Научная статья на тему 'Социальная обусловленность криминализации подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства'

Социальная обусловленность криминализации подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
196
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОДДЕЛКА / ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / БОРЬБА С ПОДДЕЛКОЙ / COUNTERFEIT / REGISTRATION NUMBER PLATE / VEHICLE / FIGHTING COUNTERFEIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лебедев Александр Сергеевич

В статье рассматриваются вопросы социальной обусловленности установления уголовной ответственности за подделку или уничтожение идентификационного номера транспортного средства по уголовному законодательству Российской Федерации, делается вывод о невозможности урегулирования данного явления не уголовно-правовыми средствами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CAUSATION OF CRIMINALIZATION OF COUNTERFEIT AND DESTRUCTION OF VEHICLES' REGISTRATION NUMBER PLATES

The paper considers the issues of social causation of determining criminal liability for counterfeit or destruction of a vehicle's registration number plate according to the Russian Federation criminal legislation. The author concludes that it is impossible to regulate this phenomenon without the use of criminal law means.

Текст научной работы на тему «Социальная обусловленность криминализации подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства»

УЪиминологический НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

Жчнал ргуэп

УДК 343.98 А.С. Лебедев,

ББК 67.52 Сибирский юридический институт МВД России

СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ПОДДЕЛКИ ИЛИ УНИЧТОЖЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО НОМЕРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

В статье рассматриваются вопросы социальной обусловленности установления уголовной ответственности за подделку или уничтожение идентификационного номера транспортного средства по уголовному законодательству Российской Федерации, делается вывод о невозможности урегулирования данного явления не уголовно-правовыми средствами.

Ключевые слова: подделка; идентификационный номер; транспортное средство; борьба с подделкой.

A.S. Lebedev,

Siberian Law Institute of Russian Ministry of Internal Affairs

SOCIAL CAUSATION OF CRIMINALIZATION OF COUNTERFEIT AND DESTRUCTION OF VEHICLES' REGISTRATION NUMBER PLATES

The paper considers the issues of social causation of determining criminal liability for counterfeit or destruction of a vehicle's registration number plate according to the Russian Federation criminal legislation. The author concludes that it is impossible to regulate this phenomenon without the use of criminal law means.

Key words: counterfeit; registration number plate; vehicle, fighting counterfeit.

Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства как уголовно-правовая норма, закрепленная в ст. 326 УК РФ, является новеллой отечественного законодательства. Впервые такой запрет нашел официальное отражение в редакции УК РФ 1996 г.

Обычно основаниями для криминализации деяния служат:

- общественная опасность деяния;

- степень распространенности (массовость);

- невозможность противодействия деянию иными правовыми средствами.

Рассмотрим содержание оснований криминализации подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства.

Общественная опасность деяния в решающей степени предопределяет (и служит оправданием) социальную обусловленность уголовно-правового запрета [2, с. 88].

Логика дальнейшего исследования требует обращения именно к объяснению опасности для общества такого явления как подделка или уничтожение идентификационного

номера транспортного средства. Представляется, что такая опасность выражается в следующем: во-первых, подделка служит инструментом сокрытия преступных посягательств на транспорт; во-вторых, подделка является способом уклонения от уплаты таможенных платежей и налоговых сборов, а также контрабандного ввоза транспортных средств; в-третьих, подделка подрывает нормальную деятельность органов государственной власти, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, самоходных машин и маломерных судов; в-четвертых, данное преступное деяние носит транснациональный характер, в частности, в ряде изученных уголовных дел транспортные средства с подделаными или уничто-жеными маркировочными обозначениями, были похищены на территории других государств. Так, например, семь членов группы ранее судимых за подделку и уничтожение идентификационных номеров транспортных средств, на протяжении длительного периода времени похищали на территории Республики Беларусь транспортные средства, подделывали их идентификационные

86

© Лебедев А.С., 2011

А.С. ЛЕБЕДЕВ. Социальная обусловленность криминализации подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства

номера и затем сбывали на территорию Российской Федерации. Таким способом были доставлены и реализованы 8 автомашин [1].

