Научная статья на тему 'ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ИНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА В ОБЛАСТИГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ'

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ИНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА В ОБЛАСТИГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
98
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ИНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ / РАБОТНИКИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / КУРСОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кугдаров Семен Романович, Виноградов Михаил Константинович

В статье рассмотрены проблемные вопросы, связанные с организацией подготовки в области гражданской обороны руководителей и иных должностных лиц руководящего состава, в том числе работников гражданской обороны. Даны предложения по решению возникающих противоречий и дальнейшему совершенствованию системы подготовки руководителей и иных должностных лиц руководящего состава в области гражданской обороны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кугдаров Семен Романович, Виноградов Михаил Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPOSALS FOR IMPROVING THE TRAINING OF MANAGERS AND OTHER SENIOR OFFICIALS IN THE FIELD OF CIVIL DEFENSE

This article discusses problematic issues related to thecivil defense training of managers and other officials of the management staff, including civil defense workers. Proposals are given to resolve emerging contradictions and fur-ther improve the system of training managers and other senior officials in the field of civil defense

Текст научной работы на тему «ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ИНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА В ОБЛАСТИГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ»

УДК 351/354 EDN: JJBYЛ

Предложения по совершенствованию подготовки руководителей и иных должностных лиц руководящего состава в области гражданской обороны

ISSN 1996-8493

D01:10.54234/CST. 19968493.2023.20.1.75

© Технологии гражданской безопасности, 2023

С.Р. Кугдаров, М.К. Виноградов

Аннотация

В статье рассмотрены проблемные вопросы, связанные с организацией подготовки в области гражданской обороны руководителей и иных должностных лиц руководящего состава, в том числе работников гражданской обороны. Даны предложения по решению возникающих противоречий и дальнейшему совершенствованию системы подготовки руководителей и иных должностных лиц руководящего состава в области гражданской обороны.

Ключевые слова: подготовка руководителей и иных должностных лиц руководящего состава в области гражданской обороны; работники гражданской обороны; дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций; курсовое обучение в области гражданской обороны; учебно-методические центры по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.

Proposals for Improving the Training of Managers and Other Senior Officials in the Field of Civil Defense

ISSN 1996-8493

D01:10.54234/CST. 19968493.2023.20.1.75 © Civil Security Technology, 2023

S.R. Kugdarov, M.K. Vinogradov

Abstact

This article discusses problematic issues related to thecivil defense training of managers and other officials of the management staff, including civil defense workers. Proposals are given to resolve emerging contradictions and further improve the system of training managers and other senior officials in the field of civil defense.

Key words: training of managers and other senior officials in the field of civil defense; civil defense workers; additional professional education in advanced training programs in the field of civil defense and protection from emergencies; course training in the field of civil defense; educational and methodological centers for civil defense and emergencies.

26.01.2023

В последнее время проблемным вопросам подготовки населения в области его защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера уделяется определенное внимание со стороны должностных лиц как на государственном, так и на уровне субъектов федерации, муниципальных образований и организаций. Исследовались эти вопросы и в научно-исследовательских и образовательных организациях МЧС России. Так, во Всероссийском научно-исследовательском институте по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (ВНИИ ГОЧС) был проведен ряд исследований, в ходе которых выявлены определенные противоречия в области подготовки отдельных категорий населения и даны рекомендации по совершенствованию этого процесса [1, 2, 3].

Однако, по нашему мнению, в ходе этих работ в недостаточной степени были изучены вопросы подготовки руководителей и иных должностных лиц в предметной области настоящего исследования. Всесторонний анализ практической работы в области подготовки этой категории лиц свидетельствует о наличии ряда проблемных вопросов при организации и осуществлении образовательной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны (ГО) определен ряд форм подготовки руководителей федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, должностных лиц органов местного самоуправления и руководителей организаций в области ГО (далее — руководители ГО). Среди них: самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по ГО, изучение своих функциональных обязанностей, а также участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках и других плановых мероприятиях в области ГО1.

