Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Теория права и государства
УДК 340.1
А. И. Никитин*
Предмет, метод и норма полицейского права
Причина возникновения и суть государства состоит в необходимости создания для жизни и деятельности граждан правового и общественного порядка, обеспечения их безопасности. Другими словами, происхождение и функционирование государства объясняется его правоохранительным (полицейским) назначением, потребностью общества, всех и каждого в безопасности. Удовлетворение всех других потребностей никогда не может быть полным, если не обеспечена безопасность и у человека не существует уверенности в том, что его жизнь, здоровье, личная неприкосновенность, свобода, честь и имущество не подвергнутся насильственным нападениям со стороны др. лиц.
Управление государством общественными процессами, например, экономикой, финансами, образованием и др. сферами является одним из основных условий жизнедеятельности любого общества. Однако выполнение возложенных на государственное управление задач, осуществление регулятивноуправленческой функции исполнительной власти зависит от порядка в государстве, обеспечения государством безопасности общества и отдельной личности. Поэтому возникает необходимость в устранении «возмущений» в социальных системах, а именно: преступлений, природных и техногенных катастроф, терроризма и т.д. Осуществление этой задачи обеспечивается с помощью правоохранительной деятельности органов государства, одну из важных областей которого регулирует полицейское право. В данной статье автор раскрывает понятие предмета, метода и нормы полицейского права, рассказывает об их особенностях.
Ключевые слова: полицейское право, полицейское дело, норма, предмет, метод, правовые отношения.
A.I. Nikitin*. Subject, method and norm of police law. The reason for originating and essence of the State is subjected by the necessity to create a legal and public order for the individuals’ life and activities and to ensure their security. In other words, the beginnings and functioning of the State are justified by its law-enforcement (police) purpose, the need of the society, everyone and each one, in the security. Satisfaction of all other needs can never be full unless the security is not ensured, and the man can be sure that his life, health, personal immunity, liberty, honor and property will not be violated by attacks of other persons. Administration of the social processes by the State, for example, economics, finances, education and other fields, is one of the major condition for the vital activity of any society. However, fulfillment of the tasks imposed on the state administration and execution of the regulative-and-administrative function by the executive authorities are depended on the order available in the State and ensuring the security of the society and each individual by the State. That is why the necessity in elimination of the «indignations» in the social systems, namely: crimes, natural and man-caused disasters, terrorism, etc., arises. Realization of this task is provided by means of the law-enforcement activities made by the state authorities, in which one of the major fields is governed by the police law. The author explains the conception of subject, method and norm of the police law and demonstrates their features in this article.
Keywords: police law, police activities, norm, subject, method, legal relations.
Общественные отношения в сфере полицейской деятельности, будучи предметом полицейского права, являются разновидностью государственно-управленческих отношений, но вместе с тем это отношения, обратные государственно-управленческим, отделившиеся от них, хотя и прочно с ними связанные. Если государственно-управленческие отношения возникают в государственно-аппаратной или внутренней среде, то полицейские отношения — во внешней среде, т.е. в местах, имеющих общественное значение.
* Никитин, Александр Игоревич, заместитель начальника организационно-зонального отдела, управление уголовного розыска криминальной милиции Главного управления внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, соискатель кафедры историко-правовых дисциплин Академии управления МВД России. Адрес: Россия, 191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский пр. д. 50/52. Тел.: (812) 5732074, 8 (911) 9120370. E-mail: [email protected].
* Nikitin, Alexander Igorevich, Deputy Chief of the Zonal Administrative Division, Department of Criminal Investigation, Criminal Militia, Saint Petersburg and Leningrad Region Chief Administrative Board of Internal Affairs, Associate at the Chair of Historical-and-Legal Disciplines, Academy of the Administration of the Russian Ministry of Internal Affairs, Address: Russia, 191015, Saint Petersburg, Suvorovskiy ave. 50/52. Tel. (812) 5732074, 8 (911) 9120370. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 5 февраля 2011 года.
