В странах Западной Европы и США общепринятым является мнение о том, что экологическое образование не может рассматриваться как самостоятельный, независимый предмет, ибо по самой своей сути оно является результатом некоторого согласования структуры и содержания всех преподаваемых дисциплин.
Использованные источники:
1. О.И. Кобзарь, Т.В. Хахалкина. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. г. Томск, 2-3 ноября 2006 г. Под ред. О.И. Кобзарь, Т.В. Хахалкиной . 234 е., 2006
2. Хуррамов И. А. Проблемы экологического образования и воспитания на примере мирового сообщества // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 493-496.
Орлов С.А. преподаватель Дальневосточный технический колледж
магистрант Школа педагогики ДВФУ Капранов Г.А., к.п.н.
доцент кафедра педагогики Школа педагогики ДВФУ ПРЕДМЕТНЫЙ САЙТ И ЕГО ФУНКЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ
В современном учебном процессе все большее значение приобретает использование информационных технологий. Сегодня в сфере образования явно наблюдается тенденция внедрения подобных технологий всюду, начиная от средних школ, заканчивая высшими учебными заведениями.
В то же время у многих преподавателей нет достаточных представлений об этих технологиях и новых возможностях, которые они представляют. Поэтому становится актуальным описать некоторые формы информационных технологий (в нашем случае - предметный сайт) которые могут быть применены в процессе среднего профессионального образования и их возможные функции.
Предметный сайт при своей работе способен обеспечить реализацию сразу нескольких целей, а именно:
• предоставление обучающимся электронных версий изучаемого материала;
• интерактивное взаимодействие обучающихся и преподавателя;
• предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала;
• оценку их знаний и навыков, полученных в процессе работы с
представленными на сайте материалами.
При организации сайта необходимо иметь в виду, что в учебном процессе важна не информационная технология сама по себе, а то насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей. Выбор материалов, организации информации, используемого оформления на сайте должен определяться содержанием, а не технологическими требованиями. Из выше изложенного мы можем сделать вывод, что при организации сайта в первую очередь необходимо определиться с функциями, возлагаемыми автором на вновь создаваемый сайт, которые и определят технологию используемые при его создании, состав компонентов.
В статье будет сделана попытка привести перечень возможных функций предметного сайта, с точки зрения автора, при этом необходимо заметить, данный перечень не претендует на звание исчерпывающего и может быть расширен.
Имиджевая функция - или функция само презентации, создавая предметный сайт, преподаватель переходит из категории пользователей интернета в категорию его создателей. Соответственно у студентов создается образ технически грамотного всесторонне развитого специалиста, владеющего современными средствами информационно-коммуникационных технологий для улучшения качества образовательного процесса.
Функция электронной библиотеки - использование данной функции упрощает доведение до студентов таких элементов учебного процесса как:
• оперативное размещение оперативных сообщений по учебному процессу, в т.ч. сообщений об обновлении методических и контрольно-оценочных материалов, проведении контрольных, зачетов, консультаций;
• обеспечить доступ как свободный, так и ограниченный к методическим материалам, и вспомогательным методическим средствам, представленным в электронном виде (образцы, шаблоны, программы).
В настоящее время широко распространяются облачные технологии, которые позволяют обеспечить доступ студентов к учебным файлам любого размера. На сайте отображаются ссылки публичного доступа к помещенным в облачные хранилища электронным изданиям, программам и т.д. размещение которых непосредственно на сайте невозможно вследствие ограничений налагаемых хостингами (серверами и сервисами, предоставляющими доменные имена и платформы для создания сайтов) на размер информации в хранилищах.
Функция дистанционного консультирования обучающихся -формирует возможности консультации студентов по вопросам конкретной дисциплины как в онлайн режиме (режим реального времени), так и в режиме конференции. Студент вопросы, а преподаватель оперативно отвечает на них. Преимущество такого режима в том, что полученные ответы становятся доступны всем обучающимся работающим с данным преподавателем, что позволяет исключить повторение вопросов. В
последнее время получили распространение так называемые мобильные мессенджеры, наследники ранее широко распространенной программы мгновенных сообщений ICQ, перенесенные на мобильные платформы смартфонов (к ним относятся WhatsApp, Telegram), которые позволяют преподавателю и студентам находится в постоянном контакте даже при отсутствии доступа к компьютерам. Это означает, что преподаватель, используя смартфон под управлением операционных систем Android или iOS могут через группы либо в индивидуальном порядке быть на оперативной связи через данные программы и обмениваться со студентами видео, фото, текстовыми сообщениями в рамках дополнительного консультирования их.
Функция электронного семинара - где и преподаватели, и обучаемые в неформальной обстановке могут общаться по ключевым, сложным вопросам изучаемого материала (организуется в виде форума по изучаемой дисциплине). Например, обсуждение дополнительных вопросов, которые не успели обсудить во время занятий из-за дефицита учебного времени, т.е. обсуждение данных вопросов не является прямой дидактической целью занятия, но их обсуждение позволит студентам более полно понять изучаемую тему (как пример - юридические аспекты, случаи из производственной практики и т.д.).
