Научная статья на тему 'Предмет допроса несовершеннолетнего подозреваемого при расследовании краж, совершенных группой лиц'

Предмет допроса несовершеннолетнего подозреваемого при расследовании краж, совершенных группой лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1056
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / ПРЕДМЕТ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО / ПРЕДМЕТ ДОКАЗЫВАНИЯ / ГРУППОВАЯ КРАЖА / НЕПОВНОЛіТНіЙ ПіДОЗРЮВАНИЙ / ПРЕДМЕТ ДОПИТУ НЕПОВНОЛіТНЬОГО / ПРЕДМЕТ ДОКАЗУВАННЯ / ГРУПОВА КРАДіЖКА / THE SUBJECT OF INTERROGATION OF MINOR / SUBJECT OF SUBSTANTIATION / MINOR SUSPECT / GROUP THEFT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Манжос И. А.

Рассмотрены особенности предмета допроса несовершеннолетнего подозреваемого при расследовании краж, совершенных группой лиц. Определен и обобщен круг обстоятельств, входящих в него, и выделены блоки вопросов, подлежащих выяснению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT OF INTERROGATION MINOR SUSPECT AT INVESTIGATION OF THEFTS, PERSONS ACCOMPLISHED BY A GROUP

The features of the subject of interrogation minor suspect at investigation of thefts, persons accomplished by a group are considered. Determined and summarized the circle of circumstances, that is included in the subject of interrogation minor and the blocks of questions, that is subject to finding out, are distinguished.

Текст научной работы на тему «Предмет допроса несовершеннолетнего подозреваемого при расследовании краж, совершенных группой лиц»

УДК 343.98:343.91-053.6

И. А. Манжос,

соискательница при кафедре криминалистики Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

ПРЕДМЕТ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ КРАЖ, СОВЕРШЕННЫХ ГРУППОЙ ЛИЦ

Рассмотрены особенности предмета допроса несовершеннолетнего подозреваемого при расследовании краж, совершенных группой лиц. Определен и обобщен круг обстоятельств, входящих в него, и выделены блоки вопросов, подлежащих выяснению.

Ключевые слова: несовершеннолетний подозреваемый, предмет допроса несовершеннолетнего, предмет доказывания, групповая кража.

Допрос - распространенное гласное следственное (розыскное) действие во время досудебного расследования. Более сложным с тактико-психологических позиций является допрос несовершеннолетнего подозреваемого, что обусловлено процессуальным положением лица, особенностями его психики, а также объемом важной для доказывания информации. От того, насколько грамотно следователь проведет допрос, во многом зависит успех расследования в целом. При этом информационный обмен между допрашивающим и допрашиваемым не безграничен, а обусловлен и конкретизируется предметом допроса [5, с. 4].

В криминалистической научной литературе толкованию понятия «предмет допроса» уделяли внимание такие ученые, как Л. Е. Ароцкер, В. А. Журавель, Л. М. Карнеева, В. Е. Коновалова, Н. И. Порубов, А. Л. Ривлин, В. Ю. Шепитько [См.: 1; 5-7; 12; 14; 19] и др. Они характеризовали его как совокупность обстоятельств, подлежащих выяснению и имеющих значение для установления истины по делу. Правильное определение этого понятия - необходимое условие познания события преступления и надлежащей его квалификации [3, с. 11]. Это позволяет точно сформулировать задачу, выбрать необходимые тактические приемы для проведения результативного допроса и обеспечения его полноты и всесторонности. По мнению В. Ю. Шепитько, предметом допроса выступают обстоятельства, которые следователю надлежит выяснить в процессе производства этого действия [19 с. 324]. При этом последние должны быть не только исчерпывающими, но и отличаться определенной последовательностью выяснения согласно тактической целесообразности [21, с. 166-171].

