Научная статья на тему 'ПРЕДМЕТ ПОДДЕЛКИ ИЛИ УНИЧТОЖЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО НОМЕРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА'

ПРЕДМЕТ ПОДДЕЛКИ ИЛИ УНИЧТОЖЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО НОМЕРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ И РЕГИСТРАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЗНАК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / ПОДДЕЛКА ИЛИ УНИЧТОЖЕНИЕ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО НОМЕРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / VEHICLE / VEHICLE IDENTIFICATION NUMBER / STATE REGISTRATION AND REGISTRATION OF VEHICLES / STATE REGISTRATION PLATE OF THE VEHICLE / FAKE OR DESTROY VEHICLE IDENTIFICATION NUMBER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мусеибов Абдула Гулиевич

Введение. Статья посвящена проблемам толкования и применения норм уголовного права, устанавливающих ответственность за преступление, выражающееся в подделке или уничтожении идентификационного номера транспортного средства, в части, касающейся содержания предмета данного преступления. Результаты. Проведен анализ норм различных отраслей законодательства, содержащих определение понятия транспортного средства, а также мнений различных авторов относительно данного понятия применительно к уголовно-правовым нормам об ответственности за подделку или уничтожение идентификационного номера транспортного средства. Выводы. Сформулирован вывод о том, что при анализе нормативных определений понятия «транспортное средство» в целях их использования при квалификации преступлений следует исходить из особенностей той сферы общественных отношений, применительно к которой то или иное понятие определено, и выбрать определение, относящееся к сфере общественных отношений, являющихся объектом рассматриваемого преступления. Предметом подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства как обоснованным предлагается признавать транспортное средство, понятие и виды которого определяются в нормативных правовых актах, регламентирующих отношения, возникающие в связи с государственным учетом и регистрацией транспортных средств. Исходя из указанных выводов и предложений, имеющих методологический характер, в статье определены понятие и виды транспортного средства, которыми рекомендуется руководствоваться при квалификации подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства. К транспортным средствам применительно к уголовно-правовым нормам об ответственности за подделку или уничтожение идентификационного номера транспортного средства рекомендуется из числа всех видов транспортных средств, подлежащих государственной регистрации, относить только автомототранспортные средства, регистрация которых в соответствии с нормативными правовыми актами осуществляется в подразделениях ГИБДД МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мусеибов Абдула Гулиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VEHICLE AS A SUBJECT OR DESTRUCTION OF AN IDENTIFICATION NUMBER VEHICLE

Introduction. The article is devoted to the problems of interpretation and application of criminal law, establishing liability for a crime, expressed in falsification or destruction of a vehicle identification number, in part regarding the content of the subject of this crime. Results. The article analyzes the norms of various branches of legislation containing a definition of the concept of a vehicle, as well as an analysis of the opinions of various authors contained in the literature on the content of this concept in relation to the criminal law on liability for falsification or destruction of a vehicle identification number. Conclusions. The conclusion is formulated that when analyzing the normative definitions of the concept of «vehicle» for the purpose of their use in qualifying crimes, one should proceed from the characteristics of that sphere of social relations in relation to which a particular concept is defined, and choose a definition that is given in relation to the sphere of public relations that are the subject of the crime in question. It is proposed to recognize the vehicle as justified by the subject of falsification or destruction of the vehicle identification number as justified, the concept and types of which are defined in regulatory legal acts regulating relations arising in connection with state accounting and registration of vehicles. Based on these conclusions and suggestions of a methodological nature, the article defines the concept and types of vehicles that are recommended to be guided in the qualification of forgery or destruction of the vehicle identification number. At the same time, it is recommended that vehicles with regard to criminal law on liability for falsification or destruction of a vehicle identification number include, among all types of vehicles subject to state registration, only motor vehicles that are registered in accordance with regulatory legal acts in units State Road Safety Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРЕДМЕТ ПОДДЕЛКИ ИЛИ УНИЧТОЖЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО НОМЕРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА»

КРИМИНАЛИСТИКА, СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 343.72 А. Г. Мусеибов

ВНИИ МВД России

Предмет подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства

АННОТАЦИЯ. Введение. Статья посвящена проблемам толкования и применения норм уголовного права, устанавливающих ответственность за преступление, выражающееся в подделке или уничтожении идентификационного номера транспортного средства, в части, касающейся содержания предмета данного преступления.

