Научная статья на тему 'Предметная форма духовной культуры'

Предметная форма духовной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1287
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНАЯ ФОРМА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ / ПОНЯТИЕ / КОМПОНЕНТЫ / СУЩНОСТНЫЕ СВОЙСТВА / КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ / ТИПОЛОГИЯ ФУНКЦИЙ / SUBSTANTIVE FORM OF SPIRITUAL CULTURE / THE CONCEPT / COMPONENTS / INTRINSIC PROPERTIES / CULTURAL UNIVERSALS / TYPOLOGY OF FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чижова Ирина Алексеевна

Рассматривается предметная форма духовной культуры как философская категория. Содержание, структура, сущностные свойства, культурные универсалии, особенности типологии и функционирования стали основными вопросами для проведенного исследования. Изучение предметной формы духовной культуры помогает раскрыть мировоззрение, мироощущение, мировосприятие, мироосвоение человека на современном этапе развития общества и позволяет видеть не только прошлое, но и прогнозировать будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECT FORM OF SPIRITUAL CULTURE

Article considers the substantive form of spiritual culture as a philosophical ca ¬ tegoriyu. Content, structure, intrinsic properties, cultural universals, typology and features of the operation have become major issues for the study. Studying the subject forms of spiritual culture helps to open outlook, outlook, worldview, miroosvoenie rights at the present stage of development of society and allows us to see not only the past but also predict the future.

Текст научной работы на тему «Предметная форма духовной культуры»

Философия. Культурология

162 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2010, № 1 (17), с. 162-167

УДК 24.00.01

ПРЕДМЕТНАЯ ФОРМА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

© 2010 г. И.А. Чижова

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Chizhova20@yandex. т

Поступкла в редакцкю 09.12.2009

Рассматривается предметная форма духовной культуры как философская категория. Содержание, структура, сущностные свойства, культурные универсалии, особенности типологии и функционирования стали основными вопросами для проведенного исследования. Изучение предметной формы духовной культуры помогает раскрыть мировоззрение, мироощущение, мировосприятие, мироосвоение человека на современном этапе развития общества и позволяет видеть не только прошлое, но и прогнозировать будущее.

Ключевые слова: предметная форма духовной культуры, понятие, компоненты, сущностные свойства, культурные универсалии, типология функций.

Исключительное воздействие духовной культуры на различные сферы общественной жизни вызывает потребность в философском осмыслении предметных форм духовной культуры. Так как это понятие не являлось предметом комплексного изучения, а рассматривалось лишь фрагментарно в различных исследованиях по философии, социологии, психологии и других наук, то изучать эту философскую категорию необходимо, основываясь на интегратив-ном подходе [1].

К понятию предметной формы духовной культуры можно отнести распространенные в социокультурной практике исходные формы, выраженные в предмете [2, 3], явлении или процессе [4, 5, 6], которые благодаря наглядному образу или внутреннему смысловому единству выступают как ограниченное и в себе завершенное и могут быть выражены в виде совокупности как материальных, так и нематериальных элементов культуры (продукты материального производства - вещи, сооружения, окультуренные территории; продукты духовного производства - результаты целеориентиро-ванной человеческой деятельности и т.д.). Понятие предметной формы духовной культуры также распространяется на технологии, способы, методы и нормы, посредством которых осуществляется социальная практика людей [7], - производственная, регулятивная и коммуникативная деятельность, межличностное взаимодействие людей, любые социально обусловленные акты поведения, интеллектуальные и творческие действия.