Степень распространенности (массовость). В 2007 г. на учете в подразделениях Госавтоинспекции МВД России состояло 38,6 млн автомобилей. По сравнению с 1999 г. их количество возросло на 24,9 %, или на 7,7 млн единиц [6]. В настоящее время в России идет интенсивное увеличение парка автомо-тотранспортных средств. Автомобилизация порождает такие неблагоприятные социальные факторы как рост преступности. Кражи автомототранспортных средств по количеству занимают второе место после квартирных краж. В значительной мере этому процессу способствует высокая стоимость транспортных средств, их деталей и оборудования. На этой почве получили развитие нелегальный автомобильный бизнес и связанные с ним мошенничество, вымогательство, бандитизм [3, с. 10]. Следует полагать, что подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства также является следствием процесса автомобилизации.

Появлению уголовно-правового запрета на подделку или уничтожение идентификационного номера транспортного средства предшествовала массовость данного явления. По данным МВД России в 1995 г. из общего количества проверенных сотрудниками МВД России автомашин более половины (62 %) оказалось с измененными или уничтоженными маркировочными обозначениями узлов и агрегатов. В 1996 г. этот показатель составил уже 70 % [7]. Это обусловлено тем, что в отечественном законодательстве того времени запрет на подделку или уничтожение идентификационного номера транспортного средства не был предусмотрен.

Как сообщает ГИАЦ МВД России, за период с 1995 по 2010 г. в Российской Федерации по факту краж транспортных средств было расследовано 936 253 уголовных дел, 668 148 - об угонах транспортных средств и 78 566 - о подделке или уничтожении их идентификационных номеров [5]. Иными словами, примерно в отношении каждого 400-го транспортного средства в Российской Федерации проводилась проверка относительно подлинности идентификационного номера транспортного средства. Это очень высокий показатель, свидетельствующий о значительной распространенности исследуемого деяния.

Невозможность противодействия деянию иными правовыми средствами. Проблемы, связанные с подделкой или уничтожением идентификационного номера транспортного средства, появились в СССР в 1970-х гг. В то же время Советом министров СССР от 20 июля 1972 г. № 539 принимается постановление, на основании которого издаются Правила регистрации и учета авто-мототранспортных средств, утвержденные приказом МВД СССР от 30.01.1975 г. № 20. Пункт 20 Правил гласил, что новые автомо-тотранспортные средства регистрируются за предприятиями, учреждениями и организациями без осмотра, а все легковые автомобили и мототранспортные средства индивидуальных владельцев - после сверки номеров двигателя, шасси, кузова (рамы) с записями в документах на регистрацию [8].

Но этих регулятивных мер было недостаточно для удержания от подделки или уничтожения идентификационных номеров транспортных средств. Никаких правовых последствий для лица, подделавшего или уничтожившего идентификационный номер транспортного средства, не наступало. Страдали лишь добросовестные граждане, приобретавшие такие транспортные средства. Возникла действительная потребность в правовом запрете, регулирующем указанные общественные отношения.

В.Н. Кудрявцев справедливо обращает внимание на то, что «государство охраняет общественные отношения различными и в первую очередь наименее жесткими средствами, лишь в случае недостаточности этих средств приходится прибегать к мерам уголовно-правового воздействия» [4, с. 120-121].

Данные Министерства внутренних дел Российской Федерации о состоянии борьбы с преступлениями, предусмотренными ст. 326 УК РФ, подтверждают социальную потребность существования данного состава в УК РФ [9; 10; 11].

Таким образом, установление уголовно-правового запрета на подделку или уничтожение идентификационного номера транспортного средства социально обусловленно его общественной опасностью.

Вместе с тем следует констатировать, что норма, закрепленная в ст. 326 УК РФ, активно применяется на практике, что подтверждается системностью вносимых в нее изменений.

¡Лиминологический НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

Жчнал РГУЭП

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архив Минского городского суда. Дело № 22-1854/2005.

2. Бойко А.И., Родина Л.Ю. Контрабанда: история, социально-экономическое содержание и ответственность. - СПб., 2002. - 229 с.

3. Дмитриев С.Н. Дорожно-патрульная служба : пособие для сотрудников ГИБДД. — М., 2000. — 659 с.

4. Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. — М., 1960. — 244 с.

5. По информации ГИАЦ МВД России : письмо от 31.01.2011 г. исх. № 34/4-48.

6. По информации Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России от 11.06.2008 г. исх. № 13/9 на № 26/1444.

7. URL : http://www.lawrussia.ru/rubrics/topic_35/index.htm.

8. Правила регистрации и учета автомототранспортных средств, утвержденные приказом МВД СССР от 30.01.1975 г. № 20. Введены в действие с 1 мая 1975 г.