Результаты. Проведен анализ норм различных отраслей законодательства, содержащих определение понятия транспортного средства, а также мнений различных авторов относительно данного понятия применительно к уголовно-правовым нормам об ответственности за подделку или уничтожение идентификационного номера транспортного средства.

Выводы. Сформулирован вывод о том, что при анализе нормативных определений понятия «транспортное средство» в целях их использования при квалификации преступлений следует исходить из особенностей той сферы общественных отношений, применительно к которой то или иное понятие определено, и выбрать определение, относящееся к сфере общественных отношений, являющихся объектом рассматриваемого преступления.

Предметом подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства как обоснованным предлагается признавать транспортное средство, понятие и виды которого определяются в нормативных правовых актах, регламентирующих отношения, возникающие в связи с государственным учетом и регистрацией транспортных средств.

Исходя из указанных выводов и предложений, имеющих методологический характер, в статье определены понятие и виды транспортного средства, которыми рекомендуется руководствоваться при квалификации подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства. К транспортным средствам применительно к уголовно-правовым нормам об ответственности за подделку или уничтожение идентификационного номера транспортного средства рекомендуется из числа всех видов транспортных средств, подлежащих государственной регистрации, относить только автомототранспорт-ные средства, регистрация которых в соответствии с нормативными правовыми актами осуществляется в подразделениях ГИБДД МВД России.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: транспортное средство, идентификационный номер транспортного средства, государственный учет и регистрация транспортных средств, государственный регистрационный знак транспортного средства, подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Мусеибов А. Г. Предмет подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства // Научный портал МВД России. 2020. № 1 (49). С. 67.

A. G. Museibov

National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation

Vehicle as a subject or destruction of an identification number vehicle

ABSTRACT. Introduction. The article is devoted to the problems of interpretation and application of criminal law, establishing liability for a crime, expressed in falsification or destruction of a vehicle identification number, in part regarding the content of the subject of this crime.

Results. The article analyzes the norms of various branches of legislation containing a definition of the concept of a vehicle, as well as an analysis of the opinions of various authors contained in the literature on

the content of this concept in relation to the criminal law on liability for falsification or destruction of a vehicle identification number.

Conclusions. The conclusion is formulated that when analyzing the normative definitions of the concept of «vehicle» for the purpose of their use in qualifying crimes, one should proceed from the characteristics of that sphere of social relations in relation to which a particular concept is defined, and choose a definition that is given in relation to the sphere of public relations that are the subject of the crime in question.

It is proposed to recognize the vehicle as justified by the subject of falsification or destruction of the vehicle identification number as justified, the concept and types of which are defined in regulatory legal acts regulating relations arising in connection with state accounting and registration of vehicles.

Based on these conclusions and suggestions of a methodological nature, the article defines the concept and types of vehicles that are recommended to be guided in the qualification of forgery or destruction of the vehicle identification number.

At the same time, it is recommended that vehicles with regard to criminal law on liability for falsification or destruction of a vehicle identification number include, among all types of vehicles subject to state registration, only motor vehicles that are registered in accordance with regulatory legal acts in units State Road Safety Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

KEYWORDS: vehicle, vehicle identification number, state registration and registration of vehicles, state registration plate of the vehicle, fake or destroy vehicle identification number.

FOR CITATION: Museibov A. G. Vehicle as a subject or destruction of an identification number vehicle // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2020. № 1 (49). P 67. (in Russ.).

Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства предусмотрены в качестве преступления ст. 326 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).

Преступлением в соответствии с данной статьей признаются подделка или уничтожение идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя, а также подделка государственного регистрационного знака транспортного средства в целях эксплуатации или сбыта транспортного средства, использование заведомо поддельного или подложного государственного регистрационного знака в целях совершения преступления либо облегчения его совершения или сокрытия, а равно сбыт транспортного средства с заведомо поддельным идентификационным номером, номером кузова, шасси, двигателя или с заведомо поддельным государственным регистрационным знаком либо сбыт кузова, шасси, двигателя с заведомо поддельным номером.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 326 УК РФ, альтернативно (как в отдельности, так и в совокупности или в различном сочетании) выступают указанные в данной статье идентификационные номера и регистрационные знаки транспортного средства, идентификационные номера его узлов и агрегатов, а при совершении сбыта - также само транспортное средство с поддельным идентификационным номером или государственным регистрационным знаком либо его узлы и агрегаты с поддельным номером.