Данные общественные отношения, регулируемые нормами полицейского права, включают в себя четыре основные группы: организационно-полицейские; надзорно-полицейские; административнопринудительные; квазиполицейские отношения между гражданами1.
Организационно-полицейские отношения тесно связаны с повседневной организационной работой по осуществлению полицейской деятельности. В эту группу входят отношения по организации, инструктажу, распределению нарядов милиции по охране общественного порядка. Субъектами данных общественных отношений являются, как правило, взаимодействующие между собой органы государственной власти, наделенные полномочиями осуществлять полицейскую деятельность.
Надзорно-полицейские отношения образуют важную и распространенную группу полицейских отношений. Данные общественные отношения касаются массового обслуживания населения в процессе обеспечения общественной безопасности и оказания помощи конкретным гражданам в реализации их прав и свобод. Существенную роль играют общественные отношения, в рамках которых применяются административные принуждения. Это административно-принудительные отношения, подразделяющиеся на два вида:
1) отношения, которые формируются на основе возникновения угрозы общественной безопасности или вытекающие из факта отклонения от правопорядка;
2) отношения, вытекающие из факта административного правонарушения, называемые административно-деликтными (проступочными). Это такие общественные отношения, которые требуют правоохранительной реакции, выраженной в мерах административной ответственности.
Еще одна группа общественных отношений, составляющих предмет полицейского права — квазиполицейские отношения, складывающиеся между гражданами в общественных местах. Они складываются подобно гражданско-правовым отношениям между гражданами по их инициативе, когда органы суда лишь защищают гражданские права последних. Также могут по инициативе граждан возникать административно-правовые отношения без вмешательства органов государства2.
Метод полицейского права — совокупность правовых средств и способов правового регулирования общественных отношений, основными из которых являются:
— позитивное обязывание — возложение на лиц обязанностей к активному поведению.
— дозволение — представление лицам права на свои собственные действия.
— запрещение—возложение на лиц обязанности воздержатся от совершения противоправных действий.
Все названные методы правового регулирования реализуются в различных пропорциях, но
функции основного регулятора выполняют запрещающие нормы. Другими словами, запреты как способ воздействия на поведение людей играют главную роль в полицейском праве, в то время как иные способы воздействия выполняют определенную обеспечительную роль.
Запрет — это «пассивная» юридическая обязанность, предписывающая субъекту воздержаться от определенных действий. Уголовно-правовые и административно-правовые запреты налагают на определенный круг лиц обязанность воздержаться от совершения правонарушения, и потому регулируют поведение людей. Они имеют двойственную направленность. С одной стороны, запреты используют как способ устранения мешающих развитию общества явлений. С другой стороны, правовые запреты гарантируют реализацию гражданами своих прав и свобод, направлены на то, чтобы мерами полицейского надзора и принуждения предотвратить и устранить противоправные посягательства на эти права и свободы.
Таким образом, для метода полицейского права наиболее характерным является запрет путем определения законодателем нежелательного для общества деяния граждан и организаций и угрозы применения принуждения в случае их несоблюдения.
Норма полицейского права — исходный, главный элемент полицейского права как социального образования. Полицейское право складывается из правовых норм, которые объединяются в правовые институты, блоки, а последние в совокупности образуют полицейское право. Если давать определение норме полицейского права с точки зрения ее содержания, то можно сказать следующее. Норма полицейского права — установленное административным законом правило, регулирующее поведение субъектов в сфере полицейской деятельности. Еражданам и организациям данная норма предоставляет возможность мирно и в условиях безопасности пользоваться своими правами и свободами, обязывая их соблюдать общественный порядок, а на органы полиции возлагает обязанность обеспечивать личную и общественную безопасность путем постоянного административного надзора и применения мер административного принуждения к лицам, совершающим правонарушения. О норме полицейского права можно сказать все то, что говорится о любой правовой норме вообще.