Духовная составляющая предметной формы охватывает различные стороны духовной жизни человека и общества и выступает как составная

часть художественной культуры, духовной культуры и культуры в целом, она способна обобщенно передать мировоззрение, мировосприятие, мироосвоение, мироощущение человечества. Основным компонентом предметной формы духовной культуры являются исходные элементы [8], выраженные в вещественной [9] и невещественной форме [10], находящие свое выражение в различных сферах общественной жизни: экономической, экологической, политической, физической культуры; медицинской, педагогической, художественной культуры; в научной сфере, а многообразие предметной формы духовной культуры определяется многообразием человеческой деятельности. Следует отметить, что предметная форма духовной культуры подразделяется на природные, социальные и личностные компоненты [11]. Способы выражения компонентов предметной формы духовной культуры могут принимать авторские [12], вариативные [13] и виртуальные формы [11]. При этом авторское произведение может иметь вербальный, невербальный или иной вариант текста, запечатлевающий общий характер культуры [14]. Виртуальный способ выражения предметной формы духовной культуры - искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникать, меняя ее изнутри и создавая виртуальные артефакты [15]. Бытование предметной формы духовной культуры обеспечивается социально отбирающимися формами, ведущими к удовлетворению тех или иных человеческих интересов, потребностей и необходимостей.

Предметная форма духовной культуры обладает такими сущностными свойствами, как историчность, деятельностность, социальность,

структурированность, изменчивость, коммуникативность и ценностность. Процесс формирования предметных форм духовной культуры шел параллельно с развитием человеческого общества, поэтому историчность основана на антропогененной трактовке [16]. При этом влияние взаимодействия сообщества со своим окружением позволяет приобретать предметным формам и социальную сущность [17]. Дея-тельностная особенность помогает предметным формам духовной культуры осваивать мир через преобразование его посредством удовлетворения разнообразных потребностей человека и является фактором физического и духовного формирования индивида [18]. Структурированность также является сущностной особенностью предметной формы духовной культуры, так как в ней всегда можно выделить традиционный блок: цель-средство-результат [19].

Процесс развития предметных форм духовной культуры ведет к их изменению, при котором процессы уничтожения и становления постоянно сменяют друг друга [20]. Предметные формы духовной культуры можно рассматривать и как средства трансляции культурно значимой информации, выделяя их коммуникативную особенность [21]. Предметная форма обладает и ценностной характеристикой, что выражает витальные, материальные, художественные, идеологические, религиозные, социальные и экзистенциональные ориентации, а также формирует культурные нормы человеческого общества [22].

Среди специфических особенностей предметной формы духовной культуры можно выделить: актуальность, потенциальность, идеальность, иллюзорность, виртуальность [23], качество свободы и несвободы [24], интеллектуальность, творческую направленность, безличность [23], нерациональность [25], ситуативность, персонализированность [26]. Одним из проявлений предметной формы духовной культуры является производство вещей. Вещь обладает такой специфической особенностью, как актуальное бытие (вещь существует). Актуальность понимается как в большей или меньшей степени продолжительный временной отрезок, в границах которого возникают и реализуются многообразные смысловые связи, обусловленные появлением вещи как ранее существовавшего феномена. Актуальное бытие дополняется потенциальным бытием, наличие которого (вещь могла бы существовать как именно такая) говорит об имеющихся и скрывающихся в самой вещи возможностях, которые могут оставаться и невостребованными. Вещь обладает идеаль-

ным бытием в памяти, воспоминании (вещь существовала или могла существовать), в результате чего остается лишь иллюзия, что вещь существовала, дополненная достаточно неопределенно и внутренне противоречивым представлением о ней, что может быть обозначено как иллюзорное бытие вещи. Кроме того, вещь, как одна из составляющих предметной формы духовной культуры, может обладать виртуальным бытием в воображении и фантазии (вещь будет или может существовать именно как таковая).

Предметная форма духовной культуры обладает специфической особенностью свободы и несвободы. Под свободой понимается система связей, характеризующих самостоятельное предметное бытие духовных форм духовной культуры и возможность проявления ими внутренней и внешней активности. Важной особенностью предметных форм духовной культуры является творческая направленность предметно-преобразующей деятельности, которая возможна лишь при целенаправленном характере этого вида деятельности индивида. Творческая направленность предметной формы духовной культуры - это прежде всего свободная мыслительная деятельность по созданию нового, по изменению существующего, связанная с воплощением конкретных новых результатов.