Одним из сложных вопросов квалификации преступления, предусмотренного ст. 326 УК РФ, является определение понятия транспортного средства как предмета данного преступления. Сложность эта связана в том числе с тем, что в нор-

мативных правовых актах понятие «транспортное средство» определяется неоднозначно. В одних из них содержится расширительное толкование данного понятия, когда в него включаются любые виды устройств, предназначенных для перевозки людей и грузов на любых видах транспорта: автомобильном, железнодорожном, водном и воздушном. В других - используется узкое его толкование, когда в него включаются только наземные транспортные средства, предназначенные для движения по дорогам общего пользования, в том числе трамваи и троллейбусы как виды городского электротранспорта. В отдельных нормативных правовых актах данное понятие определяется в еще более узком значении, когда им охватываются только автомо-тотранспортные средства с двигателем внутреннего сгорания определенной мощности.

Разное толкование содержания понятия «транспортное средство» встречается и в юридической литературе, в том числе в научных комментариях к ст. 326 УК РФ. Одни авторы считают, что данное понятие применительно к составу преступления, предусмотренного ст. 326 УК РФ, используется в значении, определенном в п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, где транспортным средством признается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем1. С точки зрения других - при квалификации деяния, предусмотренного ст. 326 УК РФ, следует пользоваться определением транспортного сред-

1 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации : науч.-практ. (постатейный) / Н. И. Ветров,

М. М. Дайшутов, Г. В. Дашков и др. ; под ред. С. В. Дьякова,

Н. Г. Кадникова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юриспруден-

ция, 2013. 912 с.

ства, содержащимся в ст. 264 УК РФ, предусматривающей ответственность за нарушение Правил дорожного движения, повлекшее указанные в этой статье последствия2. В данной статье к транспортным средствам, наряду с автомобилем и трамваем, отнесено любое другое механическое транспортное средство, под которым согласно примечанию к данной статье понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми предоставляется специальное право.

По мнению некоторых авторов, данным понятием охватываются также маломерные водные суда [1].

При анализе содержащихся в нормативных правовых актах определений понятия «транспортное средство» в целях их использования для квалификации преступления, предусмотренного ст. 326 УК РФ, следует исходить из особенностей той сферы общественных отношений, применительно к которой то или иное понятие определено. Среди них следует выбрать определение, которое дано применительно к сфере общественных отношений, являющихся объектом рассматриваемого преступления.

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 326 УК РФ, выступает установленный нормативными правовыми актами порядок государственного учета и регистрации транспортных средств. Следовательно, предметом данного преступления служит транспортное средство, понятие и виды которого определяются в нормативных правовых актах, регламентирующих отношения, возникающие именно в связи с государственным учетом и регистрацией транспортных средств.

Определения понятия транспортного средства, содержащиеся в ст. 264 УК РФ и в ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (в ред. от 26 июля 2017 г.) «О безопасности дорожного движения»3, а также в п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (в ред. от 4 декабря 2018 г.)4, в котором к транспортным средствам отнесены все виды

2 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. Разделы Х-Х11 : в 4 т. (постатейный) / А. В. Бриллиантов, А. В. Галахова, В. А. Давыдов и др.; отв. ред. В. М. Лебедев. М. : Юрайт, 2017. Т. 4. 278 с.

3 См.: О безопасности дорожного движения : Фе-дер. закон от 10 дек. 1995 г. № 196-ФЗ : ред. от 26 июля 2017 г.// Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 50, ст. 4873.

4 См.: О Правилах дорожного движения : Постановление Правительства Рос. Федерации от 23 окт. 1993 г. № 1090 : ред. от 4 дек. 2018 г. // Собр. актов Президента и Правительства Рос. Федерации. 1993. № 47, ст. 4531.

транспортных средств, участвующих в дорожном движении, включая трактора и самоходные машины, велосипеды, мопеды и мотоциклы всех видов, а также автобусы, троллейбусы и трамваи, сформулированы применительно к общественным отношениям, связанным с обеспечением безопасности дорожного движения, и не вполне применимы к отношениям в сфере государственного учета и регистрации транспортных средств.

В Федеральном законе от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ (в ред. от 3 августа 2018 г.) «О транспортной безопасности»5 в определение понятия транспортного средства, наряду с транспортными средствами автомобильного транспорта, включены воздушные, морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав и транспортные средства городского наземного электрического транспорта.