Предмет допроса определяется следующими факторами: а) перечнем обстоятельств, подлежащих установлению в ходе уголовного производства; б) данными, которые должны быть известны лицам, связанным с событием преступления [20, с. 190]; в) процессуальным положением допрашиваемого, его возрастными особенностями. Действительно, предмет допроса связан с предметом доказывания, поскольку во время допроса выясняются обстоятельства, входящие в предмет доказывания, и происходит их детализация. Согласно уголовному процессуальному законодательству (ст. 91 УПК Украины) доказыванию подлежат: (а) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения); (б) виновность обвиняемого в совершении уголовного преступления, его форма вины, мотив и цель; (в) вид и размер вреда, причиненного преступлением, а также размер процессуальных издержек; (г) обстоятельства, влияющие на степень тяжести совершенного преступления и характеризующие личность обвиняемого; (д) обстоятельства, служащие основанием для освобождения от уголовной ответственности или наказания [10, с. 52].

Указанные обстоятельства находят свое специфическое отражение в предмете

допроса несовершеннолетних. Так, ст. 485 УПК Украины предусматривает дополнительные обстоятельства, относящиеся к предмету доказывания по преступлениям, совершенным несовершеннолетними, в частности: (1) наличие полных и всесторонних сведений о личности несовершеннолетнего: его возраст (число, месяц, год рождения), состояние здоровья и уровень развития, иные социально-психологические черты личности; (2) отношение несовершеннолетнего к совершенному им деянию; (3) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего; (4) наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников уголовного преступления.

Основным содержанием предмета доказывания, а значит и предмета допроса всегда служит состав преступления. Как считает М. С. Строгович, элементами предмета доказывания выступают фактические обстоятельства, непосредственно связанные с нормами уголовного права. Последние определяют объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону состава преступления, могут указывать на ряд отдельных обстоятельств, при наличии которых то или иное деяние может рассматриваться как преступление [16, с. 159, 160].

В предмете допроса несовершеннолетнего подозреваемого должны отражаться и элементы состава такого преступления, как кража (ст. 185 УК Украины), в частности, в отношении:

- объекта преступления - какие вещи похищены, их размер, где и у кого находится похищенное имущество, как оно реализовывалось;

- объективной стороны - каким образом осуществлен доступ к месту кражи, кем и какие действия были совершены для этого, действия подозреваемых на месте кражи и после нее с целью сокрытия преступления и его следов [15, с. 14];

- субъекта преступления - кто совершил кражу, личность подозреваемого (подозреваемых), возраст, характер и состав преступной группы, распределение функций между ее членами;

- субъективной стороны - наличие предварительного сговора, цель и мотив, когда и при каких обстоятельствах он произошел, что послужило предметом договоренности.

Предмет допроса несовершеннолетних подозреваемых формируется также с учетом характерных особенностей этих лиц, прежде всего их физических и социально-психологических качеств и факторов, определяющих их возрастное развитие. С учетом этих обстоятельств предмет доказывания уточняется, детализируется по составу преступлений, совершаемых несовершеннолетними [13, с. 6, 7].

Определяя предмет допроса несовершеннолетнего подозреваемого, следователь в первую очередь должен выяснить обстоятельства, которые характеризуют личность, в частности, не привлекался ли он ранее к уголовной или административной ответственности, если да, то какие именно обстоятельства характеризуют данное правонарушение; были у него соучастники и др.. Целесообразно изучить также материалы с места учебы, работы несовершеннолетнего подозреваемого [4, с. 106-108].

В ходе допроса несовершеннолетнего подозреваемого также выясняются: (а) особенности его интеллектуального развития, (б) состояние физического и душевного здоровья, (в) условия формирования его личности; морального устоя, воспитание в семье, отношение родителей к детям, (г) материальное обеспечение, (д) отношение к окружающим, (е) круг его интересов и др. При этом все качества личности несовершеннолетнего изучаются в комплексе, неотъемлемо друг от друга [11, с. 44-46]. Изучение названных данных о личности несовершеннолетнего, выявление того, как влияет на него социальная среда и какие условия его жизни и воспитания, позволяют установить глубину и устойчивость личностных установок, приведших к совершению преступления, выявить другие обстоятельства, способствовавшие совершению им преступления [17, с. 74].