Специфичной особенностью предметных форм духовной культуры является их безличный характер. Действительно, человек, самореализуясь в процессе творчества, создает произведение, которое обращено ко всему человечеству (несмотря на то, что отражает это произведение внутренний мир человека и прежде всего его потребности, но также и потребности общества, которые были сформированы в творце в процессе воспитания личности обществом) [23].

Зачастую предметные формы духовной культуры носят и характер нерациональности, так как деятельность творца зачастую не предвидится, а иногда преднамеренно направлена на выражение спонтанных чувств через творческую деятельность. Источником творчества может служить непреднамеренная реакция человека на определенную ситуацию. Поэтому можно говорить, что предметные формы духовной культуры носят и ситуативный характер. То есть они представляют реакцию человека на ситуацию и в этом случае носят и биологический характер, ибо творческая деятельность способна подчинить себе ситуацию, перестроить ее и организовать в соответствии с ней [24].

Предметные формы духовной культуры носят всегда и личностный, персонализованный

характер, так как творчество специфично для каждого индивида, что определяется его внутренним состоянием. И, несмотря на то что человек может менять виды своей творческой деятельности, а следовательно, и менять предметы духовной культуры, структура и содержание деятельности индивида определяются целью и внутренним ядром личности [25].

Заметную роль в жизни человеческого общества играют культурные универсалии предметной формы духовной культуры. К ним относятся такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем предметным формам духовной культуры независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Назначение культурных универсалий усматривается в том, что они должны способствовать удовлетворению физиологических, психологических и социальных потребностей человека [27]. Культурные универсалии предметной формы духовной культуры - это исторически обусловленная система понятий и способ осмысления мира, где фиксируются свойственные данной культуре наиболее общие представления о человеческой деятельности, о месте человека в мире. Культурные универсалии предметной формы духовной культуры обеспечивают воспроизводство образа жизни человека данной культуры от поколения к поколению. Знания, верования, искусства, нравственность, законы, обычаи и некоторые другие способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества, позволяют индивиду идентифицировать себя [28].

Культурные универсалии существуют и представляют собой наиболее распространенные в социокультурной практике культурные формы (нормы, образцы, стереотипы сознания и поведения), отличающиеся сравнительным единообразием своих черт у разных народов, имеющие абстрактный, символический характер. Их можно подразделить на несколько типов по основаниям той или иной универсалии, кроме того выделяют отдельные универсалии, проявляющиеся в эволюционном процессе человеческого общества. Одним из основных компонентов культурных универсалий предметных форм духовной культуры являются архаические универсалии: мифологемы, артефакты и т.д.

Культурные универсалии предметной формы духовной культуры выполняют три функции в культуре и социальной жизни - они обеспечивают селекцию, отбор и включение их в социальный опыт. Культурные универсалии можно подразделить на две основные группы: мировоззренческую и методологическую - по роли,

которую они выполняют. Мировоззренческая группа включает в себя комплекс культурных универсалий: преображающую, социологическую, духовную, коммуникативную, воспитательно-просветительскую, адаптационную. К преображающей культурной универсалии относятся культурные формы, способствующие формированию представления об окружающем мире и его устройстве и ведущие к изменению мира и мировоззрения человека. Мировоззренческие универсалии определяют не только осмысление человеком мира, его рациональное постижение, но и переживание человеком мира, эмоциональные оценки различных аспектов состояний и ситуаций человеческой жизни. Поэтому одной из самых главных культурных универсалий является отражательная универсалия.