В данном Федеральном законе определение понятия «транспортные средства» сформулировано в целях его использования в деятельности по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Такая деятельность не связана с регистрацией и учетом транспортных средств. Кроме того, под указанное определение не подпадают транспортные средства, находящиеся в личном пользовании граждан, которые в основном и становятся предметом преступления, предусмотренного ст. 326 УК РФ. В связи с этим оно непригодно для отграничения предмета данного преступления от предметов преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта и смежных с ними по составу преступлений, а также административных правонарушений.

В Воздушном кодексе Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (в ред. от 3 августа 2018 г.)6, Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2017 г.)7, Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2017 г.)8 для обозначения средств перевозки

5 См.: О транспортной безопасности : Федер. закон от 9 февр. 2007 г. № 16-ФЗ : ред. от 3 авг. 2018 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 7, ст. 837.

6 См.: Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ : ред. от 3 авг. 2018 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 12, ст. 1383.

7 См.: Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ : ред. от 29 дек. 2017 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 11, ст. 1001.

8 См.: Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ : ред. от 29 дек. 2017 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 18, ст. 2207.

пассажиров и грузов на воздушном и водном видах транспорта термин «транспортное средство» не используется, а используются термины «суда» и «судна» либо обобщенный термин «транспорт», включающий в себя также и объекты инфраструктуры соответствующего вида транспорта.

В Федеральном законе от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ (в ред. от 3 августа 2018 г.) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»9 и в Федеральном законе от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ (в ред. от 3 августа 2018 г.) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»10 для обозначения устройств, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов на железнодорожном транспорте, используется понятие «железнодорожный подвижной состав», которое определяется как локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

Государственная регистрация воздушных и морских судов, а также судов внутреннего плавания осуществляется в порядке, предусмотренном кодексами соответствующих видов транспорта и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации Федеральным агентством воздушного транспорта11 , капитаном морского порта12, администрациями бассейнов внутренних водных путей13, а маломерных судов,

9 См.: О железнодорожном транспорте в Российской Федерации : Федер. закон от 10 янв. 2003 г. № 17-ФЗ : ред. от 3 авг. 2018 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 2, ст. 169.

10 См.: Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации : Федер. закон от 10 янв. 2003 г. № 18-ФЗ : ред. от 3 авг. 2018 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 2, ст. 170.

11 См.: Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта : Постановление Правительства Рос. Федерации от 30 июля 2004 г. № 396 : ред. от 13 окт. 2017 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 32, ст. 3343.

12 См.: Об утверждении перечня морских портов, капитаны которых осуществляют государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре, бербоут-чар-терном реестре и государственную регистрацию строящихся судов в реестре строящихся судов : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 20 марта 2018 г. № 458-р : ред. от 27 авг. 2018 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 13, ст. 1855 ; Об утверждении перечня морских портов, капитаны которых осуществляют регистрацию судов в Российском международном реестре судов : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 25 апр. 2006 г. № 583-р : ред. от 14 нояб 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 18, ст. 2054.

13 См.: Кодекс внутреннего водного транспорта Рос-

сийской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ : ред. от 29 дек. 2017 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации.

2001. № 11, ст. 1001.

используемых в некоммерческих целях, - подразделениями Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий14. Государственная регистрация локомотивов, вагонов, контейнеров и иных видов подвижного состава железнодорожного транспорта законом не предусмотрена.

Исходя из содержащихся в транспортных кодексах определений устройств, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов железнодорожным, водным и воздушным транспортом, а также установленных правил и правовых последствий их регистрации, данные устройства (воздушные, морские и речные суда, железнодорожный подвижный состав и его компоненты) к предмету преступления, предусмотренного ст. 326 УК РФ, не относятся.

В Налоговом кодексе Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 27 ноября 2018 г.)15 транспортные средства определяются как объекты налогообложения по транспортному налогу, и ими признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данный перечень транспортных средств установлен в целях налогообложения и шире по составу, чем предмет преступления, предусмотренного ст. 326 УК РФ, в связи с чем не является пригодным для его квалификации.

Под транспортным средством применительно к ст. 326 УК РФ следует понимать транспортное средство, определение которого содержится в ст. 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Феде-

14 См.: Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий : приказ МЧС России от 24 июня 2016 г. № 340 // СПС Консуль-тантПлюс.

15 См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ : ред. от 27 нояб. 2018 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 32, ст. 3340.

рации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»16 и которое подлежит регистрации подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГИБДД МВД России, или Госавтоинспекция). В данной статье транспортное средство определяется как наземное самоходное устройство категорий «Ь>, «М», «Ы» на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 кВт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, а также прицеп (полуприцеп).

