Научная статья на тему 'Предложения по вопросам реформирования электроэнергетики российской Федерации, выработанные на основании совместного рассмотрения проблемы на расширенном заседании ученых отделений физико-технических проблем энергетики, геологии, геофизики, геохимии и горных наук и экономики российской академии наук Москва, 26 февраля 2001 г'

Предложения по вопросам реформирования электроэнергетики российской Федерации, выработанные на основании совместного рассмотрения проблемы на расширенном заседании ученых отделений физико-технических проблем энергетики, геологии, геофизики, геохимии и горных наук и экономики российской академии наук Москва, 26 февраля 2001 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предложения по вопросам реформирования электроэнергетики российской Федерации, выработанные на основании совместного рассмотрения проблемы на расширенном заседании ученых отделений физико-технических проблем энергетики, геологии, геофизики, геохимии и горных наук и экономики российской академии наук Москва, 26 февраля 2001 г»

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

по вопросам реформирования электроэнергетики Российской Федерации, выработанные на основании совместного рассмотрения проблемы на расширенном заседании ученых Отделений Физико-технических проблем энергетики, Геологии, геофизики, геохимии и горных наук и Экономики Российской Академии наук

Москва, 26 февраля 2001 г.

1. Электроэнергетика - единственная базовая отрасль национальной экономики, продукцию которой нельзя заменить никаким другим видом энергии. Поэтому любое реформирование электроэнергетики должно рассматриваться с позиций интересов российского государства и общества в целом, а не отдельной хотя и крупной компании. Обеспечение надежного и безопасного электро- и теплоснабжения экономики должно стать основным критерием оценки любых структурноорганизационных, имущественных и хозяйственных преобразований в электроэнергетике.

2. Основой российской электроэнергетики является уникальная Единая электроэнергетическая система (ЕЭС) - национальное достояние России. Ее технико-технологическая структура создавалась десятилетиями в другой экономической среде, по другим критериям, не присущим рыночной экономике. Преобразования, которые были осуществлены в электроэнергетике в 90-е годы, особенно отчетливо проявились в негативном воздействии на экономичность работы и воспроизводственные возможности отрасли. Образовавшаяся в электроэнергетике новая система имущественных прав и рыночных отношений породила объективные противоречия между возможностями надежной и эффективной работы существующей технологической инфраструктуры ЕЭС России, интересами ее собственников и требованиями рыночного механизма управления.

3. В течение 90-х годов имело место постоянное нарастание негативных явлений в электроэнергетике:

- расход электроэнергии в самой электроэнергетике (собственные нужды и потери в электрических сетях) постоянно возрастал. Это способствовало заметному удорожанию электроэнергии у потребителей;

- численность занятых, приходящаяся на 1 млн. кВт установленной мощности, возросла в течение последнего десятилетия почти в два раза при сокращении производства электроэнергии примерно на 20%. Это не может быть полностью объяснено ни структурными изменениями в отрасли, ни необходимостью увеличения ремонтного персонала. В результате, затраты на оплату труда и социальные нужды росли при падающей производительности труда;

- опережающими темпами по сравнению с затратами на производство и реализацию в себестоимости продукции отрасли росли так называемые прочие затраты. Веских аргументов для такого хозяйственного поведения нет;

- ведущий физический показатель экономичности - средний удельный расход топлива на производство электроэнергии - резко увеличился в результате перехода с 1996 г. на новую методику исчисления. Эта методика была введена для снижения удельного расхода топлива на отпускаемое тепло и повышения конкурентоспособности ТЭЦ в системах централизованного теплоснабжения. Как следствие ее применения был стимулирован рост цен на монопольном рынке электроэнергии, куда постав-

ляется более 70% объема продукции электроэнергетики. В то же время тепло от ТЭЦ осталось более дорогим по сравнению с теплом от промышленных котельных. В результате, крупные производственные потребители тепла уходят от системы централизованного теплоснабжения. Экономичность ТЭЦ постоянно падает;

- все перечисленное выше привело к удорожанию производства, передачи и распределения электроэнергии и росту среднего тарифа для потребителей (в сопоставимых ценах) примерно на 20% к 1997 г. по сравнению с 1991 г. Продолжавшиеся в 1998-2000 гг. негативные процессы в отрасли способствовали дальнейшему росту среднего тарифа;