Федеральным законодательством установлено, что руководство ГО на территориях субъектов федерации и муниципальных образований осуществляют высшие должностные лица субъектов и должностные лица, возглавляющие местные администрации2. Теория и практика управленческой деятельности свидетельствуют о необходимости приобретения руководителем различного уровня дополнительных знаний по многим вопросам в социальной, техногенной и природной сфере, в том числе и области защиты населения и территорий от ЧС различной природы. А получить подобные знания не специалисту в этой области можно только в ходе дополнительного профессионального образования. Между тем, анализ форм подготовки руководителей в области ГО свидетельствует о том, что законодательством не предусмотрена подобная форма подготовки.

В этой связи возникает вопрос об уровне эффективности руководства ГО в масштабах федерального

органа исполнительной власти, подведомственных ему организаций, а также субъекта Российской Федерации, муниципального образования, крупной организации, если указанные органы управления (руководители ГО) не получили дополнительного профессионального образования в области гражданской обороны.

Практика деятельности территориальных управлений МЧС России свидетельствует о том, что руководитель субъекта федерации, не прошедший обучение по программам дополнительного профессионального образования в области ЧС, нередко испытывает затруднения при управлении сегментом единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в субъекте Российской Федерации в условиях чрезвычайной ситуации различной природы. Следует предположить, что в условиях вооруженного конфликта руководитель ГО различного уровня будет испытывать не меньшие трудности при управлении системой ГО и не сможет обеспечить соответствующий уровень защиты населения и территории, а также устойчивое функционирование системы.

Опыт Великой Отечественной войны свидетельствует о том, что искусство руководить большим количеством структур различного назначения в условиях военного положения требует от руководителя глубоких и всесторонних знаний, практического опыта во многих областях социально-экономической деятельности, в том числе в области ГО, которые невозможно получить без соответствующего профессионального образования и регулярной практической отработки [4]. Общеизвестно, что от уровня подготовки руководителей ГО зависит как эффективность защиты населения и территорий, так и деятельность расположенных вэтой местности предприятий промышленности и жилищно-коммунального хозяйства.

Вместе с тем практика проведенных надзорных и контрольных проверок, учений, тренировок и иных мероприятий в области ГО показывает слабую подготовленность в области ГО вышеуказанной категории руководителей. Всесторонний анализ учений, тренировок и иных мероприятий по ГО свидетельствует о наличии общих недостатков в деятельности руководителей ГО разных уровней. К ним относятся:

неумение оценить обстановку, которая может сложиться в результате применения потенциальным противником современных средств поражения;

неспособность организовать работу по составлению необходимых расчетов по:

ожидаемым санитарным и безвозвратным потерям среди населения (персонала);

силам и средствам для проведения неотложных и других аварийно-спасательных работ (АСДНР), в том числе по расчистке маршрутов, путей эвакуации, разбору завалов и извлечению из-под завалов раненых и погибших людей;

иных необходимых расчетов и оценок после ударов по наиболее вероятным целям на территории субъекта

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны».

2 Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», ст. 11.

федерации, муниципального образования или организации;

отсутствие конкретных знаний для контроля и проверки, подготовленных оценок и расчетов по прогнозируемой обстановке в случае применения противником различных средств поражения, в том числе оружия массового поражения (ОМП);

неумение анализировать обстановку, самостоятельно подготовить доклад по результатам анализа, а также кратко и четко доложить по существу вопроса вышестоящему руководителю и ответить на дополнительные вопросы без посторонней помощи.

Результатом отсутствия знаний и опыта в области ГО являются непринятые своевременно решения по эвакуации, укрытию, защите, проведению АСДНР и первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения (персонала). В ходе проверок и учений обращает на себя внимание слабая подготовленность руководителей ГО организаций. Это приводит к тому, что: подготовка работающего населения (персонала организации) проводится формально; на учения и тренировки, как правило, каждый раз привлекаются одни и те же работники, состоящие в составе нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ) и (или) формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО (НФГО). При этом основной состав работников организаций в мероприятиях по ГО участия не принимает либо его действия носят формальный характер и не способствуют обучению этой категории сотрудников.

При этом необходимо отметить, что согласно требованиям нормативных документов3 НАСФ создаются в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой степени опасности и гидротехнические сооружения высокой степени опасности, а НФГО формируются в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне (отнесение организаций к категориям по ГО производится в соответствии с производственными показателями) [5]. Из этого следует, что это практически все организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты и гидротехнические сооружения. Также к этим организациям относятся в основном и производственные предприятия.