Учитывая изложенное, считаем целесообразным обстоятельства, входящие в предмет допроса несовершеннолетнего подозреваемого при расследовании краж,

совершенных группой лиц, условно разделить на блоки, охватывающие вопросы относительно: (1) личности несовершеннолетнего подозреваемого, (2) создания, функционирования преступной группы, роли каждого из участников в реализации преступного умысла, (3) действий группы по приготовлению к совершению кражи, (4) способов совершения и сокрытия преступления, (5) обстановки, в которой происходила кража, (6) механизма ее совершения; (7) предмета преступного посягательства,

(8) использования воровского инвентаря несовершеннолетними правонарушителями,

(9) мотива преступления, (10) ссылки на алиби.

При выяснении обстоятельств, касающихся личности несовершеннолетнего, следователю необходимо получить комплекс следующих сведений:

- возраст подозреваемого;

- в какой семье он воспитывается;

- кто занимается его воспитанием;

- где и кем работают его родители;

- каковы взаимоотношения в семье;

- где учится или работает несовершеннолетний;

- как он относится к учителям;

- как он овладел специальностью, кто был закреплен за ним наставником;

- какие общественные поручения выполнял подросток;

- каковы взаимоотношения с друзьями, в коллективе;

- с кем он общается или дружит;

- употребляет ли спиртные напитки;

- находится ли несовершеннолетний на учете в наркологическом диспансере;

- отбывал ли он наказание в местах лишения свободы.

Отметим, что подавляющее большинство краж совершается несовершеннолетними в составе группы. В связи с этим перед следователем стоит задача выяснить конкретную роль каждого соучастника преступления и установить прежде всего организатора (лидера) этой группы. В основном в результате предварительного сговора несовершеннолетние договариваются о совместном совершении кражи, где каждый из них должен принять одинаковое с другими участие в самом акте завладения чужим имуществом. Вместе с тем в групповой краже может существовать и распределение обязанностей, которое имеет главным образом «технический», а не юридический характер [18, с. 80].

Для выяснения обстоятельств относительно создания и функционирования преступной группы следователь обязан получить у несовершеннолетнего подозреваемого следующие данные:

- где, когда, под влиянием кого и при каких обстоятельствах появился умысел создать преступную группу для совершения краж чужого имущества;

- был ли предварительный сговор, когда и как была осуществлена кража;

- какова численность преступной группы, ее персональный состав;

- кто является организатором группы;

- распределялись ли функции между ее участниками и в чем проявлялась роль каждого (кто проникал в жилище, кто обеспечивал безопасность, кто выступал пособником, кто реализовывал украденное);

- какой информацией владели участники о пострадавших, ее источники;

- совершал ли ранее подозреваемый преступления в составе этой группы?

При выяснении обстоятельств относительно действий участников группы по подготовке к совершению кражи несовершеннолетнему нужно сформулировать следующие вопросы:

- кто из участников осуществлял наблюдение за объектами (окнами, дверьми, периметром охраняемой территории);

- кто обзванивал соседские квартиры;

- кто следил за пострадавшими, членами его семьи;

- кто изготавливал специальное воровское орудие?

С целью выяснения обстоятельств способа совершения и сокрытия кражи устанавливаются такие данные:

- каким способом совершено проникновение к объекту кражи;

- какие технические средства применялись;

- если преступники воспользовались ключами, то кто и как ими завладел, если дубликатами, то кто получал оригиналы ключей;

- кто выключал охранную сигнализацию;

- кто и каким образом упаковывал украденное, каким способом его выносили из помещения и транспортировали.