Наиболее существенной культурной универсалией является социологическая универсалия. К социологической универсалии предметной формы духовной культуры относятся культурные формы. Это черты, нормы, ценности, правила, традиции, свойства, обычаи, обряды и т.д., которые отражают взаимоотношения человека и общества [29]. Духовная культурная универсалия предметной формы духовной культуры является составной частью культуры. Познавая особенности и законы окружающего мира, человечество составляет о нем свое представление, влияющее на духовную культуру и ведущее к совершенствованию мировоззренческих взглядов и представлений человека о мире. Коммуникативная универсалия предметной формы духовной культуры - это способность и возможность человека осуществить свое право на информацию. Она существует достаточно продолжительное время. Появляется такая часть информационного поля человечества, которой может воспользоваться любой индивид, а следовательно, таким образом проявляется новая культурная универсалия. Воспитательно-просветительская культурная универсалия помогает индивидам существовать и ориентироваться в происходящих процессах, явлениях, идеях, образах, нормах. Поэтому понимание предметной формы духовной культуры происходит через коммуникативный элемент, при этом культурные формы оказывают не только воспитательное, но и просветительское влияние на человечество. Адаптивная культурная универсалия осуществляется через способность человечества приспособиться к природной и социальной среде. Этот процесс проходит посредством реализации человеческих потребностей. Методологическая группа культурных

универсалий включает в себя комплекс универсалий, позволяющих не только познавать, но и преобразовывать мир. К ней относятся: консер-вационные, аксиологические, интегрирующие, организационные, потребительские и семиотические культурные универсалии. Суть консер-вационной культурной универсалии заключается в том, что человеческий опыт по освоению универсума сублимируется в культурных нормах, которые передаются от поколения к поколению.

Формирующиеся в течение существования человечества нормы, ценности, правила, идеи, традиции, образы, стереотипы сознания оказывают влияние на человека и человеческое общество во все времена их существования, аккумулируя не только достижения культуры, но и становятся «свидетельствами истории». Сохранение культурного наследства, национальных традиций, исторической памяти создает связь между различными поколениями, а также обеспечивает единство различных государств и других социальных образований. Аксиологическая культурная универсалия предметных форм является продуктом духовной культуры, направленным на производство ценностей, формирующих духовные способности человека - способности к общению с людьми и природой, к познанию, служению высоким нравственным и эстетическим идеалам, они вырабатывают художественный вкус и духовные потребности

[30].

Культурная универсалия предметной формы духовной культуры может содержать и интегра-тивный компонент. Это связано с представлением об объединяющей роли многих культурных форм. В настоящее время тенденция к интеграции становится преобладающей. Интегрирующая сила важна для культурных универсалий. Именно они формируют ощущение важности для человека принадлежности к определенной группе. Организационная составляющая культурной универсалии помогает идентифицировать себя в различные группы: социально-территориальные, социально-функциональные, социально-бытовые и религиозно-конфессиональные. Организационная культурная универсалия предметной формы духовной культуры регламентирует и организует поведение не только человека, но и общества. Организационная культурная универсалия помогает человеку в освоении мира и человека, универсума и человека, космоса и человека. Потребительская культурная универсалия предметной формы духовной культуры важна для человека и удовлетворяет человеческие (витальные) потребно-

сти, обеспечивающие соблюдение культурных норм. Духовные ценности изучаются с семиотической позиции [31]. Культурные ценности могут быть зашифрованы с помощью разных знаковых систем. И всю свою жизнь мы можем сознательно или бессознательно заниматься кодированием или раскодированием знаков

[32].

Функции предметной формы духовной культуры - это совокупность ролей, которые она выполняет по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах; совокупность селектированных историческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов осуществления коллективной жизнедеятельности людей. По характеру формирования и способу функционирования предметные формы духовной культуры можно разделить на несколько уровней [33]. Житейско-практи-ческий уровень формируется под влиянием обыденной жизненной практики человека. Этот уровень неоднороден, на его формирование оказывают влияние национальные факторы, религиозные установки, профессиональная деятельность, обычаи и традиции, уровень личностного развития и т.д. Теоретический уровень помогает систематизировать предметные формы духовной культуры, формируя систему понятий и концепций. Можно выделить индивидуальный и общественный уровень предметных форм духовной культуры, так как он является способом освоения мира индивидом или же различными общественными организациями, поэтому носит характер как научный, так и ненаучный, религиозный и антирелигиозный и др. Функции предметной формы духовной культуры можно подразделить на две основные группы: мировоззренческую и методологическую -по роли, которую они выполняют. Мировоззренческая группа включает в себя комплекс функций: преображающую, отражательную, социологическую, духовную, коммуникативную, когнитивную, воспитательно-просветительскую, адаптационную. Эта группа ориентирована на отражение универсальных свойств и закономерностей бытия и познания в рациональных (наука и обыденные рациональные наблюдения), иррациональных (религия, мистика, эзотерика, суеверия), логико-метафизических (философия, здравый смысл, народная мудрость), образных (искусство, метафоричность мышления и суждений, игровые формы поведения) областях. Преображающая функция предметной формы духовной культуры очень важна для формирования представления инди-

