Вестник ПСТГУ
Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства
2012. Вып. 1 (7). С. 202-209
Првдначинательныш псалом Диакон Сергий Трубачев
С 1997 г. нами ведется работа по подготовке к изданию духовно-музыкального наследия незауряднейшего церковного композитора ушедшего XX века — диакона Сергия Зосимовича Трубачева (1919—1995), сына священномученика прот. Зосимы Трубачева и зятя погибшего на Соловках свящ. Павла Флоренского, признанного музыканта, дирижера и педагога, посвятившего значительную часть своей жизни церковному искусству. Из основного фонда музыкального архива композитора1, насчитывающего более 700 листов нотного текста, к настоящему времени изданы Песнопения Всенощного бдения и Божественной Литургии для хоров различных составов, Песнопения Литургии для мужского хора и Песнопения Архиерейского служения2, подготовлены к изданию Песнопения месяцеслова3, и в стадии подготовки находятся Песнопения Триоди Постной и Цветной, Песнопения треб и Духовные концерты.
В 2008 г. в наше распоряжение попали черновые тетради композитора, датированные 1983—1995 гг. В них обнаружились некоторые песнопения, не вошедшие в основной фонд, но представляющие ничуть не меньший интерес, как для исследователя, так и для исполнителя. Вниманию читателя предлагается одно из таких сочинений, публикуемое по карандашному авторскому автографу в черновой тетради 1987—1988 гг., — Предначинательный псалом Греческого распева в гармонизации для большого смешанного хора. Настоящая публикация служит необходимым дополнением к изданным еще до нашего знакомства с черновыми тетрадями о. Сергия Песнопениям Всенощного бдения, среди которых имеется лишь Предначинательный псалом Греческого распева в гармонизации для мужского хора4.
Необходимо заметить, что в русской композиторской музыке Х1Х—ХХ вв. Греческий распев в силу особенностей своей мелодической структуры занимает весьма важное место. Тот же Предначинательный псалом вдохновил на гармо-
1 Архив хранится в Доме-музее свящ. П. Флоренского в Москве.
2 Трубачев Сергий, диак. Полное собрание богослужебных песнопений в 2 томах (ПСБП). Т. I / сост., примеч., вступ. статья диак. М. Асмуса, Н. С. Асмус. М.: «Живоносный Источник», 2007.
3 Трубачев Сергий, диак. ПСБП. Т. II, кн. 1. / сост., примеч., вступ. статья свящ. М. Асмуса, Н. С. Асмус. М.: Фонд «Живоносный Источник», 2011.
4 ПСБП. т. I. с. 33-36.
низацию Н. И. Бахметьева, А. Ф. Львова, А. Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова, С. В. Рахманинова, Н. Н. Кедрова и др.
В своем духовно-музыкальном творчестве о. С. Трубачев также неоднократно обращался к Греческому распеву. Среди многочисленных гармонизаций этого распева особое внимание обращают на себя такие масштабные сочинения, как: О Тебе радуется, Тропари воскресны 3 и 5 гласов, Взбранной Воеводе, Дева днесь и др. К их числу относится и публикуемый ниже Предначинательный псалом для большого смешанного хора.
Во всех этих партитурах лучше, чем где бы то ни было, композитору удается раскрыть всю палитру гармонических и фактурных средств. Мастерски используются такие приемы, как передача мелодии из одного голоса в другой, педаль, выключение различных партий, создание внутренней двухорности. Несмотря на все многообразие используемых средств, партитуры звучат чрезвычайно легко, и мелодия распева проявляется рельефно.
Нужно отметить, что все эти приемы были в свое время введены в церковную музыку представителями «Нового направления». Несомненно, в своих гармонизациях Греческого распева о. Сергий использовал опыт предшествующих композиторов, однако в его синтезе звучит мощный самобытный трубачевский стиль, составляющий одно из величайших достижений русской духовной музыки XX в.
Публикация и комментарий Н. С. Асмус
Предначинательный псалом
(гармонизация греческого рдспевд) для Большого смешанного хорд
Дидкон С. 3- TрYБдчек
ЛИ - ЧИЛ - СЯ С СИ ЗС - ЛО.
55
ДИ. Вся прс - ту дрос 1 •и ■ ю со - тво - рил с СИ,
J =
ДИ. В| :я п рс - «V дрос-ти Ю ( :о - тво - рил с си, п О
^ ДИ. Вся п рс - ту дрос-ти - ю с ^^^ 1 :о - тво - 1 л рил о-У , с СИ, о
в< ся п рс - «V дрос-ти - Ю ( :о - тво - рил~ с си,