются государственной или муниципальной преференцией, антимонопольный орган в десятидневный срок с даты представления указанного заявления в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, принимает решение о том, что согласие антимонопольного органа на осуществление таких действий не требуется, о чем в день принятия такого решения извещает заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в уста-

новленном порядке копии указанного решения.

3. Антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, принимает одно из следующих мотивированных решений, о чем в день принятия указанного решения уведомляет заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии указанного решения:

1) о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция предоставляется в целях, указанных в ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона, и ее предоставление не может привести к устранению или недопущению конкуренции;

2) о продлении срока рассмотрения этого заявления, если в ходе его рассмотрения антимонопольный орган придет к выводам о том, что предоставление такой преференции может привести к устранению или недопущению конкуренции, либо о том, что такая преференция, возможно, не соответствует целям, указанным в ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона, и необходимо получить дополнительную информацию для принятия решения, предусмотренного п.п. 1, 3 или 4 настоящей части. По указанному решению срок рассмотрения этого заявления может быть продлен не более чем на два месяца;

3) об отказе в предоставлении государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция не соответствует целям, указанным в ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции;

4) о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и введении ограничения в отношении предоставления государственной или муниципальной преференции. Такое мотивированное

решение с обоснованием применения указанного в нем ограничения или ограничений принимается антимонопольным органом для обеспечения соответствия государственной или муниципальной преференции целям, указанным в ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона, и для уменьшения ее негативного влияния на конкуренцию. Ограничениями могут являться:

а) предельный срок предоставления государственной или муниципальной преференции;

б) круг лиц, которым может быть предоставлена государственная или муниципальная преференция;

в) размер государственной или муниципальной преференции;

г) цели предоставления государственной или муниципальной преференции;

д) иные ограничения, применение которых оказывает влияние на состояние конкуренции.

4. В случае, если решение о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции дано в соответствии с п. 4 ч. 3 настоящей статьи, заявитель обязан представить документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, перечень которых устанавливается антимонопольным органом, в месячный срок с даты предоставления государственной или муниципальной преференции.

Законом о защите конкуренции установлены следующие последствия нарушения порядка предоставления преференций.

В случае, если при осуществлении контроля за использованием государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, установит несоответствие ее использования указанным в заявлении целям, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, которому предоставлена такая преференция, федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных структур органам или организациям,

1

' ■ «Я

алтайский вестник государственной и муниципальной службы

№ О

2010

предоставившим такую преференцию, предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав, либо предписание о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, получившим государственную или муниципальную преференцию, при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена в иной форме.

Предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного гл. 5 Закона о защите конкуренции, является нарушением п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

С 22.08.2009 г. нарушение требований ст. 15 Закона о защите конкуренции образует административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.9 КоАП РФ, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 до 30 тыс. рублей.

В настоящее время действует Административный регламент ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственных и муниципальных преференций. В документе разработаны формы процессуальных документов, подлежащих применению в рамках прохождения процедуры получения согласования.

Так, регламент предусматривает представление всех документов на бумажном и электронном носителях. Документы на бумажном носителе должны быть пронумерованы, про-

шиты и заверены подписью заявителя или уполномоченного им лица. К заявлению должна быть приложена опись всех представленных документов.

В Алтайское краевое УФАС России за девять месяцев 2010 г. поступили заявления по следующим видам преференций (табл. 1).

По остальным разрешенным законом видам преференций заявлений не поступало.

Результаты рассмотрения заявлений представлены в таблице 2.

Преимущественно предоставление преференций выразилось в передаче объектов государственной (муниципальной) собственности в аренду (безвозмездное пользование) без проведения торгов, а также в применении понижающих коэффициентов при расчете арендной платы таких объектов.

Таблица 1

Цели предоставления государственных или муниципальных преференций Поступило заявлений

Развитие образования и науки 1

Проведение научных исследований 1

Защита окружающей среды 2

Развитие культуры, искусства и сохранение культурного наследия 6

Развитие физической культуры и спорта 2

Социальная защита населения 11

Охрана здоровья граждан 2

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства 15

Всего 40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Решения, принятые по итогам рассмотрения заявлений Количество

Удовлетворено 24

Удовлетворено с введением ограничения 6

Возвращено в связи с несоответствием представленного заявления и (или) документов требованиям ч. 1 ст. 20 Закона о защите конкуренции 7

Выдано уведомление о том, что согласие антимонопольного органа не требуется 2

Отказано 1

Всего 40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.