Научная статья на тему 'Предложения по совершенствованию законодательства в сфере исполнительного права'

Предложения по совершенствованию законодательства в сфере исполнительного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
408
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОДИФИКАЦИЯ / CODIFICATION / ГРАЖДАНСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС / CIVIL PROCEDURE CODE / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТРЕТЬ-ИХ ЛИЦ / LEGAL STATUS OF THE THIRD PARTY / ВРЕМЕННОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ НА ВЫЕЗД ДОЛЖНИКА / DEBTOR'S TEMPORARY RESTRICTION TO LEAVE / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДЕБНОГО ПРИСТАВА-ИСПОЛНИТЕЛЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВЗЫСКАТЕЛЯ / BAILIFF'S RESPONSIBILITY / PLAINTIFF'S RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Свирин Юрий Александрович

В данной статье автор на основании аналитического анализа действующего законодательства регулирующего исполнительные правоотношения и практики его применения излагает свои взгляды по совершенствованию нормативного регулирования в сфере самостоятельной отрасли права гражданское исполнительное право. Автор предлагает провести кодификацию всех норм права регулирующих исполнительное производство и излагает свою концепцию такого источника права, как гражданский исполнительный кодекс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Proposition of legislation improvement in sphere of executive law

The article On correlation of principles and attributes of a rule-of-law state deals with the problem of revealing of specific features and peculiarities of this type of state. The emphasis is laid on revealing the nonidentity of the notions principles and attributes, their definitions and concrete types are given.

Текст научной работы на тему «Предложения по совершенствованию законодательства в сфере исполнительного права»

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

- связанность государственной власти и, прежде всего исполнительной, законом;

- всеохватывающая и эффективная судебная защита;

- запрет на чрезмерность государственного действия;

- ответственность государства за действия своих органов и должностных лиц;

- институт конституционной жалобы.

Ю.А. Свирин

Итак, правовым мы называем государство, осуществляющее управление делами гражданского общества посредством издания правовых законов, которые закрепляют неотъемлемые права и свободы граждан и последовательно связывают государство с целью подчинения его деятельности интересам общества.

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

На встрече Президента Российской Федерации Д.А. Медведева с Министром юстиции РФ А.В. Коноваловым 29 мая 2008г. было отмечено, что от надлежащего исполнения судебных актов зависит эффективность самой судебной системы в целом, а несвоевременное исполнение судебных актов дискредитирует саму идею судебного разбирательства1.

Без хорошо отлаженного государственного механизма и эффективной законодательной базы невозможно исполнить надлежащим образом и в кратчайшие сроки требования, содержащиеся в исполнительных документах. И в этом случае любой властный акт государственного органа, в том числе и суда, будет иметь декларативный характер. Без эффективного исполнительного производства само материальное право превращается в «nudum jus» (лат.) «голое право», т.е. право без возможности его реализации.

К сожалению, эффективность

исполнительного производства в настоящее время остается крайне низкой. Для сравнения следует сказать, что в 2006г. в России в целом исполнялось только 48% решений судов. Ситуация не меняется и в настоящее время. Об этом говорят следующие цифры. В 2009г. по России взыскано только 39,1% денежных средств от фактически подлежащих взысканию. В 2009г. было возбуждено 1,9 млн. исполнительных производств по взысканию алиментов, т.е. 1,9 млн. детей в 2009г. остались

1 Текст рабочей встречи Президента Российской Федерации Д.А. Медведева с Министром юстиции РФ А.В. Коноваловым см. на сайте: www.kremlin.ru

без материальной поддержки родителей или одного из родителей.

Автором статьи было изучено действующее законодательство, регулирующее отношения, связанные с исполнением

правоприменительных актов и практика его применения, что позволило сделать вывод об отсутствии достаточно разработанной эффективной законодательной базы регулирующей исполнительные

правоотношения. Кроме того, в настоящее время огромный массив норм права, регулирующих исполнительные

правоотношения, разбросан по многим законодательным актам относящимся к различным отраслям права, в связи с чем нами предлагается внести в законодательство следующие изменения:

I. Необходимо провести кодификацию всех норм, регулирующих исполнительные правоотношения. Проводя кодификацию всех норм гражданского исполнительного производства необходимо свести их в две большие группы.

Первая - общая часть, в которой должны располагаться нормы права, относящаяся ко всему исполнительному производству в целом, должна состоять из следующих институтов: 1) законодательство об исполнительном производстве; 2) принципы исполнительного производства; 3) субъекты исполнительного производства; 4) стадии исполнительного производства; 5) место и время совершения исполнительных действий; 6) процессуальные сроки; 7) штрафы и расходы в исполнительном производстве; 8) извещения и вызовы; 9) исполнительные документы; 10) надзор и

№2 (20) 2010

контроль в исполнительном производстве; 11) защита прав взыскателя, должника и иных лиц в исполнительном производстве; 12) имущество, на которое не может быть обращено взыскание либо ограничено взыскание.