- нарастание износа основных производственных фондов (ОПФ) в электроэнергетике происходит достаточно быстро. Наиболее тревожное положение сложилось на тепловых электростанциях, на долю которых приходится более половины ОПФ отрасли и свыше 3/5 установленной мощности электростанций. По ним объем незавершенного строительства составляет менее 2/3 от полностью амортизированных ОПФ и продолжает непрерывно снижаться. В условиях роста экономики это может стать ограничивающим фактором для ряда районов страны;

- наблюдается ухудшение финансового состояния электроэнергетики после общероссийского кризиса 1998 г. Это обратная тенденция по сравнению с положительной динамикой в экономике в целом, в том числе и в промышленности. Уровень рентабельности отрасли упал с невысоких 14,1% в 1997 г. до 11,3% в 1999 г. За последние неполные 3 года в электроэнергетике постоянно нарастало превышение кредиторской задолженности над дебиторской: на 01.12.2000 г. оно составило 114,3% по сравнению со 104% на 01.01.1998 г. Положительное сальдо прибылей и убытков снизилось в 2000 г. до 1,2 млрд. долл. по сравнению с 2,2 млрд. долл. в 1998 г. Это приближает ряд хозяйствующих субъектов к банкротству;

- в конце 90-х годов в электроэнергетике происходило достаточно интенсивное наращивание долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, не связанных с поддержанием инвестиционной программы отрасли. По данным Госкомстата РФ, инвестиции в основной капитал отрасли постоянно возрастали до 1997 г. После дефолта 1998 г. они упали в сопоставимых относительных показателях больше, чем в целом по отраслям экономики и промышленности. Такая финансовая политика не имеет веских обоснований;

- на фоне все ухудшающихся показателей электроэнергетики в целом и холдинга РАО «ЕЭС России» в частности обращают внимание высокие финансовые результаты деятельности Головного общества РАО «ЕЭС России»: рентабельность по реализованной продукции в 1998 и 1999 гг. намного превышала 100%, а кредиторская задолженность составляла около половины дебиторской. Резкие различия в результатах экономической деятельности позволяют считать, что руководство РАО «ЕЭС России» в основном концентрирует свои усилия на управлении Головным обществом, а не холдингом и электроэнергетикой в целом. Эта ситуация может привести к развалу электроэнергетики.

4. Теплоснабжение России, самой холодной страны мира, находится в критическом состоянии, несмотря на его ключевое значение для государства и общества. На производство теплоэнергии сегодня расходуется около 45% первичных энергоресурсов, потребляемых в стране. Системы централизованного теплоснабжения (ТЭЦ и котельные производительностью свыше 20 Гкал/час) обеспечивают около 70% всего тепла, остальное поступает от системы децентрализованных источников. Однако качество и экономичность в обеих системах теплоснабжения пересекли критический рубеж. Из-за колоссальных потерь тепла (20% в сетях РАО «ЕЭС России» и до 30% в муниципальных сетях) теплоснабжение от ТЭЦ неэко-

номично. Сверхнормативные потери, которые были вынуждены оплачивать потребители, в стоимостном выражении для условий 2000 г. составили 2,2 млрд. долл. Теплоснабжение от котельных в основном убыточно и поддерживается за счет специального финансирования из местных бюджетов.

Проблема устойчивого теплоснабжения от электростанций, которые обеспечивают почти половину тепла, потребляемого в централизованных системах, практически обойдена в материалах Минэкономразвития РФ и РАО «ЕЭС России». Это крупный недостаток концепции реформирования.

5. Необходим критический пересмотр проводимой в электроэнергетике экономической политики для вывода ее из кризиса. Реформирование электроэнергетики должно осуществляться на основе решения комплекса сопряженных народнохозяйственных задач, связанных с адекватным развитием ее топливной базы, отечественного машиностроения, строительных организаций, научного потенциала, подготовки инженерно-технических и квалифицированных рабочих кадров и соответствующей законодательной базы. Реформирование электроэнергетики не должно быть сведено только к изменениям организационнохозяйственных и имущественных отношений, направленных на переход к конкурентному рынку и привлечению частных инвесторов, что является основой предложений Минэконоразвития России и РАО «ЕЭС России». Представленный проект реформирования электроэнергетики содержит в себе угрозу возрастания риска для надежного и бесперебойного электро- и теплоснабжения страны. Реформирование электроэнергетики требует решительных и неординарных действий, учитывающих весь спектр возможных социально-экономических последствий.