вида об универсуме, совокупности всех форм потенциального и актуального бытия. Предметные формы духовной культуры, являясь в мир, находят свое место, изменяя наше представление об окружающей обстановке и мире (универсуме), то есть преобразуют наше сознание [11].

В процессе духовного освоения универсума, то есть системы универсум-человек, индивид совершает познание и оценивание. При этом отражение становится «отражением» сущего, бытия, универсума. Отражательная функция предметной формы духовной культуры является одним из способов интеллектуальной деятельности человека, его самости. Очень важна для нашего восприятия универсума духовная функция предметной формы духовной культуры. Познавая универсум, человек меняет свои представления о правилах, образцах, эталонах, моделях и нормах поведения, законах, ценностях, церемониях, ритуалах, символах, мифах, знаниях, идеях, обычаях, традициях и пр. Таким образом, меняется представление о чувственно-эстетическом восприятии реальности [34]. Предметные формы духовной культуры обладают также и адаптивной функцией, посредством которой человек приспосабливается к природной и социальной среде, своему окружению. Зачастую адаптация проходит посредством реализации человеческих потребностей [35]. Одна из наиболее значимых функций предметной формы духовной культуры является коммуникативная, которая способствует разработке мировоззрения, соответствующей современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека [36]. Общество, задействуя коммуникативную функцию, использует в педагогической практике предметные формы духовной культуры и реализует воспитательно-просветительскую функцию [37]. Предметные формы духовной культуры обладают разграничительными и объединительными функциями, т.к. обладание определенными формами культуры побуждают объединяться или отторгать от себя людей определенной социальной группы [38]. Методологическая группа предметной формы духовной культуры включает в себя комплекс функций: кон-сервационную, аксиологическую, эвристическую, логико-гносеологическую, интегрирующую, организационную, потребительскую и семиотическую. Эта группа показывает возможность получения нового знания и достижения практических целей, а также направлена на выработку программы познавательной и практически-преобразовательной деятельности. Кон-

сервационная функция заключается в том, что любой творец, индивид, создавая свои творения, как бы сублимирует в заданной форме достижения цивилизации, науки и общества. К методологической функции философы относят аксиологическую функцию, которая связана с формированием у человека ценностных ориен-таций, идеалов, убеждений и соответствующих методологических установок на их реализацию. Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Интегративная функция связана с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. В настоящее время тенденция к интеграции и синтезу предметных форм становится преобладающей. Логико-гносеологическая функция заключается в обосновании понятийных теоретических структур научного знания и выработке философского метода познания. Организационная функция предметной формы духовной культуры очень важна для осуществления совместной жизнедеятельности людей и посредством структурной дифференциации разделяет общество на относительно самодостаточные группы. Предметные формы духовной культуры также удовлетворяют и потребительскую функцию человека. Потребность - это недостаток, который испытывает человек. Зачастую предметные формы духовной культуры принимают знаковое выражение и изучаются с семиотической точки зрения, привлекая внимание к определенному содержанию. Разумеется, перечисленные свойства предметных форм духовной культуры реализуются не всегда, а лишь при благоприятном сочетании определенных условий.

В современном мире мы столкнулись с проблемой быстрой трансформации предметных форм духовной культуры, которые ведут к возникновению новых культурных и социальных форм и изменению информационно-теоретической модели нашего общества. Изучение и построение на их основе прогнозов позволит нам видеть не только наше прошлое, но и будущее.

Спксок лктературы

1. Лихтарников Л.М. Первое знакомство с математической логикой. СПб.: Лань,1997. 112 с.