1. Норма полицейского права—это правило поведения, т.е. образец, масштаб поведения, правило, призванное направлять поступки, поведение людей в специфической сфере государственного управления — в сфере полицейской деятельности. Иначе говоря, норма полицейского права моделирует правило поведения, адресованное персонально неопределенному кругу лиц, возлагая на одних лиц преимущественно обязанности, другим лицам предоставляя права. Норма полицейского права несет информацию о методах и принципах правового регулирования, о правомерном и противоправном поведении.
2. Норма полицейского права есть установленное и санкционированное государством правило поведения, выступающее в качестве властного предписания, веления. За нормой полицейского права стоят авторитет, мощь и принудительная сила государства. Если те или иные лица добровольно не исполняют уголовно-правовые и административно-правовые нормы, то требования последних проводятся в жизнь при помощи принудительной силы полиции, действующей на основе норм полицейского права.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (49) 2011
Теория права и государства
3. Норма полицейского права «дозирует» властные полицейские полномочия органов исполнительной власти, некоторых общественных организаций, частных охранных и детективных фирм, граждан и тем самым очерчивает пределы их воздействия на поведение иных субъектов полицейско-правовых отношений. Последние, граждане и организации имеют на основе норм полицейского права определенные права, в т.ч. право требовать от органов полиции, должностных лиц соответствующего поведения, обжаловать их действия.
4. Норма полицейского права представляет собой формально-определенное правило. Юридические нормы отличаются точностью, детализированностью, категоричностью регламентирования поведения участников общественных отношений. Эта точность, детализированность, категоричность особенно свойственны тем нормам полицейского права, которые устанавливают права и обязанности органов полиции, их право применять меры принуждения.
5. Норма полицейского права, как и любая другая норма права, независимо от того, в какой словесной формулировке она выражена (уполномочивающая, запрещающая, обязывающая, поощрительная), действительно регулирует общественные отношения посредством одновременного предоставления их участникам определенных субъективных прав и возложения на них соответствующих юридических обязанностей. Иначе говоря, норма полицейского права реализуется в субъективных юридических правах и обязанностях участников отношений данного вида. А субъективные юридические права и обязанности претворяются в поведение людей.
Нормы полицейского права представляют собой разновидность управленческих норм и являются специфическими правилами поведения: они регулируют общественные отношения в области полицейской деятельности, т.е. в области охраны общественного порядка, общественной безопасности, общественного благоустройства, защиты конституционных прав и свобод граждан от противоправных посягательств. Исторически общая направленность норм полицейского права всегда заключалась в охране определенных социальных ценностей (общественный порядок, общественная безопасность, окружающая природная среда) и, как следствие, в вытеснении из социальной действительности явлений, нежелательных для общества и государства.
Итак, первая особенность норм полицейского права заключается в том, что они являются охранительными по своей природе и имеют особую сферу применения, а, именно, — сферу охраны целого ряда социальных объектов, без которых государство и общество не смогут нормально функционировать. Будучи охранительными по природе, нормы полицейского права направляют деятельность органов полиции (например, органов МВД России) по наблюдению за местами общественного значения (улицы, проспекты, вокзалы и т.д.), по предупреждению в этих местах эксцессов разного рода и обеспечению общественной безопасности.
Нормы полицейского права определяют поведение граждан в общественных местах, возлагая на них соответствующие обязанности: соблюдать правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, правила, регулирующие различные специальные административно-правовые режимы.
Значительную и весомую часть данных норм занимают запрещающие нормы, возлагающие на граждан обязанности, предписывающие воздерживаться от совершения противоправных деяний и содержащиеся прежде всего в Кодексе об административных правонарушениях.
Будучи правоохранительными по природе, нормы полицейского права выполняют роль правил, гарантирующих гражданам пользование их конституционными правами и свободами. Граждане могут в спокойной и свободной обстановке проводить время в парках, скверах, общественном транспорте, у себя в доме (квартире), уверенные в личной безопасности.
