Организация коррекционно-педагогических занятий по формированию предметных действий у детей раннего
возраста
с функциональными нарушениями здоровья
Чарыкова А. А.,
психолог НЦЗД,
Москва, Россия
Аннотация. Статья знакомит читателя с результатами анализа данных комплексного медико-психолого-педагогического изучения состояния здоровья и психического развития детей раннего возраста, а также с особыми образовательными потребностями детей с отклонениями здоровья и, как следствие, задержкой темпа психического развития. Показана роль предметных действия в психическом развитии ребенка, особенности их становления у детей с функциональными нарушениями здоровья. Освещены основные направления коррекционно-педагогической работы с учетом дифференцированного подхода к обучению в зависимости от темпа психического развития ребенка. Даны рекомендации по организации педагогической работы с семьей.
Ранний возраст является наиболее важным этапом онтогенеза, определяющим дальнейший ход психического развития индивида. На первом году жизни у ребенка начинается формирование сложных функций мозга; происходит становление сенсорных систем и восприятия, сенсорная сторона восприятия постепенно соединяется с моторной, что является основой предметной деятельности; вырабатываются и объединяются в цепи дифференцированные движения, созревает статический механизм, которые обеспечивают стояние без опоры и навык ходьбы; появляется возможность регуляции своего поведения; развиваются механизмы речи - голосовые реакции и сочетательные двигательные реакции на слова взрослых. Особенно важным достижением к концу первого года жизни являются предметные действия, оказывающие непосредственное влияние на процесс становления мышления (Фигурин Н.Л., Денисова М.П., 1949, с.100).
Освоение действительности детьми происходит поэтапно, а умение воспроизводить действия вслед за взрослым является основой развития предметной и других видов деятельности, а также целенаправленного социального поведения.
Известно, что присвоение и обобщение практического опыта действий с предметами у ребенка происходит в процессе целенаправленного эмоционально-развивающего общения взрослым. В ходе ситуативно-делового сотрудничества ребенок перенимает от взрослого результативные способы действий с предметом и познания окружающей среды. Взрослый направляет психическую активность ребенка и организует его взаимодействие с внешним миром, оптимизируя этот процесс. Создает условия для достижения ребенком положительного результата от взаимодействия с предметным миром и ощущения им чувства удовольствия от процесса познания и целенаправленной психической активности. Способствует расширению практического опыта и объема различной сенсорной информации, освоению более совершенных способов познания и коммуникации (Лехтман - Абрамович Р.Я., 1949, с. 39).
Учеными доказано, что дети, имеющие проблемы здоровья, без специально организованного обучения не могут самостоятельно освоить необходимые возрастные умения и навыки и перейти на следующий уровень развития, они нуждаются в специальной педагогической поддержке, в создании новых форм педагогической помощи, учитывающих их индивидуальные особенности (Лазуренко С.Б., 2014, с. 118). Определить, почему наблюдаются трудности или отставание в овладении предметными
действиями с игрушками, можно только создав экспериментальные педагогические условия, что позволит установить актуальные психологические достижения ребенка, характер и причину проблем в психическом развитии, объем и виды психолого-педагогической помощи для их преодоления. Все вышесказанное определило направление и цель нашего исследования: изучить особенности становления предметных действий у детей раннего возраста с функциональными нарушениями здоровья.
Исследование проводилось в НИИ ПП и ВЛ ФГБУ «НЦЗД» РАМН. Было обследовано 29 детей в возрасте от 10 до 13 месяцев жизни. Все они имели последствия перинатальной патологий, по состоянию работы органов и систем детского организма были отнесены ко II группе здоровья (Баранов А.А., 2012, с.83).
Для уточнения данных об особенностях здоровья и поведения ребенка изучался анамнез, социально-психологический климат семьи, проводились беседы с лечащим врачом и родителями, наблюдения за взаимодействием родителей с ребенком. В ходе индивидуального психолого-педагогического обследования оценивался уровень психического развития ребенка по методике «Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни» Э. Л. Фрухт (Стребелева Е.А., 1998, с.162), исследовались особенности овладения предметными действиями.
В соответствии с результатами анализа данных психолого-педагогического обследования дети были разделены на три группы в зависимости от уровня психического развития и особенностей овладения предметными действиями.
В I группу вошли 31% детей, чье психическое развитие соответствовало онтогенетическому нормативу. Все они владели навыком ориентировки на внешний вид предметов и совершали с некоторыми хорошо знакомыми социальные ручные действия.
II группу составили 41% детей с отставанием темпа психического развития от возрастного норматива на 1 эпикризный срок. Овладение предметными действиями у них проходило медленно и своего расцвета к началу второго года жизни не достигло.
В III группу были объединены 27% детей с отставанием темпа психического развития от возрастного норматива на 2 эпикризных срока, они не владели предметными действиями.
Результаты обследования указали на необходимость дифференцированного подхода к обучению детей предметным действиям и позволили определить основные направления педагогической работы с малышами 2 и 3 группы. Содержание коррекционно-педагогических занятий для детей каждой из групп было разработано с учетом актуальных психологических достижений и были ориентированы на «зону ближайшего психического развития».
