Научная статья на тему 'Предметные средства формирования экологической ответственности у студентов при изучении курса "Экология"'

Предметные средства формирования экологической ответственности у студентов при изучении курса "Экология" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ / СРЕДСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ОБУЧЕНИЕ / ENVIRONMENTAL SITUATION / MEANS / ENVIRONMENTAL RESPONSIBILITY / STUDENTS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макшеева Анна Ивановна

В статье предлагаются профессиональные ситуации, формирующие у студентов экологическую ответственность на конкретном практико-ориентированном содержании обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макшеева Анна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subject Means of the Students' Environmental Responsibility Forming When Studying the Course of Ecology

The article presents several professional situations designed to form students' environmental responsibility on the basis of practice-oriented educational content.

Текст научной работы на тему «Предметные средства формирования экологической ответственности у студентов при изучении курса "Экология"»

УДК 75.9 ББК 549.4

Макшеева Анна Ивановна

преподаватель кафедра экологии и природопользования Волжский государственный инженерно-педагогический университет

г. Волжский Maksheyeva Anna Ivanovna Lecturer

Chair of Ecology and Environmental Management Volzhski State Engineering-and-Pedagogical University Предметные средства формирования экологической ответственности у

студентов при изучении курса "Экология"

Subject Means of the Students’ Environmental Responsibility Forming When

Studying the Course of Ecology

В статье предлагаются профессиональные ситуации, формирующие у студентов экологическую ответственность на конкретном практикоориентированном содержании обучения.

The article presents several professional situations designed to form students’ environmental responsibility on the basis of practice-oriented educational content.

Ключевые слова: экологические ситуации, средство, экологическая ответственность, студенты, обучение.

Key words: environmental situation, means, environmental responsibility, students, education.

Курс «Экология» является одной из основных дисциплин, обеспечивающих развитие экологического сознания студентов и формирование их профессионально-экологической ответственности. Для этого содержание курса «Экология» должно соответствовать современному уровню теоретических знаний и давать студентам систему знаний о законах, действующих в системе «человек-общество-природа», расширять представления о месте человека в биосфере Земли, о направлениях и путях развития эволюции человека и биосферы Земли; учить использовать приобретенные в результате обучения природоохранные знания в своей профессиональной деятельности, направленные на достижение более высокого уровня выживания человека в условиях экологического кризиса и необходимости перехода на путь устойчивого коэволюционного развития цивилизации и природы. В этом случае, как мы полагаем, в результате преподавания курса «Экология» у студентов выработается активная жизненная

позиция, повышается качество подготовки социально активного специалиста, обладающего целостным мировоззрением. Это, в свою очередь, формирует возможность будущих специалистов оценивать последствия принимаемых ими профессиональных решений, острее ощущать свою экологическую ответственность за сохранение жизни на нашей Земле и реализации стратегии перехода человечества и природы на путь коэволюции.

Задачами курса “Экология” были следующие:

• овладение теоретическими основами экологических знаний в рамках программы курса, которые способствуют формированию экологического сознания, экологической культуры, профессиональноэкологической ответственности;

• разработка и проведение деловых игр, семинаров, «круглых столов»;

• применение экологических умений в выборе способа решения учебноэкологических ситуаций, в выполнении творческих заданий.

Курс «Экология» включает в себя: лекционные курсы по пяти модулям, практические занятия и самостоятельную работу студентов с мониторинговым сопровождением.

Наименование модуля Практические занятия Самостоятель- ная работа Мониторинг

Основы экологической культуры Круглый стол «Почему необходимы каждому члену общества экологическая культура и экологическое образование?» - Экологическое образование в России - Экологическое образование в других странах 1. Определение ценностных ориентаций студентов (методика диагностики В.А.Ясвина) 2. Экологическое эссе «Я и экология» 3. Экологический манифест

Природный мир Семинар «Биоразнообразие в природе как важнейший природный ресурс для выживания человека» - концепция экосистемы: природные экосистемы -открытые самоорганизующ иеся системы - моделирование в 1. Определение понимания студентами устойчивого развития природных систем 2. Тестовые задания 3. Экологический кроссворд

экологии. Модели популяционного, биоценотического и экосистемного уровней

Биосфера Деловая игра «Роль биосферы в жизни общества и каждого человека» - Концепция устойчивого развития в рамках глобальных экологических форумов (Рио-де-Жанейро, 1992 г., Йоханнесбург, 2002) - Экологическая доктрина РФ 1. Осознание ценности биосферы как глобальной экосистемы «Биосфера - наш дом» 2. Устойчивое развитие биосферы