6. Реформирование электроэнергетики должно обеспечить безусловное удовлетворение платежеспособного спроса на электроэнергию и тепло всех категорий потребителей во всех регионах страны. Каждый потребитель, своевременно оплачивающий энергию, должен быть в обязательном порядке обеспечен электроэнергией и теплом в независимости от финансового состояния перепродавцов. Это положение должно быть закреплено законодательно и являться приоритетным при разработке всех программ развития и реформирования. Должны быть определены меры ответственности электроэнергетических компаний и всех уровней административного управления за состоянием и надежным обеспечением электроэнергией и теплом регионов и страны в целом.

Для снижения цен на топливо и тарифов на электроэнергию и тепло должна проводиться целенаправленная политика сокращения числа перепродавцов. Необходимо ввести четкие правила, регулирующие максимальный уровень суммарной торговой надбавки в цепи от производителя до потребителя.

7. Устойчивое развитие электроэнергетики не может быть обеспечено без надежной топливной базы. Россия располагает достаточными геологическими запасами всех видов топлив, в том числе и природного газа, способных удовлетворить потребности страны в течение ближайших десятилетий. Однако в настоящее время, резко сократились объемы подготовки запасов и производственных мощностей по их добыче. Необходим систематический горный аудит по оценке и контролю за эффективностью использования сырьевых ресурсов. Это позволит иметь объективную картину реального потенциала топливной базы страны.

Средства на проведение геолого-разведочных работ постоянно сокращаются (например, отмена налога на воспроизводство материально-сырьевой базы). Это уже проявилось в нехватке газа для электростанций. В угольной промышленности отсутствие резервов производственных мощностей уже сегодня не позволяет обеспечить потребности электроэнергетики в дополнительных поставках углей. Нега-

тивное финансовое состояние угольной промышленности дает основание считать ее банкротом. Дефицит топлива для электроэнергетики будет нарастать, если в ближайшее время не осуществить решительной перестройки в энергетическом комплексе страны.

8. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. концептуально определила основные направления развития отраслей энергетического комплекса. В дополнение к ней нужна государственная программа ежегодных действий в энергетическом комплексе России на период до 2010 г. Она должна исходить из сегодняшних конкретных реалий и детального анализа технического состояния электростанций и сетей, возможностей добычи и транспорта всех видов топлива, состояния экономики и уровня жизни населения, привлечения инвестиций в энергетический комплекс, допустимых уровней цен и тарифов, не сдерживающих социально-экономическое развитие России.

9. Теплоснабжение России находится в критическом состоянии из-за низкого технического уровня, ненадежности оборудования, неэкономичности работы ТЭЦ и котельных и неудовлетворительного топливообеспечения. РАО «ЕЭС России» по существу устранилось от работы по улучшению теплообеспечения страны. Нужна государственная программа, определяющая основные направления действий на федеральном и региональном уровнях по выводу из кризиса и созданию конструктивных условий для надежного и экономичного теплоснабжения, включая теплофикацию. Сегодня остается невостребованным имеющийся потенциал знаний, технических, организационных и экономических решений, необходимых для реорганизации теплоснабжения в самостоятельную отрасль энергетического комплекса и национальной экономики. Необходимо переосмыслить концепцию теплофикации и централизованного теплоснабжения с учетом современного положения и многолетнего опыта применения таких систем в стране.

10. Определяющим моментом в оценке действий по реформированию электроэнергетики и ее топливной базы является состояние основных фондов и возможности продления сроков их службы. Объективная информация по необходимому кругу основного и вспомогательного оборудования отсутствует. Это сегодня не позволяет получить достоверные оценки по выбытию основных фондов и объемов инвестиций, необходимых для их возмещения. Необходимо срочное проведение объективного обследования состояния основных фондов электроэнергетики и топливоснабжающих отраслей и оценки возможностей продления с физической и экономической точек зрения сроков службы основных производственных фондов.

11. Развитие электроэнергетики потребует наращивания производственных мощностей отечественного машиностроения по выпуску энергетического оборудования и запасных частей надлежащего качества и надежности. Однако его современное состояние неспособно обеспечить выпуск необходимого оборудования в требуемых объемах и сроках. В этих условиях должна быть определена четкая позиция по привлечению импортного оборудования и установлены предпочтительные формы договорных отношений с его поставщиками с учетом всех краткосрочных и долгосрочных последствий таких решений.