Функция поиска информации - позволяющая быстро найти нужный материал по ключевому слову, как на самом сайте, так и на других сайтах расположенных в интернете. Механизм поиска может быть как разработанным самостоятельно или использоваться встроенный в систему хостинга (платформа на которой расположен сайт) в виде стандартных шаблонов, так и использовать механизмы таких известных поисковых машин, такие как Google, Yandex, Rambler. Данная функция может использоваться как для поиска дополнительных материалов по изучаемым темам, так и для поиска решений заданных заданий.
Функция организации самостоятельного учебного процесса -предметный сайт дает возможность размещать домашние задания на длительный период вперед, что позволяет решить сразу несколько задач в рамках данной функции,
• дисциплинирует студентов;
• дает преподавателю возможность оценить объем и типы задаваемых заданий и распределить их в соответствии с требованиями учебного плана дисциплины;
• прививает студентам навыки расставлять приоритеты и планировать свое время в условиях множественных задач, тем самым заранее готовя их к работе в профессиональной сфере и развивая в них соответствующие компетенции;
• учитывает личностные особенности студентов и их стиля учения (некоторым нужно знать задания заранее, нужно больше времени для выполнения задания и т.п.).
Контрольно-оценочная функция - включающая в себя автоматизированное проведение контрольно-оценочных мероприятий: рейтингов, контрольных опросов, зачетов, тестов. Результаты опросов запоминаются в БД, а специальные процедуры автоматизированной оценки позволяют получить индивидуальные и групповые итоги опросов, а также передать информацию выше на кафедру и отделение. Дополнительно происходит накопление данных результатов опросов на протяжении работы сайта, и формирования статистической базы по данным опросам, для прослеживания динамики и использования ее в корректировке и совершенствовании учебного процесса на основании полученной информации и ее статистического анализа.
Статистическая функция - помогает в организации сбора статистический информации путем опроса мнений посетителей сайта по заданным вопросам. Такие вопросы формулируются преподавателем предварительно, и им задается перечень возможных ответов. Полученная, в результате статистического опроса информация может также использоваться при совершенствовании учебного процесса и для повышения комфортности использования сайта пользователями. Информация может быть накоплена в базе данных сайте и использоваться при статистическом анализе работы преподавателя в дальнейшем, а также повторяя данные опросы с определенным интервалом времени, можно получить динамическую картину учебного процесса по тем или иным вопросам.
Функция кураторской работы - если преподаватель является куратором группы, то через данную функцию он может осуществлять связь со старостами групп и студентами. С помощью данной функции преподаватель может разместить в специальном разделе сайта объявления о смотрах группы, осветить их результаты, консультировать обучающихся курируемой группы по учебным и другим вопросам, которые им важны. Проводить работу с отстающими студентами. Кроме этого осуществляет информирование дипломников о предзащите, объявляет время консультаций, освещает процентовку выполнения дипломных проектов.
Функция инновационного внедрения - предметный сайт и внедряемая с первого занятия культура его использования обеспечивают высокую гибкость процесса обучения, позволяют быстро вводить и апробировать новые форматы организации учебного процесса, экспериментировать с разными видами заданий и формами их предоставления, формировать и укреплять обратную связь и групповое взаимодействие с обучающимися. Организовать работу с обучающимися по внедрению новых информационных продуктов, новых информационных технологий (например, для студентов строителей технологию BIM -информационная модель здания), которые могут существенно повысить уровень компетентности студентов как будущих специалистов, а также помочь им при написании курсовых и дипломных проектов.
Без четкого понимания, зачем нужен предметный сайт и какими функциями он будет наделен, невозможно создать качественный продукт который послужит достижению собственно образовательных целей, для которых он и создавался. В данной статье сделана попытка рассмотреть некоторые из основных функций, которые могут быть положены в основу при выборе компонентов создаваемого предметного сайта, а также приведены краткие описания данных функций.
Использованные источники:
1. «O стратегии развития образования и науки в свете основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации». Постановление Российского союза ректоров № 1 от 25.10.2004// Официальные документы в образовании. 2005. № 1. с. 19-22.
2. Левкин Г.Г., Глухих В.Р., Базилевич С.В. Организация дистанционного обучения в профессиональной переподготовке. Аспекты использования социальных сетей, электронного учебника и учебного сайта в дополнительном образовании ISBN: 978-3-659-11751-0 Саарбрюкен 2012 г. - 65с.
3. Кречетников К. Г. Теоретические основы создания креативной обучающей среды на базе информационных технологий для подготовки офицеров флота. В.: Изд-во Дальневосточного Государственного Университета, 2001. - 360с.
4. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 3. Дистанционное обучение: Учебное пособие. В.: Изд-во Дальневосточного Государственного Университета, 2004. - 150с.
5. Забузов О. Н. Веб-сайт как средство повышения педагогической эффективности изучения учебной дисциплины. ISSN: 2411-1473 Журнал «Современные информационные технологии и ит-образование» Т. 1 № 6 Год: 2010 с. 253-255
6. Левина Л.М., Лукманова О.Б. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов первого курса бакалавриата с помощью учебного веб-сайта УДК 378.147.88 «Инновации в образовании» Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013 № 6 (1) с. 20-26.
7. Большаков С. А. Концепция построения сайта преподавателя университета ЭНТИ Наука и образование 77-30569/281085 # 11, ноябрь 2011 http://www.technomag.edu.ru/doc/281085.html