При выяснении обстановки совершения кражи, следователю к предмету допроса несовершеннолетнего подозреваемого необходимо включить следующие вопросы:

- в какой промежуток времени была совершена кража;

- кто знал об отсутствии хозяев в это время;

- какова длительность пребывания на объекте кражи;

- кто лично и из каких источников получил информацию об объекте кражи?

Относительно предмета преступного посягательства следователю надо

установить такие сведения:

- что было украдено, где находилось имущество;

- какова стоимость каждой вещи, ее особенности;

- кто последний видел украденные вещи, где они находились;

- кто из посторонних лиц знал о наличии этих и других вещей у пострадавшего;

- какие сложности возникли при реализации украденного?

Для выяснения цели и мотива совершения кражи следователь должен поставить несовершеннолетнему такие вопросы:

-с какой целью совершалась кража (получение материальных благ, поднятие авторитета среди товарищей, поиски приключений);

- участие в совершении кражи было добровольным или кто-то заставлял?

С целью установления мотива кражи необходимо учитывать, что для несовершеннолетних не всегда характерна адекватная оценка конкретной ситуации из-за недостатка жизненного опыта, переоценки собственных сил и возможностей, склонности к копированию действий старших [8, с. 224], общности интересов; ему присуща увеличенная степень решимости и уверенности соучастников в достижении преступного результата [2, с. 4]. В частности, первое преступление многие несовершеннолетние участники группы совершают из солидарности, случайно, в силу того, что оказались со всеми в определенном месте, или в результате внезапно возникшей ситуации [9, с. 516].

Во время допроса несовершеннолетнего подозреваемого нередко возникает потребность в проверке его ссылок на алиби. Тщательный и детальный допрос позволяет выявить незнание допрашиваемым подробностей и обстоятельств, касающихся его пребывания в определенное время в том месте, на которое он ссылается, заявляя о своей непричастности к совершенному преступлению (например, неосведомленность о порядке проведения вечернего отдыха или незнание названия и содержания фильма, который он якобы смотрел дома по телевизору, и др.).

При выяснении обстоятельств, касающихся заявления подозреваемого об алиби, следует получить такие сведения:

- где находился несовершеннолетний при совершении кражи;

- кто может это подтвердить;

- чем занимался он на момент совершения кражи;

- какие факты в подтверждение этого может привести;

- есть ли физическая возможность незаметно покинуть указанное допрашиваемым место и прибыть на объект преступления.

Таким образом, предмет допроса несовершеннолетнего подозреваемого представляет собой систему обстоятельств, с учетом его возрастных и психологических особенностей, которые должны быть тщательно и полно выяснены следователем для обеспечения эффективного расследования краж, совершенных группой лиц.

Список литературы: 1. Ароцкер Л. Е. Тактика и этика судебного допроса: моногр. / Л. Е. Ароцкер. - М.: Юрид. лит., 1969. - 120 с. 2. Быков В. Признаки организованной преступной группы / В. Быков // Законность. - 1998. - № 9. - 124 с. 3. Громов Н. А. Доказательства, их виды и доказывание в уголовном процессе: учеб.-практ. пособ. / Н. А. Громов, С. А. Зайцева, А. Н. Гущин. - М.: Приор-издат, 2005. - 117 с. 4. ДоспуловГ. Г. Психология показаний свидетелей и потерпевших: моногр. / Г. Г. Доспулов, Ш. М. Можетов. - Алма-Ата: Наука, 1975. - 192 с. 5. Журавель В. А. Допрос потерпевшего и использование его показаний для построения методики расследования отдельных видов преступлений: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. юрид. наук: 12.00.09 / В. А. Журавель. - Харьков, 1983. - 17 с. 6. Карнеева Л. М. Доказательства в советском уголовном процессе: учеб. пособ. / Л. М. Карнеева. - Волгоград: Изд-во ВСШ МВД СССР, 1988. - 68 с. 7. Коновалова В. Е. Допрос. Тактика и психология: учеб. пособ. / В. Е. Коновалова. - Харьков: Консум, 1999. - 157 с. 8. Криминалистика: учебник / под. ред. Р. С. Белкина. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. - 889 с. 9. Криминалистика: полный курс: учебник / под общ. ред. А. Г. Филиппова. - [4-е изд., перераб. и доп.]. - М.: ИД Юрайт, 2011.