9. О повышении эффективности борьбы с хищениями транспортных средств и их легализацией : указание МВД России от 18.02.2008 г. № 1/1250.

10. О повышении эффективности работы по розыску похищенных транспортных средств : указание МВД России от 28.07.2009 г. № 13/9-137.

11. О повышении эффективности работы органов внутренних дел по раскрытию краж и угонов транспортных средств и пресечению каналов их легализации : указание МВД России от 06.08.2009 г. № 1/6752.

REFERENCES

1. Arkhiv Minskogo gorodskogo suda. Delo № 22-1854/2005 [Minsk City Court archives. Case # 22-1854/2005].

2. Boyko A.I., Rodina L.Yu. Kontrabanda: istoriya, sotsial'no-ekonomicheskoe soderzhanie i otvetstvennost' [Smuggling: History, Socio-Economic Content and Liability]. Saint-Petersburg, 2002, 229 p.

3. Dmitriev S.N. Dorozhno-patrul'naya sluzhba : posobie dlya sotrudnikov GIBDD [Traffic Police: Manual for Employees of State Inspection for Traffic Safety]. Moscow, 2000, 659 p.

4. Kudryavtsev V.N. Ob'ektivnaya storonaprestupleniya [Objective Side of Crime]. Moscow, 1960, 244 p.

5. Po informatsii GIATs MVD Rossii: pis'mo ot 31.01.2011 g. iskh. № 34/4-48 [According to the Information from Chief Information and Analysis Center of Ministry of Internal Affairs of Russia: letter of Jan. 31, 2011, ref. # 34/4-48].

6. Po informatsii Departamenta obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya MVD Rossii ot 11.06.2008g. iskh. № 13/9 na № 26/1444 [According to the Information of Traffic Safety Department of Ministry of Internal Affairs of Russia of June 11, 2008, ref. # 13/9 for # 26/1444].

7. http://www.lawrussia.ru/rubrics/topic_35/index.htm.

8. Pravila registratsii i ucheta avtomototransportnykh sredstv, utverzhdennye prikazom MVD SSSR ot 30.01.1975g. № 20. Vvedeny v deystvie s 1 maya 1975g. [Rules of Registration and Record of Automobiles, Approved by the Order of Ministry of Internal Affairs of the USSR of Jan. 30, 1975, # 20. Active from May 1, 1975].

9. Opovyshenii effektivnosti bor'by s khishsheniyami transportnykh sredstv i ikh legalizatsiey: ukazanie MVD Rossii ot 18.02.2008g. № 1/1250 [On Improving the Efficiency of Fighting Vehicle Theft and Legalization: Order from Ministry of Internal Affairs of Russia of Feb. 18, 2008, # 1/1250].

10. O povyshenii effektivnosti raboty po rozysku pokhishshennykh transportnykh sredstv : ukazanie MVD Rossii ot 28.07.2009g. № 13/9-137 [On Improving the Investigation of Vehicle Theft Cases: Order from Ministry of Internal Affairs of Russia of July 28, 2009, # 13/9-137].

11. O povyshenii effektivnosti raboty organov vnutrennikh del po raskrytiyu krazh i ugonov transportnykh sredstv i presecheniyu kanalov ikh legalizatsii: ukazanie MVD Rossii ot 06.08.2009g. № 1/6752 [On Improving the Efficiency of Internal Affairs Departments in Investigation of Vehicle Theft and Checking their Legalization Channels: Order from Ministry of Internal Affairs of Russia of Aug. 6, 2009, # 1/6752].

Информация об авторе

Лебедев Александр Сергеевич (Красноярск) — заместитель начальника отдела надзора УГИБДД МВД по Республике Хакасия, майор милиции, адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии. Сибирский юридический институт МВД России (660131, г. Красноярск, ул. Рокоссовского, 20, e-mail: Lebddd_777@mail.ru)

Information about the author

Lebedev, Aleksandr Sergeyevich (Krasnoyarsk) — Deputy Head, Supervision Department of State Inspection for Traffic Safety of Ministry of Internal Affairs of the Khakassia Republic, Police Major, Adjunct, Siberian Law Institute of Russian Ministry of Internal Affairs (Rokossovskogo st., 20b, Krasnoyarsk, 660131, e-mail: Lebddd_777@mail.ru)

88

3 (17)' 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.