12. В предстоящей перспективе основная часть электроэнергии в России будет вырабатываться на тепловых электростанциях. Развитие технологической базы электроэнергетики будет идти в направлении сооружения маневренных блоков средней и малой мощности. При этом основное внимание должно уделяться вопросам эффективности использования топлива, охране окружающей среды и экономичности. Природный газ еще долго останется доминирующим видом топлива в электроэнергетике. В этой связи новое строительство газовых энергоблоков

следует ориентировать на парогазовые установки и сооружение газотурбинных ТЭЦ средней и малой мощности. Многие существующие котельные на газе могут быть переоборудованы в ТЭЦ путем пристройки к ним газотурбинных установок. Существующие мощности ВПК должны быть ориентированы на выпуск газотурбинных энергетических установок и поставляться в комплекте с теплоутилизационным оборудованием. Для повышения эффективности сжигания угля должны быть разработаны и освоены котлы кипящего слоя и осуществлен перевод котельных на эту технологию.

13. Реформирование электроэнергетики и ее топливной базы невозможно без обеспечения привлекательности энергетических и горных специальностей для молодежи. Должна быть усилена подготовка научных, инженерно-технических и квалифицированных рабочих кадров эксплуатационников и строителей по основным специальностям, отвечающая современному уровню требований. Должны быть незамедлительно приняты решения по подготовке кадров для энергетического комплекса, так как нарастает разрыв между потребностями и выпуском соответствующих специалистов.

14. Центральным вопросом является оценка необходимых объемов инвестиций в электроэнергетику и определение надежных источников их поступления. В рассматриваемой перспективе основными реальными источниками инвестиций должны быть собственные средства отрасли: амортизационные отчисления (с учетом возможной переоценки стоимости основных фондов) и реинвестируемая часть прибыли. При этом должны быть использованы все возможные альтернативные решения, в частности, финансирование инвестиционной программы электроэнергетики и ее топливной базы крупными производственными компаниями (особенно электроемкими) на согласованных условиях. Продажа акций и облигаций энергокомпаний, заемный капитал и другие могут рассматриваться только как дополнение к основным источникам.

В первую очередь следует реализовать имеющийся потенциал незавершенного строительства в атомной и гидроэнергетике. Это позволяет ввести около 20 ГВт новых мощностей в короткие сроки и при относительно низких удельных капитальных вложениях. Ввод АЭС и ГЭС дает возможность в рассматриваемое десятилетие ослабить остроту топливоснабжения электростанций.

15. До настоящего времени в стране нет механизмов регулирования цен и тарифов, отвечающих интересам национальной экономики. Так, нет взаимосо-гласования уровней цен на топливо для электроэнергетики (мазут, остаточный продукт нефтепереработки, дороже нефти; природный газ дешевле энергетического угля и т. п.). Это прямо влияет на уровень средних тарифов на тепло- и электроэнергию в стране. Отсутствуют и механизмы регулирования обоснованных уровней рентабельности субъектов электроэнергетики - естественных монополистов.

В российской электроэнергетике существует перекрестное субсидирование: население и сельское хозяйство получает электроэнергию по низким тарифам за счет повышенных тарифов для промышленности. При устранении этого явно ненормального ценового соотношения следует иметь в виду, что:

- примерно 40-45% потребленной энергии экспортируется через производство экспортной продукции;

- доля оплаты электроэнергии в среднедушевом доходе населения России при современном тарифе и при многократно более низком уровне электропотребления уже практически сравнялась с показателями США;

- дополнительное влияние на бюджеты населения оказывают самые высокие тарифы на электроэнергию для электрифицированного городского транспорта и других сфер;

- существует большое число групп населения, пользующихся льготами при оплате электроэнергии. Однако компенсация выпадающих доходов электроэнергетики законодательно не предусмотрена ни на федеральном, ни на региональном уровнях.