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», принятым решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 (в ред. от 25 декабря 2018 г.)17, к категории «Ь> относятся мототранспортные средства, категории «М» - транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров, категории «Ы» -транспортные средства, используемые для перевозки грузов, - автомобили грузовые и их шасси.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 (в ред. от 6 октября 2017 г.) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»18 на территории Российской Федерации государственной регистрации подлежат автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 см3 или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепов к ним, принадлежащие юридическим и физическим лицам.

Согласно п. 2 того же Постановления реги-

16 См.: О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федер. закон от 3 авг. 2018 г. № 283-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 32 (ч. I), ст. 5076.

17 См.: Технический регламент Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» : принят решением Комиссии Таможенного союза от 9 дек. 2011 г. № 877 : ред. от 25 дек. 2018 г. // СПС Консультант-Плюс.

18 См.: О государственной регистрации автомототран-спортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации : Постановление Правительства Рос. Федерации от 12 авг. 1994 г. № 938 : ред. от 6 окт. 2017 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994.

№ 17, ст. 1999.

страцию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют: подразделения ГИБДД МВД России - автомототран-спортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототран-спортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования; военные автомобильные инспекции (автомобильные службы) федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иных организаций, имеющих воинские формирования, - транспортных средств воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций, а также транспортных средств, являющихся опытными (испытательными) образцами военной и специальной техники, изготавливаемыми предприятиями промышленности по государственному оборонному заказу для нужд федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, на срок проведения испытаний.

К транспортным средствам применительно к ст. 326 УК РФ из числа указанных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 видов транспортных средств, подлежащих государственной регистрации, относятся только автомототранспорт-ные средства, регистрация которых осуществляется в подразделениях Госавтоинспекции. В соответствии с п. 2 данного Постановления, п. 51 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 7 августа 2013 г. № 605 (в ред. от 26 июня 2018 г.)19, и п. 1 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции без-

19 См.: Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним : приказ МВД России от 7 авг. 2013 г. № 605 : ред. от 26 июня 2018 г. // Рос. газ. 2013. 4 окт. (№ 223).

опасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 26 июня 2018 г. № 39920, таковыми транспортными средствами являются автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 см3 или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепы к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Исходя из нормативных положений, содержащихся в ст. 1 и 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»21 и в пп. 1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 (ред. от 6 октября 2017 г.) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»22, к транспортным средствам применительно к ст. 326 УК РФ не относятся трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, подлежащие регистрации органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, кроме того, все виды военной, специальной и другой техники, опытные (испытательные) образцы вооружения, военной и специальной техники, государственная регистрация которых осуществляется военными автомобильными инспекциями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

20 См.: Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 26 июня 2018 г. № 399 // Рос. газ. 2018. 28 сент. (№ 217).

21 См.: О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федер. закон от 3 авг. 2018 г. № 283-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 32 (ч. I), ст. 5076.

22 См.: О государственной регистрации автомототран-спортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации : Постановление Правительства Рос. Федерации от 12 авг. 1994 г. № 938 : ред. от 6 окт. 2017 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 17, ст. 1999.

В целях совершенствования уголовно-правовых норм и практики их применения следует дополнить ст. 326 УК РФ примечанием, в котором было бы сформулировано понятие транспортного средства применительно к данной статье. При этом за основу могло бы быть принято определение, содержащееся в ст. 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 283-Ф3 «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лебедев А. С. К вопросу об ошибках при квалификации деяний по статье 326 Уголовного кодекса Российской Федерации // Современное право. 2014. № 4. С. 142-147.

REFERENCES

1. Lebedev A. S. Sovremennoe pravo (Modern Law), 2014, No. 4, pp. 142-147.

Рукопись поступила в редакцию 26.08.2019, принята к публикации 26.12.2019.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Абдула Гулиевич Мусеибов, доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник отдела по исследованию криминалистических проблем научно-исследовательского центра по исследованию проблем расследования преступлений органами предварительного следствия и дознания федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1).

E-mail: nic5-vniimvd@mvd.gov.ru

Тел.: 8 (495) 915-03-04

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Abdula G. Museibov, Doctor of Juridical Sciences, Assistant Professor, Chief Researcher of the Department for the Study of Forensic Problems of the Research Center for the Study of Problems of Crime Investigation by the Preliminary Investigation and Inquiry, National Research Institute of the Ministry of the Russian Federation (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation).

E-mail: nic5-vniimvd@mvd.gov.ru

Tel.: 8 (495) 915-03-04

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.