Вторая - специальная часть должна состоять из следующих институтов: 1) возбуждение исполнительного производства; 2)

приостановление исполнительного

производства; 3) прекращение исполнительного производства; 4) окончание исполнительного производства; 5) исполнительные действия, подготовка к мерам принудительного исполнения; 6) меры принудительного исполнения (обращение взыскания на заработную плату и иное имущество должника гражданина, обращение взыскания на имущество должника организации,

производство по взысканию штрафа, исполнение требований неимущественного характера, обращение взыскания на личные неимущественные права должника,

производство по конфискации имущества, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ); 7) очередность удовлетворения требований кредиторов; 8) ответственность субъектов исполнительного производства; 9) исполнительные

правоотношения, осложненные иностранным элементом.

II. Анализ правового положения всех субъектов гражданских исполнительных правоотношений, в свою очередь, позволяет сделать вывод о некорректной формулировке, с точки зрения юридической техники, диспозиции статьи 48 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В указанной статье законодатель под лицами, участвующими в исполнительном производстве, объединил в одну группу три вида лиц с разными интересами: стороны исполнительного производства; субъектов, непосредственно исполняющих требования, содержащиеся в исполнительном документе и иных лиц, содействующих исполнению требований исполнительных документов. Данное положение закона, на наш взгляд, не только эклектично, но и ошибочно. У всех трех вышеуказанных категорий субъектов разное правовое положение и степень их участия в исполнительном производстве, а также разные

законные интересы.

Взыскатель и должник имеют как материальный, так и процессуальный интерес в исполнительном производстве. Лица, непосредственно исполняющие требования исполнительного документа, имеют только процессуальный интерес. Кроме того, исходя из дефиниции законодателя - «иные лица, содействующие исполнению требований», должны обязательно участвовать в исполнительном производстве, в то время как их участие не является обязательным. Эти лица не имеют своего интереса в исполнительном производстве, ни материального, ни процессуального.

В связи с вышеизложенным положения данной статьи нуждаются в доработке и изменении.

III. Необходимо на законодательном уровне предусмотреть ответственность (вплоть до уголовной) судебных приставов-исполнителей, за допускаемую волокиту в работе, нарушение процессуальных сроков предусмотренных федеральным законодательством, поскольку данные нарушения подрывают авторитет государственной власти и имеют прямое отношение к развития экономики.

IV. Для предотвращения коррупционных явлений в Федеральной службе судебных приставов РФ следовало бы дополнить статью 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» новым принципом: публичности и открытости.

V. Характерной чертой правопреемства в исполнительном производстве, по действующему законодательству, является то, что судебный пристав-исполнитель в настоящее время самостоятельно не может определить правопреемника, как это сделал бы суд в гражданском процессе. Абсурдно, но в исполнительном производстве правопреемника также определяет суд, арбитражный суд, орган или должностное лицо, выдавшее исполнительный документ. Только на основании актов вышеупомянутых лиц судебный пристав-исполнитель должен вынести постановление о замене выбывшей стороны.

Данное положение закона затягивает и затрудняет само движение исполнительного производства по исполнению требований исполнительных документов, автоматически затягивает принудительное исполнение и

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

восстановление нарушенного права взыскателя. В целях сокращения сроков исполнительного производства необходимо законодательно закрепить право судебного пристава-исполнителя самостоятельно производить замену правопредшественника

правопреемником.

VI. К сожалению, действующий закон не уделяет внимания правовому положению третьих лиц в исполнительном производстве, что, безусловно нарушает их законные права и интересы. Было бы целесообразно выработать норму права, определяющую правовое положение третьих лиц и закрепляющую их права и обязанности.

VII. В настоящее время в рамках действующего законодательства об исполнительном производстве такая мера, как временное ограничение на выезд должника из России применяется только на время исполнительного производства, т.е. фактически на 2 месяца. Кроме того, данная мера может применяться, в соответствии со ст. 30 ч. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве», без установления срока для добровольного исполнения, а это противоречит ст. 68 ч. 2 данного закона.

В целях повышения эффективности исполнительного производства, единообразия практики и повышения уровня защиты прав и законных интересов сторон в исполнительном производстве следовало бы законодательно закрепить следующие правила:

1. Включить ограничение на выезд должника за пределы Российской Федерации в норму перечня мер принудительного исполнения, тем самым закрепив принцип обращения взыскания на личные неимущественные права должника и личность самого должника.

2. Исключить применение данной меры до истечения срока на добровольное исполнение.

3. Установить срок применения данной меры - до полного исполнения должником требований содержащихся в исполнительном документе, независимо от срока исполнительного производства, как это предусмотрено в ряде европейских государств.

VIII. На наш взгляд, необходимо ввести фактическую ответственность лица, задерживающего перечисление денежных средств взыскателю, в виде неустойки в размере 1% за каждый день просрочки от

невыплаченной в срок суммы. (В настоящее время в ст. 118 Федерального закона «Об исполнительном производстве» данная ответственность не предусмотрена). Таким образом, появляется возможность

предусмотреть реальную ответственность банков и иных кредитных организаций в виде штрафной неустойки за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.