Резкое наращивание цен на топливо и потребность в инвестициях могут привести к существенному росту тарифов на электроэнергию и тепло. В результате в экономике страны создастся мощный импульс к спаду промышленного производства и валового внутреннего продукта. Разрешение этой проблемной ситуации может быть только компромиссным и требует интенсивных усилий по многим направлениям: интенсификации энергосбережения, снижения потерь и роста эффективности самой электроэнергетики, снижения капиталоемкости новых мощностей в электроэнергетике, изменения системы налогообложения. Только после реализации совокупного потенциала этих мероприятий допустимо рассматривать повышение тарифов на электроэнергию и тепло. Повышение тарифов должно быть последней, а не первой мерой по нормализации финансово-экономической ситуации в электроэнергетике.

Сдерживание роста тарифов на электроэнергию (при полной обеспеченности спроса отрасли на инвестиции), например за счет сокращения налоговой нагрузки, как показывают исследования и расчеты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, не приводит к снижению совокупных поступлений в госбюджет. Происходит компенсация выпадающих налогов от электроэнергетики за счет увеличения налоговых поступлений от других отраслей экономики. Уменьшение налогов в электроэнергетике по существу является вкладом государства и должно рассматривается как специфическая форма кредита или как увеличение государственных активов в отрасли.

16. В настоящее время управление государственным имуществом в компаниях со смешанным капиталом является явно недостаточным. Государство должно проводить единую политику управления своими активами в электроэнергетике. Для этого целесообразно создать государственную компанию по управлению государственными активами. Ее важнейшей задачей должна стать коррекция сложившегося положения с управлением корпоративного капитала в электроэнергетике. Сегодня права главного акционера - государства - отчуждены в пользу менеджеров энергетических компаний.

17. Реформирование электроэнергетики и связанных с ней топливных и других отаслей должно опираться на результаты научных работ по фундаментальным и прикладным исследованиям. Необходимо разработать долгосрочную программу научно-технических работ для поддержания развития энергетического комплекса страны в соответствии с национальными интересами.

Должна быть восстановлена практика регулярного составления на современном уровне знаний полноценных территориальных и отраслевых отчетных и перспективных энергетических балансов. Это необходимо для постоянного мониторинга состояния энергетического комплекса и смежных отраслей в целях эффективности использования энергии.

Должна быть создана постоянно обновляющаяся система национальных стандартов, норм и требований к электро- и теплотехническому оборудованию, топливу и материалам, отвечающая передовому уровню и ориентирующая разработчиков и производителей на энергосбережение и охрану окружающей среды.

18. Структурно-организационное реформирование электроэнергетики должно проводиться крайне осторожно. Оно не должно быть одномоментным, а проходить по адаптивной схеме поэтапно, когда на каждом шаге оцениваются результаты и в соответствии с ними принимаются решения по продолжению реформирования. Дискуссионные предложения должны обязательно проходить экспериментальную проверку на моделях и в локальных масштабах отдельных АО-энерго.

Переход к конкурентному рынку в электроэнергетике неизбежно связан с рядом опасностей: усложнением системы управления процессами в отрасли, повышением вероятности потери управляемости. Это потребует значительного увеличения инвестиций в системы управления и создание дополнительных резервов генерирующих мощностей и пропускных способностей линий электропередач. В противном случае произойдет недопустимое снижение надежности электроснабжения, за которое будет платить потребитель.

Конкурентные рынки электроэнергии и тепла могут быть сформированы только при условии устойчивого функционирования конкурентного рынка топлива, в котором устраняется монопольно-криминальная составляющая современного топливного рынка и исключается необходимость установления так называемых балансовых заданий.

Необходимо полностью реализовать возможности укрупненных территориальных вертикально-интегрированных энергетических компаний-холдингов. По своим производственно-хозяйственным функциям они должны быть ближе всего к объединениям электроэнергетических систем (ОЭС), которые всегда были основой формирования и развития ЕЭС России.

* * *

Система мер, предложенная Минэкономразвития России и РАО «ЕЭС России», не гарантирует устойчивой, надежной и эффективной работы системы электро- и теплоснабжения страны. Она не решает проблему инвестиционного обеспечения технического перевооружения и развития отрасли. Создается угроза масштабного увеличения тарифов на электроэнергию и тепло, что станет серьезным барьером на пути экономического роста страны. Таким образом, по мнению большинства участников заседания, предложения Минэкономразвития России и РАО «ЕЭС России» не могут быть приняты за основу государственной политики реформирования электроэнергетики России.

Председатель заседания Вице-президент РАН, академик

Н.П. Лаверов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.