В ходе проверок был установлен и такой факт. Если в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты и гидротехнические сооружения, а также отнесенных к категориям по ГО, периодически проводятся определенные практические мероприятия по подготовке работников, то в коммерческих (частных и иных) организациях ситуация с подготовкой (обучением) в области ГО неудовлетворительна. Объявленные каникулы и приостановление осуществления

надзорных мероприятий в области ГО и защиты от ЧС в отношении малого и среднего бизнеса4 привели к тому, что работники этих организаций вообще не проходят такую подготовку.

Не лучшим образом осуществляется подготовка сотрудников в области ГО в ряде государственных и муниципальных организаций, не эксплуатирующих опасные производственные объекты, ГТС и объекты, не отнесенные к категориям по ГО. Проверками установлено, что подготовка работников в области ГО проводится формально и выражается, как правило, только в проведении вводного инструктажа и заполнении отчетных документов для органов контроля.

Отсутствие в законодательстве Российской Федерации требований по обязательному получению руководителями ГО всех уровней, а также руководителями организаций дополнительного профессионального образования в области ГО считаем недоработкой и существенным недостатком в системе подготовки должностных лиц в России. Однако подобная подготовка должностных лиц предусмотрена в области ЧС. В табл. 1 представлены результаты сравнительного анализа подготовки должностных лиц в области ГО и ЧС.

По нашему мнению, руководитель субъекта Российской Федерации, не прошедший обучение по ГО, будет испытывать определенные затруднения при осуществлении руководства системой ГО в субъекте федерации в условиях военного конфликта. Например, Якутия, которая занимает пятую часть территории России и по площади равнозначную Индии, в границах которой действует 3 часовых пояса. По оценкам специалистов, в Республике имеется определенное количество рисков возникновения ЧС, а учитывая наличие полезных ископаемых и их значение для экономики России вероятность нанесения ударов по объектам добывающей промышленности в период военных действий вполне высока. Следовательно, необходимость проведения мероприятий по ГО становится актуальной задачей для руководства Республики.

Как известно, успех управленческой деятельности в любой социотехнической и пространственно распределенной системе во многом зависит от уровня подготовки руководителей всех уровней, грамотного использования опыта управления, научно обоснованного подхода к решению возникающих задач и проблемных вопросов. Поэтому сложившаяся обстановка, связанная с отсутствием у руководителей ГО твердых знаний, умений и навыков по руководству мероприятиями в области ГО и защите населения и территорий ввиду отсутствия у них дополнительного профессионального образования в этой области, способствует принятию несвоевременных и ошибочных решений. История современной России свидетельствует о растерянности и бездействии в условиях ЧС отдельных руководителей регионов. Целесообразно предположить, что в условиях вооруженного конфликта подобная деятельность

3 Приказ МЧС России от 23 декабря 2005 года № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2021 г № 1520 «Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа подготовки должностных лиц в области ГО и ЧС5:

№ п.п. Категория руководителей, работников ГО и иных должностных лиц Обязательное дополнительное образование по программам повышения квалификации в области защиты от ЧС Обязательное дополнительное образование по программам повышения квалификации в области ГО

1 Руководители ФОИВ, высшие должностные лица субъектов федерации, председатели Комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее -КЧС и ОПБ) ФОИВ, госкорпораций и субъектов федерации Да Нет

2 Руководители органов местного самоуправления (ОМСУ) и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов ЗНТ от ЧС, председатели КЧС и ОПБ муниципальных образований Да Нет

3 Руководители организаций Нет Нет

4 Должностные лица, возглавляющие местные администрации (ОМСУ), территории которых отнесены к группам по ГО Да Нет (допускается обучение на курсах по ГО)

5 Руководители организаций, отнесенных к категориям по ГО, а также организаций, продолжающих работу в военное время Частично ^допускается обучение на курсах по ГО)

6 Уполномоченные работники (работники органов государственной власти, ОМСУ и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по ЗНТ от ЧС) (они же работники ГО) Да Нет

8 Работники ГО: Нет (допускается обучение на курсах по ГО)

- ОМСУ, территории которых отнесены к группам по ГО; - организаций, отнесенных к категориям по ГО; - организаций, продолжающих работу в военное время Да

9 Работники УМЦ ГО и ЧС, курсов ГО. Нет Нет

10 Преподаватели учебного предмета «ОБЖ» и учебной дисциплины «БЖД» Да Нет

руководителей ГО может привести к панике среди населения и неразберихе в органах исполнительной власти. Указанные недостатки характерны для руководителей ГО как федерального (регионального) уровня, так и муниципального, а также территорий, отнесенных к группам по ГО и организаций, отнесенных к категориям по ГО.