Вторая особенность норм полицейского права состоит в том, что доминирующую и решающую роль в системе норм полицейского права играют запрещающие нормы, между тем как обязывающие, уполномочивающие и поощрительные нормы в целом подстраховывают реализацию запретов. Такая роль запрещающих норм обусловливается спецификой самой правоохранительной (полицейской) деятельности, предполагающей вытеснение из социальной действительности нежелательных для общества явлений. Данные правовые запреты указывают на недопустимость определенных неправомерных деяний, т.е. действуют посредством исключения.
Значение рассматриваемой особенности усиливается тем, что запреты в полицейском праве — это часть уголовно-правовых запретов, эволюционным путем отошедшая в ХУ11-Х1Х вв. от уголовного права вследствие того, что данная часть запретов предусматривала малоопасные составы правонарушений, за совершение которых следовало назначать более мягкие наказания и за совершение которых могли бы наказывать на месте не судебные, а специальные органы исполнительной власти — полиция3. Поэтому система норм полицейского права, несмотря на то, что она складывается из регулятивных и охранительных норм, является по существу правоохранительной системой, ибо ее определяющую часть составляют запрещающие нормы.
Норма полицейского права выступает не только как правило поведения, авторитетное для тех, кто ее реализует. Она выступает как мера, с помощью которой оценивается поведение других людей. Любая правовая норма — это масштаб правовой оценки чужой деятельности, но норма полицейского права, прежде всего, запрещающая, — это масштаб правовой оценки поведения других лиц. В полицейском праве норма играет чрезвычайно большую роль в регулировании поведения граждан, в их общении между собой, особенно в местах общественного значения.
В данных местах гражданин выступает как двояко действующее существо. Например, исполняя правила дорожного движения при переходе улицы на зеленый свет:
1) он сам исполняет нормы полицейского права, переходя улицу на зеленый свет;
2) в то же время, обращаясь с другими гражданами, взаимодействуя с ними, он не может не оценивать их поведение, их отношение к себе и другим людям с точки зрения запретов, содержащихся в правилах дорожного движения.
Вследствие этого между людьми возникают прочные правовые (регулятивные) связи, которые позволяют обществу жить в сравнительно благоприятных условиях.
В назначении быть мерилом, масштабом поведения других лиц находит выражение третья особенность норм полицейского права. Без такой правовой оценки невозможна была бы нормальная регулятивная связь между гражданами. Иначе говоря, каждое правовое полицейское правоотношение, тем более общерегулятивное, в местах общественного значения может существовать и существует только тогда, когда субъекты реализуют правовые полицейские нормы и одновременно взаимно оценивают поведение друг друга, используя правовую норму как мерило, как масштаб оценки.
Еще одной отличительной особенностью норм полицейского права является то, что за их соблюдением гражданами и организациями наблюдают специальные структуры: органы полиции (органы МВД, ФСБ, таможенного надзора), либо гражданские структуры (Минпечати, Минобразования и др.), наделенные для решения отдельных вопросов полицейскими полномочиями. Иначе говоря, реализация этих норм постоянно страхуется реальными действиями специальных органов исполнительной власти, причем использование данными органами метода надзора в случаях отклонения отдельными гражданами от правопорядка или нарушения установленных запретов дополняется использованием других методов полицейской деятельности: применением мер прямого административного принуждения или мер административной ответственности.
Научно обоснованная классификация норм полицейского права позволяет, во-первых, распределить эти нормы согласно наиболее существенным признакам на взаимосвязанные группы; во-вторых, определить место и значение каждой группы норм в системе полицейского права; в-третьих, лучше и глубже понять роль каждой группы в регулировании общественных отношений. Нами предлагаются четыре классификации норм полицейского права на основе четырех классификационных критериев: по методу регулирования, по функциям права, по способу разрешения конкретных индивидуальных дел, по роли в механизме регулирования общественных отношений в сфере полицейской деятельности.
