Научная статья на тему 'ПРЕДМЕТНО-ОРУДИЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА'

ПРЕДМЕТНО-ОРУДИЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
928
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА / ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДМЕТНО-ОРУДИЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Байгузина И.Э.

В данной статье рассматривается ведущий тип деятельности детей раннего возраста. Также автором представлена характеристика раннего возраста детей с точки зрения разных психологических подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕДМЕТНО-ОРУДИЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

П

Е

Д

А Г О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

И.Э. Байгузина

ПРЕДМЕТНО-ОРУДИЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматривается ведущий тип деятельности детей раннего возраста. Также автором представлена характеристика раннего возраста детей с точки зрения разных психологических подходов.

Ключевые слова: дети раннего возраста, ведущая деятельность, предметно-орудийная деятельность, психологические подходы.

Основной вид деятельности ребенка раннего возраста - это совместно-орудийная со взрослым предметная деятельность. Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. При этом взрослый показывает пример действия с предметом, а ребенок пытается выполнить те же действия самостоятельно. Активное овладение предметами не означает, что ребенок не развивается в других областях. Посредством ведущей деятельности ребенок учится общаться со взрослыми развивает мышление, память, речь.

Представим характеристику раннего возраста детей с точки зрения разных психологических подходов.

Бихевиорист Дж. Уотсон считал, что воспитание должно основываться на научных исследованиях детей, а психологический уход за ребенком важнее, чем физический, поскольку первый формирует характер [3].

В психоанализе теория З. Фрейда содержит идею развития, т.е. качественно своеобразных и закономерных этапов становления психики. Ранний возраст рассматривался как анальная стадия развития ребенка. В этом возрасте ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает здесь конфликтный характер [1].

© И.Э. Байгузина, 2023.

С точки зрения гештальт-подхода поведение ребенка раннего возраста можно назвать полевым, так как им управляют предметы, имеющие для ребенка чрезвычайно притягательную силу. Ученые пришли к выводу, что ведущим психическим процессом, который фактически определяет уровень развития психики ребенка, является восприятие. Именно от того, как воспринимает ребенок мир, доказывали психологи, зависят его поведение и понимание ситуации [11.

В культурно-исторической теории Л.С. Выготский предложил рассматривать новое понятие "психологический возраст". Каждому психологическому возрасту присуща своя социальная ситуация развития. В раннем возрасте это "ребенок-предмет-взрослый". Также в структуру психологического возраста входит образ жизни ребенка, в котором развиваются возрастные новообразования-это результаты, продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития [3].

Другой советский ученый Д.Б. Эльконин в своей периодизации детского психического развития использовал понятие ведущая деятельность, как критерий обозначения психологического возраста. Ведущая деятельность детей раннего возраста является совместно-орудийная со взрослым предметная деятельность. Взрослый для ребенка раннего возраста - это прежде всего соучастник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность партнера.

Наше исследование было направлено на определение уровня сформированности изучаемой ведущей деятельности на этапе раннего детства детей.

В исследовании был проведена методика №3 по разборке и складыванию матрешки [2].

Цель исследования: выявить уровень сформированности предметно-орудийной деятельности у детей раннего возраста. В исследовании принимали участие пятеро детей в возрасте от 2 лет 3 месяцев до 2 лет 8 месяцев. Каждому ребенку была предложена двухсоставная матрешка, и адресована просьба её раскрыть. Если ребенок не начинал действовать, исследователь раскрывал матрешку и предлагал собрать ее. Если ребенок не справлялся самостоятельно, проводилось обучение (снова показ разборки и складывания матрешки). В результате исследования оценивалось принятие ребенком задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, понимание указательного жеста, наличие соотносящих действий, результат. Оценка результата происходило по 4-х бальной шкале.

Четверо из детей получили по 4 балла, что означает - дети сразу приняли и поняли задание; выполнили его самостоятельно; отмечалось наличие соотносящих действий; заинтересованы в конечном результате. Один ребенок получил 3 бала - он принял и понял задание, но выполнил его после помощи взрослого (речевая инструкции); понял, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывал матрешку.

В результате проведенной исследовательской работы мы пришли к выводу, что все дети имеют высокий уровень развития предметно-орудийной деятельности. Дети испытывали интерес к заданию во время эксперимента. Им важен был конечный результат и похвала от выполненного задания. Отклонений не выявлено. Можно отметить, что дети успешно справились с заданием, потому что на период исследования их возраст был близок к границе дошкольного, поэтому навык предметно -орудийной деятельности у них был хорошо сформирован.

К концу года жизни дети раннего возраста уже умеют обращаться с некоторыми игрушками: могут нанизать колечко пирамидки на ее стержень, положить кубик на кубик, покатать машинку и пр. На втором году жизни и на протяжении всего раннего возраста складывается особый вид действий с предметами, основанный на их использовании в соответствии с культурным назначением. Смысл орудийных действий дети не могут понять самостоятельно, его открывает для него взрослый. На третьем году жизни продолжается освоение детьми окружающего предметного мира. Теперь для низ важен конечный правильный результат, что было подтверждено в ходе нашего исследования.

Библиографический список:

1.Марцинковская Т.Д. История детской психологии: [Текст]/ Т.Д. Марцинковская/ Учебник для студ. пед. вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. -272 с.

2.Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей» [Текст]/ Е. А. Стребелева - 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004.-164 с.

3.Шаповаленко И.В. Возрастная психология [Текст]/ И.В. Шаповаленко Психология развития и возрастная психология. — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

БАЙГУЗИНА ИЛОНА ЭЛЬМАРОВНА -магистрант, Высшая школа педагогики, психологии и физической культуры ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.