Занятия с детьми I группы, которые качественно и гармонично проходят становление периода предметных действий, имели общеразвивающую направленность и организовывались для совершенствования игры с предметами и навыка подражания, умения объединять действия друг с другом, выполнять их по памяти, развития навыка переноса и применения усвоенного способа действия в новой ситуации.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми II группы была направлена на закрепление и повышение качества соотносящих и предметных действий, развитие навыка подражания и на его основе выполнения простой цепочки двигательных актов и действий по памяти, формирование умения воспроизводить знакомые действия с предметами в новой ситуации.
С детьми III группы специальные педагогические занятия были направлены на развитие ситуативно - деловой формы общения со взрослым и усвоение правильного алгоритма социальных движений, осознание их смысла и функционального назначения предмета. У малышей этой группы было необходимо совершенствовать навык исследовательских действий в процессе игры с предметами, а также расширять разнообразные способы действия с ними с учетом сенсорных свойств.
Обращает на себя внимание следующий факт: процесс обучения детей раннего
возраста с отставанием психического развития от возрастного норматива должен основываться не на подражании, а на сотрудничестве и совместных действиях со взрослым, в результате которых ребенок усваивает назначение предмета, необходимый способ действия с ним и становится самостоятельным. В связи с тем, что формирование данного психологического достижения происходит длительно, требуются многократные повторение каждого действия в ходе совместного выполнения. Нами установлено, что только постоянного внешнего контроля действий ребенка взрослым и наглядной демонстрации верного алгоритма движений для качественного овладения сложным психологическим навыком не достаточно. Поэтому в процесс занятий надо включать родителей, тем самым повышая их педагогическую компетентность, а также создавая условия для регулярных занятий и последовательного формирования данных умений у ребенка в течения дня в семье.
Выводы:
1. Различные нарушения в состоянии здоровья затрудняют накопление детьми опыта продуктивного взаимодействия с внешним миром и задерживают появление такого сложного психологического достижения как предметные действия.
2. Дети с нарушениями здоровья имеют разный уровень психического развития и по-разному овладевают и проходят этап становления предметных действий. Таким образом, предметные действия, в зависимости от способа и степени сложности их выполнения, свидетельствуют об уровне психического развития ребенка.
3. Психолого - педагогическое обследование по развитию предметных действий у детей первого года жизни позволяет определить необходимые виды педагогической помощи и индивидуальную программу обучения ребенка для устранения имеющихся психологических трудностей, оказать психолого-педагогическую поддержку родителям.
4. При овладении предметными действиями дети испытывают ряд трудностей: они не могут самостоятельно освоить соотносящие, орудийные действия; способность имитации действий взрослого не достаточно развита, либо отсутствует вообще; имеет место эмоциональное напряжение и быстрое истощение целенаправленной познавательной активностью и выполнением действий с игрушками; педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания и обучения детей раннего возраста ограничена.
5. Предметные действия, как и способ самостоятельного передвижения в пространстве, умение использовать социальные средства коммуникации для контакта с людьми, свидетельствуют об определенных психологических взаимоотношениях ребенка с социальным миром и начале становления мышления.
6. Способ, объем (разнообразие) и качество действий ребенка с предметом являются важными показателями его психического развития. Их появление становится возможным благодаря наличию потребности в социальном взаимодействии и познании, способности к имитации и за счет ее реализации накоплению практического опыта.
7. Детям, имеющим отставание в психическом развитии необходима систематическая обучающая помощь взрослого, создание специальных условий среды для постепенного овладения более сложными социальными способами взаимодействия со средой, в том числе предметными действиями.
8. Обучение предметным действиям должно быть организовано с учетом индивидуальных психологических особенностей ребенка, его актуальных психологических достижений и потенциальных возможностей к развитию.
9. Процесс обучения детей раннего возраста должен основываться не на подражании, а на сотрудничестве и совместных действиях со взрослым, в результате которых ребенок усваивает назначение предмета, необходимый способ действия с ним и становится самостоятельным.
10. Формирование навыка происходит не быстро, требуются многократные повторения через совместные действия, постоянный внешний контроль и одних занятий
с педагогом бывает не достаточно. Поэтому необходимо создавать педагогическую поддержку для родителей, повышать у них информационную компетентность с помощью методической литературы.
11. Разрабатывать содержание специальных развивающих занятий с детьми следует педагогу-дефектологу. Систематическая реализация содержания обучения является обязанностью родителей ребенка.
Литература
1. Баранов А.А. Профилактическая педиатрия: Руководство для врачей/ Под ред. А.А. Баранова. - М., 2012.
2. Выготский Л.С. Собрание соч. в 6-ти томах. Т.6 стр. 224-225.
3. Запорожец А.В. Психология действия - М., Воронеж: МПСИ, МОДЭК, 2000.
4. Лазуренко С.Б. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте. М.: ЛОГОМАГ, 2014.
5. Лехтман - Абрамович Р.Я. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве / Р.Я. Лехтман - Абрамович, Ф.И. Фрадкина; под ред. Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной. - М.: Медицина, 1949. - 76 с.
6. Стребелева Е.А. Дети - сироты: консультирование и диагностика развития/ Под ред. Е.А. Стребелевой. - М., 1998.
7. Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года; под ред. Н.М. Щелованова, Н.М. - М., 1949.