Роль человека в биосфере Творческое задание Экологические ситуации Работа над плакатом. Защита плаката Техногенные катастрофы и стихийные бедствия ХХ-ХХ1 вв. 1. В творческом задании проявлялось осознанное отношение к природе и миру в целом 2. Определение установок на природоохранную деятельность (методика диагностики В.А.Ясвина)

Экология человека Обмен опытом «Я -мое здоровье -экология» Экологический оптимум среды обитания человека (в т.ч. в Нижегородской области) 1. Тестовые задания 2. Осознание взаимосвязи здоровья человека и состояния окружающей природной среды

Оценка студентами качества обучения

Современная экология рассматривает вопросы о роли и месте человека в системе природных взаимоотношений, о путях эволюции природы и человека, эволюции общества, ответственности человека за природу. Эти научные смыслы и формируют экологическое сознание студентов.

С ЦЕЛЬЮ ВЫЯСНЕНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ НАМИ БЫЛ ПРОВЕДЕН АНКЕТНЫЙ ОПРОС СТУДЕНТОВ ВОЛЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА.

АНКЕТА готовности к обучению (%)

Вопрос Вариант ответа

1. Кем является человек по отношению к природе:

1.1. главный загрязнитель 30,8

1.2. потребитель 68

1.3. равнодушный наблюдатель 2,2

2. Что для Вас окружающий мир

2.1. место для отдыха 23

2.2. природный ресурс для получения материальных благ 50,6

2.3. источник опасности для здоровья 2,2

2.4. объект охраны 24,2

3. Как Вы оцениваете состояние окружающей природной среды в нашем городе:

3.1. хорошее

3.2. удовлетворительное 39

3.3. неудовлетворительное 54

3.4.катастрофическое 7

4. Кто должен осуществлять природоохранные мероприятия:

4.1. правительство России 6,6

4.2. власти города и области 37,4

4.3. промышленные предприятия

4.4. каждый житель города, в том числе и я 66

5. Что надо делать в первую очередь, на Ваш взгляд:

5.1. внедрение энергосбережения

5.2. снижение загрязнения окружающей среды до нуля 66

5.3. использование отходов как вторичный материальный ресурс 31

5.4. исключение опасности для здоровья человека 3

6. Хотите ли Вы сейчас что-то сделать для улучшения качества природной среды:

6.1. да 37,2

6.2. нет

6.3. не определился 8,8

6.4. да, но не знаю что 54

Результаты анкетирования показали, что студенты слабо ориентированы на профессионально-экологическую деятельность; в значительной мере преобладали прагматическое и утилитарное отношение к природе (75% респондентов); отмечался низкий уровень экологического сознания (2,5%

респондентов) и, как следствие, низкая степень индивидуальной профессионально-экологической ответственности у студентов.

Но, с другой стороны, у студентов отмечались обеспокоенность состоянием окружающей природной среды (77,5% опрошенных оценили состояние окружающей природной среды как катастрофическое и неудовлетворительное) и желание изменить (улучшить) качество окружающей природной среды (90% опрошенных). Таким образом, очевидна необходимость формирования экологического сознания, профессионально-экологической ответственности у студентов через осознание предметного содержания экологических дисциплин.

Далее студентам было предложено решение учебно-экологических ситуаций для изучения потенциальных умений и навыков будущих специалистов в выборе способа решения экологических ситуаций. Полученные данные анализировались не только с точки зрения наличия умений и навыков по использованию законов логики, но и с точки зрения наличия у обучаемых умений и навыков природоохранной деятельности.

Учебно-экологическая ситуация

Экономия энергии и ресурсов не решает всех проблем развития человечества. Жизнь на Земле будет невозможна, если не сокращать количество загрязнителей. Выскажите свои соображения, как уменьшить загрязнение среды промышленными отходами. Почему на более чистое производство расходуется больше энергии? Почему для решения этой проблемы недостаточно внедрения малоотходных технологий? Какую роль в решении этой проблемы решает экологическая политика государства? Экономические механизмы («зеленый налог»)? Мониторинг за выбросом вредных веществ в окружающую среду? Как бы Вы стали решать проблему борьбы с мусором в большом городе, таком, например, как г. Н.Новгород?

Ответы студентов:

«Чтобы уменьшить загрязнение среды промышленными отходами нужно сократить количество загрязнителей, внедрить малоотходные технологии, уменьшить выброс вредных веществ в окружающую среду, закрыть старые заводы» (Клюева О., гр. ЭУ-05).

«На более чистое производство расходуется больше энергии, так как они работают на электроэнергии. Экологическая политика государства в решении этой проблемы играет большую роль, т.к. выделяет средства для покупки новых технологий» (Кошкина С., гр. ЭУ-05).