- 804 с. 10. Кримшальний процесуальний кодекс Украши. - Х.: Право, 2012. - 392 с. 11. Макаренко И. А. Заключение под стражу и производство некоторых следственных действий с участием несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых / И. А. Макаренко // Законность. - 2004. - № 6.- С. 17-23. 12. Порубов Н. И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве: моногр. / Н. И. Порубов. - Минск: Вышейш. шк., 1973. - 368 с. 13. Просвирин В. Г. Особенности предмета доказывания по уголовным делам несовершеннолетних: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук: 12.00.09 / В. Г. Просвирин. - Волгоград, 2001. - 24 с. 14. Ривлин А. Л. Предмет допроса в советском уголовном процессе / А. Л. Ривлин // Учен. зап. Харьк. юрид. ин-та. - Вып. II. Харьков: ХЮИ, 1940. - 112 с. 15. Россинская Е. Р. Криминалистика. Вопросы и ответы: учеб. пособ. для вузов/ Е. Р. Россинская.- М.: Юнити-Дана, 1999. - 351 с. 16. СтроговичМ. С. Научные труды [В 3-х т. - Т. 3: Теория судебных доказательств.] / М. С. Строгович. - М.: Наука, 1991. - 285 с. 17. Тетюев С. В. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: учеб. пособ. / С. В. Тетюев; под ред. А. А. Кудрявцевой / - М.: Юрлитинформ, 2007. - 192. с. 18. Ткаченко В. И. Квалификация хищений социалистического имущества: учеб. пособ./ В. И. Ткаченко / М.: ВЮЗИ, 1985. - 116 с. 19. Шепитько В. Ю. Допит на досудовому слщсга (меж допустимого i засоби впливу) / В. Ю. Шепитько // Юрид. радник. - 2004. - № 2. - 104 с. 20. Шептько В. Ю. Кримшалютика: словник термЫв / В. Ю. Шеттько. - К.: Вид. дiм «1н Юре», 2003. - 190 с. 21. Шепитько В. Ю. Планирование допроса несовершеннолетних // Новое политико-правовое мышление и реализация правовой реформы: сб. науч. тр. - Киев: УМК ВО, 1991.

- С. 32-35.

ПРЕДМЕТ ДОПИТУ НЕПОВНОЛ1ТНЬОГО П1ДОЗРЮВАНОГО ПРИ РОЗСЛ1ДУВАНН1 КРАД1ЖОК, УЧИНЕНИХ ГРУПОЮ ОС1Б

Манжос I. О.

Розглянуто особливост предмета допиту неповнолггнього тдозрюваного при розслщуванш крад1жок, учинених групою ос1б. Визначено й узагальнено коло обставин, що входять до нього, й видшено блоки питань, як тдлягають з'ясуванню.

КлючовI слова: неповнолптай тдозрюваний, предмет допиту

HenoBHornTHboro, npegMeT goKasyBaHHA, rpynoBa KpagmKa.

SUBJECT OF INTERROGATION MINOR SUSPECT AT INVESTIGATION OF THEFTS, PERSONS ACCOMPLISHED BY A GROUP

Manzhos I. A.

The features of the subject of interrogation minor suspect at investigation of thefts, persons accomplished by a group are considered. Determined and summarized the circle of circumstances, that is included in the subject of interrogation minor and the blocks of questions, that is subject to finding out, are distinguished.

Key words: the subject of interrogation of minor, subject of substantiation, minor suspect, group theft.

nocmynuna epeda^uw 19.04.2013 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.