2. Демин М.В. Труд и игра как виды и аспекты человеческой деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1983. № 1. С. 25-29.

3. Доре В. Ценность и смысл труда: вклад психоанализа в понимание субъективизации производственной деятельности // Вопросы философии. 1993. № 12. С. 42-48.

4. Гусейнов А.А. «Золотое правило» нравственности // Вест. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 1972. № 4. С. 29-37.

5. Пармон Э.А. Роль фантазии в научном познании. Минск: Изд-во Университетское, 1984. 176 с.

6. Проблемы музееведения и народная культура / Науч. совет гос. программы Рос. ин-та культурологии и др.; Редкол.: Г.М. Патрушеева, Н.А. Томилов (отв. ред.) и др. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1999. 286 с.

7. Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. 1997. № 2. С. 47-55.

8. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. 418 с.

9. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов: Проблема ценности и марксистская философия. М.: Политиздат, 1967. 428 с.

10. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М.: ИМКА-ПРЕСС, 1989. 276 с.

11. Анисимов К.Л. Человек и техника: Современные проблемы. М.: Наука и техника, 1995. 241 с.

12. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М.: Сов. радио, 1970. 152 с.

13. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. 253 с.

14. Солопов Е.Ф. Соотношение форм движения и видов материи в природе // Вопросы философии. 1963. № 8. С. 28-35.

15. Орлова Э.Я. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-во МГИК, 1994. 482 с.

16. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Л.: Наука, 1967. 394 с.

17. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 2001. 284 с.

18. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 431 с.

19. Ильенков Э.В., Калинкин А.Т. Природа науки. М.: Высшая школа, 1985. 294 с.

20. Великие философские учения: Мыслители; Концепции; Даты / Под ред. А.А. Алексеевского. М.: Искусство XXI в., 2005. 448 с.

21. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 376 с.

22. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. Сост. и общ. ред. Г.А. Дубровской. М.: Дет. лит., 1988. 238 с.

23. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999. 222 с.

24. Мелещенко Ю.С. Техника и закономерности ее развития. Л.: Лениздат, 1970. 248 с.

25. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В. 3 т. Т. 3. М.: Эксмо, 1994. 273 с.

26. Боно Э. Рождение новой идеи. М.: Прогресс, 1976. 325 с.

27. Гудинг Д., Леоннокс Дж. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности. Пер. с англ. Т.В. Барчуновой. Т. 2, кн. 1. Ярославль: Норд, 2004. 384 с.

28. Николов Л. Структуры человеческой деятельности. М.: Прогресс, 1984. 176 с.

29. Маркарян Э.С. Культура как система // Вопросы философии. 1984. № 1. С. 49-55.

30. Тараткевич М.В. Человек и его потребности. Мн.: Беларусь, 1989. 207 с.

31. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. 696 с.

32. Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. М.: Изд-во МГУ, 1985. 128 с.

33. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. 418 с.

34. Духовное производство: Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности / Академия наук СССР. Институт философии. М.: Наука, 1981. 352 с.

35. Комарова А.Н. Русская духовная музыка как умозрение в звуках. Автореф. дис... канд. философ. наук. Н. Новгород: Нижегород. гос. арх.-строит. ун-т, 2008. 32 с.

36. Фурманова О.В. В соотношении логического и интуитивного в творческом процессе // Вопросы философии. 1984. № 7. С. 13-17.

37. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М: ФИС, 1988. - 208 с.

38. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990 336 с.

OBJECT FORM OF SPIRITUAL CULTURE I.A. Chizhova

Article considers the substantive form of spiritual culture as a philosophical ca - tegoriyu. Content, structure, intrinsic properties, cultural universals, typology and features of the operation - have become major issues for the study. Studying the subject forms of spiritual culture helps to open outlook, outlook, worldview, miroosvoenie rights at the present stage of development of society and allows us to see not only the past but also predict the future.

Keywords: Substantive form of spiritual culture, the concept, components, intrinsic properties, cultural universals, typology of functions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.