Положением о подготовке населения в области ГО также определена категория руководителей и работников ГО, подлежащих подготовке по соответствующим программам дополнительного профессионального образования или курсового обучения в области ГО: должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) муниципальных образований, расположенных на территориях, отнесенных в установленном порядке к группам по ГО; работники ГО; работники учебно-методических центров (УМЦ) ГО и ЧС и курсов ГО, руководители организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО, а также организаций, продолжающих работу в военное время6.

Указанная подготовка должна проводиться в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО МЧС России и других ФОИВ,

в том числе в УМЦ ГО и ЧС, а также на курсах ГО. Из этого следует, что российским законодательством также не предусмотрено обязательное получение указанными руководителями и работниками ГО дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации в области ГО, так как законодательство допускает прохождение ими подготовки в области ГО на курсах гражданской обороны.

В соответствии с рекомендациями по организации и проведению курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС курсовое обучение не является образовательной деятельностью и лицензированию не подлежит. При этом местом проведения курсового обучения могут быть курсы ГО муниципальных образований [6].

Из этого следует неразрешимое в практике подготовки в области ГО противоречие, когда должностные лица органов местного самоуправления, возглавляющие местную администрацию муниципальных образований, расположенных на территориях, отнесенных к группам по ГО, а также работники ГО этих органов могут обучаться на курсах ГО муниципальных образований, находящихся в непосредственном и прямом подчинении указанных лиц, что приводит к снижению уровня подготовки и в какой-то мере может привести к конфликту интересов7.

Наряду с этим преподаватели предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины

5 Таблица составлена авторами в результате проведенного исследования.

6 Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны», пп. «б», п.2.

7 Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», ст. 10.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях «Технологии гражданской безопасности», том 20, 2023, № 1 (75)

«Безопасность жизнедеятельности» организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования, подлежат подготовке в области ГО8. Однако в настоящее время отсутствуют требования, предусматривающие получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации педагогическими работниками — преподавателями предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» по вопросам ГО в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, в том числе УМЦ ГО и ЧС.

Более того, форма подготовки преподавателей предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования в области ГО, не определена никакими нормативными и правовыми актами. Следует добавить, что и вновь назначенные преподаватели предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», не имеющие профильного образования, но удовлетворяющие общим требованиям (например, офицеры запаса, проходившие службу на должностях, связанных с финансовым обеспечением войск), не обязаны проходить обучение по дополнительным профессиональным программам в области ГО [1].

Вместе с тем условия, связанные с ухудшением военно-политической обстановки в мире, продолжением санкционной «войны» и возможностью перерастания специальной военной операции (СВО) на Украине в крупномасштабную войну, в ходе которой вероятный противник может применить ОМП, необходимо пересмотреть вопросы организации и проведения подготовки не только руководителей ГО и работников ГО, но и должностных лиц организаций, предприятий, учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также преподавателей предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Прежде всего, это предложение обусловливается:

во-первых, возможностью перерастания СВО на территории Украины в крупномасштабную войну и реальным повышением угрозы возникновения военных конфликтов вблизи границ Российской Федерации;

во-вторых, масштабностью и тяжестью последствий применения ОМП и высокоточного оружия в различном оснащении в современных военных конфликтах;

в-третьих, возможностью существующих образовательных организаций и организаций, осуществляющих

образовательную деятельность, включая УМЦ ГО и ЧС субъектов федерации по подготовке указанной категории населения.