Представляется, что логичнее на первое место выдвинуть классификацию, которая позволяет полнее понять особенности полицейского права как регулятора общественных отношений, понять характер воздействия норм полицейского права на поведение субъектов. К такой классификации относится деление норм полицейского права по методу правового регулирования, а именно: деление на обязывающие, уполномочивающие, поощряющие и запрещающие нормы.
Обязывающими нормами в полицейском праве принято считать нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные действия. Для этих норм характерны слова «обязан», «должен». Например, в ст. 4 Правил дорожного движения Российской Федерации говорится: «Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам»4. Обязывающие нормы требуют от государственных органов, их структурных частей, должностных лиц, граждан и других субъектов полицейского права совершать определенные действия. Эти обязанности возлагаются Конституцией РФ, федеральными законами, актами субъектов Российской Федерации.
Уполномочивающие нормы — нормы, устанавливающие права субъектов полицейского права на совершение тех или иных положительных действий. Данные нормы содержат в своем тексте слова «вправе», «имеет место», «может». Уполномочивающие нормы предоставляют субъектам полицейского права возможность самим выбирать наилучший вариант поведения в данной конкретной ситуации.
Поощрительные нормы содержат меры поощрения субъектов полицейского права за выполнение своих служебных полномочий с превышением обычных, среднеустановленных показателей, за сотрудничество и оказание помощи правоохранительным органам. Так, ст. 18 Федерального закона РФ от 5 июля 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает меры поощрения (вознаграждения и др. выплаты), применяемые к лицам, сотрудничающим с органами, либо оказавшим им помощь в раскрытии преступлений5. В поощрительных нормах определяются виды мер поощрения (награды, премии, льготы и т.п.), субъекты, на которых распространяются поощрительные меры, условия применения поощрительных мер и органы, их применяющие.
Обязывающие, уполномочивающие, поощрительные нормы в полицейском праве воплощают позитивное содержание правового регулирования.
Запрещающие нормы выражают, в основном, охранительную функцию полицейского права. Запрещающие нормы запрещают указанное в них поведение, обязывают воздерживаться от антисоциальной деятельности. Содержащиеся в них административно-правовые запреты — это государственно-властные веления, предписывающие не совершать определенных действий. Запрещенный вариант поведения при этом озвучивается в правовой норме словами: «запрещается», «не вправе», «не допускается», «не должны» и др. Например, в ст. 5 Правил дорожного движения Российской Федерации говорится: «Пассажирам запрещается отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения». Данные запрещающие нормы идут, как правило, в паре с нормами, содержащими санкцию за нарушение запрета.
Будучи стержневой частью норм полицейского права, запрещающие нормы воздействуют на поведение субъектов в сфере полицейской деятельности не изолированно, а в единстве с другими нормами: обязывающими, уполномочивающими, поощрительными. Только в таком качестве,
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (49) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (49) 2011
Теория права и государства
выполняя аккумулирующую функцию, запрещающие нормы осуществляют охрану общественного порядка от противоправных посягательств, придавая всей подотрасли охранительный характер.
Говоря о делении норм полицейского права на виды, следует использовать классификацию, которая выражает существенные особенности полицейского права как отрасли права, выполняющей как регулятивную, так и охранительную функции. К такой классификации относится деление норм полицейского права по функциям права — на регулятивные и охранительные нормы.
Vегyляmuвные нормы полицейского права непосредственно направлены на регламентацию поведения субъектов (органов полиции, народных дружин, охранных фирм, граждан) при помощи указания на их юридические обязанности и права. Данные нормы воплощают позитивное содержание правового регулирования и включают в себя обязывающие, уполномочивающие и поощрительные нормы.