«Зеленый налог» и мониторинг очень нужны в стране и надо более ужесточить меры принятия этих решений» (Панова К., гр. ЭУ-05).

Показатели, по которым оценивались ответы, следующие: правильность решения; рациональный выбор совокупности действий, направленных на использование логических операций; выбор наиболее оптимального решения. С помощью дополнительных показателей оценивался и творческий поиск способа решения учебно-экологической ситуации, выдвижение нескольких способов ее решения; владение творческими способами деятельности.

Результаты мониторинга засвидетельствовали тот факт, что студенты имели общее представление о сущности ситуации, ни с ее структурой, ни с алгоритмом решения они были незнакомы. Значительная часть обучаемых затруднялась выдвинуть несколько способов решения. Результаты позволили констатировать низкий уровень показателя формирования у большей части будущих специалистов представлений о способах выбора решения учебноэкологических ситуаций.

Использование экологических ситуаций является простым, но важным методом преподавания. Учебно-экологические ситуации помогают студентам анализировать экологическую информацию и сформировать у себя самостоятельность, индивидуальный вектор движения, творчество.

Таким образом, главной целью экологического образования должно быть формирование у обучающихся экологического сознания, экологической ответственности.

Экологическое сознание можно рассматривать как один из базовых элементов мировоззрения. Это широкое определение экологического сознания требует формирования частных определений этого понятия в зависимости от того, какой аспект взаимоотношений человека с внешней средой рассматривается в данный момент.

Поэтому очень важна при обучении курсу «Экология» позиция преподавателя, ориентированная на усиление нравственно-экологического потенциала студентов в интересах устойчивого развития.

В системе методических, организационных средств обучения студентов нами были выделены в качестве наиболее эффективных следующие:

• учебно-экологические ситуации;

• семинары;

• “круглые столы”, дискуссии;

• творческие задания.

Примеры творческих заданий:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ

Люди мира на минуту встаньте!

Слышите, слышите звучит со всех сторон Это раздается на планете Траурный Природы громкий стон!

Берегите люди нашу Землю!

Ведь она у нас всего одна!

Чтобы дети наши жизнь земли познали,

Чтобы чистым воздухом дышали,

И водою чистой Землю орошали,

Чтобы царила в мире красота!

Сергачева, Маркова, Коровникова гр. ПВ-06

КРОССВОРД

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

5. Процесс эксплуатации природных ресурсов для удовлетворения потребностей человека. 7. Единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания. 9. Организмы, способные к фотосинтезу и являющиеся в пищевой цепи созидателями органических веществ. 10.Подвижное равновесное состояние какой-либо системы,

сохраняемое путем ее противодействия, нарушающим это равновесие внешними и внутренними факторами.

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1. Участок земной поверхности (суши или водоема) с одинаковыми условиями среды. 2. Наука об отношениях организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. 3. Совокупность особей одного вида, занимающая определенное пространство и воспроизводящая себя в течении большого числа поколений. 4. Организмы, разлагающие остатки растений и человека. 6. Организмы, питающиеся готовыми веществами. 8. Совокупность растений, животных, грибов и микроорганизмов, населяющих данный участок суши или водоема и характеризующихся определенными отношениями между собой и окружающей средой.

Таким образом, процесс обучения по модулям с формулированием проблемы по каждому модулю совместно со студентами и совместного выбора возможного пути решения проблемы протекает более успешно и позволяет формировать экологическую позицию студента, ориентированную на устойчивое развитие.

Формированию экологической позиции, экологического сознания, экологической культуры, экологической ответственности у студентов способствуют лекции, семинары, учебно-экологические ситуации, «круглые столы», творческие задания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Дерябо С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 1999. - 310 с.

2. Лихачев Б. Т. Экология личности // Педагогика. - 1993. - № 2. - С. 19-23.

3. Романова К. А. Витагенная модель профессионально-экологического образования. -Н.Новгород: Изд-во ВГИПА, 2005. - 360 с.

Bibliography

1. Deryabo, S.D. Ecological Psychology: Diagnostics of Environmental Consciousness / S.D. Deryabo. - Moscow: Publishing House of Moscow Psych.-Soc. Inst., 1999. - 310 p.

2. Likhachev, B.T. Personality’s Ecology / B.T. Likhachev // Pedagogy. - 1993. - № 2. - P. 19-23.

3. Romanova, K.A. Vitagene Model of Professional-and-Environmental Education / K.A. Romanova. - N. Novgorod: Publishing House of HSIPA, 2005. - 360 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.