По нашему мнению, в целях повышения уровня подготовленности руководителей ГО и работников ГО в области гражданской обороны необходимо:

1. Внести изменения в Приложение («Формы подготовки в области ГО по группам лиц, подлежащих подготовке)» к Положению о подготовке населения в области ГО9, а именно:

1) исключить пункт 1 вышеуказанного Приложения;

2) пункт 2 (в новой редакции пункт 2 будет пунктом 1) Приложения изложить в следующей редакции: «1. Руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций, работники гражданской обороны, работники учебно-методических центров гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации и курсов гражданской обороны, преподаватели предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования:»;

3) в подпункте б) пункта 1 после слов: «..., а также на курсах гражданской обороны;» добавить слова: «(курсовое обучение в области гражданской обороны должностных лиц местного самоуправления, возглавляющих местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) и работников гражданской обороны органов местного самоуправления не допускается на курсах гражданской обороны муниципальных образований);»;

4) в пункт 1 добавить подпункт «д)» следующего содержания: «д) личное участие руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностных лиц местного самоуправления, возглавляющих местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководителей организаций в учебно-методических сборах, учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне.».

2. Внести изменения в Приложение («Формы подготовки в области ГО (по группам лиц, подлежащих

8 Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения о подготовке

населения в области гражданской обороны», п.3.

подготовке)»10, предусматривающее обязательное получение должностными лицами местного самоуправления, возглавляющими местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), работниками ГО и работниками курсов ГО муниципальных образований, расположенных на территориях, отнесенных в установленном порядке к группам по ГО, руководителями и работниками ГО организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО, а также организаций,

продолжающих работу в военное время, дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации в области ГО.

Таким образом, следует предположить, что предложенные изменения будут способствовать повышению уровня подготовки руководителей ГО и работников ГО, что скажется на деятельности органов власти и руководстве предприятий в Российской Федерации в случае проведения мероприятий по гражданской обороне.

Литература

1. Григорьев В. Н., Аюбов Э. Н., Дуганов В. А. и др. Анализ текущего состояния кадрового обеспечения в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их предупреждения и ликвидации. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2022. 378 с. Акт № 20 от 30.06.2022.

2. Григорьев В. Н., Виноградов М. К. Подготовка отдельных категорий населения по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. // Технологии гражданской безопасности. 2022. № 4. С. 87-92.

3. Григорьев В. Н. Проблемные вопросы подготовки обучающихся в высших учебных заведениях России в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного

и техногенного характера // Технологии гражданской безопасности. 2022. № 4. С. 74-81.

4. Великая Отечественная война 1941-1945 [Электронная версия] // Портал Большой российской энциклопедии. URL: https://bigenc.rU/c/velikaia-otechestvennaia-voina-1941-1945-ff234c (дата обращения: 21.01.2023).

5. Методические рекомендации по созданию, подготовке и оснащению нештатных аварийно-спасательных формирований. Утверждены МЧС России 02.12.2021 № МР-ВЯ-1.

6. Рекомендации по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Утверждены МЧС России 02.12.2015 № 2-4-8746-11, п. 2.1 и п. 2.4.

Сведения об авторах

Кугдаров Семен Романович: ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия), зам. нач. отдела ГО. Якутск, Россия.

Виноградов Михаил Константинович: аспирант, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с. науч.-исслед. отдела. Москва, Россия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about authors

Kugdarov Semyon R.: Main Directorate of the Ministry of Emergency Situations of Russia for the Republic of Sakha (Yakutia), Deputy Head of the Civil Defense Department. Yakutsk, Russia.

Vinogradov Mikhail K.: Graduate Student, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Researcher, Research Department. Moscow, Russia.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Степанов В.Я. История чрезвычайной спасательной службы в лицах: исгорию-художественный публицистический сборник. 2-е изд., доп. и перераб. https://elibrary.ru/item.asp?id=29272799

Акимов В.А. и др. Астероидно-кометная опасность: стратегия противодействия. Монография. http://elibrary. ru/item.asp?id=25104782

Верескун А.В. и др. Комплексное исследование влияния рисков природных и техногенных чрезвычайных ситуаций на безопасность жизнедеятельности населения Республики Крым и г Севастополя. Монография. http://elibrary.ru/item.asp?id=24142485

Настольная книга руководителя гражданской обороны. Издание 2-е, актуализированное и дополненное. http: //elibrary .ru/item.asp?id=24401975

Акимов В.А. и др. Глобальная и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий. XX Международная научно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Тезисы докладов. http://elibrary. ru/item.asp?id=23536402

Шаерман А.В. и др. Проведение спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях. Монография. http://elibrary. ru/item.asp?id=23668786

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.