Регулятивные нормы имеют объектом воздействия три группы общественных отношений. Во-первых, это «полицейское управление». Здесь эти нормы налаживают организационно-полицейские отношения в связи с выполнением органами полиции и их должностными лицами управленческих функций по координированию деятельности аппарата, кадровой политике, сбору полицейской информации, распорядительству. Во-вторых, объектом воздействия регулятивных норм является наиболее важная часть общественных отношений между органами полиции и гражданами. И, в-третьих, регулятивные нормы полицейского права упорядочивают отношения между гражданами, причем в первую очередь в местах общественного значения.
Регулятивные нормы составляют в полицейском праве значительную, но не основную часть норм. Основную часть образуют охранительные нормы.
Охранительные нормы — это прежде всего нормы, содержащие запреты, т.е. указания на воздержание от определенных действий, и нормы, содержащие указания на меры принуждения, применяемые к лицам, нарушающим эти запреты. Причем в одних случаях применяются меры прямого принуждения (предупредительные и пресекающие), в других — меры административной ответственности.
Необходимость обособленной и дифференцированной регламентации принудительных мер обусловлена различной степенью отклонения от правопорядка: в одних ситуациях сотрудник милиции имеет дело с хулиганом, т.е. с административным правонарушителем, в других, — с попыткой гражданина перейти улицу на красный свет, т.е. с незначительным отклонением от правопорядка. Правоохранительные нормы направлены не на создание новых «ценностей», а на сохранение старых, на их охрану. Охранительные нормы охраняют соответствующие общественные отношения, но, охраняя, их регулируют.
Для полицейского права большое значение имеет классификация, показывающая данную отрасль как систему, в которой большой удельный вес имеют процессуальные нормы. Таковой является классификация норм полицейского права по способу разрешения конкретных индивидуальных дел, выделяющая материальные и процессуальные нормы.
Материальные нормы определяют в статической форме обязанности и права субъектов полицейского права, их правовое положение, пределы правового регулирования. Иными словами, они показывают субъектам полицейского права (органам, должностным лицам, общественным объединениям, гражданам) что дают им нормы права и что от них требуют.
Процессуальные нормы полицейского права имеют процедурный характер. Они теснейшим образом связаны с материальными нормами и являются средством реализации этих норм. По отношению к материальным процессуальные нормы носят производный, вторичный характер. Так, материальные нормы полицейского права, закрепляющие институт административной ответственности, реализуются в процессуальных нормах полицейского права, регламентирующих производство по делам об административных правонарушениях.
Процессуальные нормы полицейского права имеют огромное значение, т.к. с их помощью регламентируются порядок, процедура применения принудительных мер, которые являются острым и жестким средством социального воздействия в деятельности органов полиции и вследствие этого могут нарушать права и свободы граждан. Этим и обусловлено формирование особых процессуальных институтов в полицейском праве: производство по делам об административных правонарушениях, право гражданина на административную жалобу, применение мер прямого принуждения и т.д.6
По роли в механизме правового регулирования в полицейском праве можно выделить группу специализированных норм. К таким нормам относятся декларативные и дефинитивные нормы.
Аекяаративные нормы, или нормы-принципы — это законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы, а также задачи данной совокупности норм полицейского права.
Аефинитивные нормы, или нормы-дефиниции содержат определения правовых категорий и понятий. Таковыми будут, например, определение безопасности, жизненно важных интересов, основных объектов безопасности.
Занимая высшую ступень в полицейском законодательстве, декларативные и дефинитивные нормы играют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений в области полицейской деятельности. Это исходные (отправные, учредительные) нормы в полицейском праве. Формулируя категории полицейского права, правовые принципы, задачи данной отрасли, они органически входят в данную систему норм, способствуют их правильному применению, что также не исключает их прямого действия.
Список литературы
1. Алексеев, С. С. Общая теория права. — Т. 1. — 1981.
2. Вельский, К. С. Полицейское право. — 2003.
3. Бельский, К. С., Елисеев, Б. П., Кучеров, И. И. Полицейское право как подотрасль административного права // Государство и право. — 2001. — № 12.