IX. В рамках действующего законодательства остается нерешенным вопрос: какова процедура взыскания с руководителя организации денежных сумм, если по его вине организации причинен ущерб в соответствии со ст. 120 Федерального закона «Об исполнительном производстве»? Буквально толкуя ст. 120 мы видим, что данные денежные суммы могут быть взысканы по постановлению судебного пристава-исполнителя. Однако, данные денежные суммы не подпадают под понятие штрафа и судебный пристав-исполнитель не может взыскать их на основании своего постановления. Эти денежные средства можно рассматривать только как ущерб, причиненный предприятию руководителем, выразившийся в излишке выплаченных денежных сумм работнику предприятия. Для взыскания такого ущерба необходимо решение суда. В соответствии с отечественным трудовым законодательством, суд, восстанавливая работника на работе, может указать в решении, что компенсация заработной платы производится за счет руководителя предприятия. Таким образом, возникает коллизия норм права между Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом «Об исполнительном производстве», что предопределяет необходимость дополнительной регламентации процесса реализации положений статьи 120 указанного закона.

X. По действующему законодательству в настоящее время отсутствует надежный механизм контроля за исполнительными действиями и реализацией возможных мер ответственности судебного пристава-исполнителя. Следовало бы законодательно закрепить положения по контролю и надзору за действиями судебного пристава-исполнителя.

XI. Автором предлагается рассматривать неисполнение должником добровольно требований содержащихся в исполнительном документе, в соответствии со статьей 10

№2 (20) 2010

Гражданского кодекса РФ, в качестве превышения пределов осуществления гражданских прав и злоупотребления правом, что должно влечь за собой ответственность не только в виде взыскания с должника исполнительного сбора. Целесообразно установить ответственность должника в виде отдельной нормы права, предусмотрев неустойку в размере 1% за каждый день просрочки от суммы невыполненных в срок требований исполнительного документа. Причем, данная неустойка должна начисляться и взыскиваться непосредственно судебным приставом-исполнителем на основании его постановления без дополнительного решения суда, поскольку в данном случае отсутствует спор о праве. В свою очередь, если должник посчитает, что его право нарушено судебным приставом-исполнителем в части размера неустойки, он должен иметь право оспорить такое постановление судебного пристава-исполнителя в суде, что позволило бы обеспечить баланс интересов, прав и обязанностей взыскателя и недобросовестного должника.

XII. Поскольку судебный пристав-исполнитель является государственным служащим, государству необходимо взять социальную ответственность за деятельность своих служащих. В целях реализации данного положения необходимо выработать норму права о фактической имущественной

ответственности государства за ненадлежащее исполнение судебными приставами-исполнителями своих обязанностей, либо неисполнения таковых, при наличии реальных возможностей такого исполнения и причинения ущерба как взыскателю, так и должнику. Так, если судебным приставом не исполняются исполнительные действия, не применяются меры принудительного исполнения в силу очевидного факта (ipso facto - лат.), в результате чего должник не исполняет требования, содержащиеся в

исполнительномдокументе, государство

должно удовлетворить требования

исполнительного документа перед

взыскателем, с последующим взысканием с судебного пристава-исполнителя понесенных расходов.

XIII. Статья 315 Уголовного кодекса РФ в числе субъектов уголовной ответственности за неисполнение решения, приговора или иного акта суда определяет: представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, служащего коммерческой или иной организации. Однако, учитывая данные статистики, большинство исполнительных документов злостно не исполняются именно физическими лицами. Поэтому было бы целесообразным расширить круг субъектов, несущих уголовную ответственность по ст. 315 УК РФ, включив в число таковых граждан и иных физических лиц.

О. С. Кучин

О НАУЧНЫХ ПОДХОДАХ К РАЗРАБОТКЕ НОВОЙ ДЕФИНИЦИИ «НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ЦЕННОСТЕЙ» В КРИМИНАЛИСТИКЕ

Понятие «ценность» давно уже вошло в обиход человеческого бытия. Этим термином постоянно пользуются ученые различных научных направлений. Проблему ценностей нельзя рассматривать абстрактно: ценности всегда связаны с социальным развитием1. К. Манхейм сравнивал ценности с дорожными огнями, т.к. они регулируют коммуникацию внутри культуры. Ни в одной цивилизации ценности не являются

«сверхфеноменологической суперструктурой»,

процесс образования новых ценностных норм происходит перманентно. Цивилизации используют метод перевода ценностей из одной системы в другую при переходе от более простых ценностей к более сложным, чтобы заставить систему ценностей функционировать еще раз2. Ценности - это обычно любые явления, реальные или мыслимые, существующие и несуществующие,

абстрактные или весьма конкретные, которые имеют какую-либо значимость для человека

1 Василенко И.А. Политический консенсус в гуманитарном диалоге культур // Вопросы философии. -1996.- № 8.-С. 49.

2 См.: Манхейм К. Диалог нашего времени. - М. Юрист, 1994.-С. 429-431.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.