4. Корнеев, Л. П. Кодификация советского административного права. — М.,1970.
5. Общая теория права / под ред. В.К. Бабаева. — Н.Новгород, 1993.
6. Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 6. — Ст. 711.
7. Собрание актов Правительства РФ и Президента РФ. — 1993. — № 47. — Ст. 4531. Literature
1. Alexeev, S. S. Common Theory of Law. — V 1. — Moscow, 1981
2. Belskiy, K. S. Police Law. — Moscow, 2003.
3. Belskiy, K. S., Eliseev, B. P., Kucherov, 1.1. Police Law as a Sub-Branch of Administrative Law //
State and Law. — 2001. — № 12.
4. Korneev, A. P. Codification of Soviet Administrative Law. — Moscow, 1970.
5. Common Theory of Law / ed. VK. Babaev. — Nizhniy Novgorod, 1993.
6. RF Code of Laws. — Moscow, 1997. — № 6. — C. 711.
7. Code of Acts of the RF Government and the RF President. — Moscow, 1993. — № 47.
1 Бельский. К.С. Полицейское право. 2003. С. 34
2 Корнеев А.П. Кодификация советского административного права. М. 1970. С. 16
3 Бельский К.С. Полицейское право. 2003. С. 66
4 Собрание актов Правительства РФ и Президента РФ 1993. № 47. Ст. 4531
5 Собрание законодательства РФ. 1995. № 33, Ст.3349
6 Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. 1981. С. 285.
УДК 330.190.1
В. В. Талянин*, Л.П. Дябкина**
Феномен личности и его философский статус
В статье предлагается анализ категории «личность» в контексте философского подхода. Такое рассмотрение представляется необходимым, т.к. категория «личность» имеет сложную структуру, вследствие чего оказываются возможными различные подходы к ее изучению.
Ключевые слова: личность, философия, категория, проблема, феномен, способность, сущность, особенность, общество, характеристика.
V.V. Taljanin*, L.P. Djabkina**. Phenomenon of the person its philosophical status. In this article the analysis of a category «person» in a context of the philosophical approach is offered. Such consideration is necessary as a category «person» has difficult structure in the resUlt of that different approaches to its studying appear to be possible.
Keywords: person, philosophy, category, problem, phenomenon, society, ability, essence, feature, the characteristic.
Прояснение смысла категории «личность» представляет большой интерес. Такое рассмотрение представляется необходимым, т.к. категория «личность» имеет сложную структуру, вследствие чего оказываются возможными различные подходы к ее изучению. Например, в общей психологии под «личностью» понимается некое интегрирующее начало, охватывающее воедино различные психологические процессы и сообщающее поведению индивида необходимую устойчивость. Первоначальный же момент социологических исследований личности, напротив, состоит не в изучении индивидуальных особенностей человека, а в анализе тех социальных функций (социальных ролей), которые он выполняет.
Именно эта объективная многогранность и многоаспектность понимания категории «личность» выступает стимулом непрекращающихся дискуссий, ставящих целью нахождение его наиболее точной дефиниции. Эта задача значительно осложняется тем, что «личность», как известно является предметом специального рассмотрения сразу нескольких научных общественных дисциплин, каждая из которых изучает ее своими особыми методами и со своей собственной точки зрения.
* Талянин, Валерий Викторович, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206 г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова д.1. Тел.: 8-911211-0494. E-mail: [email protected].
** Дябкина, Лидия Павловна, адъюнкт кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206 г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова д.1. Тел.: 8-952-24-76-553.
* Taljanin, Valery Victorovich, the candidate of jurisprudence, the senior lecturer, the chief of the chair of the theory of the state and the right of the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. Ph. 8-911-211-0494
** Djabkina, Lidia Pavlovna. The post graduate student of the chair of the theory state and right of the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russian. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. Ph. 8-952-24-76-553
Статья поступила в редакцию 7 декабря 2010 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011